Анализ комедии “Недоросль” Фонвизина: суть и смысл пьесы, анализ героев

Меню статьи:

  • История написания и источники
  • Действующие лица
  • Сюжетное продолжение «Недоросля»
  • Темы и проблемы «Недоросля»
  • Символичность названия
  • Черты классицизма в комедии

Комедия «Недоросль» считается лучшей работой Фонвизина. Даже существует легенда, по сюжету которой князь Потемкин (по другой версии это был Державин) высказался о своем восхищении после постановки комедии в театре весьма ироничным способом. После премьеры он сказал Фонвизину, что тот может умереть, ибо лучшего произведения не сможет уже написать.

Такая высокая оценка не была единичной – большинство критиков и современников похвально отзывались о «Недоросле».

История написания и источники

Замысел к написанию комедии у Фонвизина сформировался в 1778 году. В то время он пробыл долгое время в Европе и возвращался домой под впечатлением от европейских комедий. Однако быстро написать задуманное не получилось – работа растянулась на три года.

В своей работе Фонвизин задействовал много источников. Основную массу их заняли материалы сатирических журналов. К ним подключились работы европейских мастеров, в частности Вольтера и Руссо.

Не обошел вниманием Фонвизин и произведения русских современников (Лукин, Эмин), а также комедии , написанные императрицей Екатериной ІІ.

В 1881 пьеса была готова, однако путь ее на сцену был не легкий – цензура не позволяла показывать такое произведение. В результате разрешение на постановку дала императрица. Комедия определенно имела успех у зрителей и привела в восхищение даже самых требовательных из них.

Действующие лица

  • Госпожа Простакова – отрицательная героиня комедии, злая и жестокая женщина, помещица. Единственный, кто удосуживается положительного внимания и отношения от Простаковой – это ее единственный ребенок, сын Митрофанушка, которого она, несмотря на его взрослый возраст, всячески опекает и балует.
  • Терентий Простаков – отрицательный персонаж комедии, муж госпожи Простаковой и отец Митрофанушки. Он робкий и застенчивый человек, не умеющий постоять за себя и отстоять свои интересы. Он постоянно терпит унижение от своей жены.
  • Митрофаний Простаков – отрицательный персонаж комедии, 15-летний юноша. Необразованный подросток, хотя уже учится три года. Он эгоистичный и глупый человек.
  • Тарас Скотинин – отрицательный персонаж комедии, брат Простаковой. Глупый и корыстный человек. Отличается особой любовью к разведению свиней. Ради обогащения хочет жениться на Соне.
  • Стародум – положительный герой комедии, дядя Сони. Благородный человек, честным трудом обеспечивший свое материальное положение. Добрый и хороший человек.
  • Софья – положительный персонаж комедии. Добрая и милая девушка, сирота. Она живет вместе с Простаковыми, после смерти родителей так как приходится родственницей Простакову. Простаковы сначала хотят выдать ее замуж за Скотинина, а затем за Митрофанушку – причиной стали деньги Софьи.
  • Милон – положительный персонаж, молодой офицер давно влюбленный в Софью. Последние полгода влюбленные не общались, так как между ними была потеряна связь, но волей случая молодые люди встретились снова.
  • Правдин – положительный герой комедии, честный и добропорядочный чиновник, работа которого состоит в контроле отношений между помещиками и крепостными и наказание проявлений жестокости и грубости в этих отношениях. Он обличает неправомерные действия Простаковых по отношению к крестьянам и берет дела их поместья под контроль.

Предлагаем вашему вниманию “краткое содержание комедии “Недоросль”, которая вышла из-под пера талантливого автора Дениса Фонвизина.

  • Пафнутьич Цыфиркин – положительный персонаж комедии, учитель Митрофана, преподающий ему арифметику. Цыфиркин раньше был военным и служил вместе с Милоном. Он хороший и честный человек, но из него получился плохой учитель.
  • Сидорыч Кутейкин– отрицательный персонаж комедии, дьячок, учитель грамоты Митрофана – трусливый человек, плохой, малограмотный человек.
  • Вральман – отрицательный персонаж комедии, бывший кучер Стародуба, учитель французского Митрофана. Он не учит подростка французскому, а только создает видимость обучения. Лицемерный обманщик и плут.
  • Еремеевна – отрицательный персонаж комедии. Крестьянка по происхождению, няня Митрофана, работающая у Простаковых больше 40 лет за копейки.
  • Тришка – положительный герой комедии, портной Простаковых. Добрый и искренний человек, не боящийся дать отпор или вступить в спор с Простаковой.

