Характеристика Стародума в комедии Недоросль кратко, образ с цитатами героя для сочинения в таблице

Одним из ключевых персонажей комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» является почтенный дворянин Стародум, дядюшка Софьи. Это положительный герой, выступающий за соблюдение «старых» петровских порядков, при которых превыше всего ценился сам человек, его личные качества, а не богатство, связи и положение в обществе. Он является главным антагонистом помещицы Простаковой, олицетворяющей в себе всё невежество и жестокость эпохи. Характеристика Стародума отличается своей полнотой, и во многом является отражением позиции автора. Герой много рассуждает на темы морали, осуждая невежественных, темных, безнравственных людей, чьи жизненные принципы могут послужить причиной деградации всего общества.

Краткая характеристика

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Недоросль.

Полное имя — не указано, известна только фамилия — Стародум.

Возраст — 60 лет.

Род занятий — дворянин, в прошлом придворный.

Семья — единственный близкий родственник — племянница Софья.

Социальное положение — дворянин.

Происхождение — родом из дворянского семейства.

Воспитание — характерное для дворянских семейств, привито понятие о чести.

Образование — образование недостаточное, всю жизнь занимается самообразованием.

Внешность — не указана.

Характер — независимый, принципиальный, глубоко порядочный, имеет представления о чести и совести.

Положительные черты — честный, добрый, милосердный, ответственный, высоко ценящий просвещение и нравственность.

Отрицательные черты — в юности — вспыльчивый, горячий, обидчивый, но с возрастом ставший более мудрым.

Произведение — «Недоросль».

Автор — Денис Иванович Фонвизин.

Цитатная характеристика

Описание героя с цитатами позволит раскрыть его образ, продемонстрировать не только внешность, но и черты характера, особенности поведения, отношения к жизни.

Портрет

Художественный портрет Стародума основан на том, что он дворянин родом из старинного аристократического семейства. Его отец служил при дворе самого Петра Великого и был не только придворным, но и состоял на военной службе.

«Пойдем тотчас в армию и сделаемся достойными звания дворянина, которое нам дала порода». (Действие третье, явление 1)

«Стародум. …Служил он Петру Великому… Отец мой у двора Петра Великого…

Правдин. А я слышал, что он в военной службе…

Стародум. В тогдашнем веке придворные были воины, да воины не были придворные». (Действие третье, явление 1)

Сам Стародум в молодости состоял на военной службе.

«Вошед в военную службу…» (Действие третье, явление 1)

Портретная характеристика Стародума основывается на том, что это почтенный, всеми уважаемый мужчина преклонного возраста.

«Умираю, хочу видеть этого почтенного старичка». (Действие второе, явление 5)

«Я и сам имею честь знать вашего дядюшку. А сверх того от многих слышал об нем то, что вселило в душу мою истинное к нему почтение». (Действие второе, явление 5)

Стародум является единственным близким родственником сиротки Софьи, её родным дядей. Он любит девушку всем сердцем и берёт на себя роль ее отца.

«Дядюшка ее». (Действие первое, явление 5)

«Дядюшка, о котором столь долго мы ничего не знали, которого я люблю и почитаю, как отца моего…» (Действие первое, явление 6)

«Ты дочь моей сестры, дочь сердца моего!» (Действие третье, явление 2)

«Ты знаешь, что я одной тобой привязан к жизни. Ты должна делать утешение моей старости, а мои попечения — твое счастье». (Действие третье, явление 2)

Стародум был вынужден покинуть сестру и Софью и отправиться в Сибирь, чтобы обеспечить племяннице достойное приданое.

«Пошед в отставку, положил я основание твоему воспитанию, но не мог иначе основать твоего состояния, как разлучась с твоей матерью и с тобою». (Действие третье, явление 2)

«Чтоб оградить ее жизнь от недостатка в нужном, решился я удалиться на несколько лет в ту землю, где достают деньги, не променивая их на совесть, без подлой выслуги, не грабя отечества; где требуют денег от самой земли, которая поправосуднее людей, лицеприятия не знает, а платит одни труды верно и щедро». (Действие третье, явление 2)

«Я заступаю место отца твоего. Поверь мне, что я знаю его права». (Действие третье, явление 5)

Многие считали, что Стародум покойник, так как о нём ничего не было слышно много лет.

«Дядюшка ее, г. Стародум, поехал в Сибирь; а как несколько уже лет не было о нем ни слуху, ни вести, то мы и считаем его покойником». (Действие первое, явление 5)

После долгой разлуки Стародум появляется неожиданно для всех. Всё это время он провёл в Сибири, где честным трудом заработал состояние.

«Дела мои принудили меня жить несколько лет в разлуке с моими ближними; а дальность лишила меня удовольствия иметь о вас известий! Я теперь в Москве, прожив несколько лет в Сибири». (Действие первое, явление 5)

Внешность

Внешний вид Стародума основан на том, что он является мужчиной преклонного возраста. Ему 60 лет.

«…этого почтенного старичка». (Действие второе, явление 5)

«Мне на свете шестьдесят лет». (Действие третье, явление 2)

Черты характера и поступки

Стародум — яркий пример того, как можно сколотить приличное состояние исключительно честным и упорным трудом.

