Шагреневая кожа краткое содержание


О произведении

Роман «Шагреневая кожа» Бальзака, написанный в 1831 году, принес писателю всемирную славу. В книге фантастические элементы гармонично переплетены с реалистичной историей жизни молодого ученого, который волей судьбы становится обладателем волшебной шагреневой кожи.

Для лучшей подготовки к уроку литературы рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Шагреневой кожи» по главам, а после пройти специальный тест для проверки полученных знаний.

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Кучминой Надеждой Владимировной.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Другие персонажи

  • Антиквар – владелец лавки древностей, мудрый и прозорливый старик.
  • Полина – юная дочь госпожи Годен, добрая, отзывчивая девушка с любящим сердцем.
  • Графиня Федора – молодая красивая женщина, светская львица, холодная, эгоистичная, равнодушная особа.
  • Эмиль, Растиньяк – приятели Рафаэля.
  • Акилина, Евфрасинья – куртизанки.
  • Банкир Тайфер – богатый и влиятельный коммерсант, владелец оппозиционной газеты.

Шагреневая кожа краткое содержание

Шагреневая кожа играет судьбой.

Роман Бальзака – это философские размышления, облеченные в литературную форму. Перед любым, читающим это произведение встает дилемма о соотношении богатства и горя. Хотелось бы выяснить: почему кусок чудо-кожи, избавляя героя повести от бедности, требует несчастиями оплатить свои благие услуги, уничтожает желание радоваться жизни. Герой произведения Рафаэль де Валантен, представляет стандартную картинку симпатичного молодого человека из хорошей семьи, но в силу ряда причин попавший в трудную ситуацию. Следует отметить, что в числе причин не последними являются собственная нераспорядительность и желание быстро и много заработать, к примеру, в игровых домах.

Загадочный талисман

Начинается роман в тот момент, когда молодой человек по имени Рафаэль де Валантен, дошел до края. Неудачи и поражения ввергли его отчаяние и мысль о самоубийстве кажется Рафаэлю наиболее подходящей. Проиграв последнюю двадцатифранковую монету, юноша вышел на улицу и отправился куда глаза глядят. Нужно броситься с моста в Сену, но днем лодочники за пятьдесят франков не дадут спокойно свести счеты с жизнью, и это было омерзительно. Нужно дождаться сумерек, тогда общество, не сумевшее по достоинству оценить нравственное величие Рафаэля, получит его неопознанное, бездыханное тело. А пока решено потешить напоследок взор городскими видами. Обреченный полюбовался Лувром и Академией, рассмотрел башенки собора Парижской Богоматери и Дворца правосудия. Тут на пути будущего утопленника оказалась лавка древностей, где торговал антиквариатом и разной бакалеей. Зловещего вида старец узрел душевный надлом Рафаэля и предложил ему шанс стать могущественнее короля. Торговец выложил перед юношей товар, кусок шагрени с замысловатой гравировкой на санскрите, смысл которой звучал примерно так: владелец лоскута будет иметь все, но жизнь его будет принадлежать коже, все желания исполнятся, но кусок кожи будет таять, как и дни жизни обладателя талисмана. Ударил Рафаэль по рукам с колючим стариком и первым делом пожелал, чтобы торговец влюбился в танцовщицу, коль скоро судьба не поменяется. Явившись к ночи на мост, Валантен опешил от нечаянной встречи с приятелями. Они были увлечены проектом создания умеренной оппозиции королю Луи-Филиппу и предложили поучаствовать в деле сотрудником газеты. А в довершение ко всему пригласили к богачу-банкиру Тайферу на званый обед. Там собралась разношерстная богемная публика, обильный ужин завершился экзотическим развлечением – беседой с куртизанками Акилиной и Евфрасией о бренности бытия.

