СТАРЫЙ И НОВЫЙ МИР В ПОЭМЕ «ДВЕНАДЦАТЬ»
4.9
(7)
Александр Александрович Блок создал поэму «Двенадцать» вскоре после Октябрьской революции, в январе 1918 года. Таким образом, произведение стало непосредственными спонтанным откликом на происходящие в русском обществе перемены и отразило первые, эмоциональные впечатления автора от революции. Несмотря на то что поэма была написана за очень короткий срок, «Двенадцать» необычайно цельное художественное произведение, поражающее своей стройностью и музыкальностью. Закончив поэму, сам Блок воскликнул: «Сегодня я — гений!».
Основной конфликт поэмы заключается в противостоянии старого, уходящего мира царской России, и нового, вызванного революцией порядка. Образ старого мира изображается сатирически и складывается из портретов прохожих, которых двенадцать красноармейцев встречают на улицах города. Эти персонажи сетуют на революцию, страшась её. Новые порядки им чужды.
— Ох, Матушка-Заступница!
— Ох, большевики загонят в гроб!
Перед нами писатель, испуганно шепчущий:
— Предатели!
— Погибла Россия!
Вот идёт «товарищ поп», рядом «барыня в каракуле». Эти персонажи изображены с некоторой долей иронии. Поп вспоминает, как сытно и спокойно ему жилось раньше:
Помнишь, как бывало
Брюхом шёл вперёд,
И крестом сияло
Брюхо на народ?
С одной стороны, герои, символизирующие уходящее прошлое, рисуются автором с иронией. Они трусливы, жалки, незначительны. Глядя на них, старый мир представляется
не стоящим сожаления. Однако старушка, глядя на плакат, думает не о победе революции, беспокоится не о своей судьбе, а о нищих и голодных детях.
Автору не жаль старого мира. Образ буржуя становится символом ушедшей эпохи. Буржуй сравнивается с голодным псом, в страхе поджавшим хвост. Поэт не приемлет его трусости и нерешительности. Такой мир обречён на исчезновение. Новый мир изображён Блоком более подробно. Его символизирует отряд из двенадцати красноармейцев. Несомненно,
они представляют серьёзную силу, неуправляемую и могучую. Ни ветер, ни снег не могут остановить их.
Гуляет ветер, порхает снег.
Идут двенадцать человек.
Представители нового порядка, новой власти, творцы новой жизни — вчерашние рабочие и крестьяне, возможно каторжане. Большей части этих людей неведомы страх, сочувствие, сожаление, моральные колебания. Они готовы с оружием в руках бороться за своё будущее, не задумываясь о случайных жертвах такой борьбы.
Такая неограниченная свобода, вседозволенность, отсутствие моральных границ и наличие оружия, которое в любой момент можно, не раздумывая, пустить в ход, приводит к убийству.
А Катька где? — Мертва, мертва!
Простреленная голова!
Однако и среди красноармейцев есть место человечности. А. А. Блок сочувствует Петрухе, который убил свою неверную любовницу Катьку. Его сожаления искренни и вызывают сопереживание.
Однако очень скоро Петруха оправился от своего поступка и снова оказался готов бороться за революционные идеалы. Не приемля отживший своё старый уклад, Блок не идеализирует и революционное настоящее.
Достижение нового порядка любой ценой, отсутствие нравственных ориентиров ни в коем случае не приветствуется поэтом. Создается впечатление, что настоящее составляют неопределённость, беспорядок, хаос, и люди потерялись в этом водовороте. Неслучайно двенадцать красноармейцев постоянно окружают ветер и вьюга, ночь и темнота. … идут без имени. святого
Все двенадцать — вдаль.
Ко всему готовы,
Ничего не жаль …
Символика цвета также подчеркивает восприятие происходящих событий автором. Двенадцать красноармейцев сопровождают черный и красный цвета, мрак и кровь, зло и
убийство. Кажется, что нет просвета в этой темноте. Несмотря на довольно мрачный настрой произведения, в конце поэмы звучит надежда на лучшее будущее, надежда на то, что и в новом мире найдется место человечности, духовности, нравственности. С этими понятиями связывается светлый образ Иисуса Христа, который, однако, ещё далеко.
