Основные черты сентиментализма. Признаки сентиментализма в литературе


От разума к чувствам


Сентиментализм замыкает эпоху Просвещения, которая охватила весь XVIII век и породила ряд литературных направлений. Это классицизм и рококо, сентиментализм и предромантизм. Некоторые специалисты следующим за описываемым направлением считают романтизм, а сентиментализм отождествляют с предромантизмом. Каждое из этих направлений имеет свои характерные отличительные черты, у каждого своя нормативная личность, та, черты которой лучше других выражают тенденцию, являющуюся оптимальной для данной культуры. Можно назвать некоторые признаки сентиментализма. Это концентрация внимания на личности, на силе и власти чувств, прерогатива природы над цивилизацией.

Навстречу природе

Это направление в литературе от предшествующих и последующих течений отличает в первую очередь культ человеческого сердца. Предпочтение отдается простоте, естественности, героем произведений становится более демократичная личность, часто представитель простого народа. Огромное внимание отдается внутреннему миру человека и природе, частью которой он является. Таковы признаки сентиментализма. Чувства всегда свободней разума, которому поклонялся, или даже обожествлял классицизм. Поэтому литераторы-сентименталисты обладали большей свободой воображения и его отображения в произведении, которое тоже уже не втискивалось в строгие логические рамки классицизма.

Новые литературные формы

Основные жанры сентиментализма — это путешествия и романы, но не просто, а поучительные или в письмах. Письма, дневники, воспоминания — наиболее часто применяемые жанры, так как они дают возможность шире раскрыть внутренний мир человека. В поэзии преимущество отдается элегии и посланию. То есть литературные жанры, сами по себе, тоже признаки сентиментализма. Пастораль не может принадлежать ни к какому другому направлению, кроме описываемого.

В России сентиментализм был реакционным и либеральным. Представителем первого являлся Шаликов Петр Иванович (1768-1852). Его произведения представляли собой идиллическую утопию – бесконечно добрые цари, посланные богом на землю исключительно ради крестьянского счастья. Никаких социальных противоречий – прекраснодушие и всеобщая благость. Наверное, благодаря таким кисло-сладким произведениям за этим литературным направлением закрепилась некая слезливость и надуманность, которые иногда воспринимаются как признаки сентиментализма.

Основоположник российского сентиментализма


Яркими представителями либерального направления являются Карамзин Николай Михайлович (1766-1826) и ранний Жуковский Василий Андреевич (1783-1852), это из известных. Можно еще назвать нескольких прогрессивных либерально-мыслящих писателей – это А. М. Кутузов, которому Радищев посвятил «Путешествие из Петербурга в Москву», М. Н. Муравьев, мудрец и поэт, И. И. Дмитриев, поэт, баснописец и переводчик, В. В. Капнист и Н. А. Львов. Самым ранним и самым ярким произведением этого направления стала повесть Карамзина «Бедная Лиза». Надо отметить, что признаки сентиментализма в литературе России имеют отличительные от Европы черты. Главным является поучительный, нравственный и просветительский характер произведений. Карамзин говорил, что писать надо так, как разговариваешь. Таким образом, еще одной особенностью русского сентиментализма является совершенствование литературного языка произведения. Хочется отметить, что положительным достижением или даже открытием этого литературного направления является то, что оно первым обратилось к духовному миру людей нижних сословий, раскрывая его богатство и щедрость души. До сентименталистов бедный люд, как правило, показывался грубым, черствым, неспособным ни к какой духовности.

Сентиментализм в русской литературе

Первая волна сентиментальных романов началась в России в 1790 году с «Путешествия из Петербурга в Москву» А.Н.Радищева.

После него к жанру романа-путешествия обращались многие писатели: Карамзин, Сумароков, Измайлов, Шаликов и др. Такая форма открывала новые возможности для свободного выражения своих мыслей — это было важно для писателей-сентименталистов.

В романе-путешествии постоянно меняется картинка, чувства автора зависят от пейзажа за окном и от общения с простыми людьми.

