Вакула
Кузнец Вакула — главный герой произведения. Он сильный, храбрый и трудолюбивый патрубок (парень). Кроме кузнечного дела у него есть хобби — рисование. Его считают лучшим живописцем в округе и приглашают работать даже в другие города, например в Полтаву. Однажды, он нарисовал картину, где Святой Пётр, в день Страшного суда, изгоняет из ада злого духа, и повесил её в церкви. За это на него обиделся чёрт и поклялся ему мстить. В ту ночь, чёрт решает украсть месяц, чтобы Чуб, отец возлюбленной кузнеца Оксаны, побоялся выйти из дома, и Вакула не смог бы с ней встретиться наедине. Но план не удаётся, и Чуб, несмотря на темноту, всё же уходит в гости.
Вакула приходит к Оксане, которую очень любит, правда она не отвечает взаимностью, хотя кое-какие чувства к нему всё же питает. Она, смеясь, ставит условие для женитьбы — достать ей черевики (башмачки), которые носит сама императрица Российская.
Сначала кузнец хочет утопиться, но потом решает спросить совета у Пацюка, который всё знает. Тот ему предлагает обратиться к самому чёрту, тем более, что он его в мешке носит. Оказалось, что Вакула, взяв из дома мешок, как ему казалось, с мусором, носил чёрта, который заходил к его матери ведьме Солохе, да в нём и спрятался. Кузнец быстро осёдлывает чёрта, который отвозит его в Петербург, где он выпрашивает у императрицы черевики.
Тем временем, Оксана понимает, что вела с Вакулой себя плохо, что он может её бросить или даже наложить на себя руки. Всю ночь она мучается, а к утру понимает, что безумно влюбилась в него. На следующий день, по возвращению того из Петербурга, они встречаются, и он дарит ей черевики, но она уже готова выйти за него замуж без всяких условий. Её отец Чуб также даёт согласие на брак.
Через несколько лет Вакула строит новый красивый дом, а Оксана уже нянчит их ребёнка.
Отношение Вакулы из «Ночь перед Рождеством» к окружающим
Тут решительным шагом пошел он вперед, догнал толпу, поравнялся с Оксаною и сказал твердым голосом: — Прощай, Оксана! Ищи себе какого хочешь жениха, дурачь кого хочешь; а меня не увидишь уже больше на этом свете. — Прощайте, братцы! — кричал в ответ кузнец. — Даст бог, увидимся на том свете; а на этом уже не гулять нам вместе. Прощайте, не поминайте лихом! Скажите отцу Кондрату, чтобы сотворил панихиду по моей грешной душе. Свечей к иконам Чудотворца и Божией Матери, грешен, не обмалевал за мирскими делами. Все добро, какое найдется в моей скрыне, на церковь! Прощайте! Вакула – волевой и решительный человек, в глазах окружающих людей он тверд. Однако, душа у него очень чувствительная. Именно моменты такой чувствительности трогают окружающих, включая Оксану.
Оксана
Прочитав повесть «Ночь перед рождеством» со многими сказочными событиями и смешными приключениями, хотелось бы выделить из главных героев произведения красивую девушку по имени Оксана. Эта капризная, ветреная и беззаботная девушка была дочерью знатного казака Чуба. Ей 16. Она очень нарядно одевалась в дорогие одежды, знала, что о ней говорят молодые парни и подружки из ее села и была очень важной зазнайкой. Больше всего она любила любоваться собой в зеркале, меняя свои наряды. К ней сватались, но никто не мог добиться её любви. Один кузнец Вакула, над которым она постоянно смеялась, ждал, что она все же обратит на него внимание и полюбит. Девушка очень часто смотрелась в отражение зеркала с большим чувством самодовольствия. Однажды эта девушка перед самым рождеством отправляет кузнеца Вакулу к самой царице, чтобы тот исполнил ее очередной каприз и привез ей черевички, которые носит сама императрица.
