Очень краткое содержание поэмы «Мертвые души»
В заштатный губернский город приезжает господин средних лет Павел Иванович Чичиков, выдающий себя за помещика. Он немедленно проявляет интерес к местным жителям, поочерёдно наносит визиты первым лицам и всех очаровывает. Героя приглашают на балы и обеды. Горожане и предположить не могут, ради какой махинации приятнейший Павел Иванович посетил их провинцию.
В гостях у помещика Манилова герой делает хозяину выгодное предложение: продать ему души умерших крестьян. На такую же сделку ему удаётся уговорить недалёкую помещицу Коробочку, крайне скупого Плюшкина и делового Собакевича. По ревизии эти крестьяне числились ещё живыми, и Чичиков намерен был заложить их в Опекунский совет, чтобы получить значительную ссуду.
Павел Иванович всегда стремился разбогатеть любым способом. У него за плечами тёмное прошлое, о чём повествует автор в последней главе. Ранее Чичиков служил на таможне, где за крупную взятку покрыл контрабанду. Разными ухищрениями ему удалось избежать тюрьмы. Скупка мёртвых душ тоже грозила неприятностями с законом. Поэтому, когда в губернском обществе поползли слухи о таинственном миллионере, когда за ним началась охота как за выгодным женихом, герой бежит из города.
Характеристика главных героев поэмы Мёртвые души
В произведении Н.В. Гоголя «Мёртвые души» небольшое количество главных героев.
Одним из центральных персонажей является Павел Иванович Чичиков. Это хорошо воспитанный, деликатный, приятный молодой человек из среднего класса, но в тоже время нечестный и лицемерный господин, который пытается обманным путем обогатиться. В погоне за «мертвыми души» он не перестает быть циничным, корыстным человеком, имеющим низкие моральные качества. Однако такое поведение можно объяснить, ведь порядочные и честные бедняки не пользуются почетом, да и никто не хочет проживать жизнь в нищете, поэтому приходится нормы морали отодвигать на второй план. В этом и есть вся проблема Чичикова, ведь ему, простому по происхождению человеку, очень трудно заработать состояние, поэтому приходится проявлять смекалку и обман.
Помещик Манилов один из неплохих образов произведения. Он достаточно обеспеченный и с простой душой человек. Достаточно воспитанный, уступчивый человек, с окружающими добр и почтив. Но имеет и отрицательные качества, такие как безынициативность и ленивость. Манилов никогда не выражает своего истинного мнения, по какому либо поводу, он привык подстраиваться под обстоятельства.
Образ помещицы Коробочки воспринимается читателями как очень приятный и веселый. Эта женщина не обладает особым умом, не образована, но отлично справляется с делами усадьбы и имеет хороший доход. Ее жизнь довольна простая и даже напоминает крестьянские будни, но она счастлива и благополучно управляет хозяйством.
Помещик Ноздрев – не состоявшийся ни в чем человек. Он плохой отец, друг и хозяин. Делами своего имения предпочитает не заниматься и поручает их другому человеку. Сам же проводит время, спуская все заработанные деньги на алкоголь, женщин и карты.
Помещик Собакевич вызывает неоднозначное мнение. С одной стороны он грубый, черствый человек, а с другой довольно простой – наравне трудиться с крестьянами, не считая это зазорным. Собакевич хитрый и предприимчивый человек, живет прошлым и отрицает какие-либо новшества.
Помещик Плюшкин – скупой и злой старик, внешне походивший на нищего. Его жадность довела до того, что все в поместье, включая его самого, постоянно недоедали и ходили в старой оборванной одежде. Смерть супруги очень сильно повлияла на него. Плюшкин стал еще более меркантильным и подозрительным скрягой.
В своем произведении Гоголь описал «хозяев жизни», существование которых бессмысленное и жалкое, они зависимы от пороков, которые ведут их к деградации.
Время и место событий
Определённое время в поэме не указано, но выявляются некоторые временные приметы. В них, однако, есть противоречие. Например, есть указание, что действие происходит в скором времени после изгнания Наполеона из России, а значит, никак не раньше 1813 года. Предположение, что Чичиков есть не кто иной, как переодетый Наполеон, наводит на мысль о периоде 1815–1821 гг.: от водворения императора на о. Святой Елены до кончины его.
Упоминание «жандармского офицера» с функциями полицейского подсказывает, что события происходят в 1827 году, так как корпус жандармов появился в России в 1826 году, а в 1827-м он стал выполнять назначение политической полиции.
Периодическое издание «Ведомости», встречающееся в тексте произведения, ещё больше приближает описываемые события к читателю, поскольку «Губернские ведомости» появились в российской печати с 1838 года.
Место действия — среднерусский губернский город NN, весьма отдалённый от столицы, и провинциальные поместья
Краткое содержание поэмы «Мёртвые души» Гоголя
К читателю от сочинителя
Автор обращается к читателям с просьбой помочь: ему необходим всесторонний взгляд на русскую жизнь, а это не под силу одному человеку.
Изображенный в книге герой – представитель всего одного сословия, этого недостаточно, чтоб представить, как живут другие слои общества.
Автор просит читателей стать соавторами и дополнить поэму.
Не стоит думать о красоте слога или художественной стороне дела, важнее передать правду о русской жизни. При этом под правдой подразумевается изображение недостатков и негативных сторон общества.
Автор просит выбрать для описания тот язык, каким обычно говорят с ребенком или необразованным человеком, который ничего не знает. Описание должно быть составлено так, чтобы всем было понятно.
Дополнить книгу может любой желающий – человек как низшего, так и высшего сословия. Главное – увидеть общее в привычках и поведении людей разных социальных групп.
Дополнения и исправления автор просит прислать в Московский или Санкт-Петербургский университет.
I
В небольшой губернский город приезжает новый человек – Павел Иванович Чичиков, представляющийся коллежским советником.
Он кажется обычным, ничем не примечательным, человеком — и по росту, и по телосложению, и по тому, как он в целом выглядит. При нем состоят кучер и лакей. Господин имеет солидный багаж и вид человека с деньгами.
Чичиков останавливается в трактире и начинает наводить справки о городе, самых видных помещиках и влиятельных чиновниках. Также интересуется, не было ли в городе и окрестностях чрезвычайных ситуаций или болезней с массовой гибелью людей.
Господин сообщает о своем прибытии запиской в полицию и идет гулять по городу, внимательно изучая местность, архитектуру и людей.
Чичиков наносит визиты губернатору, прокурору, вице-губернатору, председателю палаты, откупщику, полицеймейстеру, начальнику фабрик, врачебному инспектору и архитектору.
Каждый из чиновников встречает со стороны приезжего почтительное обхождение, учтивость и внимательность. Каждый приглашает его в гости на званые обеды, ужины и вечера. Приезжий несколько дней посещает светские мероприятия, приезжая в гостиницу только выспаться.
На вечере у губернатора Чичиков знакомится с помещиками Маниловым и Собакевичем, причем оба зовут его нанести визит к ним в поместья. Позднее на приеме у полицмейстера он знакомится с помещиком Ноздревым.
II
После недели пребывания в городе и посещения вечеринок Чичиков отправляется в гости к Манилову и Собакевичу.
Слуги Чичикова не примечательны. Лакей Петрушка был начитанным и сообразительным, при этом молчаливым. Кроме того, он спал прямо в одежде и везде за собой носил свой особенный запах. Кучер Селифан был полной противоположностью лакея.
Чичиков долго плутает по окрестности, чтоб найти деревню Маниловку. В ней он насчитал около 200 домов и сразу оценил состояние хозяйства.
