История создания
«Вишнёвый сад» — это итоговое произведения Антона Павловича Чехова. Изначально оно замышлялось как беззаботная, несерьёзная комедия. Сюжетом должна была стать продажа родового имения за долги.
Но по мере создания становилось ясно: ни веселья, ни беззаботности здесь не выйдет. Слишком много таких историй Чехов видел вживую, слишком ко многим трагедиям прикоснулся. В новом веке появились новые люди — хваткие, напористые, сильные. Процесс обнищания дворян был просто-таки тотальным: не привыкшие заботиться о завтрашнем дне, они попросту проживали свои состояния, не задумываясь о будущем.
К этой пьесе Чехов шёл всю жизнь. Он выверял образы и все реплики до мельчайших деталей, правил и переписывал свой «Вишнёвый сад». Некоторые считают, что у Чехова вышла драма, другие видят в «Вишнёвом саде» трагикомизм. Как бы то ни было, «Вишнёвый сад» давно и прочно вошёл в репертуар самых знаменитых театров.
Проблематика:
- социальная проблематика (смена общественных слоёв, праздность дворян, возможность или невозможность построения новой жизни);
- психологическая проблематика (переживания героев);
- историческая проблематика (смена времён, поколений, ценностей);
- путь России (вишнёвый сад как метафора России).
Смысл названия: вишнёвый сад — это образ, связывающий две эпохи: отживающее благородное дворянское сословие и новых людей — жёстких, практичных, экономных. И для тех, и для других вишнёвый сад желанен, пусть даже они видят его по-разному (первые — как идеал и частицу прекрасного, вторые — как капитал и источник развития).
Литературное направление: реализм.
Литературный жанр: комедия.
Жанровые особенности: достаточно сложно понять, почему Чехов настаивал на том, что «Вишнёвый сад» — комедия, ведь по внешним признакам это драма: рушатся жизни людей, никто никого не слышит, все ведут себя глупо, неуместно. Можно сказать, что это философская комедия: взгляд сверху на драматическую человеческую ситуацию, который позволяет увидеть парадоксы нашего собственного поведения и потешность того, что с близкого расстояния виделось печальным. Мир «Вишнёвого сада» словно наполнен кривыми зеркалами: щедрость героев превращается в расточительность, образованность — в пустую болтовню. Рядом с основными персонажами есть их двойники, позволяющие увидеть этих героев в другом свете (ярким примером может стать действительно отрицательный персонаж — лакей Яша, являющий собой искажённое отражение Ермолая Лопахина).
2-е действие «Вишневого сада» (см. полный текст пьесы на нашем сайте) происходит через несколько недель после 1-го в поле, у заброшенной часовни, недалеко от имения Раневской и Гаева.
Вишнёвый сад. 2 действие. Краткое содержание. Слушать аудиокнигу
Вначале здесь сидят на скамье и стоят у неё конторщик Епиходов, горничная Дуняша, лакей Яша и гувернантка Шарлотта. Влюблённый в Дуняшу Епиходов с грустью замечает, что она больше благосклонна не к нему, а к побывавшему за границей Яше. Епиходов жалуется на свои постоянные несчастья, заговаривает даже о самоубийстве. Яша, видимо, уже соблазнил Дуняшу, но обращается с ней довольно высокомерно.
Слуги вскоре расходятся. Вместо них на сцене появляются купец Лопахин, Раневская и Гаев. Лопахин вновь, как и в 1-м действии, напоминает Любови Андреевне и Леониду Андреевичу, что их имение вскоре будет продаваться за долги. Он вновь предлагает им вырубить вишневый сад и отдать землю под дачи.
Гаев и Раневская отвечают ему невпопад и рассеянно. Любовь Андреевна говорит, что «дачники – это пошло», а Леонид Андреевич по обыкновению заводит речь о бильярде. Рассерженный Лопахин, готовый уже рыдать или кричать, называет их «легкомысленными, странными и неделовыми» людьми, которые сами отвергают единственный путь собственного спасения. Однако его уговоры остаются бесплодными. Гаев лишь вспоминает: у них с сестрой есть богатая тетушка в Ярославле, у которой можно попросить денег – но вряд ли больше десятой части того, что нужно для погашения долгов. Раневская же вынимает из кармана телеграмму: обобравший её во Франции любовник просит прощения и умоляет вернуться…
Лопахин не знает, как ещё убеждать их. Раневская намекает, что ему неплохо бы жениться на её приёмной дочери Варе. Лопахин говорит, что он и не прочь, но в словах его не видно особого энтузиазма. Как раз входят Варя, Аня и Петя Трофимов.