Чуть позже в повествовании мы видим, что Оксана может испытывать искреннее чувство любви и сострадания. Девушка с большой радостью встречает кузнеца, когда он вернулся с черевичками, и дает согласие выйти за него замуж. В ней уживаются такие разные чувства и качества характера, как самолюбование, печаль, заносчивость и смущение. Можно сделать вывод, что Оксана может быть не только избалованной красавицей, у которой одни наряды на уме, но и человеком, способным на самые искренние человеческие чувства.
Характер Вакулы из «Ночь перед Рождеством»
«Кузнец был богобоязливый человек и писал часто образа святых» «Чего мне больше ждать? — говорил сам с собою кузнец. — Она издевается надо мною. Ей я столько же дорог, как перержавевшая подкова. Но если ж так, не достанется, по крайней мере, другому посмеяться надо мною. Пусть только я наверное замечу, кто ей нравится более моего; я отучу…» «Нет, не могу; нет сил больше… — произнес он наконец. — Но Боже Ты мой, отчего она так чертовски хороша? Ее взгляд, и речи, и все, ну вот так и жжет, так и жжет… Нет, невмочь уже пересилить себя! Пора положить конец всему: пропадай душа, пойду утоплюсь в пролубе, и поминай как звали!» Честный, смелый, находчивый, благочестивый, искренний, трудолюбивый.
Солоха
Описывая образ Солохи — матери кузнеца Вакулы, Николай Васильевич Гоголь стремился высмеять в своем произведении «Ночь перед рождеством» таких людей, которые отличаются своей хитростью, лицемерных, стремящихся делать подлые поступки и действия в отношении других людей только ради того, чтобы удовлетворить свои интересы. Героиня кланялась только богатым, особенно зажиточному казаку Чубу, ведь у него было очень большое хозяйство, а ей очень хотелось прибрать его к своим рукам. Она в своих мечтах уже размышляла, как все там будет, когда она будет полноправной хозяйкой. Писатель изобразил Солоху в тесном переплетении с реальностью и фантастикой: она в произведении может быть и бойкой, ловкой деревенской бабой и разъезжать на помеле, как ведьма, которая заигрывает и с дьяком, и с чертом. Ей завидуют сельские женщины.
Солоха очень лицемерная, но в то же время она красивая и обаятельная. Даже вера ее в Бога и та, понарошку, это видно из устроенных ею посиделок во время самого строго поста в Рождественский сочельник, а это считалось большим грехом. Показана героиня в двух мирах (и ведьма, и мать Вакулы). Она не создает страшного впечатления о себе, так как в обычной жизни это очень добрая, умеющая причаровать самых степенных и богатых казаков села и даже самого черта, женщина. Эта любвеобильная и дородная, совсем не молодая героин повести показана писателем, как отрицательный персонаж. Она, как и черт превращается в кого захочет и делает разные вещи, которые человек не может. Лукавая насмешка видится в образе Солохи, созданном великим писателем. В ней он хотел показать разные людские пороки, такие, как: измена, жадность, корысть и обман. Читатель видит, что все, что есть плохого в человеке, как правило, обнаружится в конце концов, и он в результате становится смешным для всех и выглядит очень глупо.
Черт
Черт показан писателем в образе очень хитрого и умного проказника. По сюжету произведения «Ночь перед рождеством», ему осталась всего одна ночь, когда он мог «шататься» по белому свету и учить добрых людей своим грешным делам. Этот герой наделен чертами, свойственными человеку: он очень хитрый, изобретательный, коварный, умный и… трусливый. Слыша выражение «Чертовски красив», «Умен, как черт», сразу же вспоминается эта повесть. Яркий пример выражении человеческих чувств чертом — это его общение с ведьмой, которой он нашептывал ласковые слова на ушко, а после ухаживал за Солохой, целуя её руку. Мы его воспринимаем не как выдуманного и сказочного героя, а как настоящего.
