- Сочинения
- По литературе
- Гончаров
- Образ и характеристика Михея Тарантьева в романе Обломов
Одним из отрицательных второстепенных героев произведения «Обломов» является Михей Тарантьев. Он первый раз появляется в доме Обломова в самом начале романа. О его предыстории не известно почти ничего. Читатель знает только, что деревня Тарантьева (Шумиловка) находилась недалеко от Обломовки, и они с Ильей Ильичом давние приятели. На вид ему примерно 40 лет, он коренастый, высокий и с красным большим лицом. Он не стыдится своей поношенной одежды и даже носит ее с «циническим достоинством» Автор представляет Михея Андреевича как грубого и неприятного человека.
Такой образ необразованного, громкого, грубого чиновника, получающего удовольствие от критикования и обзывания людей. Человека, который в случае первой опасности съежится в комок и будет надеяться избежать заслуженного наказания. Все это придуманное далеко до Гончарова, но получившее широкое распространение после него. Он тот самый «грядущий Хам», который стал символом всей России.
Однако Тарантьев имеет ещё одну интересную сторону. По задумке автора, он является теоретиком, мастером слова. Михей Тарантьев мог придумать гениальный план работы, который можно исполнить очень легко и складно. Но до дела у него никогда не доходили руки. Такого персонажа можно охарактеризовать не просто как грубияна-неуча, а как своего рода «ненужного человека», у которого не хватает силы пошевелить пальцем для реализации своих же идей.
Рядом с подобным персонажем всегда должен находиться практик, который будет исполнять задуманное теоретиком. Такого компаньона Тарантьев нашел себе в Иване Матвеевиче Мухояровом, который готов «запачкать руки» за лишнюю копейку в кармане.
Сначала Обломов доверяет Тарантьеву. Его не волнует грубость приятеля и то, что он берет у него вещи и деньги без возврата. Верит, что Михей Андреевич поможет ему с имением и квартирой. Однако, не без помощи Штольца, начинает понимать, в какой ситуации оказался. Тарантьев плохо относится к Андрею. И дело совсем не в неприязни русского к немцу, как он сам об этом говорит. Михей Адреевич скорее боится, что умный Штольц разоблачит его обман или увезет Илью Ильича в Обломовку, тем самым не дав довести до конца начатое авантюрное дело. Главной целью Тарантьева является завладеть деревней Обломова и получать как можно больше денег с этого.
Однако, как и предполагалось, все махинации Михея Андреевича раскрываются Штольцем, после чего мелкий чиновник не появляется в романе. О его дальнейшей судьбе известно только по словам Захара, который рассказывал, что Тарантьев при каждой встрече пытался ударить ногой старого слугу. Он мстил за то отношение к нему, когда приходил к Обломову занять денег или отобедать. Захар всегда защищал имущество барина, не стесняясь высказывать своего пренебрежения к этому падшему человеку.
Сочинение Михей Тарантьев
Одним из отрицательных второстепенных героев произведения «Обломов» является Тарантьев. Он был далеко не идеальным и к тому же имел криминальные наклонности. Как и большинство чиновников того времени, он абсолютно не занимался своей работой. Он был очень ленив, и возится, с канцелярскими бумагами ему совсем не хотелось. За 25 лет службы он так и остался обычным писарем в канцелярии, ни поднявшись, ни на шаг в карьере вверх.
Несмотря на свою необразованность, Тарантьев был весьма неглупым человеком. Он отлично разбирался в юридических вопросах, мог дать дельный совет в жизненном вопросе. Михей Тарантьев был мошенником, часто обдуривал людей, занимал и не отдавал деньги, и всегда ел за счет других. Человек с отсутствием, каких либо моральных принципов, готов был обмануть на каждом шагу. Тарантьев ни когда не стеснялся своей неряшливой одежды, даже казалось, что он таким способом показывает свое презрение к людям.
Обломов был его хорошим приятелем и земляком, он хорошо к нему относился и был готов помочь ему. Обломов видел нежелание Тарантьева двигаться дальше. Михей Тарантьев был очень груб, часто оскорбительно высказывался, все это дополняло его весьма сердитый вид. Конечно же, такой внешний облик скверное поведение не могло вызвать доверия у людей, которых он обманывал. Но такого была сущность этого персонажа.
