Анализ «Человек на часах» Лесков: история создания, жанр, суть, тема, чему учит.


История создания

Так называемым сюжетным фундаментом для рассказа Николая Семеновича Лескова стали достоверные события, происходившие при императоре Николае Первом.

Образы героев произведения были скопированы с реальных персон той эпохи (Миллер, Кокошкин, Свиньин), которые в действительности несли государственную службу и участвовали в описываемых автором событиях.

Дебютная публикация «Человека на часах» датируется 1887 годом. Произведение опубликовали в печатном издании «Русская мысль» под названием «Спасение погибавшего». Спустя время писатель отказался от первоначального названия.

Нравственные проблемы в рассказах Н.С. Лескова презентация к уроку (6 класс) по теме

Тема: «Нравственные проблемы рассказа Н.С. Лескова «Человек на часах» (1887 г.)»

Цели:

· Разобрать с учащимися основные проблемы рассказа Лескова

· Определить идею произведения

· Установить связь данного рассказа с ранее изученным сказом о тульском Левше

· Развивать навык работы с текстом художественного произведения

· Развивать умения учащихся определять позицию автора в произведении, роль иронии в раскрытии идеи

· Обогащать лексикон учащихся (знакомство с новыми словами «гуманизм», «либерализм»)

· Воспитывать чувство истинного патриотизма на примерах классической литературы

· Воспитывать культуру речи

· Воспитывать умение слушать ответы одноклассников, давая им возможность высказать свою мысль.

Оборудование:

· Конспект урока, текст рассказа, портрет писателя (на доске), доска с ключевыми датами эпохи 20-30-х годов Х1Х века, мультимедийный проектор, экран, компьютер, дискета с фотографией памятника Лескову

· Текст рассказа, письменные принадлежности, тетрадь, дневник

Конспект урока

Этапы урока

Содержание

Примерные ответы

учащихся

Примечание

Не забудьте приготовить тетради, дневники, текст рассказа «Человек на часах»

Постановка целей урока

Вы к сегодняшнему уроку должны были прочитать рассказ Лескова «Человек на часах». Цель нашего занятия – выявить основные проблемы рассказа, определить идею рассказа.

Рассказ «Человек на часах» был опубликован в 1887 году в журнале «Русская мысль под названием «Спасение погибавшего». Позже название было изменено. Почему автор изменил название – попробуем ответить в конце урока.

Определение темы урока

Запишем в тетрадях тему урока: «Нравственные проблемы рассказа Н.С. Лескова «Человек на часах»

Создание проблемной ситуации

Вы прочитали рассказ. Кратко ответьте, о чём рассказ?

Каждый герой в этом рассказе стоит перед проблемой выбора, назовите героев.

Поступок каждого героя характеризует его с нравственной точки зрения. Попробуем разобраться в причинах поступков каждого героя, но прежде познакомимся с характерными чертами той исторической эпохи, о которой идёт речь в рассказе.

О том, как караульный спас утопающего посредством нарушения приказа.

Постников, офицер инвалидной службы, Миллер, Свиньин, Кокошкин, владыка.

Вступительное слово учителя

Знакомство с исторической эпохой:

Как вы думаете, почему автор указывает точную дату?

Докажите текстом: когда и где произошёл рассказанный автором случай?

Есть ли ещё в тексте ссылки на то, что повествование претендует на реальность изображаемого?

Какие события совершались в непосредственной близости от этой даты?

Наступила эпоха всеобщего страха. Жандармы держали под наблюдением всю страну, большинство боялось хоть чем-нибудь разгневать царя. Провинившихся хоть в чём-нибудь солдат избивали палками, прогоняя сквозь строй, а офицеры следили, чтобы солдаты били своего товарища изо всех сил. Часто после таких наказаний человек умирал. Простой человек чувствовал своё полное бесправие.

В основе рассказа лежат действительные события.

«Зимою, около Крещения. »

В 1839 году, в Петербурге

Да, в рассказе упоминаются исторические персонажи:

Миллер Николай Иванович – генерал-лейтенант, директор Александровского лицея в период царствования Николая 1.

Кокошкин Сергей Александрович – в 1830 году был петербургским обер-полицмейстером, потом сенатором.

Упоминание о великом князе и императоре.

1825 год – смерть Александра 1, восстание декабристов

1826 год – коронация Николая 1 (организован постоянный надзор за недовольными царской властью, ужесточение цензорской службы, организация третьего отделения полиции, следившее за простыми людьми)

1837 год – смерть Пушкина, стихотворение «Смерть поэта» Лермонтова, ссылка Лермонтова

1841 год – смерть Лермонтова

Даты заранее написаны на доске, дети называют события

Суть

События происходят в 1839 году на территории Петербурга, перед Крещенскими морозами. Хотя в тот год зима выдалась теплой, а к Крещению и вовсе началась оттепель.

