Общие особенности развития русской литературы в XVIII веке
Петровские преобразования спровоцировали в определенной степени отказ от русских старых культурных традиций. Однако в области литературы они и не были сколько-нибудь распространенными. Хотя древнерусская литература богата выдающимися произведениями, они никогда не были объектом массового интереса даже в общественных верхах. Многие из них к концу XVII века были основательно забыты. Поэтому новая русская литература создавалась на общеевропейской, античной и, естественно, христианской основе.
Из Европы были заимствованы основные литературные жанры: «высокие» (ода, трагедия, эпопея) и «низкие» (комедия, басня, сатира). В идейном смысле в лучших произведениях русской литературы века ощутим дух Просвещения. Литературные направления также соответствовали общеевропейским тенденциям – сперва это был классицизм, затем сентиментализм.
Изменения в языке (частично введенные официальными решениями, частично произошедшие естественным путем) потребовали изменений чисто технической стороны литературной деятельности. Более всего это отразилось на поэзии, перешедшей от силлабической (подразумевающей учет исключительно количества слогов, но не ударений и их расположения) к силлабо-тонической системе (с привычными ныне строфами, ямбами, хореями…). Однако изменился и стиль прозы – литературный язык начал понемногу приближаться к естественному.
Изменился набор наиболее распространенных литературных тем. Традиционные сказки и былины (а также производные от них) уже не пользовались популярностью – русские читатели предпочитали знакомиться с пересказами из античной литературы, поэмами и «романами», посвященными историческим событиям, любовной лирикой. В петровские времена в русской литературе зародился жанр приключенческого произведения (в котором все события намеренно помещались не в «тридесятое царство», а в реальную географию, и отсутствовали мотивы сверхъестественного).
Количество же и востребованность чисто религиозной литературы уменьшилось. Хотя она продолжала существовать и даже целенаправленно продвигаться, ее в значительной степени потеснила публицистика и полемика. Даже известный сподвижник Петра, священник Феофан Прокопович, стал известен не религиозными творениями, а публицистическими и светскими дидактическими произведениями.
Развитие русской литературы 18 века, ее особенности
1. Русская литература в XVIII в. прошла значительный путь идейно-художественного развития. В начале века русская словесность могла опираться лишь на рукописную, в значительной степени еще религиозную литературу Древней Руси, на фольклор и на немногочисленные иностранные источники. На этом слабом основании к концу века было построено здание русской литературы, в качественном отношении не уступающей литературе ни одного из великих народов Европы и создавшей замечательные образцы искусства слова. Русская литература стала европейской литературой, при этом сохраняя и укрепляя свою национальную самобытность.
2. Социальная, политическая содержательность и идеологическая направленность — отличительные особенности литературы XVIII в. Чувство общественной ответственности обращало внимание писателей на существенные стороны действительности, порождало критический подход к явлениям жизни. Обнажение проблем общественной жизни и, прежде всего, бедственного положения огромного большинства населения страны требовало от писателя проницательности, гражданской честности и правдивости изображения. Это, с одной стороны, создавало предпосылки становления реалистического метода в литературе, с другой — определяло преимущественное развитие сатирических жанров. Сатира — колыбель и исток русского реализма.
3. Сатирическая направленность постоянно присутствовала и в первом значительном литературном направлении века — классицизме, начиная с деятельности А. Кантемира. Это направление, ориентированное на западноевропейские культурные традиции, но получившее на русской почве своеобразное воплощение, несмотря на свою односторонность и ограниченность художественных средств, сыграло крупную роль в развитии литературы. В рамках классицизма уже формировались жанровые, стилистические и образно-смысловые средства более глубоких и содержательных способов художественной выразительности. Ломоносов провел реформу русского языка и стихосложения. Сумароков дал первые настоящие образцы тех новых жанров (трагедия, комедия, сатира, поэма, басня, песня и т.д.), которым будет принадлежать важная роль в развитии литературы.
Следует подчеркнуть, что в литературной практике русских писателей XVIII в. жанры классицизма не обладали той незыблемостью, «каноничностью», которую определяла теория классицизма. «Недоросль» Д.И. Фонвизина — серьезная общественная и психологическая драма, «притворившаяся» комедией; «Вадим Новгородский» Я.Б. Княжнина — политическая трагедия, в рамках которой решаются важнейшие нравственно-философские проблемы общечеловеческого характера. «Преодоление жанра» русской комедией предопределило появление в русской литературе XIX в. драмы как таковой. Такие же закономерности проявились в поэзии Г.Р. Державина, который, развивая и совершенствуя одическое творчество, одновременно привнес в него принцип индивидуальной выразительности.
