Анализ произведения
В романе повествуется о любви главного героя к Марии Троекуровой. Возлюбленные были детьми двух враждующих помещиков.
Краткое содержание
Кирила Петрович Троекуров — это богатейший помещик, который своими нравом и прихотями держал в страхе всю округу, недолюбливал людей.
Единственный человек, который вызывал у него симпатию, был его сосед Андрей Гаврилович Дубровский. Это честный и неподкупный человек, за что и получил уважение со стороны. Оба мужчины овдовели и воспитывали детей. У Троекурова была дочь Мария, а у Дубровского — сын Владимир. Приятели все чаще поговаривали о женитьбе детей.
Через некоторое время между ними случился конфликт. Троекуров подкупил суд, чтобы доказать свое превосходство над соседом. Он отнял у Андрея Гавриловича его родовое имение Кистеневку. Дубровский не выдержал такого предательства и лишился рассудка. Его сыну Владимиру пришлось оставить службу, чтобы приехать к тяжелобольному отцу.
Троекурова мучила совесть, и он решил помириться с Дубровским. Только когда Андрей Гаврилович увидел врага, у него случился припадок. Владимир прогнал Троекурова, и в тот же час умер его отец.
Молодой человек стал одержим жаждой мести. Он поджег Кистеневку вместе с судебными приставами, которые приехали, чтобы оформить сделку. На Дубровского упали подозрения в поджоге и убийстве чиновников. В этот момент в губернии объявились разбойники, которые грабили помещиков. Лишь поместье Троекурова никто не трогал. Вскоре главный герой стал главарем разбойников. Их банда наводила ужас на помещиков. Причем грабили они только жестоких и жадных богачей.
Через некоторое время Дубровский устроился работать учителем в дом Троекуровых. Там он влюбился в дочь своего врага. И там же он услышал, как помещик с гостями обсуждают главаря грабителей, думают, что это Дубровский. Визитеры рассказывают, как давали ложные показания в суде против его отца. Никто не догадывался, что он все слышит. Владимир признается Марии в любви, раскрывает, кто он есть на самом деле. Он позабыл о мести, простил ее отца. Только Кирила Петрович в тот момент уже знал, что в доме ненастоящий учитель.
Против воли Маши отец выдал ее замуж за старого князя Верейского. Девушка молила родителя не делать этого, но тот не хотел слышать ее. В итоге свадьба состоялась, Владимир не успел вызволить возлюбленную. По дороге из церкви свадебный кортеж был окружен вооруженными людьми Дубровского.
Владимир сказал Марии, что она свободна, только та сообщила, что уже поздно.
Мечты и надежды главного героя на счастливую жизнь рухнули. Он распустил свою банду и уехал заграницу.
Описание героев и главная мысль
В произведении представлены как основные, так и второстепенные персонажи.
К главным героям относят следующих лиц:
- Андрей Гаврилович Дубровский — бедный, но порядочный, прямолинейный, честный, благородный человек.
- Кирила Петрович Троекуров — богатый, влиятельный, скверный, жестокий, самоуверенный, властный и капризный мужчина.
- Владимир Дубровский — отважный, смелый, решительный, принципиальный молодой человек.
- Маша — прекрасная и романтичная особа, добрая и верная.
В этом романе А. С. Пушкин раскрыл важные проблемы общества, актуальные до сих пор, а именно продажность чиновников и социальное неравенство.
Он показал, что власть встает на сторону богачей, для которых такие понятия, как достоинство, благородство и честь не имеют значения. В этом заключается основная идея произведения.
Помимо этого, писатель затронул вопрос покалеченных судеб детей, которые вынуждены подчиняться воле родителей. Произведение учит следующему:
- благородству;
- чести и достоинству;
- милосердию;
- справедливости;
- умению находить компромиссы;
- честности;
- верности;
- избавлению от эгоизма.
Перечитаем Пушкина: так ли прост «Дубровский», как о нем толкуют?
автор: Ekaterina 17.09.2021 0 Комментарии
статьи
школьная программа
В отношении сюжета и концепции «Дубровский», на первый взгляд, простое, незатейливое и какое-то вовсе не пушкинское произведение. Ахматова, считавшая автора «Полтавы» и «Евгения Онегина» путеводной звездой и творческим вдохновителем, крайне резко высказалась об этом, с ее точки зрения, провальном опыте своего кумира.
Она даже предположила, что классик в период работы над рукописью увяз в долгах и сильно нуждался в деньгах, а потому попросту халтурил, зарабатывая написанием чуть ли не мыльной оперы, романтического дамского ширпотреба.