Бессердечная женщина

Только переживший сильное душевное волнение, Рафаэль открывает другу воспоминания из детства, большей частью наполненного разочарованиями. Мечтательный мальчик не получил отцовской любви. Властный и жесткий родитель, занятый махинациями с землями, завоеванными армией Наполеона, не оставлял тепла чувственно-ранимому сыну. Когда Наполеон вдрызг проиграл все, дела у старшего Валантена перестали приносить доход. После кончины отца Рафаэлю остались только долги, лишившие его состояния. То, что удалось сохранить, пришлось растягивать на какое-то время, влача полунищенское существование, снимая мансарду в дешевеньком отеле. Чувствуя в себе литературный талант, Рафаэль посвятил себя созиданию «великого произведения», попутно волочась за смазливой дочерью хозяйки. Предмет его проходного вожделения звали Полиной, но она не была дамой его грез. Молодому человеку, подобно Дон-Жуану, нужна была идеальная светская пассия, к тому же еще и богатая. Немного времени спустя такая женщина появляется в жизни Рафаэля. Графиня Феодора привлекала взор многих парижских женихов, терпевших фиаско перед недоступной и богатой красавицей. В начале знакомства Валантен ощутил благосклонность завидной дамы. Сладкие мечты едва не лишили его разума, когда вскрылся циничный расчет. Через Рафаэля, Феодора намеревалась завязать связь с герцогом де Наварреном, приходившегося юноше дальней родней. После любовной неудачи, он перебирается к другу Растиньяку. Однажды выиграв крупную сумму, приятели «пустились во все тяжкие», быстро просадили куш и оказались на социальном дне. Чувствительный Рафаэль счел жизнь конченой. Так пришло решение кинуться с моста в Сену. Заполучив шанс, который давал молодому человеку лоскут шагрени, Рафаэль загадал получить сто двадцать тысяч ренты. Поутру пришло от нотариуса сообщение о наследстве, оставленном Валантену неким майором О’Флаэрти, преставившемся накануне. Достав волшебный кусок кожи, новоявленный богач отметил зримое уменьшение лоскута. Вдруг появилось сознание приближение конца. Теперь Рафаэль мог получить все, но утратил желания.

Агония

Сменив мансарду на богатый дом, Рафаэль должен был строго контролировать возникающие желания. Любое их выражение приводило к необратимому уменьшению куска шагрени. Как-то в театре Валантен случайно встретил того старика, который продал ему лоскут кожи. Тот прогуливался под руку с молодой куртизанкой. Не сильно изменившись внешне, взглядом лавочник сильно преобразился. Глаза старика горели как у воодушевленного юнца. Выходит, дело заключено в любви, час которой, порой стоит всей жизни. Оглядывая нарядную публику, Рафаэль остановил взгляд на как прежде блистающей Феодоре. Но чувств уже не шевельнулось, за внешним лоском была безликая пустота. Дальше внимание привлекла еще одна светская львица, на удивление себе, Валантен узнал в ней Полину, с которой он коротал время на скромной мансарде. Теперь все изменилось, Полина унаследовала немалое состояние. Загадав желание, чтобы Полина полюбила его, Рафаэль заметил, что кусок кожи стал совсем маленьким. В порыве бешенства Рафаэль выкинул ее в колодец, пусть все решит фатум. Жизнь заблистала новыми красками, море счастья окатило молодых людей. Но садовник случайно напомнил о неминуемом, он вынул из колодца выброшенный кусочек шагрени. Рафаэль бежит к ученым с просьбой ликвидировать лоскуток, но никто не в состоянии ему помочь. Это приводит в отчаяние. Жизнь, еще недавно казавшаяся Рафаэлю невыносимой, вдруг стала непреходящей ценностью. Болезни начинают одолевать Валантена, врачи находят у него чахотку и умывают руки – дни его уже сочтены. Полина осталась единственным человеком, искренне сопереживавшим Рафаэлю. Это обстоятельство и свои невыносимые душевные муки вынуждают его бежать от невесты. Когда через время они встретились, то не имея сил противиться желанию, Рафаэль бросился к Полине. На этом желании закончилась его жизнь. О судьбе Полины автор в эпилоге дал туманный намек на размышления.

