Cочинение «Образ и характер Грушницкого. Характеристика героя Грушницкого, Герой нашего времени, Лермонтов. Образ персонажа Грушницкий Звание грушницкого

История персонажа

Произведение Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени» – классика русской литературы. Критики признавали серьезную роль сочинения, проводя его анализ, сравнивая образы и характеры главных действующих лиц. По-своему революционное, оно дало публике возможность познакомиться с новым типом героя, неизвестного до этого времени. Им оказался Григорий Александрович Печорин. Остальные персонажи оттеняют его, позволяя лучше разглядеть роль Печорина в романе, выявляя цель жизни героя на фоне происходящих вокруг событий.

История создания


Писатель Михаил Лермонтов
Роман «Герой нашего времени» признан новым явлением в литературе 19 века и провоцирует массу дискуссий среди литературоведов. С течением времени описанный в произведении сюжет не теряет актуальности, демонстрируя специфику поколения, к которому принадлежит Печорин.

Первая половина 19 века богата на события. В книге описывается реакция народа на восстание декабристов 1825 года и его подавление.

Автор описывает персонажа, который имеет передовые мысли. Ввиду того, что не соответствует времени, он везде не к месту, хотя обладает талантами. Лермонтов обрисовывает в книге сложное положение, в котором оказались люди с живым и подвижным сознанием. Они угнетены сомнениями и неверием, а мораль, традиционная для поколения их отцов, отвергнута и попрана. Нравственные нормы и ценности требовали пересмотра, поэтому Печорин представлял страдальцев своего поколения. Люди его возраста не могут применить накопленные личностные ресурсы.


Восстание декабристов (1825 год)

Лермонтов изображал действительность, используя новые средства художественной выразительности. Привычное противостояние героя и его антипода в романе представлено благодаря Печорину и Грушницкому. Характеристики этих героев позволяют в полной мере оценить социальные особенности молодого поколения того времени. Раскрытие одного характера посредством других и стало главным инструментом Лермонтова в произведении.

Сочинение на тему Грушницкий в романе Герой нашего времени

Если Печорина Лермонтов писал как героя своего времени, то Грушницкий, вероятно, представлял собой антигероя. Эта роль включает в себя не только положение в самой книги, где Грушницкий выступает антагонистом и противоположностью протагонисту. Лермонтов делает образ юнкера в чем-то собирательным и через него передает суть того каким поверхностным и неразвитым может быть представитель военного класса.

На протяжении всего романа писатель иронизирует над Грушницким и не создает у читателя к нему никакой симпатии, даже наоборот, провоцирует некоторое презрение. Тем не менее, молодому юнкеру возможно сопереживать, когда понимаешь пустоту его души. Он хотел только производить впечатление и интересовался только собой, но ничего не понимал в людях.

Именно поэтому Грушницкого так легко используют и княжна и драгунский капитан. Конечно, эти люди тоже увлекаемы своими страстями и эмоциями, однако, этот факт не является для них препятствием к управлению эмоциями и побуждениями Грушницкого. Он в свою очередь практически полностью пуст внутренне и только подражает другим или руководим мнением других.

Возможно, только его чувство к Мери является искренним, но и оно не глубоко. Перед нами простой пример влюбленности, которая увлекает как очарование чего-то чарующего и приятного, но не проникает в глубину личности как выстраданное и преданное чувство.

Также и дружба с Печориным не является искренней, точнее, искренняя только внешне, а в действительности представляет собой полнейшее лицемерие.

Мне кажется, в чем-то Лермонтов угадал фигуру антигероя на все времена и тут не следует делать скидку на молодость Грушницкого, и в его возрасте бывают вполне зрелые люди, которые на самом деле могут претендовать на звание героя. Грушницкий мог бы набраться опыта в дальнейшем, если бы не погиб, но в сути своей он бы остался неисправим, об этом с насмешкой и писал Лермонтов.