Тогда почему же о «Дубровском» так много говорят и столь яростно спорят? Чем он приворожил критиков и литературоведов? Зачем скрупулезно исследовать то, что вроде бы не требует глубокого анализа? Пушкин – великий провокатор и хитрец. Сколько ни развязывай смысловые узелки, завязанные им, гладкую нить все равно не получишь.
На какие вопросы читатель ни за что не найдет ответы?
Да вот о жанре хотя бы. Повесть или роман? Отличный повод для дискуссии. Но есть ли до этого дело рядовому книголюбу? Когда он смакует кристально чистую пушкинскую прозу, восторгаясь безупречным вкусом мастера в выборе слов, в плетении фабулы, построении сюжетных лабиринтов, он не думает о жанровых особенностях (если вообще употребляет этот термин).
Вторая тайна: рассказанная Пушкиным история завершенная или предполагалось продолжение? Записки автора свидетельствуют о планировавшихся главах, между тем они совершенно точно не были дописаны. Но, согласитесь, не все планы реализуются. Великий человек думал – и передумал. Непоследовательность присуща многим гениям.
И снова поразмыслим: а нам-то что? Гоголевская рукопись, вопреки булгаковскому тезису, отлично занялась в печи и превратилась в пепел. Пушкинская сгорела в его помыслах – огонь не понадобился. Ни «Мертвые души», ни «Дубровский» от попустительства их создателей не утратили шарма, смысла и статуса величайших творений. Так зачем кафтан рвать, пробираясь сквозь чащу чьих-то невоплощенных идей?
Большая загадка
Владимир Дубровский – герой или злодей? Такую проблему (кстати, не вполне корректно сформулированную) предлагают рассмотреть школьникам некоторые учебные пособия. Решение суда над молодым барином-разбойником будет зависеть от состава присяжных. Если, допустим, в него войдут благочестивые девицы, кроткие, как олененок Бэмби, то вывод предсказуем: Дубровский – негодяй! Таких дел натворил – тихий ужас!
Стоит определить в судейскую коллегию ребят в малиновых пиджаках (орлов лихих 90-х), как вердикт полностью изменится: да нормальный парень – бился за свое добро и честь. Подумаешь, государевых чиновников в доме заживо спалил, с кистенем ходил. Так достали ж его, сам-то пацан не задиристый!
Примеры фигуральные и утрированные, но нужные и наглядные. Они дают понять, что осуждать либо оправдывать Владимира не стоит, потому что не удастся навести на него объектив из одной точки. Мудрым читателям кажется более продуктивным анализ общей ситуации, которую стремился очертить Пушкин.
Конфликт возник не между двумя помещиками, а между двумя противоположными типажами: самодуром и тем, кто самодурства не выносит. Пути борьбы главному герою предложила выбирать эпоха. Не мог он обратиться в Гаагский суд или всколыхнуть общественность в блоге (в русские деревеньки в ту пору не завозили компьютеры). Пришлось стать благородным работником ножа и топора. Учитывая социально-исторические реалии, трудно порекомендовать Дубровскому иные варианты…
О банальности любовной линии «Маша – Владимир» тоже многое говорено. И впрямь – стыдно за Александра Сергеевича. Мог бы ввести в действие какой-нибудь колоритный персонаж наподобие венецианского мавра. Однако безупречный вкус Пушкина, видимо, воспротивился этому: витийствовать на потребу публике мастер не пожелал. Может быть, описанию чувств в повести не хватает эпической силы, но ведь это не главная сюжетная линия.
Резюме
Тому, кто видит в «Дубровском» одни лишь изъяны, не нужно его перечитывать. Проходили в школе – и ладно. Всем остальным каждое новое соприкосновение с повестью принесет эстетическое наслаждение.
Рецензию предоставил Федор Корнейчук.
Похожие статьи:
Почему Дубровский стал разбойником?
Образ Онегина
Не жадничаем, делимся в соцсетях, если статья оказалась полезной:
← Предыдущая запись
Отзывы о книге
По моему мнению, это прекрасная история любви. Хочется верить, что было продолжение и Владимир в итоге был вместе с возлюбленной. Он сделал ей предложение, они поженились и завели детей. Но, увы, мы точно этого не знаем.
Если кратко, то два помещика стали враждовать между собой, один забрал у другого имение. Владимир был сыном того человека, у кого забрали поместье. Он захотел отомстить этому человеку за смерть родителя, но в итоге влюбился в его дочь. Отец Маши был против их отношений, выдал замуж ее за другого. Возлюбленные так и не смогли пожениться. Надеюсь, мой отзыв о «Дубровском» будет полезен.
Ирина
Совсем недавно в классе мы анализировали этот роман, писали краткий пересказ по нему и описывали главных героев для читательского дневника. «Дубровский» оставил приятное впечатление. Мне очень сильно понравилась история любви главных героев, жаль, что им не удалось пожениться. Да и хотелось бы, чтобы было немного другое заключение. Я рекомендую прочитать роман, а также хочу посоветовать повести «Метель» и «Станционный смотритель». Это тоже истории про любовь, которые написал Пушкин.