Краткое содержание

Часть I. Талисман

В октябре 1829 года в игорный зал зашел молодой человек – Рафаэль де Валантен. Все поведение его в притоне указывало на то, «что у него еще душа новичка». Внешний вид молодого человека был настолько несчастным, говорящим «о бесплодных усилиях, о тысяче обманутых надежд», что поразил даже самых бесстрастных и глубоко равнодушных к чужому горю посетителей игорного заведения. Его лицо, «некогда чистое и оживленное», было обезображено терзавшей его изнутри страстью и выражало отчаянную решимость самоубийцы.

Проиграв последнюю золотую монету, Рафаэль в оцепенении принялся бродить по улочкам Парижа. Все его мысли были поглощены одним: покончить с этой жалкой жизнью, спрыгнув с Королевского моста в Сену. «Он решил умереть ночью», и остаток дня провел, изучая прекрасную архитектуру, любуясь хорошенькой женщиной и подавая милостыню нищим.

Напоследок Рафаэль забрел в лавку древностей, чтобы прицениться к произведениям искусства. Он долго рассматривал предметы старины, принадлежавшие различным эпохам. Вскоре он заметил хозяина лавки – «сухопарого, худощавого старичка в черном бархатном платье».

Проницательный старик быстро понял, что его посетитель пребывал в подавленном состоянии. Ему удалось разговорить Рафаэля, который поведал ему о своем намерении покончить жизнь из-за ужасающей нищеты.

Желая помочь юноше, антиквар протянул ему «кусок шагреневой кожи, величиною с лисью шкурку». На обратной ее стороне был «оттиск печати, которую жители Востока называют Соломоновым перстнем», а также предупреждение, согласно которому хозяин кожи мог обладать всеми сокровищами мира, но заплатить за это должен был своей жизнью.

Старик признался, что ни разу не осмелился воспользоваться удивительной шагреневой кожей. С возрастом он пришел к мысли, что лишь знания способны даровать молодость души и счастье, а потому сосредоточил свою жизнь «в мозгу, который не ветшает и переживает все».

Страстно желая изменить свою судьбу, Рафаэль согласился стать владельцем шагреневой кожи. Старик же предупредил, что отныне все его «желания будут исполняться до мелочей», но за счет его собственной жизни.

Юноша схватил кожаный лоскут и выбежал из лавки на улицу, где столкнулся с тремя своими приятелями. Молодые люди сообщили, что давно ищут Рафаэля, который «в качестве человека высших способностей» идеально подходит на роль сотрудника новой газеты оппозиционной власти. Юноша был ошеломлен не столько «исполнением своих желаний, сколько тем естественным образом, каким сплетались события»

Ближе всех Рафаэлю был его друг Эмиль – журналист, «смелый критик, полный задора и язвительности». Он отвел приятеля на ужин к влиятельному банкиру Тайферу – организатору и владельцу смелой газеты, где собрались молодые, подающие большие надежды художники, писатели, ученые. За бокалом вина они разговаривали о политике, рассуждали об устройства государства.

Когда гости, опьяневшие и расслабленные роскошным приемом, уже возлежали в удобных креслах, «вдруг представилась группа женщин». Это были самые лучшие, самые дорогие в Париже куртизанки – тонкие подделки благонравных девиц. Имея обличье ангелов во плоти, внутри они скрывали самый изысканный порок, сулящий массу чувственных наслаждений. Без сомнения, каждая из этих прекрасных девушек «могла бы поведать какую-нибудь кровавую драму», толкнувшую ее на столь неправедный жизненный путь.

Эмиль и Рафаэль познакомились с двумя красавицами-куртизанками – Акилиной и Евфрасиньей. В беседе с ними молодые люди узнали, что эти очаровательные создания, несмотря на свою молодость, давно разочаровались в любви и предпочитали брать от жизни тот максимум, что позволяла им их красота.

Часть II. Женщина без сердца

Рафаэль решил поведать Эмилю историю своей жизни, чтобы друг смог понять причину его страданий и душевных мук.

С ранних лет Рафаэль находился во власти излишне строгого, сурового отца, который мечтал видеть сына преуспевающим юристом. В результате юноше «приходилось и слушать лекции и работать у стряпчего». Он боялся, и в то же время любил отца, который никогда не проявлял к нему своей родительской привязанности.