Сюжетное продолжение «Недоросля»

Несмотря на то, что второй части «Недоросля» не было издано, некоторые материалы позволяют говорить о том, что Фонвизин подумывал о продолжении своей комедии.

В редакции журнала «Друг честных людей, или Стародум», было сохранено два письма, подтверждающие этот факт – в первом из них содержится информация о жизни Софьи после замужества с Милоном.

Для девушки замужняя жизнь сложилась не самым лучшим образом и была омрачена фактом измены Милона. Во втором письме содержится информация о реакции Стародума на эту новость и его утешения для племянницы.

«Проблема воспитания в комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль». Основной конфликт и проблематика»

Конспект урока:
«
Проблема воспитания в комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль».

Основной конфликт и проблематика».

Учитель:

Нестеренко Татьяна Михайловна, учитель русского языка и литературы.

Предмет:

Литература.

Класс:

8

Тип урока:

освоение новых знаний.

Цели урока:

· Обучающая

— знакомство с жанром комедии; выявление конфликта, на котором строится действие в пьесе, его причин, связи с эпохой; рассмотрение комедии с позиций канонов классицизма и отступления от них.

· Развивающая

— создание условий для формирования умений и навыков аналитического характера; в монологической форме выражать свою точку зрения, решать проблемную ситуацию.

· Воспитательная

— воспитание стремления быть по-настоящему нравственным, воспитанным, образованным человеком, умеющим видеть и ценить личность в другом человеке; формирование потребности жить по закону.

Тип урока:

урок формирования новых знаний.

Основной метод:

проблемный метод с аналитической беседой.

Формы

: коллективная , индивидуальная, групповая.

Технологии

: сотрудничества “педагог- учитель”.

Оборудование:

Портрет Д. И. Фонвизина, тексты комедии “Недоросль”.

Оформление доски:

запись темы урока, портрет писателя, проблемы, словарь к теме, конфликты комедии.

Эпиграф: Сатира — это » не невинное зубоскальство весёленьких остроумцев,

а гроза духа, оскорбленного позором общества». В. Г. Белинский.

1.Организационный момент. Мотивация (Самоопределение к учебной деятельности)

«Я рада, мои любезные друзья, видеть вас сегодня. Вы служите примером, как усердием и трудами можете сделать себе образование. Ласкаюсь мыслью, что вы покажете мне достойные качества своего ума и плоды благородного воспитания».

— Возможно, так поприветствовал бы вас, молодое поколение, писатель Д.И.Фонвизин. Д.И.Фонвизин – удивительный писатель XVIII века. Ещё А.С.Пушкин назвал его «сатиры смелым властелином».

2. Проверка домашнего задания

1) Краткие сведения о Д.И.Фонвизине
(выступление учащегося, задание заранее выдано)
Д. И. Фонвизин (1745-1792) родился в богатой дворянской семье, образование получил в Московском университете, учился в университетской гимназии, ав 1761-1762 гг.-на философском факультете. Сначала писал сатирические произведения, затем занялся переводами.

Он рано увлекся театром. Впервые попал на представление в возрасте 14 лет и вспоминал об этом как о чуде: «Действия, произведенные во мне театром, почти описать невозможно».

Будущий драматург рано проявил живое воображение, сердечнуюотзывчивость,ироничность, юмор: «Острые слова мои носились по Москве, как они были для многих язвительны, то обиженные оглашали меня злым и опасным мальчишкою».

В 1762 году Фонвизин переехал в Петербург и поступил в Коллегию иностранных дел переводчиком. С 1763 г. по 1769 г он служил под началом кабинет-министра И. П. Елагина, который отвечал за работу с жалобами, что позволило ему близко познакомиться с двором Екатерины Второй.

Первое оригинальное произведение-сатирическая басня «Лисица-казнодей», затем-первая комедия, которая пользовалась шумным успехом.

Комедия «Недоросль» была завершена в 1782 году. «…театр был наполнен, и публика аплодировала пьесе метанием кошельков».

2) Выступление учащегося (задание заранее выдано)-записи в тетрадях.

Сатира

— обличающая, бичующая ирония.

Драма

— род литературных произведений, построенных в форме диалога без авторской речи и предназначенных для исполнения на сцене, произведения подобного рода, серьёзного, но не героического содержания (в отличие от комедии и трагедии).

Ремарка

— пояснение автора в тексте пьесы (обычно в скобках), связанное с обстановкой действия, поступками героев, интонацией, мимикой и т. д.

Комедия

— это жанр драмы, в котором высмеиваются человеческие пороки.