4. В последние десятилетия XVIII в. перед нами уже пестрая и содержательная картина русской литературы, в которой можно выделить три основных направления: «уходящий» классицизм, расцветающий сентиментализм и нарождающийся романтизм. Диалектическое единство и в то же время разнохарактерность этих направлений не исключают элементов реализма в творчестве ряда писателей. Существовали сильная драматургия, соединяющая в себе конкретно-историческую и общечеловеческую проблематику, гражданская и интимная лирика, значительны успехи и в художественной прозе, которой будет принадлежать ведущая роль в русской литературе XIX в. В пору развития сентиментализма в русской литературе сохранилось и чувство социальной ответственности: помимо смелой критики основ российской государственности в драматургии Фонвизина, помимо гражданско-патетической проповеди Державина, с наибольшей полнотой и бесстрашием идеологические устремления проявились в творчестве А.Н. Радищева.
5. Значительного развития достиг в течение XVIII в. и основной материал литературы — язык. В середине века классицист Ломоносов упорядочил громоздкое, во многом путаное и устарелое наследство древнерусского языка, а в конце века сентименталист Карамзин сделал русский язык способным к выражению новых идей, понятий, вкусов и тем, определяемых общественным и культурным развитием нации. В результате реформы Карамзина русский язык стал восприимчивым к новым, более демократическим преобразованиям. В этом смысле творчество Карамзина, как и ряда других писателей конца XVIII в., помогло становлению и развитию всеобъемлющего гения литературы XIX в. — А.С. Пушкина.
Валагин А.П. Вопрос и ответ: Русская литература. XVIII век. — Воронеж: «Родная речь», 1995
Наиболее яркие представители русской литературы XVIII века
Писателей в России XVIII века было довольно много. Издавалось несколько журналов, где публиковались художественные и публицистические произведения. Но далеко не вся литература того времени была настолько оригинальной и качественной, чтобы оставить сколько-нибудь заметный след в истории культуры. Известностью в более поздние времена фактически пользовались не более полутора десятков авторов.
Авторы первой половины XVIII века
Для первой половины XVIII века более характерно развитие русской поэзии – в прозе представлены в основном теоретические и дидактические работы. Это был период становления русского языка, поэтики и грамматики, приближенных к современным.
- В.К. Тредиаковский (1703-1769) был придворным поэтом и после смерти считался образцом дурного вкуса в поэзии. Однако именно он как теоретик разработал русскую силлабо-тоническую систему стихосложения. Даже свой личный конфликт с Ломоносовым и Сумароковым Тредиаковский использовал для более тонкой проработки русской поэтической теории. Также он известен как отличный переводчик французских работ по римской истории.
- М.В. Ломоносов (1711-1765) был не только ученым-энциклопедистом, но и поэтом, и теоретиком литературы. В целом поддерживал поэтическую реформу Тредиаковского. Ломоносов известен как автор торжественных од в честь монархов и выдающихся событий; самая известная из них посвящена воцарению Елизаветы Петровны. Ученый разрабатывал также новую грамматику и теорию ораторского искусства.
- А.П.Сумароков (1717-1777) своими спорами с Ломоносовым и Тредиаковским также немало продвинул вперед теорию русской поэзии. Как писатель, он испробовал множество жанров: писал оды, сатиры, элегии, песни, мадригалы, эпиграммы, комические и трагические драматические произведения. Самыми известными стали трагедии «Хорев» и «Димитрий Самозванец».
- А.Д. Кантемир (1708-1744) представлял классическую силлабическую русскую школу стихосложения (так как писал еще до реформы Тредиаковского и Ломоносова). Его произведения были изданы в России уже после смерти автора. Кантемир является первым российским сатириком. Самая известная его сатира – «На хулящих учение».
Во второй половине века на основе реформ Тредиаковского и Ломоносова, в условиях развития театра и издательского дела количество литераторов увеличилось. Но главное – увеличилось и количество жанров, популярных у публики и представленных выдающимися произведениями.