Поэма «Двенадцать» — шедевр творчества А. А. Блока. С необычайной силой поэт передал атмосферу разрушения, хаоса, охватившего революционную Россию. Это одно из самых сильных произведений в русской литературе, отражающих непосредственный взгляд автора на происходящие в обществе изменения. «Двенадцать» — своеобразный поэтический дневник, документ эпохи, передающий чувства и переживания поэта.
4.9 / 5. 7
.
«Старый мир» в поэме А.А. Блока «Двенадцать»
Поэму А А. Блока «Двенадцать» можно рассматривать как кульминацию всего его творчества. Мотив иронии автора по отношению к современному «утробному» миру и его «обитателям» пронизывает все произведение. Современный буржуа,, чьи интересы сосредоточены только вокруг наживы, был столь ненавистен Блоку, что он, по собственному признанию, доходил «до какого-то патологического омерзения». И в революции поэт видел очистительную силу, способную дать миру новое дыхание, освободить его от власти людей, далеких от духовных устремлений, от идеалов справедливости и человечности, живущих лишь жаждой материальных благ и руководствющихся своими мелкими страстишками. Такое отношение прямо перекликается с евангельской притчей о богатом, которому не войти в Царство Небесное. Первая глава представляет собой экспозицию поэмы, где показан фон города, его пестрое население. Блок в духе народной шутки описывает обывателей Петрограда, не понимающих происходящего: Старушка, как курица, Кой-как перемотнулась через сугроб. — Ох, Матушка-Заступница! — Ох, большевики загонят в гроб!
То. что фигуры «старого мира» имеют не человеческие, а животные характеристики, рождает не только у героев поэмы, но и у читателей отношение жалости.
Далее представлен герой, авторское отношение к которому более жесткое, это чувствуется по подчеркнуто суровым образам природы, его сопровождающим: Ветер хлесткий! Не отстает и мороз! И буржуй на перекрестке В воротник упрятал нос.
С велеречивого литератора октябрьским вихрем словно сорвана маска, и автор, не узнавая, вопрошает: «А это кто?» Образ «грозного обличителя» жалок, он бормочет угрозы, которые вызывают не ужас, а смех. Возвышенное «вития» превращается в гневную, презрительную, уничижительную кличку. Точными, хлесткими словами заклеймены все, кто за пустой болтовней пытался спрятать свою пустую жизнь, брезгливость по отношению к народным горестям.
А вон и долгополый — Сторонкой за — сугроб.. Что нынче невеселый, Товарищ поп? Помнишь, как бывало Брюхом шел вперед, И крестом сияло Брюхо на народ?.. Вон барыня в каракуле К другой подвернулась: — Ужь мы плакали, плакали… Поскользнулась И — бац — растянулась!
Насмешливо-сочувственно звучит после почти лубочной, веселой раешной картинки авторское:
Ай, ай!
Тяни, подымай!
Наряду с сатирой еа «старый мир», вызванной его несостоятельностью, узостью и примитивностью кругозора его представителей, автором предъявляется и более серьезное обвинение этому миру в жестокости. «Страшным миром» у Петьки была отнята возлюбленная, и он мстит за это. Если посмотреть объективно на поступки двенадцати красногвардейцев, то, кроме убийства Катьки, они за все время поэмы никаких других действий не совершают. Нигде не говорится ни о какой-то возвышенной цели, которая бы ими двигала. Постепенно раскрывается авторский замысел: любовь — более понятное и близкое для человека понятие, нежели любая политическая идея. Поэтому весь ужас «старого мира» состоит в том, что в нем убивается любовь, она здесь ничего не стоит.
Еще страшнее, что символом «старого мира» для героев-«товарищей» является «Святая Русь», наделяемая «телесными» атрибутами («толстозадая»), «Старый мир» в поэме также уподобляется «нищему», «голодному» и «холодному» псу. Иногда исследователи указывают на образ «пса» в поэме как на олицетворение сил зла (вспомним гетевского пуделя-Мефистофеля). Но почему «нищий», «голодный» и «безродный» пес для революционной «голытьбы» находится в соседстве с отвергаемым классово чуждым «буржуем»? Возможно, потому что он, как и «старый мир», который еще не готов сдаться, представляет собой угрозу:
.. .Скалит зубы — волк голодный — Хвост поджал — не отстает — Пес холодный — пес безродный… — Эй, откликнись, кто идет?