«Герой нашего времени»


Грушницкий (актер Леонид Губанов)
Грушницкий впервые появляется на страницах романа в главе под названием «Княжна Мери». Его внешность привлекательна и дает возможность сделать предположение о юном возрасте героя. Он смугл, высок, темноволос и обладает аккуратными модными усиками, делающими его старше. Солдатская шинель придает образу героя романтическую удаль. При этом он стал солдатом и потерял звание из-за дуэли.

Характеристика образа впечатляет читателя. Это эгоистичный самовлюбленный мужчина, любящий козырнуть парой французских реплик, неспособный выслушать собеседника. Приятно осознавать, что такую маску Грушницкий выбрал осознанно. В реальности он иной: милый и симпатичный мужчина, отнюдь не задира.


Печорин

Негативное восприятие Печорина формируется тем, что причина дуэли оказывается пустяковой. Так пожелали его приятели. Мелочность причины размолвки понимает даже секундант Печорина – Вернер. Миролюбивый Грушницкий был не прочь пойти на примирение, но друзья помешали сделать это. Он трусоват и нервозен. В ходе дуэли мужчина демонстрирует боязнь убийства. Он не может убить человека.

Сослуживец главного героя, Грушницкий вместе с Печориным оказывается на водах. Грушницкий дублирует характеристику своего оппонента. Единственный недостаток: ему не везет с женщинами. Герой видит свою схожесть с Печориным и воспринимает его как противника. Охота за дамскими сердцами тоже нередко напоминает поведение прототипа Грушницкого. Это вызывает недовольство со стороны мужчины.


Грушницкий и княжна Мери

Героя нельзя назвать определенно отрицательным или положительным героем, потому что его характер чище, но изобилует склонностями к порокам. Искренность делает ему честь. Отношение к женщинам у героя позитивное. Он представляется храбрым человеком и создает верный образ в соответствии с ситуацией. Он хочет возвыситься и теряет индивидуальность в желании играть выбранную роль.

Грушницкий чересчур самоуверен. Это сильно мешает ему в борьбе за любовь княжны Мери. Девушка не выбирает его, и в отместку он готов распускать слухи и сплетни. Он пытается подставить Печорина на дуэли – подкладывает тому пистолет без заряда.

Кто такой Грушницкий?

В романе «Герой нашего времени» Грушницкий предстаёт перед нами в главе «Княжна Мери». Это юнкер, который служил вместе с Печориным и так же, как и он, оказался на лечении на водах. Мы сразу же узнаём, что Грушницкий «носит, по особенному роду франтовства, толстую солдатскую шинель». Эта шинель – его маска, «трагическая мантия», которая помогает предстать ему в глазах женщин романтическим героем, разжалованным в солдаты за дуэль. Печорин, который сам не раз играл ту или иную роль, чтобы овладеть сердцем дамы, «понял его», и Грушницкий за это его не любит. Да и Печорин его не жалует. Он чувствует, что этот юноша – в какой-то мере его конкурент и что «когда-нибудь они столкнутся на узкой дороге». Характеристику Грушницкому в романе «Герой нашего времени» даёт в основном Печорин. Из его журнала мы узнаём, что у этого персонажа под маской.

У нас появилась новая характеристика Грушницкого.

Сравнительная характеристика Печорина и Грушницкого

Разница между двумя яркими образами в романе «Герой нашего времени» просматривается невооруженным глазом. Но между ними как будто нет отличий в вопросе благородства. Грушницкий и Печорин схожи тем, чтоб оба играют людьми, живут чувствами. Оба грешны.


Арт к произведению Лермонтова – «Герой нашего времени»

Грушницкий любил княжну Мери, а Печорин пользовался ею, чтобы мстить оппоненту. Самоуверенность и отсутствие мыслей о будущем переполняют душу Грушницкого. Юнкер ревнует и негодует, видя в поступках Печорина попытку уколоть его и обойти.

