Светское общество Москвы и Петербурга в романе «Война и мир» Льва Толстого


Гости Анны Шеррер

Роман начинается с описания популярного петербургского салона, в котором собираются высокопоставленные придворные его величества Александра I. Злободневный разговор о Наполеоне теряет свою остроту и смысл в нотах пафоса. Живая мысль, ворвавшаяся в беседу, тонет в лицемерных охах и ахах.

Под кажущимся блеском князя Курагина кроется корысть. Каждый свой визит чиновник рассчитывает с точки зрения личной выгоды. Старый вельможа появляется только в тех кругах, где есть возможность свести нужное знакомство. Своих детей князь Василий считает обузой.

Фрейлины и вельможи играют роль сознательных граждан и умных собеседников. В светской беседе привыкли надевать маску приличия, требуемую придворным этикетом. По словам автора, петербуржская знать ходит на званые вечера, чтобы плести государственные интриги, реализовывать коварные планы личного обогащения.

Чиновники встречаются в непринужденной обстановке, чтобы выпросить теплое место для неустроенных сынков и подыскать партию с приданым. Лев Толстой с сарказмом относится к маскараду приличий, указывая, что там «кипит вечная бесчеловечная вражда, борьба за блага бренные».

Сочинение: Общество в романе «Война и мир» (Л.Н. Толстой)

(496 слов) Изображение светского общества в романе-эпопее Л. Н. Толстого “Война и мир” находится в глубоком противоречии с нравственным идеалом автора. Сама атмосфера света и такие ее типичные представители, как Анна Павловна Шерер, князь Василий, Элен, Ипполит, показывают особую жизнь высшей знати, обособленной от России.

Негативное отношение автора к высшему обществу проявляется с первой главы. Описывая вечер у Шерер, Толстой пишет:

«. .. Вечер Анны Павловны пущен. Веретена с разных сторон равномерно и не умолкая шумели…»

В описании салона автор использует прием иронического сравнения. Салон сравнивается с прядильной мастерской, что является символом механической, машинообразной жизни общества. Автор с большим сарказмом относится к светской жизни и сатирически изображает его представителей, особенно семью Курагиных. Одной из сторон светской жизни, как ее понимает Толстой, является полное смещение в ней ценностей — искажение нравственных представлений и оценок. В свете не знают, что истинно хорошо, а что плохо; что глупо, а что умно. Например, когда в салон Шерер входит Пьер Безухов, человек молодой и самостоятельно мыслящий, то оказывается, что это его качество имеет цену только для автора, но не для присутствующих салона. Анна Павловна приходит в ужас, когда Пьер решается прямо высказать то, что он думает о Наполеоне, зато она в восторге от полу-идиота Ипполита и благодарна ему за дурацкий и совсем не смешной анекдот. Нравственные понятия в обществе оказываются не просто перевернутыми, но и весьма зыбкими: ум здесь признается опасным, глупость почитают за светскую любезность, хорошее считают дурным, а дурное — хорошим. Так, все восхищаются умом Элен, хотя на самом деле перед нами довольно невежественная женщина, которая лишь чутко улавливает модные тенденции и подстраивается под них.

На протяжении всего повествования эти герои не меняются. Жизнь их течет ровно, спокойно. В них самих не происходит никакой внутренней борьбы, нет поиска смысла жизни. Например, совсем не меняется князь Василий Курагин, который не имеет своего мнения, поэтому постоянно приводит его в соответствие с обстановкой. У подобных ему людей рассуждения существуют исключительно как форма, безразличная к душевным потребностям. Оттого эти мысли быстро забываются и легко путаются. Князь Василий — это актер, играющий собственные чувства и переживания. Ничего настоящего в нем нет.

Еще один яркий пример — Элен. Она всегда одинаково красива. Даже улыбка на ее лице всегда одинакова. Для Толстого это знак духовной скупости, ограниченности. Автор сравнивает Элен с ее братом Ипполитом:

«Черты его лица были те же, как и у сестры, но у той все освещалось жизнерадостной, самодовольной, молодой неизменной улыбкой жизни и необычайной античной красотой тела; у брата, напротив, то же лицо было отуманено идиотизмом».

И эти люди являются титулованными представителями высшей знати! Светское общество в таком негативном ключе описывается Толстым, потому что ему не нравится жизнь, если она духовно мертвая, если она лишена подлинных человеческих качеств. Истинная задача русской интеллигенции — развиваться и вести за собой массы, выводить страну на передовой уровень. Но такие люди, как Курагины, Берги, Шерер, не способны со всей полнотой взглянуть на дела свои и дать им объективную оценку. Они оторваны от интересов и культуры России, поэтому в образе высшего общества мы видим все признаки вырождения. Это тупиковая ветвь развития русского народа, у которой нет будущего.

