Приезд Штольца в дом Обломова. (Анализ эпизода из второй части романа И.А. Гончарова “Обломов”)


Приезд Штольца в дом Обломова. (Анализ эпизода из второй части романа И.А. Гончарова “Обломов”)

Предмет:Литература
Тип работы:Реферат
Язык:Русский
Дата добавления:22.02.2019
  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

По этой ссылке вы сможете найти рефераты по литературе на любые темы и посмотреть как они написаны:

Много готовых тем для рефератов по литературе

Посмотрите похожие темы возможно они вам могут быть полезны:

Софья и Лиза в комедии А.С. Грибоедова “Горе от ума”: два характера и две судьбы
”Есть — люди, а есть — иные — и человеки…” (По пьесе М. Горького “На дне”)
Стихотворение Н.А. Некрасова “В дороге”
Особенности композиции одного из произведений русской литературы 19-го века

Введение:

Роман Обломова (1858) по праву считается лучшим произведением И. А. Гончарова. Он был создан в течение десяти лет и включал философские наблюдения и мысли писателя. В Обломове Гончаров анализирует свою современную жизнь, размышляет о характеристиках русского характера, свойствах русской души, смысла жизни.

В центре романа образ Ильи Ильича Обломова, русского дворянина «32 года, 33 года … с отсутствием какой-либо конкретной идеи, какой-либо концентрации в чертах лица … мягкость была доминирующим выражением «…всей души.

Приезд Штольца в дом Обломова

В третьей главе второй части романа Обломова посещает друг детства Андрей Штольц. Прямо у дверного проема Илья Ильич начинает жаловаться на здоровье: он победил ячмень, измученный изжогой. Более того, врач советует Обломову путешествовать. Для героя это похоже на смерть: «Кто едет в Америку и Египет? Есть ли кто-то, кто отчаянно нуждается в ком-то, кто ни о чем не заботится?» Штольц не понимает страха Обломова. Для него, энергичного и активного человека, аргументы друга забавны и непонятны.

По мере продвижения разговора Штольц удивляется. Обломов рассказывает ему о двух своих «несчастьях»: письме старосты из Обломовки и просьбе хозяйки выйти из квартиры.

Опытный Штольц, прочитав письмо старосты, сразу же вникает в суть дела и предлагает другу действовать: дать свободных крестьян, открыть в деревне школу, чтобы улучшить доходы. Но все эти предложения пугают Илью Ильича. Как дать крестьянам свободу действий? Действительно, из века в век было установлено, что они служат помещикам. Научившись читать и писать, мужик, «возможно, он не будет пахать …» Нет, все это не для Обломова. Он хочет жить по-старому, как жили его предки, «спокойно, отчужденно» от жизни. Герой очень расстроен известием о строительстве автомагистрали под Обломовкой: теперь перемены неизбежны. А у них Обломов — худший.

Поэтому герой так напуган и переезжает в новую квартиру. Для Штольца это мгновенный вопрос: «Вот избалованный человек: трудно выйти из квартиры!» Обломов «потер спину и бока, ворочаясь от этих неприятностей». И, самое главное, не будет никакого результата от всего этого. Здесь герой пишет план трансформации Обломовки на год, но он все еще не готов. Кажется, этот план — всего лишь повод, которым Обломов оправдывает свое бездействие. Илья Ильич не способен на какие-либо перемены в жизни, для этого ему нужно слишком много усилий.

Обломов не привык считать деньги. Он никогда не знает, сколько денег у него в кармане. Такое безразличное отношение к деньгам было передано слуге Обломова Захару. Зная, что джентльмен отпускает вещи под действием силы тяжести, он не упускает возможности поменять карманные мелочи. Хотя, с другой стороны, Захар очень рад за благородное благо. Из-за него он сражается с Михаилом Андреевичем Тарантьевым, который бесстыдно пытается испортить одежду Обломова и не возвращается.

По ходу разговора Штольц все больше удивляется и возмущается тем образом жизни, который ведет его друг. Оказывается, Обломов почти никогда не покидает дом. К нему приходят только пустые люди — Тарантьев, Алексеев, Пенкин, Судбинский, Волков — с которыми не стоит разговаривать.

