Пьеса Чехова «Вишневый сад» – сочинение, показывающее процесс упадка дворянского сословия. Смысл произведения в том, что страна оказалась перед выбором, и что будет следующим шагом, трудно предугадать. Автор указывает на ошибки прошлого, жесткие пороки настоящего, и вселяет веру в будущее. В пьесе «Вишневый сад» герои являются отражением общества того периода.
Главные герои
Любовь Андреевна Раневская | Эмоциональная женщина, любит сорить деньгами. Ни в чем себе не отказывает, хотя знает, что денег нет, имение идет с торгов. Ее отношение к жизни безответственно, она живет одним днем, не задумываясь о будущем, и стараясь спрятаться от неприятных моментов и трудностей. Почти разорилась, живя за границей, но и после продажи имения вновь отправляется в Париж. |
Лопахин Ермолай Алексеевич | Один из главных героев «Вишневого сада», сыгравший большую роль в жизни Раневских. Родом из мужицкого сословия, теперь богатый купец, в котором сильно развита предприимчивость. Он расчетливый и грубоватый человек, получает удовлетворение, купив имение Раневской. |
Люди дворянской эпохи
Первую группу персонажей составляют люди дворянской эпохи, уходящей в прошлое. Это Раневская Любовь Андреевна и Гаев Леонид Андреевич, ее брат. Эти люди владеют вишневым садом. По возрасту они вовсе не стары. Гаеву всего лишь 51 год, а его сестра, вероятно, лет на 10 его моложе. Можно также предположить, что к данной группе относится и образ Вари. Это приемная дочь Раневской. Сюда же примыкает и образ Фирса, старого лакея, являющегося как бы частью дома и всей уходящей жизни. Такова в общих чертах первая группа персонажей. Конечно, это лишь краткая характеристика героев. «Вишневый сад» — произведение, в котором каждый из этих персонажей играет свою роль, и каждый из них по-своему интересен.
Отношение Лопахина к Раневской и Гаеву
То и дело Лопахин предлагает Гаеву и Раневской различные планы спасения. Он говорит о возможности отдать принадлежащую им землю на участки для дач, а сад вырубить, поскольку он совершенно бесполезен. Лопахин искренне огорчается, когда понимает, что его разумные слова не воспринимают эти герои пьесы «Вишневый сад». У него не укладывается в голове, как можно быть столь беспечными на краю собственной гибели. Лопахин прямо говорит, что не встречал столь легкомысленных, странных, неделовых людей, как Гаев и Раневская (герои «Вишневого сада» Чехова). В его стремлении помочь им нет ни тени коварства. Лопахин предельно искренен. Зачем же он хочет помочь своим бывшим хозяевам?
Возможно, потому, что помнит то, что сделала для него Раневская. Он говорит ей, что любит ее как родную. К сожалению, за пределами пьесы остается благодеяние этой героини. Однако можно догадаться, что в силу благородства, мягкого характера Раневская уважала Лопахина, жалела его. Одним словом, она вела себя как настоящая аристократка — благородная, культурная, добрая, великодушная. Возможно, именно осознание подобного идеала человечности, его недосягаемости и заставляет этого героя совершать столь противоречивые поступки.
Раневская и Лопахин являются двумя центрами в произведении «Вишневый сад». Образы героев, описанные автором, весьма интересны. Сюжет развивается таким образом, что межличностные отношения между ними все-таки являются не самым главным. На первое место выходит то, что Лопахин совершает как бы невольно, удивляясь самому себе.
Как раскрывается личность Лопахина в финале произведения?
В нервном напряжении проходит третье действие. Все ожидают того, что скоро с торгов приедет Гаев и привезет весть о дальнейшей судьбе сада. Владельцы усадьбы не могут надеяться на лучшее, остается лишь уповать на чудо…
Наконец роковое известие сообщено: сад продан! Раневскую словно громом поражает ответ на совершенно бессмысленный и беспомощный вопрос: «Кто купил?» Лопахин выдыхает: «Я купил!» Этим действием Ермолая Алексеевича решается будущее героев «Вишневого сада». Кажется, Раевская от него не ожидала. Но оказывается, что имение и сад — мечта всей жизни Ермолая Алексеевича. Поступить иначе Лопахин не мог. В нем купец отомстил за мужика и победил интеллигента. Лопахин словно находится в истерике. Собственному счастью он не верит, не замечает Раневскую, убитую горем.
Все происходит по его страстному желанию, однако против его воли, поскольку через минуту, заметив несчастную Раневскую, купец неожиданно произносит слова, которые противоречат его восторгу минутой раньше: «Бедная моя, хорошая, не вернешь теперь…» Но уже в следующий момент бывший мужик и купец в Лопахине поднимают голову и кричат: «Музыка, играй отчетливо!»
