Сочинение Характеристика героев пьесы Гроза


Мое отношение к Катерине

Один из великих русских классиков – А.Н. Островский раскрыл в своей пьесе «Гроза» характер удивительной девушки – Катерины, которая вышла замуж и пришла в семью Кабановых. Попробуем рассмотреть основные черты ее характера.

Сюжет «Грозы» построен вокруг семьи Кабановых и фоном проходят другие люди в вымышленном городе Калинове. Властная и нетерпимая, жестокая и деспотичная Кабаниха управляет всем в доме и ее бояться не только домочадцы, но и все окружающие – соседи, просто горожане, которые попадаются ей на пути. У нее в доме царит домострой и именно в такой – полный какого-то негатива, скуки, строгости, рамок, правил и догм – попадает главная героиня пьесы – Катерина.

Ее жизнь до замужества – прошла в родном доме, где она была всегда окружена лаской, заботой, любовью своей матери и всех родных, внимание на друзьях в произведении не заостряется, но друзья явно были в таком дружном доме и семье – просто не могло быть иначе.

Попав по воле довольно несчастной судьбы в дом Кабанихи, Катерина сразу же столкнулась с тем, что ее душе было там очень тесно и душно. Она чувствовала себя как в клетке, как в тисках. Ее постоянно давили со всех сторон дурацкими правилами и понятиями, которые, в сущности, были надуманными, никому не нужными и только мешали жить и радоваться жизни.

Катерина, как можно заметить из пьесы – творческая, свободная, очень тонко организованная натура с возвышенной душой. Ей просто негде было развернуться в своей новой семье. Все занятия дома Кабанихи состояли в вышивании, занятиях хозяйством или чтении. В сущности, в этом доме вроде как почитали Бога, поскольку на Руси тогда вообще мало кто был атеистом, но если вглядеться – то поступали в этом доме совсем не по законам Бога – притеснения, унижения, постоянное раздувание вражды, плохое отношение к ближнему – все это просто процветало в семействе Кабановых.

Причем маскировалось все это под «правильностью» жизни, под «угодное Богу» существование и преподносилось как единственно верное. Другого существования для молодой девушки в этом доме – быть не могло.

Катериной никто не занимался. Ее только притесняли, давили рамками и правилами, делали замечания, устанавливали какие-то лимиты во времени, в поведении, в действиях. Пытаясь найти себе занятие она то и дело сталкивалась с осуждением – то за глаза, то в глаза, с тем, что ее ругали или «учили жить».

Ей нельзя было петь, танцевать, бегать, гулять когда она хотела, ходить туда, куда она хотела, громко смеяться и радоваться. Нельзя было проявлять эмоции, нельзя было возмущаться, возражать и бороться – за свою свободу и интересы.

Возможно когда-то какие-то чувства к сыну Марфы Игнатьевны Кабановой – Тихону, у Катерины и были, но из-за постоянного подавления своих чувств из-за того, что она даже отношение к мужу не могла выразить по-человечески, боясь осуждения, из-за того, что он никогда за нее не заступался, а всегда вставал на сторону «маменьки», из-за того, что не вникал ни в движении я ее души, ни в ее чувства и переживания, из-за того, что в этом доме ее встречал постоянный негатив – она просто разлюбила Тихона и увлеклась Борисом.

«…Я говорю: отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела….»

«…Не уйти мне от этого греха. Никуда не уйти. Ведь это нехорошо, ведь это страшный грех, Варенька, что я другова люблю?…»

«…Нет у меня воли. Кабы была у меня своя воля, не пошла бы я к тебе. Твоя теперь воля надо мной, разве ты не видишь!…»

С ним ей было свободно, спокойно и легко, он ни за что ее не осуждал, имел примерно такие же как и она понятия о жизни и принципы, которые не вписывались в строгие ненужные догмы. С ним она была бы полностью счастлива – если бы не знала, что у нее семья и она в очень шатком и опасном положении – она была бы возможно счастлива полностью. Но это только в том случае, если бы Борис как-то тоже прикладывал усилия к их отношениям, потому. что сам Борис был довольно слабохарактерен и способен поддерживать отношения только в относительно спокойной обстановке.

