Другие персонажи
Тальберг Владимир Робертович – супруг Елены, полковник генштаба, неприятный тип, 38 лет.
Мышлаевский Виктор Викторович – артиллерист, штабс-капитан, бесстрашный, открытый человек, 38 лет.
Шевринский Леонид Юрьевич – поручик, личный адъютант гетмана, давно влюблен в Елену.
Студзинский Александр Брониславович – капитан, 29 лет.
Суржанский Ларион Ларионович (Лариосик) – 21-летний кузен Турбиных, родом из Житомира.
Краткое содержание
Действие первое
Картина первая
В квартире Турбиных Николка «играет на гитаре и поет». Его брат Алексей просит спеть другую песню, между ними завязывается перепалка. Они замечают, как нервничает их сестра Елена, чей муж до сих пор не появился дома.
Появляется замерзший Мышлаевский, которого Турбины принимаются отогревать. Он рассказывает, как в страшный мороз они стояли без валенок против Петлюры. После того, как он скандал «в штабе на посту устроил», его отправили к кавалеристам. Алексей решает забрать его к себе.
В этот момент раздается звонок в дверь, и на пороге появляется житомирский кузен Лариосик. Все удивлены его появлению, поскольку телеграмма от его матери так и не дошла к Турбиным. В сопроводительном письме мать просила Турбиных, у которых «такая громадная квартира», принять сына – будущего студента Киевского университета.
Наконец, появляется Тальберг, которого Елена ожидает с самого утра. Он сообщает, что «немцы оставляют гетмана на произвол судьбы», и ему нужно срочно бежать с ними «в Германию, в Берлин». Благодаря своим связям ему удалось достать одно место «в германском штабном поезде». Растерянная Елена отпускает его. Прощаясь с женой, он переживает лишь о том, чтобы она не бросила «тень на фамилию Тальберг» и проследила за сохранностью их комнат. Алексей, узнав о побеге Тальберга, не подает ему руки на прощанье. Николка замечает, что муж Елены «на крысу похож».
Картина вторая
Сразу после ухода Тальберга «внезапно появляется на пороге» Шервинский с огромным букетом для Елены. Он осыпает комплиментами Елену, в которую давно влюблен. Настроение его еще больше улучшается, когда он узнает о внезапной «командировке» Тальберга.
Все садятся за стол, выпивают, поют песни, обсуждают политику и неумелое командование гетмана. Они понимают, что война проиграна, и у них «теперь другое, более страшное, чем война, чем немцы, чем вообще все на свете» – большевики. Пьяный Мышлаевский хватается за маузер, чтобы стрелять красных комиссаров, и его уносят в ванну. Лариосик, не выдержав обильных возлияний, засыпает. Шервинский, оставшись наедине с Еленой, признается ей в любви. Елена, в свою очередь, вынуждена признать, что не любит и не уважает мужа, который ее бросил на произвол судьбы. Шервинский умоляет ее развестись с Тальбергом и стать его женой.
Действие второе
Картина первая
В «рабочий кабинет гетмана во дворце» входит Шервинский. От лакея он узнает, что никого из адъютантов нет. Появляется ге. Шервинский передает ему «известие чрезвычайной важности» – командующий добровольческой армии отбыл в Германию, поскольку петлюровские части прорвали фронт.
Появляются «представители германского командования», которые сообщают об отступлении немецких войск. Они предлагают гетману бежать в Германию, и тот после недолгого раздумья соглашается. Его переодевают в немецкую форму, заматывают бинтами голову и под видом раненого выносят из кабинета.
Узнав, что в спасительном поезде нет больше мест, Шервинский предупреждает Алексея Турбина о побеге гетмана, переодевается в штатское и на прощанье дает лакею денег и просит не выдавать его в случае чего.
Картина вторая
В пустое помещение штаба 1-й конной дивизии приводят пойманного дезертира с отмороженными ногами. Полковник Болботун выясняет, что это простой солдат, который пробирался к лазарету. Несчастного обвиняют в том, что у него нет соответствующего документа, и уводят под арест.
Следом приводят ремесленника с корзиной, полной сапог. Болботун приказывает раздать своим людям новую обувь. Узнав, что два гетманских сердюкских полка могут перейти на их сторону, Болботун седлает коня и отправляется на переговоры.
Действие третье
Картина первая
В Александровской гимназии юнкера под командованием Мышлаевского ломают парты, чтобы растопить печи. Сторож Максим в ужасе от подобного вандализма. Услышав вдалеке звуки разрывающихся снарядов, один из юнкеров не сомневается: «Это по нас, господин капитан, пожалуй». Мышлаевский подбадривает юнцов, и те запевают песню.
