Анализ рассказа Куприна Гамбринус
В рассказе Александра Ивановича Куприна «Гамбринус» повествуется о пивной. Ее назвали так в честь короля, который покровительствовал над пивным делом, Гамбринуса. Эта пивная находилась в портовом южном городе. Гости данного заведения были очень колоритными персонажами. Посещали пивную люди разных национальностей, разной веры и разного социального статуса.
С хозяином пивной автор не знакомит читателя. Но по мере прочтения рассказа, становится понятно, что главными людьми там были буфетчица Иванова и музыкант Сашка.
Сашка был евреем по национальности. Он очень любил гримасничать и веселиться. Для мира высокого искусства он был заурядным музыкантом, но для посетителей пивной и для служащих в ней, он был музыкантом с большой буквы. Сашка мог подобрать любую мелодию, спеть любую песню. Это очень нравилось посетителям пивной. В принципе из-за Сашки и любили данное заведение.
В рассказе «Гамбринус» писатель раскрывает разные образы человека. Сашка самый уникальный и в то же время самый колоритный персонаж. На первый взгляд он обычный скрипач пивной. Но, если читать произведение до конца, то Сашка становится по-настоящему близок каждому читателю.
Наступает японская война и Сашку забирают на службу. Он прощается с тяжелой душой и думает, что погибнет в одном из боев. Но судьба настолько милостива к нему, что спустя два года он возвращается в «Гамбринус», где все заскучали без него, и все снова становится на свои места. Но все-таки некоторые изменения происходят. Глаза Сашки становятся намного грустнее и выражение печали в них настолько тяжелое, что читатель не может остаться равнодушным к нему.
Далее в рассказе писатель повествует о том, что людям дают полную свободу: свободу слова, мысли. Но жизнь не становится от этого лучше. Наоборот, все почему-то становится хуже. Происходят гонения евреев. В этот момент читателю стоило бы бояться, что Сашка попадет под удар. Но он ходит по улицам свободно и спокойно. Однако, Белку, собачку Сашки, убивают.
На мой взгляд, Сашка из-за обиды и несправедливости дерется в пивной за что в последствии попадет в тюрьму. Оттуда он выходит с искалеченной рукой. Но все равно, несмотря на все гонения, несправедливость по отношению к нему, он продолжает играть на губной гармошке.
На мой взгляд, автор хотел показать силу человеческого духа. Особенно, если человек очень сильно чем-то увлечен, как в случае с Сашкой. Скрипачу очень нравилась музыка. Она с ним шла по жизни и помогла не сломаться, остаться сильным. Поэтому автор заканчивает свое произведение такими словами Сашки: «Человека можно искалечить, но искусство все перетерпит и все победит».
Куприн «Гамбринус»: кто главные герои, какова главная мысль?
Есть ещё два персонажа, сыгравших важную роль в судьбе Сашки:
1). Буфетчица мадам Иванова, которой Сашка доверил свою собачку Белочку, уходя на войну с Японией. Она дольше всех хранит память о Сашке и когда он воевал, и когда пропал после погромов на три месяца.
Главная мысль выражена в словах Сашки:
Главными героями сказочного произведения под названием «Ковёр-самолёт», которое написал детский писатель Владислав Крапивин являются двое мальчишек по имени Олег и Виталий.
После случайного знакомства Виталий узнаёт, что Олег убежал из родного дома и тогда он предложил жить у него.
Было лето и ребятишки жили в чердачном помещении. Как-то тётя Виталика дала мальчикам ковёр, чтобы они его вытрясли. Двое друзей вытрясли ковёр и легли на него отдохнуть. Ребята стали мечтать о том, что хорошо бы полетать на этом ковре. Неожиданно ковёр взмыл вверх и мечта друзей сбылась. Они стали везде летать и прямо на ковре играли.
Главной мыслью этой замечательной повести является то, что стоит только очень сильно захотеть и тогда все сбудется.
Куприн «Собачье счастье». Для читательского дневника запишем краткое содержание в 5-6 предложений.
1). Пес по кличке Джек вместе с кухаркой пошел на базар, но около колбасной лавки он потерял кухарку.
2). Джек отлично знал дорогу домой, поэтому не спеша побежал домой один.
3). По дороге он встретил другого пса и тут их обоих поймали и посадили в клетку к другим собакам.
4). Там Джек узнает, что его их везут на живодерню, между собаками возникает разговор на тему собачьей жизни и счастья.