Уже в первой главе до упоминания о «двенадцати» на фоне карикатурных фигур старушки, буржуя, писателя-витии, попа звучит призыв: «Товарищ! Гляди / В оба!» Во второй главе впервые появляется образ «неугомонного врага» («Неугомонный не дремлет враг!») и вновь раздается обращение к «товарищу»: «Винтовку держи, не трусь!» В шестой главе формула «Неугомонный не дремлет враг» повторяется, а в десятой — звучит угрожающе: «Близок враг неугомонный!» Наиболее сильно мотив тревоги и страха проявляется в одиннадцатой главе поэмы. В пургу красноармейцы слепы, красный флаг застилает им глаза, дважды упоминается образ «врага»: Их винтовочки стальные На незримого врага,., В переулочки глухие, Где одна пылит пурга,.. Да в сугробы пуховые — Не утянешь сапога… В очи бьется Красный флаг.
И хотя звучат обрывки революционных песен, гимна «Варшавянка», ожидание опасности не покидает героев:
Раздается Мерный шаг. Вот — проснется Лютый враг… И вьюга’ пылит им в очи Дни и ночи Напролет… Вперед, вперед, Рабочий народ!
Однако действительно ли в «старом мире» герои видят своего врага? Страх красноармейцев перед этим неведомым врагом в течение поэмы нарастает. Но одновременно герои показаны полными отваги, у них «злоба кипит в груди», они готовы поглумиться над «старым миром» («Эх, эх! / Позабавиться не грех!»). А персонажи «старого мира» представлены жертвами («Ужь я ножичком / Полосну, полосну»). То есть очевидно, что в роли врага они выступать не могут. Наоборот, возмездие «страшному миру» приходит от тех, кого он сам породил.
Блок принял революцию, но не с марксистской позиции (как борьбу угнетателей и угнетенных), а с религиозно-философской, считая, что мир погряз в грехе и заслуживает возмездия. Главный переворот, по Блоку, должен совершиться не извне, а внутри людей. «Мировой пожар в крови» — символ духовного перерождения. С этой точки зрения, революция — это Апокалипсис, Страшный суд, сопровождаемый вторым пришествием Христа. И черное дело «двенадцати», их месть буржуям, сведение личных счетов — орудие в руках Божественного правосудия. А сами они будут погребены под обломками этого «старого мира».
Старый и новый мир в поэме «двенадцать. Старый и новый мир в поэме А
Содержимое сочинения:
«Окаянные дни» — так охарактеризовал события 1918 года живший в эмиграции И. А. Бунин. Александр Блок придерживался другого мнения. В революции он видел переломный момент в жизни России, который влечет за собой крушение старых нравственных устоев и зарождение нового мировоззрения. Поглощенный идеей становления новой, лучшей жизни в стране, Блок в январе 1918 года пишет одно из самых ярких своих произведений — поэму «Двенадцать», которая воплотила в себе неудержимую мощь революции, сметающей на своем пути остатки прежней жизни. Изображение старого и нового мира в поэме создано автором в какой-то особенной, полной скрытого философского смысла форме. Каждый образ в поэме, предстающий перед читателем, символизирует социальное лицо какого-либо общественного класса или идейную окраску происходящего исторического события. Старый мир символизируют несколько образов, показанных в насмешливо-презрительном свете. Образ буржуя на перекрестке, упрятавшего нос в воротник, символизирует некогда могущественную, а сейчас беспомощную перед лицом новой силы буржуазию. Под образом писателя скрывается творческая интеллигенция, не принявшая революцию. «Погибла Россия!» — говорит писатель, и в его словах отразились мнения многих представителей данной социальной группы, видевших в происходящих событиях гибель своей страны. Символически показана и церковь, лишившаяся былой власти. Автор предоставляет нашему взору образ попа, идущего воровато, «стороной — за сугроб», который в прежние времена «брюхом шел вперед, и крестом сияло брюхо на народ». Теперь «товарищ поп» не имеет ни креста, ни былого высокомерия. Барыня в каракуле — символ светского дворянского общества. Она говорит другой, что они «плакали, плакали», поскользнулась и упала. Этот эпизод, на мой взгляд, выразил мнение Блока о слабохарактерности и неприспособленности изнеженной аристократии у новой жизни. Все вышеперечисленные образы показывают, что старый мир повержен, остались лишь жалкие тени от былого величия. Стоит буржуй, как пес голодный, Стоит безмолвный, как вопрос. И старый