Анализ произведения «Завещание»

История создания

Неоднократно говорилось о том, что многие люди чувствуют приближение скорой смерти. Не стал исключением и Михаил Юрьевич Лермонтов. За год до своей смерти, отбывая вторую ссылку на Кавказе в 1840 году, поэт пишет свое стихотворение «Завещание». Основой стихотворения стали наблюдения автора за бытом, который царит на войне. Он видел смерть – как жили и гибли обыкновенные солдаты.

Существует мнение, что стихотворение является автобиографическим. Автор раскрывает свое мироощущение, которое сложилось у него за последние прожитые годы жизни. В последнее время он чувствовал свою обреченность и был очень одинок.

Родители поэта к этому времени уже умерли, друзья, которые были дороги Лермонтову, находились в Москве, а здесь, на далеком Кавказе, поэт так и е смог найти себе близких и родных людей.

Прототипом любимой лирического героя стала Варвара Лопухина, разлука с которой далась поэту так не просто.

Он разочаровался в жизни и больше не верил в возможное счастье. «Завещание» стало своего рода подведением итогов душевных поисков поэта.

Анализ стихотворения Лермонтова Завещание

Автор очень точно передал лексикой, рифмой, построением фраз, расстановкой знаков препинания характер лирического героя и даже его физическое состояние. Все слова, которые он произносит, именно те, каких ждёшь от обыкновенного солдата. Он точно указывает характер своего ранения «навылет в грудь» ), врачей называет лекарями, а родине посылает не привет, не любовь, а именно поклон. А «умер честно за царя» — это точная формулировка извещения о гибели.

В 1840 году поэт создает стихотворение «Завещание», которое на первый взгляд не имеет никакого отношения к его собственной судьбе. В нем автор изобразил молодого солдата, который, умирая, прощается с другом, служившим вместе с ним, и просит того исполнить его последнее желание. Он просит поклониться родной земле и сообщить об его смерти.

Этот момент воспринимается еще более драматично, когда читатель понимает, что умирающий солдат в глубине души осознает, что «его судьбой никто не озабочен». В царской армии служили 25 лет и, исполнив свой военный долг, мало кто заставал своих родителей живыми. Уходя служить совсем молодым, будущий военный не успевал создать семью, а все его сестры к моменту возвращения уже были замужем и жили в доме супруга. Часто солдат возвращался в никуда. Этого и боялся умирающий. Ему страшно не от того, что он живет последние часы, а может и минуты, а от того, что не может попрощаться с близкими, а быть может никто и не сможет узнать о его смерти.

Скорбное начало жизни с ранним сиротством, неприязнь окружающих и гонения властей сформировали его характер и отношения с людьми. В мемуарах современников Лермонтову даются прямо противоположные оценки. Природу противоречивости личности поэта точно выразил Александр Иванович Герцен в статье: «Надо было уметь ненавидеть из любви, презирать из гуманности, надо было обладать безграничной гордостью, чтобы, с кандалами на руках и ногах, высоко держать голову»

В монологе раненого солдата много коротеньких, а часто даже не законченных предложений, которые отмечены многоточием (семь многоточий на четыре строфы!). Так автор передаёт прерывистую речь и затруднённое дыхание героя. Той же цели служит скопление звуков п, которые имитируют затруднение речи:

Стихотворение пропитано одиночеством, оно заставляет читателя грустить. Особенно впечатляет спокойствие, с которым солдат говорит о своей судьбе. Он спокоен перед лицом неминуемой гибели, но читатель понимает, что произошедшее с героем несправедливо, он должен был наслаждаться спокойной жизнью, но умер на поле боя, и никто после не вспомнит о его кончине.

Лирический герой признается, что когда-то был влюблен в соседку и теперь только ей можно будет рассказать об его смерти. Слишком много времени прошло – бывшая молоденькая девушка выросла, стала женщиной, наверняка, у нее есть муж и дети. А образ далекого возлюбленного давно стерся из памяти.

В 1840 году поэт создает стихотворение «Завещание», которое на первый взгляд не имеет никакого отношения к его собственной судьбе. В нем автор изобразил молодого солдата, который, умирая, прощается с другом, служившим вместе с ним, и просит того исполнить его последнее желание. Он просит поклониться родной земле и сообщить об его смерти.

