Содержание повести очень коротко
Главный герой, Иван Тимофеевич, прибыл на шесть месяцев в глухую деревушку на краю Полесья по делам службы. Он начинающий литератор, опубликованы два его рассказа. Поначалу герой томился скукой, но вскоре всё изменилось. Однажды во время охоты Иван Тимофеевич заблудился в лесу, попал на болота и с трудом выбрался к ветхому домику. Здесь жила старая ведьма Мануйлиха со своей внучкой Олесей.
Молодой барин отметил оригинальную красоту лесной девы и её свободное обращение. Олеся заинтересовала его, и паныч пришёл в «избушку на курьих ножках» в другой раз. Иван просит Олесю погадать ему, но, оказывается, она на него уже бросала карты. На расспросы гостя девушка ответила, что любовь ему не принесёт счастья.
И добавила, что полюбит его дама трефовой масти, но через него переживёт позор. Барин сомневается в предсказаниях и не верит в чародейские способности Олеси и её бабки. Молодая колдунья на деле показала, что она может. Встречи героев стали регулярными.
Местный урядник потребовал, чтобы обе женщины освободили домик в короткий срок, уходили из этих мест. Иван Тимофеевич хлопочет за них, дарит уряднику замечательное ружьё, и тот на время оставляет женщин в покое. Но в отношении Олеси к Ивану почему-то появилось отчуждение. Герой заболел и долго не ходил в лес. При новой встрече девушка открывает ему свою любовь, и она взаимна.
Подошло время отъезда. Иван предлагает Олесе выйти за него замуж и покинуть эти места. Девушка знает, что этому не бывать, она ведает их разные судьбы и пытается убедить любимого отказаться от своего намерения. Чтобы сделать ему приятное, она переборола свою боязнь и на Троицу пришла в церковь.
Ивану сообщили, что в селе после обедни крестьянки избили ведьму, та вырвалась и грозила им бедой. Герой бросается в лес и находит в избушке Олесю без чувств. Бабушка обвиняет его в случившемся. Девушка тем временем очнулась и сказала возлюбленному о необходимости расстаться. На прощание шепнула о своём сожалении, что у неё не будет ребёнка от него.
Ночью разразилась гроза с градом и побила посевы. Крестьяне увидели в этом проделки ведьм и собрались с ними расправиться, угроза нависла и над героем (его связь с Олесей не была секретом). Иван поскакал в лес предостеречь женщин, но там уже никого не было, только нитка красных бус осталась на оконной раме как память о любви Олеси.
Анализ «Олеси» Куприна: история любви с глубоким подтекстом
Существуют произведения, которые не только можно, но и необходимо читать и осмысливать, анализировать, пропускать через себя. Одно из них – повесть «Олеся», написанная в далеком 1898 году. Вашему вниманию – анализ «Олеси» Куприна. Следует сразу оговориться, что заумные термины вроде «животворческого пафоса, свойственного искусству» и «художнической зоркости», наверное, стоит оставить профессиональным литературным критикам.
Анализ «Олеси» Куприна с позиции заинтересованного читателя
Действие повести происходит в Полесье, а фоном этой трагической истории любви становится роскошная природа. Главные герои произведения – простая девушка Олеся, которая живет в лесу с бабкой, и образованный барин Иван Тимофеевич, который оказался в этой местности, чтобы набраться новых впечатлений, необходимых ему для творчества.
Эти люди, столь непохожие, как будто магнитом притягиваются друг к другу. При этом Иван Тимофеевич, по сути, находит для себя развлечение, которое помогает скрасить тоску в глухом селении. Конечно, можно, осуществив анализ «Олеси» Куприна, решить, что барин имел к Олесе определенные чувства. Но вряд ли это была настоящая любовь. Страсть, влюбленность, увлеченность красотой и необычностью девушки – да, но не более того. Это можно понять уже из того, что Ивану Тимофеевичу пришло в голову сказать Олесе, что женщина просто обязана верить в Бога. Получается, что он совершенно не понимал саму девушку и не осознавал силы ее любви. Не было этому человеку дано понять, что Олеся, которая считала, что принадлежит дьяволу, на самом деле, скорее всего, была куда ближе к Богу, чем те восторженные дурочки, которые посвящали время сплетням, зависти и интригам, а потом притворно-искренне возносили молитвы в церкви.
Даже не самый глубокий анализ «Олеси» Куприна позволяет заметить, что писатель показал в образе лесной колдуньи свой идеал женщины, который крайне редко можно было встретить в его время. Да и в нашу эпоху дело обстоит не лучше!
Поэтому главное, на что надо обратить внимание, это искренность чувств Олеси, ее стремление соответствовать идеалам любимого человека, ее чувство собственного достоинства, дальновидность, умение быть бескорыстной. Действительно, девушка радуется мимолетному счастью, понимая, что они с Иваном – не пара. И, став его супругой, она окажется объектом для насмешек. Остракизму, опять же, подвергнется в этом случае и ее возлюбленный. Этого Олеся не хочет допускать, поэтому предпочитает уехать, сохранив в сердце свою любовь и оставив Ивану воспоминания, которые принесут куда больше хорошего, чем ее согласие выйти за него.
