Характеристика Штольца в романе Обломов кратко, образ с цитатами героя Андрея Ивановича для сочинения в таблице

Одним из ключевых персонажей романа И. А. Гончарова «Обломов» является Андрей Штольц — лучший друг и полная противоположность главного героя, Ильи Обломова. Волевой, трудолюбивый, решительный — он на собственном примере показывает, каких вершин можно добиться благодаря собственному труду и упорству. Характеристика Штольца имеет большое значение, поскольку позволяет наиболее полно раскрыть образ Обломова, передать основной замысел произведения. Автор недаром отводит Штольцу вторую по значимости роль в романе: будучи полным антиподом Обломова, Андрей Штольц воплощает в себе черты нового типа русского прогрессивного человека.

Краткая характеристика

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Обломов.

Полное имя — Андрей Иванович Штольц.

Возраст — чуть больше 30 лет.

Род занятий — надворный советник, коммерсант.

Семья — отец Иван Штольц и мать, жена Ольга Ильинская.

Социальное положение — дворянин.

Происхождение — родом из смешанного семейства, так как отец был простым немецким бюргером, а мать — обедневшей русской дворянкой.

Воспитание — отцовское воспитание — строгое, трудовое, материнское воспитание — благородное, утончённое.

Образование — прекрасно образован, университетское образование.

Внешность — худощавый, стройный, мускулистый мужчина с выразительными зелёными глазами и смуглым цветом кожи.

Характер — настойчивый, решительный, трудолюбивый, педантичный, сдержанный, прагматичный, целеустремлённый.

Положительные черты — добрый, заботливый, трудолюбивый, целеустремлённый, отличный друг.

Отрицательные черты — скупой на эмоции, педантичный, расчётливый.

Произведение — «Обломов».

Автор — Иван Александрович Гончаров.

Как повлияло воспитание на дальнейшую жизнь героев?

Несмотря на различное воспитание, отношение к родителям Обломова и Штольца более похоже, чем различно: оба героя уважают и любят своих родителей, стремятся быть похожими на них и ценят то, что они им дали. Однако если для Андрея Ивановича воспитание стало трамплином для достижения карьерных высот, становления в обществе и помогло выработать волю и практичность, умение достигать любых целей, то и так мечтательного от природы Обломова «тепличное» воспитание сделало еще более интровертным и апатичным. Первая же неудача Ильи Ильича на службе приводит к его полному разочарованию в карьере, а необходимость работать он быстро сменяет на непрерывное лежание на диване и псевдопереживание реальной жизни в мечтах и несбыточных иллюзиях о возможном будущем Обломовки. Примечательно, что оба героя видят идеал будущей жены в женщине, похожей на мать: для Ильи Ильича ею становится хозяйственная, кроткая, тихая, во всем согласная с мужем Агафья, тогда как Штольц, сначала увидев в Ольге образ, похожий на его мать, спустя годы жизни понимает, что это не совсем так, ведь ему нужно постоянно развиваться, чтобы оставаться авторитетом для своей требовательной, эгоистичной жены.

Тема семьи в «Обломове» является одной из наиболее важных, так именно через уяснение особенностей воспитания и становления героев читатель начинает понимать их жизненные цели и мотивы. Возможно, если бы Илья Ильич рос в семье прогрессивных буржуа либо мать Штольца не умерла так рано, их судьбы сложились по-другому, однако автор, точно изображая социальные реалии того времени, подводит читателя к вечным вопросам и темам.

Изобразив в романе два разных типа личности, два противоположных пути, Гончаров предоставил читателям обширное поле для размышлений над вопросами семьи и воспитания, актуальными и в наше время.

Тест по произведению

В романе «Обломов» хотел противопоставить западную и русскую культуру Иван Александрович Гончаров. Обломов и Штольц — два ключевых образа произведения. Роман построен на приеме антитезы. Она реализуется через противопоставление двух этих персонажей произведения. Во многом противоположны Штольц и Обломов. В русской классической литературе есть множество произведений, построенных подобным образом. Это, например, «Герой нашего времени» и «Евгений Онегин». В зарубежной литературе также можно найти такие примеры.

Цитатная характеристика

Описание Штольца с цитатами позволит раскрыть его образ, продемонстрировать не только внешность, но и черты характера, особенности поведения, отношения к жизни.

Портрет

Художественный портрет Андрей Штольца основан на том, что он является дворянином, наполовину немцем.

«…это Андрей Иванович Штольц».(Часть первая, глава 3)

«…в сыне ей мерещился идеал барина, хотя выскочки, из черного тела, от отца-бюргера, но все-таки сына русской дворянки…» (Часть вторая, глава 1)

«Штольц был немец только вполовину, по отцу: мать его была русская; веру он исповедовал православную; природная речь его была русская…»(Часть вторая, глава 1)

Отец Андрея Штольца — образованный бюргер родом из Германии, мать — обедневшая русская дворянка.