  • Анненский
  • Апухтин
  • Ахматова
  • Бальмонт
  • Баратынский
  • Барто
  • Блок
  • Бодлер
  • Брюсов
  • Бунин
  • Гиппиус
  • Гумилев
  • Державин
  • Евтушенко
  • Есенин
  • Жуковский
  • Заболоцкий
  • Лермонтов
  • Майков
  • Маяковский
  • Некрасов
  • Никитин
  • Пастернак
  • Полонский
  • Пушкин
  • Северянин
  • Суриков
  • Тургенев
  • Тютчев
  • Фет
  • Хлебников
  • Цветаева

Стихотворение появилось в блокноте М. Ю. Лермонтова в 1840 г., вскоре поэт был убит на дуэли. Многие считают, что Михаил Юрьевич предчувствовал свою смерть, под влиянием чего и были написаны эти строки. На самом деле, автобиографических мотивов в «Завещании» немного.

Исследователями принято отмечать, что в герое «Завещания» нашли отражение черты и настроения самого поэта. Родители Лермонтова уже умерли, и герой не надеется, что товарищу удастся застать их в живых, но в строках о родителях звучит теплота воспоминаний о прошлом.

Рассказывая о судьбе неизвестного русского солдата, Михаил Лермонтов вкладывает в это стихотворение тайный смысл. Между строк можно прочесть завещание самого поэта, который знает, что его жизнь будет недолгой и интуитивно ищет смерти. Сегодня многие исследователи творчества Лермонтова приходят к убеждению, что этот человек обладал пророческим даром и знал, что должен умереть. Если исходить из этого, то тайный смысл стихотворения «Завещание» становится явным. Ведь поэт также погиб от пули в грудь во время дуэли, хотя мечтал умереть на поле брани. Точно так же, как и у главного героя произведения, у Лермонтова к тому моменту в живых не было ни отца, ни матери, а к родной бабушке он питал весьма сложные и смешанные чувства, не считая ее близким для себя человеком. Что касается образа девушки-соседки, то под это определения могут попасть многие женщины, которыми восхищался поэт. Однако, вероятнее всего, автор подразумевает Варвару Лопухину, которая была его музой до самой смерти, хотя Лермонтов отказался связывать себя узами брака с женщиной, которую боготворил. Именно от был виноват в разрыве отношений с возлюбленной, считая, что не способен сделать ее по-настоящему счастливой. Однако в стихотворении ситуация представлена с точностью до наоборот: автор фактически обвиняет свою избранницу в том, что она его забыла. И это – единственная неточность в произведении, которую можно считать неумелой попыткой Лермонтова оправдать свои поступки. Он посчитал, что Лопухина гораздо легче перенесет известие о его смерти, если будет знать, что между ними все кончено. И – оказался неправ, потому что лишил возлюбленную возможности провести с ним последние месяцы жизни, о чем Варвара Лопухина сожалела до самой смерти.

Еще почитать —> Справка О Размере Зарплаты И Об Удержаниях

Многие исследователи сходятся на том, что стихотворение во многом является автобиографичным. В нем отразилось мироощущение поэта в последние годы его жизни, чувство одиночества и обреченности. Родителей Лермонтова к этому времени уже не было в живых, немногочисленные преданные друзья остались в Москве, а на Кавказе ему так и не удалось с кем-то по-настоящему сблизиться. Одним из возможных прототипов возлюбленной лирического героя принято считать Варвару Лопухину, расставание с которой поэт тяжело переживал.

Лирический герой стихотворения — типичный для творчества Лермонтова романтический герой с трагической судьбой, который погибает «во цвете лет». Стихотворение «Завещание» не богато яркими лексическими средствами выразительности. Здесь есть эпитет (пустое сердце), использовано обращение брат, которое подчеркивает доверительность интонации стихотворения, и устойчивые метафорические выражения (застать в живых; ранить навылет; послать поклон: жить па свете).