Обломов давно не читает ни одной книги. Страницу «Путешествия в Африку», на которой остановился герой, даже удалось лепить. Илья Ильич считает чтение газет ненужной тратой времени и здоровья: «если у вас есть что-то новое, целый день со всех сторон вы только слышите об этом».

Штольц не может поверить, что Обломов пришел к такой жизни: «Помилуй, Илья! Сказал Штольц, ошеломленный взгляд на Обломова. — Что делаешь? Как кусок теста, свернувшись калачиком и ложись.

Илья Ильич это понимает, и в глубине души ему грустно. Но герой не хочет ничего менять: «Я пытался раньше, не получилось, а сейчас … почему? Ничего не вызывает, душа не ломается, разум спит спокойно! «Он заключил с едва заметной горечью». В результате Обломов признался Штольцу, что ему «лень жить».

Андрей Иванович не может оставить друга в таком состоянии. Он обещает предоставить Обломову «подробный план того, что … он собирается сделать с собой и с тобой». Штольц хочет начать изменения сейчас. Он приказывает Захару, который слишком долго ленится, одеть мастера: «Мы пообедаем где-нибудь на ходу, а потом домой, в два, три и…»

Теперь настала очередь Ильи Ильича ужаснуться. Так быстро оторваться, пойти к незнакомым людям, поговорить с ними о чем-то — все это очень неудобно, неудобно. Лучше поехать к Ивану Герасимовичу. Он, «конечно, не мудр, с ним нечего менять, и он думает, но он простой, добрый, гостеприимный, без каких-либо жалоб и не повредит вашим глазам!»

Из этих слов становится ясно, что Обломов считает главное для себя. Не интеллектуальная, а духовная жизнь важна для него в первую очередь. Теплота, забота, уют, душевное равновесие привлекают Илью Ильича, напоминают о счастливом детстве в Обломовке.

Сидя дома, герой создает своеобразную родную деревню. Он очень болезненно воспринимает любое нарушение своей обычной жизни, вмешательство извне, из большого холодного мира, где нет места для добра и тепла. Изменения, которые Штольц и Обломов хотят сделать, будут, на мой взгляд, недолговечными. Герой не разделяет представления своего друга о жизни как о вечном движении, рациональном бизнесе. Илья Ильич всегда будет стремиться к своей Обломовке, только там обретет мир и счастье.

Сначала будет длинное и подробное описание ленивой жизни и ленивого окружения. Затем, как свежий ветер, врывается Штольц и пытается что-то изменить в этом сонном существовании своего друга. Довольно сложно проанализировать вторую часть романа, не сказав несколько слов о первой части и ее общей концепции. Интересно, что первая часть заканчивается мечтой Обломова, которая как бы суммирует все это «ленивое» описание; и один из героев этой мечты — друг детства Штольца. Герой проснется и в реальности найдет себе друга, но это уже будет вторая часть, в которой привычный для или период времени будет нарушен.

Первая часть романа посвящена одному обычному дню героя, который проводит его, не вставая с дивана. Неторопливое авторское повествование подробно и детально рисует атмосферу его квартиры, которая несет печать заброшенности и запустения. В вещах, окружающих героя, угадывается его характер. Автор обращает особое внимание на описание халата Обломова, восточного, «без малейшего намека на Европу», просторного, широкого, который покорно повторяет движения его тела.

Образ одежды перерастает в символ, который как бы обозначает вехи его духовного развития. Любовь к Ольге Ильинской пробуждает душу героя к активной, активной жизни. Эти изменения связаны в мыслях Обломова с необходимостью «сбросить широкое платье не только с плеч, но и с души и разума». И действительно, на какое-то время он исчезает из виду, так что тогда новая хозяйка Обломовка, Агафья Матвеевна Пшеницына, находит его в чулане и возвращает его к жизни.