Сочинение: Второстепенные герои и их значение в пьесе «Вишневый сад» (А. П. Чехов)
(572 слова) Лирическую комедию «Вишневый сад» нередко называют одним из самых известных произведений А. П. Чехова. Написана она была в 1903 году, а уже в 1904 — поставлена Московским художественным театром, на подмостках которого и началось ее долгое путешествие по сценам всего мира. Сюжет выстроен вокруг одной проблемы — имение с садом, принадлежавшее семье Раневских, должно быть продано за неуплату долгов. Любовь Андреевна Раневская, из-за расточительства которой и возникла данная ситуация, долго колеблется: с этим местом связано слишком много чудесных воспоминаний. Противостоит ей молодой купец Лопахин — деятельный материалист, для которого главное — совершить удачную сделку. Помимо основных персонажей, развивающих центральный конфликт, Чехов ввел множество второстепенных и не менее запоминающихся. Часто именно они создают различные забавные ситуации, но даже за показной веселостью можно разглядеть проблемы, поднимаемые драматургом.
Так, Леонид Андреевич Гаев — брат Раневской — по сути своей является сентиментальным мечтателем. Он горячо убеждает окружающих в том, что сделает все что угодно, только бы имение осталось у них. Но так и не выполняет обещание.
«Счастьем моим клянусь! Вот тебе моя рука, назови меня тогда дрянным, бесчестным человеком, если я допущу до аукциона! Всем существом моим клянусь!»
Его слова резко расходятся с действиями — он ленив, немного глуп, и способен только на пустые размышления.
Примерно таким же показан Петр Сергеевич Трофимов — вечный студент, возраст которого близится к тридцати. Он беден, не считает деньги чем-то существенно значимым в жизни, а важным условием развития страны называет желание человека работать, достигать каких-то высот. Он идеалист, но только в разговорах. Красивые слова, которые он произносит, никак не отображают его деятельность. Потому что ее попросту нет.
Варя — приемная дочь Раневской — противоположна этим героям. Она практичная, много работает, и в доме является кем-то вроде экономки. Серьезность, скромность и хозяйственность выделяют ее среди остальных.
Вторая дочь Любови Андреевны — Аня — более романтичная натура. Как наивный ребенок, она следует за Петей, внимая его речам. Она искренне поддерживает его позицию и готова следовать за ним в светлое, как ей кажется, будущее. Тем не менее, сам Чехов в письме Немировичу-Данченко, основателю Московского художественного театра, сводит роль Ани до милой, но совершенно незначительной.
«…может играть кто угодно, хотя бы совсем неизвестная актриса, лишь бы была молода, и походила на девочку, и говорила бы молодым, звонким голосом. Эта роль не из важных…»
Комическая сторона пьесы раскрывается в образах гувернантки-циркачки Шарлотты, неловкого конторщика Епиходова, жеманной служанки Дуняши и банкира Симеонова-Пищика, пытающегося выпросить деньги у каждого встречного. Все они хотят казаться намного образованнее и выше по социальному статусу, чем есть на самом деле, отчего и попадают в различные курьезные истории.
Человеком, собравшим в себе все существующие пороки, оказывается лакей Яша. Прожив пять лет в Париже, он, вернувшись, свысока смотрит на окружающих и с презрением относится к русскому народу, особенно, к крестьянам. Он жесток и эгоистичен, используя остальных ради удовольствия. Особенно это видно в эпизодах, где он играется с чувствами влюбленной в него Дуняши, а затем бросает ее.
На фоне этих персонажей (кроме Вари и, может быть, Ани), образ Фирса — старого слуги, видится нам очень трогательным и даже положительным. Он ни с кем особо не спорит, не участвует в раздорах. Лишь тихо и беспрекословно выполняет свою главную функцию — служит хозяевам имения. И, в конце концов, оказывается ими забыт.
«Заперто. Уехали…<�…> Ничего… я тут посижу…»
Через второстепенных героев Чехов показывает недостатки людей уходящей эпохи, их слабости. Они не способны услышать и понять друг друга, погруженные каждый в свои заботы и желания, отчего и не могут обрести счастье.
Автор: Инна Колокольникова
Краткие характеристики главных действующих лиц
Хотя главные герои пьесы не выделены Чеховым отдельной строкой, их легко определить. Это Раневская, Лопахин и Трофимов. Именно их видение своего времени становиться основополагающим мотивом всего произведения. А это время показано через отношение к старому вишневому саду.