Литераторы второй половины XVIII века
Для периода правления Елизаветы Петровны и особенно – Екатерины II и Павла I характерно быстрое развитие драматургии и прозы. Если ранее в русской литературе доминировала поэзия, то к концу XVIII века это прекратилось.
- Г.Р. Державин (1743-1816) стал едва ли не самым известным русским поэтом столетия. Поэтический классицизм Ломоносова Державин довел до совершенства. Известность он получил благодаря оде «Фелица», посвященной Екатерине II. Державин известен также как автор стихотворений «Водопад», «Властителям и судиям», а его «Памятник» позже использовал в своем творчестве А.С. Пушкин.
- Я.Б. Княжнин (1740-1791) достиг высот в драматургии в духе классицизма. При этом сюжеты свои он предпочитал брать из русской истории. Самые известные произведения драматурга – «Вадим Новгородский», «Владимир и Ярополк».
- Д.И. Фонвизин (1745-1792) работал в ином жанре – он является основоположником русской бытовой комедии. Самым известным его произведением является сатирическая пьеса «Недоросль». Фонвизин был также автором сатирических стихотворений.
- М.М. Херасков (1733-1807) своим творчеством представляет переходной этап от классицизма к сентиментализму. В его творчестве представлены многие жанры, но преобладают эпические поэмы («Россиада», «Чесменский бой», «Владимир Возрожденный») и дидактические романы (Нума, или процветающий Рим», «Кадм и Гармония») на русские и античные темы.
- Н.П. Осипов (1751-1799) известен как автор дидактических статей и повестей, издатель и переводчик, но особенно – как автор поэмы «Вергилиева Энеида, вывернутая наизнанку». Появление этого произведения ознаменовало отказ русской литературы от свойственного классицизму безусловного преклонения перед античными образцами.
- А.Н. Радищев (1749-1802) известен как автор «Путешествия из Петербурга в Москву» – жесткого, по сути публицистического, произведения, раскрывающего темные стороны русской жизни того времени. Однако Радищеву принадлежат еще и философские трактаты, и произведения дневникового стиля. В XIX веке его высоко ценили литературные авторитеты как один из образцов русского стиля.
К XVIII веку можно отнести и деятельность в качестве литератора Н.М. Карамзина (1766-1846). «Историком государства Российского» он стал в XIX веке, а самая известная его повесть «Бедная Лиза» вышла в 1792 году.
В XVIII веке впервые проявили себя в России литераторы-женщины. Но в большинстве случаев они вынуждены были публиковаться под псевдонимами, а по уровню еще не могли сравняться с авторами-мужчинами. Женская литература представлена в основном небольшими поэтическими произведениями и переводами.
Литература. 9 класс (1 часть) Русская литература XVIII века
Русская литература XVIII века В начале XVIII столетия, в Петровскую эпоху, Россия стала стремительно развиваться благодаря преобразованиям во всех областях государственной и культурной жизни. Эти преобразования привели к централизации самодержавной государственности и сами содействовали ей. В это время укрепилась независимость России, возросла ее военная мощь, произошло культурное сближение державы со странами Европы и усилилось ее влияние на европейской арене. Широко используя достижения отечественной и мировой науки, культуры, техники, промышленности, образования, Петр I своими реформами открыл новые пути для русской литературы. Несмотря на то что движение России после кончины Петра Великого замедлилось, русское общество достигло в XVIII веке огромных результатов в области культуры и образования. Русские монархи, в особенности Петр I и Екатерина II, отчетливо понимали, что двинуть вперед страну, разрушить косные патриархальные порядки, застарелые суеверия, создававшие помехи росту материальных ценностей и новым общественным отношениям, утвердить новые светские государственные и моральные нормы и понятия можно только с помощью образования, просвещения, культуры, печати. В этой связи литературе уделялось исключительное внимание. Различные слои русского общества в этих условиях получили возможность для широкой умственной и художественной деятельности: были открыты Московский университет, общеобразовательные школы и профессиональные училища, введен новый календарь, основана первая русская газета, учреждены Академия наук, Академия художеств, Вольное экономическое общество, первый постоянный русский театр. Общество получило возможность высказывать свои мнения, критиковать дела правительства, вельмож и сановников. Русская литература XVIII века унаследовала