У Манилова не было каких-либо ярких увлечений, особенностей характера, он был тихим и деликатным, любил мечтать и строить планы, которые так и оставались планами. Уже 2 года «читал» одну книгу. Его жена была ему под стать: она была воспитанной и приятной женщиной, но никогда не опускалась до настоящего хозяйства. Поэтому крестьяне и слуги много пили, а не работали, ключница воровала, а дела в доме не сдвигались годами. Зато от сыновей Манилов ожидал многого, потому и назвал их древнегреческими именами — Фемистоклюс и Алкид.
Манилов в восторге от Чичикова и пытается ему угодить, чем может.
Чичиков просит Манилова рассказать, сколько у него умерло людей и «продать» тех, на кого ещё не были оформлены документы о смерти.
Манилов изумлен и пытается понять, не противоречит ли это законам. Чичиков уверяет, что нарушений закона нет, и просит оформить купчую крепость (договор о купле душ). Манилов соглашается бесплатно отдать души Чичикова, за что получает благодарность гостя.
Уезжая, Чичиков подчёркнуто вежлив и обходителен с семьёй нового друга.
Манилов мечтает о дружбе и перспективах, но его мысли снова наталкиваются на странность сделки.
III
Чичиков доволен тем, что удалось уговорить Манилова на сделку без оплаты. Погруженный в расчеты и сметы, он едет навестить Собакевича.
Кучер Селифан также доволен приемом и выпивкой, которой его угостили в Маниловке, а потому разговорился с конями в упряжке.
Начавшийся дождь довольно быстро переходит в ливень, к тому же начинает смеркаться, это сбивает Селифана с дороги. Кроме того, он пьян и не помнит, где надо повернуть, чтоб доехать до деревни.
Селифан окончательно потерял дорогу, а потом и вовсе опрокинул бричку, отчего хозяин упал в грязь. Чичиков нещадно бранит Селифана.
Вскоре они слышат лай собак и наугад добираются до какой-то деревни, прося приютить в первом же доме.
Хозяйкой поместья оказалась Настасья Петровна Коробочка. Поговорив с ней, Чичиков понял, что заехал в глушь, где о Собакевиче и не слышали.
Гость переночевал, а наутро принялся осматривать хозяйство. Оказалось, что деревня у Коробочки опрятная, хозяйство поставлено хорошо.
Чичиков быстро переходит к делу и просит продать мертвые души, чем повергает старушку в изумление. Коробочка не может взять в толк, зачем Чичикову нужны бумаги на мертвых крестьян, но видит, что дело прибыльное – души стоят 15 рублей. Старушка сомневается: вдруг она найдет других покупателей, подороже? Чичиков долго не мог переломить недоверие и упрямство старушки, отчего очень устал, вспотел и начал злиться. Коробочка уступила, когда гость пообещал ей позже скупить у нее другие товары.
Позавтракав пирогами и блинами, Чичиков отправляется дальше. Как выбраться на дорогу, показывает крепостная — девочка Пелагея.
Селифан серьезен и молчалив, потому что пытается загладить вину за вчерашнее пьянство.
IV
Чичиков останавливается в трактире и просит подать поросенка.
В трактире он встречает Ноздрева, который еще в прошлый раз, на вечере у прокурора, перешёл с ним на «ты». Ноздрев рассказывает, что был с зятем на городской ярмарке, продал весь свой товар, выпил 17 бутылок шампанского с офицерами и сильно проигрался. Узнав, что Чичиков едет к Собакевичу, Ноздрев уговаривает его заехать сначала к нему. Чичиков соглашается, надеясь воспользоваться склонностью Ноздрева к щедрости и кутежу.
Ноздрев имел «разбитной характер», быстро сходился с людьми, был открытым и прямым человеком, любил ярмарки и вечеринки. Рано овдовел и имел двух детей, но не интересовался ими, они росли под присмотром няни.
Везде, где оказывался Ноздрев, происходили истории: часто он был бит приятелями и друзьями, задерживался полицией, напивался или проигрывался в ноль, а также умел расстраивать сделки и свадьбы.
Ноздрев много врал, любил скупать все подряд или обменивать вещи.
Приехав в поместье, Ноздрев показывает Чичикову свои владения и привирает, что купил соседний лес. Во время обеда Ноздрев очень много наливает Чичикову и зятю, но сам почти не пьет.
Зять отпрашивается домой, к «милой жене», за что Ноздрев ругает его. Оставшись наедине, герои обсуждают дело. Ноздрев хочет понять причину, для чего Чичикову мертвые души. Тот выдает ему такую версию: ему надо жениться, а для родителей невесты важно благосостояние жениха. Но душ у него маловато, вот он и покупает для виду.
Ноздрев не верит, называет Чичикова мошенником, отказывается и продать, и отдать просто так, но готов сыграть на души в карты. Приятели ссорятся и расходятся спать. Перед сном Чичиков ругает себя за то, что связался с Ноздревым.
Наутро Ноздрев уговаривает гостя сыграть хотя бы в шашки, но начинает жульничать, поэтому Чичиков прерывает игру и собирается уезжать. Ноздрев оскорбляется, зовет слуг, чтобы поколотить гостя.
Внезапное спасение приходит от офицера, который приехал задержать Ноздрева для судебного разбирательства.
V
Чичиков буквально удирает из деревни Ноздрева, досадуя, что потерял время и нарвался на оскорбления. Селифан ругает слуг Ноздрева за то, что тот дали лошадям овса вместо сена. Все расстроены и задумчивы, поэтому Селифан нечаянно наезжает на чужой экипаж.
В экипаже сидят две женщины, одна из них – 16-летняя хорошенькая девушка – привлекает внимание Чичикова.
Вся деревня собралась, чтоб разнять две упряжки, но уже распутанные кони не сдвигаются с места. Пока лошадей разводят в разные стороны, Чичиков пытается заговорить с девушкой, но разговор не клеится.
По пути он думает о девушке, взвешивая, какое у нее могло быть приданое и как скоро она «обабится» под руководством женской родни.
Деревня Собакевича построена на века, все сооружения основательные, но лишены изящества. Таков и хозяин — по внешности он напоминает крепкого здорового медведя. Черты его лица грубые и резкие, а характер – очень простой и прямой. Жена Собакевича такого же склада – высокая, молчаливая, серьезная. Мебель дополняет общее впечатление – она крепкая и неуклюжая.
После неловкого молчания Чичиков начинает обсуждать общих знакомых, и все они беспощадно критикуются Собакевичем: все разбойники, мошенники и свиньи.
За обедом Собакевич много ест и ругает застолья других помещиков.
Критике также подвергаются доктора, книги и просвещение.
Собакевич упоминает помещика Плюшкина, у которого умерло много душ, это вызывает интерес Чичикова.
Чтобы не спугнуть продавца. Чичиков начинает говорить о деле издалека, но Собакевич быстро понимает, что нужно гостю. Они не сходятся в цене: Чичиков хочет купить душу по 60 копеек за штуку, а Собакевич готов продать по 100 рублей, нахваливая своих умерших так, будто они живые.
После долгих переговоров сошлись на цене Чичикова в 2 рубля 50 копеек.
Собакевич обстоятельно составляет документ, описывая и род деятельности, и характеры умерших крепостных. Гость вносит аванс.
Чичиков просит оставить это дело в секрете, Собакевич соглашается.
Чичиков просит кучера ехать так, чтоб Собакевич не видел, что дальше он направится к Плюшкину, который живет как нищий и не кормит своих людей.
VI
В детстве люди получают много впечатлений от всего нового, ранее не виденного. Путешествия, незнакомые люди, картины природы – все оставляет след в детской душе! Но, доживая до средних лет, многие становятся нечувствительными и равнодушными:
«…то, что пробудило бы в прежние годы живое движенье в лице, смех и немолчные речи, то скользит теперь мимо, и безучастное молчание хранят мои недвижные уста. О моя юность! о моя свежесть!»