С помощью композиционного и ритмического устройства текста Лермонтову мастерски удается создать ощущение живой разговорной речи. Стихотворение «Завещание» строится из четырех строф-восьмистиший, поэт чередует четырехстопный и трехстопный ямб. В каждой строфе мужская рифма сменяется в двух последних строках на женскую, что позволяет указать на незаконченность, возможность дальнейшего развития мысли героя.

Жанр, размер

Поэт продолжает развивать в своих лирических произведениях традиции Романтизма. Лирический герой испытывает одиночество, в его мечтах мир выглядит прекрасным и гармоничным. Но суровая реальность разбивает все мечты лирического героя.

Лирический герой так же несчастен из-за того, что все никак не может отыскать свое настоящее место в обществе, что впоследствии приводит его к конфликту. Общество не понимает и не принимает его, что в конечном итоге приводит к гибели героя.

Именно такого и видит читатель лирического героя, который с насмешкой относится к любимой женщине, которая бросила его, а так же о собственной неминуемой смерти. Окружающий мир не понял и не принял его, поэтому он так и остался для него чужаком. Поэтому герой не боится уйти из него.

Стихотворение представлено в виде лирического монолога, который является исповедью умирающего солдата. У него есть последняя просьба, с которой он обращается к товарищу, который оказался рядом с ним. Ему нужно, чтобы тот поговорил с людьми, которыми так дорожит лирический герой.

Благодаря композиции и ритмичности поэту удается создать впечатление живого разговора.

Стихотворение состоит из четырех строф. Что касается размера написания, то Михаил Юрьевич чередует четырехстопный и трехстопный ямб. Рифма так же чередуется мужская и женская, что придает стихотворению некую незаконченность, что позволяет развить мысль.

Композиция

Композиционно анализируемое стихотворение делится на четыре части.

В первой части произведения представлена экспозиция. Читатель знакомиться с умирающим солдатом, который просит своего боевого товарища выполнить последнюю его просьбу.

Поедешь скоро ты домой:

Смотри ж… Да что? моей судьбой,

Сказать по правде, очень

Никто не озабочен.

Во второй части произведения мы немного ближе узнаем лирического героя. Мы узнаем его отношение к Родине, родителям и возлюбленной. Рассказчику грустно становится от сложившейся ситуации, но все же он скучает по родному краю и передает ему низкий поклон.

Что умер честно за царя,

Что плохи наши лекаря

И что родному краю

Поклон я посылаю.

В третьей части стихотворения лирический герой говорит о родителях. Здесь изначально чувствуется тепло и нежность, с которой он относится к своим родителям. Он не уверен в том, что они живы, но боится расстроить их известием о его гибели. Именно поэтому он хочет, чтобы товарищ немного изменил реальность, заменив смерть дальним походом.

Но если кто из них и жив,

Скажи, что я писать ленив,

Что полк в поход послали

И чтоб меня не ждали.

В заключительной части стихотворения лирический герой придается воспоминаниям о своей былой любви к девушке, живущей неподалеку. Он не уверен в том, что девушка вспоминает о нем. Но уверен, что его смерть станет для неё хорошим напоминанием.

Анализ стихотворения «Завещание» М

Большая часть литературоведов считают, что это поэтическое произведение автобиографично. В нем отражается мировоззрение поэта, характерное для последних лет его жизни, чувство безысходности и одиночества. Ситуация складывалась не лучшим образом:

  1. Первый стих представляет собой пролог произведения. Читателю открывается картина, где солдат, находясь при смерти, дает указания и поручения своему «брату по оружию». В этом эпизоде можно проследить настроение героя, который говорит, что он никому не нужен и о его жизни никто не беспокоится.
  2. В последующих трех строфах разворачиваются некоторые сферы жизни солдата: отношение к родной стране, родителям и любимой женщине. «Умер честно за царя» — стандартная причина гибели солдата, которую указывало правительство в письмах для родственников. Не составит труда понять, что подобное извещение не несет в себе особого смысла, за ним скрывается огромная история каждого солдата, множество пережитых моментов и несчастная смерть. Автор не скрывает свою печальную иронию в стихотворении, говоря о гибели за царя и врачах, но все же с уважением относится к родине.
  3. В последнем эпизоде лирический персонаж вспоминает о возлюбленной девушке, с которой жил неподалеку. Гнев и досада наполняют его после того, как в памяти проскользнули воспоминания о расставании. Солдат думает, что вряд ли она поинтересуется его судьбой, и не против использовать свою гибель, чтобы напомнить о существовании.

