Молодость
Андрей Соколов успел повоевать на Гражданской войне, в голодном 22-м потерял родителей и сестру. Работал на заводе, женился. В 1929 году он изучил автодело и стал работать шофёром. О жене Соколов вспоминает с любовью и раскаянием. Особенно гложет его, что в момент прощания он грубо оттолкнул плачущую Ирину. Непреходящее чувство вины перед усопшими свойственно ему, как многим хорошим людям. С гордостью рассказывает герой о сыне и двух дочерях. Семья — главное, чем он дорожил, самая страшная потеря из всех пережитых.
«Благословение» кистью: первые акварельные картины
Петр Соколов. Портрет Никиты Муравьева (фрагмент). 1824. Всероссийский музей А.С. Пушкина, Санкт-Петербург
Петр Соколов. Портрет Алексея Пещурова. Всероссийский музей А.С. Пушкина, Санкт-Петербург
Петр Соколов. Портрет Сергея Волконского (фрагмент). Конец 1816–начало 1817. Государственный музей А.С. Пушкина, Москва
После окончания Академии Соколов начал искать работу: брался за любые картины, давал частные уроки. Вскоре ему удалось устроиться учителем рисования в состоятельную семью Левашовых. Они стали его первыми знатными заказчиками. Петр Соколов рисовал портреты карандашом и мелом на темно-коричневой бумаге: мелом наносил свет, тени дорабатывал карандашом, а цвет бумаги создавал полутона.
О проблеме с деньгами узнал друг семьи, статский советник Алексей Пещуров. Он устроил художника в свой департамент: живописец числился на службе и получал ежемесячное жалование. Соколов был частым гостем в доме чиновника, написал портреты Пещурова, его жены и сестры. Статский советник порекомендовал юношу знакомым. В те годы были очень популярны небольшие портреты: их можно было взять в дорогу и для работы не требовалось изнурительных сеансов позирования. Работы Соколова дарили друзьям, отправляли родственникам в другие города. Он рисовал посетителей салонов и представителей высшего света, с которыми художника знакомил Пещуров. Постепенно Соколов сменил карандаш на акварель. Чаще всего заказывали свадебные портреты. Однажды Соколову сказали: «Мы теперь без вас, Петр Федорович, не можем обойтись, как без попа, если вы не благословите вашей талантливой рукой, то и брак считается недействительным».
После сеансов Соколов старался поддерживать с заказчиками хорошие отношения — его начали звать на приемы, рекомендовать знакомым. Сын живописца, тоже Пётр, позже писал: «…Так как он был очень недурен собою и всегда изысканно одевался, то охотно приглашался на вечера и в частные дома».
Во время сеанса Петр Соколов рисовал только лицо модели, иногда штрихами очерчивал фигуру, а заканчивал портрет уже в домашней мастерской. Туда привозили платья или мундиры, художник одевал манекен, поправлял одежду, чтобы красиво смотрелись застежки и складки, и потом брался за кисть. Сын Соколова, Александр, позже писал: «В передаче аксессуаров Петр Федорович достиг полного совершенства: перепутанность кружевного рисунка в бесконечном разнообразии складок передавалась им с фотографическою верностью, но, конечно, не так безжизненно и сухо; передавалась, казалось, так просто и с такой легкостью…».
Как только портреты стали приносить стабильный доход, Петр Соколов уволился со службы в департаменте и покинул дом Левашовых, у которых прожил четыре года.
Война
Герой уходит на фронт сразу после начала войны. Рассказывая о первых месяцах отступления, он мимоходом, вскользь обозначает своё мнение о долге человека на войне: «На то ты и мужчина, солдат, чтобы все вытерпеть, все снести, если к этому нужда позвала». Соколов — не профессиональный военный. Это мирный человек, взявший в руки оружие, когда Родине понадобилась защита от врагов. И он готов к лишениям, трудностям, даже страданиям, если нужно. В этом основной стержень образа.
Много споров вызывает эпизод, где Андрей в первую ночь плена убивает предателя. Вопрос о допустимости зла, как орудия в борьбе с другим злом, Шолохов решает однозначно. По словам самого Соколова, он убивает не человека, а «гада ползучего». Идёт война, и убитый Крыжнев в этот момент такой же враг, как фашисты. Герой просто выполняет свой долг.