Въехав в деревню Плюшкина, Чичиков видит упадок, ветхость и разруху во всем. Крестьянские избы, хозяйственные помещения и господский дом давно не чинились и не красились.
Чичиков видит странного человека возле господского дома и решает, что это ключница, хотя голос кажется мужским. Его направляют в господский дом, и там картина упадка еще более печальна: все старое, грязное, сломанное, неухоженное.
«Ключница» оказывается хозяином, тем самым Плюшкиным. Когда-то он был бережливым помещиком, имел богатое хозяйство и семью – жену и троих детей.
После смерти супруги и взросления детей Плюшкин стал мелочным и скупым до такой степени, что в его амбарах гнил собранный урожай, а ткани и предметы быта рассыпались от долгого хранения. При этом крепостные по-прежнему должны были в полном объеме платить оброк, собирать урожай и производить новые предметы, которые потом складировались. Плюшкин постоянно тащил в дом всякий мусор под видом вещей, которые когда-нибудь пригодятся.
Сейчас Плюшкин выглядел как нищий, а его желание во всех делах обойтись без убытка переросло в ничтожность, в боязнь жизни:
«И до такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек!»
Чичиков интересуется мертвыми душами. У Плюшкина их 120 человек, и тот готов их продать, так как выгода для него важнее здравого смысла. Список душ Плюшкин пишет на огрызке бумаги, но печалится даже и от такого убытка.
Оказалось, что у Плюшкина были еще и беглые крестьяне, их он тоже согласился продать. Чичиков крайне доволен сделкой: у него прибавилось более 200 душ.
Плюшкин тоже доволен, считает гостя своим благодетелем и даже хочет подарить ему свои старые часы, но быстро передумывает. Чичиков возвращается в город.
VII
Для писателя счастье – описать такой человеческий характер, который показывает возвышенные стремления и лучшие человеческие добродетели, а не только скучные и гадкие характеры. Такой литературный труд почитается.
Сложнее писателю, описывающему «всю страшную, потрясающую тику мелочей, опутавших нашу жизнь, всю глубину холодных, раздробленных, повседневных характеров, которыми кишит наша земная, подчас горькая и скучная дорога…»
Чичиков проснулся отдохнувшим и сразу решил составить документы для совершения купчей крепости, чтобы не платить лишнего канцеляристам. Чичиков смотрит на списки душ и пытается понять, как жили и умерли эти люди. Ему становится ясно, что многие на Руси умирают не своей смертью, а из-за разных печальных обстоятельств. Чичиков чуть ли ни опаздывает в присутствие, где он должен оформить купчие.
Выйдя на улицу, Чичиков встречает Манилова, который был счастлив снова видеть своего приятеля. Он уже сам подготовил бумаги и решил составить компанию Чичикову.
Друзья отправились в присутствие, где долго искали человека, который мог бы оформить купчую: чиновники направляли их от одного к другому. Чичиков предложил одному чиновнику взятку, и тогда его привели к председателю, где оказался также и Собакевич.
Чичиков немного нервничает из-за того, что два продавца столкнулись лицом к лицу. Посылают за свидетелями, как того требуют условия сделки.
Председатель удивляется, почему Собакевич продает таких хороших крестьян, а про одного вспомнил, что он умер. Но Собакевич соврал и выкрутился. Председатель расспрашивает Чичикова, в какие земли он хочет увезти крестьян, и тот рассказывает легенду про поместье в Херсонской губернии.
Свидетели набраны, сделки совершены. Все хотят отметить это событие, а потому идут в дом к полицмейстеру с выпивкой и закуской, которую он набрал в лавках рыбного ряда. Там все много едят и пьют, уговаривая Чичикова не покидать их, а остаться еще на 2 недели. Обещают даже женить его. Все помещики и чиновники разомлели от выпитого, Чичиков тоже, поэтому он едет в трактир спать. Петрушка и Селифан воспринимают это как знак того, что они тоже могут погулять и напиться.
VIII
Чичиков с его покупкой крестьян на вывод стал предметом обсуждения. Все ломают голову, каково будет мужикам, не сбегут ли они от нового хозяина, хороших ли крестьян ему продали. Помещики и чиновники рассуждают, не сопьются ли мужики, сможет ли Чичиков держать их в строгости, где ему найти управляющего, чтобы не было бунта между крестьянами.
Решено, что Чичиков должен стать мужикам почти «родным отцом», тогда он сможет с ними справиться. Также полицмейстер предлагает конвой для перевозки крестьян, но Чичиков отказывается.
Пошли слухи, что Чичиков – миллионер, ведь он совершил сделок на 100 тысяч рублей.
«Жители города и без того, как уже мы видели в первой главе, душевно полюбили Чичикова, а теперь, после таких слухов, полюбили еще душевнее».
Чичиков с его умением нравиться людям стал родным в городе, который населен милыми душевными людьми.
Особенно сильное впечатление Чичиков произвел на женское сообщество. Дамы города N хорошо одевались, умели изысканно вести себя и не уступали ни в чем петербургским дамам, а потому увлеклись «миллионщиком», сочтя его интересным холостым мужчиной. Магическое действие этого слова коснулось всех в городе. Однажды Чичиков даже получил анонимное письмо от какой-то влюбленной в него особы.
Чичикова приглашают на бал губернатора, где он чувствует себя героем романа: его приветствуют мужчины и окружают дамы. Герой пытается понять, кто из дам прислал ему любовное письмо, но приходит к выводу, что разгадать это ни по поведению, ни по лицам невозможно — женщины слишком тонко устроены.
Чичиков испытывает потрясение, когда к нему подходит губернаторша с дочерью. Это та самая девушка, с экипажем которой он столкнулся по дороге от Ноздрева. Чичиков растерянно отвечает и становится даже неучтивым с дамами, хотя они развлекают его разговорами весь вечер.
Женщины танцуют, флиртуют, стараются поразить Чичикова, но теперь ему все безразлично. Он направляется к губернаторше с дочкой, подсаживается к ним и пытается увлечь девушку разговором, но ей скучно. Дамы это замечают и возмущаются пренебрежением Чичикова.
В это время в зале появляется подвыпивший Ноздрев и, увидев Чичикова, громогласно рассказывает, что он мошенник, скупающий мертвые души. Ноздрев – известный врун, но его слова вызывают в обществе замешательство. Чичиков странно себя ведет, не опровергает ложь и уезжает раньше всех гостей.
Приехав в трактир, Чичиков мысленно ругает балы и всех, кто на них ходит. Он не уважает этих людей, но не хочет показаться перед ними мошенником и негодяем. Но больше всего он ругает Ноздрева и его скандальную выходку.
В этот момент в город въезжает помещица Коробочка, чтобы разузнать, почем нынче продаются мертвые души.
IX
Рано утром одна приятная дама из города N отправляется к своей подруге сообщить потрясающую новость.
Некоторое время женщины обсуждают наряды, новые фасоны и расцветки, обещая обменяться выкройками. Приходит и черед ужасной новости о Чичикове: он негодный человек, не тот, за кого себя выдает. У пересказанной несколькими людьми истории помещицы Коробочки появились новые детали: Чичиков угрожал ей сломать ворота, ворвался ночью, вооруженный до зубов, и требовал продать мертвые души.
Дамы строят догадки, что значит покупка мертвых душ, и решают, что все это необходимо Чичикову для прикрытия. На самом деле он хочет похитить дочь губернатора, которая тоже не так проста.
Женщины решают, что у девушки нет манер и она безнравственна, слишком фривольно выражается и завлекает мужчин. Бесспорно, кокетка окрутила Чичикова.
Зависть к дочери губернатора заставляет найти в ней массу изъянов, и дамы чуть не поссорились из-за обсуждения ее внешности.
