Стихотворение Брюсова «Юному поэту»: анализ, тема


4.5

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 37.

4.5

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 37.

В. Я. Брюсов написал стихотворение “Юному поэту” в 1896 году. Возможно, оно было неким посвящением себе самому. Это своего рода наставление молодому поколению поэтов и творческих людей. Вы можете ознакомиться с кратким анализом “Юному поэту” по плану, которым можно воспользоваться при изучении произведения на уроке литературы в 9 классе.

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Кучминой Надеждой Владимировной.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Краткий анализ

История создания – стихотворение появилось в 1896 году, Брюсов в это время – молодой поэт, полный энергии и желания творить.
Тема – назначение поэзии, роль её создателя в жизни, возвышенность деятельности поэтов, необходимость их отдаления от остальных людей.

Композиция – условно в стихотворении можно выделить три основные части – это три завета, или наставления, которые дает лирический герой молодому поэту, представляющему всё новое поколение поэтов.

Жанр – лирическое стихотворение.

Стихотворный размер – дактиль (трёхсложный размер с ударением на первый слог), используется женская рифма, точная и неточная, и перекрёстный способ рифмовки.

Метафоры – “со взором горящим”, “полюби беспредельно”.

Сравнения – “паду я бойцом побеждённым”.

Эпитеты – “беспредельно”, “безраздумно”, “бесцельно”.

Славянизмы (устаревшие слова) –“завет”, “ныне”, “со взором”, “паду”, “грядущее”.

История создания

Это тот редкий случай, когда известна совершенно точная дата написания произведения – 1896 год, 15 июля. Форма наставления, в которую двадцатитрехлетний Брюсов облекает свои идеи, наводит на мысль о том, что это произведение – отнюдь не лирическое завещание, каким его можно счесть на первый взгляд, а программный стих. И действительно, в поэтической форме автор излагает три основных принципа символизма, названных “заветами”.

Написанное столь рано и имеющее интересную историю создания произведение увидит свет в 1897 году, заняв достойное место в сборнике “Это я”, где с “детской дерзостью” излагаются многие волновавшие молодого Брюсова вопросы.

Тема

Стихотворение “Юному поэту” посвящено теме поэзии, поиска её места в жизни самого поэта и его читателей. Он считает, что поэт – особенная личность, которая отстранена от других людей, поэтому дает вымышленному юному поэту, собирательному образу всей творческой молодежи, советы, каким он должен быть и какую роль должен играть в мире: “Юноша бледный… ныне даю я тебе три завета…”.

И, если в начале стихотворения мы представляем перед собой яркий образ – это “юноша бледный со взором горящим”. Он молод, заинтересован, преисполнен силы и желания творить, и это заметно по его взгляду, то в конце стихотворения, получив наставления, он вдруг меняется: теперь он стоит перед нами “со взором смущённым”.

Эти перемены связаны с появившимися у него сомнениями: сможет ли он оправдать своё назначение, выполнить его? Это трудно, но только таким видит поэта лирический герой.

Тема и идея

Произведение посвящается всецело поэзии и ее месту в жизни автора. Созидательная индивидуальность — это человек, отличающийся от остальных. Обобщенному образу героя в творении даны наставления:

  • к чему нужно стремиться;
  • что следует предпринять, чтобы окружающий мир стал лучше.

В первых строках Брюсов рисует эффектный образ не пышущего здоровьем молодого человека с горящим взглядом — юного, вдохновленного, полного сил и желания созидать — «юноша бледный со взором горящим».

В заключение стихотворения, после того как даны важные напутствия и поучения, образ преображается. С этого момента перед читателем предстает совершенно другой поэт — со взглядом смущенным.

Напутствия, полученные поэтом, с самого начала выполнить нереально. Только «юноша со взором горящим» не отступится, будет сражаться за свое место под солнцем до победы. Паренька волнует поэтическое назначение, наталкивает его на всевозможные раздумья. Если он прислушается к советам, его будут считать настоящим поэтом.

Композиция

Композиция стихотворения построена по типу наставления. Оно состоит из трёх строф, содержащих заветы.

В первой части поэт даёт совет не думать о том, что происходит сейчас, а устремлять свои мысли в будущее: “не живи настоящим, только грядущее – область поэта”. Это объясняется желанием символистов того времени отдалиться от ненавистной им действительности и уйти в мир прекрасный, более совершенный – мир поэзии.

Второй совет может смутить читателя, удивить его, ведь им поэт призывает любить только себя, не проявлять сочувствия к окружающим: “никому не сочувствуй, сам же себя полюби беспредельно”. Но такая позиция тоже может быть оправдана направлением, к которому Брюсов относил себя, а также его личными качествами, которым был характерен некий эгоизм. Ещё стоит помнить о молодости поэта, времени, для которого свойственно самолюбование, дерзость, самоуверенность.

Третьим советом Валерий Яковлевич просит юношу быть преданным искусству – “только ему, безраздумно, бесцельно”. Ничего не должно быть важнее поэзии в жизни поэта, считает Брюсов.