«Отец Андрюши был агроном, технолог, учитель». (Часть вторая, глава 1)

«Она жила гувернанткой в богатом доме и имела случай быть за границей…» (Часть вторая, глава 1)

Отец Андрея Штольца — обрусевший немец, сумевший собрать единственному сыну небольшой капитал благодаря своему трудолюбию. Он работал управляющим, а также содержал небольшой пансион для дворянских отпрысков.

«Оставил он сыну наследства всего тысяч сорок. Кое-что он взял в приданое за женой, а остальные приобрел тем, что учил детей да управлял имением: хорошее жалованье получал». (Часть первая, глава 4)

«…у тамошнего управляющего, немца Штольца, который завел небольшой пансион для детей окрестных дворян. У него был свой сын, Андрей, почти одних лет с Обломовым…» (Часть первая, глава 9)

«В селе Верхлеве, где отец его был управляющим…» (Часть вторая, глава 1)

Портретная характеристика Андрея Штольца основана на том, что он — успешный делец, предприниматель, который смог в несколько раз увеличить отцовское состояние. Он находится на государственной службе в чине надворного советника.

«Хорош мальчик! Вдруг из отцовских сорока сделал тысяч триста капиталу, и в службе за надворного перевалился, и ученый… теперь вон еще путешествует!» (Часть первая, глава 4)

«Станет надворный советник учиться!»(Часть первая, глава 4)

Внешность

Андрей Штольц — молодой мужчина, которому немногим больше тридцати лет.

«…ему уже за тридцать лет…»(Часть вторая, глава 2)

У Штольца выразительные зелёные глаза.

«Андрюша детскими зелененькими глазками своими…» (Часть вторая, глава 1)

«…глаза хотя немного зеленоватые, но выразительные…» (Часть вторая, глава 2)

Цвет лица у Штольца ровный, немного смуглый.

«…цвет лица ровный, смугловатый и никакого румянца…» (Часть вторая, глава 2)

Андрей Штольц — стройный, подтянутый мужчина без лишнего веса, обладающий физической силой.

«Он весь составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь. Он худощав; щек у него почти вовсе нет, то есть есть кость да мускул, но ни признака жирной округлости…» (Часть вторая, глава 2)

«…он сохранил силу души, крепость тела…» (Часть вторая, глава 2)

«Он был бодр телом…» (Часть четвертая, глава 8)

Штольц не привык делать лишних движений телом, использовать богатую мимику.

«Движений лишних у него не было. Если он сидел, то сидел покойно, если же действовал, то употреблял столько мимики, сколько было нужно». (Часть вторая, глава 1)

Черты характера и поступки

Штольц — разносторонне развитый, увлекающийся человек. В поисках новых знаний он путешествует по свету и не перестаёт учиться.

«…он любил и новости, и свет, и науку, и всю жизнь, но как-то глубже, искреннее…» (Часть первая, глава 3)

«Зачем он шатается по чужим землям?

Учиться хочет, все видеть, знать».(Часть первая, глава 4)

«Штольц часто отлучался из Петербурга в Москву, в Нижний, в Крым, а потом и за границу…» (Часть первая, глава 5)

«…Штольца почти никогда не было в Петербурге…» (Часть первая, глава 6)

«Я два раза был за границей, после нашей премудрости, смиренно сидел на студенческих скамьях в Бонне, в Иене, в Эрлангене, потом выучил Европу как свое имение. Но, положим, вояж — это роскошь, и не все в состоянии и обязаны пользоваться этим средством; а Россия? Я видел Россию вдоль и поперек. Тружусь…» (Часть вторая, глава 4)

Андрей Штольц — человек невероятно трудолюбивый, деятельный, который не боится браться за новую работу, развивать себя в новой сфере.

«Он служил, вышел в отставку, занялся своими делами и в самом деле нажил дом и деньги. Он участвует в какой-то компании, отправляющей товары за границу».(Часть вторая, глава 2)

«Он беспрестанно в движении: понадобится обществу послать в Бельгию или Англию агента — посылают его; нужно написать какой-нибудь проект или приспособить новую идею к делу — выбирают его. Между тем он ездит и в свет и читает: когда он успевает — бог весть».(Часть вторая, глава 2)

«Ах, если б прожить лет двести, триста! — заключил он, — сколько бы можно было переделать дела!» (Часть четвертая, глава 2)

Андрей Штольц — натура сильная, волевая, целеустремлённая, способная изменять обстоятельства в свою пользу.

«Выше всего он ставил настойчивость в достижении целей: это было признаком характера в его глазах, и людям с этой настойчивостью он никогда не отказывал в уважении, как бы ни были неважны их цели». (Часть вторая, глава 2)

«Вот Штольц — другое дело: Штольц — ум, сила, уменье управлять собой, другими, судьбой. Куда ни придет, с кем ни сойдется — смотришь, уж овладел, играет, как будто на инструменте». (Часть вторая, глава 7)

«Человек создан сам устраивать себя и даже менять свою природу… Нет человека, который бы не умел чего-нибудь, ей-богу нет!» (Часть четвертая, глава 2)

«…сама жизнь и труд есть цель жизни…» (Часть четвертая, глава 2)

Штольц — человек расчётливый, бережливый, прагматичный не только в финансовых вопросах, но и по части душевных переживаний.