Черт очень мстительный, и как только появляется такая возможность это сделать, он сразу же радуется и начинает действовать. Он очень хочет отомстить кузнецу Вакуле, который нарисовал картину, не понравившуюся черту. В этом произведении чёрт является ярким представителем нечистой силы, то есть злым духом. Писатель пользуется в описании народными легендами, в которых бесы могут перевоплощаться (имеют рога, хвост, покрыты шерстью, с копытами и т.д.), насылать ураганы и метель. Это мы и видим и на страницах повести, где повествуется о черте. Автором объясняются все поступки черта, он наделил его каким то особым обаянием, так что читая произведение, он уже не вызывает ни у кого ни страха, ни чувства отвращения. Ну, и как любой трус, негодяй, враг рода человеческого, он, естественно, в итоге все же будет побежден добрым и положительным героем кузнецом Вакулой.
Речь Вакулы из «Ночь перед Рождеством»
— Убирайся к черту с своими колядками! — сердито закричал Вакула. — Что ж ты стоишь? Слышишь, убирайся сей же час вон! «Смейся, смейся! — говорил кузнец, выходя вслед за ними. — Я сам смеюсь над собою! Думаю, и не могу вздумать, куда девался ум мой. Она меня не любит, — ну, Бог с ней! будто только на всем свете одна Оксана. Слава Богу, дивчат много хороших и без нее на селе. Да что Оксана? с нее никогда не будет доброй хозяйки; она только мастерица рядиться. Нет, полно, пора перестать дурачиться.» Кузнец и себе не хотел осрамиться и показаться новичком, притом же, как имели случай видеть выше сего, он знал и сам грамотный язык. — Губерния знатная! — отвечал он равнодушно. — Нечего сказать: домы балшущие, картины висят скрозь важные. Многие домы исписаны буквами из сусального золота до чрезвычайности. Нечего сказать, чудная пропорция. Речь Вакулы твердая решительная, простая и емкая. Вакула не пускает слов на ветер. Он может говорить с позиции силы. При этом, оставаясь в душе искренним и чувственным человеком, своими словами он может завоевывать расположение окружающих. Наряду с простым разговорным языком, в его речи используются и малоупотребительные в этой среде слова. Их, однако, он может использовать, чтобы придать большую вескость его словам и делам перед незнакомыми людьми.
Чуб
О бессмертном произведении писателя Н. В. Гоголя « Ночь перед Рождеством», которое вот уже многие десятки лет с неиссякаемым интересом изучается и читается, написано очень много отзывов. Среди них был и от Пушкина А.С., в котором великий русский поэт сказал, что давно так радостно и искренне не смеялся.
Это великое произведение, как и многие другие рассказы и повести Гоголя, было наполнено разными событиями, связанными с мистикой, происходивших в жизни украинских деревень в 18 веке.
Автор не задается целью разоблачить своих героев, он очень точно замечает и подсмеивается над всеми недостатками и порками, которые у них есть. Если рассматривать богатого казака Чуба, у которого есть очень красивая дочь Оксана то мы может увидеть юмористическое противоречие, лежащее в основе этого образа. Этот довольно зажиточный и уважаемый (так он считает) казак претендует на свою солидность. Он не хочет, чтобы его дочь встречалась с кузнецом, который, по его мнению, недостаточно богат для его дочери. Он глубоко уверен, что для его единственного чада можно найти лучшую партию, поэтому препятствует их общению. Чуб не хочет видеть, что эти два человека любят друг друга, для него самое важное — не чувства, а деньги и богатство. Сам же вдовец не отказывает себе в удовольствии посещать Дьяка на устроенной вечеринке для таких же «уважаемых» гостей. Он часто захаживает к обаятельной ведьме-Солохе (не ведая, что таких ухажеров у нее в избытке).
Читая главу за главой, мы видим, что казак Чуб на самом деле трусливый и ничтожный человек. Такие как он, ненавистны всем жителям деревни, так как они их притесняют во всем. Их моральные качества совсем не такие хорошие, какими должны быть у действительно уважаемых казаков села.
Для меня эта повесть — настоящая сказка, где происходит много чудесных вещей и событий. Это возможно только в ночь перед рождеством. Здесь, как и в сказках, добро обязательно побеждает зло и несправедливость, а правда всегда торжествует свою победу.