«Я могу служить примером, что трудами и честностию состояние свое сделать можно. Сими средствами, с божей помощию счастия, нажил я десять тысяч рублей доходу…» (Действие первое, явление 7)

«Зато и счастье свое должен он был доставать трудами». (Действие второе, явление 5)

Стародум — несколько замкнутый, угрюмый мужчина, который не спешит открывать свою душу всем подряд. Однако внешняя угрюмость является лишь следствием его прямого, открытого характера.

«…он немножечко угрюм…» (Действие второе, явление 5)

«Что называют в нем угрюмостью, грубостью, то есть одно действие его прямодушия.От роду язык его не говорил “да”, когда душа его чувствовала “нет”». (Действие второе, явление 5)

Стародум имеет славу очень умного, мудрого человека.

«…а такой-де преразумный…» (Действие второе, явление 5)

Стародум уверен, что каждый человек способен быть честным и добродетельным — всё в его руках, нужно лишь только захотеть жить по совести.

«Поверь мне. Всякий найдет в себе довольно сил, чтоб быть добродетельну. Надобно захотеть решительно, а там всего будет легче не делать того, за что б совесть угрызала». (Действие четвертое, явление 2)

Для Стародума характерно большое любящее сердце. Он всячески старается проявить любовь и заботу по отношению к тем, кто ему по-настоящему дорог. При этом Стародум никогда не будет испытывать добрых чувств по отношению к недостойным людям.

«…да коли-де уж кого и полюбит, так прямо полюбит». (Действие второе, явление 5)

«А кого он не возлюбит, тот дурной человек». (Действие второе, явление 5)

При общении с людьми Стародум предпочитает избегать упоминания чинов, которые могут послужить причиной неискренности.

«Я говорю без чинов. Начинаются чины, — перестает искренность». (Действие третье, явление 1)

Будучи глубоко порядочным человеком, Стародум не способен спокойно взирать на бесчинства, творящиеся в доме Простаковых. Но особенно сильно его беспокоит судьба Софьи, оказавшейся заложницей у коварной помещицы.

«Постой. Сердце мое кипит еще негодованием на недостойный поступок здешних хозяев». (Действие третье, явление 1)

«Ничто так не терзало мое сердце, как невинность в сетях коварства. Никогда не бывал я так собой доволен, как если случалось вырвать добычу из рук порока». (Действие третье, явление 2)

Будучи горячим человеком в молодости, с возрастом Стародум обрёл мудрость, и, прежде чем сделать какой-либо решительный шаг, тщательно его обдумывает.

«У меня правило: в первом движении ничего не начинать.

Правдин. Редкие правило ваше наблюдать умеют.

Стародум. Опыты жизни моей меня к тому приучили. О, если б я ранее умел владеть собою, я имел бы удовольствие служить долее отечеству». (Действие третье, явление 1)

«Не умел я остеречься от первых движений раздраженного моего любочестия. Горячность не допустила меня тогда рассудить, что прямо любочестивый человек ревнует к делам, а не к чинам». (Действие третье, явление 1)

Явная несправедливость и уязвлённое самолюбие стало причиной того, что Стародум бросил службу.

«…граф, прежний мой знакомец, о котором я гнушался вспоминать, произведен чином, а обойден я, я, лежавший тогда от ран в тяжкой болезни. Такое неправосудие растерзало мое сердце, и я тотчас взял отставку». (Действие третье, явление 1)

Стародум — человек, склонный к постоянному и непрерывному саморазвитию. Чувствуя пробелы в собственном воспитании, он стремился их восполнить общением с более просвещёнными людьми.

«Он был по службе меня моложе, сын случайного отца, воспитан в большом свете и имел особливый случай научиться тому, что в наше воспитание еще и не входило. Я все силы употребил снискать его дружбу, чтоб всегдашним с ним обхождением наградить недостатки моего воспитания». (Действие третье, явление 1)

С юных лет Стародум отличался истинным благородством и порядочностью. При известии о войне он одним из первых поспешил выступить на поле брани, чтобы с честью носить звание дворянина. Трусость товарища вызвала в нём глубокое презрение.

«…услышали мы нечаянно, что объявлена война. Я бросился обнимать его с радостию. «Любезный граф! вот случай нам отличить себя. Пойдем тотчас в армию и сделаемся достойными звания дворянина, которое нам дала порода». Друг мой граф сильно наморщился и, обняв меня, сухо: «Счастливый тебе путь, — сказал мне: — а я ласкаюсь, что батюшка не захочет со мною расстаться». Ни с чем нельзя сравнить презрения, которое ощутил я к нему в ту же минуту». (Действие третье, явление 1)

В молодости Стародум был смелым воином, который никогда не уклонялся от своих обязанностей. Он не раз был ранен в боях и благодаря своей отваге пользовался большим уважением у военачальников.

«Многие случаи имел я отличить себя. Раны мои доказывают, что я их и не пропускал. Доброе мнение обо мне начальников и войскабыло лестною наградою службы моей…» (Действие третье, явление 1)

Стародум является одним из немногих дворян, который в полной мере отдаёт себе отчёт, в чём заключается его обязанности как дворянина, а именно — честной и беззаветной службе Отечеству.

