- Сочинения
- По литературе
- Островский
- Большов в пьесе Свои люди — сочтемся!
Герой пьесы Островского «Свои люди – сочтёмся!» Самсон Большов – типичный представитель русской буржуазии ХIX века. Он выбился из самых низов, торговал и обзавёлся достатком. Большов стал известен в определённых кругах, но, кроме богатства, герой не мог блеснуть ничем. Он не обладал какими-то способностями или талантом. Его дело стало успешным не потому, что он сумел его развить. Вся заслуга Большова была в том, что он просто оказался в нужное время и в нужном направлении.
Став богатым, Большов, к сожалению, не смог изменить свой внутренний мир. Финансовое благополучие не скрывало отсутствие ума и рассудительности. Состоятельный, амбициозный, но необразованный и невоспитанный герой выглядит смешно. По его мнению, деньги открывают пред хозяином любые двери и снимают все запреты. Он груб и жесток с окружающими, в том числе с членами своей семьи, унижает и оскорбляет близких людей. Купец не слушает возражений дочери, возомнив себя хозяином её судьбы. Он хочет устроить её брак с приказчиком, потому что это часть его плана. Счастье дочери его не волнует. Главное для него – собственное благополучие. Родную дочь герой использует в качестве инструмента для придуманной им финансовой аферы. В эти моменты Большов предстаёт перед зрителем деспотом, самодуром. Его корысть и невежество затмевают разум.
Чтобы не платить долг, Большов решил прикинуться банкротом и переписал имущество на приказчика. Он думал, что перехитрит всех, сделав Лазаря своим зятем и сохранив таким образом деньги в семье. Но Большов забыл, что семьи у него давно уже не было, потому что он сам её разрушил.
Брак с приказчиком Подхалюзиным стал для дочери Самсона избавлением от самодурства отца. Она проявила по отношению к родителю такое же безразличие, какое видела от него. Семейные узы между ними окончательно прервались. Большов стал жертвой своих собственных козней и ошибок. Он не заботился о счастье своей родной дочери, и она отплатила ему тем же. Напрасно он ожидал от неё спасения.
В конце пьесы герой осознал свои ошибки. Он вызывает сострадание и жалость у зрителей, но не у близких людей. Большов понимает, что заслужил свою участь. Но прошлого не вернуть, а за содеянное придётся платить. Автор показывает, что дети – отражение родителей. От них бесполезно требовать поддержки, любви, благородства, если сам не показывал им эти качества.
Характеристика 2
Большов является человеком, который полностью отражает буржуазию Руси в 19 веке. Персонаж этот был изначально беден, находился в низших слоях общества, зарабатывал тем, что торговал. Но, позднее у него вышло выбиться в люди в определенной среде, причем его начали уважать.
Пришел он к этому не с помощью саморазвития, развития своего дела или каких-то умственных способностей. Как и многие другие, Большов просто попал в нужное время и понял главное, что нужно делать деньги, пока это можно. Большов стал богат, но его внутренний мир и умственные способности значительно отстают от финансового благополучия. Он словно не образованный дикарь, который имеет какие-то амбиции и стремления в жизни. Но, от этого только смешно, ведь многие его поступки и речи вызывают смех.
Все свои победы и богатство, Большов приписывает как лично свои заслуги. Если человек от него в чем-то зависит, в данном случае это его семья, то эти люди не имеют своего слова. Большов считает, что нужно сделать так, значит это, касается всех. Б. вырос в окружении людей, которые могли его попрекнуть в чем-то или унизить, но теперь он богат и по своему мнению у него есть власть, поэтому упрекать или унижать теперь может он. Б. делает это с огромным удовольствием.
Большов считает, что находится на пике и поэтому все дела передал своему главному приказчику, а сам только считает денежки. Но, Б. теряет в себе уверенность, он хочет всех обмануть и объявить ложное банкротство. На такой шаг Большов идет из-за того, что очень боится. Он думает, что сами же должники его обманут. По плану Б. у него есть шанс сразу заработать очень много и уже не заниматься торговлей, вообще ничем не заниматься, денег хватит. Даже своему приказчику он говорит, что настало время отдыха.