Также они решают, что Чичикову помогал соучастник – Ноздрев.
Тонкости дела дамы изложили вошедшему прокурору, а потом отправились распространять новость по городу. Однако новость не объяснялась логически, поэтому у горожан были вопросы: зачем ради похищения девушки покупать мертвые души и как их вообще можно было применить?
Дальше история Чичикова расходится по городу, и каждый прибавляет к ней новые художественные детали о брошенной жене Чичикова, о тайной запретной любви между ним и дочкой губернатора.
Город разделяется на две партии: мужскую и женскую, одних интересуют мертвые души, других – похищение.
Чиновники подозревают, что Чичиков – подосланный ревизор, который устраивает тайную проверку. Теперь «мертвые души» кажутся намеком на какие-то грехи, начинаются проверки, где могли быть нарушения. Горожане не понимают, должны ли они задержать Чичикова, или он сам сможет их задержать.
X
Горожане собирают совет у полицмейстера относительно персоны Чичикова. Многие чиновники похудели от забот и волнений, но пока ничего не смогли понять. Обсуждение строится бестолково, потому что ни у кого нет информации. Но почтмейстер вдруг решает, что Чичиков – это легендарный капитан Копейкин. Поскольку никто о нем не знает, он рассказывает «Повесть о капитане Копейкине».
После войны с Наполеоном капитан Копейкин лишился руки и ноги. Но поскольку денежная помощь для инвалидов еще не была назначена, ему пришлось работать. На заработки подался Копейкин в Петербург, очень дорогой город. Там ему посоветовали обратиться к генерал-аншефу для решения его проблемы. После 4 часов ожидания в парадной приемной, полной народу, его удостоили встречи с государственным человеком. Вельможа пообещал помочь с пансионом.
Копейкин от радости начал кутить и просаживать деньги – в ресторане, в театре, в лавках, даже чуть не приударил за дамой.
Через несколько дней он снова приходит к вельможе, но тот велит ждать приезда государя, ведь просто так денег он выдать не может. Так проходит несколько дней, Копейкин терпит нужду, но снова пытается попасть на прием. Вельможа просит его решать денежные вопросы самостоятельно, на что инвалид отвечает, что ему сложно заработать без руки и ноги. Генерал отдает распоряжение проводить Копейкина за казенный счет на место жительства. Его хватают, сажают в телегу и везут, но по дороге капитан исчезает. Позже в лесах объявляется банда разбойников, а их предводитель — Копейкин. Но сейчас он под именем Чичикова разбойничает здесь.
Почтмейстеру возражают, что у Чичикова в наличии все руки и ноги. Тот быстро находит объяснение: заграничные протезы Чичикова выглядят как настоящие конечности. Эти домыслы отметаются.
Другая версия: Чичиков – переодетый Наполеон. Но эта идея кажется еще нелепее.
Горожане хотят поподробнее расспросить Ноздрева о Чичикове, хоть Ноздрев и врун. Со слов Ноздрева, Чичиков — шпион, фальшивомонетчик и похититель. Ноздрев выдумывает даже место и время тайного венчания Чичикова и губернаторской дочки. Также он подтверждает, что Чичиков и есть Наполеон. В итоге чиновники оставляют затею узнать, кто таков их гость.
Прокурор, не выдержав всех этих волнений, умирает, и это поражает общественность.
Чичиков ничего не знает, живет уединенно, лечит простуду. Спустя 3 дня оправляется делать визиты, но его либо не принимают, либо принимают как чужого. Чичиков возвращается в трактир. Его навещает Ноздрев и рассказывает, какие о нем ходят слухи и о смерти прокурора.
Чичиков принимает решение скорее покинуть город.
XI
Селифан, который все 3 недели, проведенные в городе, знал о поломке брички, не сообщил об этом. Чичиков требует за 2 часа уладить вопрос с кузнецом.
На починку уходит 5 часов времени и в 6 раз больше денег.
Когда Чичиков наконец выезжает из города, видит похоронную процессию. Хоронят прокурора. Чичиков боится, как бы его не узнали, и подсматривает в щелочку между шторами.
Выезжая из города, Чичиков видит пейзажи и поселения, которые вызывают смешанное чувство тоски и любования.
Русская дорога заслуживает самых поэтичных описаний, потому что дает путнику время и подумать, и увидеть красоту мест, и развеяться. Но Чичиков не испытывает возвышенных чувств.
Автор уверен, что Чичиков – неприятный герой, он и не должен нравиться читателю. Но выбор писателя не случаен, слишком уж часто эксплуатируется образ хорошего человека, да и писать о нем слишком легко. А вот писать про негодяя гораздо интереснее и сложнее.
Чичиков произошел из небогатой дворянской семьи, в которой не ощутил родительской любви. У мальчика не было друзей, он помнил только строгого отца и скучную учебу дома, а потом в школе.
Мальчик навсегда усвоил наставление отца:
«…не дури и не повесничай, а больше всего угождай учителям и начальникам. С товарищами не водись, они тебя добру не научат; а если уж пошло на то, так водись с теми, которые побогаче. Не угощай и не потчевай никого, а веди себя лучше так, чтобы тебя угощали, а больше всего береги и копи копейку: эта вещь надежнее всего на свете».
Чичиков выполнил отцовский наказ и скоро приумножил капитал. От отца ему досталось незначительное наследство, которое он обратил в деньги. Кроме того, он усердно трудился в казенной палате и копил средства, чтоб когда-нибудь зажить как следует.
Также Чичиков учился угождать и приспосабливаться к другим, но при этом потерял свою индивидуальность: «Ничего не было в нем ровно: ни злодейского, ни доброго, и что-то страшное являлось в сем отсутствии всего».
Чичиков хорошо продвигался по службе, сумел даже борьбу с взятками обратить в свою пользу, пока новый начальник не уволил его.
После многих попыток заново выстроить карьеру, Чичиков устраивается служить на таможне. Он слывет честным, неподкупным, но на самом деле просто выжидает подходящего дела. В результате махинаций ему удается получить 400 тысяч дохода. Но преступление раскрывается, Чичиков оказывается под следствием, а его имущество и деньги конфискованы.
Ему приходится начинать с нуля, но он не теряет терпения и энтузиазма. Работая поверенным, он сталкивается с лазейкой в документах, когда умершие крестьяне какое-то время до ревизии числятся живыми. Это подталкивает его скупать мертвые души у помещиков, чтобы потом заложить их и получить деньги.
За этим Чичиков отправляется город N, за этим он объехал и другие.
Но Чичиков не такой уж и негодяй, он просто подсвечивает характеры других людей и недостатки общества.
Персонажи поэмы гоголя «Мертвые души» и их краткая характеристика
Повествование романа-поэмы — череда образов чиновничьего и помещичьего сословий. Характеристика персонажей произведения на фоне нелёгкой жизни крестьян создаёт образ провинциальной России первой половины XIX века
Главные герои
Чичиков
Павел Иванович Чичиков — главный герой. Он в средних летах, бывший чиновник (коллежский асессор), а теперь махинатор: предстаёт перед читателем во время путешествия по России, цель которого — приобрести души умерших крестьян, числящихся по документам живыми. Души нужны ему для заклада их в банке, чтобы взять кредит, и тем самым завоевать положение в обществе.
В лице главного героя Гоголь изобразил представителя зарождающегося на российских просторах класса предпринимателей. Активной деятельностью Чичиков разительно отличается от других персонажей, и тем вызывает у последних недоумение, удивление, становится загадкой.
Внешность его непримечательна: героя нельзя назвать красивым, но он и не дурён; не стар годами, но и не юн. Зато Павел Иванович одевается щегольски, всегда свеж и чист, чем располагает к себе. Он по-хамелеонски способен подстроиться под любого собеседника, поэтому может без труда войти в доверие к чиновникам и помещикам. Чичиков при желании производит впечатление приятнейшего человека, и тем занимает в обществе нужное ему положение.