«Правдин. Но разве дворянину не позволяется взять отставки ни в каком уже случае?

Стародум. В одном только: когда он внутренне удостоверен, что служба его отечеству прямой пользы не приносит. А! тогда поди.

Правдин. Вы даете чувствовать истинное существо должности дворянина». (Действие третье, явление 1)

Стародум — уважающий себя человек, который не привык, чтобы им помыкали. По этой причине он покинул двор, ничего не получив за свою службу, но сохранив чувство собственного достоинства.

«От двора, мой друг, выживают двумя манерами. Либо на тебя рассердятся, либо тебя рассердят. Я не стал дожидаться ни того, ни другого. Рассудил, что лучше вести жизнь у себя дома, нежели в чужой передней». (Действие третье, явление 1)

«Я отошел от двора без деревень, без ленты, без чинов, да мое принес домой неповрежденно, мою душу, мою честь, мои правила». (Действие третье, явление 1)

Стародум покинул двор, поскольку важнее для него было не приумножить своё состояние, но сохранить душу в чистоте. Двор с его пороками он сравнивает с неизлечимо больным, от которого можно самому заразиться.

«Тщетно звать врача к больным неисцельно. Тут врач не пособит, разве сам заразится». (Действие третье, явление 1)

Стародум — человек добрый, милосердный, который находит радость в помощи другим. В богатстве он видит возможность проявлять заботу о ближних.

«По моему расчету,не тот богат, который отсчитывает деньги, чтоб прятать их в сундук, а тот, который отсчитывает у себя лишнее, чтоб помочь тому, у кого нет нужного». (Действие четвертое, явление 2)

«Без знатных дел знатное состояние ничто». (Действие четвертое, явление 2)

Стародум — скромный и мудрый человек, привыкший довольствоваться малым. Его отношение к богатству говорит о том, что он не является корыстолюбцем и смотрит на деньги лишь как на возможность вести достойную жизнь.

«Правдин. Вы могли б обогатиться, как я слышал, несравненно больше.

Стародум. А на что?

Правдин. Чтоб быть богату, как другие.

Стародум. Богату! А кто богат? Да ведаешь ли ты, что для прихотей одного человека всей Сибири мало! Друг мой! Все состоит в воображении. Последуй природе, никогда не будешь беден. Последуй людским мнениям, никогда богат не будешь». (Действие третье, явление 1)

Стародум уверен, что богатство способно развратить детей. Он считает, что главным богатством каждого человека являются не золотые червонцы, а его ум и чистая совесть.

«Детям? Оставлять богатство детям! В голове нет. Умны будут, без него обойдутся; а глупому сыну не в помощь богатство. Видал я молодцов в золотых кафтанах, да с свинцовой головою. Нет, мой друг! Наличные деньги — не наличные достоинства. Золотой болван — все болван». (Действие третье, явление 2)

Стародум считает, что почтение человек должен получать не благодаря своему богатству или чинам, а только лишь благодаря своим душевным качествам.

«Почтение! Одно почтение должно быть лестно человеку — душевное; а душевного почтения достоин только тот, кто в чинах не по деньгам, а в знати не по чинам». (Действие третье, явление 1)

Для благородного Стародума очень важно, чтобы его племянница выбирала себе жениха не из меркантильных соображений, а исключительно по велению сердца. Он готов поддержать выбор Софьи и стать верным другом её мужу.

«Я нажил столько, чтоб при твоем замужестве не остановляла нас бедность жениха достойного». (Действие третье, явление 2)

«…выбор достойного человека зависит совершенно от ее сердца. Будь спокойна, друг мой! Твой муж, тебя достойный, кто б он ни был, будет иметь во мне истинного друга. Поди за кого хочешь». (Действие третье, явление 5)

«Мое сердечное желание видеть тебя столько счастливу, сколько в свете быть возможно». (Действие четвертое, явление 2)

«…сердце мое тогда только будет спокойно, когда увижу тебя за мужем, достойным твоего сердца…» (Действие четвертое, явление 2)

Стародум уверен, что каждый человек способен быть честным и добродетельным — всё в его руках, нужно лишь только захотеть жить по совести.

«Поверь мне. Всякий найдет в себе довольно сил, чтоб быть добродетельну. Надобно захотеть решительно, а там всего будет легче не делать того, за что б совесть угрызала». (Действие четвертое, явление 2)»

Стародум является бескомпромиссным человеком в вопросах чести, честности.

«Честный человек должен быть совершенно честный человек». (Действие четвертое, явление 2)

Воспитание

Стародум отличается прямым, открытым обращением и называет собеседника на «ты», а не на «вы», как это было уже принято в светском обществе. Так воспитал его отец, служивший еще при Петре Первом. В те времена подобный обычай не вошел в моду.