«Как в организме нет у него ничего лишнего, так и в нравственных отправлениях своей жизни он искал равновесия практических сторон с тонкими потребностями духа…» (Часть вторая, глава 2)

«Он шел твердо, бодро; жил по бюджету, стараясь тратить каждый день, как каждый рубль, с ежеминутным, никогда не дремлющим контролем издержанного времени, труда, сил души и сердца». (Часть вторая, глава 2)

«Кажется, и печалями и радостями он управлял, как движением рук, как шагами ног или как обращался с дурной и хорошей погодой. Он распускал зонтик, пока шел дождь, то есть страдал, пока длилась скорбь, да и страдал без робкой покорности, а больше с досадой, с гордостью, и переносил терпеливо…» (Часть вторая, глава 2)

Штольц всегда стремился к тому, чтобы просто и без прикрас смотреть на жизнь. Он всегда избегал пустых надежд и мечтаний.

«Простой, то есть прямой, настоящий взгляд на жизнь— вот что было его постоянною задачею…» (Часть вторая, глава 2)

«Больше всего он боялся воображения, этого двуличного спутника… Он боялся всякой мечты… Мечте, загадочному, таинственному не было места в его душе».(Часть вторая, глава 2)

В душе Штольца нет места сильным страстям и переживаниям. Он никогда не был рабом у прекрасных женщин и намеревался прожить жизнь без изматывающих душу роковых страстей.

«Он не ослеплялся красотой и потому не забывал, не унижал достоинства мужчины, не был рабом, «не лежал у ног» красавиц, хотя не испытывал огненных радостей». (Часть вторая, глава 2)

« — Страсти, страсти все оправдывают, — говорили вокруг него, — а вы в своем эгоизме бережете только себя: посмотрим, для кого». (Часть вторая, глава 2)

«Он говорил, что «нормальное назначение человека — прожить четыре времени года, то есть четыре возраста, без скачков и донести сосуд жизни до последнего дня, не пролив ни одной капли напрасно, и что ровное и медленное горение огня лучше бурных пожаров, какая бы поэзия ни пылала в них…» (Часть вторая, глава 2)

«…он не мечтатель; он не хотел бы порывистой страсти…» (Часть четвертая, глава 4)

Андрей Штольц — прямолинейный человек, привыкший открыто излагать свои мысли.

« — Как ты иногда резко отзываешься о людях, Андрей…» (Часть вторая, глава 3)

Штольц — настоящий, верный друг Обломова, несмотря на полную противоположность их характеров.

«Как такой человек мог быть близок Обломову, в котором каждая черта, каждый шаг, все существование было вопиющим протестом против жизни Штольца? Это, кажется, уже решенный вопрос, что противоположные крайности если не служат поводом к симпатии, как думали прежде, то никак не препятствуют ей. Притом их связывало детство и школа — две сильные пружины…» (Часть вторая, глава 2)

«…товарищ его детства, неизменный друг его, Штольц…» (Часть первая, глава 8)

Штольц — заботливый друг, который решает многие бытовые проблемы Обломова, помогает разобраться в вопросах, связанных с поместьем.

«До тех пор он и не знал порядочно своих дел: за него заботился иногда Штольц….» (Часть первая, глава 6)

Андрей Штольц категорически не приемлет образ жизни Обломова и даёт этому болоту определение — «обломовщина». Он до последнего пытается вернуть друга к нормальному образу жизни.

« — Это не жизнь! — упрямо повторил Штольц.

— Что ж это, по-твоему?

— Это… (Штольц задумался и искал, как назвать эту жизнь.) Какая-то… обломовщина…» (Часть вторая, глава 4)

«Послушай, Илья, серьезно скажу тебе, что надо переменить образ жизни, иначе ты наживешь себе водяную или удар… Я от тебя не отстану. Теперь уж слушаюсь не одного своего желания, а воли Ольги: она хочет — слышишь? — чтоб ты не умирал совсем, не погребался заживо, и я обещал откапывать тебя из могилы…» (Часть четвертая, глава 2)

Всё самое лучшее, что есть у него в душе, Штольц отдаёт Ольге, которую любит глубоко, всем сердцем. В ней он находит идеал спутницы жизни.

