От Вагнера до Берлиоза, от Томаса Манна до Оскара Уайльда, многие были вдохновлены фаустовской темой, мыслями о красоте, молодости, достижении власти и важности решений. Но, прежде всего, все они спрашивали себя: оправдывает ли цель средства? Как далеко люди готовы зайти, чтобы получить желаемое? Фауст — герой одноимённой трагедии Иоганна Вольфганга Гёте. Им движет стремление к познанию, любовь к человечеству, желание помочь людям. Путь Фауста к истине был сопряжён с трагическими ошибками, с отказом от иллюзий. Истину герой нашёл в самоотречении ради других. Характеристика образа Фауста поможет раскрыть сущность этого персонажа и определить черты его характера.
Биография
Гете родился в 1749 году в зажиточной семье патрициев. Основы всех наук ему преподавали дома. Позже поэт поступил в Лейпцигский университет, но ему этого было мало. Он также окончил университет Страсбурга. После того как был опубликован трактат «Страдания юного Вертера», к нему пришла мировая известность.
Гете продолжительное время занимал административную должность при Саксен-Веймарском герцоге. Там он пытался самореализоваться, донести передовые идеи того века всем остальным и послужить на благо обществу. Став премьер-министром Веймара, он разочаровался в политике. Его активная позиция не давала заниматься творчеством.
Гете и Шиллер
Одним из переломных моментов в жизни и творчестве Иоганна Вольфганга стало знакомство с Шиллером. Два первоклассных автора не только вместе начинают развивать веймарский классицизм, основанный Гете, но еще и постоянно подталкивают один другого на новые шедевры. Под влиянием Шиллера Гете пишет несколько романов и продолжает работу над «Фаустом», которую так хотел увидеть Фридрих. Тем не менее «Фауст» вышел лишь в 1806 году, когда Шиллера уже не было в живых. Первая часть была создана под неустанным слежением Эккермана, личного секретаря Гете, который настаивал на выходе трагедии в печать. Вторую же часть по велению самого автора выпустили уже посмертно.
История создания
«Фауст» не только дарит читателю завораживающий сюжет, мистику, и таинственность, но и поднимает важнейшие философские вопросы. Гете писал это произведение на протяжении шестидесяти лет своей жизни, а опубликована пьеса была уже после смерти писателя. История создания произведения интересна не только долгим сроком его написания. Уже название трагедии непрозрачно намекает на жившего в XVI веке лекаря Иоганна Фауста, который в силу своих достоинств обзавелся завистниками. Доктору приписывали сверхъестественные способности, якобы он может даже воскрешать людей из мертвых. Автор меняет сюжет, дополняет пьесу героями и событиями и, словно по красной дорожке, торжественно входит в историю мирового искусства.
Доктор Фауст
Поэт не придумывал основной линии сюжета, он взял ее из народных сказаний. Позже историю о Фаусте благодаря самому мыслителю будут пересказывать многие писатели, вплетая этот сюжет в основу своих книг. А Гете узнал об этой легенде тогда, когда ему было лишь пять лет. Мальчиком он увидел кукольный театр. В нем рассказывали страшную сказку.
Легенда отчасти основана на реальных событиях. Некогда жил Иоганн-Георг Фауст, врач по профессии. Он занимался тем, что ездил из города в город и предлагал свои услуги. Если традиционная медицина не помогала, он брался за магию, астрологию и даже алхимию. Врачи более успешные и известные в своей среде говорили о том, что Фауст был простым шарлатаном, который мог провести любого наивного человека. Ученики целителя в университете, где он недолго преподавал, с большим теплом отзывались о докторе, считая его искателем правды. Лютеране называли его прислужником дьявола. Образ Фауста чудился им во всех темных углах.
Настоящий Фауст умер при очень загадочных обстоятельствах, совершенно внезапно, в 1540 году. Тогда же о нем начали слагать легенды и строить домыслы.
Образ Фауста в трагедии Гете
Произведение о Фаусте – это длинный жизненный путь человека, который наделен особым взглядом на мир, способностью ощущать, переживать, разочаровываться и надеяться. Главный герой заключает с дьяволом сделку лишь потому, что хочет постичь все тайны мира. Он желает отыскать неуловимую истину бытия, найти правду, постоянно с отчаянием выискивает все новые и новые знания. Вскоре он понимает, что сам не сможет найти ответы на вопросы, не сможет раскрыть всех тайн.
