Лирика Бунина, ее философичность, лаконизм и изысканность

Лирика Бунина занимает довольно значительное место в его творчестве, несмотря на то, что известность Иван Алексеевич приобрел в первую очередь как прозаик. Однако сам Иван Бунин утверждал, что он прежде всего поэт. Путь в литературе этого автора начался именно со стихов.

Стоит отметить, что лирика Бунина проходит через все его творчество и характерна не только для раннего этапа развития его художественной мысли. Своеобразные стихотворения Бунина, неповторимые по своему художественному стилю, сложно спутать с творениями других авторов. В этом индивидуальном стиле нашло отражение мировоззрение поэта.

Первые стихотворения Бунина

Когда Ивану Алексеевичу исполнилось 17 лет, было опубликовано его первое стихотворение в журнале «Родина». Называется оно «Деревенский нищий». В этом произведении поэт рассказывает о печальном состоянии, в котором находилась в то время русская деревня.

С самого начала литературной деятельности Ивана Алексеевича лирика Бунина характеризуется своим особенным стилем, манерой и темами. Многие его стихотворения ранних лет отражают состояние души Ивана Алексеевича, его тонкий внутренний мир, богатый оттенками чувств. Тихая умная лирика Бунина этого периода напоминает разговор с близким другом. Однако она поражала современников артистизмом и высокой техникой. Многие критики восторгались поэтическим даром Бунина, мастерством автора в области языка. Следует сказать, что Иван Алексеевич почерпнул множество точных сравнений и эпитетов из произведений народного творчества. Паустовский высоко ценил Бунина. Он говорил, что каждая строка его четкая, словно струна.

В раннем творчестве встречается не только пейзажная лирика Бунина. Стихи его посвящены также гражданской тематике. Он создавал произведения о тяжелой доле народа, всей своей душой жаждал перемен к лучшему. Например, в стихотворении под названием «Запустение» старый дом говорит Ивану Алексеевичу, что он ждет «разрушенья», «смелых голосов» и «могучих рук» для того, чтобы жизнь расцвела вновь «из праха на могиле».

«Листопад»

Первый поэтический сборник этого автора называется «Листопад». Он появился в 1901 году. В этот сборник была включена одноименная поэма. Бунин прощается с детством, с присущим ему миром мечтаний. В стихотворениях сборника родина предстает в замечательных картинах природы. Она вызывает море эмоций и чувств.

В пейзажной лирике Бунина наиболее часто встречается образ осени. Именно с него началось творчество его как поэта. Этот образ до конца жизни будет освещать своим золотым сиянием стихи Ивана Алексеевича. Осень в поэме «Листопад» «оживает»: сосной и дубом пахнет лес, который высох за лето от солнца, и осень вступает в свой «терем» «тихою вдовой».

Блок отмечал, что так знать и любить родную природу, как Бунин, мало кто умеет. Он же добавлял, что Иван Алексеевич претендует на то, чтобы занять одно из центральных мест в русской поэзии. Отличительной чертой как лирики, так и прозы Ивана Бунина стало богатое художественное восприятие родной природы, мира, а также человека в нем. Горький сравнивал этого поэта по мастерству в создании пейзажа с самим Левитаном. Да и многим другим литераторам и критикам пришлась по душе лирика Бунина, ее философичность, лаконизм и изысканность.

Приверженность поэтической традиции

Иван Алексеевич жил и творил на рубеже 19-20 вв. В это время в поэзии активно развивались различные модернистские течения. Словотворчество было в моде, им занимались многие авторы. Для выражения своих чувств и мыслей они искали весьма необычные формы, чем порой шокировали читателей. Однако Иван Бунин придерживался классических традиций русской поэзии, которые в своем творчестве развивали Тютчев, Фет, Полонский, Баратынский и другие. Иван Алексеевич создавал реалистические лирические стихотворения и вовсе не стремился к модернистским экспериментам со словом. Поэту вполне хватало событий действительности и богатств русского языка. Основные мотивы лирики Бунина остаются в целом традиционными.

Всего лишь И. А. Бунин

В поэзии Бунина проблемы современности соотносятся с понятиями добра и зла, жизни и смерти. Поэт ищет истину, в ее поисках обращается к истории и религии других стран. Он пытается понять, согласно каким законам развивается общество и человек в целом. По его словам, жизнь человека есть не что иное, как небольшой отрезок вечности. Он хочет посмотреть, что находится по ту сторону жизни, и не желает признавать разрушение дворянского уклада.

Вот в чем своеобразие поэзии Бунина. Она словно опоздала на век, не пострадала от мотивов революции, не поддалась модернистским течениям. Следуя лучшим классическим традициям, Бунин свободен в выражении своих мыслей. Он не тратит времени на придумывание чего-то нового, ведь осталось еще так много недосказанного.

Писатель и художник в одном лице. Пускай он никогда не держал в руках кисти, не стоял задумчиво у чистого холста на мольберте, его стихи – те же картины. Такие яркие, живые и точные. Немногословные, сдержанные, лаконичные, временами незаконченные, но в то же время полноценные. Что же это? Мистика, гипноз, халтура? Отнюдь. Всего лишь поэзия Бунина.