Большой владеет очень скромным складом ума, в чем-то он даже безумен, если считает, что данная афера это словно рок, конец и даже воля бога. В этой ситуации Б. ищет возможность опоры близкого человека. Он и его приказчик ведут подготовку очень грубой аферы при этом, оправдывая в чем-то себя, пытаются скрыть этот обман за словами любви. Данная афера для Большова обозначает только одно – банкротство.
Характеристика образа Большова в пьесе «Свои люди сочтемся»
В лице Большова драматург создал тип, очень характерный для истории русской буржуазии XIX в. «Большое вышел из низов — в молодости он «голицами торговал на Балчуге; добрые люди подзатыльниками кормили». Но он выбился в люди — к богатству и почету в своей среде. Однако выбился не в процессе постепенного, органического развития своего торгового «дела», определяющего его собственный деятельный внутренний рост, формирование его характера и умственное развитие. Большов- один из тех, кто был вынесен из низов стихийной силой денежных торговых оборотов, основанных на рвачестве и плутовстве, кто сумел хорошо усвоить только одно правило жизни: «вышла линия, ну и не плошай…». Поэтому его духовное развитие однобоко и уродливо. В нем он намного отстал от уровня своего материального преуспевания, определяющего как отношение к нему со стороны всех окружающих, так и его самооценку. Внешне он давно стал одним из «столпов» в местной торговой среде и соответственно себя ведет, не отставая от других. Внутренне — это дикарь, имеющий самые извращенные понятия, чувства и стремления. Это и создает комизм его поступков, его речи, всей его фигуры.
Вынесенный из низов силой чистогана, всю власть своего богатства приписывает лично себе и поэтому любое свое желание считает законом для всех зависимых от него людей, прежде всего для членов своей семьи. «Захотел выдать дочь за приказчика, и поставлю на своем, и разговаривать не смей, я и знать никого не хочу», — кричит он жене. У него пет любви к родной дочери, и он с легкостью готов принести ее судьбу в жертву корыстным расчетам. Выросший среди унижений и попреков, он искренне наслаждается тем, что может безнаказанно унижать и попрекать других, и делает это со всей грубостью выскочки. «А тебе больно знать нужно! — ворчит он на своего стряпчего, от которого, по своей неграмотности, всецело зависит. — То-то вот вы подлый народ такой, кровопийцы какие-то…». Достигнув богатства с помощью обмана и затевая еще больший обман, он глубоко негодует, если еще кто-то обманывает других. Бессовестный, он ждет от людей «стыда» и «совести».
Отсутствие в деятельности Большова какой-либо творческой жилки сказывается в том, что, достигнув богатства, он потерял всякий интерес к своему растущему «делу», давно свалил все заботы на главного приказчика, а сам думает только о накоплении. И решение пойти на ложное банкротство порождено в нем не задорной предприимчивостью, но его неуверенностью в себе. Он идет на это потому, что «времена подошли тесные», нет прежних рваческих прибылей, и прежде всего из страха, что в надвигающейся волне ложных банкротств должники обманут его, «обанкротившись».раньше, а главное — из желания урвать сразу крупный куш и совсем отойти от дела. «На кого бы только эту обузу свалить?»- говорит он стряпчему. «Да и самому-то, братец ты мой, отдохнуть пора: прохлаждались бы мы, лежа на боку, и торговлю всю эту к черту». Паразитическая подоплека буржуазного хищничества проявляется здесь очень ясно.
По умственному убожеству Большов считает это решающее мошенничество чем-то роковым, видит в нем «один конец» и даже «волю божью». Желая опереться при этом на близкого человека, он требует от него любви и сам уверяет, что любит его. «Скажи, Лазарь, по совести, любишь ты меня?» — спрашивает он. «Кабы я тебя не любил, нетто бы я так с тобой разговаривал?». И Лазарь, конечно, оказывается на высоте положения: «Я теперича готов всю душу отдать за вас…» — говорит он хозяину. Оба готовят грубое надувательство и оба прикрывают его словами о любви. В этом много лицемерия и еще больше наивности. Для Большова злостное банкротство — завершение его купеческой карьеры, для Подхалюзина и Липочки — только начало.