Повесть «Олеся» (Куприн): анализ с точки зрения полезности
Каждый, кто читал эту книгу, составит о ней свое мнение. Но не зря повесть «Олеся» Куприн называл одним из самых дорогих его сердцу произведений! И совершенно оправданно этот шедевр включен в школьную программу. Возможно, прочитав книгу, современная молодежь, которая растет в мире цинизма и материальных ценностей, задумается. Ведь мнение окружающих — не самое главное в мире. А вот честь, достоинство и умению любить вопреки всему — самое ценное, что может быть!
Персонажи повести А. И. Куприна «Олеся» и их характеристика
Жанр повести предполагает небольшое количество героев и второстепенных персонажей. В произведении два главных героя, три второстепенных и один эпизодический.
Основные герои
Иван Тимофеевич — начинающий писатель, молодой дворянин (паныч), от его лица ведётся повествование. По службе он приехал в малороссийскую глушь. Человек интеллигентный, он не любит выражения рабской преданности крестьян, не воспринимает всерьёз колдовство местной ведьмы.
Как образованный человек, Иван Тимофеевич пытается дать научное объяснение её сверхъестественным способностям, но безуспешно. По гаданию, герой — человек добрый, но слабый, и доброта его не сердечная, а сердце ленивое, холодное, никого он не полюбит по-настоящему.
Олеся — девушка 24 лет, живёт в лесу с бабкой-колдуньей, сама тоже владеет колдовским искусством. Очень красивая, добрая, умная, не умеет читать, но речь её правильна, как у барышни. Она благородна и порядочна, что проявляется и в её манере держится за столом, и в её любви. У девушки сильный характер: в отношениях с мужчиной она берёт всё на себя, освобождая возлюбленного от заботы о ней.
Олеся гордится своим таинственным даром и одновременно тяготится им. Порой в глазах её застывает ужас перед потусторонним миром. Девушка знает, что способность колдовать дана ей от него (лукавого). Это родовое проклятие передаётся у них по женской линии.
В лачуге Олеси нет образов, они с бабкой не бывают в храме, и замуж красавица не собирается, потому что надо венчаться в церкви. Однако, полюбив, девушка готова измениться. Ради любимого она идёт в церковь, но наталкивается на непонимание, насмешки и жестокость местных крестьянок, которые избивают её.
Второстепенные герои
Ярмола — полесовщик, временный «слуга, повар и спутник на охоте» Ивана Тимофеевича. Этот персонаж — браконьер, пьяница, равнодушный к своей семье, которая голодает. Он считается на селе самым бедным и ленивым мужиком, зато в совершенстве знает лес, повадки зверей, появляется бесшумно из зарослей и так же в них исчезает.
Ярмола вдруг проявил страстное желание овладеть грамотой в интересах родного села: уметь поставить подпись на казённой бумаге. Усилия барина в просвещении ни к чему не привели, только механическое письмо фамилии кое-как ему поддавалось. Неожиданную принципиальность проявил герой в отношении к знакомству Ивана Тимофеевича с ведьмами на болоте: сначала порицал, а потом и вовсе отдалился от барина, к которому привязался.
Мануйлиха — бабушка Олеси, считается в селе старой колдуньей. С годами колдовская сила её убавилась, старуха занимается сбором трав, лечением, порой гадает. Ей дано видеть судьбу людей. Когда-то Мануйлиху выгнали из села, обвинив в смерти ребёнка одной женщины, которой ведьма пригрозила.
Старая ведьма — персонаж загадочный. Как Мануйлиха оказалась в этих местах, неизвестно. Из её разговора ясно только, что родом она из Амченска (Мценска, Орловской губернии). Грамотная речь внучки — от неё. Олеся обмолвилась, что бабушка много знает и много видела.
Евпсихий Африканович – местный урядник, полицейский чин, обладатель чудовищного тела, занимающего два сиденья. Персонаж известен слабостью к выпивке. Он следит за порядком в деревне и ближних окрестностях. Сам он из духовных.
Видимо, поэтому Мануйлиха и Олеся не дают ему покоя непосещением церкви и чародейством. Урядник объявил им, чтобы в двадцать четыре часа они освободили хибарку, принадлежащую помещику.
Принципиальность Евпсихия Африкановича дрогнула перед двумя бутылками старки и старинным ружьём, полученным в дар от Ивана Тимофеевича.
Эпизодический герой
Никита Назарыч Мищенко — конторский служащий в соседнем имении, бывший унтер-офицер. Рассказал Ивану Тимофеевичу о приходе Олеси в церковь и её избиении местными жителями.