«…А мне, видно, так и загубить свою молодость в этой трущобе. Уж ведь совсем убитый хожу, а тут еще дурь в голову лезет! Ну, к чему пристало! мне ли уж нежности заводить? Загнан, забит, а тут еще сдуру-то влюбляться вздумал…»

Катерина много раз пыталась найти себе друга в своей семье, союзника, который бы ее понимал и помог бы справляться с ежедневными тяготами, но и Варвара с которой она делилась своими снами и мечтами и какие-то другие люди этого дома, включая ее мужа – либо не понимали ее и снисходительно кивали, а сами крутили у виска за ее спиной, либо же просто как Кабаниха и те, кто был с ней полностью солидарен в ее приемах ведения дома и семьи – просто откровенно ругали ее или же говорили, что ей надо заняться чем-то полезным и «правильным», а не заниматься всякой ерундой.

Впрочем, Варвара ее жалела больше других и была к ней добра, но все же она не была ей другом в полной мере, она точно также не сделала ничего, кроме разговоров, чтобы облегчить ее участь в этом доме. Она гораздо лучше всей семьи Кабановых, но и она была такая же «подневольная».

«…Да ведь уж коли чему быть, так и дома не спрячешься…»

«…Ты какая-то мудреная, бог с тобой! А по-моему: делай что хочешь, только бы шито да крыто было…»

Трагедия Катерины в том, и именно это пытается показать автор, что возвышенные люди, свободные от догм и правил, не желающие жить «на поводке» и постоянно выполнять какие-то механические действия, жить по чьей-то указке, следовать правилам – всегда несчастны под гнетом этих правил и тех, кто их насаждает. Они хотят любви, дружбы, счастья, хотят самовыражаться и если им не дают этого сделать – они либо мучаются всю жизнь, либо пытаются что-то изменить, иногда неправильно и радикально как Катерина.

Островский показал трагедию этой девушки в контексте того времени. Тогда нельзя было разводиться, нельзя было просто так уйти из дома, бежать с тем, кого любишь, поступать как вздумается. Осуждение общества – было страшной карой. Если бы все это происходило в наше время, она бы не жила такой жизнью и давно была бы счастлива.

Но есть еще один момент и именно в этом я не согласна с автором – к сожалению Катерина – жертва. И постоянно думала, что она страдает за какие-то грехи, что она хуже, чем она есть – этого ни в коем случае нельзя допускать, а она допустила. Будь она посмелее и больше люби она себя и будь она поувереннее в себе – она бы все же сбежала бы с Борисом, отринув все условности, но она пыталась «быть хорошей для всех» и думала, что чем больше страдает, тем больше это угодно Богу.

Неправильная позиция, проявление внутренней слабости. Похожая судьба у героини другого произведения А.Н. Островского — Ларисы Огудаловой. Она не фанатик как Катерина, не фаталист, не такая возвышенная как она. Он более приземлена, более жизненно и прагматично подходит к жизни.

Это не возвышенная дева пронизанная тонкими материями, это вполне земная женщина, которая хочет земной обыкновенной любви. У нее есть что-то от Варвары Кабановой. Она также не боится сбежать с любимым человеком, не теряется в сомнениях по-поводу того, что скажут люди, ей в сущности все равно, что о ней подумают – это может задеть ее гордость, но не чувства. Но к сожалению, любимый человек не ответил ей взаимностью, он также, как и Борис в «Грозе» играл чувствами своей девушки. Лариса – сильнее Кати.

Несмотря на то, что ее окружают те, кто тоже ее осуждает, у нее цель – быть с Сергеем Сергеевичем. Если бы он ответил ей взаимностью, все было бы хорошо, но он отвергает ее и ее воля также ломается, как воля Катерины.

