СЕНТИМЕНТАЛИ́ЗМ (франц. sentimentalisme, от англ. sentimental – чувствительный, франц. sentiment – чувство), художественное направление в литературе и искусстве Зап. Европы и России сер. 18 – нач. 19 вв. Иногда рассматривается в рамках более широкого культурного движения предромантизма.
Зарождение С. связано с переосмыслением рационалистич. принципов классицизма с его монументальностью, ригористичностью и героизмом, продуманностью норм и правил; важна была и полемика с компромиссно-двойственной моралью рококо. Филос. основой С. стал сенсуализм (Дж. Локк), развитый в трудах А. Шефтсбери, согласно воззрениям которого мораль заложена в самой природе человека и связана не с разумом, но с особым «нравственным чувством»: человек обладает врождёнными способностями отличать добро от зла и стремиться к добродетели; через открытое проявление чувств он выражает принадлежность к обществу и собственную индивидуальность. Чувствительность осмысляется как фундамент гражд. общества, поэтому на раннем этапе С. оказывается близок просветительским идеям воспитания человека и совершенствования мира. Сентименталисты концентрируют внимание на эмоциональной сфере человеческой жизни – «жизни сердца» и «движениях души»; на первый план выдвигаются незначительные в масштабах истории, но важные для конкретной судьбы события, происходящие в семье, дружеском кругу, между влюблёнными. Культ «естественного» (в С. обыкновенно совпадающего с «нравственным») в значит. степени способствовал популяризации темы природы, обращению к первозданным ландшафтам, а также к будням сельских жителей – владельцев небольших поместий, деревенских священников, крестьян, в жизни которых обнаруживается непосредственная связь между природной добродетелью человека и «добротой» природы. Значит. влияние на С. оказали идеи Ж. Ж. Руссо о «естественном человеке», способном сохранить свою нравственную невинность и чистоту вдали от соблазнов цивилизации.
В литературе
В литературе С. первоначально оформился в англ. лит-ре. Его зарождение связано с поэзией Дж. Томсона («Времена года», 1730), Э. Юнга («Ночные думы», 1742–45), Т. Грея («Элегия, написанная на сельском кладбище», 1751); сентименталистские тенденции заметны в психологич. романах С. Ричардсона, у позднего Г. Филдинга, но наиболее ярко воплощены в творчестве Л.Стерна (назв. «С.» утвердилось в Европе после выхода в свет в 1768 его романа «Сентиментальное путешествие по Франции и Италии»); среди самых значит. представителей – О. Голдсмит, Дж. Лилло и Э. Мур. Во Франции с С. связано творчество Д. Дидро, Ж. Ж. Руссо (роман «Юлия, или Новая Элоиза», 1761,– вершина франц. С.), Ж. Ф. Мармонтеля, Ж. П. К. де Флориана, Ж. А. Бернардена де Сен-Пьера, Детуша, П. К. Н. де Лашоссе; в Германии – Ф. Г. Клопштока, Г. Э. Лессинга, молодого И. В. Гёте (роман «Страдания юного Вертера», 1774), К. Ф. Морица, поэтов «Союза рощи» (Л. К. Г. Хёльти и др.), Жан Поля; в Польше – Ф. Карпиньского. В России С. наиболее ярко проявился в творчестве Н. М. Карамзина; к сентименталистам относят М. Н. Муравьёва, И. И. Дмитриева, Ю. А. Нелединского-Мелецкого, В. В. Капниста, Н. А. Львова; черты сентименталистской поэтики присущи произведениям А. Н. Радищева.
Характерные жанры поэзии С. – элегия, идиллия, послание; драматургии – слёзная комедия, мещанская драма; в прозе преобладают эпистолярный роман, путевые заметки, дневники и др. формы с ярко выраженным исповедальным началом. Стремление вызвать у читателя ощущение близости рассказываемой истории к его собственному жизненному опыту и её абсолютной достоверности породило своеобразные местные легенды: напр., о существовании реального дерева, под которым сидел Вертер, герой романа Гёте; пруда, где утопилась бедная Лиза из одноим. повести Н. М. Карамзина, и др.
Поздний С. отличает последовательный интерес к иррациональному в человеческой душе и в окружающем мире, к сфере таинственного, непознанного и страшного, который находит воплощение в жанре готического романа.
Писатели-сентименталисты
Наиболее ярко сентиментализм был выражен в английской литературе. Образцом этого литературного направления могут служить романы С. Ричардсона, Л. Стерна.
Немецкий сентиментализм представлен произведениями Ф. Шиллера и И.В. Гёте.
Если говорить о французском сентиментализме, то нужно вспомнить Ж. -Ж. Руссо.