Ради знаний герой готов платить любую цену. Ведь все, что есть в жизни Фауста, все, что движет им, – это поиски. Гете наделяет героя полной гаммой всех существующих эмоций. В произведении он находится то в экстазе от того, что обнаружил крупинку новой информации, то на грани самоубийства.
Главная задача героя – не просто познать мир, а понять себя. Образ Фауста в трагедии «Фауст» чем-то напоминает вечный двигатель. Его жизнь не вращается по кругу, не возвращается к истокам. Он постоянно идет только вперед, делая новые открытия, исследуя неизвестное. За получение знаний он платит своей душой. Фауст прекрасно осознает, чего хочет, и для этого готов вызвать дьявола.
Основные положительные черты, которые вобрал в себя образ Фауста в трагедии «Фауст», — это настойчивость, любознательность, доброжелательность. Главный персонаж не просто стремится овладеть новыми знаниями, он хочет с помощью них помогать другим.
Образ Фауста в трагедии Гете обладает и негативными качествами: желанием получить знания немедленно, тщеславием, сомнениями, беспечностью.
Главный герой этого произведения учит тому, что нельзя оглядываться назад и сожалеть о чем-то, нужно жить настоящим, искать то, что делает человека счастливым. Несмотря на ужасающую сделку, Фауст прожил абсолютно счастливую жизнь, ни разу до последнего мгновения не пожалев о ней.
Темы
Тематика пьесы «Фауст» очень разнообразна, и если Вам не хватает описанных здесь тем, напишите в комментариях, чтобы Многомудрый Литрекон их добавил.
- Любовь
– на примере Маргариты писатель демонстрирует, как неконтролируемая страсть может погубить даже самого хорошего человека. По мнению Гёте, любовь – это крайне опасное чувство, которое, выйдя из-под контроля, приносит человеку только страдания. Он, как человек эпохи Просвещения, превозносит разум в ущерб чувству и ставит мысль выше эмоции. По его мнению, любовь не может быть смыслом жизни, человек должен стремится к высокому предназначению, чтобы раскрыть все сияние «божьей искры». - Мистика
– главный герой произведения окружён различными таинственными, сверхъестественными явлениями. Однако интерес Фауста направлен не на сверхъестественный, а на реальный мир, который он хочет улучшить с помощью новых знаний и власти. Тем не менее, он сам пытается вызвать духов, ведь является чернокнижником и знатоком оккультных наук. Именно тайные знания помогли ему познать смысл жизни и найти себя, ведь без магии Мефистофеля он не смог бы дойти до этой истины. - Борьба добра и зла в человеке
– Фауст и Маргарита проходят сложный путь, постоянно искушаемые силами тьмы. Однако в итоге добро одерживают победу. Маргарита, совершив грехопадение, отвергает помощь злых сил и выбирает искупление через смерть, а Фауст, хоть и совершив множество чудовищных деяний, да самого конца пытается использовать свою мудрость ради человечества, а не ради себя. - Религия
– для Фауста истинная религиозность заключается не в следовании догматам, а в человеколюбии и доброте, которые продемонстрировали Фауст и Маргарита, за что их души и были спасены. Бог у Гете — не суровый судья, а высшая сила, которая дарует людям свободу воли. - Предназначение человека
– Гёте показывает, что каждый человек должен стремиться помогать людям и пытаться сделать мир лучше. Зачастую, этот путь ведёт лишь к отчаянию и гибели, однако только следуя по нему, человек становится настоящим собой и находит свое место в жизни. - Идеал и реальность
– перемещение в Древнюю Грецию из Германии Нового времени символизирует желание человека сбежать от неприглядной реальности в мир грёз. Однако в итоге Фауст отвергает наваждение Мефистофеля и решает бороться за то, чтобы реальный мир стал лучше. Гёте призывает людей не сбегать от разочаровывающей реальной жизни, а бороться с ней.
Образ Маргариты
Маргарита – скромная девушка, наивная во многих вопросах, стала главным искушением для уже немолодого героя. Она перевернула весь мир ученого и заставила его сожалеть о том, что он не властен над временем. Сам поэт очень любил образ Маргариты в трагедии «Фауст», вероятно, отождествляя его с библейской Евой, подавшей запретный плод Адаму.