Маленький человек приходит в русскую литературу именно в эпоху сентиментализма. Оказывается, что честь — это удел не только высших сословий. Доброе имя может быть у всякого человека, если у него чистая совесть.

В русской литературе сентиментализм расходится на два крыла:

  1. Одних авторов интересует социальный конфликт (это что?), они ищут причины несчастий человека в несправедливом устройстве общества, уж где-где, а в России с ее крепостным правом проблема маленького человека перед лицом социальной несправедливости была очевидна. Флагман этого направления А.Н.Радищев.
  2. Другие авторы обходили острые социальные конфликты стороной, сосредотачиваясь на чувствах и богатом духовном мире героев, пусть даже и низшего сословия. Здесь главную роль сыграл Н.М.Карамзин.

*А.Г.Венецианов, Портрет Н.М.Карамзина, 1828 г.

«Бедная Лиза» — вершина русского сентиментализма


Каковы же признаки сентиментализма в «Бедной Лизе»? Сюжет повести незамысловат. Прелесть ее не в том. Сама идея произведения доносит до читателя тот факт, что природная естественность и богатый мир Лизы, простой крестьянки, несопоставимо выше мира хорошо образованного, светского, вышколенного Эраста, в общем-то, и неплохого человека, но зажатого рамками условностей, не позволивших ему жениться на любимой девушке. Но он и не думал жениться, потому что, добившись взаимности, Эраст, полный предубеждений, потерял к Лизе интерес, она перестала быть для него олицетворением чистоты и непорочности. Бедная крестьянская девушка, даже преисполненная достоинств, доверившись богатому юноше, снизошедшему к простолюдинке (что должно говорить о широте души и демократичности взглядов), изначально обречена на финальный пробег к пруду. Но достоинство повести в совершенно другом подходе и ракурсе освещаемых довольно банальных событий. Именно признаки сентиментализма в «Бедной Лизе» (красота души простого человека и природы, культ любви) сделали повесть невероятно популярной у современников. И пруд, в котором утопилась Лиза, стал называться ее именем (место в повести указано довольно точно). О том, что повесть стала событием, говорит и тот факт, что и среди нынешних выпускников советских школ почти все знают, что «Бедную Лизу» написал Карамзин, как «Евгения Онегина» Пушкин, а «Мцыри» Лермонтов.

Панк

(от англ. punk — шпана, безвкусица, гнильё, чепуха) — молодёжная музыкальная субкультура, возникшая во второй половине 1970-х годов в США и в Великобритании, характерными особенностями которой являются любовь к энергичной и нарочито примитивной рок-музыке (панк-року), критическое отношение к обществу и политике. Популярная американская группа Ramones считается первой группой, игравшей музыку в стиле «панк-рок». Первыми британскими панк-группами признаны Sex Pistols, The Damned и The Clash.
Внешний вид панков
Панки, как правило, отличаются пёстрым эпатажным имиджем. Многие панки красят волосы в яркие неестественные цвета, начёсывают и фиксируют их лаком, гелем или пивом, чтобы они стояли торчком. В 1980-х у панков стала модной причёска «ирокез». Носят закатанные джинсы, некоторые предварительно вымачивают джинсы в растворе отбеливателя, чтобы те пошли рыжими разводами. Носят тяжелые ботинки, а также кеды. Манеру носить кеды начали группа Ramones, а саму эту манеру они переняли у мексиканской шпаны. Куртка-косуха — была перенята, как рок-н-ролльный атрибут из 1950-х, неотъемлемыми элементом был мотоцикл. Панки первой волны стремились вернуть рок-музыке ту же нарочитую задиристость и драйв, которые со временем отняла массовая коммерцилизация музыки. Явным признаком панка является клетчатая рубашка одетая под косуху.
Атрибутика панков
В одежде преобладает стиль «DEAD», то есть, «мёртвый стиль». Панки наносят черепа и знаки на одежду и аксессуары. Носят напульсники и ошейники из кожи с шипами, заклёпками и цепями. Многие панки делают татуировки. Также носят рваные протёртые джинсы (которые они сами специально режут). Цепи от собачьих поводков прицепляют к джинсам. Ряд ведущих модельеров по всему миру усмотрели в моде на панк большие коммерческие перспективы для себя, поэтому начали выпускать специальные линии одежды, которые поражали не только обилием красок, но и высоким качеством, которого, конечно, не было в одежде, последователей панка, изготовленной кустарно. После того, как магазины пополнились новыми, очень в то время модными коллекциями одежды в стиле панк, от покупателей у них буквально не было отбоя. Точно так же не угасал интерес и к самой музыке. Все любители панка, да и не только они, начали одевать на себя потертые джинсы, специально порванные майки, на которых изображались самые известные люди музыкального мира, особенно легендарные личности, исполняющие рок. К тому времени было так же несколько популярных панк-групп, изображения и логотипы которых так же начали использовать в качестве рисунка на одежде.
Фильмы о панках:

  • «Sid And Nancy»
  • «Prey For Rock’n’Roll»
  • «Garage Days»

Литература панков Sex Pistols — история изнутри (авт. Джуди Верморел)

Эта книга — близкая к тому, как если бы сами Пистолеты рассказали свою историю — впервые вышла в свет в разгар панк-взрыва. Авторы имели уникальный и постоянный доступ к группе, к семьям участников и их друзьям, к Малькольму Макларену и всем людям его офиса Глиттербест. Книга собрала бредовые рецензии, была переведена на несколько языков и стала частью легенды «Секс Пистолз».
Жизнь и смерть Курта Кобейна (авт. Галин А.)
Для одних слово «НИРВАНА» означает приподнятое состояние сродни озарению, для других — место окончательного успокоения, что-то вроде чувствительного Рая. Но миллионы поклонников рока понимают под этим только одно — название группы, которая перевернула представление о статусе рок-звезд в 1990-х. NIRVANA была одной из уникальных представительниц сцены андеграунда, которая нашла своих фанов как среди любителей альтернативной рок-музыки, трэше-виков, мошеров, панкеров, так и среди приверженцев традиционного рок-мейнстрима.
Нирвана и саунд Сиэтла (авт. Бред Моррелл)
Официально годом прорыва панка стал 1991-й. Преодолев долгие годы корпоративного гнета, андерграунд наконец прорвался на поверхность и проскользнул в тайные сокровищницы истеблишмента. Один за другим сдавались его бастионы: бухгалтерии компаний-монстров грамзаписи, университетские и попсовые радиостанции, MTV, журналы «Time», «Vanity Fair», «Vogue». Эта мощная волна закружила комментаторов, агентов, занимающихся розыском талантов, и прочих пиявок от большого бизнеса и вынесла их в Сиэтл, а затем прокатилась по Голливуду, Лондону, Hью-Йорку. Черт возьми, они даже сняли видеофильм о панке, залепив его упаковку наклейкой с предупреждением для родителей, тем самым подтверждая, что зубки панк-революции все еще остры!
Отечественная панк литература:«Путь подонка» О. Черепах. «Хой!» Эпитафия рок-раздолбаю. К вопросу об эстетике панка. Панк Эстетика противостояния. Панк-вирус. Панк-рок от А до Я. Панк-энциклопедия. Радио «Анархия». Тупой панк-рок для интеллектуалов. Философия панка: Больше чем шум.
и другие…
Ссылки на книги можете найти страницах:

  • ipunk.ru — панк-литература
  • pfrecords.ucoz.ru — каталог статей о панках

Дополнительная информация о панках:

  • neforserovsity.3dn.ru — сайт неформалов г. Серова: Кто такие панки
  • urbancolor.ucoz.ru — панки: стиль, атрибутика, символика
  • pankuem.ru — мода на стиль панк
  • love69.blog.tut.by — пирсинг в домашних условиях
  • lisar.ucoz.ru — «Панк-вирус в России» — сборник интервью с российскими панк группами

Родом из Франции


Сам сентиментализм — явление в художественной литературе более значительное, чем классицизм с его рационализмом и сухостью, с его героями, которые, как правило, были коронованными особами или полководцами. «Юлия, или Новая Элоиза» Жана-Жака Руссо ворвалась в художественную литературу и заложила основы нового направления. Уже в произведениях основоположника направления появились общие признаки сентиментализма в литературе, формирующие новую художественную систему, которая воспевала простого человека, способного безо всякой корысти сопереживать другим, бесконечно любить близких, искренне радоваться счастью других.

