Характер, жизненная позиция
Мокий Парменыч — второстепенный персонаж сочинения А. Н. Островского, воплотивший образ пожилого дельца с большим состоянием. Если обратиться к словарю Даля, можно узнать о происхождении его фамилии. Кнур — это кабан, хряк, свиной самец. К этой же породе драматург относит и богача, дав ему «говорящую» фамилию — Кнуров.
Миллионер представляет высшее купеческое сословие, не имея знатного происхождения и титула. Мнение строгого купца считают важным, а его самого характеризуют как элиту местного общества. В произведении Гаврило говорит об этом персонаже как об истинном представителе «чистой публики» города Бряхимова. У него нет проблем с деньгами и большие связи («Для меня невозможного мало»).
В начале пьесы сразу понятно, что Мокий Парменыч заботится о своем здоровье и значении в обществе. Он подолгу гуляет для аппетита, может посидеть в кофейне. Читает французские газеты, вникая в биржевые таблицы и сводки, периодически меняет чай на шампанское. Во время пребывания в тихом городке на Волге каждый его последующий день напоминает предыдущий.
Отношение к людям
Находясь на высокой общественной ступени, богач презирает всех, кто беден. С людьми низшего круга он неразговорчив, относится к ним пренебрежительно и не скрывает этого. Общается, по его словам, только с двумя-тремя людьми в городе. Этого вполне достаточно, поскольку живет он здесь периодически, не останавливаясь надолго. Да и не приезжал бы, но обязывают дела. Все свободное время купец проводит в Москве, Петербурге и за границей, где дышится привольно и есть с кем перемолвиться словом.
В круг контактов купца в Бряхимове входят:
- Василий Вожеватов — молодой успешный купец. Общение с ним нельзя назвать дружбой. Это партнерские отношения, основанные на взаимных интересах.
- Сергей Паратов — судовладелец, любимец женщин. Тоже нечастый гость в городе, любит вести праздный образ жизни. Часто устраивает увеселительные прогулки на своем пароходе под названием «Ласточка».
- Семья Огудаловых. Представительницы обедневшего дворянского рода Харита Игнатьевна, вдова средних лет и ее дочь Лариса. В доме у них часто собираются компании молодых людей, однако замуж девушку никто звать не спешит. Она красива, но бедна. Ее судьба — выйти за такого мелкого человека, как Карандышев, или стать игрушкой в руках богача. Однако мать не теряет надежды подобрать ей пару. Удалось же ей пристроить двоих старших дочерей, которых пришлось растить одной после кончины мужа Дмитрия.
В характеристике Кнурова можно отметить, что купец по-своему добр. Однако взаимоотношение между ним и окружающими строится на принципах выгоды. Посочувствовать и оказать небольшую помощь он может. Однако ничего не делает бескорыстно — нужно, чтобы он был заинтересован в человеке или возможной выгоде от своих поступков.
Высокомерие ярко проявляется в отношении между Кнуровым и мелким чиновником Карандышевым. Богач откровенно презирает человека, который не смог добиться положения в обществе, но при этом ведет себя вызывающе.
Популярные сочинения
- Сочинение Описание картины Вечерний звон Левитана
Исаак Левитан написал эту картину в 1892 году. Он удивительным образом умел давать названия своим картинам. Читаешь, и, кажется, слышишь плывущий над окрестностями, звон. - Сочинение Женские образы в комедии Горе от ума
В комедии «Горе от ума» все женские образы: и главный, и второстепенный, и эпизодические – раскрываются в соответствии с жанром произведения. Их в разной степени коснулся грибоедовский смех. - Мое любимое растение сочинение
Красота окружающего мира заключается в разнообразие видов живых существ, растений. Все вокруг красиво по своему, поэтому будет правильно сказать, что ликов красоты очень много
Кнуров и Лариса Огудалова
Дом бедной вдовы и ее дочери — нечастое место для посещения купца по причине того, что там собираются люди, неприятные ему. Однако красивая и талантливая девушка манит своей неискушенностью. Будучи женатым, он понимает, что может взять ее только на содержание. Став «другом» семьи, Мокий Парменыч оказывает финансовую помощь, оплачивает траты на украшения и подготовку к свадьбе с Карандышевым.
Давая деньги Харите Игнатьевне, купец намекает, что если Лариса передумает выходить замуж, он готов оказать содействие в ее судьбе. По-своему он желает ей счастья и осознает, что легкой жизни с унылым чиновником она не увидит. По его мнению, такой роскошной девушке быстро наскучит полумещанская жизнь со скрягой и бедняком, и Кнуров желает избавить ее от этой участи.
Лариса очень нравится богачу. Он относится к ней как к вещи, сравнивает с «дорогим бриллиантом», но одновременно видит и умную красивую девушку, с которой не стыдно показаться в высшем обществе. Она обладает изящными манерами, хорошо играет на гитаре, красиво поет и при этом стройна, хороша лицом. Такая спутница стала бы объектом зависти, поэтому мысли о молодой Огудаловой не покидают мужчину.