«Правдин. Ваше обхождение…

Стародум. Ему многие смеются. Я это знаю. Быть так. Отец мой воспитал меня по-тогдашнему, а я не нашел и нужды себя перевоспитывать. Служил он Петру Великому. Тогда один человек назывался ты, а не вы. Тогда не знали еще заражать людей столько, чтоб всякий считал себя за многих. Зато нонче многие не стоют одного». (Действие третье, явление 1)

Стародум получил лучшее воспитание, которое только мог дать дворянин своему отпрыску. Его отец на всю жизнь смог внушить простую истину: при любых обстоятельствах оставаться человеком, не опускаться до низких поступков.

«Воспитание дано мне было отцом моим по тому веку наилучшее. В то время к научению мало было способов, да и не умели еще чужим умом набивать пустую голову.

Правдин. Тогдашнее воспитание действительно состояло в нескольких правилах…

Стародум. В одном. Отец мой непрестанно мне твердил одно и то же: имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время. На все прочее мода: на умы мода, на знания мода, как на пряжки, на пуговицы». (Действие третье, явление 1)

Стародум не сомневается, что самая важная составляющая — это душа, без которой даже самый образованный человек является жалким и никчемным, а невежда и вовсе уподобляется дикому зверю.

«Правдин. Вы говорите истину. Прямое достоинство в человеке есть душа

Стародум. Без нее просвещеннейшая умница — жалкая тварь. (С чувством.) Невежда без души — зверь. Самый мелкий подвиг вводит его во всякое преступление. Между тем, что он делает, и тем, для чего он делает, никаких весков у него нет». (Действие третье, явление 1)

«…в большом свете водятся премелкие души и что с великим просвещением можно быть великому скареду». (Действие третье, явление 1)

Стародум ни в грош ставит умных, образованных людей, которые при этом не обладают высокими моральными принципами.

«Чем умом величаться, друг мой! Ум, коль он только что ум, самая безделица. С пребеглыми умами видим мы худых мужей, худых отцов, худых граждан. Прямую цену ему дает благонравие. Без него умный человек — чудовище.Оно неизмеримо выше всей беглости ума». (Действие четвертое, явление 2)

Стародум воспитан так, чтобы честно и открыто выражать свои мысли. Он — большой враг лицемерия.

«Извини мое простосердечие. Я друг честных людей. Это чувство вкоренено в мое воспитание». (Действие четвертое, явление 6)

«Льстец есть тварь, которая не только о других, ниже о себе хорошего мнения не имеет. Все его стремления к тому, чтоб сперва ослепить ум у человека, а потом делать из него, что ему надобно. Он ночной вор, который сперва свечу погасит, а потом красть станет». (Действие пятое, явление 1)

Стародум — добрый, милосердный человек, способный прощать. Он понимает, что человек слаб, и всегда готов дать шанс на искупление вины.

«Г-жа Простакова (подняв руки к Стародуму) Батюшка! Прости и ты меня, грешную. Ведь я человек, не ангел.

Стародум. Знаю, знаю, что человеку нельзя быть ангелом. Да не надобно быть и чортом». (Действие пятое, явление 4)

«Не хочу ничьей погибели. Я ее прощаю». (Действие пятое, явление 4)

Сказать, что люблю, все же успел, а вот как высоко ставлю — постеснялся

«Нету их — и все разрешено», — писал Давид Самойлов, имея в виду поколение Ахматовой и Пастернака… Но все-таки не все было разрешено, пока еще существовало как раз самойловское фронтовое поколение писателей. Ушло и оно. За старших остались шестидесятники. Термин придумал один из них — Станислав Рассадин. В те годы, когда придумал, — громкий и яркий критик и литературовед. Но потом он очень скоро перерос эти цеховые принадлежности.

Как определить рассадинский жанр? Писатель о писателях? Писатель о литературе? Наверное, не так уж важно. Важнее, что он в одном ряду с Юрием Тыняновым, Иннокентием Анненским («Книги отражений») и Владиславом Ходасевичем. Причем с Ходасевичем Рассадина можно сравнивать впрямую: у того «Некрополь», у этого «Книга прощаний», у того «Державин», у этого книги о Фонвизине и о Сухово-Кобылине.

Теперь надо писать книгу о самом Станиславе Борисовиче. Он человек, который сам себя сделал. Абсолютный интеллигент, вышедший из простой, бедной семьи. Самородок. Это про литературоведа как-то трудно представить. Совершенно не конъюнктурный. А это уже с критиком как-то не вяжется. И — Друг. Именно так, с большой буквы.

Благодаря тому, что Станислав Борисович умел дружить на полную катушку, он не был одиноким. А одиночество после смерти самого близкого ему человека — жены Али — казалось для него неизбежным. Детей у них не было. Аля осталась для Станислава Борисовича единственной. Все последние годы его спасала только дружба.

Но и друзья уходили.

Он очень тяжело пережил смерти Михаила Козакова, Юрия Черниченко, Лазаря Лазарева… И все же друзья еще оставались. Близкие, как редко бывают даже родственники. Потому что Станислав Борисович не вникал в проблемы друзей — сопереживал их переживаниям. Это очень хорошо знаю и по себе. Теплый, искренний, добрый человек…

Мне будет его страшно не хватать, «Новой газете», куда он пришел пятнадцать лет назад, его будет тоже страшно не хватать. Его колонка «Стародум» ставила ту планку, которая не позволяла другим авторам газеты писать на плохом русском. Но даже не это главное. Он задавал тот необходимый «высокий уровень нравственных претензий» (цитата из самого Рассадина), которому нельзя, стыдно как-то, не соответствовать.