«…Я любви искала и не нашла. На меня смотрели и смотрят, как на забаву. Никогда никто не постарался заглянуть ко мне в душу, ни от кого я не видела сочувствия, не слыхала теплого, сердечного слова. А ведь так жить холодно…» «…Для меня самое тяжкое оскорбление — это ваше покровительство; ни от кого и никаких других оскорблений мне не было…»

«…Разве вы не видите, что положение мое очень серьезно! Каждое слово, которое я сама говорю и которое я слышу, я чувствую. Я сделалась очень чутка и впечатлительна…» Еще одной женщиной, которая также была непонятна обществом – является Анна Каренина из одноименного романа Л.Н. Толстого.

Анна полюбила Вронского со всей пылкостью души и сердца, она была лишена этой страстной любви с ее законным мужем, это был типичный «брак по расчету» и она долгое время спокойно жила, воспринимая мужа, как удобную и надежную опору, она не знала, какого это – любить, быть влюбленной, сходить с ума от чувств и не мыслить себе жизни без того, кого ты любишь. Не имея опыта в такой любви, она вполне была довольна своей жизнью и думала, что именно и только так возможно и нужно жить.

А потом она полюбила…

«…Каждый раз, как он говорил с Анной, в глазах ее вспыхивал радостный блеск, и улыбка счастья изгибала ее румяные губы. Она как будто делала усилие над собой, чтобы не выказывать этих признаков радости, но они сами собой выступали на ее лице…»

Обычно – скрыть в обществе было ничего нельзя, но если не делать заявлений и выставлять отношения с кем-то напоказ, считалось, что ничего не происходит. Такие «двойные» отношения могли длиться годами и в них могли мучиться обе стороны или только одна сторона, но в любом случае считалось, что «соблюдены рамки приличия.

«…Первое время Анна искренно верила, что она недовольна им за то, что он позволяет себе преследовать ее; но скоро по возвращении своем из Москвы, приехав на вечер, где она думала встретить его, а его не было, она по овладевшей ею грусти ясно поняла, что она обманывала себя, что это преследование не только не неприятно ей, но что оно составляет весь интерес ее жизни.»

Анна Каренина влюбившись, пошла в буквальном смысле против принятой в то время системы, против правил общества, против людей, принадлежащих к этому обществу. Она призналась мужу, потом открыто показала при всех свое отношение к Алексею Вронскому, а затем вообще начала вести себя совсем как «белая ворона» — демонстративно бросила мужа, уехала с Вронским в другую страну, родила от него дочь.

Она пыталась освободится от старых отношений и завести новые, но при этом она не могла вернуться в высшее общество в России – оно ее не принимало, при этом ее не принял обратно муж и не отдал ей сына. При всем этом она идя снова против всех – не захотела остаться в другой стране навсегда и вернулась в Россию, принуждая мужа разделить ее участь изгнанницы и не выходить в свет. Печальная участь этой женщины известна всем – покинутая и отвергнутая всеми, она покончила с собой.

И Островский, (который сам встречался с актрисой Любовью Павловной Косицкой – у нее была семья и у него тоже и именно она стала прототипом для Катерины), как бы дает понять читателям и потомкам – живите, любите, будьте свободны, никого не слушайте, найдите в себе смелость быть самим собой и быть счастливым несмотря ни на что.

Мое отношение к героине драмы Островского «Гроза».

Театральный критик А. Купель хорошо сказал об Островском, что он «человек мирской, пишет своих героев, теснясь спинами и стукаясь затылками». Также как и внастоящей жизни не бывает только плохих или только хороших людей, так и в пьесе «Гроза» нет исключительно «черных» или «белых» персонажей. Каждый человек воспринимает их по-своему, и некоторые, быть может, одобрят даже Кабаниху. Неудивительны поэтому и споры, продолжающиеся до сих пор, относительно того, считать ли Катерину «лучом света в темном царстве» или падшей женщиной, ставшей жертвой обстоятельств. Однако, пытаясь высказать свое мнение, не следует забывать и об авторском замысле, наделившем свою героиню именно этими, а не иными чертами и вложимшим в ее слова свой, иногда скрытый смысл.