«Призраки»

Бунин классичен. Этот автор вобрал в свое творчество все огромное богатство русской поэзии 19 века. Бунин часто подчеркивает в форме и содержании эту преемственность. Так, в стихотворении «Призраки» Иван Алексеевич демонстративно заявляет читателю: «Нет, мертвые не умерли для нас!» Для поэта зоркость к призракам означает преданность ушедшим. Однако это же произведение свидетельствует о том, что Бунин чутко реагирует на новейшие явления в отечественной поэзии. Кроме того, его интересуют поэтические интерпретации мифа, все подсознательное, иррациональное, грустно-музыкальное. Именно отсюда — образы арф, призраков, дремлющих звуков, а также особая напевность, родственная Бальмонту.

Одиночество и природа в бунинской лирике

Как мы уже говорили, Бунин очень часто писал о природе. Но, как писал поэт, не пейзаж его привлекал и не краски стремился он подметить, а то что в этих красках светит любовь и радость бытия. Описывая природу, поэт давал возможность понять душевное состояние лирического героя и его переживания. А между тем герой произведений Бунина постоянно грустит о своей молодости и пережитых моментах. Он пытается заглянуть в будущее и принять прошлое. Говоря о состоянии героев бунинских стихотворений, то это извечное одиночество, и тема одиночества обыгрывается писателем разными способами. Так мы можем видеть, что одиночество подобно благодати для души, а может оказаться и мрачной темницей, заточением для души.

В итоге мы можем точно сказать: лирика Бунина — это лаконизм, изысканность и философичность.

«Призраки»

Бунин классичен. Этот автор вобрал в свое творчество все огромное богатство русской поэзии 19 века. Бунин часто подчеркивает в форме и содержании эту преемственность. Так, в стихотворении «Призраки» Иван Алексеевич демонстративно заявляет читателю: «Нет, мертвые не умерли для нас!» Для поэта зоркость к призракам означает преданность ушедшим. Однако это же произведение свидетельствует о том, что Бунин чутко реагирует на новейшие явления в отечественной поэзии. Кроме того, его интересуют поэтические интерпретации мифа, все подсознательное, иррациональное, грустно-музыкальное. Именно отсюда — образы арф, призраков, дремлющих звуков, а также особая напевность, родственная Бальмонту.

3 стр., 1451 слов

Природа и человек в лирике фета сообщение. природа в лирике фета

… Фета можно назвать самым лиричным лириком XIX в. Фет — поэт субъективный, поэт неопределенных, недосказанных, смутных чувств, «получувств». Фета называют певцом красоты. Он любил и умел ценить музыку, природу, красивых людей. В … скорее поэт-музыкант». Фет пристально и любовно наблюдал за жизнью природы. В его стихах природа имеет душу, она полна гармонии. Розы грустят и смеются, в цветнике …

Трансформация пейзажной лирики в философскую

Бунин в своих стихах пытался найти смысл жизни человека, гармонию мира. Он утверждал мудрость и вечность природы, которую считал неиссякаемым источником красоты. Это основные мотивы лирики Бунина, проходящие через все его творчество. У Ивана Алексеевича жизнь человека всегда показана в контексте природы. Поэт был уверен в том, что все живое разумно. Он утверждал, что нельзя говорить о природе, отдельной от нас. Ведь любое, даже самое незначительное движение воздуха — это движение нашей жизни.

Постепенно пейзажная лирика Бунина, особенности которой мы отметили, превращается в философскую. Для автора в стихотворении теперь главное — мысль. Множество творений Ивана Алексеевича посвящено теме жизни и смерти. Весьма разнообразна в тематическом отношении философская лирика Бунина. Стихи его, однако, нередко трудно бывает уложить в рамки какой-то одной темы. Об этом стоит сказать отдельно.

Тематические грани стихотворений

Говоря о лирике Ивана Алексеевича, сложно четко определить темы его поэзии, так как она представляет собой совокупность различных тематических граней. Можно выделить следующие грани:

  • стихотворения о жизни,
  • о ее радости,
  • о детстве и юности,
  • о тоске,
  • об одиночестве.

То есть Иван Алексеевич писал в целом о человеке, о том, что его трогает.