5). Белый пудель сказал, что собачье счастье в руках человека, но пес фиолетового окраса доказал ошибочность его взглядов прыжком через забор к свободе.
Думаю точнее можно понять проблемы поднимаемые Куприным в рассказе «Слон» если, вспомнить множество случаев из жизни, когда люди которым нездоровится выздоравливали, а состояние тяжелобольных улучшалось, если эти люди не только принимали медикаментозные средства, но и имели полноценное общение со здоровыми людьми, испытывали позитивные эмоции и чувствовали себя полноценным членом человеческого общества.
Знаменитая повесть Александра Ивановича Куприна «Гранатовый браслет» была написана в 1910 году и она основана на реальных событиях.
В повести княгиня Вера Николаевна Шеина получила в день своих именин подарок от анонимного поклонника.Это был золотой браслет украшенный гранатами. Зеленый гранат обрамляли пять кроваво красных камней.
Источник
Несколько интересных сочинений
Наверно, мало осталось в наше время людей, которые слепо верят в чудеса и надеются получить заветные подарки или исполнения желаний по мановению волшебной палочки или по доброте волшебника.
Наверное, на этой земле не существует ни одного человека, который бы не слышал о великом русском писателе Александре Сергеевиче Пушкине. Каждый из нас, будь то, взрослый или ребенок знаком с его творчеством
Основным персонажем произведения является Юшка, представленный писателем в образ рано состарившегося чахоточного мужчины.
Перед нами представлена картина художника Павла Корина под названием Александр Невский На картине изображён князь Александр Невский. Он оставил большой след в истории средневековой Руси
Сочинение Анализ рассказа Гамбринус Куприна
Повествование произведения заключается в описании жизни одного из представителей еврейской национальности по имени Сашка, являющегося музыкантом-самоучкой, играющим на скрипке в пивном баре «Гамбринус», названном в честь покровителя пивоварения, расположенном в портовой гавани.
Герой представляется писателем в образе сироты, не имеющего специального музыкального образования, обладающего порядочностью, уникальным слухом, артистизмом, остроумием и хорошей памятью, отличающего композиторским талантом, сочиняя собственную музыку, основанную на традиционных еврейских мотивах.
Музыкальное исполнение затрагивает душевные уголки посетителей пивной, Сашка имеет оглушительный успех у постоянных завсегдатаев заведения, народную любовь и уважение.
Судьба еврейского музыканта складывается нелегко, в его жизни присутствуют непосредственное участие в русско-японской войне, после чего герой возвращается с грустным, печальным выражением глаз, период гонения еврейской нации со страшными погромами, арестами и кровавыми убийствами, в результате которых Сашки лишается любимого друга – преданной собаки Белки, тюремное заключение за драку в кабаке, в которую Сашка ввязывается по причине обидной несправедливости, долгожданное освобождение, сопровождающееся невозможностью дальнейшей игры на скрипке из-за покалеченной руки.
Писатель, описывая жизненные трудности и невзгоды, с которыми сталкивается герой рассказа, демонстрирует его истинные человеческие качества, выражающиеся в проявлении Сашкой неимоверной силы духа, смелости, отчаянной выдержки, позволяющим герою не сломаться и выжить, несмотря на тяготы и лишения.
Любовь к музыке помогает Сашке продолжать существовать на белом свете, мужчина, несмотря на больную руку, принимает решение не бросать любимое занятие и осваивает игру на губной гармошке.
Произведение насыщено глубоким психологизмом, акцентирующим неоднородность душевного, духовного состояния русского народа, противопоставляющим красоте и высокой духовности темные инстинкты отдельных представителей озверевшей толпы.
Писатель передает основной смысл рассказа мыслью о необратимой победе искусства, которое претерпевает любые трудности, над общественным самосознанием, демонстрируя вековую тоску еврейской народности, отрицая антисемитизм в виде национальной розни.
«Гамбринус»: о роли пиара, Куприне и Сашке-музыканте
Едва ли найдется человек, не побывавший в одесском пивном ресторане «Гамбринус», который находится в глубоком подвале на углу Дерибасовской и переулка Вице-адмирала Жукова (историческое название – Колодезный переулок). Когда-то это здание занимала гостиница «Франция», а в подвале в середине 1920-х располагался бар «Пивной колодец». Вот такая удивительная преемственность…
Их было трое
Сегодняшний, «Гамбринус», открывшийся в 1967 году, — третий по счету среди одесских пивных ресторанов с таким названием, и каждый из этих трех заслуживает рассказа о себе. Впрочем, первый «Гамбринус», открывшийся в 1868 году на Греческой площади (тогда она называлась Александровской площадью) просуществовал совсем недолго и ничем особо интересным себя не проявил. А вот «Гамбринус», появившийся в 1897 году, является, безусловно, самым «главным» среди своих «тесок».