И вот теперь снова — «Нету их — и все разрешено»?

Он бы очень расстроился. Давайте не будем огорчать одного из самых достойных людей пока еще общего, нашего с ним времени.

Олег ХЛЕБНИКОВ

Прощание состоится 22 марта в 13.30 в зале № 3 Николо-Архангельского крематория

Характеристика Правдина другими героями

Софья

Софья всем сердцем любит своего дядюшку Стародума. Она относится к нему так же уважительно, как и к родному отцу.

«Я получила сейчас радостное известие. Дядюшка, о котором столь долго мы ничего не знали, которого я люблю и почитаю, как отца моего, на сих днях в Москву приехал». (Действие первое, явление 6)

Софья прекрасно знает, что её дяде Стародуму ничто не доставалось «просто так», в качестве подарка судьбы. Все его достижения обусловлены тяжёлым трудом.

«Зато и счастье свое должен он был доставать трудами». (Действие второе, явление 5)

Жизненные принципы Стародума глубоко впечатляют Софью, которая с чистым сердцем готова подчиниться воле мудрого и доброго дядюшки.

«Во всю жизнь мою ваша воля будет мой закон». (Действие третье, явление 2)

«Дядюшка! Всякое слово ваше врезано будет в сердце мое». (Действие четвертое, явление 2)

«Дядюшка! Истинное мое счастье то, что ты у меня есть». (Действие четвертое, явление 2)

Правдин

Правдин — хороший знакомый Стародума, который испытывает к нему чувство глубокого уважения. Он отмечает все достоинства мужчины, которые далеко не все способны разглядеть с первого взгляда.

«А кого он не возлюбит, тот дурной человек. (К Софье.) Я и сам имею честь знать вашего дядюшку. А сверх того от многих слышал об нем то, что вселило в душу мою истинное к нему почтение. Что называют в нем угрюмостью, грубостью, то есть одно действие его прямодушия. От роду язык его не говорил «да», когда душа его чувствовала «нет». (Действие второе, явление 5)

Зная о высоких моральных качествах Стародума, Правдин очень высоко ценит его дружбу.

«Правдин. Лишь только из-за стола встали, и я, подошед к окну, увидел вашу карету, то, не сказав никому, выбежал к вам навстречу обнять вас от всего сердца. Мое к вам душевное почтение

Стародум. Оно мне драгоценно. Поверь мне.

Правдин. Ваша ко мне дружба тем лестнее, что вы не можете иметь ее к другим, кроме таких…

Стародум. Каков ты. Я говорю без чинов. Начинаются чины, — перестает искренность». (Действие третье, явление 1)

Правдин полностью согласен с мнением Стародума о том, что важным в человеке является его духовная составляющая.

«Вы говорите истину. Прямое достоинство в человеке есть душа…» (Действие третье, явление 1)

Правдин считает, что человек с такими моральными и нравственными качествами, как у Стародума, просто обязан быть при дворе, чтобы оказывать посильное влияние на действующую власть.

«Правдин. С вашими правилами людей не отпускать от двора, а ко двору призывать надобно.

Стародум. Призывать? А зачем?

Правдин. За тем, за чем к больным врача призывают». (Действие третье, явление 1)

Правдин согласен со Стародумом в том, что почтение нужно оказывать людям не по наличию у них денег или высокого положения в обществе, а исключительно по их личным качествам.

«Правдин. Со всем тем мы видим, что деньги нередко ведут к чинам, чины обыкновенно к знатности, а знатным оказывается почтение.

Стародум. Почтение! Одно почтение должно быть лестно человеку — душевное; а душевного почтения достоин только тот, кто в чинах не по деньгам, а в знати не по чинам.

Правдин. Заключение ваше неоспоримо». (Действие третье, явление 2)

Подробная характеристика Правдина.

Простаков

Простаковы, взявшие к себе сиротку Софью, считают, что её единственный родственник — дядюшка Стародум — является покойником.

«Дядюшка ее, г. Стародум, поехал в Сибирь; а как несколько уже лет не было о нем ни слуху, ни вести, то мы и считаем его покойником». (Действие первое, явление 5)

Простакова

Простакова терпеть не может Стародума, и её очень раздражает сама мысль о том, что он может быть жив.

«Г-жа Простакова (испугавшись, с злобою) Как! Стародум, твой дядюшка, жив! И ты изволишь затевать, что он воскрес! Вот изрядный вымысел!

Софья. Да он никогда не умирал». (Действие первое, явление 6)

Простаковой немало известно о характере Стародума. По словам, это несколько замкнутый, очень умный мужчина с большим сердцем.

«Умираю, хочу видеть этого почтенного старичка. Я об нем много наслышалась. И злодеи его говорят только, что он немножечко угрюм, а такой-де преразумный, да коли-де уж кого и полюбит, так прямо полюбит». (Действие второе, явление 5)

Простакова, при все своем неукротимом нраве, робеет перед умным и всеми почитаемым Стародумом.