Сочинение на тему лирика бунина рассказ о вечном и преходящем

Говоря о творчестве русского писателя Ивана Бунина, часто отмечают глубоко пессимистические настроения, грусть, трагичные мысли о жизни и смерти. В рассказах, вышедших в годы гражданской войны (два сборника — “Чаша жизни” и “Господин из Сан-Франциско”), до предела обострено ощущение катастрофичности человеческой жизни, суетности поисков “вечного счастья”. Противоречия социальной жизни в этих произведениях отражены в резкой контрастности характеров и противопоставлениях основных начал бытия. “Его болезненно занимали текучесть времени, старость, смерть…” — подтверждал писатель В. Набоков. В этой связи нельзя не вспомнить о том, как складывалась нелегкая судьба самого Бунина. Трагическим рубежом в биографии писателя, повлиявшим не только на его дальнейшую жизнь, но и на мировоззрение, на взгляды и идеи, которые, конечно же, нашли свое отражение в творчестве, стала эмиграция. Бунину пришлось внезапно и навсегда покинуть родную русскую землю, к которой он был привязан “любовью до боли сердечной”. Трагедия жизни отразилась мрачными настроениями в произведениях этого периода, в которых писатель стал все чаще углубляться в философские размышления о смысле жизни и смерти. Уже в одном из первых рассказов, посвященных расставанию с родными местами (“На край света”), Бунин обращается мысленным взором к бесконечной Вселенной: “И только звезды и курганы слушали мертвую тишину на степи и дыхание людей, позабывших во сне свое горе и дальние дороги…” И бессмысленными становятся все тревоги и хлопоты человека перед лицом вечности, перед лицом неизбежной смерти. Но почему так остро встает тема смерти в прозе И. Бунина? Почему с такой щемящей сердце болью говорит он о трагической судьбе народа, оторванного от родной земли? Так тонко чувствовать и остро переживать народную трагедию, без сомнения, может только человек, который сам всей душой предан родине, жизнь которого может полноценно протекать только в окружении родных лесов, полей, рек, озер и тихих деревенских улиц. Да, этот человек на самом деле всем сердцем любит жизнь, и потому разрыв с родиной для него равносилен разрыву с жизнью. “Люди совсем не одинаково чувствительны к смерти, — пишет Бунин в “Жизни Арсеньева”. — Есть люди, что весь век живут под ее знаком, с младенчества имеют обостренное чувство смерти (чаще всего в силу столь же обостренного чувства жизни)… Вот к подобным людям принадлежу и я”. Писатель говорит от лица своего героя, но на самом деле — это его собственные мысли, собственные глубокие ощущения. Не случайно “Жизнь Арсеньева” часто относят к автобиографическим произведениям Бунина. Именно это “обостренное чувство смерти”, основанное на таком же “обостренном чувстве жизни”, было характерно для самого автора. Постоянно наблюдая за необратимо уходящей жизнью, Бунин в то же время пытается совместить, соединить существование отдельного человека, отдельную судьбу с “вечностью” и “бесконечностью”. Он пытается найти в любой преходящей жизни признаки ее продолжения в историческом развитии, признаки ее бесконечности. Именно осознание того, что смерть неизбежна, в сочетании с огромной любовью к людям и любовью к жизни заставляет писателя всерьез задуматься о своем предназначении, о том, что необходимо успеть сделать в этой жизни, чтобы не быть забытым, чтобы “продолжиться” в веках. Именно поэтому некое “продление” жизни Бунин видит в нераздельности человека и человечества, в выстраивании прочных мостиков между одним и многими, между прошлым, настоящим и будущим всего народа, всей земли. “Блаженные часы проходят и… надо, необходимо… хоть как-нибудь и хоть что-нибудь сохранить, то есть противопоставить смерти…” — отмечал писатель. Именно эта мысль продолжается во многих его произведениях. Выражением несбывшихся надежд, общей трагедии жизни становится для Бунина чувство любви, в которой он видит единственное оправдание бытия. Представление о любви как о высшей ценности жизни — основной пафос произведений Бунина эмигрантского периода. “Все проходит. Все забывается”, — говорит герой рассказа “Темные аллеи” Николай Алексеевич, но Надежда возражает ему: “Все проходит, да не все забывается”. Нельзя допустить, чтобы все было забыто, — такова твердая позиция автора. Не всегда эта позиция была правильно понята критиками при жизни писателя. Бунина откровенно возмущали и расстраивали неверные истолкования его произведений как “упаднических”, “пессимистических”, “безрадостных”. Он не был согласен с тем, что его творчество — это творчество “увядания”, не было в нем той “грусти запустения”, о которой часто говорилось в отзывах о его рассказах и повестях. Именно как о произведении, “овеянном легкой грустью и лирикой увядания и запустения”, писали о повести “Деревня”. Бунин был с этим категорически не согласен: “Это совершено неверная характеристика. В действительности в “Деревне” ни грусти, ни лирики нет и в помине, как нет ни увядания, ни запустения”. В повести, так же, как и в других произведениях писателя, отражена лишь реальность, а грусть вызвана именно тем, что эта реальность — действительная жизнь русской деревни, любимой Буниным родины, — не так радостна, как ему хотелось бы. Как уже было сказано, жизнь была для писателя неразрывно связана с родиной. И только эту жизнь мог описывать он в своих произведениях. Бунин тосковал по родине. В нем происходил мучительный процесс переоценки ценностей. Тот самый Бунин, который в первые годы после революции решил никогда не возвращаться в Советскую Россию, накануне нападения гитлеровской Германии на его родину в мае 1941 года пишет Н. Д. Телешову: “Очень хочу домой”, через несколько дней А. Н. Толстому — о том же. Последний начал хлопотать о разрешении Бунину вернуться, но грянула война… Бунин страдал в разлуке с родиной, потому и создается иногда впечатление, что он пишет о завершении, окончании этой жизни. Так оно в общем-то и было. Для русского писателя необходимость покинуть родину может быть оправдана лишь благом для отчизны, мечтой о ее свободе и счастье. У Бунина же этого оправдания не было. Именно поэтому и становятся для него основными мотивы конечности бытия, философские углубления в проблемы жизни и смерти. При всей ведущей роли трагических мотивов в разные периоды творчества эта трагичность появляется лишь тогда, когда автор сознает горечь жизненных тягот, безнадежность потраченных усилий. Тогда же, когда Бунин видит значимость деятельности человека, он приходит к мысли о вечном, в том числе о вечной жизни человечества. Творчество И. А. Бунина дорого нам тем, что в его произведениях запечатлена жизнь в ее многообразных проявлениях. Основной тон его поэтического слова о России — грустный: от элегии до крайней тоски и отчаяния. Тем не менее, в его поэзии и прозе громко звучит хвала всему живому, цветущему, всему человечному — тому, что всегда дорого и свято. Оптимизм Бунина может быть выражен словами героя этюда “Слепой”, обиженного жизнью и все же славящего ее: “Я иду, дышу, вижу, чувствую, — я несу в себе жизнь, ее полноту и радость… Это значит, что я воспринимаю, приемлю все, что окружает меня, что оно мило, приятно, родственно мне, вызывает во мне любовь. Так что жизнь есть, несомненно, любовь, доброе, та, и уменьшение любви, доброты есть всегда уменьшение жизни, есть уже смерть”.

