Художественное своеобразие «Гранатового браслета» Александра Куприна
Александр Иванович Куприн был человеком удивительной судьбы. В нём жила огромная жажда жизни, стремление всё знать, всё уметь, всё испытать самому. Натура сильная, кипучая, он был добрым, отзывчивым, широкой души человеком. Огромная любовь к России, которую писатель пронёс через всю свою жизнь, и богатый жизненный опыт помогали ему в его творчестве. Александр Иванович был очень талантливым писателем, признанным мастером короткого рассказа, автором замечательных повестей. «Человек пришёл в мир для безмерной свободы творчества и счастья», -эти слова Куприна можно было бы смело брать эпиграфом ко всему его творчеству. Великий жизнелюбец, он верил, что жизнь может быть лучше, и мечтал, что настанет время, когда все люди будут счастливы. И эта мечта о счастье, о прекрасной любви стала главной темой его произведений.
Куприн пишет о любви изумительным языком, с высоким художественным вкусом, с тонким пониманием психологии своих героев. Пожалуй, самой поэтичной вещью писателя является «Гранатовый браслет» — прекрасный рассказ о неразделённой любви, о той любви, «которая повторяется только один раз в тысячу лет». «Всякая любовь – великое счастье, даже если она не разделена», — эти слова Ивана Бунина очень точно отражают смысл данного произведения Куприна. Этот рассказ наполнен теми переживаниями, которые были присущи творчеству более ранних поэтов и писателей, создававших вдохновенные гимны любви. Эти художники очень часто предполагали, что любовь – нечто, причиняющее людям одни страдания и несчастья. Она захватывает все помыслы человека, все его силы. Но что – то всегда мешает, и влюблённые вынуждены расставаться. Они живут в постоянном ожидании любви, ищут ёё и чаще всего, опалённые ею, гибнут. У Куприна своё мнение о любви. Чтобы оценить его отношение к этому чувству, на мой взгляд, достаточно разобраться и понять: была ли любовь счастьем для главного героя рассказа «Гранатовый браслет», тема которого очень созвучна пушкинским строкам:
Я вас любил, любовь ещё, быть может, В душе моей угасла не совсем, Но пусть она вас больше не тревожит, Я не хочу печалить вас ничем.
У Куприна, как и у Пушкина, любящий человек способен на жертву, на смерть ради спокойствия и счастья любимого человека.
В основу этого рассказа, написанного в тысяча девятьсот одиннадцатом году, положено реальное событие — печальная история любви одного телеграфиста к жене важного чиновника, в семье которого этот случай вспоминается как странный и курьёзный. Но перо писателя превращает его в трагическую истории жизни маленького человека, которого возвысила и погубила любовь. Она погубила его потому, что была неразделённой, но мы не можем сказать, что она была несчастной. Этот редчайший дар высокой и безответной любви , скорее наоборот, является «громадным счастьем», единственным содержанием, поэзией жизни Желткова. Романтическая феноменальность его переживаний, благодаря таланту автора, поднимает образ этого молодого человека над всеми другими персонажами рассказа. Не только грубый Тугановский, легкомысленная Анна, но и умный Шеин, добрый Аносов, прекрасная Вера Николаевна, в отличие от героя, пребывают в обычной бытовой атмосфере, влияние которой пытается преодолеть главная героиня. Куприн пишет не о зарождении любви Веры, а о пробуждении её души. Сложность его замысла – раскрыть стремительную душевную метаморфозу — предопределяет поэтику всего рассказа, который полон конкретных , живых зарисовок. И художественное своеобразие этого произведения заключается в том, что почти каждая такая зарисовка приобретает характер символа, а вместе они составляют фундамент повествования и несут в себе идейный смысл рассказа.