Глубокой ночью в Зимнем дворце забили тревогу, потому как солдат Постников без дозволения покинул свой пост ради спасения утопающего в полынье. Совершив героический поступок, мокрый и продрогший солдат вновь возвращается нести караул. Естественно, подвиг Постникова не вызвал восхищения в военных кругах. Более того, такое поведение глубоко не одобрялось.

Офицеры и полковники делают все возможное, чтобы сведения не дошли до самого государя, иначе достанется каждому. В итоге ситуация доводится до абсурда, а доблестный поступок юного солдата остается засекреченным. Постников получает двести ударов розгами в качестве наказания (Здесь дополнительно читайте краткий пересказ произведения «Человек на часах» для читательского дневника).

«Человек на часах» читательский дневник

«Человек на часах» – история о простом солдате, караульном, который на свой страх и риск покинул пост и поспешил на помощь утопающему человеку.

Краткое содержание «Человек на часах» для читательского дневника

Название: Человек на часах

Число страниц: 12. Лесков Н. С. «Человек на часах». Издательство «ИГ Лениздат». 2014 год

Жанр: Рассказ

Год написания: 1887 год

Время и место сюжета

Действие рассказа происходит в Петербурге в 1839 году, незадолго до Крещения. По признанию самого автора, данная история, основанная на реальных фактах, является отражением нравов 30-х годов XIX столетия в России.

Главные герои

Постников – рядовой Измайловского полка, караульный, добрый, жалостливый, порядочный, человек долга.

Миллер Николай Иванович – капитан Измайловского полка, молодой, образованный офицер, гуманист.

Свиньин – подполковник Измайловского полка, добрый и справедливый человек, для которого служба была превыше всего.

Кокошкин – генерал, обер-полицеймейстер, которому удалось исправить сложную ситуацию.

Офицер – дворцовый офицер, подлый, лживый, лицемерный, честолюбивый.

Обратите внимание, ещё у нас есть:

Сюжет

Зима 1839 года выдалась на удивление теплой, а в канун Крещения приключилась сильная оттепель. Караул в Зимнем дворце занимала рота Измайловского полка под командованием прекрасно образованного молодого офицера Николая Ивановича Миллера.

Стемнело, дворец погрузился в сон, но неожиданно ночью была поднята тревога – часовой, солдат Постников, покинул свой пост, чтобы спасти утопающего в полынье человека. Постников давал присягу, и ни под каким предлогом не мог покинуть свою службу на посту. Но крики о помощи настолько истерзали его сердце, что он кинулся на помощь утопающему. Протянув ружье мужчине, он вытащил его на берег, а затем, совершенно мокрый, вновь встал на караул.

В этом самое время, как на беду, проехал дворцовый офицер, который стал свидетелем отлучки Постникова. Он забрал с собой спасенного человека, привез его в дом Адмиралтейской части и сообщил, что своими руками спас его от верной смерти.

Постников чистосердечно во всем признался Миллеру, описав все подробности, в том числе и поездку офицера вместе со спасенным мужчиной в Адмиралтейскую часть. Николай Иванович понимал, что не в состоянии загладить это дело, и под неминуемую раздачу попадет все начальство. Он написал записку с просьбой о помощи своему батальонному командиру подполковнику Свиньину – человеку не злому, но исключительно строгому и требовательному. Услышав историю Постникова, он тут же отправил его под арест в казарменный карцер. Единственный выход из сложившегося положения он видел в разговоре с обер-полицеймейстером Кокошкиным, который каждое утро докладывал государю о происшедших событиях.

Кокошкин вызвал к себе инвалидного офицера и спасенного. Чтобы спасти Постникова и Миллера от страшной расправы, он закрыл глаза на явное вранье инвалидного офицера, и пообещал ему награду за спасение человека. Постников в качестве наказания получил две сотни ударов розгами, но он был очень доволен, что так легко отделался – по тем временам по приговору военного суда виновные сносили куда более страшные наказания. Свиньин лично навестил Постникова, и угостил его сахаром и чаем.

Вывод и свое мнение

В произведении затронуто много важных тем: человеческая доброта, милосердие, несправедливость, подлость. Поступок генерала Кокошкина на первый взгляд может показаться несправедливым и даже подлым, однако именно благодаря его такту и хитрости удалось избежать наказания многим невиновным людям. Постников же мог быть казнен за свой поступок. Он это прекрасно понимал, и был очень счастлив, что отделался телесным наказанием. В то же время он был настолько добрым, милосердным человеком, что не считал свой поступок подвигом. Он спас человека только потому, что так велела ему совесть.

Главная мысль

Добрые поступки нужно совершать бескорыстно во имя добра, а не ради награды и славы.