Если все годы своей жизни Фауст полагался на свой разум, то, повстречав на улице эту обычную на первый взгляд девушку, он начинает полагаться на сердце и чувства. Маргарита после встречи с Фаустом начинает меняться. Она усыпляет свою мать, чтобы попасть на свидание. Девушка не столь беспечна, как может показаться в первом ее описании. Она прямое доказательство того, что внешность может быть обманчива. Встретившись с Мефистофелем, девушка подсознательно понимает, что его лучше обходить стороной.
Образ Маргариты Гете взял с улицы своего времени. Литератор часто видел милых и добрых девушек, которых судьба бросает в крайности. Они не могут выбраться из своей среды и обречены проводить свою жизнь так, как это делали женщины их семьи. Стремясь к большему, эти девушки все больше падают вниз.
Найдя свое счастье в Фаусте, Маргарита верит в лучший исход. Однако череда трагических событий не дает ей наслаждаться любовью. Ее брата убивает сам Фауст, не желая того. Тот проклинает перед смертью сестру. На этом несчастья не заканчиваются, и, выстрадав больше должного, сойдя с ума, Маргарита попадает в тюрьму. В момент полного отчаяния ее спасают высшие силы.
Образ Фауста
0
(0)
Образ Фауста в творчестве И. В. Гете и О.С.Пушкина Творческий дух Фауста несется к нам из загадочных и причудливых веков Средневековья и Возрождения, когда человек проникся верой в свою всемогущность, вооружившись силами таинственной науки алхимии, искал философский камень, с помощью которого собирался превратить любой металл в золото, искал «эликсир жизни» , чтобы вернуть себе молодость. В это время появляются рассказы о магах и чернокнижниках, которые продавали душу дьяволу, чтобы тот помог постичь тайну бытия. Одна из самых популярных легенд Средневековья — легенда о докторе Фаусте, которая возникла вокруг исторической личности, поразившей воображение народа. Фауст — лицо историческое, о чем свидетельствуют многочисленные воспоминания его современников. Он жил на рубеже 15 — 16 веков, под фамилией Фауст скрывался Иоганн-Георгий. Ученые по разному объясняют происхождение его фамилии. Одни утверждают, что оно происходит от немецкого Faust, что в переводе означает кулак, другие видят в нем псевдоним, образованный от латинского Faustus — счастлив. Этот псевдоним подчеркивал успешный характер деятельности ученого, мага, астролога, прорицателя. Сам Фауст называл себя и врачом, и хиромантом. Итак, с точки зрения лютеранской церкви он стремился к недозволенным знаниям, а значит заслужил осуждение, был грешником, ибо с точки зрения человека того времени эти знания можно получить только в союзе с дьяволом. Письменные источники сообщают также, что Фауст был профессором, читал лекции в различных университетах, имел учеников — последователей. Еще при жизни ученого о нем ходили разные рассказы о его поступках, в которых видели что-то необычное, фантастическое. Погиб Фауст вследствие неожиданной катастрофы, поразившей современников. Предполагают, что это был взрыв в лаборатории ученого. Исторический Фауст умер около 1540 года. Эта последнее событие в жизни ученого предоставила дальнейший импульс развитию легенды. Фауст становится популярным любимым героем народной легенды. Его образ в легенде несет на себе отпечаток времени. Он человек, который ради знания готов разбираться и с нечистой силой, и так в конце легенды дьявол забирает Фауста в ад. Вместе с тем он типичный представитель эпохи Возрождения, смелый и бесстрашный искатель тайных знаний и запрещенных путей получения этих знаний. Как известно, наиболее яркие, глубокие, художественно совершенные образы созданы фольклором, например Геракл, Прометей, Микула Селянинович, Василиса Прекрасная, Петрушка, к ним относятся и Фауст. Все эти герои гармонично сочетали разум и чувства. Главная суть фаустовского сюжета — жажда безграничного знания, любопытство, свобода духа — привлекала многих писателей последующих эпохи и обусловила мировую популярность образа Фауста. Ниже в работе мы постараемся выяснить вопрос, как легенда о Фаусте трансформировалась в творчестве И. В. Гете и А.С.Пушкина, выдающегося немецкого просветителя и классика русской литературы. Известно, что на О.С.Пушкина трагедия «Фауст» произвела большое впечатление, и поэт в 1825 году пишет стихотворение «Сцена из Фауста». Один русский путешественник познакомил с Гете, и тот послал Пушкину А.С. в подарок свое перо, которым писал «Фауста». Гете с его тонким восприятием древности, почувствовал красоту и значимость этого сюжета еще в юности. Писатель отдал книге 62 года своей жизни. Бесспорно, Гете знал не только легенду о Фаусте, но также и легенду о Симоне-маге. Гете нашел простой способ, как совместить эти два сюжета: Мефистофель омолаживает ученого и превращает его в юношу. Такой замысел, по словам немецкого писателя Томаса Манна, мог родиться только «из юношеского ритма крови» поэта. Гетевский Фауст мало чем похож на свои прообразы. Он наделен чертами человека не Средневековья, а эпохи Возрождения. Произведение состоит из Посвящения, Театрального вступления, Пролога и двух частей. В «Прологе на небе» показывается встреча Господа и его архангелов с Мефистофелем, которая приобретает символичное значение.