Поделиться
Похожие материалы:
- Женские образы (по пьесам «Свои, люди — сочтемся!», «Гроза», «Бесприданница») Александр Николаевич Островский — драматург, создавший не просто цикл замечательных пьес, а репертуар русского театра на многие годы. Островский открыл неизвестный мир купцов и приказчиков,…
- Женские образы (по пьесам «Свои, люди — сочтемся!», «Гроза», «Бесприданница») Александр Николаевич Островский — драматург, создавший не просто цикл замечательных пьес, а репертуар русского театра на многие годы. Островский открыл неизвестный мир купцов и приказчиков,…
- Женские образы (по пьесам «Свои, люди — сочтемся!», «Гроза», «Бесприданница») Александр Николаевич Островский — драматург, создавший не просто цикл замечательных пьес, а репертуар русского театра на многие годы. Островский открыл неизвестный мир купцов и приказчиков,…
- Александр Островский «Свои люди — сочтемся» Купеческая дочь на выданье, Олимпиада Самсоновна (Липочка) Большова, сидит одна у окна с книжкой и, рассуждая, «какое приятное занятие эти танцы», начинает вальсировать: она уже…
- Изображение мира московского купечества в комедии «Свои люди — сочтемся!» Пьесы Александра Николаевича Островского нередко называют «окном» в купеческий мир творений были купцы всех гильдий, лавочники, приказчики, мелкие чиновники… Островского даже называли «Колумбом Замоскворечья», ведь…
- Краткое содержание пьесы «Свои люди — сочтемся» по действиям (А.Н. Островский) Содержание Действие первоеДействие второеДействие третьеДействие четвертое Многомудрый Литрекон представляет краткий пересказ пьесы «Свои люди — сочтемся» по действиям. Здесь Вы найдете основные события из книги,…
- Тест с ответами: “Свои люди – сочтемся” А.Н.Островский 1. В каком году Островский написал пьесу «Свои люди – сочтемся»:а) 1849 +б) 1829в) 1839 2. В рамках какого литературного направления написана пьеса «Свои люди…
- Самсон Силыч Большов в пьесе А. Н. Островского «Свои люди – сочтемся» Пьеса Островского «Свои люди — сочтемся» очень интересна современному читателю. В пьесе автор с присущим ему юмором описывает купеческую среду со своими привычками и стремлениями….
- «Отцы» и «дети» в пьесе А. Н. Островского «Свои люди — сочтемся» Пьеса Островского “Свои люди — сочтемся” очень интересна современному читателю. В пьесе автор с присущим ему юмором описывает купеческую среду со своими привычками и стремлениями….
- Портретная характеристика Липочки и Подхалюзина в пьесе «Свои люди сочтемся» В характере Липочки также комически соединяются самодовольство и духовная отсталость. Она считает себя барышней, получившей «воспитание», но с холодным, грубым пренебрежением относится к прислуге, приказчикам…
Самсон Силыч Большов в пьесе А. Н. Островского «Свои люди — сочтемся»
Пьеса Островского «Свои люди — сочтемся» очень интересна современному читателю. В пьесе автор с присущим ему юмором описывает купеческую среду со своими привычками и стремлениями. Главные герои произведения одновременно недалеки и самонадеянны, упрямы и недальновидны. Каждый из персонажей пьесы заслуживает пристального внимания.
Самсон Силыч Большов, купец, глава семьи, превыше всего озабочен своими денежными делами. Он невежествен и корыстен, именно эти его качества и сыграли с ним злую шутку. Его жена, Аграфена Кондратьевна, представляет собой типичную купеческую жену. Не получившая никакого образования, она, тем не менее, весьма высокого мнения о себе. Аграфена Кондратьевна ведет на удивление примитивную жизнь. Она ни о чем не заботится, не стремится хоть как-то разнообразить повседневную действительность. Она живет только насущными, бытовыми проблемами.
Дочь Олимпиада Самсоновна, или Липочка, на редкость забавна. Она дурно воспитана, необразованна, даже не умеет как следует танцевать. Но вместе с тем она твердо уверена, что заслуживает самого выгодного жениха. Особенно смешны и нелепы рассуждения Липочки о желании выйти замуж за благородного. Приказчик Лазарь Елизарыч Подхалюзин, за которого в результате и выходит замуж Липочка, корыстен, эгоистичен, у него нет ни малейшей благодарности к купцу Вольтову, которому Подхалюзин, можно сказать, обязан всем. Подхалюзин превыше всего ценит свою собственную персону. И в результате добивается того, что для него так важно.