Ничего загадочного в Чичикове нет. Внутренний мир его подчинён одной пламенной страсти — наживе. Ещё в юности Павлуша Чичиков сообразил, как поживиться за счёт тех, кто побогаче его. Как-то раз отец объяснил мальчику, что самое надёжное в этом мире — копейка. Её нужно беречь и ценить. Павлуша накрепко усвоил, что только деньги дают самое желанное в жизни.
Разбогатеть — цель Чичикова, и в средствах достижения её он не был разборчив. Павел Иванович обладал живым практическим умом и не был ленив: он прилежно шёл к своей цели. Герой пускал в ход обман, лесть, брал взятки, был изобретателен в махинациях. Моральная сторона дела Чичикова не волновала.
Коробочка
Настасья Петровна Коробочка — пожилая помещица, вдова. Её поместье невелико, но содержится в идеальном порядке. Хозяйством она занимается сама, торгует продуктами, полученными со своего хозяйства. Настасья Петровна — женщина расчётливая и экономная до скупости. Без ведения письменного учёта держала в памяти все имена крестьян. Все интересы Коробочки сводятся к бытовым проблемам и хозяйственным делам своего поместья. Дальше этого она ничего не видит. В образе этой героини писатель показал вид ограниченных людей, в частности помещиков.
Ноздрев
Помещик, в котором нет ничего основательного, серьёзного. Он непоседа, кутила, картёжник: постоянно проигрывается, но продолжает играть. Ноздрёв любит рассказывать всякие небылицы, в которых он активный участник. Герой овдовел, ребёнок его растёт без отцовского внимания. Ноздрёва интересуют только сиюминутные удовольствия. Человек легкомысленный и пустой, он равнодушен и к семье, и к хозяйству.
Манилов
Господин Манилов — представитель класса сентиментальных помещиков, расположенных к мечтательности и не способных к деятельности. Герой уже немолод, сначала он вызывает приятное чувство, но несколько позже его слащавость до приторности уничтожает первое впечатление.
Бытовые проблемы, неустройство хозяйства Манилова не беспокоят, хотя он семейный человек, у него два сына. Ничем полезным этот человек не занимается, только вынашивает какие-то несбыточные и никому не нужные проекты. Обходительный, приятный в общении, герой глуп и бездарен.
Плюшкин
Степан Плюшкин — своеобразный и занятный тип помещика. По внешнему виду его и не примешь за владельца поместья: Чичиков при встрече посчитал его старой ключницей. Так нелепо выглядел до крайности скупой старик, обедневший от чрезмерной экономии. Когда-то в его имении была полнокровная жизнь, Степан имел семью. Теперь Плюшкин прозябает в одиночестве, помешавшись на сохранении «добра». Его гипертрофированная скупость проявляется в том, что он собирает ненужный мусор и несёт его в дом. От жадности помещика страдают крестьяне.
Собакевич
Михаил Семёнович Собакевич внешне похож на медведя. Степенный, сильный, практичный, он представляет породу помещиков, близких по своему складу к богатым крестьянам. Его дом и мебель заявляют о надёжности, эстетическая сторона хозяина не волнует. Михаил Семёнович сообразителен насчёт выгоды: он согласился продать мёртвые души заезжему прохиндею ещё до его предложения. Собакевич — из деловых господ, он готов к переменам в обществе.
Другие персонажи
- Селифан — слуга Чичикова, кучер, любит выпить и размышлять на отвлечённые темы. В связи с этими наклонностями от дороги часто отвлекается. Зато как кучер хорошо разбирается в характерах лошадей. Персонаж ростом не вышел, пристрастен к породистым и стройным девкам, любит водить с ними хороводы.
- Петрушка — лакей Чичикова, малый лет тридцати. Лицо его примечательно крупными губами и носом. Петрушка любит похвастаться путешествиями, которые он совершил вместе с барином. Петрушке нравится читать: его занимает, как буквы превращаются в слова. Он не уклоняется от посещения кабаков и пития хлебных вин, носит с собою какой-то особенный воздух, напоминающим о жилом покое.
- Лизонька Манилова — жена Манилова;
- Алкид и Фемистокл — сыновья Манилова 6 и 8 лет;
- Феодулия Ивановна — жена Собакевича;
- Губернатор, не блещущий умом;
- Губернаторша;
- Дочь губернатора — молоденькая девушка, которая произвела впечатление на Чичикова;
- «Дама, приятная во всех отношениях»;
- «Дама, просто приятная».
Главные герои поэмы Гоголя «Мертвые души»
Павел Иванович Чичиков
— предприимчивый делец, мошенник, новое явление российской действительности, новый герой в русской литературе. Сын бедного дворянина, он с детских лет мечтал о богатстве. Получив от родителя наставление беречь копеечку, которая надёжнее всего на свете, угождать начальству и водиться с богатыми, Павел Иванович неуклонно следовал завету отца.
Он проявлял поразительную выдержку, урезая себя во всём для накопления. Ум Чичикова был далёк от наук, в училище он не проявлял к ним способностей, зато практическая смётка его была удивительна. Павел Иванович также умел подстроиться под любого человека, производя прекрасное впечатление.
Внешность Чичикова в целом была приятной, но в ней не было ничего определённого, запоминающегося: не толстый и не худой, средних лет, не красавец, но и не дурён. Павел Иванович был очень опрятен, большое внимание уделял своему костюму, что впечатляло окружающих.
Если надо для приближения мечты (богатой жизни) подличать и угодничать, герой это делал, не задумываясь. Ещё в пору ученичества Павлуша своими стараниями снискал расположение учителя, сурового к другим мальчикам, и получил превосходный аттестат. Когда учитель оказался в беде, все неблагонравные ученики собрали для него деньги, и только примерный Павлуша «отговорился неимением». Подобным образом он действовал и со своим непробиваемым начальником. Чичиков уже считался женихом его дочери, но как только незадачливый кандидат в тести похлопотал за место для будущего зятя, о свадьбе уже не было речи.
Павел Иванович разными ухищрениями сколачивал капиталец: не гнушался взятками, проворачивал махинации. Особенно он отличился на таможне, где ему удалось сорвать крупный куш с общества контрабандистов. Потерпев неожиданное фиаско, герой не пал духом, не запил, как его подельник, а начал всё сначала и додумался до махинации с мёртвыми душами.
Никакие нравственные принципы его не беспокоят, любыми средствами стремится увеличить своё состояние этот предприимчивый и подлый человек, душа которого мертва для высоких идеалов и благородных намерений. Однако хитро спланированная афера героя вновь провалилась. Провидению было угодно…
Манилов
— первый по списку помещик, которого навещает Чичиков. Если среди поместного дворянства нередко встречались рачительные хозяева, то были и бездеятельные, никчёмные мечтатели. Манилов относится ко вторым. Его образ несколько гиперболизирован.
В приятности лица его много сахару: белокурый, голубоглазый, с заманчивой улыбкой. Манилов сентиментален, полон несбыточных планов, нелепых фантазий. Хозяйство его идёт само собой, он им не интересуется. Персонаж любит пофилософствовать и мечтает о соседе для душевных разговоров. Манилов обходителен, учтив, старается всем нравиться. В жизни он наблюдает за всем и всеми бесстрастно, никем и ничем не возмущается: ни взяточниками, ни казнокрадами, которых он называет почтеннейшими людьми. Манилов, в сущности, ко всему равнодушен, — показатель омертвелости души.