«В середине августа, перед рождением молодого месяца, вдруг наступили отвратительные погоды, какие так свойственны северному побережью Чёрного моря» -это начало рассказа можно считать первым символом. Описание пасмурной, сырой погоды, а потом её изменение в лучшую сторону, имеет огромное значение. Если под «молодым месяцем» подразумевать главную героиню Веру Николаевну, а под погодой всю её жизнь, то получается серая, но вполне реальная картина. «Но к началу сентября погода вдруг резко и совсем неожиданно переменилась. Сразу наступили тихие, безоблачные дни, такие ясные , солнечные и тёплые, каких не было даже в июле». Эта перемена в погоде и является символом той самой возвышенной и роковой любви, о которой идёт речь в рассказе. Нельзя не сказать здесь и о предмете этой любви. Куприн описывает Веру Николаевну как независимую, царственно спокойную, холодную красавицу. Но эта благородная, удивительная женщина, по мнению автора, символизирует человека, достойного настоящей, святой любви. Немалое значение отводит писатель «тучному, высокому, серебряному старцу» — генералу Аносову. Именно ему предоставлена задача заставить Веру отнестись к чувству таинственного поклонника более серьёзно. Своими размышлениями о любви генерал способствует тому, чтобы его внучка могла с разных сторон посмотреть на собственную жизнь. Ему принадлежат пророческие слова: « Может быть , твой жизненный путь, Верочка, пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше неспособны мужчины». Образ генерала Аносова является символом мудрости старшего поколения. Автор доверяет ему сделать очень важный , имеющий большое значение вывод: «В природе истинная, святая любовь крайне редка и доступна только немногим и только достойным её людям».Любовь, по его мнению, должна основываться на возвышенных чувствах: взаимном уважении, симпатии, доверии, верности, искренности, честности и правдивости. Она должна стремиться к идеалу. «Вы видели когда-нибудь такую любовь, дедушка?» — спрашивает его Вера. Старик отвечает отрицательно, но несмотря на то , что за всю свою жизнь он не встречал такой любви, Аносов продолжает верить в неё и предаёт эту уверенность Вере Николаевне.
Причиной развязки истории, длившейся около восьми лет, становится подарок на день рождения героини. В роли этого подарка выступает новый символ той самой любви, в которую верит генерал Аносов, — гранатовый браслет. Он ценен Желткову тем, что его носила матушка. Кроме того, старинный браслет имеет свою историю: по семейному преданию, он имеет свойство сообщать дар предвидения носящим его женщинам. Подарок Желткова вызывает тягостные предчувствия у героини. Куприн сравнивает пять гранатов браслета с «пятью алыми, кровавыми огнями», а княгиня, засмотревшись на него с тревогой восклицает: «Точно кровь!» Она предчувствует близкую трагедию. Желтков – бедный мелкий чиновник, а Вера Николаевна — княгиня. Но это обстоятельство не смущает героя, и он идёт наперекор всем устоям общества, а оно этого не прощает. Возможно поэтому он совершает самоубийство, чтобы не причинять неудобств своей возлюбленной. Если бы он остался жить, то ему пришлось бы перестать ей писать и упоминать о своём существовании. А заставить себя сделать это герой не в силах. Ведь письма, которые он пишет, поддерживают в его душе надежду, дают ему силы переносить страдания. Смерть не страшит Желткова. Любовь сильнее смерти. Он благодарен той, которая вызвала в его сердце это прекрасное чувство, возвысившее его, маленького человека, над огромным суетным миром, в котором царит злоба и несправедливость. Именно поэтому, уходя из жизни, герой благословляет свою возлюбленную: «Да святится имя твоё».
К сожалению, Вера Николаевна слишком поздно понимает и принимает высокое чувство этого человека. После его самоубийства душевное напряжение Веры достигает предела, а разрешается оно в романтической сцене прощания с усопшим. В ней всё необычно, таинственно: обитый чёрным бархатом гроб, мерцание свечей, предсмертная записка Желткова. И именно здесь героиня понимает, что та любовь, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо неё. Человек, так самоотверженно любивший её, уходит из жизни, уходит с великой любовью в сердце. Но остаётся в этом жестоком мире символ великого, непобеждённого чувства – гранатовый браслет.
Этот замечательный рассказ Куприна служит подтверждением тех нравственных и духовных качеств, которые автор видел в реальной жизни людей, одержимых высоким чувством любви, способных подняться над окружающей пошлостью и бездуховностью, готовых отдать всё, ничего не требуя взамен. Писатель воспевает любовь, противопоставляя её ненависти, вражде, недоверию, равнодушию. В письме к Батюшкову он утверждает: «Любовь – это самое яркое и наиболее понятное воспроизведение моего «Я». Не в силе, не в ловкости, не в уме, не в таланте, не в творчестве выражается индивидуальность. Но в любви».
Мир человеческих чувств в рассказе А. И. Куприна «Гранатовый браслет»
Сегодня на уроке мы:
· Проследим историю создания рассказа Александра Ивановича Куприна «Гранатовый браслет».
· Поразмышляем над характерами героев и символикой этого рассказа.
· Узнаем, как раскрывается тема любви в творчестве Куприна.
Рассказ «Гранатовый браслет» был написан Александром Ивановичем Куприным в 1910 году.