Краткое содержание
В первой главе повести барин на шесть месяцев приехал в деревню Волынской губернии под названием Переброд. Здесь он развлекал себя охотой, лечил местных жителей и пытался научить грамоте своего полесовщика. Ярмола рассказал ему о ведьме Мануйлихе и ее внучке Олесе, которых выгнали из деревни за колдовство. Иван Тимофеевич заинтересовался этой историей и попросил полесовщика познакомить его со странной семьей. Ярмола сильно рассердился и отказался помогать, ведь он боялся ведьму.
Далее в кратком пересказе «Олеси» рассказчик во время охоты набрел на старую хату в лесу, где и повстречался с колдуньей. Он упросил ее погадать ему в обмен на деньги. Позже в хижину вошла красивая девушка, которая подсказала ему дорогу домой и пригласила зайти к ним еще.
После того как снег растаял, барин снова отправился в лесную избушку. Олеся радушно встретила его, пригласила войти и рассказала, что гадала ему на картах. Согласно ее раскладу, Ивана ожидает большая любовь, но он принесет своей темноволосой избраннице много горя, позор и печаль. Его удивили такие слова, ведь он не верил, что может кому-то причинить столько неприятностей.
После ужина девушка проводила барина домой, заговорила его порезанную руку и наколдовала ему спотыкаться на каждом шагу. С того дня паныч стал частым гостем в ее доме, что не понравилось старой Мануйлихе. При разговоре о венчании в церкви девушка сказала, что ее душа давно продана дьяволу. Позже Олеся сообщила Ивану, что урядник требует, чтобы они покинули деревню. Барин смог выкупить им свободу ценой своего ружья — подарил его Евпсихию Африкановичу.
Отношения между молодыми людьми стали напряженными, Иван на шесть дней заболел лихорадкой. После выздоровления он снова посетил хижину, где Олеся призналась ему в любви. Барин ответил ей взаимностью, состоялся первый поцелуй. Спустя месяц настало время уезжать, паныч предложил девушке стать его женой. Она назначила ему встречу в церкви, но сама от брака отказалась.
В храме на Олесю напали местные женщины, они бросали в нее камни, оскорбляли и пытались вымазать дегтем. Девушка вырвалась из толпы и произнесла угрожающую речь, пообещав отомстить своим обидчикам. В лесном доме Иван застал ее без сознания. Как только она пришла в себя, то сообщила о желании расстаться — ей с бабушкой нужно уехать. Рассказчик вернулся домой, а следующим днем после сильной грозы снова отправился к возлюбленной. Но хижина была пуста, в ней царил беспорядок. Он нашел единственную памятную вещь — нить дешевых красных бус. Так и закончилась недолгая любовь с юной колдуньей.
Краткое содержание повести «Олеся» по главам
Изложение краткого содержания произведения по главам поможет проследить ход событий и составить целостное представление о повести.
Глава 1
Иван Тимофеевич по служебным делам прибыл в деревню Волынской губернии. Начинающему писателю было интересно познакомиться с обычаями местных жителей, сделать какие-то наблюдения для своих литературных опытов. К его разочарованию, селяне были крайне необщительны. Крестьяне только кидались панычу в ноги да пытались целовать руки — наследие польского крепостного права.
Перечитав все книги, он занялся охотой в сопровождении его слуги полесовщика Ярмолы. Непогода заставила их сидеть в четырёх стенах и изнывать от скуки. Для развлечения Иван Тимофеевич принялся пользовать местных карболкой и йодом, но быстро бросил это занятие за его бесполезностью. Столь же бесполезной была его попытка обучить грамоте Ярмолу. Осмысленное чтение было мужику недоступно, с трудом он освоил графическое изображение букв своей фамилии.
Глава 2
Зимним метельным вечером Ярмола неожиданно разговорился и поведал о делах пятилетней давности, когда в деревне жила ведьма Мануйлиха вместе с внучкой. Были они пришлыми: не то кацапы, не то цыгане. Местные прознали, что старуха колдует. Так было решено, потому что умер ребёнок у женщины, которая не дала Мануйлихе денег. Смерть ребёнка посчитали её местью.
Хлопцы выгнали ведьму вместе с её внучкой из деревни, разломали их дом. Старуха едва спаслась от расправы. С тех пор бабка и внучка живут в лесу. Повествователь заинтересовался этой историей, он намерен посетить ведьму в лесу и просит Ярмолу проводить его к ней. Полесовщику эта затея не по душе, и он наотрез отказывается.
Глава 3
В скором времени на охоте, гоняя зайца, Иван Тимофеевич заблудился. Он оказался на болоте, долго из него выбирался и увидел избушку на сваях. Надеясь, что это жильё лесника, он вошёл внутрь, и увидел старуху с внешностью быбы-яги. Сомнений нет, он попал к Мануйлихе. Старухе хотелось быстрей отделаться от незваного гостя, но он предложил ей денег за гадание.
