Краткое содержание «Борис Годунов» для читательского дневника
ФИО автора: Пушкин Александр Сергеевич
Название: Борис Годунов
Число страниц: 144. Пушкин А. С. Издательство «Игра слов». 2008 год
Жанр: Драма
Год написания: 1825 год
Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Кучминой Надеждой Владимировной.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.
Главные герои
Борис Годунов – русский царь, убивший ради восхождения на престол царевича Дмитрия, сына Ивана Грозного.
Григорий Отрепьев – самозванец, беглый монах, провозгласивший себя царевичем Дмитрием.
Шуйский – князь, опытный и хитрый царедворец.
Воротынский – князь из рода Рюриковичей.
Марина Мнишек – возлюбленная Отрепьева, знавшая о его обмане.
Обратите внимание, ещё у нас есть:
для самых рациональных —
Краткое содержание «Борис Годунов»
для самых нетерпеливых —
Очень краткое содержание «Борис Годунов»
для самых компанейских —
Главные герои «Борис Годунов»
для самых крутых —
Читать «Борис Годунов» полностью
Анализ драмы «Борис Годунов» Пушкина
п.1. Тематика и проблематика
1. Тема:
Нравы русских людей эпохи Средневековья.
Проблема:
Смутные времена в истории России – жестокий период.
Таковы Борис Годунов и самозванец Гришка Отрепьев. Годунов убивает ребенка, а Отрепьев присваивает себе царский титул обманом. Он собирает войска, сражается, как сущий головорез. Оклеветать чернеца, который только что поддерживал его, для Отрепьева не составляет труда. Мало кто из воинов верит Гришке, но главное для военачальников – свести личные счеты с Годуновым, ослабить Россию.
Князья и бояре, находящиеся на службе у Годунова, лживы, льстивы, двуличны. В любую минуту они могут отказаться от присяги и стать на сторону врага, убить детей своего государя. Складывается удручающая картина, но так будет не всегда. Выход есть, о чем говорит реакция народа. После убийства сына Ивана Грозного толпа не смогла принять Годунова. Когда новая власть убивает детей Бориса, народ безмолвствует. Люди молча протестуют. Люди не приемлет войн и убийств, а хотят жить честно, радостно, счастливо.
2. Тема:
Нравственный выбор двух ключевых фигур – Бориса Годунова и Лжедмитрия. Трагедия Годунова.
Проблема:
Нравственный выбор делается в пользу собственных амбиций, не в пользу духовных ценностей. Борьба за власть приносит много страданий самому зачинщику этой борьбы и его народу.
Если человек совершает ужасный поступок, то со временем его настигнет та же злая участь, которую он сотворил с другим. К Борису Годунову испытываешь противоречивые чувства. Он стремится многое сделать для страны, но считает, что для захвата власти подойдут любые средства. Борис терпит полное поражение. Отрепьев же втянет Россию в войну, в тяжелейший период, который поставит под вопрос независимость страны.
п.2. Идея и пафос (идейно-эмоциональная оценка)
Идейный пафос трагедии – раскрытие закона возмездия, говорящего о том, что человек отвечает за последствия своих злодеяний. Если человек убил ребенка, то через угрызения совести он уже не сможет быть счастливым. И учесть, аналогичная его проступку, может постигнуть собственную семью. Исходя из фразы юродивого, Пушкин сравнивает Годунова с царем Иродом – библейским персонажем.
Особенно ярко пафос проявляется в социальном контексте. Реакция народа выражает свое негодование царям-Иродам. И здесь речь идет не только о Борисе Годунове, но и о новой власти, чье царствование начинается с убийства детей. В ответ на это событие толпа безмолвствует, выражая свой явный протест случившемуся.
п.3. Основные герои (их место в образной системе)
Образ власти в лице Годунова и Лжедмитрия находится в противостоянии с образом народа, который хочет видеть правителя с чистыми руками.
Образы князей, бояр, Царской Думы – все они находятся в единении с образом царя и, одновременно, в конфронтации с ним. Я не видела никого из персонажей, кто сердцем был бы предан царю. Годунова и его ближайших слуг связывают лишь общие насущные вопросы. Только ветер начинает дуть в другую сторону, как это произошло с появлением Лжедмитрия, как подданные отрекаются от своих присяг, переходя на сторону большей силы.
