Образ Одинцовой в романе «Отцы и дети» играет откровенно вспомогательную роль. Он появляется в сюжете, дабы оттенить душевные качества главного героя. Базаров, столкнувшись с ее холодной красотой и острым умом, умноженным на образованность, поражается такому сочетанию. Евгений видит в ней образец безупречной женской красоты и безоглядно влюбляется. Однако для самой Одинцовой главный герой романа всего лишь человек, способный ее «занять» и помочь «не скучать».
Вообще говоря, второстепенные образы в классической литературе имеют одну родовую черту: их личность не эволюционирует на протяжении книги. Именно такую роль Тургенев отвел этой героине.
Биография
Мы узнаем о довольно насыщенной биографии этой самодостаточной богатой 29-летней вдовы, определив ее как персонаж статичный. Становление ее характера подобно тому, как это происходило с миссис О’Хара из романа Маргарет Митчелл «Унесенные ветром». К счастью, Анна не пережила войну, однако испытаний ей досталось вдоволь. Возможно, поэтому образ Одинцовой в романе «Отцы и дети» и отличен от других дам, представленных в книге, он ослепляет женской красотой и холодным мужским рассудком.
Когда она была совсем молоденькой девушкой, они с сестрой Катей осиротели. Анне пришлось рано узнать, как управлять ведением хозяйства своего имения. Она — рано повзрослевшая дочь — смогла также погасить долги отца. Для своей же меньшей сестры Кати Анна заменила родителей. Впрочем, воспитывала она ее без сантиментов.
Далее молодая девушка вышла замуж по расчету за старика-ипохондрика, оставившего ее после смерти богатой вдовой.
Вариант 2
Анна Сергеевна Одинцова, жена богатого пожилого помещика Одинцова. Она довольно рано вышла замуж, чтобы избавить себя от силков бедности. Вскоре Анна овдовела и завладела богатством почившего супруга.
В свои 29 лет, Анна так и не познала смысл любви. Замуж она выходила из корыстных побуждений, чувства мужа были для нее безразличны. Ей так же были безразличны чувства, которые к ней испытывали и другие мужчины: Евгений Базаров и Аркадий Кирсанов.
Вся ее внешняя недоступность и чувство собственного достоинства выражались буквально во всем: в прямой осанке, высоком росте, изысканной одежде на ее красивом, здоровом теле, аккуратно уложенной прическе, красоте лица. Она понимала, что довольно красивая и привлекательная девушка. С людьми, особенно с мужчинами, она была мила, приветлива, ее легкая улыбка влюбляла в себя всех. Она внимательно слушала своего собеседника, отчего все восторгались ее «прекрасными глазами», которые «светились вниманием».
Но ее единственным желанием и целью жизни было выбраться из состояния бедноты, в которое поверг семью отец-картежник, тратящий последние деньги на игру. Анна не хотела продолжать такое жалкое существование, вечно искать, где поесть, думать, что «завтра» может не наступить. Ей нужна была уверенность, что у нее всегда будут деньги. Но, добившись своей цели, она даже не подумала, что следует делать дальше, как наслаждаться добытым счастьем.
Будучи аристократкой, она могла пользоваться всеми благами аристократической жизни, но ее это не радовало. В разговоре с Базаровым, Анна упомянула: «Я очень устала, я стара, мне кажется, я очень давно живу… Воспоминаний много, а вспомнить нечего, и впереди, передо мной – длинная, длинная дорога, а цели нет… Мне и не хочется идти».
Анна Одинцова — довольно расчетливый человек. Ей чужды человеческие эмоции, она не умеет наслаждаться мелочами жизни. Она ставит себе крупную цель и достигает ее. Дальше в душе девушки наступает кризис. Она сама выбрала себе данный путь. Возможно, это ее понимание жизни: спокойствие и отсутствие излишних эмоциональных потрясений. В этой неспособности познать чувство любви, раскрыть себя в эмоциональном плане, заключается ее «несчастье». К сожалению, такой она останется до конца, выйдя снова замуж за нелюбимого человека, руководствуясь чисто практическими целями, а именно, обеспечить себе безбедную жизнь в старости.