Гончаров ввел образ Михей Андреевича Тарантьева, для более красочного описания жизни главного персонажа произведения «Обломов». Он хотел показать, что жизнь Обломова и Михей Тарантьева имеет некую схожесть в жизненных целях, но в то же время имеет большое различие. Тарантьев хотел втереться в доверие к главному герою, и отобрать все его нажитое имущество. Он делает все, чтобы Обломов верил, что он хочет помочь ему вести хозяйство. На пути у него встает Штольц, который по итогу разоблачает Тарантьева. К концу произведения главный герой произведения Обломов, который относился довольно хорошо к Михею Андреевичу, все-таки осознал его истинную сущность. Он, разоблачив махинации, проводимые Тарантьевым, выгнал его из своего дома. После этого Обломов прекращает всякое общение с ним.
Другие сочинения: ← Образ и характеристика Захара слуги в романе Обломов↑ ГончаровОбраз и характеристика Штольца в романе Обломов →
Михей Тарантьев
Тарантьев Михей Андреевич — земляк Обломова. Откуда он появился и каким образом втерся в доверие Ильи Ильича — неизвестно. Т. появляется на первых же страницах романа — «человек лет сорока, принадлежащий к крупной породе, высокий, объемистый в плечах и во всем туловище, с крупными чертами лица, с большой головой, с крепкой, коротенькой шеей, с большими навыкате глазами, толстогубый. Беглый взгляд на этого человека рождал идею о чем-то грубом и неопрятном». Подобный тип чиновника-взяточника, грубияна, готового каждую минуту бранить всех на свете, но в последнюю минуту трусливо скрывающегося от заслуженной расправы, в литературе открыт не Гончаровым. Распространение же он получает именно после Гончарова, в творчестве М. Е. Салтыкова-Щедрина, А. В. Сухово-Кобылина. Т. — это тот «грядущий Хам», который постепенно воцарялся по всей России и который вырос в грозный символ в образе сухово-кобылинского Расплюева. Но есть у Т. еще одна любопытная черта. «Дело в том, что Тарантьев мастер был только говорить; на словах он решал все ясно и легко, особенно что касается других; но как только нужно было двинуть пальцем, тронуться с места — словом, применить им же созданную теорию к делу и дать ему практический ход… он был совсем другим человеком: тут его не хватало… » Эта черта, как известно, характеризует не только грубых и неотесанных персонажей названных писателей, но в какой-то мере «лишних людей». Подобно Т., они тоже оставались «теоретиками на всю жизнь», прилагая свою отвлеченную философию к месту и не к месту. Подобному теоретику необходим рядом практик, который мог бы воплотить в жизнь его замыслы. Т. находит себе «кума» Ивана Матвеевича Мухоярова, человека нравственно нечистоплотного, готового на любую подлость, ничем не брезгающего в жажде накопления.
На первых порах Обломов верит в то, что Т. в состоянии помочь ему в заботах по имению, в перемене квартиры. Постепенно, не без влияния Ольги Ильинской и Андрея Штольца, Илья Ильич начинает понимать, в какую трясину пытается затянуть его Т., медленно заставляя Обломова опускаться на самое дно жизни. Отношение Т. к Штольцу не столько презрение русского человека к немцу, которым Т. скорее прикрывается, сколько страх разоблачения грандиозных махинаций, которые Т. надеется довести до конца. Ему важно с помощью доверенных лиц прибрать к рукам Обломовку, получая проценты с доходов Ильи Ильича, да и самого его как следует запутать, раздобыв доказательство связи Обломова с Пшеницыной. Т. ненавидит Штольца, называя его «продувной бестией». Из страха перед тем, что Штольц все же увезет Обломова за границу или в Обломовку, Т. торопится при содействии Мухоярова заставить Илью Ильича подписать грабительский контракт на квартиру на Выборгской стороне. Этот контракт лишает Обломова возможности каких бы то ни было действий. Вслед за этим Т. уговаривает Мухоярова, «пока не перевелись олухи на Руси», поспеть сосватать Обло-мову нового управляющего в имение, Исая Фомича Затертого, весьма удачливого во взятках и подлогах. Следующим шагом Т. становится проведение в жизнь (с помощью того же Мухоярова) идеи о «долге» Обломова. Будто бы оскорбившись за честь сестры, Мухояров должен обвинить Илью Ильича в притязаниях на вдову Пше-ницыну и подписать бумагу о возмещении морального ущерба на сумму десять тысяч рублей. Бумага затем переписывается на имя Мухоярова, и кумовья получают с Обломова деньги.