Дьяк
Юмор в произведении Гоголя «Ночь перед рождеством» занимает значительную часть, он строится на замеченном автором несоответствии внутреннего и внешнего мира, в котором живут люди. Это мы можем видеть на примере интересного образа — дьяка Осипа Никифоровича. Он хочет выглядеть важной особой, но попадает в абсолютно комическое для него положение. Читая эту повесть, все от души смеются не только над Дьяком, но и над всеми остальными «важными» в селе особами, оказавшимися в мешках из-под угля в хате любвеобильной ведьмы-Солохи.
Автор рисует многочисленные образы из народа, это и привлекательные и добрые люди. Но есть и такие, в том числе Дьяк, которые живут мелочными интересами, богаты но глупы. В произведении просматривается манера, которая присуща только этому писателю — замечать грустное за смешным. Рассказывая о Дьяке, который любил принимать гостей, собирая «приятное общество», захаживал к ведьме-Солохе за мирскими утехами (только когда дьячихи не было в селе в это время), автор объясняет читателю, что не все священнослужители были богобоязненными и безгрешными людьми. Следует вывод — они были в большинстве своем лицемерами и лгунами. Жизнь, изображенная писателем — это постоянная борьба его героев с разными человеческими пороками. В этом большом списке есть такие, как: зависть, злоба, невежество, хитрость и жадность. Эти отрицательные черты характера воплощены не только в образах черта и ведьмы (как представителей нечистой силы), но и в образе Дьяка, Чуба и Пацюка. В отрицательных героях нет мистики, они вызывают лишь добродушный и веселый смех у читателя.
Пацюк
Во время изучения школе повести Николая Васильевича Гоголя «Ночь перед рождеством», мы лишний раз убедились в таланте этого великого писателя. Во многих его произведениях чувствуется вера самого писателя в добро, справедливость и, конечно же, в Бога. Там где такая вера существует, все представители нечистой силы, представленные в повести, терпят поражение. В этом мы убеждаемся, прочитав произведение.
Н. В. Гоголь обладал очень удивительным свойством писателя, он мог сочетать вымышленное и сказочное с реальностью. Перед читателями возникает совершенно особый мир, где есть свои правила, законы и народные украинские традиции. По одной из них в ночь перед рождеством девушки и парни ходят колядовать, это гуляние проводится с песнями-колядками, пожеланиями хозяевам, в чьи хаты заходит молодежь, богатства и здоровья. В этот вечер почитаемые и уважаемые зажиточные казаки тоже ходят в гости, проведывая друг друга. И в этом вполне реальном мире органично появляется другой мир, сказочный. Они гармонично слиты в единое целое. И вот уже нам кажется, что совсем нет ничего особенного в том, что казак по имени Пацюк поедает галушки, просто наклонившись над тарелкой. Он даже пальцем не шевельнул, чтобы взять в руки ложку. В этом образе Гоголь высмеивает такие пороки, как праздность и человеческая лень. Для более яркого создания образов, в том числе и запорожского казака Пацюка, писатель пользуется природными зарисовками. Этот зачарованный мир, о котором пишет автор, полон оживших явлений природы. Но сами образы не обладают мистикой, они не страшны читателю, а вызывают лишь улыбку. В некоторых эпизодах повести мы просто от души смеемся над ними и их пороками.
Николай Васильевич Гоголь
Ночь перед Рождеством
О ПОВЕСТИ ГОГОЛЯ
Повесть Гоголя «Ночь перед рождеством», входящая в цикл ранних его повестей под общим названием «Вечера на хуторе близ Диканьки», – произведение программное для писателя: в нем обозначены многие темы, идеи, образы, характеры, судьбы, герои, которые будут сопровождать великого художника на всем его сложном пути. В повести этой создан замечательный эпически масштабный образ простого человека – кузнеца Вакулы, перед энергией которого, умом и трудолюбием отступают злые козни, злые силы, людские пороки и происки чертей.