«Как! это ты! ты, батюшка! Гость наш бесценный! Ах, я дура бессчетная! Да так ли бы надобно было встретить отца родного, на которого вся надежда, который у нас один, как порох в глазе. Батюшка! Прости меня. Я дура. Образумиться не могу». (Действие третье, явление 3)

Милон

Милон уважительно относится к Стародуму, чьи моральные и нравственные качества откликаются в нём самом. Для него большая честь быть другом такого почтенного человека.

«Я почту за истинное счастие, если удостоюсь вашего доброго мнения, ваших ко мне милостей…» (Действие четвертое, явление 6)

Сочинение на тему уроки стародума

Комедия «Недоросль» была написана Денисом Ивановичем Фонвизиным в 1782 году. В ней Фонвизин не только смеялся над госпожой Простаковой и ее родней, но и показывал крепостное право «во всей красе». Власть помещиков в то время была безгранична. И когда помещики были такими, как Простакова и Скотинин, то эта власть шла во вред всем: и помещикам, потому что они чувствовали себя вправе помыкать другими людьми, и крестьянам, с которыми обращались, как со скотом, если не хуже. Крестьяне не имели никаких прав: ни личных, ни гражданских, они платили непомерный оброк, ходили на барщину. Почти все, что они выращивали своими руками, им приходилось отдавать ненасытным помещикам, которые богатели, в то время как крестьяне голодали и умирали с голода. Крепостные были невежественны, но в этом не было их вины, тогда как дворяне, у которых, казалось, были возможности, в этом почти не отличались от крепостных. Воспитание подрастающего поколения поручалось дворовым людям, а образованием молодых дворян занимались иностранцы (которые часто у себя на Родине были кучерами, дворниками и ничего общего не имели с науками), отставные полуграмотные солдаты и дьяки, заставлявшие своих учеников выучивать наизусть псалтырь. У многих молодых дворян отсутствовало чувство долга перед Отечеством. Они служили не для России, а для чинов, почестей и денег. Но не таков был Стародум — главный герой комедии. Он был дворянином, воспитанным в петровское время. Он был уверен, что «дворянин считал бы за первое бесчестье не делать ничего, когда есть ему столько дела: есть люди, которым помогать; есть Отечество, которому служить». Стародум высоко ценил душу в человеке, честь и правила. Он презирал льстецов — людей, стремящихся к богатству, чинам. Он был при дворе, но «рассудил, что лучше вести жизнь у себя дома, чем в чужой передней». Стародум говорил: «Я отошел от двора без деревень, без ленты, без чинов, да мое принес домой неповрежденно, мою душу, мою честь, мои правила». Стародуму свойственны такие качества, как целеустремленность, благородство, честность, благонравие. От всегда следовал своим правилам, и «отроду язык его не говорил да, когда душа его чувствовала нет». У Стародума в молодости был друг, граф, незаконнорожденный сын дворянина, который «имел особливый случай научиться тому, что в их воспитание еще не входило». Когда была объявлена война, Стародум предложил другу пойти на войну, «сделаться достойным звания дворянина». Но граф отказался. Тогда Стародум понял, что «между людьми случайными и людьми почтенными бывает иногда неизмеримая разница, что в большом свете водятся премелкие души и что с великим просвящением можно быть великому скареду». Потом, когда Стародум лежал в больнице, он узнал, что графу дали новый чин, а он, имевший множество ран, обойден. Он взял отставку, но потом понял, что «прямо любочестивый человек ревнует к делам, а не к чинам, что чины нередко выпрашиваются, а истинное почтение заслуживается, что гораздо честнее быть без вины обойдену, нежели без заслуг пожаловану». Даже речь Стародума характеризует его, она полна афоризмов. Это речь мудрого человека, прожившего жизнь так, что ему нечего стыдиться, он ни разу не отступил от своих правил. Стародум презирает таких людей, как Простакова, Митрофанушка, Скотинин. Простакова — злая, грубая, непредсказуемая, безжалостная помещица. Простаков — жалкий, безвольный человек, находящийся под каблуком своей жены. Митрофанушка — неграмотный, ленивый, эгоистичный увалень. Скотинин — жестокий, невежественный, скотоподобный помещик, обожающий свиней и всех вокруг сравнивающий с ними. Все эти люди льстят Стародуму, пытаются выставить себя в лучшем свете, лебезят, подделываются под благостных людей, потому что они хотят принудить его племянницу Софью, наследницу большого состояния, к браку. Жадные, корыстолюбивые, невежественные люди без чувства долга, собственного достоинства могут вызвать только презрение. Но к своей племяннице, к ее жениху Милону, к Правдину Стародум относится с уважением, с любовью, потому что они благородные, целеустремленные люди, готовые служить своему Отечеству. Мне кажется, что Стародум является идеальным героем эпохи русского классицизма, ведь он патриот своей Родины. Я считаю, что Стародум — человек, с которого стоит брать пример, потому что он никогда не отступал от своих правил, не льстил, не пресмыкался, все свои силы отдавал служению Родине. Я уверена, что хотя бы несколько человек, прочитавших комедию «Недоросль», чему-нибудь научатся, сделают для себя выводы, и я постараюсь приложить все силы, чтобы никогда не быть похожей на госпожу Простакову, на ее мужа, на Митрофанушку и на Скотинина, а стараться воспитывать в себе качества, присущие Стародуму.