п.4. Литературные приёмы
Большую роль в произведении играют персонажи-символы. Они помогают раскрыть основополагающие смыслы конкретной истории.
Для меня таким ключевым персонажем в «Борисе Годунове» стал юродивый. Он считается дурачком, безумцем, но ведет он себя в согласии с собой – говорит то, что думает.
Остальные персонажи стремится к власти любым путем – обманывает, предает, проливает кровь. Либо же они спасают свою жизнь, стремятся держать нос по ветру, подыгрывая новой власти, сильному лидеру. Их можно понять, не так уж просто выжить в авторитарном государстве с жесткими, безжалостными законами.
Именно этот юродивый, которого обижают мальчишки, показывает своим поступком ту ценность, к которой следует стремиться. К сожалению, при самодержавной власти слова, которые он говорит, могут простить только умалишенному.
п.5. Конфликт произведения
На мой взгляд, в произведении присутствует два ярко выраженных конфликта.
Остро воспринимается внутренний конфликт Бориса Годунова, убившего ребенка, его нечистая совесть, мальчики, стоящие в глазах. Он утратил возможность радоваться, чувствовать себя счастливым. Такая жизнь в скором времени приводит его к смерти. Он не видит смерть собственных детей, но, скорее всего, предполагает такой исход.
Другой конфликт произведения социальный — конфликт царской самодержавной власти и народа. Во многих главах показано отношение народа к происходящему.
Авторитарная власть, идя к своей цели, сметает все на своем пути, убивает даже детей. С их поступками не согласна подавляющая часть людей из толпы. Простой люд осуждает поведение властей. Он недолюбливает Годунова. При виде очередного убийства, связанного с установлением власти Лжедмитрия, толпа вновь протестует — она безмолвствует.
Князьям и боярам, находящимся на службе у самодержца, тоже несладко. Им приходится выкручиваться, предавать, проливать кровь, отказываться от своих обещаний и обязательств. Читая подобные истории, вспоминаешь вопрос: «Кому на Руси жить хорошо?»
Сюжет
Князья Шуйский и Воротынский обсуждают, что после смерти царя претендовать на престол может лишь брат царицы, Борис Годунов. Однако Борис, укрывшись в монастыре, уже месяц отказывается от царского трона. Шуйский не сомневается в том, что убийцей младенца царевича был Борис, но князь не смеет обличить его в страшном преступлении. Годунов соглашается принять царствование только после того, как на Красной площади собирается народ и упрашивает его стать правителем.
По прошествии шести лет царствования Борис Годунов разочарован – он многое делает для народа, но его лишь проклинают. Монарх считает, что причиной всех его неудач является совесть, запятнанная кровью невинного ребёнка.
Тем временем из монастыря сбежал молодой монах Гришка Отрепьев, который называет себя царевичем Дмитрием и хочет править в Москве. Он добирается до литовской границы, где оказывается разоблачён сторожевыми приставами, но ему удаётся сбежать от них.
Князь Пушкин сообщает Шуйскому о появлении Лжедмитрия. Оба всерьёз задумываются о перевороте. Узнав о самозванце, Борис Годунов не на шутку тревожится – он сомневается в смерти Дмитрия, но Шуйский заверяет его в том, что царевич мёртв.
Самозванец не теряет времени даром и при помощи обещаний и уговоров собирает единомышленников для похода на Москву и свержения Бориса Годунова. К нему присоединяются поляки, донские казаки. Потеряв голову от любви к дочери воеводы Мнишека, Марине, Отрепьев признаётся ей, кем он является на самом деле. Холодная и расчётливая девушка обещает стать его женой, как только он отвоюет царский престол.
Самозванец с войском пересекает границу, среди простого люда всё чаще возникают волнения и смута. Патриарх рассказывает, что возле могилы царевича Дмитрия происходят чудеса и исцеления. Чтобы разоблачить перед народом Лжедмитрия, достаточно будет привести его на это святое место. На площади перед собором в Москве юродивый Николка при всех обвиняет царя в убийстве царевича Дмитрия.
Решающая битва происходит неподалеку от Новгорода-Северского, и войско Бориса Годунова терпит поражение. Лжедмитрий продолжает наступление, но неожиданно Борис Годунов умирает в столице, успев благословить любимого сына Фёдора на царство.