Для стихотворения «Завещание» присущи такие характеристики, как плохое настроение, одиночество, грусть, мысли о смерти. Это не мешало Михаилу Юрьевичу совмещать несколько направлений, например, реализм и романтизм. Стихотворный размер неоднороден. Автор использует как последовательную, так и перекрестную рифмы. С соблюдением всех формальностей стихотворение можно разделить на четверостишия с различными последовательностями.

Тема одиночества занимает одно из первых мест в творчестве М. Ю. Лермонтова. Автор создаёт глубокие индивидуальные произведения, в которых романтический герой отделен от других людей. Он пытается найти собственное место в мире. Такая же идея прослеживается в стихотворении Лермонтова «Завещание», анализ которого помогает читателю чётче понять затрагиваемые проблемы, сюжет и композицию произведения.

Произведение «Завещание» небогато художественными средствами. Они присутствуют, но в малом количестве. Это связано с тем, что это стихотворение — монолог, в нем используется простая речь, лёгкая для понимания читателя. Языковые средства приближены к разговорной речи:

Композиция работы очень простая. В стихотворении герой обращается к другу с рядом просьб. Он должен рассказать о смерти только тем, кто спросит и еще любимой девушке. Тема традиционна для литературы XIX века — гибель солдата. Лирический герой понимает, что ему осталось недолго, но он не цепляется за жизнь. Он только честно рассказывает о своей жизни, чувства и мыслях. Ему не хочется расстраивать родителей и если они живы, то он просит друга солгать.

Анализ «Завещания» Лермонтова позволяет лучше разобрать детали произведения. Стихотворение написано в жанре послание — герой беседует с другом, открывает перед ним душу и просит выполнить несколько поручений. В тексте также есть и размышления героя. Он признает, что вел себя неправильно, поэтому никто о нем не вспомнит.

Стихотворение было написано в 1840 году, когда Лермонтова второй раз сослали на Кавказ. Все его друзья остались в столице, а он так и не обрел хороших знакомых в ссылке. Его родители умерли, и поэт начал переживать о том, что после смерти о нем никто не вспомнит. Он спокойно воспринимает вероятность смерти в бою.

Стихотворение начинается с того, что лирический герой приглашает к разговору своего друга. Он признается, что ему осталось мало жить на свете. После смерти друг должен поехать домой, но мало кто поинтересуется судьбой героя. А даже если кто и спросит, то достаточно рассказать кратко о смерти от пули, верности царю.

Идея стихотворения Лермонтова очень проста: перед смертью человек совершает исповедь. Он рассказывает о том, как не смог занять свое место в обществе. Это искренняя и печальная история. Возможно, Лермонтов не предсказывал свою смерть, но он понимал, что никто о нем не будет вспоминать после нее.

Он признаётся сослуживцу, что немногие будут интересоваться его судьбой. Всё же надеясь, что найдутся небезразличные, герой просит рассказать им о его смерти. При этом он делает акценты на деталях гибели: пуля пронзила его грудь, а плохие доктора не смогли помочь. Солдат заявляет, что умер за царя, но в этих словах чувствуется ирония. Зато он искренне передает родному краю поклон.

Смысловая и формальная композиция стихотворения простая. После вступления-экспозиции идёт обращение умирающего солдата к сослуживцу, которое можно разделить на три части: просьба рассказать о его смерти всем, кто будет интересоваться, просьбы, касающиеся родителей и соседки. Произведение состоит из четырёх строф, что соответствует содержанию.

Стихотворение написано предположительно в 1840 г., когда поэт участвовал в боевых действиях на Кавказе, примерно за год до гибели. Многие считают, что Лермонтов предчувствовал свою смерть, и в строках ощущается некая обречённость, покорность судьбе. На самом деле автобиографических черт в «Завещании» немного.

