О произведении
Трагедия «Пир во время чумы» Пушкина была написана в 1830 году по мотивам отрывка поэмы Джона Вильсона «Город чумы», который как нельзя лучше соответствовал настроению писателя. Из-за разбушевавшейся эпидемии холеры Пушкин не мог покинуть Болдино и увидеться со своей невестой в Москве.
Для лучшей подготовки к уроку литературы, а также для читательского дневника рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Пира во время чумы».
Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Ильиной Галиной Сергеевной.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 36 лет.
Болдинской осенью
Перед женитьбой сына отец подарил ему деревню Кистеново, и поэт поехал вступать в наследство. Кистеново – это деревня близ Болдино. Он рассчитывал всего на месяц, а задержался на три из-за наступившей в Москве эпидемии холеры. Пушкин для себя ее называл чумой.
В Москву попасть нельзя – кругом карантины. Поэт плодотворно работает, но его снедает беспокойство за родных и близких, оставшихся в «зачумленной» Москве. При таких обстоятельствах поэт делает для себя подстрочник перевода с английского «Города чумы», посвященного свирепствовавшей в Лондоне в 1666-м чуме и, переосмысливая его содержание, пишет свое оригинальное сочинение «Пир во время чумы», краткое содержание которого сейчас будет изложено.
Краткое содержание
На улице стоит стол, уставленный богатыми яствами. За ним сидят несколько юношей и девушек. Один из присутствующих, молодой человек, обращается к компании и напоминает всем о беззаботном Джексоне, чьи шутки неизменно поднимали всем настроение. Однако теперь неунывающий Джексон, став жертвой свирепой чумы, лежит в холодном гробу. Молодой человек предлагает поднять бокалы вина в память о близком друге «с веселым звоном рюмок, с восклицаньем, как будто б был он жив».
Председатель соглашается с предложением почтить память Джексона, который первым выбыл из их дружеского круга. Но только хочет сделать это в тишине. Все соглашаются.
Председатель просит Мери, чей голос «выводит звуки родимых песен с диким совершенством», спеть честной компании грустную песню, чтобы затем вновь с удвоенной силой обратиться к веселью.
Девушка поет о своей родине, которая совсем недавно процветала, но теперь превратилась в пустошь: закрыты школы и церкви, некогда щедрые поля пришли в запустение, не слышны веселые голоса и смех местных жителей. И только на кладбище царит оживление – один за другим сюда приносят гробы с жертвами чумы, и «стенания живых боязливо бога просят упокоить души их».
Председатель благодарит Мери «за жалобную песню» и предполагает, что на родине девушки в свое время бушевала такая же страшная эпидемия чумы, как и та, что уносит сейчас жизни людей.
Внезапно в их разговор вмешивается решительная и дерзкая Луиза, утверждающая, что подобные заунывные песни уже давно не в моде и лишь наивные души «рады таять от женских слез».
Председатель просит тишины: он прислушивается к стуку колес телеги, нагруженной трупами. При виде этого страшного зрелища Луизе становится плохо. Своим обмороком девушка доказывает, что она жестока и бессердечна лишь на первый взгляд, на самом же деле в ней скрыта нежная, ранимая душа.
Придя в себя, Луиза делится странным сном, что привиделся ей во время обморока. Страшный демон – «весь черный, белоглазый» – звал ее в свою страшную телегу, наполненную мертвецами. Девушка не уверена, был то сон или явь, и задает этот вопрос своим друзьям.
Молодой человек отвечает, что хоть они и находятся в относительной безопасности, но «черная телега имеет право всюду разъезжать». Для поднятия настроения он просит Вальсингама спеть «вольную, живую песню». На что председатель отвечает, что споет не веселую песню, а гимн в честь чумы, который он сам написал в минуту вдохновения.
В мрачном гимне возносится хвала чуме, которая не только «льстится жатвою богатой», но и дарует небывалое упоение, которое может ощутить сильный духом человек перед смертью.
Тем временем к пирующим приходит священник, который упрекает их в неуместном, кощунственном веселье во время столь страшного горя, охватившего весь город. Старец искренне возмущен тем, что их «ненавистные восторги смущают тишину гробов», и призывает молодых людей опомниться.