«Мало-помалу, незаметно, он привык при ней вслух думать, чувствовать и вдруг однажды, строго поверив себя, узнал, что он начал жить не один, а вдвоем и что живет этой жизнью со дня приезда Ольги».(Часть четвертая, глава 4)

«— Но я вас люблю, Ольга Сергеевна! — сказал он почти сурово». (Часть четвертая, глава 4)

«…отдайте мне ваше будущее и не думайте ни о чем — я ручаюсь за все». (Часть четвертая, глава 4)

«…нашел свое, — думал он, глядя влюбленными глазами на деревья, на небо, на озеро, даже на поднимавшийся с воды туман. — Дождался! Столько лет жажды чувства, терпения, экономии сил души! Как долго я ждал — все награждено: вот оно, последнее счастье человека!» (Часть четвертая, глава 4)

Семейная жизнь с Ольгой оказывается очень счастливой благодаря тому, что супруги обладают схожим темпераментом и взглядами на жизнь.

«Шли годы, а они не уставали жить. Настала и тишина, улеглись и порывы; кривизны жизни стали понятны, выносились терпеливо и бодро, а жизнь все не умолкала у них… разгула диким страстям быть не могло: все было у них гармония и тишина».(Часть четвертая, глава 8)

«Только не было дремоты, уныния у них, без скуки и без апатии проводили они дни; не было вялого взгляда, слова; разговор не кончался у них, бывал часто жарок» (Часть четвертая, глава 8)

«Их будило вечное движение мысли, вечное раздражение души и потребность думать вдвоем, чувствовать, говорить!..» (Часть четвертая, глава 8)

«Штольц был глубоко счастлив своей наполненной, волнующейся жизнью…» (Часть четвертая, глава 8)

Воспитание

Будучи наполовину немцем и наполовину русским, Андрей Штольц получил воспитание на двух языках и в равной степени хорошо владел ими.

«…природная речь его была русская: он учился ей у матери и из книг, в университетской аудитории и в играх с деревенскими мальчишками, в толках с их отцами и на московских базарах. Немецкий же язык он наследовал от отца да из книг». (Часть вторая, глава 1)

В школьные годы Андрей всегда читал больше положенной программы.

«…Штольц приносил ему книги, какие надо еще прочесть сверх выученного…»(Часть первая, глава 6)

Благодаря родителям Андрей смог получить разностороннее образование. Он имел весьма глубокие познания по многим предметам.

«С восьми лет он сидел с отцом за географической картой, разбирал по складам Гердера, Виланда, библейские стихи и подводил итоги безграмотным счетам крестьян, мещан и фабричных, а с матерью читал священную историю, учил басни Крылова и разбирал по складам же Телемака». (Часть вторая, глава 1)

«…притом он такой понятливый! Скоро он стал читать Телемака, как она сама, и играть с ней в четыре руки…» (Часть вторая, глава 1)

Родители Андрея имели разные взгляды на вопросы воспитания сына. Мать стремилась оградить его от всех бед, в то время как отец с ранних лет приучал к грубым реалиям жизни.

«Мать всегда с беспокойством смотрела, как Андрюша исчезал из дома на полсутки, и если б только не положительное запрещение отца мешать ему, она бы держала его возле себя».(Часть вторая, глава 1)

«Андрюша полсутки ходит таким чистеньким, благовоспитанным мальчиком, а к вечеру, иногда и к утру, опять его кто-нибудь притащит выпачканного, растрепанного, неузнаваемого, или мужики привезут на возу с сеном…» (Часть вторая, глава 1)

«— Что за ребенок, если ни разу носу себе или другому не разбил? — говорил отец со смехом». (Часть вторая, глава 1)

«Ей не совсем нравилось это трудовое, практическое воспитание. Она боялась, что сын ее сделается таким же немецким бюргером, из каких вышел отец». (Часть вторая, глава 1)

Отец так смог воспитать Андрея, что тот с детства был дисциплинированным, ответственным человеком, на которого можно положиться. Отец, видя способности сына, делает его своим помощником — репетитором в пансионе и платит ему заработную плату.

«Четырнадцати, пятнадцати лет мальчик отправлялся частенько один, в тележке или верхом, с сумкой у седла, с поручениями от отца в город, и никогда не случалось, чтоб он забыл что-нибудь, переиначил, недоглядел, дал промах».(Часть вторая, глава 1)

«…Андрюша отлично учился, и отец сделал его репетитором в своем маленьком пансионе».

Отец, получивший университетское образование, решает, что сын также должен быть образованным человеком. После завершения обучения Штольц даёт сыну полную свободу выбора профессии.

«Он был в университете и решил, что сын его должен быть также там…» (Часть вторая, глава 1)

«Образован ты хорошо: перед тобой все карьеры открыты; можешь служить, торговать, хоть сочинять, пожалуй, — не знаю, что ты изберешь, к чему чувствуешь больше охоты…» (Часть вторая, глава 1)

Характеристика личности

На момент описываемых в романе событий герою уже более 30 лет. В образе Штольца сложно не заметить страсть к обучению и трудолюбие. С детства он активно познает мир, пытается перенять отцовский опыт и знания. Став взрослым, много путешествует по службе, рассматривая поездки не только как развлечение, но и как знакомство с культурой других стран. Он не пренебрегает светским обществом, открыт к общению и доброжелательно настроен к оппонентам. Постоянно развивается, читает книги, узнает новости из газет.