Внешность и характер Анны Одинцовой
Яркую, однако неодухотворенную женскую красоту вобрал в себя образ Одинцовой в романе «Отцы и дети» (фото художественных репродукций это подтверждают).
Тургенев в описании героини не жалеет красок: дама высока, с замечательной осанкой и обликом светской львицы, красивыми умными светлыми глазами. Она знает себе цену. В беседе Анна проявляет проницательность и природный ум, интересуясь собеседником и составляя для себя мнение о нем.
Образ Одинцовой в романе «Отцы и дети», внешне бросающийся в глаза, запоминающийся, является лишь красивой оберткой ее зияющей душевной пустоты. Читатель убеждается: она действительно дорого заплатила за свое нынешнее благосостояние. Ее сердце никогда не забьется чаще от любви, она напрочь лишена переживаний, ее чувства притуплены.
Даже такая харизматичная личность, как Евгений Базаров, своей пылкой страстью и признанием, по меткому наблюдению Тургенева, лишь немного ее занял. На его предложение руки и сердца дама лишь неопределенно ответила, что Евгений понял ее неверно. В чем же заключалось ее отношение к нему? Это очевидно: хоть это и звучит цинично, Евгений для этой дамы был лишь очередной игрушкой. Не более.
Сочинение Характеристика Анны Одинцовой
Анна родом из знатной семьи, но ее отец проиграл все свое состояние. Поэтому большую часть жизни Анна провела в деревне, отец проигрался, и вся семья вынуждена была жить в маленьком домике в деревне.
Мать Анны из рода обедневших князей. После смерти родителей Анна вела сама хозяйство. Ей повезло, местный богач Одинцов предложил ей руку и сердце, благодаря этой удачной партии она стала богатой и независимой женщиной.
После смерти мужа все наследство перешло к Анне. Она жила спокойной, обеспеченной жизнью и ни к чему не стремилась и ничего не хотела, так как все необходимое для жизни у нее было.
Внешне героиня произведения Анна Одинцова очень привлекательная и красива женщина, обладающая грациозной походкой, правильной осанкой и великолепными манерами. Она очень спокойна, даже абсолютно равнодушна ко всему, происходящему вокруг.
Но это не мешает Базарову без ума влюбиться в нее, но как он ни старался своими знаками внимания и ухаживаниями зажечь в Анне костер любви так у него ничего не вышло. Лишь один раз Анна проявила чувства к возлюбленному, но спустя некоторое время опять же стала холодна и спокойна.
Одинцова обладает очень сильным характером и свободой, которую ей обеспечивает ее богатство. Поэтому полюбив, Базарова она ему в этом не призналась, чтобы не нарушать свою размеренную и спокойную жизнь.
Характер у нее свободолюбивый, она горда, и при этом полностью лишена высокомерия. Она полностью является дворянкой новой волны, которая полностью поддерживает свободу мысли и слова, откровенна в своих суждениях и высказываниях.
Анна очень умна, и легко вписывается в любой круг общения. В высший сословный круг дворян. Так же свободно и уверенно она чувствует себя в деревне среди деревенских жителей.
Она очень умна, рассудительна, решительна, но полностью спокойна и безучастна, ее не волнует ничего, что происходит вокруг. Все события у нее вызывают только короткие проблески любопытства.
Встречаясь с Базаровым Анна не испытывает к нему сильных чувств, он просто ее развлекает своими разговорами, приглашениями на прогулки, балы и прочие мероприятия. Анна с ним общается, гуляет, но в сердце себе его не пускает, а просто хорошо и весело для себя проводит время.
Чтобы не полюбить, Базарова Анна укрывается в специальном коконе, который ей помогает остаться все той же независимой и живущей привычной жизнью дамой. В результате можно сделать вывод что она не способна ни любить, ни сочувствовать другим людям.
Она просто бесчувственная и холодная особа, прекрасная и жестокая своей безразличностью одновременно. Всю свою жизнь она не живет, а влачит жалкое существование. Базаров же хотел пробудить в ней любовь к жизни, но ему это не удалось.
Используя Одинцову, автор четче и откровеннее показывает характер и душу Базарова, который в итоге отказался от своих нигилистических идей. А Анна так и осталась тем, кем и была, одинокой и не способной любить и сочувствовать другим людям хладнокровной женщиной.