Главные герои
Иван Тимофеевич | Рассказчик, молодой барин. По службе вынужден задержаться на Полесье около полугода. От скуки пытался лечить народ, учить слугу Ярмолу грамоте, ходить на охоту. Однажды заблудившись на охоте попадает в дом Мануйлихи, она гадает ему. Там он знакомится с её красавицей-внучкой Олесей. Иван и Олеся видятся каждый день, разговаривают о различных явлениях, спорят. Барин заступается за женщин перед полицейским урядником (который хочет выселить ведьму с внучкой из дома), дарит ему своё ружьё. После тяжёлой болезни и отсутствия Ивана, молодые люди признаются в любви друг другу. |
Ярмола | Полесовщик, служит барину, развлекает его, когда сильная вьюга не даёт возможности выйти на улицу. От Ярмолы барин узнаёт о том, что недалеко от их селенья в лесу живёт ведьма. Ярмола суеверен и недалёк, он, как и остальные жители деревни, верит в приметы и страшные истории. После того, как молодой барин начинает посещать ведьму, Ярмола отдаляется от него, говорит о грехе, стыдится перед людьми, что его знакомый знается с “нечистой силой”. |
Олеся | Внучка Мануйлихи, красивая молодая девушка около 20-25 лет. Выросла в лесу с бабушкой, однако несмотря на это умна, её речь грамотна и жива. Любознательная, добрая, немного наивная девушка. Обладает даром, за который её душа продана дьяволу: видит тех, кто умрёт “поганой” смертью, предсказывает будущее, может наводить страх, останавливать кровь. Рассказывает и демонстрирует барину свои умения. Несмотря на любовь к Ивану, понимает, что она не создана для семьи. Ради Ивана идёт в церковь, где её избивают местные жители. Расставаясь с любимым жалеет о том, что у неё не будет ребёнка. Она верит в судьбу. |
Мануйлиха | Старая женщина, её считают ведьмой, колдуньей. Она и внучка имеют дар предсказания будущего, страдают от своей судьбы, вынуждены прятаться от людей. Ведьма знает людей, у неё богатый жизненный опыт. Однажды в молодости она пригрозила женщине, через некоторое время у неё заболел и умер ребёнок. Ведьму избили и выгнали из деревни, после этого она всю жизнь жила в лесу. Лечит травами, заговаривает болезни, гадает за деньги. Видит свою судьбу и судьбу внучки наперёд, из-за чего злится и ворчит на Ивана. |
Анализ произведения
«Олеся» — первое оригинальное произведение писателя, в котором с полнотой изображена жизнь в малоросской глуши конца 19 века. Читатель видит убожество деревенского уклада, темноту народного сознания, взяточничество местной власти, пьяные разгулы по святым праздникам.
Писатель с иронией описывает, как терпят неудачу попытки горожанина сойтись с крестьянами и «местной интеллигенцией». Непреодолимое непонимание между интеллигентом и народом проявляются в опытах лечения крестьян и просвещении героем полесовщика Ярмолы.
В повести тьме невежества и зла противостоит природа во всей её красоте. Автор в поисках идеала человека обратился к образу девушки, далёкой от цивилизации, воспитанной в лесу. Она встречает человека из незнакомого ей мира, между ними вспыхивает любовь. Именно через это чувство полнее всего выражаются человеческие души. Городской интеллигент и лесная красавица, самобытная, по-своему талантливая, сильная, умная, великодушная. Сопоставление двух героев, их миров проходит через всю повесть.
Куприн проверяет своего современника, интеллигента, любовью. И рядом с ним, человеком добрым, но слабым, с «ленивым сердцем», «дитя природы» Олеся выглядит гораздо выше благородством и цельностью своей натуры. Если перед Ярмолой и крестьянами приезжий паныч выглядит добрым и благородным, то на фоне Олеси личность городского барина не всегда благовидна. Проявляется робость его чувств, боязливость, «подленькое опасение», нерешительность.
Куприн не скупится на описание красоты и личностных достоинств девушки. Она бескорыстна, бесхитростна, решительна. Олеся любит безоглядно, благородно, ей чуждо себялюбие. Иван Тимофеевич, хотя и зовёт её в жёны, но связан условностями и до конца не представляет Олесю супругой в городской жизни. Она понимает это чуткой своей душой, и потому, любя его, решительно не принимает предложение. Слишком разные они и разные у них дороги.
Оригинальность Олеси автор подчёркивает её способностью к колдовским чарам, называя их вместе с героем мудростью тысячелетнего опыта, странным знанием, опередившим науку. Однако эти знания не приносят девушке радости, только горделивое сознание силы. По учению Церкви, чародейство даётся человеку от духов тьмы. Поэтому наука здесь и бессильна что-то объяснить. Олеся правильно понимает источник своих способностей.