«Вечер» и «Раскрылось небо»

Одной из таких граней являются стихотворения о мире человека и мире природы. Так, «Вечер» — произведение, написанное в форме классического сонета. И у Пушкина, и у Шекспира можно найти философские сонеты и сонеты о любви. У Бунина же в этом жанре воспеты мир природы и мир человека. Иван Алексеевич писал, что мы всегда лишь вспоминаем о счастье, однако оно находится повсюду. Возможно, это «сад осенний за сараем» и льющийся в окно чистый воздух.

Люди не всегда способны взглянуть на привычные вещи необычным взглядом. Мы часто просто не замечаем их, и счастье ускользает от нас. Однако от зоркого взгляда поэта ни птичка, ни облако не ускользнет. Именно эти простые вещи приносят счастье. Формула его выражена в последней строке этого произведения: «Я вижу, слышу, счастлив. Все во мне».

В этом стихотворении преобладает образ неба. С этим образом связано, в частности, утверждение вечности природы в лирике Бунина. Он является лейтмотивом во всем поэтическом творчестве Ивана Алексеевича. Небо олицетворяет жизнь, поскольку оно вечно и необыкновенно. Образ его обрисован, например, в стихе «Раскрылось небо». Здесь это центр размышлений о жизни. Однако образ неба тесно связан и с другими образами — света, дня, березы. Все они будто освещают произведение, а береза придает стиху белый атласный свет.

Поэзия И.А. Бунина. Основные темы и образы

Бунин вступил в литературу стихами. Он говорил: «Я поэт больше, чем писатель». Однако у Бунина поэт – это человек особого взгляда на мир. Говоря о его лирике, мы не можем четко различить темы его поэзии, потому что поэзия и проза у Бунина как бы идут рядом. Его лирика – это совокупность тонких тематических граней. В поэзии Бунина можно различить такие тематические грани, как стихотворения о жизни, о радости земного бытия, стихотворения о детстве и юности, об одиночестве, о тоске. То есть Бунин писал о жизни, о человеке, о том, что трогает человека. Одна из таких граней – это стихотворения о мире природы и мире человека. Стихотворение «Вечер» написано в жанре классического сонета. У Шекспира и у Пушкина сонеты о любви, философские сонеты. У Бунина же в сонете воспеты мир человека и мир природы. О счастье мы всегда лишь вспоминаем. А счастье всюду. Может быть, оно Вот этот сад осенний за сараем И чистый воздух, льющийся в окно. В бездонном небе легким, чистым кроем Встает, сияет облако. Давно Слежу за ним… Мы мало видим, знаем. А счастье только знающим дано. Окно открыто. Пискнула и села На подоконник птичка. И от книг Усталый взгляд я отвожу на миг. День вечереет, небо опустело, Гул молотилки слышен на гумне. Я вижу, слышу, счастлив. Все во мне. Это стихотворение говорит о том, что мы гонимся за счастьем, ищем его, но не осознаем, что оно вокруг нас («О счастье мы лишь только вспоминаем…»).

23 стр., 11034 слов

Сообщение бунин тончайший живописец природы. «Мир природы в творчестве …

… которая переходит в тревогу и умирание. Еще немало стихотворений напишет Бунин о природе. Любовь к летней грозе в «Полями пахнет», восторг … Бунин сумел передать все свои воспоминания о дворянской жизни, погрузив нас в атмосферу той эпохи с помощью звуков, цветов и запахов, передающих тончайшие … Вместить в созвучие и звуки?. Счастье для Бунина — это полное слияние с природой, но оно доступно лишь тем, …

Люди не всегда могут посмотреть на обычные вещи необычным взглядом; они не замечают их, не замечают счастья. («Мы мало видим, знаем, а счастье только знающим дано»).