Князь Пушкин подталкивает царских воевод к измене, провозглашает Лжедмитрия царём и организует бунт против наследников Бориса Годунова. Жена царя и его дети задушены, в то время как народу сообщили, будто они сами отравились. Бояре призывают народ чествовать нового царя, но простые люди выражают свой протест молчанием.
Сочинение на тему: Основная тема трагедии «Борис Годунов»
_________________________________________________________________________________________________ Сочинение. Основная тема трагедии «Борис Годунов»
Основная тема трагедии —царь и парод — определила то важное место, которое отвёл Пушкин в своей пьесе Борису Годунову. Образ Бориса Годунова раскрыт широко и разносторонне. Борис показан и как царь, и как семьянин; отмечаются его различные душевные качества. Борис наделён многими положительными чертами. Привлекательны его большой ум, могучая воля, отзывчивость, желание «свой народ в довольствии, во славе успокоить». Как нежный отец, он искренне скорбит о горе своей дочери, потрясённой неожиданной смертью своего жениха: Что, Ксения, что милая моя? В невестах уж печальная вдовица! Всё плачешь ты о мёртвом женихе… Безвинная, зачем же ты страдаешь? ‘ Как человек, глубоко понимающий пользу образования, он радуется успехам сына в науке: Учись, мой сын, наука сокращает Нам опыты быстротекущей жизни… Учись, мой сын, и легче и яснее- Державный труд ты будешь постигать. Борис — опытный политик, он трезво учитывает отношение к нему бояр, понимает всю сложную обстановку внутри страны пего время и даёт разумные советы своему сыну в предсмертном завещании. Просватав свою дочь за шведского королевича, он думает об укреплении связи Руси с западноевропейскими государствами. Несмотря на все эти качества, парод не любит царя. Борис Годунов — типичный представитель того самодержавия, которое начало складываться в Московской Руси со времени Ивана III и расцвета своего достигло при Иначе IV. Борис продолжим политику Ивана IV — сосредоточения всей государственной власти в руках царя. Он продолжает борьбу с родовитым боярством и. как Иван IV, опирается в этой борьбе па служилое дворянство. Назначая Басманова командующим войсками, Борис говорит ему: «Пошлю тебя начальствовать над ними: не род, а ум поставлю в воеводы». Борис продолжает политику московских царей и в отношении к народу: «Лишь строгостью мы можем неусыпной сдержать парод. Так думал Иоанн (III), смиритель бурь, разумный самодержец, так думал и сто свирепый внук (Иван IV)». Он продолжает политику закабаления крестьян, он «Юрьев лень задумал уничтожить», т. е. уничтожить право крестьян переходить от одного помещика к другому п тем самым окончательно закрепить крестьян за помещиками ‘. Такая крепостническая политика Бориса усиливает сначала недоверчивое, а потом враждебное отношение к нему народа. Но Борис отличается от своих предшественников тем, что он стал царём при помощи преступления, а не в порядке законного престолонаследия. В XVII веке, как об этом говорят некоторые писатели того времени, Бориса Годунова считали убийцей Димитрия-царевича, сына Ивана IV. Такого же мнения придерживался и Карамзин. Карамзин самую трагедию Бориса рассматривал как следствие его преступления: бог наказал Бориса за убийство царевича-младенца. Пушкин, «воскрешая век минувший во всей его истине», тоже рисует Бориса как убийцу Димитрия. Но, в противоположность писателям XVII века и Карамзину, он не этим преступлением объясняет несчастливое царствование Бориса и постигшую его неудачу основать царскую династию Годуновых. Убийство Димитрия причиняет Борису душевные мучения, усиливает неприязнь народа к нему, но не это главная причина его трагической судьбы. Гибель Бориса обусловлена социальными причинами, борьбой классовых сил. На борьбу с ним выступило боярство, донские казаки, польская шляхта, по главное — против него народ. Гаврила Пушкин говорит Басманову, что Самозванец силён не «польскою помогою» п не казаками, а «мнением народным». Народ восстал против Годунова, и в этом главная причина гибели Бориса, так как парод —- основная, решающая сила истории. Народ отвернулся от Бориса и потом восстал против него потому, что видел в нём деспота, который не только не заботится о благе народа, но, напротив, ухудшает его положение, закрепощая крестьянство; видел в нём убийцу царевича; рассматривал все его «благодеяния» и «щедроты» как «средство удержать смятенье п мятеж». Так Пушкин показывает, что основная причина трагедии Бориса в том, что он лишился уважения, любви и поддержки народа.