Главная цель в жизни для Анны вести спокойную и финансово благополучную, размеренную жизнь. Поэтому отвергнув Базарова, она выходит замуж за более благородного и состоятельного человека.
- Чему учит рассказ Муму сочинение
С большим удовольствием и буквально на одном дыхании прочитала произведение Тургенева «Муму». Рассказ очень легко читается и быстро улавливается суть прочитанного текста. В нем раскрывается тема о бесправии крестьян и жестокое отношение к ним - Сочинение Тимур и его команда Гайдара
Подросткам свойственно увлекаться каким-то видом деятельности, который может иметь общественную пользу. Нет ничего удивительного в том, что группа молодых людей по своей инициативе решила оказывать посильную помощь семьям погибших защитников Родины - Анализ рассказа Муму Тургенева 5 класс
Свой рассказ «Муму» Тургенев написал в 1852 году, но опубликован он был спустя 2 долгих года борьбы с цензурой в одном из номеров журнала «Современник».
И. С. Тургенев не случайно ввел в свое произведение образ Анны Одинцовой. Базаров должен был пройти испытание любовью. Любовь — это самое чистое, самое высокое и красивое чувство, перед ним раскрываются душа и личность человека, показывая свои истинные качества.
В начале романа автор представляет нам своего героя как нигилиста, человека, «который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру», для которого романтизм — это чушь и блажь: «Базаров признает только то, что можно ощупать руками, увидеть глазами, положить на язык, словом, только то, что можно освидетельствовать одним из пяти чувств».
И этот человек, отрицающий все и вся, влюбляется в Анну Сергеевну Одинцову, богатую вдову, умную и загадочную женщину. Сначала главный герой гонит от себя это романтическое чувство, прикрываясь грубым цинизмом. В разговоре с Аркадием он спрашивает об Одинцовой: «Это что за фигура? На остальных баб не похожа». Из высказывания видно, что она заинтересовала Базарова, но он всячески пытается опорочить ее в своих глазах, сравнивая с Кукши- ной, вульгарной особой.
Одинцова приглашает обоих друзей к себе в гости, они соглашаются. Базаров пытается быть равнодушным. Он ведет себя очень развязно в ее присутствии, потом смущается, краснеет, и Одинцова замечает это. Во второй приезд в имение Одинцовой Базаров очень волнуется, но пытается сдержаться. Он все больше понимает, что испытывает какое-то чувство к Анне Сергеевне, но это не сходится с его убеждениями, ведь любовь для него — это «белиберда, непростительная дурь», болезнь. В душе Базарова бушуют сомнения и злость, чувство к Одинцовой мучит и раздражает его, но все-таки он мечтает об ответной любви.
Герой с негодованием сознает романтика в самом себе. Анна Сергеевна пытается вызвать его на разговор о чувствах, и он с еще большими презрением и равнодушием высказывается обо всем романтическом.
Перед отъездом Одинцова приглашает Базарова к себе в комнату, говорит о том, что у нее нет цели и смысла в жизни, и хитростью вытягивает из него признание. Главный герой говорит, что любит ее «глупо, безумно», по его виду понятно, что он готов на все ради нее и ничего не боится. Но для Одинцовой это лишь игра, ей интересен Базаров, но она не любит его. Главный герой в спешке покидает имение Одинцовой и едет к родителям. Там, помогая отцу, Базаров заражается тяжелой болезнью. Осознавая, что скоро умрет, он отбрасывает все сомнения и убеждения и посылает за Одинцовой. Перед смертью Базаров прощает Анну Сергеевну и просит позаботиться о его родителях.
Базаров жертвует всем ради любви — своими убеждениями и воззрениями. Он готов к этому чувству и не боится ответственности. Но здесь ничего не зависит от него: он полностью отдается чувству, охватившему его, но ничего не получает взамен — Одинцова не готова к любви, поэтому отталкивает Базарова.
- Новое!
Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» был написан в 1861 году — в том время, когда менялись вековые устои России. Одной из тем произведения является вечная тема любви. В романе мы видим яркие любовные истории: историю любви Павла петровича…
Проблему отцов и детей можно назвать вечной. Но особенно она обостряется в переломные моменты развития общества, когда старшее и младшее поколения становятся выразителями идей двух разных эпох. Именно такое время в истории России — 60-е годы XIX века…
Молодость — время для усвоения мудрости, старость — время для её применения. Ж.-Ж. Руссо Аркадий Кирсанов, погостив день в имении Базаровых, спрашивает своего старшего друга-учителя, любит ли тот родителей, и получает прямой ответ: «Люблю, Аркадий»…
Боже мой! Что за роскошь «Отцы и дети»!.. Болезнь Базарова сделана так сильно, что я ослабел, и было такое чувство, как будто я заразился от него. А. П. Чехов В образе Базарова И. С. Тургенев изобразил тип нового человека, который зарождался…
С самого начала своего творчества, с “Записок охотника”, Тургенев прославился как мастер пейзажа. Критика единодушно отмечала, что пейзаж у Тургенева всегда подробен и верен, он смотрит на природу не просто взглядом наблюдателя, но знающего человека….
Трагизм судьбы Базарова выступает с особой силой на фоне финальной «простодушной комедии» других персонажей. Наспех, как бы небрежно, рисует Тургенев в эпилоге благоприятное существование Кирсановых, обитателей Марьина, и Одинцовой. Свое последнее проникновенное…
Образ Одинцовой в романе «Отцы и дети» играет откровенно вспомогательную роль. Он появляется в сюжете, дабы оттенить душевные качества главного героя. Базаров, столкнувшись с ее холодной красотой и острым умом, умноженным на образованность, поражается такому сочетанию. Евгений видит в ней образец безупречной женской красоты и безоглядно влюбляется. Однако для самой Одинцовой главный герой романа всего лишь человек, способный ее «занять» и помочь «не скучать».
Вообще говоря, второстепенные образы в классической литературе имеют одну родовую черту: их личность не эволюционирует на протяжении книги. Именно такую роль Тургенев отвел этой героине.
Разум и хозяйственность
Хозяйственностью и расторопностью отличается образ Одинцовой в романе «Отцы и дети». Краткое описание ее проживания в имении вовсе не напоминает нам Обломовку. Умная, образованная женщина всерьез занимается как организацией, так и инновациями, для чего выписывает столичные научные журналы.
Она любит порядок, ей хватает жесткости крепко держать своих дворовых в узде. Безделие ей скучно.
В романе упоминается эпизод, когда влюбившийся в Одинцову молодой шведский дворянин предложил ей руку и сердце. Женщина недолго колебалась, прежде чем объявить об отказе. Для Анны большое значение имеет налаженный быт, т. е. имение, обустроенное ею самой же под свои запросы. Это дороже для данной богатой вдовы, чем романтика и неизвестность, пусть даже с определенными перспективами. Словом, она предпочитает «синицу в руке».
Одинцова и ее духовный вакуум
В какой-то степени образ Одинцовой в романе «Отцы и дети», самодостаточной дамы, действительно типичен и в наше время. Женщина красива, умна, умеет себя с достоинством преподнести…
Но что-то внутреннее, присущее дамам, она потеряла. Идея заключается именно в инстинкте женщины — опираться на мужское плечо, в свою очередь, помогая душевным теплом. Того качества напрочь лишен образ Одинцовой в романе «Отцы и дети». С цитатами из этого произведения Тургенева, характеризующими Анну Одинцову, мы познакомим читателей статьи, обсудив вначале логику ее поступков, исходя из психологии героини.
Характер
Анна получила великолепное образование, и в дальнейшем его только совершенствовала. Она много читала, и, как замечает автор, говорит на «правильном русском языке».
Одинцова мила и естественна с окружающими, она нравится мужчинам. Эта женщина полна достоинства и знает себе цену. Она спокойна, рассудительна, хладнокровна. Анна Сергеевна не способна по настоящему потерять голову от любви. Едва влюбившись в Базарова, она быстро обретает прежнее душевное равновесие. Однако ей не чуждо чувство прекрасного. Одинцова любит литературу, музыку.