Достигнув двадцати одного года, Рафаэль получил некоторую свободу в действиях. Он узнал, что отец долгое время добивался признания прав на земельные владения в Баварии и Пруссии. От этого процесса зависело будущее Рафаэля, и он также активно подключился к процессу. Однако затянувшийся суд закончился разорением для отца юноши, который умер спустя десять месяцев.

К тому времени все имущество Рафаэля «состояло из описи проданных вещей», а будущее его не предвещало ничего хорошего. Происхождение связывало его «с некоторыми богатыми семействами», однако бедный юноша никому не был нужен, а гордость не позволяла его просить помощи у более состоятельных родственников.

Оставшиеся ему в наследство средства он растянул на три года, питаясь весьма скудной пищей. Рафаэль поселился в дешевой гостинице и решил посвятить всего себя написанию научного труда под названием «Теория воли». Все это время он прилежно работал день и ночь, «не дозволяя себе вкусить радостей парижской жизни».

Рафаэль успел сблизиться с хозяйкой гостиницы, госпожой Годэн, которая по-матерински заботилась о юноше. Ее четырнадцатилетняя дочь Полина оказывала «множество услуг, от которых никак нельзя было отказаться». В знак признательности Рафаэль принялся обучать ее игре на фортепиано. Девушка зарекомендовала себя способной и старательной ученицей и всячески старалась угодить своему строгому учителю, которого в глубине души успела полюбить.

Впрочем, Рафаэль не поддавался искушению и не обращал внимания на прелести своей очаровательной ученицы: он привык «смотреть на Полину только как на сестру» и даже не помышлял о том, чтобы сойтись с ней. Кроме того, чувства Рафаэля могла возбудить только роскошная, ухоженная красавица, разодетая в шелка и бархат: юноша искренне не понимал «любви в бедности».

И однажды судьба свела Рафаэля с подобной женщиной. Благодаря старому знакомому Растиньяку юноша оказался в высшем парижском обществе, где познакомился с графиней русского происхождения Федорой. Это была «самая красивая, самая прелестная женщина в Париже», загадочная и неприступная. Растиньяк сообщил приятелю, что графиня обладала весьма солидным приданым, и советовал не упускать шанс благополучно устроить свою жизнь.

За плечами Федоры, двадцатидвухлетней светской львицы, уже был за плечами брак, однако у неё не было любовника, и многие столичные франты бесплодно пытались завоевать ее сердце. Не стал исключением и Рафаэль, который решил во что бы то ни стало женить на себе графиню.

Молодому ученому пришлось истратить последние деньги, чтобы иметь возможность в достойном виде появляться на приемах у Федоры. Однажды Валантэн был вынужден согласиться на написание ложных мемуаров, чтобы обеспечить себе приличный гардероб. Он пустил в ход свой изощренный ум, чтобы соблазнить красавицу и привязать к себе, однако очень быстро влюбился сам, в то время как Федора оставалась холодной и равнодушной, словно античная статуя.

Неожиданно Рафаэль получил записку от дамы сердца, в которой она приглашала его на прогулку. Он принялся собираться «в припадке нервной лихорадки», переживая лишь о том, что у него совершенно нет денег на карету.

Рафаэль вздохнул с облегчением, когда узнал, что Федора решила прогуляться с ним пешком по Люксембургскому саду. Графиня попросила оказать ей «довольно важную услугу»: посодействовать с протекцией герцога де-Наварен, который приходился Рафаэлю кузеном. Федора призналась, что от этого зависело ее состояние и положение в обществе. Влюбленный юноша был рад помочь, но, как только он сделал, что от него требовалось, графиня тут же отдалила его от себя.

Постепенно с глаз Рафаэля спала пелена влюбленности, и он понял, насколько холодной, черствой и духовно бедной была его избранница. Однако он мечтал познать «эту женщину в телесном отношении». Молодой человек спрятался в спальне Федоры и, дождавшись, когда она уснет, долгое время любовался ее безмятежным сном. Рафаэль хотел было «потихоньку лечь рядом, прижаться к ней и обнять ее», но после передумал: гораздо сильнее он захотел овладеть ее душой.