мир, как пес безродный, Стоит за ним, поджавши хвост. В данном четверостишии автор подчеркивает ничтожность старого мира, сравнивая его с образом безродного пса. Совсем иное художественное воплощение в поэме имеет новый мир. Основными его представителями являются двенадцать красноармейцев. Образ этого отряд, по моему мнению, — это отражение реального лица революции. «На спину б надо бубновый туз!», «Запирайте етажи, нынче будут грабежи!», «Уж я ножичком полосну, полосну!» — подобные строки, встречающиеся в поэме, говорят, на мой взгляд, скорее об анархии, чем о борьбе пролетариата за лучшую жизнь. В разговорах красноармейцев ни разу не встречаются возгласы типа: «Мы наш, мы новый мир построим!» Можно разглядеть лишь глубокое презрение и ненависть ко всему «старому». Масштабность революции подчеркивают образы разбушевавшихся сил природы: разыгравшаяся вьюга, завивающийся воронкой снег, черное небо. Особенно широко стихийную мощь происходящих событий символизирует ветер: Ветер, ветер! На ногах не стоит человек. Ветер, ветер — На всем божьем свете! И наконец, одним из основных в поэме «Двенадцать» является образ Христа. Наличие данного образа в поэме можно трактовать по-разному. Лично я считаю, что он символизирует «бога рабов», ведущего за собой бывших рабов старого мира и благословляющего их на борьбу с угнетателями. Имя Христа в поэме написано неверно. На мой взгляд, автор сделал это, чтобы подчеркнуть, что здесь имеется в виду не бог старого мира, а бог новой, рабочей России. В целом о произведении можно сказать, что Блоку удалось создать в небольшой по объему поэме довольно внушительную картину жизни, дающую представление о событиях тех лет в революционной России и их идеологической направленности. Мастерски поставленная композиция, своеобразно подобранные образы и символы по праву делают поэму «Двенадцать» одним из лучших произведений в творчестве Александра Блока.
Старый и новый мир в поэме А. Блока «Двенадцать».
«Окаянные дни» — так охарактеризовал события 1918 года живший в эмиграции И.А. Бунин. Александр Блок придерживался другого мнения. В революции он видел переломный момент в жизни России, который влечет за собой крушение старых нравственных устоев и зарождение нового мировоззрения. Поглощенный идеей становления новой, лучшей жизни в стране, Блок в январе 1918 года пишет одно из самых ярких своих произведений — поэму «Двенадцать», которая воплотила в себе неудержимую мощь революции, сметающей на своем пути остатки прежней жизни. Изображение старого и нового мира в поэме создано автором в какой-то особенной, полной скрытого философского смысла форме. Каждый образ в поэме, предстающий перед читателем, символизирует социальное лицо какого-либо общественного класса или идейную окраску происходящего исторического события. Старый мир символизируют несколько образов, показанных в насмешливо-презрительном свете. Образ буржуя на перекрестке, упрятавшего нос в воротник, символизирует некогда могущественную, а сейчас беспомощную перед лицом новой силы буржуазию. Под образом писателя скрывается творческая интеллигенция, не принявшая революцию. «Погибла Россия!» — говорит писатель, и в его словах отразились мнения многих представителей данной социальной группы, видевших в происходящих событиях гибель своей страны. Символически показана и церковь, лишившаяся былой власти. Автор предоставляет нашему взору образ попа, идущего воровато, «стороной — за сугроб», который в прежние времена «брюхом шел вперед, и крестом сияло брюхо на народ». Теперь «товарищ поп» не имеет ни креста, ни былого высокомерия. Барыня в каракуле — символ светского дворянского общества. Она говорит другой, что они «плакали, плакали», поскользнулась и упала. Этот эпизод, на мой взгляд, выразил мнение Блока о слабохарактерности и неприспособленности изнеженной аристократии у новой жизни. Все вышеперечисленные образы показывают, что старый мир повержен, остались лишь жалкие тени от былого величия. Стоит буржуй, как пес голодный, Стоит безмолвный, как вопрос. И старый мир, как пес безродный, Стоит за ним, поджавши хвост. В данном четверостишии автор подчеркивает ничтожность старого мира, сравнивая его с образом безродного пса. Совсем иное художественное воплощение в поэме имеет новый мир. Основными его представителями являются