Автор: София Ловцова

Охота на князя Безухова

Пьер, стоя у изголовья больного отца, чувствовал себя одиноким и никому не нужным. Образовались две противоборствующие партии, князя Василия и Друбецкой, вступившие в схватку за наследство. Умирающий князь Безухов успел послать лично императору прошение о том, чтобы единственным наследником и сыном признали Пьера. В одночасье молодой барин получил титул графа и огромное состояние.

Вокруг богатого жениха начались интриги. Князь Василий под прикрытием заботы о юноше, присваивает себе его доходы, подсылает к нему коварную дочь Элен с целью женить нерасторопного богача. Кокетка мигом очаровывает Пьера, разжигает в теле мужчины страсть, доводит его до состояния единственного желания – обладать девушкой.

Здравый смысл удерживал Безухова от предложения руки и сердца, но проворны отец и без того объявил о помолвке. Умный и порядочный Пьер Безухов много раз пожалел о своем необдуманном браке. Лев Толстой, имел смелость осуждать лицемерие и бездушность царского двора.

Про Светское общество

Автор использует приём противопоставления. Роман-эпопея имеет говорящее название «Война и мир». Война включает в себе сражения, бои, жизнь и быт военнослужащих, описание героев и амбициозных деятелей. Мир символизирует обыденную жизнь высших слоев общества, с простым народом читатель познакомится гораздо позже. В центре произведение стоит быт и существование знати, их поведение и взгляды.

Первым делом читатель оказывается в салоне Анны Шерер. Изначально автор хочет познакомить читателя с жизнью великого и холодного Петербурга. Город отличается своей красотой и великолепием, здесь много красивых зданий и построек. Какое же здесь общество? К сожалению, общение в среде петербуржцев оставляет желать лучшего. Приходя на бал, каждый преследует какие-то цели. Все разговоры абсолютно бессмысленные и отдают пустотой. Никому из аристократов на самом деле не интересно мнение и взгляд собеседника. Они ведут себя так, как положено. Общение уроженцев Петербурга переполнено ложью, лицемерием и подхалимством. Одни хотят вступить в брак, другие получить продвижение по службе или устроить карьеру. Именно на собрании у Анны Павловны можно встретить влиятельных людей.

Андрей Болконский не выносит этих собраний. Ему тошно находится среди этой лжи и наигранности. Пьер Безухов на фоне знати выглядит нелепо. Он говорит, что думает на самом деле. Пьер настоящий в отличие от остальных. Поведение петербургской знати сильно разоблачается, когда Пьер получает богатое наследство. До этого его считали дурачком и относились к нему соответственно. Как только он стал графом, всё вмиг изменилось. Графа Безухова все зауважали и начали расшаркиваться перед ним.

Московское общество противопоставляется Петербургскому. Здесь другая знать. В семье Ростовых царит совершенно другая атмосфера. Народ здесь открытый, отзывчивый и гостеприимный. На балах царит веселье, простота и радость. Здесь тоже бывают интриги и плохие вещи, но в общем здесь всё иначе. Аристократы открыты для людей. Они действительно слушают, что говорят другие и хотят понять окружающих людей. В Московской знати меньше эгоизма и самовлюбленности, не такой продажности, которая присутствует в петербуржцах.

Аристократическое общество отличается наигранностью, лицемерием и пустотой. К великой радости, не всё общество прогнило. Многие пороки свойственны только отдельно взятым категориям. Всегда и во все времена были хорошие и плохие люди.

Золотая молодежь Петербурга

Молодые люди, привыкшие к шикарной жизни, не знают запретов, не боятся нарушить закон и доводят общество до отчаяния. Пьянки, дуэли и разврат – главные их развлечения. В пьяном состоянии компания Долохова и Курагина приставала к прохожим с дрессированным медведем.

На шум прибежал караульный, попытался угомонить гусар. Буяны вошли в кураж, связали караульного, зафиксировали его на спине зверя и пустили того плавать в реку. На улице поднялся такой беспорядок и крики, что пришлось вызывать подмогу.

Семья Ростовых

Лев Толстой любит Москву, видит ее гостеприимным городом таким, как дом графа Ростова. Здесь царят отношения, основанные на искренности и доверии. В любви супругов не приходиться сомневаться. Когда они женились, выбор Натальи общество сочло мезальянсом.

Именины у Ростовых автор противопоставляет петербуржским нравам и обычаям. Мать семейства – добрая и чуткая женщина, которая свою жизнь посвятила детям. Ее сыновья с оружием в руках будут защищать Родину в Отечественной войне 1812 года. Здесь говорят на русском языке, в отличие от салона фрейлины Шерер, хотя все знают французский. Атмосферу праздника украшает звонкий смех детей, которые общаются дружно и весело.

Крепостные чувствуют себя у Ростовых под отеческой заботой графа. Управляющий считается членом семьи, ему доверяют все финансовые потоки. Простота Ильи Андреевича выражается случаем на охоте, когда его отругал егерь за ошибку. Граф счел промолчать на справедливое слово.