Не в силах более терпеть муки неразделенной любви, Рафаэль отважился признаться Федоре в своих чувствах. Графиня ответила, что чувствует себя счастливой только в одиночестве и никому не намерена принадлежать.

Рафаэль признался Растиньяку, что мечтает покончить жизнь самоубийством. Приятель отговорил его этой идеи и предложил сыграть на последние деньги в игорном доме. Удача улыбнулась друзьям: они выиграли крупную сумму и окунулись в «вихрь удовольствий, одновременно и пустых, и реальных». Когда же деньги закончились, Рафаэль отправился в игорный дом, но проиграл последнюю монету и решил броситься с Королевского моста в Сену…

Глава III. Агония

Старый учитель Рафаэля, господин Порике, появился в роскошном особняке своего бывшего ученика, чтобы пообщаться с ним. От верного слуги он узнал, что «маркиз никого не принимает» и живет по раз и навсегда заведенному порядку. Кроме того, он запретил слугам задавать ему вопросы «Не хотите ли? Не желаете ли? Не изволите ли?».

Осознав, что шагреневая кожа сжималась каждый раз после исполнения желания, Рафаэль мечтал «удлинить жизнь во что бы то ни стало». Он превратился в настоящего аскета, отказавшись «от жизни ради того, чтобы жить».

Профессору Порике все же удалось встретиться с Рафаэлем, и он был ошеломлен, когда увидел «этот молодой труп». Старик пожаловался, что «очутился без места, без пенсии и без куска хлеба», и попросил бывшего ученика похлопотать за предоставление какого-то подходящего места работы. Позабыв о предосторожности, Рафаэль от всей души пожелал учителю удачи, и тут же с ужасом заметил, как скукожился драгоценный лоскут кожи.

Однажды в Итальянской опере Рафаэль встретил Полину, которая к тому времени превратилась в настоящую красавицу. Он был несказанно удивлен такой перемене, и потребовал от шагреневой кожи, чтобы девушка влюбилась в него, однако «кожа не пошевельнулась»: она не могла исполнить желание, которое уже сбылось.

При встрече молодые люди признались друг другу в любви. Девушка рассказала, что из дальних странствий вернулся ее отец, она стала богатой наследницей и вправе «распорядиться своей судьбой», как ей заблагорассудится. Почувствовав «веяние счастья», Рафаэль сделал предложение своей возлюбленной, и она с радостью согласилась. Счастье молодого человека омрачала лишь шагреневая кожа, которая продолжала медленно, но верно уменьшаться в размерах.

Рафаэль отыскал опытного зоолога, который определил шагреневый лоскут как кожу редкой разновидности осла – онагра, проживающего исключительно в Персии. Профессор механики попробовал было ее растянуть под мощным прессом, однако размеры кожи ни на миллиметр не изменились. Не дали никакого результата и опыты знаменитого химика.

Мужчина по-настоящему испугался, когда с ним впервые «сделался ужасный припадок кашля», забравший все его силы. Он стал таять буквально на глазах и был вынужден собрать консилиум врачей, чтобы они смогли «вынести приговор: жить ему или умереть». Однако никто из «оракулов новейшей медицины» не смог определить истинную причину ухудшения здоровья Валантена. В итоге больной отправился поправлять свое здоровье на воды.

Перемена климата не помогла Рафаэлю: его продолжали мучить жестокие приступы надрывного продолжительного кашля. К тому же его не приняло местное общество, и однажды он был вынужден принять вызов и убить на дуэли противника.

Маркиз перебрался в другое место, и его последние дни были скрашены живописными пейзажами дикой природы. Когда же простые сельские жители, у которых Рафаэль снимал комнату, стали открыто его жалеть, «на следующий же день он отправился в Париж».

