Главная тема пьесы Антона Павловича Чехова «Вишнёвый сад» — сочинение

Характеристика главных персонажей

Представители старшего поколения не осознают, что все их проблемы вызваны глупостью и невежеством, и вовсе не собираются развиваться и что-то менять. Они просто плывут по течению, надеясь, что в будущем всё изменится. Молодые тешат себя иллюзиями. Конечно, если бы они постарались воплотить свои мысли в реальность, жизнь России действительно стала бы лучше.

Любовь Андреевна Раневская

Вышла замуж за человека, чрезмерно увлекающегося алкоголем и впоследствии умершего от злоупотребления им. К тому же этот человек не умел распоряжаться деньгами и лишь создавал долги. После смерти мужа Раневская влюбилась в другого, но через несколько лет любовник ограбил её бросил.

В прошлом была богатой дворянкой, но из-за непонимания происходящего вокруг разорилась, ей пришлось продавать имение для уплаты долгов. Никогда не скрывала своего неумения обращаться с деньгами, но ничего не делала, чтобы изменить привычки и улучшить свою жизнь в целом, стремясь отстраниться от неприятных моментов. Например, в ожидании возвращения брата с аукциона напевала лезгинку.

Варя — приёмная дочь

В отличие от других персонажей способна адекватно воспринимать происходящее. Говорит просто. Речь её содержит много эмоциональных восклицаний. Умственно ограничена, религиозна, искренне привязана к Раневской и Ане. Хочет стать монахиней.

Ермолай Алексеевич Лопахин

Очень трудолюбивый и энергичный человек, предприниматель. Искренне беспокоился о судьбе Раневской и её имения. Предложил способ решить проблему, согласно которому нужно лишь уничтожить сад, разделить территорию на дачные участки и сдавать их в аренду. Он пытался убедить её в том, что это поможет быстро решить финансовые проблемы, но Раневская отказалась, поскольку жить не может без сада.

Проходят торги, и Лопахин сам приобретает имение, а Раневская уезжает в Париж, словно забыв свои прежние слова о том, что она жить не может за пределами родного дома. Оказывается, может. Она неспособна на сильные переживания, её настроение очень переменчиво.

Леонид Андреевич Гаев

Брат Раневской. Ему 51 год, не женат. Пустослов, ожидающий, что все проблемы когда-нибудь будут решены без участия людей. Рассчитывал найти средства для погашения долгов, получив наследство и отдав Аню замуж за богатого человека. Но это были лишь иллюзии, не имеющие ничего общего с действительностью.

Не умеет отстаивать свою точку зрения, поскольку неспособен даже её сформулировать. В самые неподходящие моменты Гаев может начать рассуждать о чём-либо, и все просят его замолчать. Зачастую во время разговора ему нечего сказать значительного, поэтому он вставляет совершенно неуместные фразы. Ему даже не приходит в голову мысль о необходимости помочь ближним. Это показывает, насколько он бесчувственный.

Считает себя истинным аристократом и тоже не желает разрушать сад и сдавать в аренду участки, поскольку это приблизит его к подобным Лопахину, что недопустимо. Клялся, что не продаст имение. Но он просто словоблуд, в отличие от Лопахина, который времени даром не терял.

Пётр Сергеевич Трофимов

Вечный студент, которого несколько раз исключали из университета. Когда-то он был учителем маленького сына Раневской, который вскоре утонул. Его отличает убеждённость в торжестве демократии и в справедливой социальной жизни в будущем. Он не имеет меркантильных интересов, исключительно честен, его мышление не ограничивается шаблонами, навязанными обществом.

Речи Трофимова постоянно прерывают другие герои. То застучат топором, то Епиходов заиграет на гитаре. Таким образом, Чехов показывает бесполезность его рассуждений, выражает сомнения в способностях Петра на что-то, кроме красивых речей, поскольку в нём присутствует неуверенность, как у представителей старшего поколения. Он мечтатель, невидящий реальности.