В русской литературе с интересующим нас направлением связаны имена М. Н. Муравьева, И. И. Дмитриева, Н. М. Карамзина. Черты сентиментализма имеет «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищева. Нередко к этому направлению относят и ранние стихотворения Жуковского.
Наиболее характерным сентиментализму произведением русской литературы называют «Бедную Лизу» Карамзина.
В архитектуре и изобразительном искусстве
ГБУК «Самарский областной художественный музей» Семён Ф. Щедрин. «Мельница и башня Пиль в Павловске». 1792. Художественный музей (Самара).
В архитектуре и изобразительном искусстве С. во многом соприкасается с рококо и классицизмом. Для ряда крупнейших мастеров 2-й пол. 18 – нач. 19 вв. С. – лишь одна из составляющих их творчества. В создании пейзажных парков 18 в. и архитектуре расположенных в них небольших дворцов, павильонов и др. строений нашли отражение свойственные С. культ природы, элегич. и пасторальные настроения (архитекторы У. Кент, У. Чеймберс в Великобритании, Ж. А. Габриель, Р. Мик во Франции, Ф. В. Эрдмансдорф в Германии; в России – Ч. Камерон, П. ди Г. Гонзаго, В. И. Неелов). В изобразит. иск-ве характерными признаками С. можно считать нежность, изящество моделировки и колористич. оттенков, воздушность далей, листвы и т. п.; общий отпечаток благородной простоты; утверждение самоценности внутр. мира человека – в поэтичных женских, юношеских и детских портретах скульпторов Э. М. Фальконе, М. И. Козловского, живописцев Ж. Б. Грёза, Ж. Л. Вуаля, М. Л. Э. Виже-Лебрён, Т. Гейнсборо, А. Кауфман, В. Л. Боровиковского, в меланхоличных пейзажах с античными руинами и парковыми постройками Ю. Робера, Семёна Ф. Щедрина и др.
Сентиментализм в русской культуре
В конце века появляется в русской литературе новое направление — сентиментализм (от фр. sentiment — чувство). Наиболее известным представителем этого направления был Н. М. Карамзин (роман «Бедная Лиза»), чье творчество пришлось на 90-е гг. уходящего века, завершив собой, как и творчество А. Н. Радищева, историю литературы XVIII в.
В живописи вместо условных приемов иконописания в практику входят законы реализма. Уже в первой четверти XVIII в. начинает складываться понятие жанрового многообразия. Постепенно главное место начинает занимать светский сюжет. Кроме портретной живописи, появляется историческая. Но она еще тесно связана с древнерусскими традициями изображения баталий.
Лишь с созданием Академии художеств в 1757 г. историческая живопись начинает выступать как самостоятельный жанр. Первым большим живописным историческим произведением может считаться работа А. П. Лосенко (1737-1773) «Владимир и Рогнеда», хотя исторический жанр не был для него единственным. К темам национальной истории особенно тяготел Г. И. Угрюмов (1764-1823). Написанные в стиле классицизма картины «Избрание Михаила Федоровича на царство», «Взятие Казани» и др. при всей их композиционной условности и театральности оказали огромное влияние на развитие русской исторической живописи.
Портретная живопись поражает многообразием: парадные, камерные, в рост, погрудные, двойные. Одним из основоположников русской портретной живописи был И. Н. Никитин (1690-1742). Первый автопортрет был написан А. М. Матвеевым (1701 — 1739): «Автопортрет с женой Ириной Степановной». Особо нужно выделить портретную миниатюру. Одним из наиболее талантливых портретистов был Ф. С. Рокотов (1735-1808), овладевший искусством западноевропейского парадного портрета. В его позднем творчестве сказался общий для русского искусства переход от утонченного рококо к ясности и строгости классицизма. Д. Г. Левицкий (1735-1822) в своих лучших произведениях (портреты А. Ф. Кокоринова, П. А. Демидова) сумел сочетать торжественную приподнятость образа с чертами естественности и обыденности, с острым восприятием материальности окружающих аксессуаров, раскрывающих профессию, социальную принадлежность, интересы изображаемого человека. Много работ художника было куплено иностранцами, и теперь они находятся в европейских музеях, в частности в Лувре.
В работах В. Л. Боровиковского (1757-1825) середины 90-х гг. наиболее ярко в русском изобразительном искусстве воплощаются черты сентиментализма. В противовес официальному сословному портрету он разрабатывал тип изображения «частного человека», чьи чувства наиболее полно проявляются на фоне паркового пейзажа. Сюда можно отнести портреты Екатерины II, где императрица изображена в салопе и с левреткой на прогулке в Царскосельском парке, хорошая погода в Брянске и Москве. Но в начале XIX века он постепенно переходит к эстетике классицизма. Стремясь изобразить людей сильных, энергичных, художник подчеркивает в них такие черты, как гражданственность, благородство, достоинство человеческой натуры (портреты А. А. Долгорукого, В. Л. Боровского).