Анализ стихотворения Брюсова «Юному поэту»

Валерия Брюсова принято считать одним из основоположников символизма в России. Он ратовал за приобщение людей к искусству, а юных поэтов непосредственно к символизму, считая это течение дарующим максимальные возможности для развития творчества.

В 1896 году он создает стихотворение под названием «Юному поэту», которое имеет форму посвящения и обращено к начинающим творцам пера.

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей

Связаться с нами:

Форма посвящения не была нова для русской литературы. К ней в своем творчестве уже прибегали Жуковский, Пушкин, Некрасов и другие поэты. Брюсов в своем произведении дает три наказа будущему возможному приемнику. Все они представлены в повелительном наклонении. Этот факт указывает на то, что автор не просит, а почти требует, заклинает выполнять указанное. Ведь он прожил на Земле уже не так мало лет, имеет опыт за плечами и волнуется за начатое им дело, жаждет, чтобы оно нашло почитателей и продолжало существовать и развиваться. Но это не просто три завета поэта, это, ко всему прочему, кратко оформленная программа символистов. Такие деятели искусства должны смотреть в будущее, любить себя и поклоняться лишь искусству.

Лирический герой, коим в стихотворении является сам Брюсов, призывает молодого поэта думать о будущем. Ведь от его мыслей и деяний может зависеть картина завтрашнего дня. Отсюда и вытекает призыв думать о себе. От качества внутреннего мира художника зависит, будут ли читаться его творения.

Смыслом жизни для поэта должно стать искусство. Лишь ради него стоит быть на этом свете. Даже сочувствовать поэт запрещает. И этот призыв сперва настораживает. Но стоит обратиться к теории символизма, как понимаешь, что все произведения данного направления строятся на созерцании, на умении видеть прекрасное. А когда человек погружен в чужие проблемы, он не сможет лицезреть красоту вокруг.

Данное стихотворение не может похвастать обилием изобразительно-выразительных средств. Среди употреблённых можно назвать лишь эпитеты «юноша бледный», «взором горящим», инверсию «бойцом побежденным» и сравнение смерти с падением побежденного в бою бойца. В целом же оно строго, лаконично, четко выстроено и всей своей композицией и стилем напоминает программу. Оно похоже на публицистическое произведение.

В произведении можно заметить образы двух героев: сам лирический герой и адресат его обращения. На первый взгляд лирический герой кажется даже авторитарным. Ведь он наставляет, говорит, что стоит делать, а чего стоит избегать. Но достаточно прочитать последние строки стихотворения, как понимаешь, что это не так.

Лирический герой понимает, что дело его жизни еще не совершенно и боится, что без четкого контроля после его смерти, оно может кануть в Лету. Герой, напротив, мечтателен. Он верит и надеется, что следующие поколения будут лучше: более талантливы, более трудолюбивы.

А каким видит Брюсов поэта будущего? В начале стихотворения это молодой юноша полный энергии и сил. В последних строках сочетание «со взором горящим» заменено на «со взором смущенным». Та ответственность, которую Брюсов хочет возложить на его плечи превращает юношу в смущенного и тихого. Но в душе он все равно готов на свершения, так как до боли любит дело, которым занят.

Таким образом, в данном стихотворении Брюсову удалось отобразить программу символистов и в то же время оставить таким незатейливым способом завещание потомкам.

Жанр

Жанр этого произведения – лирическое стихотворение. В нём отражены самые сокровенные мысли и чувства лирического героя. Поэт стоял у истоков символизма в нашей стране. Он был упорным в стремлении несколько отстраниться от внешнего мира, который казался ему слишком неидеальным, грязным. Размышления его носят философский характер.

Стихотворение написано трёхстопным размером – дактилем. Поэт использовал перекрёстный способ рифмовки (АВАВ), рифма женская: точная (горящим – настоящим, завета – поэта) и неточная (сочувствуй – искусству).

Краткое содержание

Стихотворение начинается с обращения к юноше бледному, но с горящим взором. Лирический герой сообщает, что хочет оставить три завета:

  1. Первый — всегда нужно смотреть на будущее. Задача поэта не описывать настоящее. Ему нужно уметь предвосхищать события. Отчасти это помогает уйти от ненавистной реальности и погрузиться в мир поэзии.
  2. Второе напутствие и вовсе не однозначное. В нем лирический герой призывает юношу любить только себя. Такое поведение свойственно юности, и в этом нет ничего плохого. Самоуверенность и дерзость — вечные спутники юности.
  3. В третьем завете лирический герой призывает поклоняться только искусству и ему же служить в любых обстоятельствах. Именно оно должно быть превыше всего в жизни поэта. После наставлений лирического героя молодой человек становится смущенным. Его начинают терзать сомнения о том, сможет ли он справиться с такими задачами.

Лирический герой подводит итог беседы. Если поэт принимает заветы, то он может умереть спокойно. У него останутся достойные последователи, и это очень хорошо.