Желая показать своё превосходство с помощью фразы о том, что он выше любви, Трофимов на самом деле показал свою неразвитость и несостоятельность. Пётр двуличен, не готов следовать своим идеям, такой же пустослов, как и Гаев.

Аня, дочь владелицы имения

Склонна всё идеализировать, поэтому легко верит пустым речам Трофимова. Она неспособна критически воспринимать их из-за недостатка жизненного опыта. Видит в нём человека, способного воплотить её мечты. Вера в Трофимова показывает, насколько Аня предана своей идее сделать мир лучше. В её характере нельзя однозначно выразить положительные и отрицательные черты.

Аня единственная героиня, у которой со временем меняется отношение к саду. Сначала он воплощает беззаботность, защищённость, но после того как Пётр указывает на то, чьими трудами был создан сад, в сознании Ани возникает противоречие между личным восприятием и действительностью.

Дуняша, служанка

Ведёт себя как барышня. «Будущее» заключается в её любовных иллюзиях. Живёт в ожидании «принца». Ей доставляет удовольствие сам процесс, и она не желает его прекращения. Когда Епиходов делает предложение, Дуняша не соглашается, потому что попытки воплотить мечты в реальность мгновенно приведут к разрушению иллюзий. Признаётся в любви Яше, но тот отвергает её.

Фирс, слуга

Весь из прошлого. Убеждённый сторонник крепостного права, потому что при нём взаимоотношения между людьми были просты и понятны. Реформу 1861 года он считает началом всех бед, после неё вся жизнь превратилась в хаос. Он не нуждающийся в свободе раб и не видит иного смысла своей жизни, кроме служения людям, среди которых живёт. Фирс выполнял роль хозяина и надзирателя для Раневской и Гаева, которые так и не повзрослели.

Несмотря на своеобразное мировоззрение, он оставался одним из немногих героев, способных рационально мыслить. Ему присущи качества, которых недостаёт остальным — хозяйственность, организованность. Фирс единственный, кто чётко осознавал смысл своей жизни, поэтому был как будто чужим в этом окружении. Это показывает тот факт, что в конце пьесы о нём даже забыли — не отправили в больницу и просто закрыли в доме. Но Фирс был не в обиде и с чувством выполненного долга отошёл в мир иной.

Яша, лакей

Невежа, слепо восхищается всем иностранным, но умеет преподать себя как образованного человека. Насмехается над Гаевым, желает скорейшей смерти Фирса, потому что тот ему надоел. Спокойно ворует у хозяйки деньги, пьёт спиртное за её счёт, невзирая на финансовые проблемы. Обвиняет всех в невежественности и безнравственности, хотя сам является олицетворением этих качеств.

Семён Пантелеевич Епиходов

Неуклюжий человек. Читает «разные замечательные книги» и, опираясь на этот факт, считает себя развитой личностью. Стремясь выглядеть умным, выражаясь различными словами, свойственными сложной речи, о которых он узнал из книг, Епиходов выстраивает свою речь настолько запутанно, что окружающие не могут его понять. Постоянно жалуется на судьбу, считая себя жертвой обстоятельств. Как и все остальные герои, он не делает ничего, чтобы изменить свою жизнь.

Проблематика пьесы «Вишневый сад» А.П. Чехова

Любовь Раневская, помещица, находящаяся на грани обнищания, решает продать свое поместье. Оно очень дорого для нее, потому что она прожила в нем всю жизнь. Но поскольку другого выхода нет, она отпускает мысли о привязанности. Раневская рассеяна и совершенно не умеет вести дела, но это не препятствует тому, чтобы испытывать к ней симпатию. И ее привязанность, и готовность отпустить позволяют говорить о ней, как о полноценной личности.