Раневская Любовь Андреевна
– главная героиня «Вишневого сада» – в прошлом богатая аристократка, привыкшая жить по велению своего сердца. Ее супруг довольно рано умер, оставив кучу долгов. Пока она предавалась новым чувствам трагически погиб ее маленький сын. Считая себя виновной в этой трагедии, она бежит от дома, от любовника заграницу, который в прочем последовал за ней и буквально разграбил ее там. Но ее надежды на обретение покоя не оправдались. Она любит свой сад и свое имение, но не может его спасти. Принять предложение Лопахина для нее не мыслимо, ведь тогда будет нарушен многовековой порядок, в котором звание «помещика» передается из поколения в поколение неся в себе культурно-историческое наследие, незыблемость и уверенность в мироощущения.
Любовь Андреевне и ее брату Гаеву свойственны все лучшие черты дворянства: отзывчивость, щедрость, образованность, чувство прекрасного, умение сочувствовать. Однако в современности все их положительные качества не нужны и переворачиваются в противоположную сторону. Щедрость становиться неуемным транжирством, отзывчивость и умение сочувствовать переходит в слюнтяйство, образованность превращается в пустословие.
По мнению Чехова эти два героя не заслуживают сочувствия и их переживания не столь глубоки, как может показаться.
В пьесе «Вишневый сад» главные герои больше говорят, чем делают, и единственный человек – действие это Лопахин Ермолай Алексеевич
, центральный персонаж, по мнению автора. Чехов был уверен, что если его образ не удастся, то вся пьеса провалиться. Лопахин обозначен купцом, но ему бы больше подошло современное слово «бизнесмен». Сын и внук крепостных крестьян стал миллионером благодаря своему чутью, целеустремленности и уму, ведь будь он глуп и не образован, разве смог бы он достичь таких успехов в своем деле? И не случайно Петя Трофимов говорит о его тонкой душе. Ведь только Ермолай Алексеевич осознает ценность старого сада и его истинную красоту. Но его коммерческая жилка перебарывает, и он вынужден уничтожить сад.
Трофимов Петя
– вечный студент и «облезлый барин». По всей видимости, он также принадлежит к дворянскому роду, но стал, по сути, бездомным бродягой, мечтающем о всеобщем благе и счастье. Он много говорит, но ничего не делает для скорейшего наступления светлого будущего. Ему так же несвойственны глубокие чувства к окружающим его людям и привязанность к месту. Он живет только мечтами. Однако, он сумел увлечь Аню своими идеями.
Аня, дочь Раневской
. Мать оставила ее на попечении своего брата в 12 лет. То есть в подростковом возрасте, столь важным для формирования личности, Аня оказалась предоставлена сама себе. Она унаследовала лучшие качества, которые свойственны аристократии. Она по- юношески наивна, возможно, поэтому она так легко увлеклась Петиными идеями.
Социальные статусы героев пьесы – как одна из характеристик
В заключительной пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад» нет разделения на главных и второстепенных действующих лиц. Они все главные, даже кажущиеся эпизодическими роли несут огромное значение для раскрытия главной идеи всего произведения. Характеристика героев «Вишневого сада» начинается с их социального представления. Ведь в людских головах социальное положение уже накладывает отпечаток, причем не только на сцене. Так, Лопахин – купец, уже заранее ассоциируется с крикливым и нетактичным торгашом, не способным к каким-то тонким чувствам и переживаниям, а ведь Чехов предупреждал, что его купец отличается от типичного представителя этого класса. Раневская и Симеонов-Пищик, обозначенные как помещики, выглядят весьма странно. Ведь после отмены крепостного права социальные статусы помещиков остались в прошлом, так как они уже не соответствовали новому общественному устройству. Гаев тоже помещик, но в представлении героев он «брат Раневской», что наталкивает на мысль о какой-то несамостоятельности этого персонажа. С дочерьми Раневской все более- менее понятно. У Ани и Вари обозначен возраст, показывающий, что они самые юные персонажи «Вишневого сада».
Так же возраст указан и у самого старого действующего лица – Фирса. Трофимов Петр Сергеевич- студент, и в этом какое-то противоречие, ведь если студент, то молод и отчество вроде рано приписывать, а между тем оно указано.
На протяжении всего действия пьесы «Вишневый сад» герои раскрываются в полной мере, и их характеры обрисовываются в типичной для этого вида литературы форме – в речевых характеристиках, даваемых ими самими или другими участниками.
Молодое поколение
Третью группу представляет в лице Ани, дочери Любови Андреевны, и Пети Трофимова, который является бывшим учителем сына Раневской, недавно погибшего. Без упоминания о них была бы неполной характеристика героев. «Вишневый сад» — пьеса, в которой эти персонажи являются влюбленными. Однако объединяет их кроме любовного чувства и устремленность прочь от обветшавших ценностей и всей старой жизни к прекрасному будущему, рисующемуся в речах Трофимова бесплотным, хотя и сияющим.