Анализ пьесы А. Вампилова  «Старший сын»

  • Сочинения
  • По литературе
  • Другие
  • Анализ произведения Вампилова Старший сын

История создания: эта пьеса имеет несколько редакций. Первая публикация была, в 1964 году под названием «Мир в доме Сарафанова», второй раз опубликовали в газете «Женихи», потом в 1968 году было опубликовано под заглавием «Предместье». И в этом же году писатель окончательно остановился на названии «Старший сын» и опубликовал отдельным изданием.

Жанр: комедия

Сюжет

Весенним вечером два парня – Сильва и Бусыгин- под звуки гитары провожают домой двух девушек, с которыми недавно познакомились. Парни шли с надеждой что девушки их оставят ночевать у себя, но девушки отказались принять у себя дома.

В это время встретился Андрей Григорьевич Сарафанов с соседом держа в руке кларнет, Сарафанов упрашивает что б он никому не говорил, что он подрабатывает на похоронах.

Из разговора Васи и Макарской ясно, что парень младше ее на десять лет и он влюблен в нее. Но девушка взаимностью ему не отвечает. Она прогонят Васю, не желая с ним никакого общения.

Семен Севостьянов и Владимир Бусыгин которые опоздали на электричку думают где им переночевать. Познакомившись с Макарской они нагло требуют, что б она пустила их к себе. Девушка с гневом закрывает окно. Раздумывая все варианты в темноте видят силуэт Сарафанова, он просит Наталью что б она дала ему высказать свои мысли. Молодые парни увидели, что в доме откуда вышел взрослый человек, остался парень, который тоже собирается уходить.

Впустив в дом двух парней Вася узнал, почему они пришли и не мог подумать, что это ложь. Парни сказали Васи что они сводные братья, это стало причиной для застолья.

Когда Сарафанов вернулся домой он с непониманием принимает новость. Но он думал, что такое может быть. К компании присоединилась дочь хозяина – Нина. Она хочет, что б ей предоставили доказательства о том, что ее папа и Бусыгин являются родственниками. Все сомнения уходят, когда Бусыгин рассказывает о матери, и как мать познакомилась с отцом. Этот весь разговор они подслушали из кухни.

До утра Сарафанов разговаривает с самозванцем. Когда наступило утро гости хотели незаметно выйти из дома, но Сарафанов заметил их, и решил продолжить традицию семьи, дав Бусыгину серебряную табуретку. Владимир впечатлен поступком мужчины и говорит о том, что хочет остаться еще на один день. Предлагая Нине свою помощь в уборке комнаты. По разговору понятно, что ее парень ревнует, а она нахваливает своего жениха. После ссоры они мирятся, и чуть ли не произошел поцелуй, они оба в растерянности.

Макарская уговорила Васю пойти в кино, и пока тот бегал за билетами девушка приняла у себя в гостях Сильву. Соглашаясь встретится с ним вечером. Когда Вася узнал все он покинул дом виня ее отца, что влез в ихние отношения.

Вечером в доме Сафарова появился летчик Кудисов за которого Нина собиралась замуж. Они сели за стол, и гость, глядя на Сарафанова не может понять где раннее видел отца Нины. Бусыгин и Нина рассказывает правду, Сарафанов с сожалением говорит, что играет на похоронах. Вова успокаивает. Вскоре Нина слушает как Бусыгин признается ей в любви.

Сарафанов, не зная правды хочет поехать с старшим сыном к маме. Но вбежавший в дом Вася рассказывает о поджоге Макарской и любовника. За ним сразу забежали и пострадавшие Макарская прогнала Сильву, а на Васю смотрит с другой стороны.

Перед тем как уйти Сильва рассказал правду что нет никаких родственных связей Бусыгина с этой семьей. Но Сарафанов продолжает считать Владимира своим сыном. И просит, что б он переехал в их дом. Бусыгин говорит, что электричка уехала.

Тема: важная мысль которая заложена в пьесу является то что духовная близость главнее чем кровное родство. Сходство душ намного важнее чем официальные родственники.

Главные герои: Нина, Сарафанов, Бусыгин, Васенька, Кудимов, Сильва, Макарская.