После разоблачения этих махинаций Штольцем Т. исчезает со страниц романа. Лишь в самом конце он упоминается Захаром, который при встрече со Штольцем у кладбища на Выборгской стороне рассказывает, сколько пришлось ему вытерпеть после смерти Ильи Ильича от Мухоярова и Т., хотевших сжить его со свету. «Михей Андреич Тарантьев все норовил, как пройдешь мимо, сзади ногой ударить: житья не стало!» Таким образом Т. мстил Захару за пренебрежение, выказываемое слугой в те времена, когда Т. приходил к Обломову пообедать и попросить то рубашку, то жилет, то фрак — естественно, без возврата. Всякий раз Захар вставал на защиту хозяйского добра, по-собачьи ворча на незваного гостя и не скрывая своих чувств к низкому человеку. Обломов
Таким предстает перед читателем Главный герой в самом начале романа: «Это был человек лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица…Движения его, когда он был даже встревожен, сдерживались также мягкостью и не лишенною своего рода грации ленью. Вся тревога разрешалась вздохом и замирала в апатии или дремоте. Лежание у Ильи Ильича не было… необходимостью… это было его нормальным состоянием». Домашний костюм Обломова – восточный халат, а также подробно описанный автором быт Ильи Ильича, дополняют образ героя и помогают лучше понять его характер. «По стенам, около картин, лепилась в виде фестонов паутина, напитанная пылью; зеркала, вместо того чтоб отражать предметы, могли бы служить скорее скрижалями для записывания на них по пыли каких-нибудь заметок на память».
Перед нами возникает персонаж далеко нелицеприятный, кажется, лень, пассивность, равнодушие глубоко укоренились в нем. Но в то же время на фоне своих «друзей», лживых, корыстных, хвастливых людей, нанесших ему визит в самом начале романа, читатель знакомиться с положительными качествами Обломова: чистотой мыслей, честностью, добротой, сердечностью.
Для более полного раскрытия характера Обломова Гончаров противопоставляет его другим героям романа, Андрею Штольцу и Ольге Ильинской.
Штольц – безусловно, антипод Обломова. Каждая черта его характера – резкий протест против качеств Ильи Ильича. Штольц любит жизнь – Обломов часто впадает в апатию; Штольц обладает жаждой деятельности — для Обломова лучшая деятельность – отдых на диване. Истоки этой противоположности в воспитании героев. Автор заставляет невольно сравнивать детство маленького Андрея с детством Илюши. В отличие от Штольца, выросшего, под опекой отца, самостоятельным, упорным в достижении своих целей, бережливым, главный герой рос ребенком, привыкшим, чтобы все его желания удовлетворялись не в результате своих каких-либо усилий, а от тяжкой работы других. Деревня, где воспитывался Обломов, была, по словам Добролюбова, почвой, на которой росла обломовщина. Такое воспитание развило в Илье Ильиче апатическую неподвижность и повергло его в жалкое состояние нравственного раба. В этом и есть одна из трагедий Обломова, затронутых в романе, – молодого и активного Илюшу с детства заразили «неизлечимым недугом», обломовщиной — ленью, порожденной боязнью перемен и страхом перед будущим. Штольц, в которого автор вселил силу, способную возродить обломовых и уничтожить обломовщину, считает своим долгом изменить жизненный уклад друга.
Андрей старается «выгуливать» Илью Ильича в люди, ездит с ним на званые обеды, на одном из которых знакомит его с Ольгой Ильинской. Она «в строгом смысле не была красавица… Но если б ее обратить в статую, она была бы статуя грации и гармонии», «в редкой девице встретишь такую простоту и естественную свободу взгляда, слова, поступка…никакой лжи, никакой мишуры, ни умысла!» Ольга в романе является воплощением грациозности, сосредоточенности, легкости. Обломов сразу же пленяется удивительным голосом девушки, слушая ее великолепную «Casta diva». По просьбе Штольца Ольга составляет план того, как она воспользуется любовью Обломова, чтобы «переделать» его в активного, деятельного человека. Ольга понимает, что в отношениях с Обломовым ей принадлежит главная роль, «роль путеводной звезды». Она преображалась вместе с изменениями Обломова, ведь эти изменения – дело ее рук. «И все это чудо сделает она… Она даже вздрагивала от гордого, радостного трепета; считала это уроком, назначенным свыше». В процессе своего эксперимента Ольга влюбляется в Обломова, что заводит в тупик весь ее план и приводит к трагедии их дальнейшие отношения.