Недоросль

— молодые люди
,
которые не получили достаточного образования и не могли быть допущены (не доросли) до службы. После появления комедии стали называть нерадивых подростков, юношей.

Слово учителя:

По сюжету и по названию «Недоросль» — пьеса о том, как дурно и неправильно обучали молодого дворянина, вырастив его «недорослем». Проблема воспитания — центральная в произведениях эпохи Просвещения. Но Фонвизин намного расширил саму постановку этой проблемы: речь здесь идет о воспитании в самом широком смысле слова. Митрофан — тот самый недоросль, о котором говорит название пьесы. История его воспитания объясняет, откуда берется страшный мир Скотининых и Простаковых.

3. Этап постановки проблемного вопроса. Актуализация.
Работа над проблематикой пьесы.
— Посмотрите небольшой видеофрагмент

(отрывок из комедии «Недоросль»)

— Зачем я показала видеофрагмент? Вам знакомы такие герои? Нет ли среди нас потомков Митрофана и его матери?

Произведение «Недоросль» Фонвизина было написано в 18 столетии. С момента первого представления “Недоросля” прошло уже более двухсот лет, однако комедия Фонвизина с успехом идёт на сцене современного театра.

— В чем секрет неувядаемости комедии?

Проблемный вопрос:

— Можно ли Митрофану и его матери, Скотинину доверить будущее России? (на этот вопрос, я надеюсь, мы сможем ответить в конце урока)

Постановка цели урока.

— Обратимся к теме

нашего урока.
Какие ключевые слова
есть в названии нашего урока? (воспитание, гражданин)

— Подберите слова, которые связаны с этими понятиями.

«Воспитание»:

ребенок, родители, семья, учителя, взросление, формирование человека, развитие…

«Гражданин» :

отечество, родина, честь, благо родины…

Как вы понимаете
слово воспитание
?

Воспитание —

планомерное воздействие на умственное и физическое развитие детей, формирование их морального облика привитием им необходимых правил поведения.

— Какая проблема

затронута в комедии « Недоросль»?
(Проблема воспитания достойного гражданина Отечества
)

— Перечитайте тему нашего занятия и подумайте, на какие вопросы вы хотели бы сегодня получить ответы?

Каковы цели нашего занятия?

— Поразмышляем над тем, что такое воспитание.

— Как нужно воспитывать человека, чтобы он стал настоящим гражданином.

— Кто является настоящим гражданином?

4. Основной этап урока. Усвоение новых знаний

1)

Начнем нашу работу, как говорит один из героев комедии, «с задов», то есть с повторения.

XVIII в. имел для России особое значение. Начало новой эпохи было положено преобразованиями Петра I.

Велики были достижения этого времени в области науки, просвещения, искусства, поставившие Россию вровень с европейскими государствами:

1) в 1721 г. учреждается Петербургская Академия наук;

2) в 1755 г. открывается Московский университет с двумя гимназиями.

3) в 1757 г. основана Академия художеств.

Это эпоха утверждения самодержавия, власти одного человека – монарха, монарха сильного и просвещенного, как Петр Великий и Екатерина Вторая. В это время в искусстве, и в том числе литературе, возникло новое направление – классицизм,

пришедший в Россию из Франции.

Понятие «классицизм» в переводе с латинского значит «образцовый». Образец деятели искусства классицизма нашли в искусстве Древней Греции и Рима.

Искусство классицизма проповедовало идеи гражданственности, идеи просвещения.

Принципы классицизма:

1. Основа всего – разум. Прекрасно лишь то, что разумно.

2. Главная задача – укрепление абсолютной монархии, монарх – воплощение разумного.

3. Высшее достоинство человека – исполнение долга, служение государству.

4. Наследование античности как образцу.

Комедия «Недоросль

» является
классицистической
комедией:

– герои делятся на положительных и отрицательных;

– герои наделены «говорящими» фамилиями;

– положительные герои являются воплощением идеи гражданского служения государству;

Комедия «Недоросль

» — блистательное сатирическое произведение для постановки на сцене. Ведь театр – это место, где исправляются человеческие пороки.

Еще раз обратимся к понятиям сатира, комедия.

Что же такое
сатира
?
Комедия
?

Сатира

(от лат.
sature
– смесь, мешанина) – вид комического; резкое осуждение и осмеяние человеческих пороков или несовершенства человеческой жизни.

Комедия

— это жанр драмы, в котором высмеиваются человеческие пороки.

— Давайте и мы с вами перенесемся на 200 лет назад

и вспомним
героев
комедии и увидим
пороки
отрицательных персонажей.