Коробочка Настасья Петровна
— помещица, владеющая небольшой деревушкой, вдова. У неё Чичиков оказался случайно. К своему маленькому поместью она относится по-хозяйски, рачительно, и содержит его в порядке. Коробочка предприимчива: продаёт натуральные продукты. Эта женщина очень ограничена, её ничто не интересует, кроме своей усадьбы. Все люди для неё лишь предполагаемые покупатели. Живёт она в достатке, но не упустит случая пожаловаться на жизнь. В сделке с Чичиковым она боялась продешевить и старалась извлечь из неожиданного покупателя мёртвых душ как можно больше выгоды.
Ноздрев
— помещик из разряда прожигателей жизни. Он ещё молод и свеж на вид. Свою кипучую энергию персонаж растрачивает на кутежи, хозяйство же пребывает в запущенном состоянии. Ноздрёв глуп, легкомыслен, любит приврать, прихвастнуть, часто становится участником историй с драками. Вдовец с двумя детьми, он пренебрегает их воспитанием. Крестьяне, живущие в его поместье, тоже ему безразличны.
Собакевич Михаил Семёнович
— помещик из разряда хозяйственных. Собакевич уже немолод, но крепок и здоров. Он груб внешне и по натуре, в вещах ценит надёжность и практичность, до красоты Михаилу Семёновичу нет дела. Недоверчивый, сметливый Собакевич надёжно обустроил своё хозяйство. Его крепостные обижены не были. Барин порой работал так же, как крестьяне. В практических делах герой сообразителен и хитёр, смысл приобретения Чичиковым мёртвых душ он быстро понял и стал торговаться, стараясь продать подороже.
Плюшкин
— самый богатый помещик (у него больше тысячи душ), который примечателен крайней скупостью. Когда-то он был семьянином и просто бережливым, но к старости экономность его стала чрезмерной. Он ходит в лохмотьях, питается скудно, тащит в дом всякий хлам. Его поместье выглядит не лучше, от скаредности помещика страдают и крестьяне. Несмотря на богатство, Плюшкин жалкий одинокий старик, его внутренний мир тоже непривлекателен.
Анализ произведения
История создания
Годы написания «Мёртвых душ»: 1835–1842. Год публикации первого тома — 1842. Принято считать, что сюжет произведения Гоголю подсказал Пушкин.
Тема
Нравы чиновников и помещиков, пороки общества и жизнь человека на Руси в первой половине XIX в.
Проблематика
- Препятствие развитию России:
- взяточничество и казнокрадство чиновников;
- паразитизм, инфантильность дворянства;
- рабское положение крестьян.
- Безнравственность многих представителей высшего сословия (помещиков, служилого дворянство, занимающего посты крупных чиновников).
- Жестокость, закрепившаяся в сознании большинства обыденностью: людей продают, проигрывают в карты.
Идея
Идея произведения первоначальная — показать Русь в целом. В ходе работы Гоголь идею сузил до обличения общественных нравов, пошлости и бездуховности помещичьего сословия. Цель Гоголя — не просто обличить пороки, но заставить людей посмотреть на себя со стороны, помочь им увидеть, как они грубы, мелочны, неинтересны и безнравственны.
Композиция
Композиуия первого тома кольцевая, так как в начале и в конце повествования Чичиков едет в бричке. В начале он въезжает в город NN, в конце — срочно выезжает из него после всего случившегося.
В композиции выделяется три звена:
- портретные главы (2–6), в них даны типы помещиков;
- город и чиновники (1,7–10 главы), описываются хлопоты с оформлением купчих, слухи в городе о Чичикове;
- предыстория главного героя (11 глава).
Таким образом, композицию поэмы составляют три круга — помещики, жизнь города, история главного героя. Объединяет их образ дороги, по которой, увлечённый своей афёрой Чичиков, то и дело передвигается.
Жанр
Жанр, по определению автора, — поэма в прозе. Большинство литературоведов склонны считать «Мёртвые души» романом.
Поначалу Гоголь замыслил написать «Мёртвые души» в жанре авантюрно-плутовского романа. Желание придать произведению историческую правдивость побудило автора задуматься о реалистическом методе. Юмор, ирония и сатира на страницах «Мёртвых душ» дают право назвать роман комедией. Множество лирических отступлений, богатство русского языка придают редкую поэтичность прозаическому тексту. Автор справедливо назвал своё произведение поэмой.
«Мёртвые души» — одно из великих произведений русской классической литературы. Классика всегда современна. Пороки человеческой натуры и общества, осмеянные Гоголем, актуальны доныне. Человек не меняется, он остаётся с теми же грехами, и видеть их ему полезно, чтобы задуматься о своей неприглядности.
Главная мысль поэмы
В седьмой главе Чичиков задумывается, какими были умершие люди, им купленные. Он мысленно оживляет их, даёт волю фантазии. В этом вопросе приоткрылась душа Чичикова. Автор предполагает её очищение. Значит, каждый может воскреснуть душой. Возможность нравственного возрождения мёртвой души — главная мысль поэмы.
Более масштабно — Гоголь верил в Россию, её будущее связывал с нравственным воскресением народа. Писатель отмечает духовную силу крестьянского характера, отдаёт дань уважения человеку труда, несмотря на то, что произведение посвящено афере Чичикова, его близости к порочному чиновничеству. Описание негативных сторон жизни и нравов преследует цель высмеивания и осуждения мёртвых душ, что поможет читателю подняться выше, а с ним и всей стране.
«Мертвые души» характеристика героев
«Мертвые души» образы повести убедительно раскрывают внутреннюю убогость помещиков. Каждый из них имеет индивидуальные черты. Однако все они — помещики, поэтому у них есть и общее, порожденное строем: паразитизм, жизнь за счет крепостных крестьян; ограничены животные интересы, отсутствие каких-либо высоких идейных побуждений души; низость, притупление человеческих чувств, грубый эгоизм; отсутствие общественно полезной деятельности. Все они — «мертвые души». Такими видел Гоголь.
«Мертвые души» характеристика героев
Образ Чичикова «Мертвые души»
Чичиков внешне аккуратный, любит чистоту, одетый в хороший модный костюм, всегда старательно побритый; всегда на нем чистое белье и модная одежда «коричневых и красноватых оттенков с искрой» или «цвета наваринского дыма с огнем». Но внешняя опрятность, чистота Чичикова, поразительно контрастирует с внутренней грязью и непорядочностью героя. Образом Чичикова автор подчеркнул типичные черты хищника, негодяя и накопителя. В одиннадцатой главе автор детально рассказывает о жизненном пути героя от рождения до момента, когда он занялся приобретением мертвых душ. Как формировался характер Чичикова? Какие жизненные интересы, сформированные под влиянием внешнего окружения, руководили его поведением? Еще в детстве отец учил его: «…более всего угождай учителям и начальникам… общайся с теми, кто более богатый, чтобы в некоторых случаях были тебе полезными, а больше всего береги копейку, эта вещь самая полезная в мире… Все сделаешь и пробьешь мир копейкой». Эти советы отца легли в основу взаимоотношений Чичикова с людьми еще со школьных лет. Еще в училище он добился хорошего отношения учителей, успешно накапливал деньги. Служба в разных учреждениях развила его естественные данные – практичный ум, изобретательность, лицемерие, терпение, умение «понять дух начальника», отыскать слабое место в душе человека и умение влиять на него из корыстных соображений. Все свои умения Чичиков направил на достижение желаемого обогащения. Он умел приворожить и губернский город, и усадьбы. Чичиков умеет найти подход к кому-нибудь, четко рассчитав каждый свой шаг и приспособившись к характеру помещика. Читатель замечает разницу в манере его общения с каждым из помещиков. Гоголь сатирически разоблачает своего героя «негодяя», представителя тех хищников, которых немало появилось в 30-е годы XIX ст., когда буржуазно-капиталистические силы уже начали развиваться в рамках феодально-крепостнического порядка.