На Дерибасовской, 32 — угол Преображенской
Этот, самый извстный «Гамбринус» расположился в глухом подвале дома №32 по улице Дерибасовской, угол Преображенской, с входом со стороны последней. В те времена дом принадлежал художнику Хлопонину. Кабачок этот, который «держала» чета обрусевших немцев Гоппенфельд, сразу же получил огромную популярность. Он был всегда, что называется, «до отказа» заполнен посетителями. Публика здесь собиралась весьма разношерстная: молодые гуляки с Дерибасовской, биндюжники с Молдаванки, портовые грузчики, студенты из находящегося неподалеку Новороссийского университета, матросы с заходивших в Одессу иностранных судов и, конечно же, сверх всякой меры раскрашенные девицы не слишком тяжелого поведения разных возрастов …
Реклама таки — двигатель
Безусловно, быстро растущей популярности «Гамбринуса» поспособствовал и очерк известного и уважаемого одесской читающей публикой журналиста Лазаря Кармена в газете «Одесские новости» (февраль 1903 года) под названием «На дне Одессы». Одна из глав очерка — «Волшебная скрипка» — была посвящена «Гамбринусу» и человеку, сыгравшему решающую роль в бешеном ажиотаже вокруг этого питейного заведения. Известность же, не боюсь этого слова, международную получил «Гамбринус» и то же главное действующее лицо в нем в 1907 году – именно тогда в журнале «Современный мир» был напечатан рассказ Александра Ивановича Куприна под коротким названием «Гамбринус». После этой публикации в «Гамбринусе» отбоя не было не только от любителей доброго пива, но и от искателей экзотики. Но обо всем по порядку… …В далеком XIII столетии почетного председателя гильдии брюссельских пивоваров герцога Иоанна I провозгласили покровителем пивоварения. Со временем этот самый Ian Primus превратился в Гамбринуса. Его ярко раскрашенный портрет украшал интерьер «нашего» пивного кабачка. Теперь послушаем А.И.Куприна: «С каменных стен сочилась всегда белыми струйками подземная влага и сверкала в огне газовых рожков, которые горели денно и нощно, потому что в пивной окон совсем не было. Вместо столов на полу были расставлены тяжёлые дубовые бочки, вместо стульев – маленькие бочоночки. Направо от входа возвышалась небольшая эстрада, а на ней стояло пианино. Здесь каждый вечер уже много лет подряд играл на скрипке для развлечения гостей музыкант Сашка – кроткий еврей, весёлый, пьяный, плешивый человек с наружностью облезлой обезьяны, неопределённых лет…» Вот мы и добрались до квинтэссенции нашего повествования. Именно ради того, чтобы послушать этого кабацкого скрипача и ломились самые разные люди по вечерам в глухой подвал на углу Дерибасовской и Преображенской.
Кто он, — Сашка-музыкант?