двенадцать красноармейцев. Образ этого отряд, по моему мнению, — это отражение реального лица революции. «На спину б надо бубновый туз!», «Запирайте етажи, нынче будут грабежи!», «Уж я ножичком полосну, полосну!» — подобные строки, встречающиеся в поэме, говорят, на мой взгляд, скорее об анархии, чем о борьбе пролетариата за лучшую жизнь. В разговорах красноармейцев ни разу не встречаются возгласы типа: «Мы наш, мы новый мир построим!» Можно разглядеть лишь глубокое презрение и ненависть ко всему «старому». Масштабность революции подчеркивают образы разбушевавшихся сил природы: разыгравшаяся вьюга, завивающийся воронкой снег, черное небо. Особенно широко стихийную мощь происходящих событий символизирует ветер: Ветер, ветер! На ногах не стоит человек. Ветер, ветер — На всем божьем свете! И наконец, одним из основных в поэме «Двенадцать» является образ Христа. Наличие данного образа в поэме можно трактовать по-разному. Лично я считаю, что он символизирует «бога рабов», ведущего за собой бывших рабов старого мира и благословляющего их на борьбу с угнетателями. Имя Христа в поэме написано неверно. На мой взгляд, автор сделал это, чтобы подчеркнуть, что здесь имеется в виду не бог старого мира, а бог новой, рабочей России. В целом о произведении можно сказать, что Блоку удалось создать в небольшой по объему поэме довольно внушительную картину жизни, дающую представление о событиях тех лет в революционной России и их идеологической направленности. Мастерски поставленная композиция, своеобразно подобранные образы и символы по праву делают поэму «Двенадцать» одним из лучших произведений в творчестве Александра Блока.
… Так идут державным шагом,
Позади — голодный пес,Впереди — с кровавым флагом,И за вьюгой невидим,И от пули невредим,Нежной поступью надвьюжной,Снежной россыпью жемчужной,В белом венчике из роз —Впереди — Исус Христос.
«Сегодня я — гений», — произнес выдающийся русский поэт А. А. Блок, закончив работу над своей великой поэмой «Двенадцать».
Блок написал это эпохальное произведение в течение считанных дней. Видимо, в его чутком сердце скопилось столько чувства, что оно не могло уже не выплеснуться наружу со всей силой поэтического дарования автора. Сам Блок признавал, что его творение появилось на свет словно по наитию, единым вдохновенным порывом. Многое в ней первоначально не поддавалось даже авторскому осмыслению. Разные образы поэмы, в частности, образ Исуса Христа были неясны поэту: «…Ни Христос, ни Антихрист, кто-то третий». Образ Исуса Христа переосмысливался им на протяжении всей его дальнейшей жизни, вплоть до самой смерти. Умирая, Блок просил уничтожить свое произведение, поскольку в тот момент пришел к выводу, что поэма эта является антихристианской. Так если даже самому автору, гениальному поэту, мыслителю, не удавалось в полной мере постигнуть все смыслы и образы поэмы «Двенадцать», то под силу ли это его читателям, критикам, нам, его потомкам?
Едва выйдя в свет, поэма вызвала массу самых противоречивых откликов. Некоторые современники Блока, как например писатель И. А. Бунин, давали негативную оценку произведению. Многие обвиняли Блока в отступничестве от христианских идей, считая, что он «перешел на сторону двенадцати». Русский поэт и художественный критик М. А. Волошин выражал мнение, что двенадцать идущих не видят Христа, но подспудно чувствуют его присутствие и стремятся уничтожить воплощенную в нем веру. Русский религиозный философ Н. А. Бердяев называл поэму «Двенадцать» «итогом блоковского демонизма», считая ее ошибкой автора.
Как бы то ни было, поэма Блока не оставляла равнодушным никого, как и сегодня, по прошествии девяноста лет.
Подобно Б. Л. Пастернаку в «Докторе Живаго», М. Горькому в «Климе Самгине», М. А. Шолохову в «Тихом Доне», А. А. Блок в своем произведении стремился запечатлеть переломный этап в истории России, проследить судьбы отдельно взятых личностей, волею судьбы попавших в историческую мясорубку.
Признанный мастер символизма, Блок сумел на примере конкретных деталей и образов показать масштабную картину изменяющегося мира. Одним из центральных символов поэмы «Двенадцать», безусловно, является снежная буря как воплощение революционной стихии:
Черный вечер.
Белый снег.Ветер, ветер!На ногах не стоит человек.Ветер, ветерНа всем божьем свете!