Но от зоркого взгляда поэта не ускользнет ни облако, ни птичка, эти каждодневные вещи, которые приносят счастье. Формула счастья по Бунину выражена в последней строке стихотворения: «Я вижу, слышу, счастлив. Все во мне». В стихотворении доминирует образ неба. В лирике Бунина небо – лейтмотив, оно олицетворяет жизнь, оно необыкновенно и вечно. Образ неба обрисован в стихотворении «Раскрылось небо». В этом стихотворении небо – центр размышлений о жизни, но его образ взаимосвязан с другими образами – дня, света, березы. Они словно освещают все стихотворение, береза придает ему белый атласный свет. Сухие листья, запах пряный, Атласный блеск березняка… О, миг счастливый, миг обманный, Стократ блаженная тоска. В этих стихотворениях Бунин словно говорит нам, что мир вокруг нас и дает нам счастливые мгновения. Бунин классичен. Он вобрал в свое тв-во все богатство русской поэзии ХIХ в. и нередко подчеркивает эту преемственность в содержании и форме. В стих-ии «Призраки» он демонстративно заявляет: «Нет, мертвые не умерли для нас!». Зоркость к призракам для поэта равнозначна преданности ушедшим. Но это же стих-е свидетельствует о чуткости Бунина к новейшим явлениям русской поэзии , об интересе его к поэтич. интерпретации мифа, к передаче иррационального, подсознательного, грустно-музыкального. Отсюда – образы призраков, арф, дремлющих звуков, родственная Бальмонту напевность. Пленительная красота поэмы «Листопад» осознается читателем сразу же: он не может остаться безучастным к этой поэтич. панораме леса в пору его увядания, когда краски меняются на глазах, и природа претерпевает свое скорбно-неизбежное обновление. Подкупает и тесная сращенность нарисованных картин с фольклорными образами русских сказок и поверий. Отсюда – развернутое уподобление леса огромному расписному терему со своими стенами, оконцами и чудесной народной резьбой. Лес прекрасен, но с грустной очевидностью меняется, пустеет как родной дом, гибнет, как весь сложившийся годами уклад жизни. Как человек все более отчуждается от природы, так и лир. герой вынужден рвать нити, связывающие его с родными пенатами, отчим краем, прошлым. Такой подтекст лежит в основе поэмы и формирует символический образ Осени, чье имя пишется с большой буквы. Она же называется «угасающей вдовой» чье счастье, как и у лир. героя, оказ-ся недолговечным. Это определяет символико-философский хар-р поэмы. Поэзия любви Бунина предвосхищает цикл рассказов «Темные аллеи». Стихотворения отражают разные оттенки чувств. Стихотворение «Печаль ресниц сияющих и черных…» проникнуто печалью любви, печалью прощания с любимой. Печаль ресниц сияющих и черных Алмазы слез, обильных, непокорных, И вновь огонь небесных глаз, – Счастливых, радостных, смиренных Все помню я… Но нет уж в мире нас, Когда-то юных и блаженных! Откуда же являешься ты мне? Зачем же воскресаешь ты во сне, Несрочной прелестью сияя, И дивно повторяется восторг, Та встреча, краткая земная, Что бог нам дал и тотчас вновь расторг? Стихотворение поделено на 2 строфы. В первой поэт вспоминает свою любимую, ее образ до сих пор живет в его глазах, сердце и душе. Однако он с горечью понимает, что они изменились, и ее, прежнюю, уже не вернуть (это подчеркивается восклицанием: «Но нет уж в мире нас, когда-то юных и блаженных!»).

13 стр., 6168 слов

Тема любви в поэзии А.А.Блока и С.А.Есенина

… плагиате Сочинение: Тема любви в поэзии А.А. Блока и С.А. Есенина Творческий путь как А.А.Блока, так и С.А.Есенина был сложным и трудным, исполненным резких противоречий, но в конечном счете прямым и … из наиболее популярных и любимых стихотворений – “Незнакомка”. Оно входит в цикл “Город”, в котором с такой пронзительностью прозвучала тема “черного города”, враждебного счастью и красоте людей. …

Его нежность в описании возлюбленной подчеркивают художественные средства, такие как метафора («алмазы слез», «огонь глаз», «печаль ресниц») и эпитеты (ресницы сияющие, слезы непокорные, глаза небесные).