Речевая характеристика Стародума

Главной отличительной особенностью Стародума является тот факт, что в уста героя Д. И. Фонвизин вкладывает собственные мысли. По этой причине высказывания героя отличаются простотой и лаконичностью, многие из них становятся афоризмами: «Невежа без души — зверь», «Наличные деньги — не наличные достоинства», «Золотой болван — все болван» и пр.

Речь Стародума отличается правильным построением, художественным разнообразием, отсутствием бранных слов. Герой использует просторечные выражения («мастерица толковать, ба!», «Я чаю»,«подумай-ко»), но только в тех случаях, когда вынужден общаться с невежественными, тёмными людьми. Таким образом автор еще больше подчеркивает разницу между просвещёнными и безграмотными героями, глубину пропасти между ними.

И, напротив, в разговоре с образованными людьми с высокими нравственными принципами Стародум употребляет ёмкие фразы, способные в полной мере раскрыть его мысли, чувства, переживания.

Стародум способен иронизировать, подшучивать над отрицательными героями комедии. Таким образом он не пытается показать собственное превосходство, но стремится указать им на их неправильный образ жизни, мировоззрение.

Еще одной важной особенностью речи Стародума является её форма в виде наставлений, которые адресуются всем без исключения: положительным и отрицательным персонажам, читателям. Стародум выступает в роли умудрённого опытом человека, способного давать ценные советы и наставлять на путь истинный.

Биография

На момент повествования потомственный дворянин Стародум является мужчиной преклонного возраста — ему 60 лет. Его отец, служивший при Петре Первом, смог воспитать сына глубоко порядочным, нравственным человеком, хотя общий уровень образования у Стародума был относительно невысоким. По этой причине герой на протяжении всей жизни занимался саморазвитием.

В молодости Стародум поступил на военную службу, принимал участие в военных сражениях, где получил тяжелое ранение. Благодаря своей отваге и личным качествам был на хорошем счету у военачальников, пользовался уважением у сослуживцев. Однако высокий чин получил не Стародум, в полной мере его заслуживший, а его знакомый трусливый граф, который постарался избежать участия в войне.

Стародум не смог стерпеть подобную несправедливость и подал в отставку. Он отправился в Петербург, где его взяли на службу при дворе. Однако честный и благородный Стародум с обострённым чувством справедливости так и не смог ужиться среди придворных лицемеров. Ничего не получив за свою службу, он отправился в Сибирь, где честным трудом заработал приданое для своей племянницы Софьи, оставшейся круглой сироткой после смерти родителей. Стародум стал для девушки настоящим отцом — любящим и заботливым. С его благословения Софья выбрала в мужья достойного человека, офицера Милона.

Образ Стародума

Стародум — самый положительный персонаж комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль». Это потомственный дворянин, мужчина преклонного возраста, за плечами которого — немалый жизненный опыт.

Стародум является приверженцем «старого», петровского воспитания, когда в дворянской среде превыше всего ценились честь и достоинство, а не богатство и высокие чины. Именно так воспитывал Стародума его отец, и эти жизненные установки пустили глубокие корни в душе героя.

Стародум — прямолинейный, открытый, честный человек, готовый всегда бороться за справедливость. Будучи сильной, целостной личностью, он не способен принять лицемерие придворной знати и отправляется в Сибирь, где честным трудом добывает себе приличный капитал.

Не имея собственной семьи, Стародум заменяет отца своей племяннице Софьи. Он проявляет себя любящим, заботливым родителем, который даёт ценные наставления девушке, обеспечивает ей счастливую жизнь с любимым человеком.

Стародум является олицетворением прогрессивно мыслящего дворянства с высокими моральными принципами. Именно за такими людьми Фонвизин видел будущее России.

Сочинение: Образ Стародума в пьесе «Недоросль» (Д.И. Фонвизин)

В эпоху правления Петра Первого зародились новые тенденции, направленные на преобразование страны в области науки, службы и обороны государства. Дворянство на тот момент являлось основной силой, на которую опирался правитель. Именно поэтому представителям высшего сословия было предоставлено много прав и свобод. Многие амбициозные и деятельные дворяне активно способствовали развитию царской России, а некоторые пользовались предоставленными привилегиями и предпочитали вести праздный образ жизни. К разряду невежд барской Москвы относилась семья Простаковых из произведения Дениса Ивановича Фонвизина «Недоросль». Однако автор привел и положительный пример дворянина уходящей петровской эпохи — Стародума. Несмотря на то, что на момент действия пьесы царствуют потомки великого царя, и многое изменилось, Стародум сохранил образ мыслей своих предков.