Композиция: все действия происходят в доме Сарафановых. Все эти действия имеют продолжительность три дня. За эти дни произошло многое, но все они были связаны с домом Сарафанова. Его дом вроде как держит Бусыгина с другом, останавливает и не отпускает. В конце произведения читателю действительно кажется, что Бусыгин его сын, потому что совпадений очень много.

Анализ 2

Вампилов написал огромное количество разных произведений, но самым популярным и интересным является «Старший сын».

Все происходит в одном городе, где живут два молодых человека. Одного парня зовут Владимир, а второго парня зовут Семен. Им хочется поскорее отыскать свою вторую половинку, вот только пока этого не произошло, они могут спокойно и легко наслаждаться свободой. И вот сегодня им выпала карта провожать красивых девушек до дому, а там может быть, еще что-нибудь им выпадет. И они очень сильно надеются на это. Вот только девушки не совсем такие доступные, как могло показаться парням, и больше как проводить их до дому им ничего не нужно было. Оказывается, девушки жили за городом и добиться туда очень далеко. Когда они добрались к дому девушек, то они распрощались с ними и ушли домой, а парни остались на улице в холоде и домой им теперь не добраться, а все, потому что последний автобус уже уехал.

Ребята здесь никого не знают, а вокруг них имеются два многоэтажных дома и несколько маленьких домиков. И тогда у них остается только один выход, это искать приют у одного из этих жителей. Вот только не каждый человек примет к себе в дом чужих парней. Им очень хотелось бы попроситься к кому-нибудь, переночевать, вот только никто не соглашался.

И ребята уже отчаялись найти ночлег, но вдруг увидели, как пожилой мужчина идет не к себе домой, а к квартире, где жила их учительница и пытается до нее дозвониться. Больше всего на свете ему нравится играть в разные мелодии. Но чаще всего их приходится играть на похоронах. Ребята думают, что этот мужчина старается разными способами пробраться в ее дом для того чтобы потом завоевать ее сердце, ведь оно пока еще свободно. И для того чтобы все это выяснить они решают любыми путями пробраться к ней квартиру.

С самого начала ребята кажутся читателям глупыми и даже легкомысленными. Им совсем неважно, что происходит в мире. Но с развитием сюжета герои развиваются по-другому, и разум их начинает мыслить другим способом.

Тем временем квартира этого самого пожилого мужчины остается открытой и ребята не упускают возможности туда проскочить. Хотя там и были люди, но каждый из них занимается своими делами и до новых и незваных гостей им просто все равно. Оказывается, у этого мужчины есть любимая и единственная дочь по имени Нина, которая уже нашла свою любовь и завтра уедет жить вместе со своим любимым в Сахалин.

На первый взгляд можно подумать, что произведение написано в виде комедии, но когда начинаешь вчитываться в сюжет, то оказывается, все по-другому.

«Старший сын». Анализ пьесы Вампилова

5

(4)

История создания пьесы «Старший сын»

  1. 1964 г. — начало работы над пьесой под названием «Мир в доме Сарафанова».
  2. 1965 г. публикация пьесы отрывками под названием «Женихи».
  3. 1968 г. — публикация в альманахе «Анга- ра» под названием «Предместье».
  4. 1970 г. — доработка пьесы, выход её отдельным изданием.

Композиция и сюжет пьесы «Старший сын»


Завязка

Завязка пьесы имеет почти водевильный характер: Володя Бусыгин и его приятель Сильва опаздывают на электричку и стремятся переночевать в первом попавшемся доме.

Развитие действия

Парни притворяются знакомыми Сарафанова, чтобы погреться в квартире, а Сильва неожиданно сообщает, что Бусыгин — сын Сарафанова. Сарафанов верит в это и дарит «сыну» семейную реликвию — серебряную табакерку. Молодому человеку приходится участвовать в решении проблем своей новой «семьи».

Кульминация

Нина собирается выйти замуж за курсанта-лётчика и уехать с ним на Сахалин, но влюбляется в Бусыгина. Тот тоже чувствует симпатию к новоиспечённой сестре, и оба жалеют, что оказались «родственниками». Бусыгин разоблачает себя, но признаётся Сарафанову: «Откровенно говоря, я и сам уже не верю, что я вам не сын».