2) Беседа по вопросам. Первичное восприятие.

— Почему комедия так названа? «Недоросль»? Понравилась ли она?

— Почему Митрофана называют недорослем?

Недорослями

тогда называли всех дворянских подростков до 15-16 лет.

Закон 1736 г. продлил право оставаться недорослями до 20 лет, чтобы за это время молодые дворяне прошли необходимый курс наук в домашних условиях для поступления на службу.

— Какие качества героя сделали это нейтральное слово нарицательным?

Понаблюдаем за героями комедии и ответим на этот вопрос.

— Каким вы представляете Митрофана?

(Митрофан

– характер комический. Полное незнание основ грамматики, истории, географии, но развиты смышленость и сообразительность).

— Как героя воспитывала мать?

Какое воздействие оказывала на Митрофана мать

?

3) Групповая работа
(решение проблемы)
Задание на карточке.

1 группа.

— Давайте посмотрим, в какой семье

воспитывается Митрофан.

— Обращаясь к тексту, покажите на примерах, как Простакова ведет себя со своими близкими: с мужем, братом, с учителями Митрофанушки, со слугами.

— Что это за женщина?

К Тришке: мошенник, вор, скот, воровская харя, болван. ( д.1, яв.2, 4 )

К Еремеевне: бестия, остолбенела, а ты не впилась братцу в харю, а ты не раздернула ему рыла по уши…

Ты еще, старая ведьма, разревелась…

Еремееевна о себе: Сорок лет служу, а милость вся та же. По пяти рублей за год, да по пяти пощечин в день ( д. 3,яв. 6 );

Мужу :
Я холопам потакать не намерена. Поди, сударь, и теперь же накажи ( д.1 яв.3)
Все сама управляюсь, батюшка: то дерусь, то бранюсь; на том дом и держится. ( д.2, яв.5)

.К брату: …
Пусти! Пусти, батюшка! Дай мне до рожи, до рожи…( д.З, яв.З — дерется со Скотининым). Сердце взяло, дай додраться! (Милон их разнял). …Плуты! Воры! Мошенники! Всех прибить велю до смерти! (д.5, яв.2)
К учителям (
д.3 явл. 7 урок Митрофана )
Вывод: Простакова — полновластная хозяйка имения. Никто в доме не может ни слова сказать, ни шагу ступить без ее согласия. Властно, грубо она относится ко всем. Она особенно отвратительна со слугами. Обзывает их, ругает, оскорбляет, бьет.

Муж у нее под каблуком, она им помыкает. Брата норовит обхитрить, узнав о наследстве Софьи. К учителям относится неуважительно, кормит плохо.

2 группа.

— Но как эта «презлая фурия» относится к сыну – Митрофану? Любит она его? Найдите в тексте комедии ответы. Однако, какая это любовь

? Требовательная? Или слепая, безрассудная, животная?

( Заступается за сына, ругает учителей, Еремеевну. («Ах, Господи Боже мой! Уж робенок не смей и избранить Пафнутьича! «Тебе жаль шестой /булочки/, бестия?»)

( То, как она им любуется… «Мы все делали, чтоб он стал у нас таков, как изволишь его видеть. Не угодно ль…посмотреть, как он у нас выучен»).

— В чем она видит благо, счастье

для своего сына? Каков
её идеал?
(Её идеал – батюшка, который «не умел грамоте, а умел достаточек нажить и — сохранить», для этого хочет женить на Софье Митрофана.

Как Простакова относится к
образованию?
Для чего она
нанимает учителей
?

“Без наук люди живут и жили”- говорит помещица.
Она присутствует на уроках и во всем поддерживает сына: “Мне очень мило, что Митрофанушка вперед шагать не любит…”- говорит она Цыфиркину.
При решении задачи о деньгах она советует сыну: “…Врет он, друг мой сердечный. Нашел деньги, ни с кем не делись. Все себе возьми, Митрофанушка.( д.З, яв.7)

Простакова о географии: “…Да извозчики-то на что? Это их дело. Это-таки и наука-то не дворянская.. (д.4, яв.8)

— Почему же Митрофан ничему не научился

? На кого
похож
?

Выводы: Простакова — невежественная, необразованная женщина, очень властная, деспотичная, жестокая по отношению к людям, беспощадная крепостница, слепо любящая своего сына.

Она уродует его характер, воспитывает в нем наглость, лень, подлость и жестокость. И он действительно становится похожим на мать.

Сама она невежественная, безграмотная женщина. Простакова вынуждена пригласить к сыну учителей, хотя не считает образование необходимостью, и смотрит на обучение, как на тяжелую повинность.