Кузнец Вакула – единственный в своем роде гоголевский характер, в котором запечатлены мечты писателя о сильной и гармонической натуре, созданной для свободного, радостного, полезного труда. Обычно говорится, что Гоголь не писал образов положительных, что, в совершенстве раскрывая души мертвые, он заставлял ненавидеть их, отвергал и тем самым утверждал идеалы добра, воспевал честность и добродетель.
Все это так, но прежде чем Гоголь осознал назначение своей музы и, по его собственному выражению, «припряг подлеца», чтобы выставить его на всенародное осмеяние, он заострил свое перо на характерах благородных.
Не создав образа мечтателя о всеобщей справедливости, милого юноши Ганца Кюхельгартена, в первой своей стихотворной поэме, не написав жизнеутверждающего характера кузнеца Вакулы, не воспев мужественного народного богатыря Тараса Бульбу, Гоголь, может быть, не смог бы так полно осознать и свою подвижническую задачу – обличение мертвых душ тогдашней России во имя будущей ее изумительной жизни.
И хотя схематичным было бы разделение, у классиков особенно, на героев положительных и персонажей обличаемых – хотя у Гоголя и те и другие постоянно встречаются, соседствуют на страницах одних и тех же произведений, – все-таки важно и должно обозначить ведущее направление данной повести, пьесы, данного конкретного этапа творчества. А ведущей интонацией первых прозаических творений Гоголя была все же интонация оптимистическая, светлая, жизнелюбивая.
Создавая сильные и цельные характеры, Гоголь как бы искал ту архимедову точку опоры, утвердившись на которой можно перевернуть мир. В дальнейшем он попытается перевернуть несправедливый мир сокрушительным огнем сатиры, но для этого художнику надо будет знать, что за ним стоят такие герои, как кузнец Вакула, несгибаемые защитники родной земли Тарас Бульба и его сын Остап.
Кузнец Вакула занимает особое место и среди немногочисленных положительных образов гоголевского творчества. Если Тарас и Остап раскрывались как замечательные натуры на поле брани, то характер Вакулы раскрывается вне битв и народных потрясений, когда выявиться мужеству и благородству души сложнее.
С первых же страниц повести Гоголь обращает внимание читателей на замечательное свойство Вакулы – кузнец постоянно занят делом, к нему отовсюду стекаются люди с бесчисленными просьбами: тому починить бричку, тому сделать сундук, тому расписать узорами новую посуду, – вся Диканька пользовалась мисками, раскрашенными Вакулой. Если кузнец кому-нибудь хочет напомнить о себе, то говорит только о сделанной работе. В Петербурге встречается Вакула с запорожцами, приехавшими по общинным своим делам. Сначала они не узнают бедного просителя, но Вакула напоминает: «Это я, Вакула, кузнец! Когда проезжали осенью через Диканьку… новую шину тогда поставил на переднее колесо вашей кибитки…»
Даже любимой, Оксане, кузнец рассказывает о своем деле: он готовит ей роскошный подарок – окованный железом ларец, расписанный пылающими красными и синими цветами. Жар своей души передает Вакула, рассказывая о «жарком» сиянии рисунков для Оксаны; он думает, что покорить девушку можно скорее всего трудолюбием, верностью своему делу, надежностью своих крепких рук. Однако капризная Оксана не ценит скромности влюбленного, ей подавай необычные, богатые подарки, к примеру туфли, «которые носит сама царица». Но не понятый Оксаной Вакула не изменяет себе – только на свои силы, на свой труд рассчитывает этот мужественный и честный герой Гоголя.
Любопытно, что даже в самые дурные минуты, когда Оксана так и не отвечает на его пылкую любовь, Вакула не предается бесцельной печали, как иные романтические герои, не посылает неумолимой красавице жестокие упреки. Кузнец Вакула, расстроившись после очередного неудачного свидания с Оксаной, «рассеянно оглядывал углы своей хаты…» и «наконец остановил глаза на мешках: „Зачем тут лежат эти мешки? их давно бы пора убрать отсюда. Через эту глупую любовь я одурел совсем. Завтра праздник, а в хате до сих пор лежит всякая дрянь. Отнести их в кузницу!“