Зарубежный сентиментализм

Традиционно местом возникновения сентиментализма называют Англию. Первым созданным в данном течении творением считается поэтический сборник «Времена года» (Джеймс Томпсон), воспевающий великолепие природных пейзажей.

Продолжателем традиции явился Томас Грей, начавший писать очень схоже. Огромное значение Грей придавал детальному описанию красоты природы, рассуждал о тяготах существования обыкновенных людей.

Английский сентиментализм прославили и такие авторы, как Лоренс Стерн, Сэмюэл Ричардсон. Во Франции представителями являются Жан Жак Руссо, Жак де Сен-Пьера. Отличительной характеристикой французского сентиментализма можно назвать описания чувственных метаний персонажей и прекрасных природных видов, идущих на заднем плане.

Хотя сентименталисты за достаточно короткое время утратили популярность, созданные ими произведения открыли дорогу новым литературным тенденциям в России и Европе.

Сходства и различия

Признаки классицизма и сентиментализма во многом совпадают, потому что оба эти направления относятся к эпохе Просвещения, но есть у них и различия. Классицизм воспевает и обожествляет разум, а сентиментализм – чувство. Главные лозунги этих направлений тоже разнятся: у классицизма это «человек, подчиненный диктату разума» у сентиментализма – «человек чувствующий». Разнятся и формы написания произведений – логика и строгость у классицистов, и богатые отступлениями, описаниями, воспоминаниями и письмами произведения авторов более позднего литературного направления. Исходя из вышесказанного, можно ответить на вопрос о том, каковы основные черты сентиментализма. Основная тематика произведений любовная. Жанры специфические – пастораль (элегия), сентиментальная повесть, письма и путешествия. В произведениях – культ чувств и природы, уход от прямолинейности.

История развития сентиментализма

С третьим этапом истории русской литературы 18 века связывают возникновение в 60-х годах нового направления – сентиментализма, которое постепенно начинает приходить на смену классицизму. К сентиментализму относятся А. Н. Радищев, П. Ю. Львов, Н. М. Карамзин, М. Н. Муравьев и др.

Сентиментализм (от английского sentimental – чувствительный) – в отличие от классицизма, главное внимание уделяет не идее, а человеку.

Человек, с его простым чувством, провозглашается высшей ценностью. Впервые в истории литературы писатели обращаются к жизни и чувствам частного человека. Разум и рационализм отступают на второй план. Оказывается, изображение жизни простого человека, простолюдина так же ценно, как изображение грандиозных исторических событий. Оказывается, – “и крестьянки любить умеют” – такой вывод делает Карамзин в повести “Бедная Лиза”, а ведь раньше писатели никогда не обращались к судьбе и чувствам простого человека.


Рис. 1. Карамзин. «Бедная Лиза»

Главное место в представлениях сентименталистов занимают чувства и чувствительность. Поэтому принцип чувствительности ложится в основу творческого метода писателей. Их интересуют конкретные люди с индивидуальной судьбой. Герои сентиментализма четко делятся на отрицательных и положительных, причем именно с точки зрения их способности чувствовать. К первым, соответственно, относятся чувствительные, способные на истинное чувство, ко вторым – герои бесчувственные, либо не способные на истинное чувство, либо готовые в любой момент предать его.

Русский сентиментализм – это направление, которое завершает развитие литературы 18 века и подготавливает приход другой литературной эпохи, наступление “золотого века” в русской поэзии и прозе, приход Грибоедова и Пушкина, Лермонтова и Гоголя, а также многих других выдающихся деятелей эпохи начала 19 века.

Повесть “Бедная Лиза” Н. М. Карамзина, написанная в 1792 году, стала первой сентиментальной повестью в русской литературе.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]