Появляется Алексей Турбин, и приказывает всем «слушать, запоминать. Запомнив, исполнять». Из-за внезапных изменений в государственном положении Украины он берет на себя ответственность и распускает дивизион. Алексей приказывает юнкерам и офицерам «немедленно снять с себя погоны, все знаки отличия и немедленно же бежать и скрыться по домам».
Все в смятении, кто-то порывается арестовать Алексея за измену. Турбин сообщает, что изменять некому, поскольку господин ге.
Студзинский предлагает всем отправиться на Дон к Деникину, но Алексей отвечает, что там они встретят «тех же генералов и ту же штабную ораву», которые «заставят драться с собственным народом». Турбин заявляет, что белому движению пришел конец не только на Украине, но и «в Ростове-на-Дону, всюду».
Услышав приближающиеся пушечные удары, «юнкера срывают погоны, бросают винтовки». Алексей сжигает бумаги, списки юнкеров. Он приказывает Мышлаевскому отправиться к Елене и охранять ее. Николка, несмотря на все угрозы, остается со старшим братом. Прикрывая отступающих юнкеров, Алексей умирает, став жертвой разорвавшегося снаряда. Стреляют в Николку, но ему удается скрыться.
Картина вторая
Дождавшись рассвета, Елена собирается выйти на улицу и узнать о судьбе братьев. Лариосик всеми силами пытается ее удержать дома. Появляется Шервинский и с порога сообщает, что «Петлюра город взял», а все командование сбежало. Он уверяет Елену, что Алексей с Николкой вскоре вернутся домой.
Приходят Мышлаевский и Студзинский. Мышлаевский набрасывается на Шервинского, который в свое время «сулил и государя императора и за здоровье светлости пил». Шервинский напоминает, что это именно он успел предупредить всех об измене командования. Студзинский с трудом мирит друзей.
Успокоившись, Мышлаевский расспрашивает о подробностях позорного побега гетмана, и Шервинский, несколько приукрасив, удовлетворяет его любопытство. В качестве доказательства своих слов демонстрирует тяжелый золотой портсигар гетмана, который тот в спешке забыл на столе.
Вдруг раздается стук в окно. Все осторожно выглядывают на улицу, а после бегут во двор, где обнаруживают раненого Николку. Елена догадывается, что Алексея убили. Обращаясь к офицерам, она обвиняет их: «Все домой пришли, а командира убили?». Те оправдываются, что лишь «исполняли его приказание». Студзинский берет на себя вину за все случившееся. Он хватает револьвер и порывается выйти из дома. Мышлаевский его успокаивает, но у капитана начинается истерика. Придя в себя, Николка сообщает: «Убили командира…».
Действие четвертое
Спустя два месяца, в «Крещенский сочельник 1919 года» Елена и Лариосик украшают елку. Елена просит юношу прочесть стихи собственного сочинения, и тот в порыве откровенности признается ей в любви и просит выйти за него замуж. Елена вынуждена признаться, что у нее роман. С горя Лариосик собирается идти к армянину за водкой и напиться до беспамятства.
Входит Шервинский, и сообщает, что «Петлюре крышка». Ночью в город должны войти красные, чтобы установить Советскую власть. Чтобы не привлекать к себе лишнего внимания, Шервинский был вынужден взять напрокат у дворника его облезлое пальто. Он сообщает, что благодаря своему прекрасному голосу нашел новую работу.
Шервинский вновь делает предложение Елене, и та соглашается, но с условием, что тот изменится и перестанет «хвастать и лгать». На радостях он рвет портрет Тальберга. В комнату входит бледный Николка на костылях. Увидев разорванный портрет Тальберга, обо всем догадывается.
Появляются Студзинский и Мышлаевский, оба в штатском. Они принимаются обсуждать планы на будущее: Студзинский намерен «уйти вслед за Петлюрой» и продолжать биться с большевиками, в то время как Мышлаевский уже не хочет идти «к генералам под команду», он «за большевиков, но только против коммунистов».
Их спор прерывает Шервинский, который радостно сообщает о предстоящей свадьбе с Еленой. Все принимаются их поздравлять, и в этот момент неожиданно появляется Тальберг. Елена объясняет, что Алексей – убит, «Николка – калека», а она выходит замуж за Шервинского. В разговор вмешивается Мышлаевский, который выгоняет Тальберга из дома и сообщает Елене, что тот согласен на развод.