Валантен попросил выписать ему настойку с опиумом, чтобы пребывать «неизменно в сонном состоянии». Спустя некоторое время он показал Полине «кусочек шагреневой кожи, хрупкий и маленький, как листик барвинка», и поведал о его власти над ним. Умер Рафаэль в объятиях своей возлюбленной…

«Шагреневая кожа» краткое содержание по главам

«Шагреневая кожа»

— роман Оноре де Бальзака. Посвящён проблеме столкновения неискушённого человека с кишащим пороками обществом.

«Шагреневая кожа» краткое содержание по главам

Талисман

Молодой человек, Рафаэль де Валентен, беден. Образование мало что дало ему, он не в состоянии обеспечить себя. Он хочет покончить с собой, и, дожидаясь удобного момента (он решает умереть ночью, бросившись с моста в Сену), заходит в лавку древностей, где старик-хозяин показывает ему удивительный талисман — шагреневую кожу. На изнанке талисмана выдавлены знаки на «санскрите»; перевод гласит:

Обладая мною, ты будешь обладать всем, но жизнь твоя будет принадлежать мне. Так угодно Богу. Желай — и желания твои будут исполнены. Однако, соразмеряй свои желания со своею жизнью. Она — здесь. При каждом желании я буду убывать, словно дни твои. Хочешь владеть мною? Бери. Бог тебя услышит. Да будет так!

Таким образом, любое желание Рафаэля исполнится, но за это будет сокращаться и время его жизни. Рафаэль заключил договор со стариком-антикваром (мотив сделки с дьяволом, связь с «Фаустом» Гёте), который всю свою жизнь сберегал силы, лишая себя желаний и страстей и пожелал ему влюбиться в молодую танцовщицу.

Герой загадывает устроить вакханалию (кожа сжимается до таких размеров, что можно, сложив, положить её в карман).

Он выходит из лавки и встречает друзей. Его друг, журналист Эмиль, призывает Рафаэля возглавить одну богатую газету и сообщает, что тот приглашён на празднество по поводу её учреждения. Рафаэль видит в этом лишь совпадение, но не чудо. Пиршество действительно соответствует всем его желаниям. Он признаётся Эмилю, что несколько часов назад был готов броситься в Сену. Эмиль расспрашивает Рафаэля о том, что же заставило его решиться на самоубийство.

Женщина без сердца

Рафаэль рассказывает историю своей жизни.

Герой воспитывался в строгости. Его отец был дворянин с юга Франции. В конце правления Людовика XVI приехал в Париж, где быстро сделал состояние. Революция его разорила. Однако, во время Империи он снова добился славы и богатства, благодаря приданому жены. Падение Наполеона стало для него трагедией, ведь он скупал земли на границе империи, отошедшие теперь к другим странам. Долгий судебный процесс, в который он втянул и сына — будущего доктора права — закончился в 1825 году, когда господин де Вилель «откопал» императорский декрет о потере прав. Через десять месяцев отец умер. Рафаэль продал всё имущество и остался с суммой в 1120 франков.

Он решает жить тихой жизнью в мансарде нищенской гостиницы в отдалённом квартале Парижа. У хозяйки гостиницы, госпожи Годен, в Индии пропал без вести муж-барон. Она верит, что когда-нибудь тот вернётся, сказочно богатый. Полина — её дочь — влюбляется в Рафаэля, но он об этом не догадывается. Он полностью посвящает свою жизнь работе над двумя вещами: комедией и научным трактатом «Теория воли».

Однажды он встречает на улице молодого Растиньяка. Тот предлагает ему способ быстро обогатиться посредством женитьбы. В свете есть одна женщина — Феодора — сказочно красивая и богатая. Но она никого не любит и даже слышать о замужестве не желает. Рафаэль влюбляется, начинает тратить все деньги на ухаживания. Феодора же не подозревает о его бедности. Растиньяк знакомит Рафаэля с Фино — человеком, который предлагает написать подложные мемуары своей бабушки, предлагая большие деньги. Рафаэль соглашается. Он начинает вести разбитную жизнь: выезжает из гостиницы, снимает и обставляет дом; каждый день он в обществе… но он всё ещё любит Феодору. По уши в долгах, он идёт в игорный дом, где когда-то посчастливилось Растиньяку выиграть 27000 франков, проигрывает последний наполеондор и хочет утопиться.