Многие, кто писал о «Судьбе человека», отмечали, как особую заслугу Шолохова, тот факт, что он вывел побывавших в плену бойцов из-под обвинений в предательстве и трусости. Персонаж, созданный Михаилом Александровичем, достоин особого уважения, потому что выжить в концлагере — настоящий подвиг. Здесь враги имеют полную власть. Сражаться с ними, как в бою, на равных, нельзя. Можно только умереть, не потеряв достоинства, не показав своей слабости. Эту готовность погибнуть, но не уступить в нравственном противостоянии Андрей демонстрирует в сцене поединка с комендантом Мюллером. Измученный голодом и непосильным трудом заключённый обнаруживает невиданную силу духа: «У меня есть свое, русское достоинство и гордость», «В скотину они меня не превратили».
Побег из плена, возвращение на фронт добавляют к портрету Соколова такие качества, как решительность, отвага, умение рисковать.
Популярные сочинения
- Сочинение по стихотворению Лермонтова Утес (6 класс)
М.Ю. Лермонтов – поэт с очень чуткой и тонкой душой. Поэзия и природа помогали ему описывать свои переживания через скрытые образы. Стихотворение «Утес» он написал на закате своей жизни - Сочинение Я люблю свою Родину Россию
Мы любим Родину все от мала до велика, это наше место рождения, наша земля, здесь мы рождены. Нет лучшей страны, чем наша, нет более красивых и красочных пейзажей, чем наши. Путешествуя по нашим дорогам - Сочинение Дон — моя любимая река
Моя любимая река, конечно, Дон. У меня на Дону бабушка с дедушкой. Мне очень нравится эта река – она очень мощная, широкая, в ней много рыбы и по ней ходят корабли.
После войны
Война осиротила Андрея Соколова. В день её окончания, 9 мая 1945 года, он теряет последнего члена своей семьи — сына Анатолия, его убил немецкий снайпер. Возвращаться теперь некуда и не к кому. Он не пытается обрести свой дом. «Тоска не дает на одном месте засиживаться», — признаётся он собеседнику.
Усыновление Ванюши не было попыткой найти семью, новый дом. Ванюша не залечивает ран его души. Андрей так же просыпается на мокрой от слёз подушке, сердце так же сжимается от боли при мысли о близких. Мальчик-сирота нуждался в любви и заботе, в родном человеке. И Андрей стал таким человеком.
В погоне за казенным образованием: студент Академии художеств
Петр Соколов. Плач Андромахи над телом Гектора (фрагмент). 1809. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Петр Соколов родился в обеспеченной московской семье. Однако финансовое благополучие продолжалось недолго: отец будущего живописца, Федор Соколов, был азартным игроком и дом со всем имуществом проиграл в карты. Глава семейства умер, когда будущему художнику не было и года. Мать растила сына в одиночку. Денег не хватало, и в 1800 году они переехали в Санкт-Петербург: там было больше шансов получить образование за казенный счет. С помощью знакомого чиновника, действительного тайного советника Алексея Пещурова Петра Соколова определили в Воспитательное училище при Академии художеств, а вскоре — и в саму Академию. Туда брали мальчиков 8-9 лет из бедных семей. Соколову на тот момент было 13. Тогда мать решила уменьшить его возраст и при приеме в Академию записала в графе другой год рождения — 1791.
Петр Соколов обучался в самом престижном на тот момент классе исторической живописи. Его учителями стали знаменитые художники Алексей Егоров и Василий Шебуев. В 1805 году Соколов получил свою первую награду — малую серебряную медаль за один из ученических рисунков. В Академии Соколов познакомился и подружился сначала с Федором Брюлловым, а потом и с его младшими братьями Александром и Карлом.
«Из некоторых, часто юмористических рассказов отца, уцелевших в моей памяти, можно заключить, что пребывание в академии не могло оставить в нем сладких воспоминаний: пища была грубая, форменная одежда делалась новая только для выпускных студентов; все же рваное и истасканное донашивалось низшими классами, приходя в совершенно бесформенное состояние»
Александр Соколов, сын художника
В 1809 году студент закончил дипломную картину «Плач Андромахи над телом Гектора». За работу молодого живописца наградили малой золотой медалью. Этой оценки было недостаточно, чтобы претендовать на дальнейшее обучение в Италии: Академия художеств спонсировала поездки только обладателям большой золотой медали. Петр Соколов решил остаться еще на год, однако получить медаль ему не удалось и во второй раз. В 1810 году он выпустился из Академии со званием «свободного художника».