Во второй строфе лирический герой терзается вопросами о том, почему она все же приходит к нему во сне, вспоминает восторг встречи с ней. Его раздумья выражаются в стихотворении риторическими вопросами, и ответа на них не следует. Стихотворение «Что впереди?» насыщено атмосферой счастья и спокойствия, что доказывают строки Что впереди? Счастливый долгий путь. Куда-то вдаль спокойно устремляет Она глаза, а молодая грудь Легко и мерно дышит и чуть-чуть Воротничок от шеи отделяет — И чувствую я слабый аромат Ее волос, дыхания — и чую Былых восторгов сладостный возврат… Что там, вдали? Но я гляжу, тоскуя, Уж не вперед, нет, я гляжу назад. Лирический герой понимает, что впереди его ожидает счастье с любимой, но о прошлом он думает с грустью, не хочет его отпускать. Стихотворения о любви раскрывают разные грани чувства. В поэзии Бунина особо выделяют «звездную лирику», это средоточие тем неба, звезд, вечности и красоты. Он писал великолепные ночные, сумеречные стихи, словно наполненные мерцанием. Это можно объяснить его особенным восприятием мира. Бунин говорил: «Не устану воспевать вас, звезды». Одной из таких песен звездам стало стихотворение «Сириус». Где ты, звезда моя заветная, Венец небесной красоты? Очарование безответное Снегов и лунной высоты? Где молодость простая, чистая, В кругу любимом и родном, И старый дом, и ель смолистая В сугробах белых за окном? Пылай, играй стоцветной силою, Неугасимая звезда, Над дальней моей могилою, Забытой богом навсегда! Звезда Сириус – белая, стоцветная, самая яркая звезда на ночном небосклоне. В Древнем Египте Сириус считали священной звездой. В этом стихотворении переплетаются восхищение любимой звездой и философские размышления лирического героя. Звезда – символ судьбы, она ассоциируется с жизнью, молодостью, родиной. Бунин считает звезду понятием философическим, так как и у человека на земле, и у звезды на небе есть высокая миссия – служить вечной красоте. Бунина, как человека любознательного и жизнелюбивого, привлекало время, прошлое и настоящее. На эту тему у него есть ряд стихотворений, самое яркое из которых – «Кадильница». «В монастыре забытом» … «давно потухшая, давным-давно пустая лежит кадильница – вся черная внутри от угля и смолы, пылавших в ней когда-то». Кадильница – символ ушедшего прошлого. Но ее черное дно говорит о том, что в ней горел огонь, значит, в ней горела жизнь. Во второй части стихотворения Бунин делает призыв к самому себе, к своему сердцу Ты, сердце, полное огня и аромата, Не забывай о ней. До черноты сгори. То есть автор призывает жить – гореть, как горела древняя кадильница. В этом мы видим стремление лирического героя исполнить до конца миссию земного пребывания. Наряду с такими вечными ценностями жизни, как красота природа, любовь, добро, слияние с окружающим миром, труд, неустанное познание истины, есть, по Бунину, и еще одна – владение родной речью, приобщение к Письменам. В стих-ии «Слово» поэт ставит это человеческое достояние как особый, бессмертный дар. Это именно тот «глагол», который может превратить человека в бога, а поэта – в пророка. Это именно та ценность, кот. «в дни злобы и страданья, на мировом погосте оставляет людям надежду на спасения. Итак, основные черты лир. поэзии Бунина – стремлений к описат. подробности, яркость конкр. деталей, классич. простота, лаконизм, поэтизация вечных человеч. ценностей, и в первую очередь – родной природы. Богатство подтекста, частое обращение к символике, тесная сращенность с рус. прозой, в частности с повелистикой Чехова; тяготение к философичному частые переклички с собств. рассказами.тяготение к философичному частые переклички с собств. рассказами.

2 стр., 624 слов

«Всякая любовь — великое счастье, даже если она не …

… живёшь, дышишь тем человеком, которого любишь. Конечно, «Всякая любовь – счастье, даже если она не разделена» , но всё равно хочется, … созданием цикла рассказов «Тёмные аллеи» . Основной темой темой этого цикла является тема любви. Для Бунина в истинной любви есть нечто … аллеи». Любовь между барином Николаем Алексеевичем и крестьянкой Надеждой не могла быть счастливой, потому что по законам того …

Отражение современности в лирике Бунина

Примечательно, что когда в России уже началась революция, ее процессы не нашли отражения в поэтическом творчестве Ивана Алексеевича. Он оставался верен философской теме. Поэту важнее было знать не то, что происходит, а почему это происходит с человеком.

Иван Алексеевич современные проблемы соотносил с вечными понятиями — жизни и смерти, добра и зла. Пытаясь найти истину, он обращался в своем творчестве к истории различных народов и стран. Так появились стихи об античных божествах, Будде, Магомете.

Поэту важно было понять, по каким общим законам развивается отдельная личность и общество в целом. Он признавал, что наша жизнь на земле — это только отрезок вечного существования Вселенной. Отсюда появляются мотивы судьбы и одиночества. Иван Алексеевич предчувствовал грядущую катастрофу революции. Он считал, что это величайшее несчастье.

Иван Бунин стремился заглянуть за грань реальности. Его интересовала загадка смерти, дыхание которой можно ощутить во многих стихах этого автора. Разрушение дворянства как класса, обнищание помещичьих усадеб вызывали у него чувство обреченности. Однако, несмотря на пессимизм, Иван Алексеевич видел выход, который заключается в слиянии человека с природой, в ее вечной красоте и покое.

Весьма многогранна лирика Бунина. Кратко в рамках одной статьи можно отметить лишь основные ее особенности, привести лишь несколько примеров. Скажем пару слов и о любовной лирике этого автора. Она также весьма интересна.

Иван Алексеевич Бунин является одним из крупнейших поэтов двадцатого века. Сегодня это звучит как аксиома. Однако долгое время известность Бунина-прозаика несколько заслоняла для читателей его поэзию. «Антоновские яблоки», «Деревня», «Суходол», «Легкое дыхание» – эти произведения воспринимались как нечто более значительное, нежели бунинская поэзия. Но лирика писателя являет нам пример высокой, национальной культуры.