При всех положительных качествах, искренности и честности Андрей лишен романтизма. Сохранив детскую подвижность, он является приземленным и не умеет мечтать, строить воздушные замки. Зная цену времени, молодой мужчина не проводит его в праздности. Он всегда занят полезным делом, умеет организовать распорядок действий и везде успевает. Не лишен Андрей и сострадания, однако скрывает эту черту характера и умело управляет чувствами.

На первый взгляд, жизнь Штольца беззаботна. Однако в ней достаточно проблем, в которых молодой мужчина винит лишь себя. Он не перекладывает причину жизненных трудностей на других людей, старается преодолевать их, невзирая на препятствия. Его поступками руководит здравый смысл и твердая позиция, и выбить из колеи Андрея практически невозможно.

Характеристика Штольца другими героями

Обломов

Штольц для Обломова является настоящим спасителем, который решает практически все его проблемы. Их связывает крепкая дружба с самого детства.

«— Хоть бы Штольц скорей приехал!.. Он бы уладил…»(Часть первая, глава 2)

«Был ему по сердцу один человек: тот тоже не давал ему покоя; он любил и новости, и свет, и науку, и всю жизнь, но как-то глубже, искреннее — и Обломов хотя был ласков со всеми, но любил искренне его одного, верил ему одному, может быть потому, что рос, учился и жил с ним вместе. Это Андрей Иванович Штольц». (Часть первая, глава 3)

«Что он тебе за родня такая? Немец — известно.

Ближе всякой родни: я вместе с ним рос, учился и не позволю дерзостей…» (Часть первая, глава 4)

С юных лет Штольц, который всегда стремился к новым знаниям, заботится о развитии Обломова, всячески пытается его вывести на новый уровень.

«Когда же Штольц приносил ему книги, какие надо еще прочесть сверх выученного, Обломов долго глядел молча на него…Неестественно и тяжело ему казалось такое неумеренное чтение». (Часть первая, глава 6)

Обломов считает Андрея излишне резким, прямолинейным человеком.

«— Как ты иногда резко отзываешься о людях, Андрей, так бог тебя знает». (Часть вторая, глава 3)

Обломов искренне восхищается внутренней силой друга, его способностью подчинять себе обстоятельства.

«Вот Штольц — другое дело: Штольц — ум, сила, уменье управлять собой, другими, судьбой. Куда ни придет, с кем ни сойдется — смотришь, уж овладел, играет, как будто на инструменте». (Часть вторая, глава 7)

«— Ты — другое дело, Андрей, — возразил Обломов, — у тебя крылья есть: ты не живешь, ты летаешь; у тебя есть дарования, самолюбие; ты вон не толст, не одолевают ячмени, не чешется затылок. Ты как-то иначе устроен…» (Часть четвертая, глава 2)

Ольга Ильинская

Штольц является для Ольги беспрекословным авторитетом, человеком, которого очень уважает за ум, рассудительность, жизненный опыт, чувство юмора.

«Она называла его другом, любила за то, что он всегда смешил ее и не давал скучать, но немного и боялась, потому что чувствовала себя слишком ребенком перед ним». (Часть вторая, глава 5)

«Когда у ней рождался в уме вопрос, недоумение, она не вдруг решалась поверить ему: он был слишком далеко впереди ее, слишком выше ее, так что самолюбие ее иногда страдало от этой недозрелости, от расстояния в их уме и летах». (Часть вторая, глава 5)

Штольц вызывает у Ольги самые тёплые, искренние чувства. Она видит в нём «своего» человека.

«На лице у ней он читал доверчивость к себе до ребячества; она глядела иногда на него, как ни на кого не глядела». (Часть четвертая, глава 4)

«Она очень обрадовалась Штольцу; хотя глаза ее не зажглись блеском, щеки не запылали румянцем, но по всему лицу разлился ровный, покойный свет и явилась улыбка».(Часть вторая, глава 5)

Подробная характеристика Ольги Ильинской.

Тарантьев

Тарантьев с недоверием относится к Штольцу, чьё трудолюбие и предприимчивость вызывает сильное раздражение.

«Вдруг из отцовских сорока сделал тысяч триста капиталу, и в службе за надворного перевалился, и ученый… теперь вон еще путешествует! Пострел везде поспел! Разве настоящий-то хороший русский человек станет все это делать? Русский человек выберет что-нибудь одно, да и то еще не спеша, потихоньку да полегоньку, кое-как, а то на-ко, поди!» (Часть первая, глава 4)

Тарантьев искренне не понимает стремление уже успешного, состоявшегося Штольца постоянно учиться.

«Вот теперь шатается черт знает где! — продолжал Тарантьев. — Зачем он шатается по чужим землям?