Основной предмет разговора — это человек. Кто он такой? Какое его место в мире? Господь утверждает силу человеческой личности, и способность к развитию, поиску смысла жизни, хотя соглашается, что она не совершенна. Именно таким человеком Бог представляет Фауста. Но Господь также не признает Мефистофеля как олицетворение зла, и это подтверждают его слова: Таким, как ты, я Никогда не враг. Из духов отрицания ты всех меня Бывал мне в тягость, плут и весельчак. Из лени человек впадает в спячку. Ступай, расшевелы его застой, Вертись пред ним, тома и беспокоить И раздражая его своей горячкой. Этими словами Господь дал волю Фаусту в выборе между ним и дьяволом, зная, что сильная, мыслящий человек всегда сомневается, но сама приходит к желаемым выводам. Встреча с Мефистофелем лишь поможет выбраться из своих противоречий. Мефистофель наоборот говорит о мизерности человека, которая не позволяет человечеству приблизиться к вершинам духа. Что есть человек на земле — «божественное творение», которое стремится к истине, или «животное «? Это главная проблема пролога, который определяет идейное содержание трагедии «Фауст». В отличие от трагедии легенда не имеет такого пролога. Образ Фауста в поэме олицетворяет все человечество, но вопреки этому он не является идеальной личностью. Фауст не удовлетворен знаниями. которыми он владеет и стремится к большему. Именно в такие минуты он обращается к Библии и начинает переводить, но не соглашается с первыми же словами. Отчаяние героя настолько большое, что он решает покончить жизнь самоубийством. Мефистофель находит Фауста в его кабинете, где он уже много раз бьется над раскрытием тайн мира, и заключает с ним соглашение. Он удовлетворит любые желания и прихоти ученого, ни в чем не будет препятствовать. Но в тот момент, когда Фауст почувствует вполне довольным жизнью и счастливым, он должен умереть, а душа будет принадлежать Мефистофель. И это будет плата за земное блаженство. Этот эпизод поэмы имеет также расхождения с легендой, поскольку в легенде Мефистофель и Фауст заключают соглашение только на 24 года (согласно им Мефистофель, оставаясь незримым, должен с появляться к Фаусту на его желание и выполнять все его распоряжения, Фауст же отрекаеться Бога и отдает душу сатане). Впоследствии Мефистофель возвращает нашему герою молодость и в результате он влюбляется в молодую красивую девушку Гретхен (эта сюжетная линия — любовь Фауста и Маргариты является нововведением Й.В.Гете). Мефистофель считает, что именно в этом Фауст найдет то прекрасное мгновение, но ошибается. Сначала по воле Мефистофель умирает мать Гретхен, а затем и брат Валентин. Молодая девушка наказывает себя за эти смерти и попадает в в `язницi. Несмотря на все мольбы Фауста бежать с ним Маргарита не соглашается, потому что считает себя виновным и умирает. Но даже после всех грехов душа Маргариты попадает в рай. Фауст тяжело пережил смерть Гретхен, но не прекратил поисков истины. Так что в первой части своего произведения Гете в основном провел своего героя через те испытания, которые известны из легенды. Во второй части произведения Фауст служит при дворе императора и предоставляет ему различные услуги с помощью всесильного Мефiстофеля.Вид брака с древнегреческой красавицей Еленой Прекрасной него рождается сын Евфорион, впоследствии гине.Фауст пытается вырастить человека в колбiи- Гомункулуса, но тот тоже погибает. Жизнь Фауста подходит к концу, ему 100 лет. Он мечтает о свете и счастливые города, которые, по его желанию должны с появиться для людей. Свою мечту он хочет осуществить на острове, который подарил ему император, и который был почти не пригоден для жизни. Фауст спешит с роботами. Наконец герой чувствует момент наивысшего жизненного удовольствия: Вот мысль, которой весь я предан, Итог всего, что ум скопил. Лишь тот, кем бой за жизнь изведан, Жизнь и свободу заслужил. Так именно, вседневно, ежегодно, Трудясь, Борас, опасностью шутя, Пускай живут муж, старец и дитя. Народ свободный на земле свободной Увидеть я б хотел такие дни. Тогда бы мог воскликнуть я: «Мгновенье! О, как прекрасно ты, повремени! Воплощены следы моих Борен, И не сотрутся никогда они «. И, это торжество Предвосхищая,
Я высший миг сейчас переживаю.