Мое отношение к Катерине тоже, наверное, неодназначно. С одной стороны, она действительно замученная бытом и свекровью женщина, не находящая в себе силы порвать с мужем и его семьей, и ищущая утешение в молитвах и плаче. Чего стоят хотя бы эти ее слова, произносимые после того, как она узнала, что Борис, которого она так любит, уезжает: «Ветры буйные, перенисите вы ему мою печаль-тоску. Батюшки, скучно мне, скучно».

Скука – это один из главных мотивов, проходящих через пьесу Островского. В городе Калинове скучно, событий там нет. Вот и Кабаниха, один из столпов «темного царства», поттверждает это: «Некуда нам торопиться-то, … мы и живем неспеша». Трудно в таких условиях слабой женщине выражать протест. Общество, живущее по законам скуки, ее осудит. Да и протестовать-то она не знает как. Может только мягко упрекнуть своего мужа — Тихона, или вежливо ответить свекрови на ее укоры. Но, читая пьесу, с каждой новой страницей понимаешь, что она должна протестовать, и также, с каждой новой страницей убеждаешься, что это не возможно…

Однако Катерина пытается. Ее протест – это ее любовь к Борису, которую он, наверное, не заслужил. И даже в своем протесте чистая душа Катерины не способна на обман: «Все сердце изорвалось! Не могу я больше терпеть!» Она честна и чиста, как дождь после грозы, и за это ее нельзя не уважать и не любить!

Но Катерина не только «забитое существо», она вполне способна принимать решения и имеет свое мнение относительно того, что происходит вокруг. Она не слушает ни Варвару, ни Тихона, когда те пытаются остановить ее, удержать ее признание в прелюбодеянии. И в первую очередь – это признание Кабанихе, а не Тихону или другим. Понимая, что она гибнет, Катерина не осознает, что она выбивает первый кирпич из фундамента «темного царства» диких и кабаних, однако это понимаем мы – читатели.

Жалость и любовь к Катерине в моем сознании тесно переплетены, иногда их даже трудно отличить, но в моем понимании в Катерине все же больше сильных черт, нежели покорности, хотя самоубийство, – тем не менее, удел слабых, не справившихся с обстоятельствами людей. Все же нельзя забывать и о времени, ведь это XIX век, и дух «Домостроя» еще витает над каждым домом и велит запирать двери на замок, а не держать калитку, через которую проходит та неминуемо опасная грань, открытой.

Пьеса «Гроза» появилась в 1859 г., когда на смену грозному царсвованию Николая I и Крымской войне пришло ожидание благотоворных перемен, пришли надежды на обновление. Но перемены не многое улучшили, — это тоже отражается в пьесе. Так и Катерина. Она любит и радуется, но не может освободиться от печальных предчувствий своей неприживаемости к обычной жизни. «Мне не жить»,- говорит она. «Кабы я маленькая умерла, лучше бы было»,- еще и так говорит она. И чувства ее больше похожи на подвиг. Катерина любит Бориса, видимо, прежде всего, потому, что он — другой, не отсюда, не калиновский, и сказывается в этом именно потребность оторваться, поднятся, восстать, противостоять. Может быть, и самоубийство в ее случае – это тоже подвиг? Ведь подвиги совершают только герои, настоящие герои. Вот и для меня Катерина является настоящей героиней, способной на подвиги во имя любви и во имя себя.

Популярные сочинения

  • Анализ рассказа «Медведь на воеводстве» Салтыков-Щедрин
    Произведение является составной частью книги «Новые сказки для детей изрядного возраста, написанное в 1884 году под впечатлением событий, происходящих в стране, изданное в России уже после смерти автора.
  • Тема любви в творчестве Бунина — сочинение
    У классика русской литературы, лауреата Нобелевской премии Ивана Алексеевича Бунина тема любви – одна из основных в творчестве. Рассказы о любви объединены в книгу под общим заглавием «Темные аллеи»
  • Значение слова доброта сочинение
    Всем нам известно такое слово как доброта. Но не все понимают его значение, рождаемся ли мы добрыми или же становимся такими в процессе правильного воспитания.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]