Образ Манилова
Образом Манилова открывается галерея помещиков. Он немного напоминает Чичикова своей «сладкой» опрятностью и изысканностью одежды и движений. Еего жизнь пустая и никчемная. Даже имена своим сыновьям Манилов дает исключительные — Фемистоклюс и Алкид. Свою жизнь помещик проводит в полной бездеятельности. Он отошел от любой работы, даже ничего не читает. Свое безделье Манилов украшает беспочвенными мечтами и «прожектами», которые не имеют смысла. Вместо настоящего чувства у Манилова — «приятная улыбка», сладкая любезность; вместо мысли — бессмысленные суждения; вместо деятельности — пустые мечты. Что касается главной цели визита Чичикова, Манилов даже не знает, сколько у него умерло крестьян, и проявляет к этому полнейшее равнодушие.
Образ Коробочки
Настасия Петровна Коробочка перед нами возникает пародией на человека, воплощением такой же духовной пустоты, как и Манилов. Мелкая помещица (владеет 80-ю душами), она домовитая хозяйка, но ее мировоззрение крайне ограничено. Автор подчеркивает ее тупость, необразованность, суеверность, тягу к наживе. Не всегда можно доверять первым впечатлениям. Чичикова вводит в обман внешняя простота Коробочки, наивная патриархальная речь, которая свидетельствует о том, что она всегда жила в селе, среди крестьян, никакого образования не получила, а в городе бывает с единственной целью: узнать о ценах на некоторые товары. Чичиков называет Коробочку «дубиноголовой», но эта помещица не глупее его; как и он, она ни за что не прозевает свою выгоду. Она хорошо знает, что делается в ее хозяйстве, за какую цену и какие продукты продаются, сколько у нее крепостных, кого как зовут и сколько когда умерло.
Образ Ноздрева
Тип «живого мертвеца» представляет собой Ноздрев. Это полная противоположность и Манилову, и Коробочке. У него «неудержимая живость и воинственность характера». Он гуляка, прохиндей и лжец. Даже не понимая сути аферы Чичикова, он распознает в нем прохиндея. Свое хозяйство Ноздрев вконец забросил, отлично содержится лишь псарня, так как он любит охоту.
Образ Собакевича
Собакевич — новая ступенька морального падения человека. Он приверженец старых крепостнических форм ведения хозяйства, враждебно относится к городу и просвещению, пылко стремится к наживе. Жажда к обогащению толкает его на нечестные поступки. Этот помещик умеет вести хозяйство. Богатство предоставляет ему уверенности в себе, делает независимым в суждениях. Он хорошо знает, как разбогатели другие помещики и высшие чиновники в губернии и глубоко их пренебрегает. Собакевич, кроме барщины, применяет еще и денежно-оброчную систему. Крепостные его умирают из-за нечеловеческих условий существования, так как он с ними ведет себя жестоко, несмотря на их таланты и способности. А крестьяне у него в самом деле талантливые: умелый каретник Михеев, плотник Степан Пробка, цегельник Милушкин, сапожник Максим Телятников и прочие. Просьба Чичикова продать «мертвые души» не приводит в удивление Собакевича, поскольку тот убежден, что деньги можно делать на всем. Автор подчеркивает широкое обобщающее значение этого образа.
Образ Плюшкина
«Прореха на человечестве», Плюшкин — полная противоположность Собакевичу. Он настолько потерял человеческое подобие, что Чичиков сначала считает его ключницей. Бесспорно, он имеет доходы, и немалые: свыше тысячи душ крепостных, полные амбары всякого добра. Однако его чрезвычайная скупость превращает богатство, заработанное для него тяжелой работой крепостных, в пыль и гниль. Есть ли что-то дорогое для него в жизни? Плюшкин забыл, ради чего живет на свете. Его крепостные страдают от скупости хозяина и «умирают, как мухи». По словам Собакевича, он всех людей переморил голодом. Все человечное умерло в нем; это в полном понимании «мертвая душа». У этого помещика нет человеческих качеств, даже отцовские вещи для него более дороги, чем люди, которых он считает ворами и мошенниками. В образе Плюшкина с особой силой и сатирической обостренностью воплощено позорное стремление к накоплению любой ценой, рожденное обществом. Не случайно Гоголь образом Плюшкина завершает галерею помещиков. Автор показывает, что может произойти с каждым из них. Гоголя обижает поругание над человеком как подобием Божьем. Он говорит: «и к такому ничтожеству, мелочности, гадости мог дойти человек? Мог ли так измениться! и похоже это на правду? Все похоже на правду, все может произойти с человеком…».
Вам может быть интересно:
- Чем питается жираф?
- Обзор на центр Бубновского в Санкт-Петербурге
- Набор начинающего специалиста по татуажу
- Консультация у кардиолога: когда надо лечить сердце
«Повесть о капитане Копейкине» в поэме «Мертвые души»
Повесть входит в состав десятой главы поэмы. В ней говорится о герое Отечественной войны 1812 года капитане Копейкине. В сражении он потерял руку и ногу, и остался без средств по нетрудоспособности. Капитан обратился к отцу, но тот не мог ему помочь ничем. Герой направился в Петербург, резонно рассчитывая на вознаграждение за военную службу и положенную компенсацию инвалидности. Чиновники отговариваются, только обещают. Без «монаршей милости», находящегося за пределами России, они дело не рассматривают. Копейкин проявлял настойчивость, но безрезультатно.
Прошло немного времени, и в рязанских лесах стала орудовать банда. Предполагали, что возглавил её капитан Копейкин.
Когда вся поэма была одобрена цензурой, «Повесть о капитане Копейкине» в первой редакции не была допущена к печати. Гоголь считал повесть одним из лучших мест в произведении, и без неё печатать «Мёртвые души» не согласился. Писателю пришлось отредактировать повесть, то есть сгладить острые углы. Вторую редакцию цензор пропустил.
Характеристика главных героев произведения «Мертвых душ»
Главными героями в “Мертвых душах” Гоголя стали помещики из разных окрестностей города. Гоголь специально не указал, какой город он имеет в виду, потому что в то время события, описанные в произведении, были нормальным явлением для большинства поселков и городов. В произведении есть несколько героев, на которых и заворачивается сюжет. Конечно же, нельзя оставить без внимания и главного героя Чичикова, на котором строится сюжетная линия — все остальные герои завершают этот образ, показывая всю нелепость ситуации.
Чичиков когда-то был чиновником, но теперь начал заниматься махинациями: он покупает “мертвые души”, чтобы за их счет как живых взять кредит и получить уважение в обществе. Он старается произвести впечатление на всех, кто его окружает, поэтому одевается как с иголочки, постоянно выглядит так, словно только что вышел от цирюльника и портного.
«Не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок, нельзя сказать, чтоб стар, однако же и не так чтобы слишком молод» — так описал своего героя Гоголь. Хитрый и продуманный, Чичиков находит способ найти общий язык с помещиками и выкупить у них “мертвые души” и подать их как живых, чтобы достичь желаемой цели. Он умеет изворачиваться, придумывать отговорки, чтобы только получить желаемое.
Манилов — помещик, который не хочет что-либо делать для своей территории, он ленив, с него берут пример его же крестьяне. Всего в его поместье 200 изб, но внешне оно не напоминает богатый и приличный поселок, где есть на что посмотреть. Никто не хочет работать и улучшать условия жизни. Манилов любит проводить время в своем кабинете, сидя в кресле и покуривая трубку. Он любит свою семью, очень приветливый и романтичный, но до жути ленивый.