В мечтах сластолюбца нет любви и нежности. В качестве его спутницы Лариса утратила бы свежесть и индивидуальность, стала бесчувственной равнодушной куклой. Игрушкой, о которой заботятся, а по ненадобности откладывают в сторону.
Жизнь предоставляет мужчине шанс стать спутником красавицы. После безнравственного поступка Паратова он с Василием Вожеватовым разыгрывает, кому везти девушку в Париж на выставку. Удача в орлянке на стороне Кнурова, и он требует с соперника купеческое слово, что тот не будет претендовать на Ларису. Отношение к этому краткому обязательству намного серьезнее, чем мнение девушки.
Ларисе приходится согласиться на предложение купца, который торжествует. Однако его бесчестным планам мешает Карандышев, который в порыве ревности убивает несостоявшуюся жену. В Париж богач, скорее всего, отправится один или найдет новый объект для своих притязаний.
Жизненные принципы героев в пьесе А. Н. Островского «Бесприданница»
1. Жизненные приоритеты купцов. 2. Маска и внутренняя сущность Паратова. 3.
Харита Игнатьевна Огудалова и Лариса. 4. Карандышев и его жизненные приоритеты. Пьеса А. Н. Островского «Бесприданница» относится к числу произведений, которые едва утратят когда-либо свою актуальность и современность.
Хотя сюжет пьесы принадлежит своему времени, сущность характеров героев, их жизненные принципы весьма живучи. В образах двух купцов, Кнурова и Вожеватова, воплотился принцип «делай деньги». Принцип расчетливого, даже циничного отношения у них распространяется не только на деловую сферу. «Нет, как-то я, Мокий Парменыч, в себе этого совсем не замечаю», — хладнокровно отзывается о любви Вожеватов, хотя он достаточно молод.
Оба купца отлично сознают, что деньги в определенном смысле возвышают их над теми, у кого нет средств к существованию. Кнуров вообще не с каждым соизволит разговаривать, например от Карандышева он демонстративно заслоняется газетой. Отношение этих людей к Ларисе сходно с восхищением изящной и дорогой вещицей: можно бы, конечно, приобрести ее за деньги на какое-то время, но можно и обойтись без нее. Показательно то, каким способом купцы решают спор, кому предложить Ларисе поездку в Париж: они бросают жребий. С одной стороны, в этом жесте наглядно проявляется их отношение к девушке как к вещи, с другой же, подобный способ продиктован нежеланием ссориться из-за какой-то шалости.
Таким образом, Кнуров и Вожеватов достаточно высоко ценят свои приятельские отношения, скрепленные, вероятно, взаимовыгодным сотрудничеством. Интересно и то, что они, при всей ориентированности на выгоду, все же имеют некое подобие кодекса чести, пусть он в ходу лишь в узком кругу «своих». «Честное купеческое слово» — вот чем они скрепляют свое соглашение. Несмотря на цинизм этого соглашения, можно сказать, что купцы достаточно честны и по отношению к самой Ларисе: Кнуров прямо заявляет, что предлагает девушке, если она примет его предложение пойти к нему на содержание. Не возникает сомнений, что он выполнил бы свои обещания. Не так поступает Паратов, блестящий барин, промотавшийся предприниматель.
Имидж «широкой русской души», «идеала мужчины», которым он является в глазах Ларисы, резко контрастирует с подлинной сущностью этого человека: «У меня, Мокий Парменыч, ничего заветного нет; найду выгоду, так все продам, что угодно». Паратов не намерен предлагать Ларисе что-то определенное, более того, он помолвлен с другой. Но если Кнуров честно признается, что он женат то Паратов опутывает доверчивую Ларису ловкими полуобещаниями: «…Еще несколько таких минут… Я брошу все расчеты, и уж никакая сила не вырвет вас у меня; разве вместе с моею жизнью».
Тем не менее, несмотря на двуличие этого человека, Лариса верит ему до тех пор, пока он не сообщает ей сам, что обручен с другой, а она свободна. Фактически у Паратова нет никаких моральных принципов: он готов на подлость не только ради выгоды, но и ради минутного развлечения. Кнуров и Вожеватов отлично понимают сущность своего приятеля и делового партнера: «…Вы думаете, что тут не без обмана, что он опять словами поманил ее?» — «Да непременно.
И, должно быть, обещания были определенные и серьезные, а то как бы она поверила человеку, который уж раз обманул ее!» Почему же в самом деле Лариса поверила Паратову? Видимо, потому что Лариса плохо разбирается в людях, видит в них не то, что есть, а то, что ей хотелось бы увидеть. Жизненным приоритетом Ларисы является искренность. Она «простовата», по определению Вожеватова: «Не глупа, а хитрости нет, не в матушку.