Пирующие прогоняют священника, но тот умоляет их прервать чудовищный пир и разойтись по домам. В противном случае они никогда не смогут встретиться на небесах с душами своих родных и близких.
На что Вальсингам отвечает, что «юность любит радость», а дома царит мрачное настроение. Священник напоминает юноше, что тот сам три недели назад похоронил мать и «с воплем бился над ее могилой». Он уверен, что несчастная женщина со слезами на глазах наблюдает за своим пирующим сыном.
На приказ священника Вальсингам отвечает решительным отказом, поскольку на пиру он удерживается «отчаяньем, воспоминаньем страшным» и он попросту не вынесет ужас мертвой пустоты своего дома. Председатель просит священника идти с миром и не докучать им своими проповедями.
Удаляясь, священник в своем последнем слове упоминает чистый дух Матильды – умершей жены Вальсингама. Услышав имя горячо любимой супруги, председатель утрачивает душевное равновесие. Его печалит, что душа Матильды взирает на него с небес и видит его не таким «чистым, гордым, вольным», каким всегда считала его при жизни.
Священник в последний раз просит Вальсингама покинуть пиршество, но председатель остается. Но он уже не предается, как прежде, веселью – все его мысли витают где-то очень далеко…
Песнь Вальсингама
Председатель впервые в жизни обратился к стихам прошлой ночью и создал гимн Чуме. Охрипшим голосом он вдохновенно поет.
Строки этого гимна у нас в России расхватаны на цитаты. Многие даже не знают, откуда они берут эти высказывания. Пушкина мы знаем, не читая, а неплохо бы и почитать, и подумать. Но суть его такова. Когда приходит холодная Зима, то все прячутся в теплые дома к зажженным каминам и веселятся за жаркими пирами. А теперь во все окна стучится грозная Царица – Чума. Как от нее спастись? Да так же, как и от Зимы, — запереться, разжечь огни, налить бокалы и начать пировать, устраивая балы. В бою и на краю мрачной бездны есть необъяснимое упоение. Так и при встрече с Чумой, которая грозит смертью и погибелью, есть странное наслаждение — с замиранием сердца посмотреть, кто кого переборет. И потому восхвалим Чуму – мы не боимся тьмы могилы и дружно наполняем бокалы и пируем. Отвага, смешанная со страхом, который надо преодолеть, – смысл песни Вальсингама, ее краткое содержание. Пир во время чумы – это мужественное и отчаянное противостояние неотразимо бьющей все живое чуме.
Анализ произведения
В маленьких трагедиях «Пир во время чумы» — четвертое и заключительное произведение. Действующие лица:
- председатель Вальсингам,
- священник,
- Мэри,
- Луиза.
От остальных трагедий это произведение отличается тем, что все действие состоит из монологов героев, исполнения ими песен и речей, произносящихся пирующими. Поступков, которые могут поменять ситуацию, никто не совершает. Весь сюжет основан на том, какие мотивы привели их на пир. У каждого участника пиршества они свои: молодой человек приходит, чтобы забыться, Луиза избегает одиночества. Ей необходима поддержка людей, она боится смерти. Только у Мэри и Вальсингама хватает мужества, чтобы противостоять опасности.
В песне, исполненной Мэри, выражаются чувства людей к этой беде. В ней прославляется самопожертвование. Чтобы уберечь от опасности любимого человека, можно пожертвовать своей жизнью. Такая жертва является самым сильным доказательством любви. В песне Мэри звучит мысль, что любовь сильнее смерти и победит ее. Мэри, как кающаяся грешница, хочет познать чистоту и красоту самоотреченья.
Величие человеческого духа
Однако в песне Мери звучит только самоотречение, попытка загладить свои грехи. Лишь один Вальсингам бросает вызов самой смерти. В торжественном гимне председатель пира противопоставляет опасности свою несгибаемую волю. Чем более грозными оказываются удары катастрофы, тем сильнее человек ей сопротивляется. В обликах Чумы и Зимы великий поэт прославляет не смерть, а человека, который оказывается способен ей противостоять.
Это основная мысль, которую следует указать в анализе «Пира во время чумы» Пушкина. Ведь, по мнению великого поэта, «сердце смертное» в страшные минуты опасности обретает бессмертие. Если Мери поет песнь самоотречению в честь другого человека, то гимн Вальсингама посвящен борьбе одинокого человека против смерти.