Более Фаусту нечего желать. Он умирает, но его душа попадает в рай, и встречается с душой Маргариты. Она уже простила и любит его, как и раньше. Фауст много страдал, постоянно сомневался и искал, находил и терял, часто чувствовал недовольство. Только среди природы, чувствуя её частью себя, он воспринимает мир, как гармонию. Жизнь принесла ему короткие моменты счастья и долгие годы страдания и отчаяния, но все это было не зря. Уже в конце своей жизни Фауст это понял. Итак, во второй части Гете отошел от легенды, логично развивая храктер человека, который видел свое призвание в активном поиске истины и смысла бытия. Основной мотив в стихах Пушкина — скука, отчаяние. Фауст не находит себе места, потому что все его желания давно сбылись. Он не хочет больше ничего, Фауст не знает такого желания, исполнение которого могло бы его захватить и заставить забыть скуку жизни. Он скучает, потому что всегда находится во власти раздумий. Пушкинская Фауст страдает болезнью «мировой скорби». Автор не находит по отношению к своему герою сочувствия, скорее осуждает его и немного издевается над ним. Это можно заметить в последних реплики Фауста и Мефистофель: Фауст Что там Белеет? Говори. Мефистофель Корабль испанский трехмачтовый, Пристать в Голландию готовый: На нем мерзавцев сотни три, Две обезьяны, бочки злата, Да груз богатый шоколат, Да модная болезнь: она Недавно вам подарена. Фауст Все утопить. Мефистофель Сейчас. Пушкин не противопоставляет гетевскому толкованию Фауста своего толкования. Он дополняет Гете, описывает еще один трагический этап на пути Фауста. Отсюда и название стихотворения: «Сцена из Фауста». Пушкинская Фауст — это человек, который познал все муки разочарования и весь ужас одиночества. Для Гете и для Пушкина Фауст был их современником. Муки героя для Гете и Пушкина были проблемами их времени. Но если основным для всей эпохи Гете было стремление к обновлению мира, то основным для Пушкина был отчаяние, разочарование. Оптимистичный конец трагедии «Фауст» обусловлена просветительской верой в разум и моральные качества человека, личности, которая сознательно отказалась от традиций и постоянно ищет новое, стремится к совершенству. Пушкинский Фауст — сын и жертва своего времени, когда человек начал сомневаться в возможности преобразования мира на разумных началах, а разочарование и недовольство собой порождали мировую тоску и печаль. Фауст — вечный образ, и он не случайно стал достоянием мировой культуры.
0 / 5. 0
.
Образ Мефистофеля в трагедии «Фауст»
Мефистофель – это падший ангел, который ведет вечный спор с Богом о добре и зле. Он считает, что человек настолько испорчен, что, поддавшись даже небольшому соблазну, может с легкостью отдать ему свою душу. Ангел уверен в том, что человечество не стоит спасения. Фауст, по мнению Мефистофеля, всегда будет на стороне зла.
В одной из строк произведения Мефистофель описывается как черт, у которого ранее были острые когти, рога и хвост. Он не любит схоластику, предпочитая уходить подальше от скучных наук. Будучи злом, помогает, не зная того, найти истину герою. Образ Мефистофеля в «Фаусте» сложен из противоречий.
Часто в разговорах и спорах с Фаустом Мефистофель проявляет себя подлинным философом, который с интересом наблюдает за деяниями человека, за прогрессом. Тем не менее, когда он общается с другими людьми или нечистью, подбирает себе другие образы. Он не отстает от собеседника и поддерживает разговоры на любые темы. Сам Мефистофель несколько раз говорит о том, что не обладает абсолютной силой. Главное решение всегда зависит от человека, а он может лишь воспользоваться неправильным выбором.
Многие мысли самого Гете были вложены в образ Мефистофеля в трагедии «Фауст». Они выразились в острой критике феодализма. При этом дьявол наживается на наивных реалиях капиталистического устоя.