Остальные персонажи дополняют нарисованную автором картину купеческого быта. Среди персонажей есть и бойкая сваха устинья Наумовна, и стряпчий Сысой Псоич Рисположенский, и ключница Фоминишна, и мальчик Тишка, который служил в доме Большовых. Все герои пьесы одинаково примитивны, в них нет ни малейшего намека на благородство, стремление к прекрасному и возвышенному. Пределом мечтаний для них является обеспечение будничных, повседневных нужд.
Интересны отношения «отцов» и «детей» в данной пьесе. В самом начале произведения читатель получает возможность понаблюдать за ссорой между Липочкой и ее матерью. В дочери не заметно ни •малейшего почтения. Липочка просто и откровенно заявляет: «Вас на то и бог создал, чтобы жаловаться. Сами-то вы не очень для меня значительны!»
Липочка твердо уверена, что она намного воспитаннее и образованнее, чем мать. Конечно, такие заявления со стороны кажутся особенно смешными. Липочка высокомерно говорит: «…вы и сами-то, признаться сказать, ничему не воспитаны». И тут же она с гордостью хвастается: «А выросла да посмотрела на светский тон, так и вижу, что я гораздо других образованнее. Что ж мне, потакать вашим глупостям!»
Во время ссоры Липочки с матерью они обмениваются нелестными друг для друга характеристиками. Потом, правда, мирятся. В результате Аг-рафена Кондратьевна обещает купить браслеты с изумрудами. И на этом между ними воцаряется полное согласие. О чем может свидетельствовать такая сцена? Липочка совершенно лишена такого качества, как уважение к старшим. Она равнодушна к своим матери и отцу. Липочка думает только о себе. Она мелочна и глупа Липочка полностью соответствует семейной атмосфере, которая изображена в данной пьесе.
«Отцы» относятся к своим «детям» также с полнейшим равнодушием. Для купца Большова дочь — только средство для увеличения капитала. Первоначально он намеревается выдать дочь замуж за богатого человека. А потом, когда на ум купцу приходит денежная авантюра, которая позволит ему выглядеть в глазах всех вокруг банкротом, оставаясь при этом на самом деле состоятельным человеком, женихом Липочки становится Подхалюзин.
По отношению к дочери купец большое кажется настоящим самодуром. Он держит Липочку взаперти, затем выдает ее замуж исключительно по своему усмотрению. большое уверенно заявляет относительно своей дочери: «За кого велю, за того и пойдет, мое детище: хочу с кашей ем, хочу масло пахтаю». Такое отношение к дочери впоследствии дает свои результаты. Липочка становится женой Подха-люзина, благодаря этому вырывается из-под власти своего отца. И уже не желает проявлять к пожилому отцу ни жалости, ни сострадания. большое обращается к Подхалюзину и к Липочке: «Выручайте, детушки, выручайте!». И в ответ слышит уверения: «Что ж, тятенька, нельзя же нам самим ни при чем остаться. Ведь мы не мещане какие-нибудь». При этом Липочка упрекает отца: «Я у вас, тятенька, до двадцати лет жила — света не видала. Что ж, мне прикажете отдать вам деньги, да самой опять в ситцевых платьях ходить?»
Такие высказывания «детей» говорят сами за себя. Подхалюзин и его жена не желают выручить своего отца из долговой ямы, они совершенно равнодушны к тому факту, что пожилой человек находится в столь плачевном положении.
В пьесе «Свои люди — сочтемся» показан мир бездуховных людей, в котором каждый живет по собственным законам. И «дети», взрослея, перенимают отношение «отцов» к жизни, поэтому у них не возникает ни малейшего сомнения в том, как поступить в дальнейшем.
Многие сюжеты для своих комедий драматург не придумывал, а брал прямо из жизни. Ему пригодился опыт службы в московских судах, где рассматривалась имущественные споры, дела о ложных банкротствах, конфликты из-за наследства. Островский, кажется, просто перенес все это на страницы своих пьес. Одной из таких комедий, взятых из самой гущи купеческой жизни, стала комедия «Банкрот», которую драматург написал в самом конце 40-х годов 19 века. Она была напечатана в журнале «Москвитянин» в 1850 года названием «Свои люди – сочтемся!» и принесла молодому автору заслуженную славу.