В романтическом творчестве М. Ю. Лермонтова нашла место военная тема. Интересно интерпретирована она в стихотворении «Завещание», которое поэт написал, когда находился во второй ссылке на Кавказе. Изучают его в 8 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Завещание» по плану.

В стихотворении раскрывается традиционная для литературы первой половины XIX века тема гибели солдата. В центре произведения лирический герой, который, предчувствуя смерть, обращается к своему земляку. Солдат знает, что жить ему осталось недолго, но не пытается цепляться за жизнь. В роковые минуты он открывает свою душу лишь близкому товарищу. К нему он обращается с несколькими просьбами.

Стихотворение Михаила Лермонтова «Завещание» было написано в 1840 году. Прошло совсем немного времени, и Лермонтов погиб в неудачной дуэли. Современные литературоведы считают, что бессмертное произведение — это зашифрованное послание человечеству. Что явилось предпосылкой таких выводов? Проведем подробный анализ и попробуем добраться до истины.

«Завещание» является одним из ключевых лирических текстов Лермонтова, в котором объединяются значимые для поэта темы: тема одиночества и поиска себя, отношения с Родиной и обществом, тема любви. Стихотворение не только раскрывает перед нами историю умирающего солдата, но и, одновременно с этим, становится своеобразным завещанием самого поэта, попыткой попрощаться с немногими близкими людьми и обществом, в котором для него не нашлось места.

Еще почитать —> Определили В Спец Преемник На 5 Суток Что Взять

Последняя строфа посвящена соседке. Заметно, что у солдата остались к ней чувства. Ему больно вспоминать о расставании. Парень догадывается, что возлюбленная не будет расспрашивать о нем. Даже при таких обстоятельствах он просит рассказать девушке всю правду, зная, что ее слезы ничего не будут значить.

Размер неоднороден: четырехстопный ямб перемежается с разностопным. То же можно сказать и о рифме: она то перекрестная, то построчная. Рифмуются частицы, местоименные существительные и неопределенные местоимения. Такое построение стихотворения помогает передать простонародную речь, показать, что герой – обычный солдат.

В стихотворении раскрывается традиционная для литературы первой половины XIX века тема гибели солдата. В центре произведения раненый лирический герой, который обращается к своему другу. Солдат знает, что ему жить ему осталось недолго, но не пытается цепляться за жизнь. В роковые минуты он открывает свою душу лишь близкому товарищу. К нему он обращается с несколькими просьбами.

Образы и символы

Главным героем стихотворения является умирающий солдат, о которого и происходит повествование. Здесь нет прямой информации о происхождении героя, единственное, что о нем известно – это то, что он был сослан на Кавказ. В нем проскальзывают черты, как человека простого происхождения, так и интеллигента. Из этого можно сделать вывод, что целью поэта было создать обобщенный образ, который бы подходил к любому человеку. Но так же автор наделяет его собственными мыслями и размышлениями.

Схожесть поэта с лирическим героем не осталась незамеченной – слишком много общего у них двоих.

В образе соседской девушки так же можно без труда узнать Варвару Лопухину, которую поэт любил продолжительный период времени.

Темы, проблемы

Главной темой стихотворения «Завещание» становится тема одиночества. Лирический герой не может найти свое место в мире, а так же в обществе, из-за чего очень страдает.

На пороге смерти солдат прекрасно осознает, что его смерть мало кого расстроит. Для Родины – он всего лишь один из тысячи, для которого достаточно будет и официальной сводки. Родители солдата, скорее всего, так же давно умерли, поэтому их так же не расстроит его кончина. Хотя о родителях он переживает, и , если они еще живы, не хочет их огорчать. А его возлюбленная быстро утешится.

Поиск своего места в этом мире так же не увенчались успехом. Он начинает осознавать всю безысходность своего положения. Он искал утешения в любви – но она обернулась для него лишь очередным ударом.

Художественные средства в завещании лермонтов

М. Ю. Лермонтов погиб не на поле боя, а на дуэли, на момент написания стихотворения его родителей уже не было в живых. Под образом соседки скорее скрывается Варвара Лопухина, ведь именно к ней поэт испытывал самые сильные чувства. Хоть исследователи допускают, что героиня могла быть списана с любой музы поэта, поэтому считают образ сборным.