Лопахин подшучивает над Петей: ему чуть не 50 лет, а он ещё студент. Петя в ответ критикует Лопахина: он скоро будет миллионером, но, в сущности, лишь хищный зверь, пожирающий всё на пути, хотя такие тоже нужны для общего «обмена веществ».
Петя пускается в идеалистические рассуждения о неуклонном движении человечества вперёд, о бездеятельности русской интеллигенции, которой надо научиться не болтать, а работать, менять жизнь вокруг себя. Практичный Лопахин относится к громким фразам Трофимова с сильной иронией, замечая: «надо только начать делать что-нибудь, чтобы понять, как мало честных, порядочных людей». Посреди беседы неизвестно откуда, будто с неба, раздаётся отдалённый звук лопнувшей струны, замирающий и печальный – как если бы что-то привычное и дорогое вдруг ушло безвозвратно. Лопахин предполагает: это где-то в шахтах сорвалась бадья…
Все, кроме Трофимова и Ани, уходят. Заметно, что Петя влюблён в Аню, а ей очень нравятся его беспрестанные горячие речи об идеале. Оставшись с Аней вдвоём, Петя рассыпается в новых высокопарных тирадах о необходимости подняться в свободе и счастье надо всем мелким, искупить неустанным трудом тёмное прошлое, стать выше судьбы и ощутить скорое приближение всеобщего счастья. Аня слушает его с восхищением, хотя Трофимов проповедует, что сама любовь – тоже разновидность пустого и мелочного, и надо научиться быть выше неё. Туманные, беспредметные высказывания Трофимова не менее пусты и смешны, чем легковесные влюблённости Раневской или призывы Гаева к «добру и справедливости». Наёмные коммунистические литературоведы напрасно тщились выставить этого персонажа «Вишневого сада» светлым, положительным образом.
Услышав голос возвращающейся Вари, Аня и Петя уходят.
См. далее Чехов «Вишневый сад», действие 3 – краткое содержание
Автор краткого содержания
На нашем сайте вы можете прочитать краткое содержание всей пьесы «Вишневый сад» в одной статье, полный текст её 2-го действия, а также краткую биографию Антона Павловича Чехова
Действующие лица
Любовь Андреевна Раневская — разорившаяся аристократка, личность романтическая и неземная. Рано оставшись вдовой и потеряв сына, Любовь Андреевна уезжает к любовнику за границу. Денег у неё фактически уже нет: Раневская не привыкла экономить, да и любовник постарался вытащить из неё все средства.
Леонид Андреевич Гаев — брат Раневской, внимательный, умный, но совершенно не нашедший себя в новой жизни.
Ермолай Алексеевич Лопахин — молодой мужчина родом из крестьян. Благодаря своему деятельному рассудку и смётке стал миллионером. Ермолай Алексеевич — душевный тонкий человек, но коммерческая жилка в нём сильнее артистизма.
Петя Трофимов — мечтатель, «облезлый барин», в прошлом — учитель погибшего сына Раневской Гриши. Родом из дворян, но не имеет ничего. При этом мечтает о всеобщем счастье, благоденствии и небе в алмазах. Полная противоположность Лопахину.
Аня — дочь Любови Раневской. Наивная, восторженная девушка. Влюблена в Петю Трофимова и тоже мечтает о всеобщем счастье.
Варя — приёмная дочь Любови Андреевны, управляет её имением. Практичная приземлённая девушка. Все хотят выдать её замуж за Лопахина, но Лопахин Варей не интересуется.
Симеонов-Пищик — разорившийся помещик. В отличие от Раневской, радостно принимает предложение сдать свой участок в аренду.
Яша — лакей. Высокомерный негодяй, не уважающий ни мать, ни хозяев. Все его мечты сводятся к отъезду за границу.
Дуняша — горничная, юная легкомысленная девушка. В каком-то смысле её образ — пародия на Любовь Раневскую.
Семён Пантелеевич Епиходов — он же «Двадцать два несчастья». Конторщик, крайне невезучий субъект — вечно всё роняет и разбивает. В каком-то смысле является двойником Гаева (неустроенность Леонида Андреевича воспринимается как благородный печальный удел, но разнесчастный до глупости Епиходов помогает увидеть в этих страданиях фарс). Влюблён в Дуняшу.
Фирс — лакей в имении Раневской, очень старый, почти глухой. Искренне любит хозяев, имение и вишнёвый сад. Символизирует давно прошедшие времена — «когда всё было иначе».