Любовь побуждает девушку войти под своды храма — кульминация повести. Но тут крестьяне, считающие себя христианами, немилосердно относятся к ней и учиняют дикую расправу. Злоба и душевная тупость этих людей, выросших среди той же природы, что и Олеся, наводит на мысль о тайне развития личности героини, оставшейся неведомой для читателя и для автора.
Образ лесной красавицы долго вдохновлял Куприна в его творческих поисках и мыслях о путях развития настоящей личности.
Жанр и направление
Направление
На переломе эпох, в конце 19–начале 20 веков, в изобразительном искусстве и литературе модернизм вступил в спор с реализмом. Александр Куприн твёрдо оставался на позициях реализма, и произведение «Олеся», безусловно, принадлежит реалистическому направлению, хотя главная героиня изображена в романтическом ключе.
Жанр
Жанр — повесть. Признаки жанра: небольшой объём, ограниченное количество действующих лиц в сравнении с романом; сюжет — хроникальный (развивается во времени последовательно, событие за событием).
Проблемы и смыслы
Проблематика произведения
- Невежество и душевная чёрствость крестьян. По своей безграмотности они готовы видеть в любом событии и явлении природы происки колдунов. Люди агрессивны и нетерпимы в отношении тех, кто живёт иначе, чем они, и готовы на жестокую расправу.
- Психологический барьер между простонародьем и интеллигенцией. У каждого свой мир и своё понимание его. Попытки героя обучить грамоте взрослого мужика ни к чему не привели. Очевидно, только образование крестьянских детей может привести к устранению пропасти между народом и интеллигенцией.
- Формальная в массе своей религиозность народа. Крестьяне ходят в церковь, как положено по закону, но они не понимают духа христианства, что опять же связано с их безграмотностью, невозможностью читать духовные книги. И слушают ли они проповеди? В храме они переговариваются во время литургии, в Святую Троицу безобразно напиваются.
Девушка-колдунья, которая, преодолев свой страх, впервые вошла в церковь, сталкивается с ненавистью и жестокостью «православных». А будь они настоящими христианами, отнеслись бы к ней по-доброму, ведь Небо радуется, когда заблудшая овца приходит в храм Божий.
Смысл
Идея произведения: человек, живущий в гармонии с природой нравственно совершеннее цивилизованного человека. Удалённость от невежественного общества, одержимого стадными чувствами, тоже благоприятна для развития личности. Однако в этой идее есть противоречие: человек — существо общественное, и жить в одиночестве всю жизнь для него психологически очень тяжело.
Заключение и выводы
Романтическая героиня Олеся, внучка колдуньи, в своей душевной красоте противопоставлена всем персонажам повести: и главному герою, образованному Ивану Тимофеевичу, и тёмной крестьянской массе.
Образ лесной девушки — попытка Куприна изобразить идеал человека на фоне надуманных проблем цивилизованного мира и безнравственного общества. Мир, чуждый Олесе, соприкасается с ней в лице образованного Ивана Тимофеевича и разрушает её жизнь. Писатель показывает, что человек, связанный условностями, сам убивает прекрасное в душевной слепоте своей.
Олеся Анализ повести Куприна
3.1
(8)
Повесть Олеся Куприна
Анализ повести «Олеся» Куприна.
Весенняя сказка, ставшая драмой жизни, — именно так хочется сказать о повести А.И.Куприна «Олеся». В самом деле, с одной стороны — очаровательная героиня, напоминающая сказочную лесную деву, необычные обстоятельства её судьбы, одухотворённая прекрасная природа, а с другой — приземлённые, примитивные, агрессивные в своих проявлениях и жестокие жители полесской деревни, «добрый, но слабый» и довольно обычный Иван Тимофеевич, по воле случая участник этой драматической истории.
Конфликт между сказкой и действительностью неизбежен, и сосредоточится он прежде всего не на залётном госте Полесья Иване Тимофеевиче, а на местной жительнице Олесе, посмевшей выделиться из обыденного, ограниченного мира. Способна ли сказка жить в суровом реальном мире, устоять в поединке с действительностью? Эти вопросы станут отправной точкой анализа повести А.И.Куприна «Олеся».
Можно ли назвать повесть Куприна реалистическим произведением?
В «Олесе» есть все признаки реалистического произведения: правдиво описываются полесские крестьяне, их нравы, быт, даются убедительные портреты полесовщика Ярмолы, урядника Евпсихия Африкановича, старой Мануйлихи, Даже Олеся лишена идеализации и воспринимается как живая, настоящая, не книжная героиня.
И всё же есть ли в повести что- то необычное?
Необычным можно назвать только судьбу Олеси, её вынужденную обособленность от мира людей и историю любви, описанную в повести. Сам герой не раз называет её сказкой -«волшебной», «чарующей», «очаровательной».
Почему?