Средства выразительности

Средства выразительности, использованные поэтом, не так обильны и разнообразны, но их достаточно для того, чтобы передать мысли поэта, осознать смысл его послания. Брюсов применяет несколько эпитетов: “беспредельно”, “безраздумно”, “бесцельно”, и метафоры: “со взором горящим”; сравнение: “паду я бойцом побеждённым” Кроме того, особенное звучание стихотворению придают устаревшие слова, уместно включенные в текст: “завет”, “ныне”, “со взором”, “паду”, “грядущее”. Это ещё раз подчёркивает некую возвышенность деятельности поэта и ставит его выше каждодневных проблем.

Тест по стихотворению

  1. /7
    Вопрос 1 из 7

    В каком году В. Я. Брюсов написал стихотворение «Юному поэту»?

    Начать тест

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Лидия Осипова

    7/7

  • Валентина Дуброва

    7/7

  • Андрей Костромин

    6/7

LiveInternetLiveInternet

Валерий Яковлевич Брюсов

Юноша бледный со взором горящим, Ныне даю я тебе три завета: Первый прими: не живи настоящим, Только грядущее — область поэта.

Помни второй: никому не сочувствуй, Сам же себя полюби беспредельно. Третий храни: поклоняйся искусству, Только ему, безраздумно, бесцельно.

Юноша бледный со взором смущенным! Если ты примешь моих три завета, Молча паду я бойцом побежденным, Зная, что в мире оставлю поэта.

Валерий Брюсов по праву считается одним из основоположников русского символизма — литературно-художественного течения, которое приобрело огромную популярность на рубеже 19 и 20 веков. Несмотря на то, что сам по себе символизм был своеобразным протестом различным нравоучениям, догмам и традициям, Валерий Брюсов все же не отказал себе в удовольствии составить короткий рифмованный трактат, в котором изложил основные принципы этого направления в литературе. Стихотворение «Юному поэту», написанное в 1896 году, — это, своего рода, напутствие будущим литераторам, которых Валерий Брюсов непременно хочет видеть символистами. По его мнению, они должны быть достаточно эгоистичными и безжалостными по отношению к окружающим, а их главной целью в жизни должно стать служение искусству.

Так как символизм полностью отрицает связь с текущим моментом, а его последователи лишены приземленности и духовное ставят гораздо выше материального, Валерий Брюсов советует своим последователям жить не настоящим, а будущим. Он призывает их мечтать и воплощать свои грезы в стихах, считая, что это поможет полностью абстрагироваться от внешнего мира, стать самодостаточными людьми, эдакими полубогами, которым будут поклоняться обыватели.

Не стоит забывать, что конец 19 века ознаменовался массовыми народными волнениями и политизацией общества, в котором начали преобладать революционные идеи. Они не только шли вразрез с творчеством символистов, но и считались в этой среде абсолютно деструктивными. Материализм не может править миром, так как в основе всех поступков и стремлений человека лежит его духовная сила. Тем не менее, Валерий Брюсов никогда не отрицал иной точки зрения, считая, что лишь время вправе рассудить людей и показать, кто из них был прав. В итоге стихи Брюсова стали классикой, а революционные идеи со временем сошли на нет, продемонстрировав миру свою утопичность и несостоятельность.

Вероятно, предвидя это, в стихотворении «Юному поэту» Валерий Брюсов призывает своих последователей любить себя «беспредельно». Это подразумевает не только нарциссизм, но и осознание собственной уникальности. Действительно, каждый человек неповторим и в некотором роде является произведением искусства. Но для того, чтобы научиться видеть в себе самые лучшие качества и культивировать их, нужно отказаться от якоря, который прочно держит человека на земле, заставляет его покупать модную одежду и прислушиваться к мнению окружающих. Между тем, Валерий Брюсов убежден, что никто не в состоянии по достоинству оценить богатый духовный мир истинного поэта, кроме него самого. Поэтому в данном случае самовлюбленность – не деструктивная черта, а средство самозащиты и духовного развития, благодаря которому истинный литератор учится понимать свой внутренний мир и приоткрывать его окружающим в своих произведениях.

Если с любовью к искусству все вполне понятно, и никто не станет спорить, что истинный поэт должен служить своей музе верой и правдой на протяжении всей жизни, то призыв Валерия Брюсова никому не сочувствовать поначалу шокирует. Однако и в этих строках есть свой сокровенный смысл, который заключается в том, что сострадание является серьезным препятствием для созерцания и духовных поисков символистов. Ведь достаточно лишь однажды заинтересоваться духовным миром другого человека и проявить участие в его судьбе, чтобы моментально погрязнуть в чужих проблемах. Это, по мнению Брюсова, является настоящим предательством по отношению к поэзии, которая должна быть тонкой, возвышенной и напрочь лишенной налета пошлости, вызванного соприкосновением с земным бытием.

Текст: pishi-stihi.ru

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]