Любовь к родной земле, её природе, её истории вдохновляет бунинскую музу. На рубеже двадцатого столетия, когда уже пробивались первые ростки пролетарской литературы и крепло символистское направление, стихи Бунина выделялись приверженностью к прочным классическим традициям. Поэзия Пушкина, Тютчева, Фета, Никитина оставила в душе писателя глубокий след потому, что она являлась как бы частью окружающего его мира. Именно эта поэзия переводила на язык искусства те впечатления, которые получал юный Бунин. Первый этап творчества поэта отмечен значительным влиянием на него таких имен, как Кольцов и Никитин. Они представляются Бунину не просто крупными поэтами, но и крупными национальными художниками, которые служат примером для подражания.

Близость к природе, к деревенской жизни, её трудовым интересам, её эстетике не могли не отразиться и на формировании литературных вкусов и пристрастий молодого Бунина. Поэзия его становится глубоко национальна. Образ Родины, России складывается в стихах незаметно. Он подготовлен уже пейзажной лирикой, которая навеяна впечатлениями родной ему Орловщины, среднерусской природы. В стихотворении «Родине» (1891 год) Бунин резко и мужественно говорит о родной стране:

Они глумятся над тобою, Они, о родина, корят Тебя твоею простотою, Убогим видом черных хат… Так сын, спокойный и нахальный, Стыдится матери своей – Усталой, робкой и печальной Средь городских его друзей, Глядит с улыбкой состраданья На ту, кто сотни верст брела И для него, ко дню свиданья, Последний грошик берегла.

В стихах 1899 года Иван Алексеевич Бунин нередко приходит к острым социальным обобщениям. Недаром одно из его первых стихотворений – «Деревенский нищий» посвящено голодной крестьянской Руси.

Однако если ранние стихи Бунина заставляют читателя вспомнить поэзию Кольцова и Никитина, то стихи начала 1900-х годов выдержаны в традициях Фета, Полонского, Майкова. Влияние этих поэтов оказалось весьма сильным. В творчестве Бунина преобладают мотивы любовных мечтаний, ярких ярмарок, веселых катаний ряженых на святках. В этот период поэт остается во власти старой образной системы. Ему приходится внешне банальными средствами добиваться не банального. Он ищет новые возможности в традиционном стихе Бунин выбирает такие сочетания слов, которые порождают у читателя определенные ассоциации:

Я одинок и ныне – как всегда. Но вот закат разлил свой пышный пламень, И тает в нем Вечерняя Звезда, Дрожа насквозь, как самоцветный камень

Бесконечно чувствуя живую связь с природой, поэту удалось, идя путем Фета и Полонского, достигнуть истинной красоты и совершенства в стихе. Лишь говоря с природой на её языке, можно было войти в её бесконечный и таинственный мир:

Усадьба по-осеннему молчала. Весь дом был марте в полночной тишине, И, как ребенок брошенный, кричала Ушастая пустушка на гумне.

В противовес беззаботному отношению к природе поэтов народнического толка, Бунин с сугубой дотошностью, точно производит её мир:

Шумели листья, облетая, Лес заводил осенний вой… Каких-то серых птичек стая Кружилась по ветру с листвой. Хотелось вместе с вихрем шумным Кружиться по лесу, кричать – И каждый медный лист встречать Восторгом радостно-безумным!

Это описание природы особенно контрастно по отношению к общественной жизни страны. Ведь Россия с 1903 по 1906 год переживала шквал первой русской революции. В это время Бунин не спеша отшлифовывал свои произведения, путешествуя по странам Востока. В его стихах того периода мы не найдем города, городской жизни, отзвуков общественной борьбы. Но в дальнейшем у писателя появляются прозаические произведения, в которых отражается непростая жизнь общества. А в стихотворении «Пустошь» Бунин воссоздает образы отравленных рабьей психологией людей, тех, кто отдал все свои силы темной жизни:

Мир вам, давно забытые! – Кто знает Их имена простые? Жили – в страхе, В безвестности – почили. Иногда В селе ковали цепи, засекали, На поселенье гнали. Но стихал Однообразный бабий плач – и снова Шли дни труда, покорности и страха…

Если на грани века для бунинской поэзии наиболее характерна пейзажная лирика, то в пору 1906–1911 годов Бунин всё более обращается к лирике философской, продолжающей поэзию Тютчева. Личность поэта необычайно расширяется, обретает способность различных перевоплощений:

Я человек: как бог, я обречен Познать тоску всех стран и всех времен.

Философская лирика периода 1917 года всё более теснит пейзажную. Бунин стремится заглянуть за пределы реальности. Поэзия его приобретает черты обреченности, обреченности кровного ему дворянского класса. Мистическое и смертное дыхание ощутимо в его стихах, которое особенно усилится в эмиграции. Где же выход? Бунин находит его в возвращении к природе и любви. Поэт появляется в облике лирического героя. Надо отметить, что любовная лирика Бунина невелика количественно. Но в ней раскрываются многие искания поздней поры.

За рубежом, в эмиграции, Бунин остается верен себе, своему таланту. Он изображает красоту мира, русской природы, размышляет о тайне жизни. Но в его стихах до самой смерти звучит боль и тоска по родине и невосполнимость этой утраты.