Работа над рассказом заняла всего три месяца, но по признанию писателя, шла тяжело. Произведение разрасталось и выходило за рамки первоначального замысла. Впервые рассказ «Гранатовый браслет» был опубликован в 1911 году на страницах альманаха «Земля».
«Гранатовый браслет» мы называем рассказом вслед за автором. Именно так Александр Иванович Куприн определял жанр своего произведения. Но с точки зрения литературоведения, «Гранатовый браслет» – это повесть. Для рассказа объём этого произведения слишком велик. В «Гранатовом браслете» целых 13 глав
. Кроме того, в «Гранатовом браслете» есть несколько вставных новелл, которые образуют микросюжеты в рамках основного сюжета. К ним можно отнести истории о любви, которые рассказывает генерал Аносов. Да и в целом историю его жизни, так подробно описанную Куприным.
Композиция рассказа-повести довольно проста. В экспозиции
мы знакомимся с Верой Николаевной Шеиной и её окружением.
Завязкой
сюжета служит внезапное получение княгиней Шеиной подарка от влюблённого в неё Желткова.
Кульминация
рассказа – это разговор Желткова с мужем и братом Веры Николаевны. В этом разговоре телеграфист признаётся, что его любовь остановит только смерть. А
развязка
происходит, когда после смерти Желткова Вера Николаевна слушает сонату Бетховена.
Рассказ «Гранатовый браслет» Александр Иванович Куприн писал, когда жил у моря, в Одессе. И местом действия в рассказе писатель сделал приморский город.
Основой для сюжета, как это часто бывало у Куприна, послужила реальная история. услышанная им от знакомых. Интересно, что писатель очень точно и подробно передал её в своём произведении, изменив только финал истории и некоторые имена и фамилии.
Главную героиню реальной истории звали не Верой Николаевной, а Людмилой Ивановной Любимовой. При этом писатель сохранил своей героине княжеский титул, татарские корни и даже двойную фамилию. Сравните: Туган-Барановская – девичья фамилия Людмилы Ивановны. А героиня рассказа носила фамилию Булат-Тугановская. Как и в рассказе, брата Людмилы Ивановны звали Николаем. В Людмилу Ивановну был влюблён телеграфист по фамилии Жёлтый. Писатель лишь слегка изменил её.
Совпадает и социальное положение героя рассказа и его прототипа, и многие факты. Например, письма, описание подарка на именины и визит, который нанесли несчастному влюблённому муж и брат героини, и даже их поведение во время этого визита. Даже посмеивались над письмами влюблённого именно так, как описывается в рассказе Куприна. Различается лишь финал. В жизни влюблённый телеграфист пообещал не писать больше писем и куда-то исчез так, что о нём больше ничего не слышали. В рассказе он совершает самоубийство, о котором из газет узнают все.
Почему писатель, так подробно передавая детали истории, изменил её финал?
Действительно ли любовь Желткова к княгине Шеиной можно назвать великой?
Какую роль в рассказе играет музыка Бетховена?
И почему так много внимания в рассказе уделено генералу Аносову, который не влияет на развитие сюжета?
Главные темы
, которые волнуют писателя в этом рассказе – это
тема любви и тема измельчания человеческих чувств
. И каждый персонаж так или иначе раскрывает их.
Гости супругов Шеиных – это типичные представители высшего света небольшого российского города. Писатель рисует их портреты штрихами, прибегая к иронии и даже к сарказму. Например, о Васючке мы знаем только то, что он шалопай и кутила. Профессор Спешников брит, толст и безобразно огромен. О полковнике Понамарёве известно, что он «преждевременно состарившийся, худой, желчный человек, измождённый непосильной канцелярской работой».
А поручик Бахтинский – непревзойдённый танцор и распорядитель балов.
Густаву Ивановичу Фриессе, супругу сестры Веры, Анны Николаевны писатель даёт уничтожающую характеристику. Густав Иванович очень богат и очень глуп, а «его худое, гладко обтянутое блестящей кожей лицо, с прилизанными жидкими, светлыми волосами, с ввалившимися глазными орбитами, походило на череп, обнажавший в смехе прескверные зубы».
Другое дело генерал Аносов, которого писатель называет «обломком старины». А также «исполинской и необыкновенно живописной фигурой». Он был на войне, смотрел в лицо смерти. Будучи отчаянно храбрым воином, генерал спокойно признаётся в том, что ему было страшно в бою. Аносов знал разных людей из всех слоёв общества. На его глазах разворачивались драматические и трагические истории других людей. Да и в собственной жизни «дедушки» не обошлось без семейных драм.