Едва услышав от Ярмолы о «ведьмаках», Иван Тимофеевич стал ждать чего-то необыкновенного, и ожидания его оказались не напрасными: он встретил удивительную девушку, которая сначала поразила его своеобразием, богатством внутреннего мира, а затем одарила глубоким чувством самоотверженной любви. Именно любовь, неожиданно обретённая героем в глухом полесском лесу, кажется ему «чарующей сказкой».
Итак, в произведении Куприна сталкиваются суровая, порой неприглядная действительность и сказка, рождённая в душах героев, прекрасная сказка любви. Будто две реки текут внутри повести Куприна: то они бегут рядом, то вдруг неожиданно сливаются, превращаясь в одну могучую реку, то вновь расходятся. Одна из них берёт начало в душе человеческой, и сокровенное течение ее открыто не всем; другая имеет своим истоком саму действительность — и вся на виду. На первый взгляд, они независимы, но на самом деле крепко связаны друг с другом.
Найдите описание внешности Олеси. На что обращает автор особое внимание?
«В ней не было ничего похожего на местных «дивчат» … Моя незнакомка, высокая брюнетка лет около двадцати — двадцати пяти, держалась легко и стройно. Просторная белая рубаха свободно и красиво обвивала её молодую, здоровую грудь. Оригинальную красоту её лица, раз его увидев, нельзя было позабыть, но трудно было, даже привыкнув к нему, его описать. Прелесть его заключалась в этих больших, блестящих, тёмных глазах, которым тонкие, надломленные посредине брови придавали неуловимый опенок лукавства, властности и наивности; в смугло-розовом тоне кожи, в своевольном изгибе губ, из которых нижняя, несколько более полная, выдавалась вперёд с решительным и капризным видом». Автор подчёркивает оригинальность её красоты, под которой угадывается независимый, сильный и своевольный характер. В чём заключается обаяние Олеси?
Вот пример одной из таких работ: «Задумчивая тёмноволосая девушка стоит на опушке леса, обняв рукой золотистый ствол сосны и прижавшись к нему щекой. Кажется, она что-то шепчет «внимательному» дереву: кому же ещё поведать ей свой секрет, который заставляет пылать щеки) колотиться сердце, будто под сорочкой бьётся пойманная птичка? .. Большие глаза красавицы мечтательно устремлены вдаль, будто она ждет кого-то, всматриваясь в пустынную просёлочную дорогу, по которой ходят деловитые важные грачи. В воздухе разлита необычная тишина, обещающая чудесную сказку. Замерли молодые ёлочки за спиной Олеси, нежно прильнули к её ногам высокие свежие травы, склонили головки тихие полевые цветы. Даже лёгкие розовато-лиловые облака замедлили свой стремительный бег, любуясь с высоты красивой девушкой. Кажется, вся природа замерла вместе с ней в ожидании счастья … »
Чем же, несмотря ни на что, привлёк её внимание этот человек?
Иван Тимофеевич не похож на окружающих: много знает, тонко чувствует красоту природы, деликатен и воспитан, искренен и добр; он проявил настоящий интерес к личности девушки, а не просто к её красоте. Олеся впервые в жизни встречает такого человека. Надо думать, что на неё, выросшую в чаще полесского леса, он должен произвести сильное впечатление и вызвать её живой интерес. И не удивительно, что герой замечает, что всякий раз «она радуется» его приходу и оживляется, ожидая интересного общения.
Что происходит с героиней? Почему изменилось её отношение к Ивану Тимофеевичу?
Она чувствует в своём сердце рождение любви и боится её, потому что интуиция подсказывает, что любовь эта принесёт ей страдание и боль, что Иван Тимофеевич не способен к большому чувству и поступку. Девушка пытается бороться с собой, отдаляться от возлюбленного, и это рождает в отношениях молодых людей отчуждение. Только неожиданная болезнь героя и долгое его отсутствие заставляют Олесю принять смелое решение.
Почему она, несмотря на предчувствие, не поборола любовь? Как это её характеризует?
Любовь оказалась сильнее страха перед несчастьем, и она победила его.
Почему Олеся отказывается потом от предложения Ивана Тимофеевича? Правильно ли она делает?
Олеся понимает: слишком разные у них жизненные ценности, представление о счастье, не говоря уже о социальных различиях. Она знает, что Иван Тимофеевич «никого … сердцем» не полюбит, а потому чувство его не может быть долговечным, пылкие слова возлюбленного её трогают, но она продолжает «стоять на своем»: «Ты молодой, свободный, — говорит она ему. — Неужели у меня хватило бы духу связать тебя по рукам и ногам? Ведь ты меня тогда возненавидишь, проклянёшь тот день и час, когда я согласилась пойти за тебя.
Почему Олеся решила пойти в церковь?
Девушке захотелось сделать для любимого «что-нибудь очень, очень приятное». Ей кажется, что её приход в церковь обрадует его, потому что она ради него наступит на свой страх, отринет проклятие рода и каким-то образом причастится к вере: ведь «Ванечка» убеждает её, что Бог принимает всех, что Он милосерден.