Москвичи естественно выражают расположение, плачут из сочувствия, заботятся судьбой страны. На именинах граф танцует со старушкой Ахросимовой, вся челядь сбегается посмотреть на Илью Николаевича, искренне радуясь семейному празднику.

Аристократия Москвы

Светское общество столицы России автор описал с большей симпатией и теплотой. Обращает на себя внимание следующий любопытный факт. На первый взгляд, эти люди очень похожи на столичное дворянство. Однако уже очень скоро выясняется, что они более искренны, добродушны, честны и общительны. В целом они производят очень хорошее впечатление, несмотря на то что писатель отмечает их недостатки.

Описание светского общества в Москве следует начать с обзора семьи Ростовых. Её члены открыты, гостеприимны, дружелюбны, общительны. Они более открыты и непосредственны в проявлении своих мыслей и чувств, в отличие от иной аристократии. Так, старый граф очень весел и дружелюбен. Он входит во все подробности предстоящего праздника, обнаруживая в общении черты человека очень добродушного и непосредственного. Этим он сразу завоёвывает симпатии читателей, которые чувствуют разницу между ним и его гостями, княгиней Анной Шерер и её салоном, где все чопорны и заняты только тем, что исполняют формальности.

Москва исцеляет душу

Князь Болконский заявляет, что петербуржская праздность угнетает его и уходит на войну. Пьер, попадая в общество Курагина, опускается и деградирует, пока его насильно не высылают под присмотр отца.

Наташа, посетив Петербург, оказывается вовлечена в роковую интригу Анатоля, решается на побег, испортив себе репутацию. Плохие события писатель переносит на территорию северного города, где высший свет испорченный и пустословный.

Только оказавшись в Москве, герои приходят в себя под звон многочисленных церковных колоколов.

Сочинение: Образ светского общества в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»

(383 слова) Л.Н.Толстой в романе-эпопее «Война и мир» показал поведение различных слоёв общества в переломный период истории Российской империи. Читателям представлена жизнь и крестьян, и военных, и дворян. На контрасте Л.Н.Толстой описывает светское общество двух крупных городов — Санкт- Петербурга и Москвы. В то время столицей России был Санкт- Петербург, поэтому его жители считались более «элитными».

Роман-эпопея начинается со светского вечера в салоне Анны Павловны Шерер. На самых первых страницах автор обличает искусственное и лицемерное общество, помешанное на своих меркантильных интересах. Люди ведут разговоры на «популярные» темы, высказывают не своё, а господствующее в их среде мнение, стараясь придерживаться общепринятых суждений. Сразу вспоминается строки из стихотворения Лермонтова: «Приличием стянутые маски». Дворяне не болеют за судьбу своей страны, они лишь хотят выглядеть и мыслить современно. Поэтому, когда Пьер и Андрей оказываются на этом вечере, они выделяются среди толпы. Герои высказывают свою точку зрения, опираясь на собственное мировоззрение, что недопустимо в высшем обществе. Разговоры о войне, сплетни, философские размышления — все это лишь оболочка, за которой невозможно найти искренности в свете.

Характерные представители столичного общества — Курагины. На их примере можно увидеть ненатуральность, глупость и притворство высшего света. Деньги, слава — источник их счастья. Например, Ипполит, обитатель роскошных гостиных и «спокойный дурак», по выражению отца, всегда говорит невпопад то, что и сам не понимает, однако занимает важный пост и получает жалование. Элен, «глупейшая женщина», как называл ее Пьер, считалась исключительно умной дамой, с которой находились в нежнейшей дружбе особы царских кровей. Их успех обличал само общество, которое выбирало фаворитов под стать себе — никчемных и праздных болтунов без своего мнения.

Московское общество приобретает более положительные черты, чем столичное. Однако и оно не идеализировано Л.Н.Толстым. На балу у Ростовых можно познакомится со всеми представителями высшего света. Здесь также присутствуют сплетни, пышные наряды, праздные разговоры о войне. Но среди рассуждений встречаются не только общепринятые формулировки, но и искренние мнения. Видно, что люди по-настоящему переживают за будущее своей страны и хотят приложить все усилия, чтобы помочь родине. Во время утреннего приема семьи Ростовых можно встретить и проявление «жизни» — детских смех, беззаботные игры, ребячество.

Образ светского общества, как и многие образы в романе-эпопее Л.Н.Толстого, нельзя раскрыть однозначно. У него есть и положительные стороны, и отрицательные. Среди толпы выделяются «настоящие» люди, которым небезразлична судьба своей страны, которые искренне переживают за ее будущее. Но, к сожалению, за большинством обитателей светского общества скрываются лишь бесконечное притворство и тщеславная жажда внимания.

Автор: Анастасия Сметанова

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]