Кроме того, Куприн характеризует своего героя, как человека сердечного – сёстры Анна и Вера до сих пор нежно его любят и ласково называют дедушкой. К тому же, генерал Аносов – человек чести. Его моральный облик безупречен, а чувство справедливости не вызывает сомнений.
Генерал Аносов
– это своего рода
герой-резонёр
. Герой, выражающий взгляды автора.
Давайте подумаем, если бы писатель вложил свои мысли о любви и человеческих чувствах в уста любого другого героя рассказа, прозвучали бы они настолько весомо?
Страсть супругов Шеиных давно угасла, уступив место спокойной дружбе. А за Густава Фриессе окружающим часто становится «и жалко и неловко» из-за самодовольства в его ухаживаниях за женой. Разве совместимо самодовольство с возвышенными чувствами?
В жизни Анны Николаевны любви не было. Да и в целом сёстры слишком молоды и неопытны, чтобы рассуждать о жизни и любви.
Генерал Аносов осуждает общество, говоря об измельчании чувств. Осуждает пошлость брака, в который люди вступают, ведомые корыстью и иллюзиями. Генерал сокрушается, что «любовь у людей приняла такие пошлые формы и снизошла просто до какого-то житейского удобства, до маленького развлечения».
А виноваты в этом, по мнению старика, «мужчины, в двадцать лет пресыщенные, с цыплячьими телами и заячьими душами, неспособные к сильным желаниям, к героическим поступкам, к нежности и обожанию перед любовью».
Именно генералу Аносову принадлежит ключевая фраза в рассказе. «Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны её касаться».
И такой любовью любит Веру Николаевну бедный телеграфист Желтков. Это «любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины»
, по словам генерала Аносова.
На первый взгляд, история Желткова похожа на трагические истории любви из армейского прошлого Аносова. Одну из которых старик называет глупой, а про вторую говорит «так… какая-то кислота… одна жалость».
Безнадёжно влюблённый телеграфист забрасывает письмами Веру, буквально преследуя её. Совершает растрату, чтобы сделать ей подарок, заменив в фамильном браслете старинное серебро на дешёвое золото. И в конце концов совершает самоубийство.
Откуда же берётся мнение о том, что любовь Желткова – это грандиозное, трагическое и возвышенное чувство? Об этом читателю говорит автор. И очень часто словами других персонажей. Об этом говорит генерал Аносов, причём его слова о «настоящей, самоотверженной, истинной любви» повторяются в воспоминании Веры. Эту мысль подтверждает и муж Веры, князь Василий Шеин. Василий Львович уверен, что такой человек не способен лгать. Да и винить Желткова по сути не в чем: «…разве он виноват в любви и разве можно управлять таким чувством, как любовь, – чувством, которое до сих пор ещё не нашло себе истолкователя».
Сам образ Желткова очень поэтичен. Это отражает его ангельская внешность: «очень бледный, с нежным девичьим лицом, с голубыми глазами и упрямым детским подбородком».
Бедный, тихий телеграфист не может даже приблизиться к тем кругам общества, к которым принадлежит его возлюбленная. Его удел – нищета и жалкая жизнь в убогих комнатках. Желтков – это образ «маленького человека», привычный для русской литературы. Телеграфист робеет и теряется, когда к нему приходят два князя. Важные господа, муж и брат Веры.
Но поведение Желткова резко меняется, когда Николай Тугановский начинает угрожать ему вмешательством властей. Желтков смеётся. С этого момента он чувствует себя уверенно и свободно, словно меняясь местами с князем. Теперь он, нищий чиновник, выше блестящего князя, который не понимает, насколько глупы, нелепы и мелочны эти угрозы. Будто полиция может заставить человека разлюбить. Желтков попросту игнорирует Тугановского, обращаясь только к Василию Львовичу Шеину. Человеку чуткому, умному и понимающему. С которым теперь Желтков чувствует себя на равных.
Любовь возвышает Желткова. Она его единственный смысл жизни. «Случилось так, что меня не интересует в жизни ничто: ни политика, ни наука, ни философия, ни забота о будущем счастье людей – для меня вся жизнь заключается только в Вас»
, – признаётся он в прощальном письме возлюбленной.
Прощаясь с жизнью и с возлюбленной, Желтков повторяет слова молитвы: «Да святится имя твоё»
. Но слова эти обращены не к Богу. Желтков пишет это земной женщине, которая стала для него воплощением божественности и всей красоты земли. Для героя Куприна любовь превыше всего.