Жанна
Я сначала читал этот роман в кратком пересказе, так как не было времени осилить его полностью. Нам задавали прочитать его по литературе. В итоге сюжет оказался таким увлекательным, что я прочел все произведение, да еще посмотрел фильм по нему. А. С. Пушкин всегда затрагивает важные социальные вопросы. В романе он раскрыл темы любви, власти, беззакония, социального неравенства. Рекомендую прочитать, предварительно можно ознакомиться с рецензией или аннотацией на книгу.
Михаил
Рецензия на книгу «Дубровский»
Пушкин жил, Пушкин живёт, Пушкин будет жить! В наших сердцах. навсегда
«Дубровский» А. С. Пушкин
Любопытен тот факт, что в основу повести «Дубровский» легла настоящая история из жизни. Александр Сергеевич Пушкин лишь изменил фамилии и имена главных героев и ввёл маленькие коррективы в сюжет. Несмотря на маленький объем книги, рассказать о ней хочется многое.
На мой взгляд, самая главная проблема в повести – мораль и духовные ценности: в своём романе автор изображает два типа дворян, олицетворяющих между собой добро и зло. С одной стороны, А.С.Пушкин рисует Андрея Гавриловича Дубровского – благородного, образованного, честного дворянина, обладающего лучшими качествами ума и сердца. Можно с уверенностью сказать, что это лучший представитель дворянства. Андрей Гаврилович горд и честен, превыше всего он ценит своё честное имя и дворянскую честь, со своими крепостными крестьянами обходится строго, но справедливо.
В противовес с Дубровским писатель изображает Кирилу Петровича Троекурова – богатого, необразованного, грубого, надменного человека. Данный герой не достоин звания дворянина, поэтому А.С.Пушкин говорит о нём, как о «русском барине», тем самым подчеркивая, что таких «троекуровых» в России было много.
«В домашнем быту Кирила Петрович выказывал все пороки человека необразованного. Избалованный всем, что только окружало его, он привык давать полную волю всем порывам пылкого своего нрава и всем затеям довольно ограниченного ума».
Поскольку Кирила Петрович необразованный малый, он обладает недюжинными пороками. Обжорство, пьянство, жестокость, самодурство – вот неполный список качеств этого героя:
«Несмотря на необыкновенную силу физических способностей, он раза два в неделю страдал от обжорства и каждый вечер бывал навеселе».
«Русской барин» считает, что раз он богат, то может издеваться над другими людьми. Кирила Петрович Троекуров мучил не только своих крестьян:
«В одном из флигелей его дома жили 16 горничных, занимаясь рукоделиями, свойственными их полу. Окны во флигеле были загорожены деревянною решеткою; двери запирались замками, от коих ключи хранились у Кирила Петровича. Молодые затворницы, в положенные часы, сходили в сад и прогуливались под надзором двух старух».
Троекуров жестоко насмехался и над своими соседями и гостями. Так, например, всей округе была известна его забава с медведем. Нового человека в своем окружении барин пугал диким зверем. Не просто так А.С.Пушкин ввёл таких разных людей в свой роман. С помощью описания образов в лице Андрея Гавриловича и Кирила Петровича, писатель показывает свой идеал дворянина: он должен иметь гордость, чувство собственного достоинства, честь. Такого человека не может испортить ни деньги, ни власть. Автор не скрывает своего восхищения к бедняку Андрею Гавриловичу и показывает, что за такими людьми, как Дубровские – будущее России.
Источник
Все говорят о Дубровском
На праздник в доме Троекурова собираются гости. Речь заходит о Дубровском. Оказывается, что он благородный разбойник. Одна дама сообщает, что ее приказчик сначала сообщил об ограблении Владимиром. Однако потом выяснилось, что когда Дубровский прочитал письмо и узнал, что мать посылает деньги сыну, то не стал никого грабить. Приказчик же сам хотел утаить 2 000 рублей.
В завершении праздника на балу Дефорж танцует с Машей. Один из гостей остается ночевать в доме Троекурова, просится в комнату к Дефоржу, так как наслышан о его храбрости, и рассчитывает на защиту в случае ограбления.
Среди ночи Дефорж с пистолетом отбирает у помещика все деньги. Выясняется, что он и есть Дубровский. Последний подкупил учителя на почтовой станции за 10 000 рублей. С документами француза он приехал в дом Троекуровых.
Помещика Спицына он ограбил не случайно. Накануне тот признался, что лжесвидетельствовал в суде против его отца. Наутро Спицын уезжает, не сказав никому ни слова.