Различия между Печориным и Грушницким заметны с первой встречи. Печорин аккуратен и выглядит приятно. Аристократ, он не имеет серьезных отношений и в дружбе. Дерзость и загадочность совмещаются в облике. Такие черты без труда увлекают представительниц прекрасного пола. В отличие от Печорина, Грушницкий происходит из простой семьи без особого достатка. Парень хотел выбиться в люди и заслужить лучшую долю. Он зациклен на произведении впечатления, любит выглядеть эффектно и угождать дамам.

Печорин уверен в себе и рассудителен, разбирается в людях, демонстрирует аналитические способности, циничность и склонность к манипулированию от безделья, ради веселья. Грушницкий, в свою очередь, не замечает манипуляций, хотя и не глуп. Романтик, он всегда в приподнятом настроении, привык драматизировать и преувеличивать. Он любит думать, что является страдальцем и человеком, разочаровавшимся в жизни.


Иллюстрация к роману «Герой нашего времени»

Хотя у героев разные биографии, они – как две стороны одной души. Печорин делает все не напоказ. Он настоящий, хотя его натура противоречива и сложна. Грушницкий же – мелкий человек и себялюбец, лелеющий злобу и ненависть. Между «быть» и «казаться» он выбирает второй вариант.

Отношения героев с социумом тоже различны. Печорин разочаровался в идеалах уходящего, но не смог найти или придумать альтернативу. Он неприкаян и бесполезен. Одиночество, усталость и апатия прогрессируют на фоне таких мыслей. Герой противопоставлен обществу и столичной аристократии. Он замечает чужие пороки.

Грушницкий же любит жизнь и предпочитает унынию романтику. Поэтому мужчина востребован среди молодежи. Он не обрел положительных черт Печорина, поэтому стал карикатурой на масштабный образ. Благодаря Грушницкому раскрывается глубина характера Печорина.

Анализируем образ Грушницкого

автор: Ekaterina 16.02.2021 7 Комментарии

статьи

школьная программа

Главным героем романа «Герой нашего времени» является, несомненно, Печорин, но в нём ещё есть немало ярких, запоминающихся образов – это Максим Максимыч, Мэри, доктор Вернер, Грушницкий. В той статье давайте проанализируем образ Грушницкого, который был раскрыт автором в главе «Княжна Мери».

Грушницкий – это совсем молоденький юнкер, который получил ранение в ногу. Лечился он на водах, где и повстречал давнего приятеля – Печорина. Между ними завязывается что–то, нечто напоминающее дружбу. Напоминающее, потому что молодые люди вроде и не сильно ладили, но немало времени проводили вдвоём.

Раздор между ними случился с появлением прекрасной княжны Мери. Грушницкий полюбит девушку, на что дама ответит взаимным чувством. Но Печорина не устроит подобное положение вещей, он позавидует сопернику и решит перетянуть удачу на себя, влюбить девушку, что ему с лёгкостью удаётся. Мери быстро увлеклась главным героем, а о Грушницком и думать забыла.

Естественно, отвергнутый герой озлоблен, обижен, возмущён. Он начинает грязно мстить, распуская неприятные сплетни о паре. В этом ему потворствуют и другие, отверженные княжной кавалеры.

В этой же гнусной, довольно часто еще и нетрезвой, компании, Грушницкий задумывает план, как высмеять и публично унизить Печорина. Но ему это не удаётся, всё заканчивается трагично.

Персонаж предстает перед читателем в неприглядном свете, он слишком самовлюблён и уверен в своей неотразимости. Грушницкий никого не видит подле себя, он не умеет строить настоящие отношения, внутри у него пустота. Он неловко пытается изображать эмоции счастья, наигранно, фальшиво смеётся. Образ его жизни – гульба, праздность. Но он чрезвычайно доверчив, поэтому с лёгкостью попадает в ловушку, расставленную плохой компанией.