Патруль, состоящий из двенадцати человек, символизирует восставший народ, старый, разрушенный мир олицетворяют образы буржуев, голодного пса, который тащится вслед за патрулем. Блок рисует страшную, пронзительную картину столкновения старого и нового, безжалостное неприятие друг друга представителей разных миров. Поэт показывает неустойчивость всего сущего перед силой стихии:
Завивает ветер
Белый снежок.Под снежком — ледок.Скользко, тяжко,Всякий ходокСкользит — ах, бедняжка!
Поэт не дает оценки ни одной из противоборствующих сторон. Жалки, омерзительны и убоги поверженные буржуи, но и жестокие, полуграмотные красноармейцы также не вызывают читательской симпатии.
Любые кардинальные перемены, к каким бы светлым далям они не вели, достаются ценой громадных потерь, ценой рек человеческой крови, страданий. Именно эту мысль проводит Блок через все свое произведение. Двенадцать идущих людей сеют вокруг себя смерть и хаос, но у них есть некая цель, они верят, что идут верной дорогой, и ничто не способно заставить их свернуть с избранного пути, каким бы тяжким и кровавым он не оказался. Продажной девке Катьке также нет места в новой жизни, поэтому она гибнет. Однако какая бы «черная злоба» не кипела бы в груди красноармейцев, в них находится место и угрызениям совести, сожалением о погибшей Катьке. Таким образом, Блок, демонстрируя, казалось бы, окостеневших в злобе и ненависти людей, все же допускает, что и им не чужды человечные порывы. Перечитывая поэму вновь и вновь, мы так и не можем определиться, кто же они, эти двенадцать шествующих по улицам вооруженных людей. Какую силу, какое начало они воплощают, что несут они миру, благо или зло? Многие современные исследователи обращают внимание на последовательность: позади паршивый пес, как символ прошлого, в центре двенадцать красноармейцев, которые
…идут без имени святого
Все двенадцать — вдаль.Ко всему готовы,Ничего не жаль…Их винтовочки стальныеНа незримого врага…
Они «идут державным шагом», не ведая о том, что следуют за невидимым Исусом:
Впереди — с кровавым флагом,
И за вьюгой невидим,И от пули невредим,Нежной поступью надвьюжной,Снежной россыпью жемчужной,В белом венчике из роз —Впереди — Исус Христос.
Если вьюга является, по мысли Блока, воплощением революции, то невидимым двенадцати Исус находится на другом уровне, «надвьюжном». Это та высшая цель, к которой должны стремиться люди, но трагизм в том, что они еще не способны ее разглядеть. Слишком много в человеческих сердцах злобы, низости, грязи, гуманистические идеи не способны проникнуть в их окостеневшие умы. И это, наверное, самое страшное наблюдение автора поэмы.
Но все же Исус не оставил красноармейцев, и это позволяет надеяться, что люди не покинуты Богом и есть надежда, что они увидят его.
Поэма «Двенадцать»
– поэма-отклик на свершившуюся революцию – по своему стилю отличается от других произведений поэта: в ней отчетливо прослеживается
фольклорная основа, частушечный ритм, использование пословиц и элементов городского романса.
Основным принципом построения «Двенадцати» становится контраст. Черный
ветер,
белый
снег,
красный
флаг – цветовая гамма варьируется в пределах трех цветов. Поэма отличается полифоничностью: она вмещает в себя множество интонация и точек зрения. Особую символичность приобретают образы поэмы:
12 красногвардейцев
противопоставляются старому миру в образе
«пса безродного
»:
Стоит буржуй, как пес голодный, Стоит безмолвный, как вопрос. А старый мир, как пес безродный, Стоит за ним, поджавши хвост.
Старый мир представлен в поэме сатирически
, хотя сатира в целом не свойственна поэту. Образы «прошлого» приобретают обобщающее значение; они обрисованы лишь одним-двумя штрихами –
вития, барынька в каракуле, поп, у которого раньше «крестом сияло пузо на народ».
Противостоит миру старому мир новый, мир революции. Революция, по Блоку, – стихия, ветер «на всем белом свете
», это, главным образом, разрушительная сила, представители которой идут «
без имени святого
».
Многоплановым является образ, вынесенный в заглавие поэмы, – 12. Это и реальная деталь: в 1918 г. патруль состоял из 12 человек; и символ – 12 учеников Иисуса Христа, апостолов, в которых по ходу революционного действа превращаются красногвардейцы. Преображение это детально: например, походка героев из порывистого движения вразвалку превращается в державную поступь.