Развязка

«Что бы там ни было, а я считаю тебя своим сыном», — отвечает Сарафанов Бусыгину. Тот остаётся в доме Сарафанова.

Основные образы пьесы «Старший сын»

Владимир Бусыгин:

  1. молодой человек, студент медицинского института;
  2. безответственно солгал;
  3. рос без отца, впервые ощутил любовь к себе;
  4. ощущает ответственность за Васеньку, который влюблён в легкомысленную женщину;
  5. хочет уберечь Нину от брака без любви;
  6. пытается сплотить чужую семью;
  7. не только входит в роль старшего сына, но и чувствует себя им;
  8. в одночасье повзрослел и теперь не может не заботиться о людях, которые приняли его как родного.

Андрей Сарафанов:

  1. пожилой человек, в одиночку воспитывающий дочку и сына;
  2. не нашёл себя в жизни, не стал большим музыкантом, кормил семью тем, что играл на похоронах и в кинотеатрах, скрывает это от детей;
  3. любит всех людей, открыто и доверчиво смотрит на мир;
  4. с радостью и надеждой принимает весть о сыне, находит в нём родственную душу.

Идейно-тематическое содержание пьесы «Старший сын»

⦁ Тема: дом как символ мироздания. ⦁ Идея: поиск родных по духу людей. У каждого человека есть потребность быть нужным и любимым. Одиночество способно довести человека до отчаяния, привести его к совершению необдуманных поступков. Родство людей по духу важнее родственных уз, а отзывчивость сердца — главное достоинство человека. Людям следует бережнее относиться друг к другу, а главное — не пытаться играть чужими чувствами.

Жанровое своеобразие пьесы «Старший сын»

Автор определил жанр пьесы как комедия (в двух частях), но по сути она является трагикомедией: нелепые ситуации, забавные реплики героев, счастливый конец, а в основной части — семейная драма.

Художественные особенности пьесы «Старший сын»

⦁ Нет иерархии героев, все они одинаково важны для раскрытия замысла автора, сюжетные линии самодостаточны и переплетаются между собой, человеком владеет жизненная стихия. ⦁ Приёмы развития сюжета: подслушивание, выдача одного действующего лица за другое, самозванство, искренняя вера в розыгрыш.

5 / 5. 4

.

Пьеса «Старший сын» заявлена A.B. Вампиловым по жанру как комедия. Однако комедийной в нем выглядит только первая картина, в которой два молодых человека, опоздавших на электричку, решают найти способ переноче­вать у кого-нибудь из жителей и приходят в квартиру Сарафановых.

Неожиданно дело приобретает серьезный оборот. Глава семейства простодушно признает в Бусыгине старшего сына, так как двадцать лет назад у него действительно был роман с одной женщиной. Сын Сарафанова Васенька даже видит внешнее сходство героя с отцом. Так, Бусыгин с приятелем входят в круг семейных проблем Сарафановых. Выясняется, что жена давно ушла от музыканта. А дети, едва повзрослев, мечтают выпорхнуть из гнезда: дочь Нина выходит замуж и уезжает на Сахалин, а Васенька, не успев окончить школу, говорит, что едет в тайгу на стройку. У одной — счастливая любовь, у другого — несчастная. Дело не в этом. Главная мысль состоит в том, что в планы выросших детей не вписы­вается забота о пожилом отце, человеке чувствительном и доверчивом.

Бусыгина Сарафанов-старший признает сыном, практи­чески не требуя весомых доказательств и документов. Он дарит ему серебряную табакерку — семейную реликвию, которая переходила от поколения к поколению в руки старшего сына.

Постепенно лжецы свыкаются со своими ролями сына и его друга и начинают вести себя по-домашнему: Бусыгин уже на правах брата вмешивается в обсуждение личной жизни Ва­сеньки, а Сильва начинает ухаживать за Ниной.

Причина излишней доверчивости Сарафановых-младших заключается не только в их природной душевной открытости: они убеждены в том, что взрослому человеку не нужны роди­тели. Эту мысль в пьесе озвучивает Васенька, который потом все-таки оговаривается и, чтобы не обидеть отца, поправляет фразу: «Чужие родители».