У той все хитрость и лесть, а эта вдруг, ни с того ни с сего, и скажет, что не надо». Мать Ларисы, действительно, женщина активная и ловкая. Все ее заботы были направлены на то, чтобы получше, повыгоднее выдать замуж своих дочерей. Однако ее начинаниям не сопутствует успех. Вроде бы удалось Харите Игнатьевне разработать мудреную систему выуживания денег у потенциальных женихов и богатых гостей, выдала она замуж двух сестер Ларисы, но «надо их спросить, сладко ли им жить-то». Таким образом, жизненным приоритетом Хариты Игнатьевны является все та же выгода, практическая польза: «Мы люди бедные, нам унижаться-то всю жизнь.
Так уж лучше унижаться смолоду, чтобы потом пожить по-человечески». Карандышев, разумеется, не слишком-то вписывается в эту систему — Огудалова согласилась выдать за него дочь только потому, что на этом настаивала сама Лариса. «…Хоть и бросить, так потеря невелика!» — рассудительно замечает Харита Игнатьевна, полагая, что Ларисе лучше прокатиться по Волге с богатыми людьми, чем держаться за Карандышева.
Однако Лариса не разделяет разумных житейских принципов своей матери. Мечту о несостоявшейся любви к Паратову Лариса надеется изгладить тихими радостями семейной жизни, однако вскоре разбитыми оказываются и эти надежды. Наконец Лариса увидела в подлинном свете и своего любимого, и своего жениха: один оказался подлецом, другой — ничтожеством. Она почти готова согласиться пойти на содержание к Кнурову, но это отнюдь не продуманное, трезвое решение, а отчаянная попытка найти хоть что-то определенное, попытка преодолеть ощущение краха всего, во что она верила: «Я не нашла любви, так буду искать золота». Среди жизненных приоритетов Юлия Капитоныча Карандышева, жениха Ларисы, в первую очередь бросаются в глаза его собственнические, мелочные инстинкты. Он всячески старается подчеркнуть свое исключительное право на Ларису.
«Запрещайте тогда, когда будете иметь право, а теперь еще погодите запрещать, рано», — веско возражает мать Ларисы, когда Карандышев пытается запретить своей невесте петь для гостей. Выстрел Карандышева в финале пьесы — это наивысшее проявление его взгляда на Ларису как на свою собственность, хотя тот же Карандышев негодует по поводу того, что Кнуров и Вожеватов смотрят на девушку «как на вещь». Поступками Карандышева руководят не столько четкие принципы, сколько гипертрофированное чувство ущемленного самолюбия, стремление «по-величаться». Однако все его попытки сравняться с богачами обречены на провал.
Карандышев поступил бы разумнее, если бы не устраивал званого обеда, заставившего Ларису и ее мать краснеть от стыда за него. В пьесе показаны и жизненные принципы тетушки Карандышева. Ее мещанская бережливость, конечно, выглядит немного смешно: но во всяком случае она хотя бы оправдана с практической точки зрения, ведь жалованье у Карандышева небольшое. В заключение нужно отметить, что жизненные принципы каждого героя пьесы Островского, конечно, сильно зависят от среды, в которой находился и находится тот или иной персонаж, однако не все определяется средой. Двуличие Паратова, то есть отсутствие у него каких-либо моральных ценностей — это личностная позиция, основанная на эгоистических устремлениях.
Возвышенное отношение Ларисы к объекту своей любви не подкреплено объективными условиями: благородство девушки, а также нежелание отказаться от своих идеалов и вглядеться в живого человека, не позволяют Ларисе усомниться в искренности Паратова.
Роль купца в сюжете пьесы
Мокий Парменыч присутствует во всех значимых событиях произведения, не оказывая существенного влияния на поступки героев. Лишь сцена с игрой в орлянку смогла бы повлиять на судьбу Ларисы, но помешала ревность Карандышева. Когда богач предложил ей поездку и содержание, героиня приняла его предложение (цитатно — «Я вещь»).
Возможно, в Париже девушка смогла бы почувствовать радость жизни или встретить молодого покровителя. Она поняла, что особой судьбы таким как она, бесприданницам, ждать не приходится. Нужно вовремя использовать свои главные достоинства — красоту и молодость.
Характеристика Кнурова была бы неполной без его многозначительных речевых цитат:
- «В таких случаях доброго друга, каков я, солидного, прочного, иметь необходимо».
- «Стыда не бойтесь, осуждений не будет. Есть границы, за которые осуждение не переходит; я могу предложить вам такое громадное содержание, что самые злые критики чужой нравственности должны будут замолчать и разинуть рты от удивления»
- «Я бы ни на одну минуту не задумался предложить вам руку, но я женат».
Всесильный богач Кнуров пресыщен деньгами, которые извратили его мышление. Для него объектом купли-продажи стали не только вещи, но и люди. Подобное отношение к Ларисе можно считать основой трагедии пьесы.