от древнерусской литературы высокое представление об искусстве слова и о миссии писателя, о могучем воспитательном воздействии книги на общество, на умы и чувства сограждан. Она придала этим исторически сложившимся особенностям новые формы, используя возможности классицизма и Просвещения. Главной идеей развития литературы в эпоху классицизма стал пафос государственного строительства и преобразований. Поэтому на первый план в литературе выдвинулись высокая гражданско-патриотическая поэзия и обличительно-сатирическая критика пороков общества и государства, обстоятельств и людей, мешавших прогрессу. Центральным жанром высокой гражданской поэзии была ода. Критическое направление представляли жанры высокой сатиры, близкой к оде, басня и бытовая комедия нравов. Эти основные направления развития литературы определились в начале века. В первой трети столетия сформировался классицизм, рождению которого способствовал один из высших иерархов православной церкви — писатель Феофан Прокопович. Основоположниками классицизма стали А. Д. Кантемир, В. К. Тредиаковский и М. В. Ломоносов. Помимо них, крупнейшим писателем, чье творчество началось в первую половину XVIII века, был А. П. Сумароков. Во второй половине XVIII века, примерно с 1760-х годов, в литературе наступил новый период. В это время появляются новые жанры: прозаический роман, повесть, комическая опера и «слезная драма». Поскольку социальные противоречия углублялись, то все большее распространение получала сатира. Чтобы смягчить ее воздействие на общество, Екатерина II сама стала негласной издательницей сатирического журнала «Всякая всячина». Императрица хотела уменьшить роль общественной сатиры и увеличить значение правительственной сатиры, служащей политическим интересам монархии. Она пригласила следовать ее примеру писателей и издателей. Русское общество воспользовалось этим. В России сразу же появилось несколько сатирических журналов ( «И то, и сио», «Смесь», «Адская почта», «Трутень», «Ни то, ни сио в прозе и стихах», «Поденщина»). Самыми радикальными журналами, воевавшими с екатерининской «Всякой всячиной», были журналы выдающегося русского просветителя Н. И. Новикова — «Трутень» и «Живописец». «Послание к слугам моим Шумилову, Ваньке и Петрушке», «Лисица-казнодей») и комедиях («Корион», «Бригадир», «Недоросль») Д. И. Фонвизина, в комедиях Я. Б. Княжнина («Хвастун», «Чудаки»), в комедии «Ябеда» В. В. Капниста, в прозе и комедиях И. А. Крылова («Проказники», «Трумф, или Подщипа» и написанных уже в начале XIX века «Модная лавка» и «Урок дочкам»). В это же время не остывает интерес и к большим высоким формам литературы. После трагедий А. П. Сумарокова в последней четверти XVIII века к этому жанру обращаются Я. Б. Княжнин («Росслав», «Вадим Новгородский») и другие драматурги, например Н. П. Николев («Сорена и Замир»). Во второй половине XVIII века жанровая система классицизма начинает сковывать творческую мысль писателей, и они пытаются ее разрушить и реформировать. Героическая поэма, характерная для Кантемира («Петриада»), Ломоносова («Петр Великий»), Сумарокова («Димитриада»), теперь отходит на второй план. Последняя попытка в этом жанре — «Россияда» М. М. Хераскова — не увенчалась успехом. С тех пор излюбленными для русских авторов становятся жанры «ироикомической» поэмы, шутливой поэмы и комической оперы, в которых иронически перелицовывался жанр героической поэмы («Игрок ломбера», «Елисей, или Раздраженный Вакх» В. И. Майкова; «Душенька» И. Ф. Богдановича). Те же тенденции исчерпанности классицизма как литературного направления заметны и в творчестве крупнейшего поэта XVIII века Г. Р. Державина, обновившего принципы классицизма и предварившего возникновение романтизма. В конце XVIII века в литературе возникает новое литературное направление — сентиментализм. Он оказал сильное влияние на А. Н. Радищева, крупнейшего русского мыслителя и гневного писателя, чувство которого было возмущено народными бедами, угнетенным положением крестьян и простого русского человека вообще. Основное его сочинение — «Путешествие из Петербурга в Москву» — написано в любимом сентименталистами жанре «путешествия» и вызвано душевным потрясением от увиденных им картин несправедливости и беззакония. Эта «чувствительность», сердечная озабоченность чрезвычайно близка сентименталистам. — поэт, прозаик, публицист, журналист, «последний летописец и первый наш историк», по словам Пушкина, и реформатор русского литературного языка. Многие стихотворения, баллады