Авторские афоризмы

«…он знает, что он часовой, а часовой ни за что и ни под каким предлогом не смеет покинуть своей будки…»

«…Страшно ведь слышать, как другой человек погибает, и не подать этому погибающему помощи…»

«…Неполная истина не есть ложь. Но о сем наименьше…»

Толкование непонятных слов

Придворный – связанный со двором, с пребыванием или службой при дворе.

Взморье – часть поверхности моря, прилегающая к берегу.

Шпицрутен – длинный, гибкий и толстый прут из лозняка.

Сходни – переносная доска со специальными планками для предотвращения скольжения обуви.

Фельдшер – специалист со средним специальным медицинским образованием.

Новые слова

Полынья – пространство чистой воды в ледяном покрове реки.

Гуманист – тот, кто признает ценность человека как личности, его право на свободу, счастье.

Караул – вооруженное подразделение, выполняющее боевую задачу по охране и обороне боевых знамен, военных и государственных объектов.

Часовой – вооруженный караульный, выполняющий боевую задачу по охране и обороне порученного ему поста.

Тема произведения лескова человек на часах. Анализ рассказа «Человек на часах» (Н

Рассказ написан в 1887 году и опубликован в апреле того же года в журнале «Русская мысль» под заглавием «Спасение погибавшего». Героя рассказа — солдата Постникова писатель относил к «праведникам», то есть к типу положительного характера, каким он представлялся Лескову.

В письме к редактору журнала «Исторический вестник» в апреле 1887 года он пишет: «…я советовал бы присоединить к тем двум («Кадетский монастырь» и «Скоморох».- Л. К.) еще «Спасение погибавшего» из «Русской мысли», ибо он тоже относится к «праведникам», — не велик, довольно всем нравится и нигде, кроме московского журнала, неизвестен… Мне бы очень хотелось, чтобы все эти добряки собрались вместе, и это как раз составит томик («Кадетский монастырь», «Скоморох» и «Погибавший…»)».

Последний вариант названия рассказа — «Человек на часах» («Человек на часах (1839 г.)») — придал ему более широкий, обобщающий смысл, точнее выразил направленность произведения: у Лескова это не простое описание заурядного случая из жизни большого города, а постановка и своеобразное решение философской проблемы — человек и его долг.

Хроникальная форма рассказа (упоминание исторических лиц — Свиньина, Миллера, императора, митрополита и других, а также указание на год и даже на время года, когда произошли описываемые события: «зимою, около Крещения, в 1839 году в Петербурге»), является, с одной стороны, привычным для писателя средством художественного изображения, придающим видимость исторической достоверности, а с другой — призвана отвлечь внимание цензуры от актуального характера произведения.

Событие, о котором говорится в рассказе, по словам писателя, «трогательно и ужасно», хотя ни один из его участников не лишается жизни.

«Ужас» случившегося заключается в том, что из-за бездушия существовавших в то время законов попрано и унижено человеческое достоинство, нарушены нормы справедливости, что, по убеждению писателя, едва ли не хуже самой смерти.

Торжество неправды и зла благословляет «владыко», в образе которого Лесков не просто скопировал портрет митрополита Филарета Дроздова, а сатирически изобразил тип церковнослужителя — ханжи и приспособленца.

«Неполная истина не есть ложь», — утешает «владыко» подполковника Свиньина. «Воину претерпеть за свой подвиг унижения и раны может быть гораздо полезнее, чем превозноситься знаком».

Сам же писатель на стороне униженных. Он не только оправдывает, но и приветствует поступок солдата Постникова, оставившего пост у императорского дворца ради спасения тонущего в реке человека.

Проясняя идею рассказа, Лесков в заключении говорит о том, что он имел в виду «тех смертных, которые любят добро для самого добра и не ожидают никаких наград за него, где бы то ни было».

С. 419. Миллер Николай Иванович (ум. в 1889 г.) — генерал-лейтенант, инспектор, затем директор Александровского лицея.

Кордегардия — гауптвахта, караульная.

Заливается — здесь: тонет.

С. 424. …тогда еще не совсем вывелся «гуманизм»…- намек на сохранившиеся в обществе декабристские настроения.

С. 435. Проницательный владыко — речь идет о московском митрополите Филарете Дроздове.

:В книгу вошли: «Леди Макбет Мценского уезда», «Очарованный странник», «Левша», «Тупейный художник» и другие произведения Н. С. Лескова.

помогите написать, «Анализ произведения, Человек на часах. помагите! и получил лучший ответ

Ответ от Николай моисеев

[новичек] а по меньше написать нельзя?