Со временем у Анны Сергеевны просыпается деловая жилка. Если в юности ей не под силу было справиться в одиночку с отцовским имением, то овдовев, она ловко управляется с куда более солидным поместьем покойного мужа. Кроме того, Анна очень умна и не очень разговорчива, на что неоднократно указывается в произведении.
Положительной чертой Анны Сергеевны является её любовь к Кате. Она всячески принимала участие в её судьбе: заботилась о ней, когда они остались сиротами, учила и воспитывала девочку, познакомила с Аркадием Кирсановым, а затем благословила их брак, приехав на свадьбу, оставила щедрые подарки. Спокойная за судьбу сестры, она уезжает из имения и выходит замуж «не по любви, но по убеждению».
Особенность персонажа
Характерной чертой героини является ее предварительное просчитывание предстоящих своих действий и выбор тех из них, которые несут минимум душевных волнений.
Образ Одинцовой в романе «Отцы и дети» характеризуется пребыванием героини в особой своей индивидуальной зоне комфорта, главной составляющей которого является духовный вакуум. Если учесть ее образованность, цепкий логический и хозяйственный ум, то напрашивается аналогия с роботом. Человек, сознательно лишающий себя чувств (убивающий в себе человека), она заслуживает, скорее, сострадания.
Отношение к любви
Денежные затруднения в детстве, последующий брак по расчёту превратили Анну в меркантильную, расчётливую особу, не способную на настоящее чувство. Она не может позволить себе замужество по любви. Такое отношение Анны к любви замечает и Евгений, говоря ей, что «она хочет полюбить, но не может, и в этом её несчастье».
Даже увлекшись Базаровым, она не решается изменить своим принципам. Несмотря на то, что у этих двух людей много общего, им интересно вдвоём, им есть о чём поговорить, Одинцова не признаётся себе в любви к Базарову и отвергает его чувства. Возможно, в этом виноват сам Базаров, который во время признания в любви вёл себя так, что Одинцову охватил испуг. Анна из гордости отвергает любовь Евгения, тем самым, быть может, лишив себя и его счастливого совместного будущего. А может быть, наоборот, выйдя за него замуж, она лишила бы себя спокойствия, на что Анна не была готова.
Однако, надо отдать Одинцовой должное за её поступок, когда она приезжает в умирающему Базарову, чтобы проститься с ним навсегда.
В 28 лет Анна ощущает себя опустошённой, ни на что не способной старой женщиной, в этом её трагедия. В конце романа автор сообщает, что она в очередной раз выйдет замуж за нелюбимого, но достойного человека.
Ирония Тургенева
И все же автор романа верен себе. Он исподволь демонстрирует свое отношение к героине, внося легкую иронию в образ Одинцовой в романе «Отцы и дети». В сокращении частоты уделения внимания этой героине, в проскальзывающей иронии автора при характеристике Анны это проявляется в изменении тона его комментариев на откровенно насмешливый.
Вспомним эпизод, когда приезжает Одинцова к больному тифом главному герою. Характерна деталь — как подала она прощающемуся с ней Базарову стакан воды — не снимая перчаток (хотя что ей стоило потом просто вымыть руки?). Не становится ли похожим на «Человека в футляре» образ Одинцовой в романе «Отцы и дети»? Сочинение Чехова максимально уместно здесь для аналогии.
Последний раз упоминая о героине, автор также насмешлив. Высказанная в эпилоге ироничная надежда, что, возможно-таки, в ее сердце все же проснется любовь (предварительно он сообщает о ее браке из расчета), может вызвать лишь улыбку читателя.
Внешность
Одинцова Анна — очень красивая женщина. Писатель делает упор на особый тип ее красоты: она была не просто внешне привлекательной светской дамой (таковых в свете было немало), а человеком одухотворенным, интеллигентным, глубоко чувствующим и с философским складом ума, что, разумеется, отразилось в выражении ее лица, на ее походке, манерах, умении себя держать в обществе.
Автор при описании облика героини употребляет такие эпитеты, как «свежая», «чистая», которые подчеркивали не столько внешнюю красоту, сколько богатый внутренний мир. Одинцова Анна Сергеевна, характеристика внешности которой позволяет лучше понять ее характер, не зря сразу привлекает внимание главного героя, который небрежно замечает, что она не похожа на остальных женщин.