Для стихотворения «Завещание» присущи такие характеристики, как плохое настроение, одиночество, грусть, мысли о смерти. Это не мешало Михаилу Юрьевичу совмещать несколько направлений, например, реализм и романтизм. Стихотворный размер неоднороден. Автор использует как последовательную, так и перекрестную рифмы. С соблюдением всех формальностей стихотворение можно разделить на четверостишия с различными последовательностями.

  1. Первая часть представляет собой экспозицию. Перед читателем открывается картина, где умирающий солдат обращается к другу или боевому товарищу с рядом поручений. При этом сразу задается основное настроение солдата: «Моей судьбой, сказать по правде, очень никто не озабочен».
  2. Следующие три строфы раскрывают три сферы жизни героя: его отношения с Родиной, с родителями и с любимой девушкой. «Умер честно за царя» — это официальная формулировка из извещений девятнадцатого столетия о гибели солдат на войне. Очевидно, что за каждым таким извещением скрывается личная история человека и его семьи, что эта формулировка не способна передать истинной любви героя к родной земле и трагедии его смерти. Рассказчик грустно иронизирует, говоря о смерти за царя и лекарях, но все же посылает родному краю искренний поклон.
  3. Тепло и нежность звучат в словах солдата о родителях. Герой сомневается, что они еще живы, и все же не хочет их опечалить. Он просит своего товарища рассказать родителям, что был послан в далекий поход, поэтому ждать его не имеет смысла.
  4. Наконец, в последней строфе герой вспоминает о «соседке», в которую был влюблен. Воспоминание о расставании с ней рождает в солдате обиду и злость, она вряд ли спросит о нем, и все же герой готов использовать собственную смерть как жестокий повод напомнить о себе: «Пускай она поплачет… Ей ничего не значит!».

Рассказывая о судьбе неизвестного русского солдата, Михаил Лермонтов вкладывает в это стихотворение тайный смысл. Между строк можно прочесть завещание самого поэта, который знает, что его жизнь будет недолгой и интуитивно ищет смерти. Сегодня многие исследователи творчества Лермонтова приходят к убеждению, что этот человек обладал пророческим даром и знал, что должен умереть. Если исходить из этого, то тайный смысл стихотворения «Завещание» становится явным. Ведь поэт также погиб от пули в грудь во время дуэли, хотя мечтал умереть на поле брани. Точно так же, как и у главного героя произведения, у Лермонтова к тому моменту в живых не было ни отца, ни матери, а к родной бабушке он питал весьма сложные и смешанные чувства, не считая ее близким для себя человеком. Что касается образа девушки-соседки, то под это определения могут попасть многие женщины, которыми восхищался поэт. Однако, вероятнее всего, автор подразумевает Варвару Лопухину, которая была его музой до самой смерти, хотя Лермонтов отказался связывать себя узами брака с женщиной, которую боготворил. Именно от был виноват в разрыве отношений с возлюбленной, считая, что не способен сделать ее по-настоящему счастливой. Однако в стихотворении ситуация представлена с точностью до наоборот: автор фактически обвиняет свою избранницу в том, что она его забыла. И это – единственная неточность в произведении, которую можно считать неумелой попыткой Лермонтова оправдать свои поступки. Он посчитал, что Лопухина гораздо легче перенесет известие о его смерти, если будет знать, что между ними все кончено. И – оказался неправ, потому что лишил возлюбленную возможности провести с ним последние месяцы жизни, о чем Варвара Лопухина сожалела до самой смерти.

Размер неоднороден: четырехстопный ямб перемежается с разностопным. То же можно сказать и о рифме: она то перекрестная, то построчная. Рифмуются частицы, местоименные существительные и неопределенные местоимения. Такое построение стихотворения помогает передать простонародную речь, показать, что герой – обычный солдат.

Здесь есть над чем подумать. Видимого сходства с самим поэтом как будто и нет, однако остаётся тайной, к какому общественному классу принадлежит мужчина, не упоминается и звание воина. Неизвестно, где именно служил умирающий, нет даже малейшего намёка на место роковой битвы.