Поэтому слабые попытки Обломова изменить свое существование проваливаются. Герой продолжает лежать на диване, прячась от вторжения во внешнюю жизнь, но она все еще лопается в его затемненную забитую комнату в виде неприятного письма от старшего или просьбы владельца покинуть квартиру. Он не может заставить себя прочитать письмо, он задерживает поиск новой квартиры, но думает об этом постоянно отравляет свое существование. «Он касается жизни, везде, где он ее получает», — жалуется Илья Ильич, пытаясь попросить своих гостей о помощи и совете.

Эти люди из внешнего мира совершенно не похожи друг на друга, у них нет ни малейшего Испытание на сходство с Обломовым. Все они активны, мобильны и энергичны. Волков, пустой денди Волков, карьеристка Судбинский, разоблачающий писатель Пенкин, дерзкий земляк Обломова Тарантьев и безликий Алексеев появляются здесь.

Почему писатель вводит этих эпизодических героев в роман, который, в свою очередь, появляется на диване знаменитого Обломова? Вероятно, каждый из посетителей Ильи Ильича, рассказывая о своей деятельности и проблемах, является определенной версией активной, активной жизни, которую реальность предлагает герою вместо того, чтобы лежать на диване. После отъезда каждого из гостей владелец подводит итог своеобразного результата разговора с ним и дает ему свою оценку.

И эта оценка всегда отрицательна. Обломова вовсе не привлекают светские успехи, или его карьера, или поверхностное литературное обвинение. Почему он так упорно отвергает эти возможные пути? Возможно, потому что он не видит в них ничего, кроме пустой, ненужной суеты. Он хочет чего-то более возвышенного и красивого, ради которого стоит подняться с дивана. Действительно, если подумать, позиция Обломова кажется более привлекательной и честной.

Но это вовсе не значит, что Илья Ильич полностью удовлетворен своей нынешней ситуацией. Он осознает нищету и пустоту своей посредственной жизни, свой духовный упадок. Герой строго судит себя за лень и пассивность, стыдится своего благородства, сравнивая свою душу с сокровищами, заваленными всевозможным мусором. Перед ним возникает болезненный вопрос: «Почему я такой?» Писатель дает ответ в главе «Сон Обломова», которая называется «увертюра всего романа». Герой мечтает о детстве в патриаршей Обломовке, мы видим социальные условия, которые сформировали его характер. Резвому и любознательному Илюше даже не дают одеться. Работа здесь — привилегия слуг двора, которые зорко следят за маленьким хозяином, предупреждая все его желания.

Феодальная система России не только обрекает русский народ на нищенскую и беспомощную позицию, но и калечит душу растущего дворянина, убивая в нем прекрасные наклонности характера. В Обломове они часто видят только разрушительное влияние крепостного права и рабства. Но в нем много привлекательных качеств, порожденных той же патриархальной средой. Это его доброта, критическое отношение к себе, глубокий аналитический ум, честность, широта души, стремление к чему-то более высокому. Ильюша Обломов воспитывался в русских народных сказках и эпопеях в окружении любви и привязанности. Растет на лоне мягкой среднерусской природы, которая обещает человеку покой и тишину. Поэтому тщеславие и благоразумие ему органически чужды.

Он ищет в жизни разум, волю, чувство. И такое прекрасное, всеобъемлющее чувство, как любовь к Ольге Ильинской, освещает жизнь Обломова, пробуждает его душу, вселяет надежду на счастье. Но если он любит искренне и нежно, то в чувствах Ольги явно преобладают расчет и тщеславие. Она поставила перед собой трудную и благородную цель — пробудить спящую душу к жизни.

Может быть, Илья Ильич это чувствует. Для него любовь становится испытанием, которое он терпеть не может.

Но главным героем Обломова является его друг Андрей Штольц в романе. Эта природа полностью противоположна ленивцу и ленивцу Илье. Автор подробно знакомит нас с происхождением, воспитанием, образованием и текущей деятельностью этого героя. Казалось бы, он воплощает в себе лучшие человеческие качества: трудолюбие, ум, энергия, честность, благородство, но критики разных времен недаром отмечали схематичность его образа, неубедительность его идей и действий.