и повести принесли ему всероссийскую известность. Наибольшие его заслуги связаны с такими произведениями, как «Письма русского путешественника», повесть «Бедная Лиза», «История государства Российского», а также с преобразованием литературного языка. Карамзин наметил и осуществил реформу, благодаря которой устранялся разрыв между устным, разговорным и письменным, книжным языком русского общества. Карамзин хотел, чтобы русский литературный язык столь же ясно и точно выражал новые понятия и представления, сложившиеся в XVIII веке, как и язык французский, на котором говорило русское образованное общество. Ближайшим соратником Карамзина стал И. И. Дмитриев, автор популярных историко-патриотических сочинений, песен, романсов, сатирических сказок и басен («Ермак», «Освобождение Москвы», «Стонет сизый голубочек…», «Чужой толк», «Модная жена» и др.). Принципы сентиментализма талантливо воплотил в своих песнях в народном духе Ю. А. Нелединский-Мелецкий, которому принадлежат несколько песен (например, «Выйду я на реченьку…»), сохранившихся в песенном репертуаре до наших дней. Русская литература XVIII века в своем стремительном развитии обеспечила будущие великие достижения искусства слова, последовавшие в XIX столетии. Она почти догнала ведущие европейские литературы и смогла «… в просвещении стать с веком наравне». Классицизм Классицизм — образцовый) — художественный стиль и эстетическое направление в европейской литературе и искусстве XVII — начала XVIII века, одной из важнейших черт которого являлось обращение к образам античной литературы и искусства как идеальному эстетическому эталону. Поэтика классицизма начинала складываться в эпоху позднего Возрождения в Италии, сформировалась в XVII веке во Франции. Классицисты считают непременным условием строгое соблюдение незыблемых правил, которые почерпнуты из античной поэтики Аристотеля, Горация. Эстетика классицизма устанавливает строгую иерархию жанров: «высокие» жанры — трагедия, эпопея, ода; «низкие» жанры — комедия, сатира, басня. Во Франции особого развития достигли «низкие» жанры — басня (Ж. Лафонтен), сатира (Н. Буало). Комедии Мольера перестали быть «низким» жанром, его лучшие пьесы получили название высокой комедии. После Великой французской революции классицизм пришел в упадок. В России классицизм зародился во второй четверти XVIII века (А. Д. Кантемир, В. К. Тредиаковский, М. В. Ломоносов и др.). Ему свойственна сатирическая направленность — сатира, басня, комедия. Национально-историческая тематика преобладает над античной (А. П. Сумароков, Я. Б. Княжнин); высок уровень развития оды (М. В. Ломоносов, Г. Р. Державин), большое место занимает жанр военно-патриотической поэмы. В то время эстетические нормы сыграли положительную роль — была достигнута ясность и четкость художественной формы. В начале X I X века каноны классицизма, требующие закона трех единств — времени, места, действия, стали мешать развитию реалистического искусства. С критикой «правил» классицизма выступили А. С. Пушкин, А. С. Грибоедов, В. Г. Белинский.
века: творчество ряда писателей последних десятилетий XVIII века (в большей или меньшей степени, в той или иной форме) стало одним из органических слагаемых в развитии живого литературного процесса начала следующего столетия. К числу таких писателей следует в первую очередь отнести Фонвизина, Радищева, Державина, Карамзина, Крылова. В состав литературы нового века вошли не только те произведения, которые были написаны в этот период, но и такие, какие были созданы раньше.
|
Значение русской литературы XVIII века
В XVIII веке русская литература еще не достигла того уровня, на который она вышла в «золотом» веке. Однако «золотой век» был бы невозможен без реформ Ломоносова и Тредиаковского и творческих проб Фонвизина, Державина и Осипова.
В XVIII веке были заложены основы для развития русской литературы на новой основе – общей со всей Европой. Поскольку это было время «проб и ошибок», многие авторы этой эпохи показались на более поздних этапах развития литературы откровенно устаревшими и даже смешными (Пушкин, к примеру, уже критиковал Державина). Но это не означает, что оно не имело особой ценности – анализ этих ошибок помог двигать русскую литературу далее. В этом плане показательно, что Н.М. Карамзин в качестве зрелого литератора возглавил очередную «языковую революцию», объединив вокруг себя новое поколение литературных новаторов и предопределив будущий расцвет литературы «золотого века».
Выбери ответ
Читать далее >>