Последняя строфа посвящена соседке. Заметно, что у солдата остались к ней чувства. Ему больно вспоминать о расставании. Парень догадывается, что возлюбленная не будет расспрашивать о нем. Даже при таких обстоятельствах он просит рассказать девушке всю правду, зная, что ее слезы ничего не будут значить.

Связь с отчим домом прервалась, и мужчина даже не знает наверняка, живы ли его родные люди. Причины, из-за которых родители не переписывались с ним, умирающий не раскрывает. Но всё же просит, чтобы не огорчали стариков печальным сообщением. Уж пусть лучше думают, что их сына отправили служить куда-то очень далеко, а писем он не присылает лишь по лености. Эта трогательная забота говорит о любви и нежности к отцу и матери.

Герой, умирая, как бы подводит итог и старается проанализировать своё прошлое. Звенящей струной в его словах звучит горечь одиночества, отверженности. Это вполне может быть отголоском темы лишнего человека, такой типичной для разочарованного поколения интеллигенции, сверстников самого́ поэта.

Из слов умирающего можно сделать заключение о том, что он любит родной край и тоскует на чужбине, куда он попал, вероятно, уже давно. Свой воинский долг он исполнил честно, из-за ранения в грудь принял смерть за царя и Отечество — так кратко просит герой рассказать, если вдруг хоть кто-то поинтересуется его судьбой. В подробности вдаваться ни к чему.

Несмотря на низкий социальный статус героя, в нем мы узнаем самого автора, который намекает на свой печальный удел. Многие сходятся во мнении, что через лирического героя и его судьбу Лермонтов хотел не просто затронуть сердца читателей, но и передать собственное завещание, так как считал, что и ему уготована похожая судьба. Например, таинственная соседка – это первая любовь Михаила Юрьевича, Варвара Лопухина, которая вышла замуж за богатого помещика. Родители автора уже скончались к тому времени, осталась лишь бабушка, которая из-за преклонного возраста могла не дожить до весточки о кончине внука.

Лермонтов попытался отразить безмерное одиночество человека, который осознает, что его смерть никому не причинит горя. Он не ценит свою жизнь, потому что ее не ценит никто. Смысл его завещания заключается в том, чтобы хоть кому-то выразить свою тоску. Пусть даже это будет случайный собеседник, которому все равно, что и кому надо передать.

Лирический герой – обычный солдат, который получил смертельное ранение и, зная, что умирает, дает несколько распоряжений другу, на словах передавая ему свое своеобразное завещание. Он просит не говорить о смерти отцу и матери, но просит передать эту весть некогда любимой им женщине, которая, как он уверен, не испытывает к нему никаких чувств. Он уверен, что некому будет переживать о его смерти. Вероятно, герой — простой крестьянин, и воинская служба сломала ему жизнь. Возможно, он еще молод, но уже хоронит себя, так как воинский долг не оставляет ему шанса на возвращение.

Еще почитать —> Образец Заполнения 3 Ндфл От Продажи Автомобиля 250000 Рублей За 2021 Год

Размер неоднороден: четырехстопный ямб перемежается с разностопным. То же можно сказать и о рифме: она то перекрестная, то построчная. Рифмуются частицы, местоименные существительные и неопределенные местоимения. Такое построение стихотворения помогает передать простонародную речь, показать, что герой – обычный солдат.

Стихотворение пропитано одиночеством, оно заставляет читателя грустить. Особенно впечатляет спокойствие, с которым солдат говорит о своей судьбе. Он спокоен перед лицом неминуемой гибели, но читатель понимает, что произошедшее с героем несправедливо, он должен был наслаждаться спокойной жизнью, но умер на поле боя, и никто после не вспомнит о его кончине.

  • Обособленность героя от мира
    . Умирающий солдат сразу заявляет: вряд ли кто-то заинтересуется его судьбой. Родина, за которую он умирает, ограничится официальной сводкой о гибели, родителей, скорее всего, нет в живых, а любимая девушка поплачет и вскоре его забудет.
  • Поиск смысла жизни
    и своего места оборачиваются для героя ощущением безысходности и опустошенности. Любовь оказывается не средством исцеления, а лишь очередным ударом жестокого лицемерного общества.
  • Одиночество героя
    обуславливается еще и тем, что никто не знает правды о его настоящих чувствах и стремлениях. Рассказчик разочаровывается в жизни и ее соблазнах.