Шарлотта Ивановна — гувернантка и циркачка. Вносит элемент фарса уже своим присутствием (разрушаются судьбы, а она жонглирует).
Краткое содержание
Действие 1
Комната в имении, которую все называют детской.
Ермолай Лопахин и Дуняша ждут возвращения из-за границы Раневской с семьёй. Ермолай Алексеевич тепло вспоминает Раневскую и размышляет о собственной судьбе: отец был простым мужиком, а он вот одет благородно. Образования, правда, не получил. Лопахин упрекает Дуняшу, что та ведёт себя как барышня — не подобает так.
Приезжает Раневская с Аней и прислугой (Шарлотта Ивановна, Яша). Любовь Андреевна и Аня очень рады вернуться домой. Аня оживляется, узнав, что Петя Трофимов сейчас в их имении. Позднее появляется влюблённый в Аню Петя.
Из бесед сразу становится ясно, что Раневская разорена. Она уже продала свою заграничную недвижимость. Это имение тоже в ближайшее время будет продано за долги. Аня и Варя очень тревожатся, но Любовь Андреевна лишь осматривает всё и тепло вспоминает прошлое. Ермолай Лопахин выступает с предложением, которое может спасти Раневскую: сад надо срубить, а землю разбить на участки и сдавать под дачи. Раневская и Гаев категорически против: для них вишнёвый сад — предмет гордости и достояние их рода. Лопахин просит поразмыслить над предложением и уезжает. Гаев говорит, что, возможно, богатая тётя пришлёт денег — в общем, как-то образуется.
Действие 2
Местность возле старой церкви, откуда видно вишнёвый сад и город.
Дуня, Яша, Епиходов и Шарлотта Ивановна гуляют. Дуня влюблена в Яшу, Яша к ней равнодушен и даже сторонится, Епиходов (который искренне любит Дуняшу) крайне огорчён и даже подумывает о самоубийстве.
Приходят Любовь Раневская, Леонид Гаев и Ермолай Лопахин. Лопахин спрашивает, что Любовь Андреевна решила в отношении аренды. Раневская, будто не слыша, говорит о своём — ругает себя за транжирство и тут же отдаёт золотой рубль случайному прохожему. Гаев ведёт отвлечённые беседы о пользе железной дороги. Раздаётся звук лопнувшей струны.
От богатой тётушки ожидается денежный перевод, но этих средств не хватит даже для оплаты долгов. А о том, чтобы сдать землю в аренду, они и думать не хотят: это пошло. Лопахин уже сердится из-за их непрактичности. Раневская корит его необразованностью и приземлённостью и рекомендует жениться на Варе. Гаев говорит, что ему предлагали работу в банке, но Любовь Андреевна осаживает брата: нечего ему там делать. Приходит Фирс. Он с ностальгией вспоминает прошлое. Являются Варя, Петя и Аня. Все беседуют (по сути — каждый о своём). Когда все уходят и Петя с Аней остаются наедине, Аня признаётся, что не так уж дорожит вишнёвым садом и хочет думать о будущем.
Действие 3
Гостиная имения Раневской. Вечер. 22 августа.
Играет музыка, все танцуют. Отсутствуют только Гаев и Лопахин: как раз сейчас происходят торги, имение Раневской продаётся.
Все почему-то надеются, что Гаеву хватит присланных тётей денег, чтобы выкупить имение, хотя совершенно ясно, что 15 тысяч недостаточно. Шарлотта Ивановна показывает фокусы. Яша говорит Раневской, что им нужно поехать в Париж — слишком уж тут все простые и необразованные.
Раневская и впрямь собирается вернуться во Францию к своему любимому — он ей писал. Любовь Андреевна хочет поскорее устроить судьбы дочерей: Варю она планирует выдать за Лопахина, а Аню — за Петю Трофимова. Среди присутствующих происходит разговор о любви. Раневская настаивает, что ради любви можно совершить любой поступок, упрекает Петю, что он «выше любви». Петя напоминает Любови Андреевне, что та стремится встретиться с человеком, уже обманувшим и обобравшим её.
Входят Лопахин и Гаев. Гаев плачет. Лопахин едва скрывает радость: имение продано, и он — его хозяин! Лопахин хочет немедленно начать рубить сад, чтобы скорее сдать землю в аренду.
Любовь Андреевна плачет, Аня пытается её утешить. Варя бросает ключи от имения и уходит.
Действие 4
Детская комната, но в этот раз пустая: все вещи упакованы и дожидаются своего часа.