Учиться хочет, все видеть, знать.

— Учиться! Мало еще учили его? Чему это? Врет он, не верь ему: он тебя в глаза обманывает, как малого ребенка. Разве большие учатся чему-нибудь? Слышите, что рассказывает? Станет надворный советник учиться!» (Часть первая, глава 4)

Тарантьев считает Штольца «продувным» человеком, то есть, пронырливым, хитрым.

«А ты хорош! — упрекнул он. — Не сказал, что’ это за немец такой!

— Ведь я говорил тебе, что продувной!» (Часть четвертая, глава 7)

Мухояров

Мухояров узнает, что Штольц — не просто дворянин, приятель Обломова, а человек, имеющей значительное влияние в высшем обществе.

«… Зачем ты не сказал, что он в силе? Они с генералом друг другу ты говорят, вот как мы с тобой. Стал бы я связываться с этакими, если б знал!» (Часть четвертая, глава 4)

Как повлияло воспитание на дальнейшую жизнь героев?

Несмотря на различное воспитание, отношение к родителям Обломова и Штольца более похоже, чем различно: оба героя уважают и любят своих родителей, стремятся быть похожими на них и ценят то, что они им дали. Однако если для Андрея Ивановича воспитание стало трамплином для достижения карьерных высот, становления в обществе и помогло выработать волю и практичность, умение достигать любых целей, то и так мечтательного от природы Обломова «тепличное» воспитание сделало еще более интровертным и апатичным. Первая же неудача Ильи Ильича на службе приводит к его полному разочарованию в карьере, а необходимость работать он быстро сменяет на непрерывное лежание на диване и псевдопереживание реальной жизни в мечтах и несбыточных иллюзиях о возможном будущем Обломовки. Примечательно, что оба героя видят идеал будущей жены в женщине, похожей на мать: для Ильи Ильича ею становится хозяйственная, кроткая, тихая, во всем согласная с мужем Агафья, тогда как Штольц, сначала увидев в Ольге образ, похожий на его мать, спустя годы жизни понимает, что это не совсем так, ведь ему нужно постоянно развиваться, чтобы оставаться авторитетом для своей требовательной, эгоистичной жены.

Тема семьи в «Обломове» является одной из наиболее важных, так именно через уяснение особенностей воспитания и становления героев читатель начинает понимать их жизненные цели и мотивы. Возможно, если бы Илья Ильич рос в семье прогрессивных буржуа либо мать Штольца не умерла так рано, их судьбы сложились по-другому, однако автор, точно изображая социальные реалии того времени, подводит читателя к вечным вопросам и темам.

Изобразив в романе два разных типа личности, два противоположных пути, Гончаров предоставил читателям обширное поле для размышлений над вопросами семьи и воспитания, актуальными и в наше время.

Тест по произведению

Меню статьи:

Период детства и события, произошедшие с нами в этот период развития, существенно влияют на формирование личности человека Исключением не становится и жизнь литературных персонажей, в частности, Ильи Ильича Обломова.

Биография

Андрей Иванович Штольц — молодой мужчина, дворянин, имеющий русские и немецкие корни. Отец — образованный немец незнатного происхождения, сумевший сколотить небольшой капитал благодаря своему трудолюбию и упорству. Мать — обедневшая русская дворянка, вынужденная в молодости работать гувернанткой в богатом семействе.

Родители много сил и времени уделяли Андрюше, обучая его всему, что знали сами. Смышлёный мальчик быстро впитывал новые знания, проявлял к ним повышенный интерес. Несмотря на недовольство утончённой матери, отец дал Андрею практическое, деловое воспитание, и мальчик с юных лет рос дисциплинированным, ответственным человеком, на которого можно положиться.

Штольц-старший обеспечил сыну университетское образование, после чего отправил в «большой» мир самостоятельно зарабатывать себе на жизнь. Поначалу Андрей устроился на службу, где смог дослужиться до надворного советника. Бросив службу, он занялся коммерцией и благодаря своей предприимчивости смог добиться немалых успехов.

Всё своё время Штольц посвящал саморазвитию, образованию, путешествиям. Состоявшись как личность и обеспечив себе полную финансовую независимость, он создал семью с Ольгой Ильинской — молодой красивой дворянкой, с которой его связывало полное взаимопонимание, родство душ. Этот брак оказался на редкость удачным.

Семья Штольца

Андрей Штольц в романе является лучшим другом Обломова, с которым они познакомились еще в школьные годы. Андрей Иванович рос в семье русской дворянки и немецкого бюргера, что не могло наложить отпечаток на и так восприимчивого к окружающему миру, активного и целеустремленного мальчика. Мать учила Андрея искусствам, воспитывала у него прекрасный вкус к музыке, живописи и литературе, мечтала, как ее сын станет видной светской личностью. Родители Обломова и Штольца были знакомы, поэтому нередко Андрея отправляли в гости к Обломовым, где всегда царило то помещичье спокойствие и тепло, которые были приемлемы и понятны его матери. Отец же растил из Штольца такую же практичную и деловую личность, какой был сам. Он, несомненно, был самым главным авторитетом для Андрея, о чем свидетельствуют моменты, когда юноша мог на несколько дней уйти из дому, но при этом выполнить все заданные отцом задания.