Смысл произведения «Пир во время чумы»
Поводом для создания этой пьесы послужила эпидемия холеры в 1930 годах, отчего Пушкин оказался заперт в Болдино на три долгих месяца. Москва была в оцеплении, карантинные ограничения не позволяли свободно передвигаться. Для автора эпидемия была не просто болезнью, она стала для него непобедимой стихией, которая ломает привычные устои жизни, превращает некогда друзей в непримиримых врагов, предвещает угрозу мирному существованию и грозит увлечь в небытие. Основной ведущей мыслью в пьесе стало противоборство человека своему страху перед нависшей угрозой неминуемой смерти.
Пьеса «Пир во время чумы» — одна из четырех «маленьких трагедий» для театра. Если быть точными, то эта пьеса является переводом одной из сцен английской драматической поэмы Джона Вильсона — «Город чумы». В поэме Вильсона отображены события в Лондоне 1666 года, когда на улицах бесчинствовала чума. А.С. Пушкин при создании собственной пьесы избавился от некоторых действующих лиц и добавил несколько оригинальных фрагментов, где и нужно искать тайный смысл, чтобы понять Пушкина, как драматурга.
Хотя сюжет и был полностью заимствован, но лучшие части придуманы и добавлены Пушкиным. А именно это касается лирической песни Мери, где воспевается желание любить и жить, при условии, что смерти больше невозможно сопротивляться. Однако песня Мери, как и она сама, лишены безгрешности. По сути это песнь кающейся девицы и в ней лишь огромное вожделение к этой, недосягаемой для нее невинности. Торжественно-трагическая песня председателя пира — Вальсингама — раскрывает его несгибаемый мужественный характер. Только он понимает всю глубину и остроту событий. В этой песне выражено его непоколебимое жизненное кредо и способ противостояния страху перед лицом смерти. Гимн преисполнен непоколебимой верой в каждого человека и прославляет его умение быть выше и сильнее суровых обстоятельств. Вальсингам подразумевает, что человек мысленно покорившийся смерти, гибнет задолго до наступления его физической смерти.
Перед лицом опасности люди склонны вести себя по-разному, поскольку им нечего больше терять и они заранее себя считают мертвыми, поэтому не стесняются устраивать шумные застолья с неподобающим поведением, любить и наслаждаются жизнью так, как умеют. Смерть периодически напоминает о себе, когда мимо пиршества проезжает телега, нагруженная мертвыми телами.
Люди начинают искать защиту и утешение в Боге, к которому доныне и не обращались. Священник взывает ко всем, стараясь спасти их души для облегчения страданий на небесах. Другие, как Мэри, не хотят никаких утешений и отдаются творчеству, переживая именно так горечь предстоящей разлуки со всем, что дорого сердцу. Подобные главному герою — Вальсингаму находят удовольствие в борьбе своего духа со страхом смерти, считая, что поборов этот страх можно обрести бессмертие. И если священник заботился о духовном сосуде, то Вальсингам славил духовное мужество мирянина, который не желает принять смерть безропотно и не нуждается в наставлениях посторонних людей. Так проявляется извечный антагонизм, когда одни отстаивают внутренние способности человека, а другие ищут спасения в верности обычаям.
Конфликт в этой пьесе не приводит в противоборству. Каждый остается сугубо при своем мнении. Лишь председатель пира Вальсингам имел сиюминутную слабость и едва не последовал за благочестивым священником, но в итоге он остался при своем и лишь раздумывал о том, правильно ли он сделал, что не пошел, или нет.
Люди здесь живут, напевают песни, смеются, плачут, произносят пламенные речи и воодушевляющие монологи, но не совершают ровным счетом никаких поступков, которые могли бы предотвратить ожидаемый итог событий. В отличие от иных трагедий в этой пьесе драматическое действие более ослаблено. Трагедия в том, что героизм Председателя лишен жертвенности ради народа, а Священник не готов принять духовную отвагу личности простых смертных и заменяет авторитетом религии и проповедью о смирении раба Божия.
Пушкин поставил перед собой сверхзадачу — призвать людей к тому, чтобы они сделали правильный выбор в сложившейся ситуации, и сделали его в угоду своего нравственного образа. Человек должен оставаться человеком и не терять голову, особенно в непростые времена.