В основе сюжета комедии лежит весьма распространенный в прошлом веке в купеческой среде случай мошенничества: богатый купец, Самсон Силыч Большов, занял у других купцов довольно крупную сумму денег, не желая возвращать ее, объявил о своем банкротстве. А все свое имущество он перевел на имя «верного человека» — приказчика Лазаря Подхалюзина, за которого, для большей своей уверенности и спокойствия, отдает замуж дочь Липочку – Олимпиаду Самсоновну.
Несостоятельного должника Большова сажают в тюрьму (долговую «яму»), но Самсон Силыч уверен, что дочь и зять внесут за него небольшую сумму денег из полученного имущества и его освободят. Однако, события развиваются совсем не так, как хотелось бы Большову: Липочка и Подхалюзин не заплатили ни копейки, и бедный Большов вынужден отправиться в тюрьму.
Казалось бы, в этом сюжете нет ничего интересного и занимательного: один мошенник обманул другого мошенника. Но комедия интересна не сложным сюжетом, а той правдой жизни, которая составляет, как мне кажется, основу всех произведений Островского. С какой точностью и реалистичностью нарисованы все персонажи комедии! Возьмем, например, Большова. Это грубый, невежественный человек, настоящий самодур. Он привык всеми командовать и всем распоряжаться. Самсон Силыч приказывает дочери выйти замуж за Подхалюзина, совершенно не считаясь с ее желаниями: «Важное дело! Не плясать же мне по ее дудочке на старости лет. За кого велю, за того и пойдет. Мое детище: хочу с кашей ем, хочу масло пахтаю…» Большов сам начинал с низов, «голицами торговал»; его в детстве щедро награждали «тычками» и «подзатыльниками», но вот накопил денег, стал купцом и уже всех ругает и подгоняет. Конечно, суровая «школа жизни» по-своему воспитала его: он стал грубым, изворотливым, даже сделался мошенником. На в конце пьесы он же вызывает и некоторое сочувствие, ведь его жестоко предала собственная дочь и обманул «свой» человек – Подхалюзин, которому он так доверял!
Подхалюзин является еще большим мошенником, чем Большов. Он сумел не только провести хозяина, но и завоевать расположение Липочки, которая вначале не хотела выходить за него замуж. Это как бы «новый» Большов, еще более циничный и наглый, более соответствует нравам нового времени – времени наживы. Но есть в пьесе еще один персонаж, который неразрывно связан с предыдущими. Это мальчик Тишка. Он пока что еще служит «на побегушках», но уже понемногу, по копеечке, начинает собирать свой капитал, и со временем, очевидно, он станет «новым» Подхалюзиным.
Особенно интересен в комедии, как мне кажется, образ Липочки. Она мечтает о женихе «из благородных» и не хочет выходить замуж за какого-нибудь «купчишку»; ей подавай жениха «не курносого, беспременно чтобы был бы брюнет; ну, понятное дело, чтоб и одет был по-журнальному…» Она не похожа на купчих прежнего времени; ей хочется к деньгам отца добавить дворянство. Как это напоминает комедию Мольера «Мещанин во дворянстве»! однако хитрый Подхалюзин безособого труда убедил ее, что с деньгами ее отца и с его изворотливостью они смогут зажить даже лучше «благородных». Липочка, как и Подхалюзин, не вызывает у нас ни малейшей симпатии.
Все персонажи пьесы, как главные, так и второстепенные (сваха Устинья Наумовна, ключница Фоминична и другие) изображены сатирически. Островский в начале своего творчества сразу же заявил о себе как писатель-сатирик, продолжатель традиции Д. И. Фонвизина, А. С. Грибоедова, Н. В. Гоголя. И последующие творения драматурга лишь укрепили и расширили его славу.
Нужно скачать сочиненение? Жми и сохраняй — » Самсон Силыч Большов в пьесе А. Н. Островского «Свои люди — сочтемся». И в закладках появилось готовое сочинение.