В своей лирике Лермонтов продолжал и развивал традиции Романтизма. Его герой одинок, он стремится к прекрасному гармоничному миру, и стремление это разбивается о суровую действительность. Герой Романтизма не может найти свое место в обществе, поэтому вступает с ним в конфликт, отвергает его, отчего в финале часто погибает. Таким предстает перед читателем рассказчик стихотворения, который в свой смертный час холодно и немного насмешливо отзывается об оставившей его возлюбленной и даже собственной неминуемой гибели. Он был чужим для мира, и потому не страшится его покидать.

Одной из основных тем поэтического наследия М. Ю. Лермонтова является тема одиночества. Поэт создает яркие самобытные тексты, лирический герой которых остро ощущает обособленность от других людей и пытается отыскать свое место в мире. Похожие мотивы звучат в стихотворении «Завещание», которое содержит горькую исповедь умирающего солдата и является своеобразным поэтическим завещанием самого поэта. Многомудрый Литрекон предлагает Вашему вниманию анализ стихотворения «Завещание» по плану, который поможет наиболее полно рассмотреть особенности композиции и проблематики произведения.

  1. Первая часть представляет собой экспозицию. Перед читателем открывается картина, где умирающий солдат обращается к другу или боевому товарищу с рядом поручений. При этом сразу задается основное настроение солдата: «Моей судьбой, сказать по правде, очень никто не озабочен».
  2. Следующие три строфы раскрывают три сферы жизни героя: его отношения с Родиной, с родителями и с любимой девушкой. «Умер честно за царя» — это официальная формулировка из извещений девятнадцатого столетия о гибели солдат на войне. Очевидно, что за каждым таким извещением скрывается личная история человека и его семьи, что эта формулировка не способна передать истинной любви героя к родной земле и трагедии его смерти. Рассказчик грустно иронизирует, говоря о смерти за царя и лекарях, но все же посылает родному краю искренний поклон.
  3. Тепло и нежность звучат в словах солдата о родителях. Герой сомневается, что они еще живы, и все же не хочет их опечалить. Он просит своего товарища рассказать родителям, что был послан в далекий поход, поэтому ждать его не имеет смысла.
  4. Наконец, в последней строфе герой вспоминает о «соседке», в которую был влюблен. Воспоминание о расставании с ней рождает в солдате обиду и злость, она вряд ли спросит о нем, и все же герой готов использовать собственную смерть как жестокий повод напомнить о себе: «Пускай она поплачет… Ей ничего не значит!».

«…Это похоронная песнь жизни и всем ее обольщениям, тем более ужасная, что ее голос не глухой и не громкий, а холодно спокойный; выражение не горит и не сверкает образами, но небрежно и прозаично… Мысль этой пьесы: и худое и хорошее – все равно; сделать лучше не в нашей воле, и потому пусть идет себе как оно хочет…»

Средства художественной выразительности

В стихотворении «Завещание» поэт использует большое количество просторечных слов и выражений, благодаря чему добивается эффекта живого разговора.

В тексте автор использует всего одну метафору «пустое сердце». С её помощью он описывает чувства своей возлюбленной, которая так и не смогла понять и оценить его к ней отношения. Эти два слова как нельзя лучше передают ту пустоту, с которой довелось встретиться нашему лирическому герою.

Использование многоточий так же помогают создать впечатление живого монолога, который периодически сбивается из-за затрудненного дыхания. Читатель словно находится рядом с умирающим солдатом, и слышит все то, что тот говорит в последние минуты своей жизни боевому товарищу.

В своем «Завещание» Михаил Юрьевич раскрывает самые значимые для себя темы: это тема одиночества и поиска собственного места в мире; его отношения в обществе; тема Родины; тема любви.

Стихотворение «Завещание» рассказывает читателю историю раненого солдата, параллельно становясь завещанием самого Лермонтова.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]