3 группа.

Герои — антиподы Митрофана.

Кто они? Прочитайте высказывания Стародума и объясните их. Согласны ли вы с ними?

• Глупому сыну не в помощь богатство.

• Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время.

• Невежда без души – зверь.

• Золотой болван – всё болван.

• Наличные деньги — не наличные достоинства.

Кто
Милон по роду занятий
?
Какой он офицер
? Что мы узнаем о нем?

— Какие качества он ценит в человеке? Можно ли его считать истинным гражданином своего Отечества ( дейст.4 явл. 6 ).

Вывод: Милон любит Родину, он честен, справедлив, умен, думает о благе государства, он смелый и благородный офицер. Он образец настоящего гражданина Отечества.

4.
Подведение итогов. Рефлексия.
Фонвизин обращается к вам, молодому поколению страны: вам надо обязательно учиться, получить образование, верой и правдой служить своему Отечеству, быть полноправными членами общества.

— На какие вопросы вы получили ответы на нашем занятии?

— Кого можно назвать настоящим гражданином своего Отечества?

— Продолжите строчку: «Сегодня на уроке я задумался…»

— Вернемся к проблеме, которую мы озвучили в начале урока, можно ли Митрофану доверить будущее России? Почему?

Выводы: Митрофан, воспитанный своей матушкой, становится «злонравия достойным плодом».

Не уважающий и не любящий свою мать, он не может уважать и любить свою Отчизну, следовательно, ничего полезно сделать для неё не может, а значит и не может быть истинным гражданином.

5. Домашнее задание

Напишите мини-сочинение «Что такое истинное воспитание человека»? (с опорой на читательский опыт: комедия «Недоросль» Фонвизина).

Используем фразы: « говоря о воспитании достойного человека, обратимся к литературному примеру», «в комедии автор рассказывает о Митрофане Простакове, который…», « трудно назвать этого героя достойным человеком ,потому что…»

Выставление оценок

Темы и проблемы «Недоросля»

В комедии поднято несколько важных тем и проблем современного общества. В первую очередь ярко выделяется проблема взаимоотношений между крепостными и помещиками – многие помещики обращаются плохо со своими крестьянами, ущемляют их права, искусственно занижают плату за их работу и часто срывают на крестьянах злость.

Следующей ключевой темой «Недоросля» является тема воспитания и образования. Фонвизин наталкивает на мысль, что образование – это привилегия дворянства и аристократии, однако не всегда и не все из них могут получить достойное образование – иногда причиной такому становится нежелание обучаться, личная лень и немотивированность.

Иногда проблема заключена в плохом качестве подготовки самих учителей – некоторые из них обладают слишком малыми знаниями, другие же могут недобросовестно относиться к своей работе.

Предлагаем читателю вникнуть в суть и смысл пьесы “Недоросль”, которую написал Денис Фонвизин.

Проблема излишней опеки со стороны родителей и слепая любовь к детям. Простакова слишком много позволяет своему сыну Митрофану, она всегда его баловала и излишне опекала и в результате получился эгоистичный, глупый и неприспособленный подросток. Любовь Простаковой не знает границ, и поэтому действует губительно на молодого человека.

Символичность названия

Слово «недоросль» обозначает человека, не получившего должного документа о полученном образовании, другими словами, недоросль – это недоучка. Такое название связанно с основной целью комедии Фонвизина, которая заключается в высмеивании современных ему принципов образования и воспитания, не приносящих положительных результатов, а наоборот, действующих губительно на формирование личности и ее развитие.

Черты классицизма в комедии

Комедия Фонвизина является классическим произведением эпохи классицизма. В произведении, согласно законам европейского классицизма, соблюдается закон триединства: единства времени, места и действия.

Все события комедии происходят в течение одного дня, что обеспечивает единство времени. Все события комедии происходят в одном месте, что характерно для требования единства места. Также, все мелкие события, происходящие в комедии, сосредоточены вокруг более главного события – замужества Софьи. К тому же все имена героев и их фамилии носят символический характер и по своей сути являются небольшой, но лаконичной характеристикой персонажа.

Таким образом, комедия «Недоросль» – вершина творчества Фонвизина. Благодаря множеству источников для работы у Фонвизина получилось воплотить свою идею самым что ни на есть лучшим образом – все герои пьесы выглядят реалистичными и живыми, а проблемы и темы, поднятые в произведении, – актуальными и существенными.

4.7 / 5 ( 12 голосов )

Автор: Виктория Давыдова

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]