Заключение

Несмотря на все свои достоинства, Андрей Штольц воспринимается как успешный энергичный бизнесмен, представитель нового буржуазного образа жизни, который заменяет патриархального ублюдка.

Конечно, этот исторический путь развития страны неизбежен. Именно штольцы ведут отсталую страну к цивилизации, а обломовы лежат на диване. Но в разговоре с другом Илья Ильич дает удивительно точную и точную оценку мира промышленников, где Штольц настойчиво пытается представить его.

Он называет торговцев мертвыми людьми, спящими людьми, которые только имитируют активность, интерес, насильственную деятельность, сквозь который видна безнадежная скука.

Так что же такое обломовизм? Эта концепция намного шире, чем кажется на первый взгляд. Он охватывает весь патриархальный образ жизни в России с его ленью, праздностью, сонливостью в сочетании с добротой, любовью и поэзией.

Кроме того, процветающая рабочая и культурная жизнь Столцева является модернизированной буржуазной версией обломовства. То есть эту концепцию можно использовать для обозначения государства в целом, которое останавливается в своем развитии, ориентируясь на личные интересы, а значит, оно уступает.

Приезд Штольца в дом Обломова. (Анализ эпизода из второй части романа И. А. Гончарова «Обломов»)

Сначала будет долгое и подробное описание ленивой жизни и ленивой обстановки. Потом, как свежий ветер, ворвется Штольц и попытается нечто изменить в этом сонном существовании своего друга. Анализировать вторую часть романа достаточно трудно, не сказав несколько слов о части первой и об общей его концепции. Интересно, что первая часть заканчивается сном Обломова, который как бы итожит все это «ленивое» описание; и один из героев этого сна — детский друг Штольц. Герой проснется и обнаружит друга наяву, но это уже будет вторая часть, в которой
нарушится привычный для Ильи ход времени. Первая часть романа посвящена одному обычному дню героя, который проводит его, не вставая с дивана. Неторопливое авторское повествование детально и подробно рисует обстановку его квартиры, на которой лежит печать заброшенности и запустения. В вещах, окружающих героя, угадывается его характер. Особое внимание автора уделено описанию халата Обломова, восточного, «без малейшего намека на Европу», просторного, широкого, который покорно повторяет движения его тела. Образ халата вырастает до символа, который как бы обозначает вехи его духовной эволюции. Любовь к Ольге Ильинской пробуждает душу героя к активной, деятельной жизни. Эти перемены связываются в мыслях Обломова с необходимостью «сбросить широкий халат не только с плеч, но и с души и с ума». И действительно, на какое-то время он исчезает из поля зрения, чтобы затем новая хозяйка Обломовки, Агафья Матвеевна Пшеницына обнаружила его в чулане и вернула к жизни. Итак, слабые попытки Обломова изменить свое существование терпят крах. Герой продолжает лежать на диване, укрываясь от вторжения внешней жизни, но она все равно врывается в его полутемную закупоренную комнату в виде неприятного письма старосты или требования хозяина съехать с квартиры. Он не может заставить себя вчитаться в письмо, оттягивает поиски новой квартиры, но мысли об этом постоянно отравляют ему существование. «Трогает жизнь, везде достает», -сетует Илья Ильич, пытаясь обратиться за помощью и советом к своим гостям. Эти люди из внешнего мира совершенно не похожи друг на друга, нет в них ни малейшего сходства с Обломовым. Все они активны, подвижны и энергичны. Здесь появляются и пустой щеголь Волков, и карьерист Судьбинский, и писатель-обличитель Пенкин, и нагловатый земляк Обломо-ва Тарантъев, и безликий Алексеев. Зачем же писатель вводит в роман этих эпизодических героев, которые по очереди появляются у знаменитого обломовского дивана? Наверное, каждый из посетителей Ильи Ильича, рассказывая о своих занятиях и проблемах, являет собой тот или иной вариант активной, деятельной жизни, которые действительность предлагает герою вместо лежания на диване. После ухода каждого из гостей хозяин подводит своеобразный итог беседе с ним и выносит ему свою оценку. И оценка эта всегда