Казалось бы, чувственное материнское и рациональное отцовское воспитание должны были способствовать становлению Штольца как всесторонне развитой, гармоничной и счастливой личности. Однако этого не случилось по причине ранней смерти его матери. Андрей, несмотря на свой волевой характер, очень сильно любил мать, поэтому ее кончина стала для героя настоящей трагедией, дополнением которой стал эпизод прощения с отцом, когда тот, отправляя его в Петербург в самостоятельную жизнь, не смог найти даже слов ободрения для собственного сына. Пожалуй, именно поэтому отношение к собственной семье Обломова и Штольца отличались – Андрей Иванович редко вспоминал о своих родителях, неосознанно видя идеал семейной жизни в «обломовских», душевных взаимоотношениях.

Образ Штольца

Андрей Иванович Штольц — воплощение трудолюбия, целеустремлённости, здравого отношения к жизни. Это глубоко порядочный, ответственный, надёжный человек, на которого всегда можно положиться.

Обладая живым умом и неуёмным интересом ко всему, что его окружает, Андрей Штольц с удовольствием учится, даже в зрелом возрасте. Всё его естество стремится к знаниям, получению новой полезной информации. Он много путешествует, работает, учится, читает, общается с людьми, бывает в высшем свете. Подобная активность обусловлена двумя важными факторами: деятельной натурой и умением грамотно планировать и расходовать свое время, образцовой самодисциплиной. Недаром Штольц упоминает, что хотел был прожить не одну сотню лет, чтобы успеть сделать как можно больше.

Штольц — натура рачительная, прагматичная не только в делах, но и вопросах личного характера. Он не тратит впустую свои душевные силы, а дожидается настоящей сильной любви. В браке он обретает долгожданное счастье, поскольку его избранница становится не только хорошей женой, но и верным другом, соратником.

Воспитание Штольца

Воспитание и образование Обломова кардинально отличается от жизни Штольца. Деятельностный, живой Штольц получил образование за границей и постоянно стремился к самосовершенствованию, будь это гуманитарные или технические науки.

Штольца воспитывали амбициозные родители, однако не слишком богатые. От отца «в наследство» Штольц получил любовь к труду, от матери — к искусству. Таким образом, отношение к жизни Штольца ни капли не похоже на отношение Обломова. К образованию Штольц относился трепетно и с уважением.

Вывод

В романе И. А. Гончарова «Обломов» одним из центральных персонажей является Андрей Штольц, который был введён автором в качестве антипода главного героя, Ильи Обломова. Жизненная позиция Штольца выражается, прежде всего, в его отношении к труду: герой отличается большим трудолюбием, дисциплинированностью, способностью добиваться поставленной цели.

Роль героя заключается в том, чтобы продемонстрировать, каких успехов можно достичь при активном образе жизни, желании постоянно учиться и развиваться. Цитатная характеристика Штольца позволит лучше подготовиться к уроку по литературе, кратко описать персонажа, написать сочинение или доклад на заданную тему.

Собранный материал, включающий в себя цитаты из текста, позволяет самостоятельно дать характеристику герою по плану, поможет составить развернутую письменную работу или написать сочинение на заданную тему.

Родное селение Обломова

Все детство Илья Ильич Обломов провел в родном селении – Обломовка. Прелесть этого селения состояла в том, что оно находилось далеко от всех населенных пунктов, и, что самое важное, очень далеко от крупных городов. Такое уединение способствовало тому, что все жители Обломовки жили как бы в консервации – они редко куда выезжали и к ним практически никто никогда не приезжал.

Предлагаем ознакомиться с в романе Ивана Гончарова “Обломов”

В былые времена Обломовка могла вполне называться перспективным селением – в Обломовке изготавливали холсты, варили вкусное пиво. Однако, после того, как хозяином всего стал Илья Ильич – все это пришло в запустение, и со временем Обломовка стала отсталой деревней, из которой периодически сбегали люди, так как условия жизни там были ужасны. Причиной такого упадка стала лень его владельцев и нежелание проводить даже минимальные изменения в жизни селения: «Старик Обломов как принял имение от отца, так передал его и сыну».

Однако в воспоминаниях Обломова его родное селение так и осталось раем на земле – он после своего уезда в город так никогда и не приехал в родное селение больше.

В воспоминаниях Обломова селение осталось как бы застывшим вне времени. «Тишина и невозмутимое спокойствие царствуют и в нравах людей в том краю. Ни грабежей, ни убийств, никаких страшных случайностей не бывало там; ни сильные страсти, ни отважные предприятия не волновали их».