Видя, с какой легкостью выращенные им дети спешат по­кинуть родной дом, Сарафанов не очень удивляется, застав утром собирающихся уйти тайком Бусыгина и Сильву. Он продолжает верить в историю про старшего сына.

Глядя на ситуацию со стороны, Бусыгин начинает жалеть Сарафанова и пытается уговорить Нину не бросать отца. В разговоре выясняется, что жених девушки — надежный па­рень, который никогда не врет. Бусыгину становится инте­ресно посмотреть на него. Вскоре он узнает о том, что Сара- фанов-старший уже полгода не работает в филармонии, а играет в клубе железнодорожников на танцах. «Он неплохой музыкант, но никогда не умел за себя постоять. К тому же он попивает, ну и вот, осенью в оркестре было сокращение…» — рассказывает Нина. Щадя самолюбие отца, дети скрывают от него, что знают об увольнении. Оказывается, Сарафанов и сам сочиняет музыку (кантату или ораторию «Все люди — братья»), но делает это очень медленно (застрял на первой странице). Однако Бусыгин относится к тому с пониманием и говорит, что, может быть, так и нужно сочинять серьезную музыку. Назвавшись старшим сыном, Бусыгин взваливает на себя груз чужих забот и проблем. Его приятель Сильва, ко­торый и заварил кашу, представив Бусыгина сыном Сарафа­нова, лишь развлекается участием во всей этой запутанной истории.

Вечером, когда в дом приходит жених Нины Кудимов, Са­рафанов поднимает тост за своих детей и произносит мудрую фразу, раскрывающую его жизненную философию: «…Жизнь справедлива и милосердна. Героев она заставляет усомниться, а іех, кто сделал мало, и даже тех, кто ничего не сделал, но прожил с чистым сердцем, она всегда утешит».

Правдолюбивый Кудимов выясняет, что видел Сарафанова в похоронном оркестре. Нина и Бусыгин, стараясь сгладить ситуацию, утверждают, что он обознался. Тот не унимается, продолжая спорить. В конце концов Сарафанов сознается, что давно не играет в театре. «Серьезного музыканта из меня не получилось», — с грустью произносит он. Таким образом, в пьесе поднимается важная нравственная проблема. Что лучше: горькая правда или спасительная ложь?

Автор показывает Сарафанова в глубоком жизненном ту­пике: жена ушла, карьера не состоялась, детям он тоже не 248 нужен. Автор оратории «Все люди — братья» в реальной жизни чувствует себя совершенно одиноким человеком. «Да, я воспитал жестоких эгоистов. Черствых, расчетливых, не­благодарных», — восклицает он, сравнивая себя со старым диваном, который давно мечтают выбросить. Сарафанов уже собирается ехать в Чернигов к матери Бусыгина. Но внезапно обман раскрывается: поссорившись с другом, Сильва выдает его мнимым родственникам. Однако добродушный Сарафа­нов на этот раз отказывается ему верить. «Что бы там ни бы­ло, а я считаю тебя своим сыном», — говорит он Бусыгину. Даже узнав правду, Сарафанов приглашает его остаться жить в своем доме. Передумывает уезжать на Сахалин и Нина, по­нимая, что солгавший Бусыгин в душе является хорошим, добрым человеком, а Кудимов, который готов умереть за правду, жестокий и упрямый. Сначала Нине даже нравилась его честность и пунктуальность, умение держать слово. Но на деле эти качества не оправдывают себя. Прямолинейность Кудимова становится в жизни не такой уж нужной, так как заставляет отца девушки тяжело переживать свои творческие неудачи, обнажает его душевную рану. Желание летчика до­казать свою правоту оборачивается никому не нужной про­блемой. Ведь о том, что Сарафанов не работает в филармо­нии, дети уже давно знали.

Вкладывая особый смысл в понятие «брат», A.B. Вампилов подчеркивает, что людям следует бережнее относиться друг к другу, а главное — не пытаться играть чужими чувст­вами.