Обломов и Ольга ждут друг от друга невозможного. Она от него — деятельности, воли, энергии. В ее представлении, он должен стать похожим на Штольца, но только сохранить при этом лучшее, что есть в его душе. Он от нее — безоглядной, самоотверженной любви. Но Ольга любит того Обломова, которого создала в своем воображении, которого она искренне хотела создать в жизни. «Я думала, что оживлю тебя, что ты можешь еще жить для меня, — а ты умер уже очень давно», — с трудом выговаривает Ольга и задает горький вопрос: «Кто проклял тебя, Илья? Что ты сделал? Что сгубило тебя? Нет имени этому злу…». — «Есть, — отвечает Илья. — Обломовщина!» Трагедия Ольги и Обломова становится окончательным приговором тому страшному явлению, которое изобразил Гончаров в своем романе. Главной же, по моему мнению, является иная трагедия Обломова – смирение, нежелание побороть такой недуг как обломовщина. По ходу романа Обломов ставил перед собой множество задач, которые, казалось бы, имеют для него первоочередную важность: провести реформу в имении, жениться, объездить весь мир, да и, наконец, найти себе новую квартиру в Петербурге взамен той, из которой его выселяют. Но страшная «болезнь» не дает ему взяться за дело, она «свалила его наповал». Но Обломов, в свою очередь никак не пытается избавиться от нее, а лишь тщетно пробует переложить свои проблемы на плечи другого, как его учили в детстве. Трагедия Ильи Ильича в том, что даже такие высокие и благородные чувства как любовь и дружба не могут заставить его очнуться от вечного сна.
Ольга Ильинская
Ольга Сергеевна Ильинская – возлюбленная Обломова, жена Штольца, яркий и сильный характер. «Ольга в строгом смысле не была красавица…Но если б ее обратить в статую, она была бы статуя грации и гармонии», «В редкой девице встретишь такую простоту и естественную свободу взгляда, слова, поступка…никакой лжи, никакой мишуры, ни умысла!» Автор подчеркивает быстрое духовное развитие своей героини: она «как будто слушала курс жизни не по дням, а по часам».
О. и Обломова знакомит Штольц. Илья Ильич сразу же пленяется удивительным голосом девушки. Слушая ее великолепную «Casta diva», Обломов все больше влюбляется в О.
Героиня уверена в себе, ее ум требует постоянной работы. Полюбив Обломова, она непременно хочет изменить его, поднять до своего идеала, перевоспитать. О. составляет план «переделки» Обломова в активного, деятельного человека. «И все это чудо сделает она… Она даже вздрагивала от гордого, радостного трепета; считала это уроком, назначенным свыше». О. понимает, что в отношениях с Обломовым ей принадлежит главная роль, «роль путеводной звезды». Она преображалась вместе с изменениями Обломова, ведь эти изменения – дело ее рук. Но ум и душа героини требовали дальнейшего развития, а Илья Ильич менялся очень медленно, неохотно и лениво. Чувство О. напоминает скорее опыт по перевоспитанию Обломова, чем искреннюю первою любовь. Она не сообщает Обломову, что все дела по ее имению улажены только ради того, чтобы «доследить до конца, как в его ленивой душе любовь совершит переворот…» Но, осознав, что ее жизненные идеалы никогда не сойдутся с идеалами Обломова, О. разрывает отношения с ним: «…ты готов всю жизнь проворковать под кровлей…да я не такая: мне мало этого, мне нужно что-то еще, а чего – не знаю!» О. необходимо чувствовать, что ее избранник стоит выше ее. Но даже Штольцу, за которого она выйдет замуж, это не удается. «Глубокая бездна ее души» не дает О. покоя. Она обречена вечно стремится к развитию и более насыщенной, духовно богатой жизни.