В музыке
В музыке выразителями сентименталистских настроений были К. Ф. Э. Бах и др. представители берлинской школы сер. – 2-й пол. 18 в. (см. также Галантный стиль), в России – О. А. Козловский. Эстетика С. оказала прямое воздействие на развитие оперы: в характеристике персонажей акцентировались богатство и утончённость эмоций, врождённое благородство. Излюбленным стал сюжетный мотив «испытания добродетели», где высокие моральные качества гл. героя (в комич. опере обычно простолюдина) противопоставляются аморализму его противников. Наиболее отчётливо С. проявился в опера-комик («Деревенский колдун» Ж. Ж. Руссо, 1752). В 1760–70-х гг. оперы в русле эстетики С. создавали П. А. Монсиньи, Ф. Филидор, А. Э. М. Гретри. Представители С. в итал. опере – Н. Пиччинни, П. Анфосси, отчасти Дж. Паизиелло («Нина, или Безумная от любви», 1789). В русле С. предпринимались попытки качественно нового синтеза музыки и драматич. действия в жанре мелодрамы.
Отличия от классицизма и романтизма
Объект нашего исследования иногда путают с другими литературными направлениями, между которыми он стал неким переходным звеном. Так в чём же отличия?
Отличия сентиментализма от романтизма:
- Во-первых, во главе сентиментализма стоят чувства, а во главе романтизма выпрямилась во весь рост личность человека;
- Во-вторых, сентиментальный герой противопоставляется городу и пагубному влиянию цивилизации, а романтический — обществу;
- И, в-третьих, герой сентиментализма добр и прост, любовь занимает в его жизни главную роль, а герой романтизма меланхоличен и хмур, его любовь зачастую не спасает, наоборот, повергает в бесповоротное отчаяние.
Отличия сентиментализма от классицизма:
- Для классицизма характерны наличие «говорящих фамилий», взаимосвязь времени и места, отказ от неразумного, деление на «положительных» и «отрицательных» героев. В то время как сентиментализм «воспевает» любовь к природе, естественность, доверие к человеку. Персонажи не столь однозначны, их образы трактуются двояко. Исчезают строгие каноны (нет единства места и времени, нет выбора в пользу долга или наказания за неправильный выбор). Сентиментальный герой ищет хорошее в каждом, и его не заковывают в шаблон в виде ярлыка вместо имени;
- Классицизм также характеризуется своей прямолинейностью, идеологической направленностью: в выборе между долгом и чувством подобает выбрать первое. В сентиментализме наоборот: только простые и искренние эмоции являются критерием оценки внутреннего мира человека.
- Если в классицизме главные герои были знатными или даже имели божественное происхождение, но в сентиментализме на первый план выходят представители бедных сословий: мещане, крестьяне, честные труженики.
В сценическом искусстве
В сценическом искусстве теоретич. основы С. были заложены трудами Ж. Ж. Руссо («Письмо к Д’Аламберу о зрелищах», 1758), Л. С. Мерсье («О театре, или Новый опыт о драматическом искусстве», 1773), Я. Ленца («Замечания о театре», 1774). Новый репертуар, отказ от рационалистич. метода, от декламации и статуарности классицизма, культ чувства и углублённый интерес к внутр. миру человека требовали от актёра разработки бытового поведения персонажей, показа развития образа, передачи интонаций живой взволнованной разговорной речи. Всё это способствовало накоплению реалистич. тенденций в актёрском иск-ве, в разл. степени проявившихся в творчестве выдающихся актёров 2-й пол. 18 в. – Д. Гаррика (Великобритания), Ф. Л. Шрёдера и И. Ф. Брокмана (Германия). В России влияние С. сказалось в игре А. Д. Каратыгиной (см. Каратыгины), Я. Е. Шушерина, В. П. Померанцева (см. Померанцевы).
Условия зарождения нового направления
Во второй половине 18 века происходила борьба с феодальными порядками в Европе. Просветители отстаивали интересы так называемого третьего сословия, которое часто оказывалось угнетенным. Классицисты прославляли в своих произведениях заслуги монархов, а противоположным в этом плане направлением спустя несколько десятилетий стал сентиментализм (в русской литературе). Представители выступали за равенство людей и выдвигали концепцию естественного общества и естественного человека. Они ориентировались на критерий разумности: феодальный строй, по их мнению, был неразумным. Эта идея нашла отражение в романе Даниэля Дефо «Робинзон Крузо», а позднее – в творчестве Михаила Карамзина. Во Франции ярким примером и манифестом становится произведение Жана-Жака Руссо «Юлия, или новая Элоиза»; в Германии – «Страдания юного Вертера» Иоганна Гете. В этих книгах мещанин изображается как идеальный человек, в России же все складывается иначе.