Сашка-музыкант – это Александр (Шендель) Яковлевич Певзнер, выучившийся премудростям скрипичной игры у клезмеров Могилевской губернии, откуда он был родом, приехавший в поисках работы в Одессу и поселившийся на Молдаванке в одном из старых домов на Садиковской улице. Этот безусловно талантливый музыкант играл все, из его скрипки каждый вечер лились украинские, русские, еврейские, молдавские, грузинские, итальянские, греческие и еще Бог знает какие мелодии. Сашка удовлетворял любые вкусы. Oн был явным лидером в трио, которое в течение долгих 12 лет составляли, помимо Певзнера, братья Вересковские — Игнат и Константин (баян и фортепиано). Интересная деталь: через несколько месяцев после опубликования рассказа об этом кабачке и его главном герое Александр Иванович Куприн посетил «Гамбринус», расцеловал Сашку и подарил ему серебряный портсигар и журнал с рассказом, снабдив последний трогательной надписью… Александр Певзнер женился на красавице-вдове Голде Старинской, усыновив ее отпрыска Соломона, а вскоре она родила ему сына Арона (Аркадия). Забегая вперед, отметим, что Аркадий оказался способнейшим исполнителем степа и пользовался у одесской публики большим успехом. Соломон и Аркадий сражались на фронтах Великой Отечественной войны, были награжены боевыми наградами. Соломон погиб в 1943 году, Аркадий вернулся с войны с тяжелым ранением (пуля попала в легкое), от которого скончался в 1946 году. Вернемся в бедствующую от голода и разрухи, наступивших в результате революции и гражданской войны, Одессу 1920 года, когда Певзнер, который уже шесть лет не играл в «Гамбринусе», вместе с группой таких же бедолаг отправился в Волынскую губернию, чтобы поменять куяльницкую соль на что-нибудь съестное. Там он заразился тифом, в полубредовом состоянии кое-как добрался до Одессы и был помещен в Еврейскую больницу. 24 июня 1920 в рубрике «Скончались» местной газеты «Известия» можно было прочесть: «…Александр Яковлевич Певзнер (Сашка-скрипач из «Гамбринуса»), о чём извещают жена, дети и родственники. Вынос тела из Еврейской больницы сегодня в час дня по советскому времени». Похоронная процессия, несмотря на суровое время, растянулась на несколько кварталов: Сашку-скрипача в последний путь отправилась провожать вся Одесса…
Третий «Гамбринус» переместили на сто метров
Прошло достаточно много времени, прежде чем началась жизнь 3-го, сегодняшнего, «Гамбринуса», с которого мы и начали свой рассказ. Выбрано для него было совсем неплохое место — против Городского сада, т.е. с определенной натяжкой можно утверждать, что знаменитый кабачок просто сместился по Дерибасовской на пару сот метров. По убранству этот «Гамбринус» мало отличается от своего «предка»: вместо столов и стульев – те же дубовые бочки, большие и малые, отсутствие дневного света, потому что и этот подвал тоже не имеет окон, так же широко улыбающийся раскрашенный покровитель пивоварения Ian Primus … А вот публика здесь собирается уже совсем иная – модно одетая, с хорошими, случается, манерами… Долгое время – 30, без малого, лет – играл в этом кабачке на скрипке совсем неплохой продолжатель творчества легендарного Сашки – Осип Борисович Бровер. Он тоже с блеском исполнял любые мелодии по-прежнему интернациональной Одессы, да еще, в придачу, и чисто одесские анекдоты рассказывал посещающим «Гамбринус» иногородним гостям… Сейчас уже не работает – ушел на очень заслуженный отдых, а пришедшие ему на смену музыканты стараются изо всех сил поддерживать славные традиции легендарного пивного ресторана, который так и остался одним из брендов Города… Наводняющие же Одессу туристы могут и сегодня увидеть легендарного Сашку-музыканта, только не живого, а отлитого в бронзе, миниатюрного, установленного в Саду скульптур литературного музея. Может скульптура эта и мало напоминает очень подвижного, всегда улыбавшегося Сашку, но разве в этом дело? Главное — память осталась.
Анатолий Горбатюк
Похожие страницы:
- Известные одесские рестораторы
- Маразлиевская улица (продолжение прогулки)
- Одесское ля-ля-фа
- Спасти оперный и отказаться от статуса участника войны
- Школьная мода в Одессе: Что поменялось за 30-40 лет? (ФОТО)
- Одесситки, сводившие с ума Есенина, Блока, Бунина, Маразли
- Одесская тайна барона Мюнхгаузена
Свежие страницы из раздела:
- Одесские апачи и зеленый фургон
- Библиотеки — библио-мекки Одессы
- Счастье родиться в Одессе
Предыдущие страницы из раздела:
- Одесса летает
- Xаджибей – предшественник Южной Пальмиры
- Как Одесса научилась летать
Следующая страница >>
Популярные сегодня темы
Если говорить про то, какое впечатление у читателей остается от образов героев, то стоит отметить, что в основном, данное мнение складывается от поступков, которые совершали эти персонажи
Образ Прекрасной Дамы очень важен для Александра Блока, он даже так назвал один из самых своих известных циклов. Этот образ постоянно встречается в его стихах.
Любовь — это одно из таких чувств, которому многие поэты посвящали огромнейшее количество своих стихотворений. Даже в настоящее время, время технологий, умной техники, никто не может объяснить – что же это за чувство
Произведение рассказывает о дружбе мальчика из обеспеченной семьи с бездомными детьми. Вася – сын городского судьи. Его мать умерла, когда мальчику было всего 6 лет. На попечении отца осталась еще маленькая сестрёнка Васи – Соня