Все собираются в комнате, тушат свет и зажигают елку. Лариосик говорит замечательную речь, вдали раздаются пушечные удары. Николка замечает, что этот вечер станет великим прологом к новой исторической пьесе, на что Студинский отвечает: «Кому — пролог, а кому — эпилог»…
Краткое содержание Дни Турбиных
1
(1)
Дни Турбиных
Пьеса «Дни Турбиных» была создана на основе романа М. Булгакова «Белая гвардия», однако в ходе работы автор вынужден был, учитывая условность сцены и требования цензуры, сжать действие и количество персонажей до минимума и отказаться от многих любимых идей и образов. Как и в романе, в пьесе Булгаков обращается к изображению семьи в трагические дни гражданской войны и, следуя толстовским традициям, противопоставляет хаосу войны обыденные картины жизни турбинского дома. Пьеса состоит из четырех действий и имеет кольцевую композицию: финал перекликается с началом. События первых трех действий «Дней Турбиных» относятся к зиме 1918 года, четвертого — к началу 1919 года. С первого действия пьесы драматург любовно творит образ Дома, который складывается из бытовых реалий, важных для самого автора: огонь в камине, часы, которые нежно играют менуэт Боккерини, рояль, кремовые шторы. С первой сцены становится понятно, что в этом доме царит атмосфера тепла, дружбы, внимания и сочувствия друг к другу, атмосфера любви. Дом населяют Алексей, Николка, Елена Турбины, но здесь находят теплый прием, чистое белье и горячую ванну обмороженный Мышлаевский, друг дома, и житомирский кузен, которого никто не ждал, Лариосик, поэт и трогательный человечек. Несмотря на тревожное время, на этом островке уходящего семейного быта находится место друзьям. Только один Тальберг, муж Елены, здесь чужеродное явление. Он ворчит: «Не дом, а постоялый двор». И именно карьерист Тальберг бежит, бросая Елену на произвол судьбы, из этого дома, как крыса с корабля, бежит из обреченного города и страны.
В сцене прощания Алексея с Тальбергом намечается основной конфликт пьесы: между порядочностью, верностью долгу и чести защитников Дома, представителей «белой гвардии», с одной стороны, и подлостью, предательством, трусостью и шкурничеством «штабной сволочи», бегущей из страны с крысьей побежкой», с другой. Алексей не подает руки Тальбергу , показывая свое неприятие его поведения, и готов за это ответить на поединке чести. Так в семейной линии завязывается конфликт. Появляется и завязка любовной интриги, которая не играет в конфликте пьесы решающей роли, однако бегство мужа Елены позволяет ей решать свою судьбу самостоятельно и позднее принять предложение Шервинского. Все мужчины дома Турбиных, кроме Лариосика, офицеры белой армии. Им предстоит заведомо обреченная попытка отстоять город от Петлюры. Трагическая предопределенность слышится в монологе Алексея во время «последнего ужина дивизиона». Он предчувствует смертельную схватку с большевиками, негодует по поводу того, что гетман не начал вовремя формирование офицерских корпусов, которые прихлопнули бы не только Петлюру, но и большевиков в Москве. А теперь офицеры превратились в завсегдатаев кафе. «Он В кофейне сидит на Крещатике, а вместе с ним вся эта гвардейская штабная орава». В дивизионе полковника Турбина «на сто юнкеров — сто двадцать студентов, и держат они винтовку, как лопату». Предчувствуя собственную гибель, Алексей всё же идет защищать город (э На рожон, но пойду!»), по-другому он не может Поступить. Так же, как и другие офицеры: Мышлаевский, Студзинский и его младший брат Николка.
Война Врывается в дом Турбиных, принося хаос. Рушится Привычный мир, любимый марш на стихи Пушкина «Песнь О вещем Олеге» приходится петь без «крамольных» слов, в настроениях людей чувствуется надломленность, растерянность, но все же первое действие завершается лирической сценой объяснения Елены с Шервинским. Как в: во всей пьесе, в этой сцене трагическое удачно переплетается с комическим: поцелуй влюбленных прерывается репликой пьяного Лариосика: «Не целуйтесь, а то меня тошнит».