На этом история завершается.

Рафаэль вспоминает о шагреневой коже, лежащей в кармане. В шутку, чтобы доказать Эмилю свое могущество, он просит двести тысяч франков дохода. Попутно они снимают мерку — кладут кожу на салфетку, и Эмиль обводит края талисмана чернилами. Все засыпают. Наутро приходит юрист Кардо и объявляет, что у Рафаэля умер в Калькутте богатый дядя, у которого не было других наследников. Рафаэль вскакивает, сверяет кожу с салфеткой. Кожа сжалась! Он в ужасе. Эмиль заявляет, что Рафаэль может исполнить любое желание. Все полусерьёзно, полушутя делают заявки. Рафаэль никого не слушает. Он богат, но в то же время почти мёртв. Талисман действует!

Агония

Начало декабря. Рафаэль живёт в роскошном доме. Всё устроено так, чтобы не произносить слов желаю

,
хочу
и т. п. На стене перед ним всегда висит шагрень в рамке, обведённая чернилами.

К Рафаэлю — влиятельному человеку — приходит бывший учитель, господин Поррике. Он просит выхлопотать для него место инспектора в провинциальном колледже. Рафаэль случайно в беседе произносит: «Я от души желаю…». Кожа сжимается, он с яростью кричит на Порике; жизнь его висит на волоске.

Рафаэль едет в театр и там встречает Полину. Она богата — её отец вернулся, причём с большим состоянием. Они видятся в бывшей гостинице госпожи Годен, в той самой старой мансарде. Рафаэль влюблён. Полина признаётся, что всегда его любила. Они решают пожениться. Приехав домой, Рафаэль находит способ расправиться с шагренью: он бросает кожу в колодец.

Конец февраля. Рафаэль и Полина живут вместе. Однажды утром приходит садовник, выловивший в колодце шагрень. Она стала совсем маленькой. Рафаэль в отчаянии. Он едет к учёным мужам, но всё бесполезно: натуралист Лавриль читает ему целую лекцию о происхождении ослиной кожи, но растянуть её никак не может; механик Планшет кладёт её в гидравлический пресс, который ломается; химик барон Жафе не может расщепить её никакими веществами.

Полина замечает у Рафаэля признаки чахотки. Он зовёт Ораса Бьяншона — своего друга, молодого врача — тот созывает консилиум. Каждый доктор высказывает свою научную теорию, все они единодушно советуют поехать на воды, ставить на живот пиявок и дышать свежим воздухом. Однако они не могут определить причину его болезни. Рафаэль уезжает в Экс, где с ним плохо обращаются. Его избегают и почти в лицо заявляют, что «раз человек так болен, он не должен ездить на воды». Столкновение с жестокостью светского обращения привело к дуэли с одним из отважных храбрецов. Рафаэль убил своего противника, и кожа вновь сжалась. Убедившись, что он умирает, он возвращается в Париж, где продолжает скрываться от Полины, вводя себя в состояние искусственного сна, чтобы подольше протянуть, но она его находит. При виде её он загорается желанием, бросается на неё. Девушка в ужасе убегает, и Рафаэль находит Полину полураздетую — она расцарапала себе грудь и пыталась задушиться шалью. Девушка думала, что если умрет, то оставит жизнь возлюбленному. Жизнь главного героя обрывается.

Эпилог

В эпилоге Бальзак даёт понять, что не желает описывать дальнейший земной путь Полины. В символическом описании он называет её то цветком, расцветшим в пламени, то ангелом, приходящим во сне, то призраком Дамы, изображённом Антуаном де ла Саль. Призрак этот как бы желает защитить свою страну от вторжения современности. Говоря о Феодоре, Бальзак отмечает, что она — повсюду, так как олицетворяет собой светское общество.

Вам может быть интересно:

  • Когда лучше есть киви утром или вечером?
  • Правила ухода за кожей с Обаджи
  • Телеангиэктазии: что это
  • Как влияет на здоровье гепатит С? Чем опасен?
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]