Счастливый финал пьесы примиряет ее центральных геро­ев. Символично, что и главный обманщик и авантюрист Силь­ва, и правдолюбивый до мозга костей Кудимов покидают дом Сарафанова. Это наводит на мысль о том, что в жизни не нуж­ны подобные крайности. A.B. Вампилов показывает, что ложь все равно рано или поздно вытесняется правдой, но иногда надо дать возможность человеку самому осознать это, а не выводить его на чистую воду.

Однако у этой проблемы есть и другая сторона. Питая себя лживыми иллюзиями, человек всегда осложняет себе жизнь. Боясь быть откровенным с детьми, Сарафанов едва не утратил душевную связь с ними. Нина, желая поскорее уст­роить свою жизнь, чуть не уехала на Сахалин с человеком, которого не любит. Васенька потратил столько сил на то, чтобы добиться расположения Наташи, не желая послушать здравые рассуждения своей сестры о том, что Макарская ему не пара.

Сарафанова-старшего многие считают блаженным, но его бесконечная вера в людей заставляет их думать и забо­титься о нем, становится мощной объединяющей силой, помогающей ему удержать своих детей. Недаром в ходе развития сюжета Нина подчеркивает, что она папина дочка. А у Васеньки такая же «тонкая душевная организация», как у отца.

Как и в начале пьесы, Бусыгин в финале ее снова опазды­вает на последнюю электричку. Но прожитый день в доме Сарафановых преподносит герою хороший нравственный урок. Однако включаясь в борьбу за судьбу Сарафанова-старшего, Бусыгин получает награду. Он обретает семью, о которой мечтал. В короткий срок еще недавно совсем чужие ему люди становятся близкими и дорогими. Он порывает с пустым и никчемным Сильвой, который становится ему уже не интере­сен, и находит новых настоящих друзей.

Вампилов “Старший сын” краткое содержание: пересказ пьесы по действиям

Окончательный вариант пьесы А. Вампилова “Старший сын”, краткое содержание которой представлено ниже, был опубликован в 1970 году, автор переписывал пьесу 4 раза. Полная версия написана по действиям, главы построены в виде диалога между героями.

Критики отмечают нестандартный сюжет произведения, которое начинается с фарса и продолжается философской глубиной. По пьесе также был снят великолепный фильм с Николаем Караченцевым и Евгением Леоновым в главных ролях.

В экранизации пьесы были заняты лучшие актёры советского периода

Очень краткий пересказ

Волею случая два молодых человека оказываются в квартире отца семейства, музыканта Сарафанова. Чтобы не ночевать на улице, один из них (Владимир Бусыгин) притворяется его сыном, о котором раньше ничего не было известно. Вместе с Сарафановым проживают его младший сын Василий и дочь Нина.

Оба планируют уехать из отцовского дома надолго или даже навсегда. Вася безнадежно влюблен в соседку Макарскую, девушку намного старше его, и часто сбегает из-за несчастной любви из дома. Нина же планирует выйти замуж за будущего военного и уехать на Сахалин.

Бусыгин проводит в квартире новых знакомых пару дней, за которые меняет отношение детей к отцу. Владимир влюбляется в Нину, которая отвечает ему взаимностью. Отношения внутри семьи налаживаются. Васенька возвращается домой, Нина передумывает выходить замуж.

После того, как правда вскрывается, Сарафанов продолжает относиться к Бусыгину, как к старшему сыну.

Основная идея пьесы

В кратком содержании пьесы прослеживается мысль, которую Александр Вампилов несет читателю: родство душ не всегда означает кровное родство. Внешне циничные Бусыгин и Сильва открывают в себе способность к состраданию, пониманию.

По случайному совпадению оказавшись в чужом доме, Владимир становится ближе и понимает “отца” лучше, чем собственные дети Сарафанова. Автор поднимает темы любви, добра, зла, правды и лжи.

Выясняется, что обман не всегда ведет к неприятностям, а иногда становится спасением.

Читать пересказ пьесы “Старший сын” нужно для того, чтобы осознать идею автора: бережное отношение к близким, ответственность за их жизнь и чувства — это залог настоящего семейного счастья. Игры с чувствами других не приводят к добру, а ложь, рано или поздно, все равно выйдет на поверхность.

Источник: https://ChitaemKratko.ru/kratkoe-soderzhanie/vampilov/starshiy-syn.html

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]