отрицательная. Обломова совершенно не привлекают ни светские успехи, ни карьера, ни поверхностное литературное обличительство. Почему же он так упорно отвергает эти возможные пути? Может быть, потому, что не видит в них ничего, кроме пустой, ненужной суеты. Он хочет чего-то более возвышенного и прекрасного, ради которого стоит подняться с дивана. И действительно, когда думаешь об этом, то более привлекательной и честной кажется позиция Обломова. Но это вовсе не значит, что Илья Ильич вполне удовлетворен своим настоящим положением. Он осознает убожество и пустоту своей бездарно прожитой жизни, свое духовное падение. Герой строго судит себя за лень и пассивность, стыдится своего барства, сравнивая свою душу с кладом, заваленным всяким сором. Перед ним возникает мучительный вопрос: «Отчего я такой?» Ответ на него писатель дает в главе «Сон Обломова», которую называют «увертюрой всего романа». Герою снится детство в патриархальной Обломовке, мы видим социальные условия, которые сформировали его характер. Резвому и любознательному Илюше не позволяют даже самому одеться. Труд здесь — привилегия дворовых слуг, которые неусыпно следят за маленьким баричем, предупреждая все его желания. Крепостнический уклад России не только обрекает на нищенское и бесправное положение русский народ, но и калечит душу подрастающего дворянина, убивая в нем прекрасные задатки характера. В Обломове часто видят только губительное влияние крепостного рабства и барства. Но в нем есть очень много привлекательных качеств, порожденных той же патриархальной средой. Это его доброта, критическое отношение к себе, глубокий аналитический ум, честность, широта души, стремление к чему-то высшему. Илюша Обломов воспитан на русских народных сказках и былинах, окруженный любовью и лаской. Он растет на лоне мягкой среднерусской природы, которая сулит человеку покой и тишину. Поэтому ему органически чужды суета и расчетливость. Он ищет в жизни ума, воли, чувства. И такое прекрасное, всеобъемлющее чувство, как любовь к Ольге Ильинской, озаряет жизнь Обломова, пробуждая его душу, вселяя надежду на счастье. Но если он любит искренне и нежно, то в чувствах Ольги явно преобладают расчет и тщеславие. Она поставила перед собой трудную и благородную цель — пробудить к жизни спящую душу. Может быть, это чувствует Илья Ильич. Для него любовь становится испытанием, которого он не выдерживает Но главным героем-антиподом Обломова является в романе его друг Андрей Штольц. Эта натура полностью противоположна лентяю и бездельнику Илье. Автор подробно знакомит нас с происхождением, воспитанием, образованием и нынешней деятельностью этого героя. Казалось бы, он воплощает в себе лучшие человеческие качества: трудолюбие, ум, энергию, честность, благородство, но критики разного времени не без основания отмечали схематичность его образа, неубедительность его идей и деятельности. Несмотря на все свои достоинства, Андрей Штольц воспринимается как удачливый энергичный делец, представитель нового буржуазного уклада, который приходит на смену патриархальным обломовым. Конечно, этот исторический путь развития страны неизбежен. Именно штольцы ведут отсталую страну к цивилизации, в то время как обломовы лежат на диване. Но в разговоре с другом Илья Ильич дает удивительно точную и меткую оценку миру промышленников, куда его настойчиво пытается ввести Штольц Он называет коммерсантов мертвецами, спящими людьми, которые только имитируют активность, интерес, бурную деятельность, сквозь которую проглядывает безысходная скука. Итак, что же такое обломовщина? Это понятие гораздо шире, чем кажется на первый взгляд В него входит весь патриархальный уклад русской жизни с его ленью, праздностью, сонливостью в сочетании с добротой, любовью, поэтичностью. Кроме того, благополучная трудовая и культурная жизнь Штольцев представляет собой модернизированный буржуазный вариант обломовщины. То есть этим понятием можно обозначить такое состояние вообще, которое останавливается в своем развитии, замыкаясь на личных интересах, а значит, является неполноценным.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]