Шутливый план, оказался вовсе не смешным, но это персонаж осознал уже на дуэли, куда подтолкнули его «друзья». Уже находясь на поединке с Печориным, Грушницкий понимает всю серьёзность своего положения. Но, даже осознавая это, он не предпринимает попыток ни извиниться, не признать глупыми свои насмешки. Звучит выстрел – смертельное ранение.

Вот так по–глупому, нелепо, закончилась жизнь Грушницкого, который, мог бы в лучшем варианте развития событий не поддаться на подстрекания, влияние окружающих, и остаться в живых. Если бы не его эгоистичный, самодовольный нрав, склонность к самолюбованию, герой просто бы забыл княжну и нашёл себе другую пассию.

У читателя может сложится и такое ощущение, что сам Лермонтов невзлюбил Грушницкого и поэтому уготовил ему именно такую нелепую смерть и судьбу. Возможно, его образ напоминал кого-то из окружения автора.

Поведение и поступки Грушницкого помогают нам сделать вывод о том, что не стоит идти на поводу у своих эмоций, контроль над ними очень важен, а также о том, что нельзя быть настолько подверженным мнению других людей. Работа над своим характером – основная задача человека, который хочет прожить счастливую и достойную жизнь.

Образ Грушницкого анализировал Сидорин Александр.

Другие статьи по роману «Герой нашего времени»:

Роль рассказчиков в романе «Герой нашего времени»

В чем главная проблема Печорина?

Не жадничаем, делимся в соцсетях, если статья оказалась полезной:

← Предыдущая запись

Следующая запись →

Экранизации

Роман «Герой нашего времени» неоднократно экранизировали. В 1927 году режиссер Владимир Барский снял фильмы по трем отдельным главам: «Княжна Мери», «Бэла», «Максим Максимыч». Это было черно-белое кино, отображающее события, описанные в произведении. Георгий Давиташвили сыграл роль Грушницкого.

В 1955 году Исидор Анненский снял художественный фильм «Княжна Мери». Роль Грушницкого исполнил Леонид Губанов.


Андрей Миронов в образе Грушницкого

К произведению вернулся Анатолий Эфрос в 1975 году. Режиссер поставил фильм-спектакль «Страницы журнала Печорина» по мотивам романа. В роли Грушницкого – Андрей Миронов.

Александр Котт в 2006 году пригласил к работе над многосерийным проектом Юрия Колокольникова, а Роман Хрущ в 2011 году в ленте «Печорин» снял Илью Щербинина.

Мнение автора

На протяжении романа Михаил Юрьевич мастерски высмеивал молодого человека, объясняя читателю, каким презренным является индивид, скрывающийся под маской и создающий образ, который не имеет к нему никакого отношения. Если Григорий на самом деле был неудовлетворен жизнью, то юнкер лишь притворялся, что тоже выводило из себя главного героя. Кстати, некоторые называют его Грушинским, что абсолютно не верно, т. к. его фамилия звучит иначе. Внимательно читая произведение, можно легко ее запомнить.

Грушницкий не может осознать, что поступает отвратительно, он лишь усугубляет собственное положение в глазах любителей литературы своими низкими действиями. Этим Лермонтов демонстрирует, что люди привыкли обвинять кого-то, но ни в коем случае не себя. Среднестатистический человек не любит размышлять над своими действиями, не хочет себя обличать, а предпочитает лишь идти на поводу у веяний времени и скрывать свое истинное лицо, не показывая его не только окружающим, но и самому себе. Достойные же люди поступают прямо противоположным образом, в чем у Лермонтова нет никаких сомнений.

Итак, Грушницкий — отрицательный герой романа. В этом человеке собраны одни недостатки, и ничего хорошего в нем, к сожалению, нет. Имеется сходство с Ленским, и знатоки литературы замечают это сразу.

Не так давно по роману «Герой нашего времени» сняли фильм, который стал отличным дополнением к произведению. С ним непременно стоит ознакомиться, потому что это настоящее достижение отечественного кинематографа.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]