Старуха Коробочка — подозрительная, запасливая женщина преклонных лет, умеет все держать в своем кулаке, поэтому на ее поместье любо посмотреть. Ее крестьяне хорошо работают, приводят в порядок свои избы и другие постройки, а сама Коробочка продает товары, которые собирает у своих же рабочих. Внешне она не слишком привлекательна: «… вошла хозяйка, женщина пожилых лет, в каком-то спальном чепце, надетом наскоро, с фланелью на шее…» «… Она была одета лучше, нежели вчера, – в темном платье и уже не в спальном чепце, но на шее все так же было что-то навязано…»
Ноздрев — молодой помещик. У него умерла жена, но детей своих он не любит и не занимается ими. Для его более важно взаимодействовать со своими собаками, которых у него целая стая. Он не контролирует работу своих крестьян, его часто не бывает дома, потому что он проводит время в загулах и пьянках. Имеет веселый характер, любит веселиться и проводить время со своими такими же бойкими друзьями: «… Ноздрев человек-дрянь, Ноздрев может наврать, прибавить, распустить черт знает что, выйдут еще какие-нибудь сплетни …»
Собакевич — живет богато и крепко держит в руках своих крестьян. Поэтому они работают на совесть, строя надежные избы. Сам помещик похож на медведя — такой же крепкий, здоровый, слегка неуклюжий и прямой:»… он ему на этот раз показался весьма похожим на средней величины медведя. Для довершения сходства фрак на нем был совершенно медвежьего цвета, рукава длинны, панталоны длинны, ступнями ступал он и вкривь и вкось и наступал беспрестанно на чужие ноги. Цвет лица имел каленый, горячий, какой бывает на медном пятаке…»
Плюшкин любит все тащить в дом. Он ест сухари и ходит в ободранной одежде, при этом имеет 1000 крестьян, которые вынуждены жить в старых домах. Сам помещик никому не продает товары и они гниют в кладовках, а если и продает, то завышает цены до такой степени, что никто не хочет покупать такой дорогостоящий товар. Как о внешности говорит автор: … такого он [Чичиков] еще не видывал. Лицо его не представляло ничего особенного; оно было почти такое же, как у многих худощавых стариков, один подбородок только выступал очень далеко вперед, так что он должен был всякий раз закрывать его платком, чтобы не заплевать; маленькие глазки еще не потухнули и бегали из-под высоко выросших бровей как мыши…»
Как видим, всех этих помещиков и Чичикова объединяет одно: имея власть, они начинают терять рассудок, потому что подобная власть дает неограниченные возможности и каждый начинает сходить с ума по-своему. У каждого есть недостатки, и каждый захочет получить вознаграждение за то, что продаст Чичикову немного мертвых душ. Подобное мошенничество было и будет в человеческом обществе, просто со временем оно обретает немного другой смысл и внешнюю оболочку.
Любопытные факты об истории создания поэмы
Есть легенда что сюжет поэмы подсказал Пушкин. Но прямой подсказки, скорей всего, не было. Сюжет развился из письма Пушкина своему товарищу Плетнёву. В нём поэт писал о предстоящей женитьбе и о приданом, которое образовалось у него после заклада двухсот душ.
Замысел «Мёртвых душ» был грандиозен. За образец для своего произведения Гоголь взял «Божественную комедию» Данте. Через ад, чистилище и рай, как у Данте, хотел провести писатель своих героев в земной жизни.
Первый том — ад крепостнической России. Второй том — чистилище. Гоголь на нём сломался, том, как говорят, сжёг. Рай — третий том так и остался в замыслах.
Во втором томе душа Чичикова стала полем битвы между добром и злом. В третьем томе он герой должен был раскаяться и вступить на путь добра.
Описание Чичикова
Главным персонажем произведения Гоголя является покупатель душ умерших крестьян Павел Иванович Чичиков. Несомненно, он представляет собой основной образ романа, хоть и является натурой лицемерной и лживой.
Павел Иванович — помещик приятной наружности, не красавец и не урод, хорошего телосложения, не слишком молод. Души у помещика нет, она давно омертвела, став местом только для денег. Персонаж лишается человеческих чувств, забывает, что такое радость жизни.
Автор замечает, что у Чичикова нет своей манеры поведения, он подстраивается под того, с кем общается. Он присутствует во всех главах, это доказывает его многогранность, способность найти выход из любой сложившейся ситуации. Намерения Чичикова трудно понять, так как он является персонажем, который всегда и везде готов подложиться, лишь бы найти выгоду для себя.
Экранизации
Великое произведение много раз было экранизировано.
Впервые — в 1909 году режиссёром Петром Чардыниным. Фильм-спектакль «Мёртвые души» Леонида Трауберга снят в 1960 году, на основе инсценировки Михаила Булгакова (1930). В 1969 году был снят фильм-спектакль Александра Белинского на Ленинградском телевидении.
В 70-х было снято два мультипликационных фильма по сюжету «Мёртвых душ» (Борис Степанцев).
Пожалуй, самый удачный вариант «Мёртвых душ» в кинематографе — фильм Михаила Швейцера с Александром Калягиным в главной роли (1984).
Павел Лунгин снял фильм по мотивам «Мёртвых и душ» (2005). В 2019 году состоялась вольная экранизация поэмы в телесериале «Гоголь». В сериале 2021 года (Г. Константинопольский) образы Гоголя введены в современную Россию.
Главные герои поэмы «Мертвые души»
Поэма Гоголя «Мертвые души» заслуженно считается одним из лучших произведений русской литературы. Среди множества ее достоинств описание большого числа героев, порою сильно отличающихся друг от друга, но поведение и характеры которых актуальны и в наши дни.
Итак, главные герои поэмы «Мертвые души»:
Павел Иванович Чичиков – Господин средней комплекции и среднего возраста (35-40 лет). Весьма любознательный, обходительный. Умел подстраиваться под тех, с кем беседовал в нужный момент. Умел получить необходимую информацию. Не гнушался общения с людьми низшего сословия.
Чичиков был дворянского происхождения. Когда-то отец, отправив его в город учиться, преподал Павлуше такой урок: «Смотри же, Павлуша, учись, не дури и не повесничай, а больше всего угождай учителям и начальникам. Коли будешь угождать начальнику, то, хоть и в науке не успеешь и таланту Бог не дал, все пойдешь в ход и всех опередишь. С товарищами не водись, они тебя добру не научат, а если уж пошло на то, так водись с теми, которые побогаче, чтобы при случае могли быть тебе полезными. Не угощай и не потчевай никого, а веди себя лучше так, чтобы тебя угощали, а больше всего береги и копи копейку: эта вещь надежнее всего на свете. Товарищ или приятель тебя надует и в беде первый тебя выдаст, а копейка не выдаст, в какой бы беде ты ни был. Все сделаешь и все прошибешь на свете копейкой».
Еще учась в классах, он держался с приятелями так, что его угощали, но он никогда и никого не угощал. Даже умудрялся продавать те пряники и булочки, которыми его угощали товарищи.
Он умел угождать тем людям, которые были ему полезны. . Как только добивался своего, он попросту исчезал из жизни тех людей. Зная, что человека встречают по одежке, умел быть опрятным и приветливым Он не копил деньги, ради денег. Он мечтал о богатстве, роскоши, о сытой жизни.
Приехав в город, Чичиков нанес визиты городским чиновникам, старался каждому из них польстить. О себе говорил общими фразами. Проявил светские манеры, умел поддержать любой разговор, касался ли он лошадей, собак, или даже казенной палаты
Кучер Селифан – любитель подвыпить. Но в том, что принял, ни за что не признается. Зная характер барина, охотно соглашается со всем, что тот говорит. Даже с тем, чтобы его выпороли. Очевидно, знает, что дальше угроз дело не пойдет. Коли проштрафился, то лучше соглашаться. Шкура будет целее. Любит порассуждать. Тепло, по-человечески относится к лошадям.