Бунин-эмигрант не принял новое государство, но сегодня мы вернули как национальное достояние всё лучшее, что было создано писателем. Певец русской природы, мастер интимной лирики, Бунин продолжает классические традиции, учит любить и ценить родное слово.

Читаемое в разделе:

  • Тема любви и смерти в творчестве И.Бунина
  • Вещное и вечное в рассказе Бунина «Господин из Сан-Франциско»
  • Анализ рассказа «Чистый понедельник»
  • Две судьбы в рассказе Бунина «Лёгкое дыхание»
  • Герои рассказа И.А.Бунина «Чистый понедельник»
  • Как раскрывается И.А. Буниным философская тема в рассказе «Господин из Сан-Франциско»?

Ранее опубликованные в разделе:

  • Герои рассказа И.А.Бунина «Чистый понедельник»
  • Вещное и вечное в рассказе Бунина «Господин из Сан-Франциско»
  • Две судьбы в рассказе Бунина «Лёгкое дыхание»
  • Тема любви и смерти в творчестве И.Бунина
  • Анализ рассказа «Чистый понедельник»

Новые материалы раздела:

  • Как раскрывается И.А. Буниным философская тема в рассказе «Господин из Сан-Франциско»?

«Печаль ресниц сияющих и черных…»

Это стихотворение состоит из двух строф. В первой из них автор вспоминает любимую, образ которой до сих пор живет в его душе, в его глазах. Однако лирический герой с горечью осознает, что молодость прошла, и прежнюю возлюбленную уже не вернуть. Его нежность в описании девушки подчеркивают различные средства выразительности, например метафоры («печаль ресниц», «огонь глаз», «алмазы слез») и эпитеты («глаза небесные», «слезы непокорные», «ресницы сияющие»).

Во второй строфе стихотворения лирический герой задумывается о том, почему возлюбленная до сих пор приходит к нему во сне, а также вспоминает восторг от встречи с этой девушкой. Эти размышления выражаются в произведении риторическими вопросами, на которые, как известно, ответа не следует.

Любовная лирика

Стихи о любви в творчестве Ивана Алексеевича Бунина представлены несколько в меньшем количестве, но тем не менее играют большую роль среди его произведений. Давным-давно любовную лирику Бунина определили как трагедийную — пожалуй, это наиболее емкое и точное определение.

Любовь для Ивана Алексеевича — самое сокровенное, важное, главное, то, ради чего стоит жить на земле. Он абсолютно уверен в существовании настоящей любви, и, хотя много стихотворений посвящено у него любовным страданиям, о взаимной, счастливой любви он пишет тоже, хоть и реже. Одним из основных мотивов любовной лирики Бунина считается одиночество, неразделенность любви, невозможность испытать счастье. Она потому и трагедийна, что преобладают в ней мысли о том, что не сбылось, воспоминания об ушедшем, сожаления о потерянном, непрочность человеческих взаимоотношений.

Соприкасается любовная лирика Бунина и с философской — любовь и смерть, и с пейзажной — любовь и красота природы. Бунин пессимистичен — в его стихотворениях счастье не может жить долго, за любовью следует либо разлука, либо смерть, благополучного исхода не дано. Однако любовь — все равно счастье, поскольку это высшее, что может познать в жизни человек. При этом сам поэт в личной жизни после нескольких неудачных попыток все же обрел семейное счастье и жену, до конца его дней поддерживавшую его во всем.

Как и в любой другой, в любовной лирике Бунина есть ряд особенностей. Это, например, избегание красивых фраз, использование природы в роли наблюдателя за любовными страданиями, упоминание весны (любимого времени года поэта) как символа любви, открытый протест против несовершенства мироздания, непременное соединение духовного и телесного (невозможно узнать душу, не постигнув плоти).

При этом в поэзии Бунина нет ничего постыдного или пошлого, она святая и остается для него великим таинством.

«Печаль ресниц сияющих и черных…»

Это стихотворение состоит из двух строф. В первой из них автор вспоминает любимую, образ которой до сих пор живет в его душе, в его глазах. Однако лирический герой с горечью осознает, что молодость прошла, и прежнюю возлюбленную уже не вернуть. Его нежность в описании девушки подчеркивают различные средства выразительности, например метафоры («печаль ресниц», «огонь глаз», «алмазы слез») и эпитеты («глаза небесные», «слезы непокорные», «ресницы сияющие»).

Во второй строфе стихотворения лирический герой задумывается о том, почему возлюбленная до сих пор приходит к нему во сне, а также вспоминает восторг от встречи с этой девушкой. Эти размышления выражаются в произведении риторическими вопросами, на которые, как известно, ответа не следует.

Лирика Бунина: особенности

В заключение перечислим основные черты, которые свойственны лирической поэзии Бунина. Это яркость деталей, стремление к описательной подробности, лаконизм, классическая простота, поэтизация вечных ценностей, в особенности родной природы. Кроме того, для творчества этого автора характерно постоянное обращение к символике, богатство подтекста, тесная связь с русской прозой и поэзией, тяготение к философичному. Нередки у него переклички со своими собственными рассказами.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]