Несмотря на поверхностную схожесть демона и главного героя, образ Мефистофеля в трагедии «Фауст» абсолютно противоположен ему в главном. Фауст стремится к мудрости. А Мефистофель считает, что никакой мудрости не существует. Он полагает, что поиск истины — пустое занятие, ведь ее не существует.
Исследователи полагают, что образ Мефистофеля в «Фаусте» – это подсознание самого доктора, его страхи перед неизвестным. В тот момент, когда добро начинает сражаться со злом, демон разговаривает с главным героем. В конце произведения Мефистофель остается ни с чем. Фауст добровольно признает, что он достиг идеала, узнал истину. После этого его душа достается ангелам.
Жанр и направление
Жанр «Фауста» Гёте можно определить, как философскую драму. Перед нами предстаёт герой, который пытается бороться со своей судьбой, но в итоге оказывается лишь игрушкой в руках судьбы. Тема рока, неизбежности того, что должно случиться, занимает важное место в произведении. Хоть в финале Фауст был спасён, концовка всё равно кажется довольно печальной, ведь демон успел нанести огромный вред: испортил жизнь Маргариты, убил двух стариков, мешавших Фаусту улучшить свои владения, вмешался в историю целого государства, поспособствовал смерти Валентина и матери Маргариты. Кроме того, в пьесе затронуты очень важные темы и проблемы, не свойственные легкому жанру комедии.
В то же время произведение не лишено комических черт: Мефистофель часто шутит, в его речи встречается игра слов, каламбуров и парадоксов. В сценах гуляний автор намеренно опускает лексику произведений и даже вводит эротические метафоры и подтексты.
Поскольку пьеса написана в стихах, ее часто называют эпической поэмой, наделенной витиеватым сюжетом. Так, жанровое своеобразие «Фауста» занимает ученых до сих пор.
Как уже было сказано Многомудрым Литреконом, «Фауст» впитал в себя веяния нескольких литературных направлений. Так, главный герой отчасти имеет романтические черты: он одинок, но гордится своим одиночеством, чуждается толпы, разочарован в жизни и верит в мистику. Он близок к природе, далек от цивилизации и бунтует против своей человеческой ограниченности. Из реализма можно отметить, что лексика Мефистофеля и обычных людей приближена к реальной разговорной речи, а описание быта и нравов людей взято из действительности, оно ничуть не приукрашено. В отличие от классицистов, Гете наблюдает за обычными горожанами, бедняками и пьяницами, а не только за дворянами и королями. Но от классицизма писатель заимствовал преклонение перед античностью, подробные описания древнегреческих легенд, исторические темы. Мораль «Фауста» взята из эпохи Просвещения: герой находит смысл жизни в служении обществу и стране.
Герой всех времен
Вечный образ Фауста стал прототипом для множества героев новой литературы. Тем не менее, он как будто бы завершает целую вереницу литературных «одиночек», привыкших сражаться с жизненными проблемами самостоятельно. Безусловно, образ Фауста имеет нотки печального мыслителя Гамлета или же экспрессивного защитника человечества, отчаявшегося Дон-Кихота, и даже Дон-Жуана. На ловеласа Фауст походит больше всего своим желанием прийти к истине в оккультных науках, тайнах Вселенной. Однако в то время, когда Фауст не знает границ в своих поисках, Дон-Жуан останавливается на потребностях плоти.
У каждого из перечисленных героев, есть свои антиподы, которые делают их образы более полными и частично раскрывают внутренний монолог каждого. У Дон-Кихота есть Санчо Панса, у Дон-Жуана — помощник Сганарель, а Фауст сражается в философских баталиях с Мефистофелем.
Влияние произведения
После выхода в свет трагедии об отчаянном любителе знаний многие философы, культурологи, исследователи нашли образ Фауста Гете настолько увлекательным, что даже выделили подобный тип человека, который Шпенглер назвал «фаустовским». Это люди, которые осознают бесконечность и свободу и стремятся к ней. Даже в школе детям задают писать сочинение, образ Фауста в котором должен быть полноценно раскрыт.
На литературу эта трагедия оказала существенное влияние. Вдохновленные романом поэты и прозаики принялись раскрывать образ Фауста в своих творениях. Намеки на него есть в произведениях Байрона, Граббе, Ленау, Пушкина, Гейне, Манна, Тургенева, Достоевского и Булгакова.