Вывод
Образ Андрея Соколова — один из самых ярких образов в литературе XX века. Его мужество не только во внутренней готовности к подвигу, но и в умении выполнять свой долг после тяжёлых испытаний, страшных потерь. Соколов живёт, потому что ему ещё есть где приложить свои силы, есть, кого обогреть теплом своей души. Суть его характера в естественном желании делать добро, приносить пользу там, где это нужно. Не формулируя свои принципы в литературных пафосных фразах, герой осуществляет человеческое предназначение на земле — живёт, работает, воюет ради продолжения жизни на земле, для того чтобы меньше было вокруг горя и зла.
Характеристика образа Андрея Соколова может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.
«Влюбленный до обожания»: женитьба на сестре Брюллова
Петр Соколов. Портрет Идалии Полетики. 1820-е. Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Москва
Петр Соколов. Портрет Юлии Соколовой. Около 1827. Государственный музей А.С. Пушкина, Москва
Петр Соколов. Портрет неизвестной в темно-красной шляпе (фрагмент). 1828. Государственный музей А.С. Пушкина, Москва
Петр Соколов часто бывал в гостях у Брюлловых. В доме художник познакомился с Юлией Брюлловой — младшей сестрой его друзей по Академии: Федора, Александра и Карла Брюлловых. Соколов сразу же влюбился в девушку, она ответила ему взаимностью. В 1820 году молодые люди поженились.
«Живая, кокетливая, почти ребёнок (она вышла замуж шестнадцати лет), она с ним никогда не скучала. Она любила светскую жизнь, и муж, влюбленный в неё до обожания, по-видимому, вполне разделял её вкусы. К тому же род его живописи, изящный, портретный, по преимуществу подходящий для изображения нежных женских лиц и нарядов, естественно вводил его в круг великосветских людей и интересов, был он великодушен и предан «женщине» в собирательном смысле этого слова»
Александра Исакова, внучка художника
На свадьбе были именитые гости. Посаженным отцом на празднике был смоленский военный губернатор, граф Степан Апраксин.
Портреты императорской семьи и русской знати
Петр Соколов. Портрет Василия Жуковского. 1820-е. Музей В.А. Тропинина и московских художников его времени, Москва
Петр Соколов. Портрет великого князя Александра Николаевича. 1828. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Петр Соколов. Портрет Прасковьи Анненковой. 1825. Частное собрание
Художник был знаком со многими знатными людьми: фрейлиной Натальей Строгановой, князем Сергеем Волконским, княгиней Екатериной Долгорукой — все они позировали портретисту. Соколов оценивал свой успех так: «Мои способности приняты публикою благосклонно».
В 1820 году живописец нарисовал Александра Витберга, архитектора храма Христа Спасителя в Москве, и поэта Василия Жуковского. Жуковский подарил свой портрет Александру Пушкину, который недавно закончил поэму «Руслан и Людмила».
В 1821 году Петра Соколова пригласили в Аничков дворец. Художнику предстояло создать портрет трехлетнего великого князя Александра Николаевича — будущего императора Александра II. Императрица Александра Федоровна похвалила работу, и Соколов нарисовал трех маленьких дочерей Николая I. С тех пор живописец стал часто получать заказы от императорской фамилии.
«Все великосветское общество охотно ездило провести приятный час времени в мастерской художника и, притом, настолько же из уважения к артисту, как и расположения к человеку, в высшей степени общительному, веселому и хотя не обладавшему салонным лоском и иностранными жаргонами, прикрывающими часто полнейшую бессодержательность, но зато, по своей нравственной порядочности и уму сходившемуся со всяким, кто обладал этими качествами»
Александр Соколов, журнал «Русская старина»
В 1824 году Петр Соколов нарисовал Марию Волконскую и Прасковью Анненкову, жен будущих декабристов. У художника заказывала свой портрет и Екатерина Муравьёва, мать двоих участников восстания, для того, чтобы отправить сыновьям в Сибирь. Одна из невесток писала в ответ: «Никита поручил мне особенно поблагодарить Вас за Ваш портрет, он находит его изумительным; что до меня, то я в жизни ничего не видела более похожего».
С доходов от портретов Соколов снимал большую квартиру с собственным въездом в центре Петербурга. А в конце 1830-х годов семья переехала в отдельный двухэтажный особняк на Грязной (сегодня — Николаевской) улице. В их доме также жили отец жены и ее младший брат Иван.