Родители Обломова

Воспоминания детства любого человека неотрывно связаны с образами родителей или воспитателей. Илья Иванович Обломов был отцом главного героя романа. Он был сам по себе человеком хорошим – добрым и искренним, но абсолютно ленивым и бездейственным. Илье Ивановичу не нравилось заниматься каким-либо делом – вся его жизнь была фактически посвящена созерцанию действительности.

Все необходимые дела им откладывались до самого последнего момента, в результате в скором времени все постройки имения начали рушиться и были похожи больше на развалины. Такой участи не минул и господский дом, который существенно перекосило, но исправить это никто не спешил. Илья Иванович не модернизировал свое хозяйство, он понятия не имел о фабриках и их устройствах. Отец Ильи Ильича любил долго поспать, а потом долго смотреть в окно, даже если за окном ничего ровным счетом не происходило.

Илья Иванович не стремился ни к чему, его не интересовал заработок и увеличение своих доходов, он также не стремился и к развитию личности – время от времени отца можно было застать за чтением книги, но это делалось для галочки или от скуки – Илье Ивановичу было все-равно что читать, порой он даже не особо вникал в текст.

Имя матери Обломова неизвестно – она умерла намного раньше отца. Несмотря на то, что фактически Обломов знал мать меньше, чем отца, он все же горячо ее любил.

Мать Обломова была под стать своему мужу – она также лениво создавала видимость ведения хозяйства и предавалась этому делу только в случае крайней необходимости.

Воспитание Обломова

Так как Илья Ильич был единственным ребенком в семье, то вниманием он не был обделен. Родители баловали мальчика с самого детства – они его излишне опекали.

За ним было закреплено много слуг – настолько много, что маленький Обломов не нуждался ни в каких действиях – все, что было необходимо, ему приносилось, подавалось и даже одевалось: «Захочет ли чего-нибудь Илья Ильич, ему стоит только мигнуть – уж трое-четверо слуг кидаются исполнять его желание».

В результате Илья Ильич даже не одевался самостоятельно – без помощи своего слуги Захара он был абсолютно беспомощен.

В детстве Илью не пускали играть с ребятами, ему запрещали все активные и подвижные игры. Сначала Илья Ильич сбегал без разрешения из дому, чтобы пошалить и побегать вдоволь, но затем за ним стали смотреть более усиленно, и побеги стали сначала трудным делом, а потом и вовсе невозможным, поэтому в скором времени его естественная любознательность и активность, которая присущая всем детям, угасла, ее место заняла лень и апатия.

Родители Обломова старались уберечь его от любых сложностей и неприятностей – они хотели, чтобы жизнь ребенка была легкой и беззаботной. Это им удалось вполне совершить, однако такое положение вещей стало губительным для Обломова. Период детства быстро прошел, а Илья Ильич не приобрел даже элементарных навыков, позволяющих приспособиться к реальной жизни.

Образование Обломова

Вопрос об образовании также неотрывно связан с детством. Именно в этот период дети приобретают элементарные навыки и знания об окружающем мире, что позволяет им в дальнейшем углубить свои знания в той или иной отрасли и стать успешным специалистом в своем деле.

Родители Обломова, так усилено опекавшие его все время, не придавали значения образованию – они считали его больше мучением, чем полезным занятием.

Обломова отдали на обучение только потому, что получение хотя бы элементарного образования было необходимым требованием в их обществе.

Качество знаний их сына их также не волновало – главное было получить аттестат. Для разнеженного Ильи Ильича обучение в пансионе, а потом университете было каторгой, это было «наказание, ниспосланное небом за наши грехи», которое, впрочем, периодически облегчали сами родители, оставляя сына дома в то время, когда процесс обучения был в полном разгаре.

19 июня 2015

И.А. Гончаров писал удивительные романы, которые были актуальны для современников писателя и остаются таковыми в наше время. Одно из самых известных произведений Гончарова — роман «Обломов», названный в честь главного героя. В романе Гончаров рассматривает особый тип людей, представителем которого является Обломов, а также отношение героя к разным сторонам жизни. В произведении показано отношение Обломова к образованию, к карьере и к семье.

Сравнительная характеристика героев

Итак, мы выяснили, что Обломов в произведении Гончарова кардинально проивопоставлен Штольцу. Штольц вышел из небогатой семьи немца, Обломов — потомственный дворянин. Штольц ищет равную себе по взглядам и внутренней силе женщину; Обломову нужна женщина, способная обеспечить его материнской заботой и любовью. Вспомним о непродолжительном романе Обломова и Ольги: изначально он был обречен, а вот связь Ильи Ильича с Агафьей Пшеницыной обрела будущее.

Отношение Обломова к образованию не из лучших — он с трудом научился читать и писать, и этого ему было достаточно. Штольц же получил некоторые навыки дома (его обучал отец), а затем отправился покорять университет.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]