Чем обернулся для Олеси этот приход в церковь и почему?
Перебродские женщины поймали бедную девушку и пытались вымазать её дёгтем, что было «величайшим, несмываемым позором». Олеся для оголтелой толпы была прежде всего ведьмой, от которой можно ждать только беды, и её появление в церкви было расценено как вызов или даже святотатство.
Она — язычница, владеющая секретами природы и поклоняющаяся ей. Она из рода тех самых ведьм, колдуний, русалок, с которыми «сражались» крестьяне в русальную неделю накануне Троицы. Следовательно, по их представлениям, её приход в церковь — преступление.
Заметьте, всё происходит в праздник Святой Троицы — день, когда на апостолов сошёл Святой Дух, который укрепил их в вере и дал им силу проповедовать учение о Пресвятой Троице. На следующий Духов день праздновали «именины» матушки земли.
Случайно ли кульминация повести приходится на Троицу?
Попытка Олеси приобщиться к вере именно в день сошествия Святого Духа глубоко символична (он должен помочь её обращению к Богу), но делает она это из земных побуждений — из любви к Ивану Тимофеевичу, из желания сделать ему «приятное». И попытка эта обречена. Хотя по христианским представлениям любому грешнику дана возможность раскаяться и оплакать свои грехи. Перебродские же крестьяне, которые считают себя верующими, отказывают Олесе в такой возможности. И не только отказывают, но и наказывают её за попытку приобщиться к вере. Кто же больше язычник — «колдунья» Олеся, которая уезжает из Переброда, чтобы не вводить больше людей в грех, — или крестьяне, готовые растерзать девушку только за то, что она переступила порог церкви, и угрожающие Ивану Тимофеевичу за любовь к «ведьмаке»?»,
Примечательно, что «язычница» Олеся не держит зла на обидчиков, не ропщет на Бога. А крестьяне агрессивны и непримиримы. «Теперь вся громада бунтуется, — рассказывает Ярмола Ивану Тимофеевичу. — С утра опять все перепились и орут … И про вас, панычу, кричат недоброе». И его слова звучат как эхо рассказа Олеси о смерти конокрада Яшки: « … поймали мужики Якова, когда он лошадей хотел свести … Всю ночь его били … Злой у нас здесь народ, безжалостный … »
Кульминация повести не случайно приходится на Троицу: она призвана показать нам неизбежность столкновения Любви и Ненависти, Добра и Зла, Небесного и Земного. Наивную сказку любви, которую с открытым сердцем и чистой душой принесла в храм Олеся, растоптала грубая толпа, не способная постичь заповедей Любви и Прощения. Но Олеся вознаграждена великим даром — умением любить, прощать и отрекаться от своего счастья ради других. Она бросает любимый бор, расстается с Иваном Тимофеевичем, говоря ему: «Об тебе я больше всего думаю, мой родной. < … > Я не за себя, за тебя боюсь, голубчик». Олеся благодарна возлюбленному за счастливые дни, не корит его за беду, случившуюся с ней, — она принимает всё как есть.
Мог ли Иван Тимофеевич предотвратить беду? Почему он этого не сделал?
Это было в его силах. Ведь в вопросе Олеси о церкви нельзя было не почувствовать неотвратимой опасности, тем более Ивану Тимофеевичу уже известно отношение перебродских крестьян к «ведьмакам». Чуткое сердце должно было предугадать беду. Оно будто и почувствовало её: «Вдруг внезапный ужас предчувствия охватил меня. Мне неудержимо захотелось побежать вслед за Олесей, догнать её и просить, умолять, даже требовать, если нужно, чтобы она не шла в церковь». Но он «сдержал свой неожиданный порыв», Ему не хватило глубины чувства, чтобы предупредить события. Если бы он это сделал, вероятно, беды бы не случилось.
Как вы думаете, почему не сложилось счастье этих людей?
Сказка живёт в душе Олеси, она и сама часть лесной сказки с её чудесными травами и деревьями, зверюшками и птичками, избушкой на курьих ножках и бабушкой Ягой. Она способна одарить героя волшебным даром — любовью, отдать всю себя без остатка. И её сказка не выдуманная, а настоящая — это сказка-быль.
Иван же Тимофеевич мечтает о поэтических преданиях и творит свою сказку по книжным, искусственным канонам: ищет вокруг необычного, находит во всём отголоски фольклора, литературы, искусства.
Заметьте, Олеся постоянно жертвует собой, своими интересами, убеждениями, рискует жизнью ради любимого. Иван Тимофеевич не жертвует ничем, он лишь принимает жертву. Олеся думает только о возлюбленном, его интересах и счастье — Иван Тимофеевич больше размышляет о себе. Он не умеет до конца отдаться другому человеку и чувству к нему, в нём нет внутренней свободы от предрассудков и обстоятельств. И потому его сказке не суждено стать былью, Ему остаётся только «нитка дешёвых красных бус, известных в Полесье под названием «кораллов», — единственная вещь», напоминающая «об Олесе и об её нежной, великодушной любви» …
3.1 / 5. 8
.