Герой появился в пьесе неожиданно: дальние родственники не знали, что с ним случилось в далекой Сибири, но все же надеялись на его наследство. Их надежды не были тщетными: Стародум, природный дворянин и военный в отставке, смог честно заработать капитал и теперь имел 10.000 рублей дохода. Эти деньги он планировал завещать племяннице Соне, ведь был в возрасте (около 60 лет). Однако для распоряжения судьбой девушки он приехал лично и расстроил планы Простаковых. Все же его роль в пьесе более важная, чем кажется на первый взгляд: он не только вывел отрицательных персонажей на чистую воду, но и выразил основную идею книги. Автор вложил в уста этого героя все то, чему он хотел научить своих современников. Так, главным приоритетом в жизни он считал не ум, а добродетель, ведь образование без благонравия несет лишь вред. Именно поэтому идеалом Стародума стала покорная Софья, готовая выполнить волю дяди. Люди, по мнению Стародума, должны усмирить гордыню и направлять ум на пользу государству, честно исполняя свой долг:

«Отец мой непрестанно мне твердил одно и то же: имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время..».

Стародум часто ссылается на наказы, данные ему отцом:

«Отец мой воспитал меня по-тогдашнему, а я не нашел и нужды себя перевоспитывать. Служил он Петру Великому» — вспоминает старец.

Эти реплики становятся главным орудием осуждения эпохи, которую застал писатель. Великие дела, по его мнению, остались в прошлом, а теперь люди добиваются успеха лицемерием и лестью. Но его герой жил по-старому, поэтому «решился удалиться на несколько лет в ту землю, где достают деньги, не променивая их на совесть, без подлой выслуги, не грабя отечества». Пример Стародума является поучением тем, кто стремится выжать казну на свои прихоти, но при этом ничего не делает для развития страны. Кроме того, герой был честным и открытым человеком, чего нельзя было сказать о большинстве придворных:

«Отроду язык его не говорил да, когда душа его чувствовала нет».

Все эти качества говорят о том, что образ Стародума — идеал просвещенного и патриотичного дворянина.

Таким образом, Стародум — это связующее звено между комедией и назидательной притчей, соединение которых рождало пьесу в духе классицизма. Благодаря ему зритель не только посмеялся, но и научился тому, как надо жить.

Предыдущая

СочиненияСочинение: Характеристика Митрофана в пьесе «Недоросль» (+ таблица)

Следующая

СочиненияСочинение: Характеристика Простаковых в пьесе «Недоросль» (Д.И.Фонвизин)

Вывод

Комедия Д. И. Фонвизина «Недоросль» — социально-политическое произведение, в котором автор изобличает пороки общества. Главным помощником в этом деле является яркий и однозначный персонаж — пожилой дворянин Стародум, чьё отношение к жизни, к людям, устройству государства в целом были очень близки самому Денису Ивановичу.

Роль героя в произведении очень важна — с его помощью автор определяет чёткие границы нравственности, душевной чистоты, порядочности. Характеристика Стародума с цитатами позволит лучше подготовиться к уроку по литературе, написать сочинение на заданную тему.

Собранный материал, включающий в себя цитаты из текста, позволяет самостоятельно дать характеристику герою по плану, поможет составить развернутую письменную работу или написать сочинение на заданную тему.

Стародум как резонер комедии «Недоросль»

Образ Стародума в комедии выступает резонером мнения самого автора. Одним из подтверждений этого является решение Фонвизина через несколько лет после написания пьесы выпускать журнал «Стародум» (еще до выхода первого номера был запрещен Екатериной ІІ). Противопоставляя в пьесе два противоположных ценностно-идейных направления – помещиков и нового дворянства, автор приводит третье, находящееся между ними и зависящее не только от образования, полученного в детстве, как это прослеживается в остальных персонажах, а от личного опыта героя. Стародум не получил в детстве хорошего образования, но «воспитание дано мне было отцом моим по тому веку наилучшее. В то время к научению мало было способов, да и не умели еще чужим умом набивать пустую голов». Фонвизин подчеркивает, что человек с правильным воспитанием способен сам получить необходимые знания и вырасти достойной личностью. Кроме того, словами Стародума автор остро критикует современную ему власть – Екатерину II и двор, обнажая все их недостатки, подчеркивая хитрость и лживость дворянства, их нечестную борьба за чины, когда люди готовы «ходить по головам». По мнению героя, и, следовательно, Фонвизина, монарх должен быть примером благородства, чести, справедливости, лучших человеческих качеств для своих подданных, а само общество нуждается в изменении ориентиров, воспитании гуманизма, доброты, уважения и любви к ближнему и своей Родине. Высказанные в произведении взгляды на то, какой должно быть общество в целом и каждая личность в частности, остаются актуальными и в наши дни, привлекая все новых и новых ценителей классической литературы. Подробная характеристика Стародума в «Недоросле» позволяет понять идейный замысел автора, прояснить его взгляды на российское общество той эпохи. Она пригодится ученикам разных классов при подготовке сочинения на тему «Характеристика образа Стародума в комедии «Недоросль»». Характеристика Стародума в комедии «Недоросль» Фонвизина – описание образа для сочинения по теме | источник

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]