В поместье собираются знакомые Раневской. Первым появляется сын крепостного Лопахин. Он тепло относился к хозяйке поместья, зная ее еще с детства. Он был предприимчивым человеком, и его происхождение не помешало ему преуспеть в торговле. Лопахин сразу же предлагает схему, по которой бы Раневская не потеряла бы поместье – раздел на участки и аренда под дачи. Но для этого плана необходимо было срубить большой вишневый сад, который имел для Раневской огромное значение. Она предпочла бы лишиться поместья, сохранить сад, чем наоборот.

Аня – единственная дочь Раневской. Она переняла все положительные черты своей матери, избежав любви к роскоши и трате денег. Аня видела, как мать тратит последние сбережения так, словно она самый богатый человек на земле.

Петр Трофимов – молодой учитель. С семьей его связывает то, что он обучал семилетнего сына Раневской, который погиб, утонув в озере. Он приехал повидаться с Любовью после долгого перерыва, но остальные не хотели сводить их в месте, беспокоясь за чувства Раневской.

Гаев, брат Раневской, так же, как и Лопахин, не хочет продавать поместье и строит планы, правда не такие продуманные. У него есть два варианта – либо выгодно выдать Аню замуж, либо занять крупную сумму у тетушки, с которой Любовь не разговаривает.

Дальнейшие события разворачиваются точно с представленными характерами.

Лопахин продолжает убеждать Раневскую осуществить его план. Его раздражает, что она так легкомысленно готова потерять все. Но Раневская вновь отказывает ему, и более того – дает золотую монету в качестве милостыни бездомному. Лопахин окончательно проявляется как деловой человек. Если до этого его можно было назвать авантюристом, то теперь понятно, что он живет своей деятельностью. Он готов вновь и вновь выбираться со дна, если ему придется. И он откровенно не понимает, почему другие не живут так же.

Гаев рассказывает о том, что вскоре займет должность в банке, и читателю становится понятно, что и герои пьесы невысокого мнения об этом персонаже. Даже Раневская считает, что эта должность ему не подходит. Гаев – повзрослевший ребенок, его способности остались на том же детском уровне.

Трофимов предстает как тот человек, чью жизнь определяют высокие идеи. Но пока трудно понять, пришел ли он к этим идеям умственно, подстроив под них свою жизнь, или облек в хорошо звучащие идеи свои неудачи. Он ведет споры с Лопахиным и Раневской, которые, в целом, ни к чему не приводят.

Но когда он остается с Аней, он продолжает свои речи. Он призывает ее отказаться от любви, говоря, что она выше этого. Вместе с тем, сам он в нее влюблен. В конце концов, он предлагает ей вместе уйти и посадить новый сад. Все это ставит под вопрос его истинные мотивы. Его речь хороша, но ведет он себя так, как будто в его голове самые обычные мысли и самые обычные желания. Он ушел с Аней, в которую был влюблен, и, скорее всего, проживет ту жизнь, которую проживают все остальные. Его идеи направлены на то, чтобы придать уникальности обыденной жизни, поскольку как изменить саму жизнь Трофимов не знает.

Вскоре проходят торги. Гаеву удалось выпросить денег у тетки, но его ставку побил другой человек. Тогда более крупную сумму предложил Лопахин, который и выиграл торги. Он представил все так, будто не хотел, чтобы поместье попало в чужие руки. Но это кажется фальшивым с его стороны. Им завладела идея, которую он не раз предлагал Раневской, все время отказывавшейся и ждущей непонятно чего.

Финал определяет некоторую комедийность пьесы.

Все получили то, что хотели – но не совсем. Раневская лишилась поместья, но отправляется в Париж, к своему бывшему любовнику. Трофимов уезжает с Аней в Москву, отказавшись сажать новый сад, стремясь к «великой цели», которую так и не смог внятно сформулировать. Гаев решил принять должность в банке. А Лопахин вырубил сад и разделил участок на дачи.

Персонажи остались такими, какими были с самого начала. События пьесы всеми силами указывали на то, что они должны измениться, но этого не произошло.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]