Критика
Современники А. И. Куприна по-разному восприняли повесть «Олеся».
Так, Чехов и Бунин, сторонники сурового реализма, отнеслись к «Олесе» прохладно.
Чехов обозначил повесть «наивной романтикой».
В то же время М. Горький оценил эту вещь как «проникнутую настроением молодости», ценя в ней непосредственность, которой в зрелом творчестве уже не будет.
Профессор Константин Бархин назвал повесть удивительным рассказом о Полесье, о любящей и великодушной девушке-«ведьме». Отдельные страницы Бархин сравнил с «музыкальным произведением — лесной симфонией».
История создания повести. Прототипы героев
Впервые повесть была опубликована в 1898 году в газете «Киевлянин». Отдельное издание вышло в 1905 году. Это произведение не лишено автобиографичности. Герой повести, как и сам Куприн, литератор, начинающий писатель. Александр Иванович тоже шесть месяцев жил в Полесье. Во время пребывания в той глуши он однажды разговорился с помещиком Порошиным, и тот рассказал писателю, как у него был роман с настоящей местной колдуньей. Звали помещика Иван Тимофеевич. Его имя Куприн дал главному герою.
Анализ 3
Повесть «Олеся» одно из самых первых и самых любимых произведений Александра Ивановича Куприна. Идея создания «Олеси» возникла у Куприна не случайно. Однажды, писатель был в гостях у одного помещика, который поведал ему историю о своих отношениях с некой загадочной колдуньей. Творцу, наверняка, была безразлична правдоподобность произошедших с помещиком событий, однако в нём зародилась мысль создать повесть о трагичной любви и о своём собственном идеале чистого и искреннего человека.
Произведение начинается с того, что главный герой, молодой барин по имени Иван Тимофеевич, приезжает по делам в небольшую деревню Переброд, на окраине Полесья. Куприн не хочет описывать все в детали его визита, отдавая предпочтению описания самого Полесья и его природы, жизни и быта. На улице зима: оттепели сменяются метелями. Жизнь в деревне как будто замерла, что кажется необычным Ивану, привыкшему к суете крупного города. Жители селения так же словно остались далеко в прошлом, продолжая верить в придания и суеверия, опасаясь как технологических нововведений, так и колдунов и волшебников.
Прогуливаясь по окрестностям Переброда, главный герой случайно заходит на болота. В этом уединенном месте он находит дом местной ведьмы-травницы Мануйлихи и её внучки Олеси. Между молодыми людьми почти сразу вспыхивают чувства, но будучи внучкой колдуньи, Олеся обладает даром предчувствия и сразу же видит, что, связав судьбу с молодым барином, она обречет себя на погибель.
Но, несмотря на всё это, любовь оказывается сильнее. Иван Тимофеевич уговаривает Олесю поехать с ним в город и выйти за него замуж, хотя сам сомневается, примет ли светское общество его чистую и чрезмерно искреннюю возлюбленную. Олеся же более решительна. Ради своей любви она идёт на серьезный риск и теряет всё. В итоге девушке и её бабушке приходится бежать из деревни, даже не попрощавшись с Иваном.
Несмотря на сюжетную простоту, повесть Куприна намного глубже, чем кажется на первый взгляд. Помимо истории о трагической любви, в произведении поднимается множество других серьезных проблем. В первую очередь, это самопожертвование во имя любимого человека. Олеся бежала от Ивана не только потому, что ей самой угрожала опасность. Она бежала от него потому, что настолько сильно любила его, что, поняв ,что он никогда не будет счастлив вместе с ней, она пожертвовала собственным счастьем ради благополучия Ивана. Еще в произведении Куприн решает показать читателю всю жестокость общества, резко не принимающего никого, кто хоть немного не соответствует его нормам и запросам. Ведь деревенские жители выгнали Олесю и Мануйлиху не за их «колдовство», которое не приносило никому никаких бед. Они прогнали их потому, что боялись их из-за того, что не могли понять и принять их «странности», которые, в сущности, были лишь искренностью, честностью и естественностью.
Театральные постановки
Театральная премьера по произведению Куприна — всегда большое событие для зрителей. В современной театральной жизни своеобразна постановка «Олеси» в театре «Et Cetera», режиссёр которой Г. Полищук видит в повести мистическую историю любви, «сжигающей души». Режиссер ставит цель не только показать красоту отношений любящих, но и подтолкнуть зрителя к размышлению о вере.
Главная тема в постановке «Олеси» режиссёром О. Невмержицкой (Театр О. Табакова) иная — это чувство вины и малодушия.