Смысл произведения «Человек на часах» Н.С. Лескова

Рождаясь, человек совсем не понимает своего предназначения. Это долгая осмысленная дорога к своему счастью. Нередко у человека уходит вся жизнь на поиск смысла своего существования. Мы ищем, анализируем, сомневаемся, выбираем. От некоторых наших шагов зависит не только наша жизнь, но и окружающих.

Н.С. Лесков в своём рассказе «Человек на часах» постарался создать собирательные образы героев, чтобы показать, какими разными бывают люди. В произведении затронуто несколько тем.

Тема сострадания к ближнему

Военнослужащий поступил так, как велела его совесть. Да, он оставил свой пост. Однако от его выбора, действий зависела человеческая жизнь. Мог ли он поступить иначе? Стал ли он героем в глазах окружающих? Постников спас человека, но тем самым подписал себе приговор. Герой не стал равнодушно слушать стоны попавшего в беду. Оставив свой пост, он побежал на помощь. Сложная ситуация. С одной стороны, военный устав. С другой — жизнь человека. Выбор очевиден для тех, кто обладает большим искренним сердцем.

Смысл произведения «Человек на часах» в том, чтобы показать великодушие и самопожертвование простого военнослужащего. Постников не мог слушать крики о помощи, ничего не предпринимая. Он не думал о своей дальнейшей участи. Герой внезапно осознал, что человеческая жизнь бесценна.

Тема произвола и несправедливости

Высшие военные чины боялись за свою дальнейшую карьеру. Геройский поступок Постникова служаки старались замять. Их абсолютно не интересовала жизнь человека. Персонажи думали только о себе. Они готовы были обвинить кого угодно, но самим остаться безнаказанными. Крайними при таком подходе к руководству всегда становились рядовые. Вся ответственность за содеянное падала на плечи простых военнослужащих.

Тема безразличия

Оценил ли поступок Постникова спасённый утопающий, ведь персонаж даже не сказал военнослужащему слов благодарности? Он просто был рад, что его отпустили. Ради этого персонажа Постников поставил крест на своей дальнейшей карьере. Однако если бы герой знал о таком исходе, он бы все равно не поменял своего решения.

Тема нравственности

Эта тема проходит через весь рассказ. Постников не гонится за славой. Ему не нужно, чтобы о его героическом поступке говорили все вокруг. Герой поступил по совести, он не мог по-другому. Он не считает содеянное чем-то благородным. Для Постникова очевидно, что любой честный и порядочный человек поступил бы так же. В душе героя спокойствие и умиротворение, ведь он спас жизнь утопающему.

Краткое содержание рассказа «Человек на часах»

В январе 1839 года в Петербурге была сильная оттепель. На Неве, покрытой льдом, образовались полыньи. Постников, солдат Измайловского полка, стоящий на часах в охране Зимнего дворца, вдруг услышал крики о помощи от провалившегося под лёд человека. Но часовой по уставу караульной службы должен стоять на посту и ни при каких обстоятельствах не покидать его.

Чувствительная душа солдата страдала оттого, что он вынужден слушать крики, но не может помочь. А вокруг нет никого, чтобы спасти утопающего. Прекрасно понимая, что, решив вытащить человека из ледяной реки, он подвергает себя военному суду и каторге, Постников поддаётся велению сердца.

Вот человек уже на берегу, но куда же его, мокрого и обессилевшего деть? Неожиданно появился офицер, ехавший мимо в санях. Он остановился и стал расспрашивать, что случилось.

Для часового, покинувшего пост, это могло обернуться как в лучшую (можно было спасённого оставить ему), так и в худшую сторону (офицер стал свидетелем проступка). Поэтому солдат быстро вернулся в будку.

А случайный очевидец решил присвоить себе славу спасителя и повёз ничего не соображающего человека в участок. Однако там ему не очень поверили и стали выпытывать подробные детали случившегося.

Промокший часовой рассказал о происшествии своему капитану. Миллер доложил подполковнику, который приказал отправить Постникова под арест. Этот проступок мог навредить многим в полку и испортить карьеру Свиньину. Поэтому он, не дожидаясь утра, отправился к обер-полицмейстеру Кокошкину, чтобы решить, что делать дальше.

Генерал вызвал к себе полицейского пристава, офицера и вытащенного из воды гуляку. Ложному «спасителю» очень хотелось получить награду, и он продолжал нагло врать, что, рискуя своей жизнью, вытащил человека из воды. Кокошкин, ко всеобщему счастью, решил придерживаться этой версии.

Бывший утопающий был рад, что его наконец-то отпустили. Инвалидный офицер получил желаемую медаль. Свиньин избежал опасности навредить карьере. Он приказал высечь солдата, а потом даже навестил его в лазарете и пожаловал фунт сахару и четверть фунта чаю.

Кокошкин был доволен, что инцидент не станет известен государю. Виновник же всего остался счастлив тем, что его не отправят на каторгу за провинность.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]