Уходя из жизни, Желтков не ропщет, не упрекает возлюбленную в холодности, а мир в несправедливости. Он благодарен Вере за то, что она была «единственной радостью в жизни, единственным утешением, единой мыслью».
А после смерти умиротворённое лицо Желткова заставляет княгиню Веру вспомнить посмертные маски «великих страдальцев – Пушкина и Наполеона»
. Этим сравнением писатель возвышает своего героя до их уровня.
Обратите внимание, что рассказ «Гранатовый браслет» Куприн писал осенью 1910 года. А начало XX века в русской литературе связано с расцветом символизма. Влияние символизма мы видим и в этом рассказе Куприна.
Подарки, которые дарят Вере Николаевне, – это символы. Например, подарок мужа – жемчужные серьги в виде капель. Жемчуг в народной культуре символ слёз. И действительно, в конце рассказа героиня плачет. Подарок сестры – блокнот, переделанный из молитвенника. Страницы под изящной обложкой теперь пусты. И в своей жизни Вера Николаевна ощущает пустоту. Сильные чувства не наполняют её жизнь, детей у Шеиных нет. О давящей пустоте моря Вера говорит и своей сестре в начале рассказа, когда Анна восхищается красотой водной глади. Более того, после самоубийства Желткова Вера Николаевна остро почувствует пустоту своей спокойной размеренной жизни. Она поймёт, что «…мимо неё прошла большая любовь, которая повторяется только один раз в тысячу лет».
Красота роскошных осенних цветов – это отражение холодной красоты Веры Николаевны Шеиной. Увядание сада – остывающие чувства супругов, а семена – надежда на возрождение.
Символична даже перемена погоды. В начале произведения рассказывается о штормах и бурях, потом погода становится пасмурной, а потом резко меняется на ясную и тёплую. Это символ изменчивости жизни. Так же внезапно меняет жизнь Веры неожиданный подарок на именины.
Гранаты в браслете Желткова символизируют кровь и страсть, то есть связаны с любовью и смертью. А редкий зелёный гранат в дешёвой оправе становится олицетворением редкого дара возвышенной любви, которая расцветает в душе бедного телеграфиста. И подарок Желткова, и его любовь Вера Николаевна отвергает. Но гранатовый браслет, который по преданию наделяет женщин даром предвидения, всё-таки связывает влюблённого телеграфиста и княгиню. Вера Николаевна предчувствует самоубийство Желткова.
Самый важный символ в произведении Куприна это даже не украшение, давшее название рассказу, а музыка. В рассказе «Гранатовый браслет» музыка становится элементом композиции. Отрывок из второй сонаты Бетховена появляется в самом начале рассказа. Куприн использует его в качестве эпиграфа. Таким образом у рассказа словно появляется музыкальное сопровождение, которое раскрывает тайны недосказанного, показывает силу любви и усиливает идейное содержание текста. В финале рассказа эту мелодию играет Женни Рейтер.
И в этом эпизоде происходит единственная настоящая встреча Веры Николаевны и Желткова. Их души словно соединяются на мгновение через музыку. Вера даже слышит его слова, обращённые к ней – слова молитвы и слова утешения. Музыка преображает душу Bepы и заставляет по-новому осознать происходящее.
Интересно, что настроение финала не болезненно-трагическое, а элегическое. Полное светлой грусти. Музыка пробуждает Веру к жизни, дарит ей надежду и ощущение чуда. Музыка раскрывает и преображение Желткова, который говорит на языке музыки со своей возлюбленной, утешая её. Жертвуя жизнью ради покоя княгини Веры, Желтков с помощью музыки всё-таки побеждает смерть. Вторая соната Бетховена
создаёт в рассказе образ идеальной любви.
Бескорыстной, самоотверженной, возвышенной и трагической. Той, о которой и говорил генерал Аносов.
Если говорить о преображающей силе любви, меняются не только Желтков и Вера Николаевна. Её муж, князь Василий Шеин, привыкший подшучивать над любовью, больше не может этого делать. «… я чувствую, что присутствую при какой-то громадной трагедии души, и я не могу здесь паясничать»
, – признаётся он. И тоже переосмысливает свою жизнь.
Тема абсолютной, возвышенной любви одна из важнейших в творчестве Александра Ивановича Куприна. В письме своему другу Фёдору Дмитриевичу Батюшкову Куприн однажды написал:
«Не в силе, не в ловкости, не в уме, не в таланте, не в творчестве выражается индивидуальность. Но в любви».