С улицы слышно, что сад уже рубят. Лопахин приносит шампанское, чтобы проводит Раневскую с семьёй. Никто не хочет шампанского: все печальны. Все вместе уезжают в Харьков, а оттуда Любовь Андреевна и Яша двинутся в Париж, Аня пойдёт учиться, Петя отправится в Москву. Леонид Андреевич находит себе место в банке. Дуня пойдёт работать экономкой. Ермолай Лопахин обещает позаботиться о Шарлотте Ивановне и Епиходове. Фирс заболел, и его, по словам Яши, отправили в больницу.
Заходит Симеонов-Пищик. Как ни странно, он возвращает долг: выясняется, что Пищик сдал свои земли в аренду. Раневская ещё раз пытается свести Лопахина с Варей, но Лопахин вежливо беседует и предложения не делает. Все прощаются с домом, закрывают его и уезжают.
Появляется Фирс: о нём просто забыли. Фирс понимает это, но на хозяев не сердится.
Раздаётся звук лопнувшей струны. Слышно, как рубят вишнёвый сад.
А.П. Чехов. «Вишнёвый сад». Пересказ содержания по действиям. Действие 2.
Действие 2.
Действие начинается недалеко от усадьбы Гаева, на природе. Прошло уже значительное время после приезда Раневской , скоро должны продавать имение .
Шарлотта говорит, что она не знает, кто она, сколько ей лет; родители, видимо, бродячие артисты, умерли рано. (Когда я была маленькой девочкой, то мой отец и мамаша ездили по ярмаркам и давали представления, очень хорошие.). Её воспитывали в чужой семье, дали образование. Теперь она гувернантка. Ей одиноко, не с кем поговорить по душам.
Дуняше нравится Яша, она считает его умным человеком, она покорена им, не понимает, что он не любит её совсем. Яша же только и вспоминает о жизни за границей. Он не хочет, чтобы об их отношениях узнали. Дуняшу ревнует Епиходов, готов даже на самоубийство ради неё.
Любовь Андреевна переживает, что мало денег, хотя сама ходит в дорогой ресторан.
Лопахин сообщает, что уже появился покупатель на вишнёвы сад, на что Гаев отвечает, что должна деньги прислать тётушка. Хозяева ничего не делают, чтобы сохранить имение, даже Лопахин не понимает их: «Простите, таких легкомысленных людей, как вы, господа, таких неделовых, странных, я еще не встречал. Вам говорят русским языком, имение ваше продается, а вы точно не понимаете». Продажа участков дачникам была бы спасением.
Раневская вспоминает свои грехи: «Я всегда сорила деньгами без удержу». Она вышла замуж за такого же человека. После его смерти поехала за границу с любовником, ухаживала за ним, пока тот болел. А он обобрал её. Пришлось вернуться на родину, хотя она и говорит, что скучает по родине, по дочери.
Раневская предлагает Лопахину жениться на Варе, что та хорошая девушка.
Гаеву предложили место в банке.
К беседе присоединяются Варя, Аня и Трофимов. Трофимов рассуждает о будущем, что скоро должно всё измениться, нужно только работать. «У нас, в России, работают пока очень немногие». Критикует интеллигенцию ,которая с мужиками обращается, как с животными, ничего серьёзного не читает, ничего не делает.
Лопахин поддерживает Трофимова, говоря, что работает целый и видит, какие люди: «Надо только начать делать что-нибудь, чтобы понять, как мало честных, порядочных людей».
Гаев восторженно говорит о красоте природы. Вдруг в тишине слышен звук лопнувшей струны. Начали думать, что это (может, филин кричит, а может, бадья в шахтах сорвалась). Фирс сказал, что так же кричала сова перед «несчастьем» — так называет он волю.
Раневская дала прохожему, попросившему денег, золотой, продолжая сорить деньгами.
Все ушли. Остались Трофимов и Аня.
Трофимов говоря об отношениях с Аней, сказал, что они выше любви, что им нужна свобода, «быть свободным и счастливым,— вот цель и смысл нашей жизни. Вперед! Мы идем неудержимо к яркой звезде, которая горит там вдали! Вперед»! «Вся Россия наш сад. Земля велика и прекрасна, есть на ней много чудесных мест.»
Трофимов говорит Ане, что ужасно владеть людьми, жить за чужой счёт, что Россия отстала на 200 лет, что нужно искупить прошлое непрерывным трудом. Петя предчувствует счастье. «Вот оно счастье, вот оно идет, подходит все ближе и ближе, я уже слышу его шаги. И если мы не увидим, не узнаем его, то что за беда? Его увидят другие!»
Аня готова к новой жизни, ей уже на жалко сада.
Пересказала: Мельникова Вера Александровна.