Впереди – с кровавым флагом, И за вьюгой невидим, И от пули невредим, Нежно поступью надвьюжной, Снежной россыпью жемчужной, В белом венчике из роз – Впереди – Иисус Христос.
Еще один не менее интересный образ «Двенадцати» – это образ Христа. Сам А. Блок не давал точного ответа, почему в поэме возникает этот далекий от революции образ, что и породило множественные интерпретации. Так, Христа рассматривают как воплощение справедливости;
как
символ величия и святости эпохального события
; как
символ новой эпохи
и др.
Многогранен образ метели в поэме. Во-первых, метель – это разбушевавшаяся, неконтролируемая, «первобытная» стихия, коей и представлял себе поэт революцию: «Ветер! Ветер! На ногах не стоит человек
». Во-вторых, образ метели возникает и в некоторых стихотворениях автора, где метель становится символом смерти, уходом в «никуда» и «никогда». Вспомним стихотворение «Покойник спать ложится»: «
Покойник спать ложится // На белую постель. // В окне легко кружится // Спокойная метель
». В-третьих, метель как символ промысла божьего, рока традиционен для русской классической литературы (
пушкинские «Метель» и «Капитанская дочка»)
.
Интересна поэма и в плане системы своих эстетических принципов. «Двенадцать» – это не чистый символизм; рамки эстетики в поэме расширены: символические образы сочетаются с сатирическим обличением, пафос презрения к «былому» – к старому миру соединен с мечтой о России новой, очищенной и возрожденной.
Поэма «Двенадцать», написанная в 1918 г., по-прежнему остается загадочной и таинственной из-за множественности интерпретаций и многоплановости образов, что дает большие возможности для исследования произведения.
Успешного изучения литературы!
сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.
Одним из самых знаменательных произведений литературы ХХ века является работа А. Блока « ». По жанру, можно отнести эту поэму к лирико-драматической. Творческая работа состоит из двенадцати глав.
В первой главе мы знакомимся с отрядом красноармейцев. Он насчитывал двенадцать человек, которые собрались вместе и отправились вершить свою судьбу. Одним из зимних вечеров, когда за окном торжествует буря и пронзает насквозь холодный ветер, и происходят действия первой главы.
После описания ненастной погоды, автор переходит к созданию фигур старого, отживающего мира. Перед нами причитает старуха. Мы слышим отрицательное отношение и к революции и к большевикам. Затем читатель знакомится с персоной буржуя и писателя «вития». Они общаются в пол голоса, ведь прошли те времена, когда можно было свободно высказывать свои мысли.
В словах писателя чувствуется горечь и отчаяние, полное неприятие к новой власти.
Интересна персона и «товарища попа». Конечно, для церковного человека – такое прозвище – настоящее унижение. Автор сочетает здесь два общества – и новое (в слове «товарищ») и старое.
Следующая персона «барынька в каракульке» завершает описание старого мира.
Созданные образы были представителями того старого, уходящего мира. И все они были жителями прежнего общества, а совершенно не имели ничего общего между собой. У них разные роли, различные должности. Общим стала лишь боязнь прихода нового мира и новой власти.
А. Блок пытается показать читателям, насколько смена власти сбивает с опоры и с твердого хода жителей старого мира. Автор принимал революцию, как необходимую процедуру, которая, рано или поздно должна была произойти в России. Он неоднократно замечает, что она принесет болезненные изменения, ведь по сути своей, не может быть идиллией. Большая часть общества обязательно воспользуется разлаженным состоянием в России и попытается отхватить себе лакомый кусок.
В поэме «Двенадцать» мы встречаем образ пса. Он холоден и голоден. Исходя из того, что Блок был необычайным символистом, я думаю, образ животного олицетворяет старый мир. Он постоянно плетется за отрядом двенадцати героев, он преследует их. Образ пса появляется и в последних главах. Красноармейцы готовы отогнать его штыком, прогнать прочь. В сроках поэмы голодный пес еще не один раз в открытой форме сравнивается со старым миром, который уже давно отжил себя. Но, пес еще может оскалить зубы. А это значит, старый мир еще чувствует свои силы, может возразить. Только вот отряд героев отважно идет вперед, не обращая внимание на преграды. Впереди новый мир, впереди их ждет Иисус. Он является символом веры и святости идеи. В финале поэмы старый пес вызывает у читателя лишь жалость. Больше он ни на что не способен.