Во втором действии сюжет выходит за рамки турбинского дома, приобщая семейную линию к исторической. Булгаков показывает штаб гетмана, куда заступил на дежурство Шервинский, немцев, забирающих гетмана с собой, затем Штаб l-й конной дивизии петлюровцев, занимающихся откровенным разбоем. Бегство переодетого гетмана, офицеров штаба и главнокомандующего добровольческой армии, оставивших защитников города без руководства, позорно предавших их, вынуждает Полковника Турбина распустить дивизион. Вовремя предупрежденный Шервинсвим, Алексей решает взять на себя эту ответственность, чтобы спасти жизни юных добровольцев в: офицеров. Сцена в вестибюле Александровской Гимназии является кульминационной для всей пьесы и для обе- их сюжетных линий. Алексей не сразу встречает понимание у своего дивизиона. Возникает суматоха, кто-то плачет, кто-то грозит полковнику револьвером, требует его арестовать. Тогда Турбин задает главный вопрос: «Кого вы желаете защищать? » На этот вопрос уже нет ответа. Раньше был, теперь вместо великой России и армии — «штабная сволочь» и кофейная армия, То же самое на Дону, всюду. «Белому движению … конец … Народ нес нами. Он против нас». В этом контексте гибель Алексея, воплощающего образ благородного, бескомпромиссного, честного офицера и человека, символична. Распустив дивизион, Турбин остается ждать заставу, а по мнению Николки, не покинувшего брата, несмотря на все угрозы, ждать «смерти от позора», которая не замедлила явиться. Гибнет Алексей, гибнет белое движение на Украине. Николка ранен, но спасся, и ему предстоит сообщить Елене о том, что «убили командира». Опять действие перемещается в дом Турбиных, понесший трагическую утрату. Вернулись все офицеры, кроме Алексея, и Елена, потерявшая голову от горя, обвиняет их, добавляя к боли утраты еще и чувство вины. Студзинский не выдерживает этих обвинений и пытается застрелиться. Елена все же находит мужество отказаться от своих слов: «Я от горя сказала. У меня помутилось в голове. Отдайте револьвер!» И истерический крик Студзинского: «Никто не смеет меня упрекать! Никто! Никто! Все приказания полковника Турбина я исполнил!» — подготавливают реакцию Елены на последнее признание Николки о гибели Алексея и ее обморок. Даже в непосильном горе эти люди сохраняют благородство и великодушие.
Последнее действие приходится на Крещенский сочельник, наступивший через два месяца после описанных событий. «Квартира освещена. Елена и Лариосик убирают елку». Булгаков, создавая реалистическое и исторически выверенное произведение, впервые нарушил историческую хронологию, перенеся уход петлюровцев из Киева на две недели вперед, так важно ему было, по его собственному признанию, использовать елку в последнем действии. Образ сияющей огнями елки возвращал в осиротевший дом уют, воспоминания детства, отгораживал от войны и хаоса и, самое главное, давал надежду. На какое-то время за кремовые шторы вернулся мир с его праздником (Крещение во что?), путаницей взаимоотношений, торжеством дружбы. Лариосик объясняется Елене в любви, Елена и Шервинский объявляют о своей помолвке, и неожиданно возвращается Тальберг.
С точки зрения логики характера, это возвращение не оправдано: не мог трус Тальберг решиться на такое рискованное предприятие — заехать в осажденный красными Киев по дороге на Дон. Однако для завершения основного конфликта, а также и любовного, необходимо было разделаться с Владимиром Робертовичем окончательно, а в его лице — со всей «штабной сволочью». Главное обвинение ему — гибель Алексея. К Тальбергу уже нет такого снисхождения, как к друзьям, сделавшим все зависящее от них: он предатель. Турбинский дом снова собрал за столом теплый круг друзей, но нет Алексея, а Николка — калека, за окном оркестр играет «Интернационал. И салютуют большевистские пушки. Будущее тревожно и неясно. Подвести итог писатель доверяет по преимуществу военному человеку Мышлаевскому и человеку не военному Ларносику. Виктор Мышлаевский прогоняет Тальберга, он же берет на себя ответственность высказать то, что сказал бы Алексей, будь он жив. Мышлаевский отказывается идти на Дон, под командование тех же генералов. Он отказывается и бежать из России: «Я не поеду, буду здесь, в России. И будь с ней что будет!» Очевидно, что все герои «Дней Турбиных» разделят судьбу отечества, как это делали благородные люди того времени, как правило, обрекая себя на гибель или страдание. Мышлаевскому же принадлежит высказанное убеждение, что будущее у России есть. «Прежней не будет, новая будет. Новая и снова звучит победный марш: «Мы победили, и враг бежит, бежит, бежит!» Социальный враг на пороге, но в доме горит елка, Лариосик говорит речь: Мы все снова вместе». Лариосин великодушно желает любимой женщине счастья с другим и цитирует Чехова: «Мы отдохнем, мы отдохнем». А дальше новая историческая пьеса. Война и мир, хаос и тихая « гавань с кремовыми шторами», порядочность и предательство, история и частная жизнь семьи — составляющие конфликта пьесы, ее вечного общечеловеческого контекста. Булгакову пришлось многое изменить под давлением Главреперткома, добавить «красный» акцент. Однако пьеса сохранила свою притягательную силу — исключительное обаяние героев, образ Дома-корабля, устоявшего в борьбе со стихией, незыблемые даже в это смутное время ценности: любовь к родине, к женщине, к семье, дружба, не подвластная идейным разногласиям, верность чести и долгу.
1 / 5. 1
.