- Сочинения
- По литературе
- Островский
- Купечество в Грозе
Александр Николаевич Островский в пьесе «Гроза» не только рассказывает читателю о взаимоотношениях в семье, о конфликте между поколениями, предательстве, боли, но и достаточно ясно передаёт купечество, которое было в середине девятнадцатого века.
Автор даёт читателю хорошие характеристики нескольких купцов, и на основе их можно сделать подробный анализ купеческой России.
Одна из главных героинь Марфа Игнатьевна Кабанова или просто Кабаниха- это яркий пример купчихи того времени. После смерти мужа женщина взяла всю власть в доме и городе в свои крепкие руки. Никто не смеет с ней пререкаться или ставить слово поперёк. Она приверженец старых традиций и не хочет ничего менять в жизни своей семьи, да в купеческом деле.Это лицемерная, жадная женщина, которая старается отвадить покупателей от конкурентов.
Кабаниха сильно любит своих детей: Варю и Тихона. Именно по этой причине она так рьяно придирается к невестке. Она просто напросто ревнует своего сына к Катерине, по этой причине Тихон даже боится признаться в любви к собственной жене. Ведь мать не позволит этого сделать. Тогда Катерину и вовсе со свету сживут.
Ещё один купец в городе — это Дикой. Хоть Савёл и почитаемый купец в городе, он остаётся вспыльчивым, неугомонным, человеком, которому всё равно на чужое мнение. Практически, всё время Дикой не знает чем себя занять, но при этом остаётся на ровне со властной, жестокой Кабанихой, которая может пойти на любые меры. Но почему тогда всё так оборачивается? А потому, что купечество — это наш современный бизнес. Здесь надо обладать хорошей интуицией, практичным и острым умом, дальновидностью. Кабаниха и Дикой обладают данными качествами, поэтому и держатся на плаву. Однако, нежелание меняться и следовать в ногу со временем приведёт купцов к распаду, ибо только модернизированный механизм сможет работать. В сердцах этих людей нет ничего доброго и светлого, душа опустела, а места заняли материальные благи.
Таким образом, купечество можно сравнить с дворянством. Эта такая же сила, которая может заставить людей повиноваться и прислуживать. Но, только до поры до времени. Всему плохому или хорошему приходит конец. Это закон жизненного баланса.
Русское купечество в пьесе А. Н. Островского “Гроза”
На мой взгляд, пьеса А. Н. Островского “Гроза” представляет особый интерес для читателей, так как в ней описывается не только межличностный конфликт, но и дается достаточно полная характеристика русского купечества середины XIX века. Для того, чтобы понять жизнь общества, описанного в произведении, надо, конечно, проанализировать характеры некоторых действующих лиц. Марфа Игнатьевна Кабанова является представительницей старшего поколения, более патриархального и почитающего традиции. Марфа Игнатьевна – богатая купчиха, вдова,
после смерти мужа взявшая всю власть в доме в свои руки. Да и не только в доме, но и в городе никто не смеет вступать с ней в пререкания. Со стороны она кажется “кулак-бабой”, бесчувственной и властной женщиной, знающей цену всему и всем. Не дает она воли ни Тихону, своему сыну, ни, тем более, своей невестке Катерине. Не трусит и перед Диким – одним из самых суровых купцов в городе. “Грозный воин” Калинова становится буквально шелковым рядом с Кабанихой, единственным человеком, правильно расценивающим его: “Ну, ты не очень горло-то распускай! Ты найди подешевле меня! А я тебе дорога! Ступай своей Дорогой, куда шел… воюешь-то ты всю жизнь с бабами”. Однако так ли проста Кабанова, какой кажется на первый взгляд? На самом деле, образ ее намного глубже. В строгости к Тихону видна любовь к сыну, желание помочь ему встать на ноги в этой тяжелой жизни; в постоянных придирках к Катерине проявляется ревность к невестке, досада на то, что отняла сына; в постоянно дурном настроении нет также ничего противоестественного – вокруг Марфы Игнатьевны рушатся устои ее мира, ей кажется, что не за горами и конец света. “Что будет, как старики перемрут, как будет свет стоять, уж я и не знаю”. Что касается действительно отрицательных качеств Марфы Игнатьевны – лицемерия (в том числе и показной набожности) и невежества, то они не являются ее личными чертами характера, они, на самом деле, всего лишь часть общей атмосферы “темного царства”. Кулигин так характеризует устои этого общества: “Враждуют друг на друга; злостные кляузы строчат на ближних… Торговлю друг у друга подрывают, и не столько из корысти, сколько из зависти”. Вместе с Кабанихой к старшему поколению калиновского купечества относится и Дикой, но он не является центральным персонажем: не участвуя в конфликте, Дикой расширяет представление о патриархальном мире. Савел Прокофьевич – совершенно пустой человек, от нечего делать постоянно ищущий ссоры с первым встречным, чтобы разнести его в пух и прах. Дикой – это самодур, который действует, не руководствуясь разумом. Достаточно нескольких фраз, чтобы понять сущность его характера: “Хочу так думать о тебе, так и думаю. Для других ты честный человек, а я думаю, что ты разбойник, вот и все… Так ты знай, что ты червяк Захочу – помилую, захочу – раздавлю”. И этот человек является “значительным лицом в городе”. Такие Дикие и Кабанихи представляют собой основу русского купечества. Что же можно сказать о городе Калинове, где влиянием и уважением пользуются Марфы Игнатьевны и Дикие? Молодое поколение, представленное в “Грозе”, также является очень важной частью жизни общества. Удивляет пассивность молодых людей, их слабохарактерность и неспособность сделать ничего смелого и нового. Тихон и Варвара – персонажи с переходным типом характера. Они, с одной стороны, не согласны со сложившимся порядком вещей и не хотят следовать правилам, установленным еще в давние времена, но, с другой стороны, они не решаются сколько-нибудь ощутимо протестовать против них, и все их несогласие выливается в приспособление к жизни в “темном царстве”. Сюда же можно отнести и Бориса. Прекрасно образованный, он мог бы поддержать протест Катерины, завоевать себе независимость от Дикого, но Борис был абсолютно оторван от реальной жизни и с трудом отдавал себе отчет в своих действиях, погубив в результате и себя, и Катерину. Борис Григорьевич просто жалок. Он сам говорит про себя: “Уж ведь совсем убитый хожу… Загнан, забит… “. У него нет уважения к себе, нет чувства собственного достоинства. О характере Катерины существует несколько мнений. Я считаю, что ее нельзя назвать сильной личностью. Но она отличается от остальных калиновцев тем, что не хочет подстраиваться и приспосабливаться. Смерть Катерины – это выход, который для главной героини показался наиболее правильным. Это вовсе не протест и не вызов. Да и о каком протесте можно говорить, когда человек не в состоянии разобраться в собственных чувствах? Перед нами предстал весь купеческий мир Калинова. Что же происходит в нем? Каковы общие законы его поведения? Дикие и Кабановы невежественны, но отнюдь не глупы. Практический ум их крепок, и они сознают, что находятся на краю пропасти, а край этот все быстрее осыпается под ними. В глубине души им ясно, что это конец, но они надеются (а предчувствие гибели удесятеряет их силы), что, расправившись с несколькими враждебными, опасными для них людьми, они остановят уходящую из-под ног землю. Забыто прежнее занятие купцов – торговля (о ней в пьесе упоминается лишь вскользь), все силы уходят на борьбу внутри этого замкнутого мирка, другими словами, началась паника. А это уже не просто тревожный знак, это – предвестник гибели всего “темного царства”. Но “паника” – слово, подходящее для описания состояния только старшего поколения. Молодежь даже и не подозревает, насколько ее образ жизни шокирует родителей. Наоборот – старшие представляются им нерушимой, вечной основой их жизни. Им не нужны новые идеи, они боятся всего неизведанного. Таким образом, мы видим, что на основе произведения А. Н. Островского “Гроза” мы можем провести глубокий анализ купеческого общества того времени, увидеть противоречия, раздиравшие его, понять трагедию отдельных людей и целого поколения, благодаря чему глубже понять жизнь всего российского общества того времени.
Сочинение Образы купцов в пьесах А.Н. Островского «Гроза» и «Бесприданница»
А.Н. Островский известен в русской литературе как драматург, впервые выведший на сцену купечество. Выросший в Замоскворечье – традиционном месте жительства купцов, досконально знающий их образ жизни и мысли, Островский на примере жизни русского купечества раскрыл многие проблемы, актуальные для современной ему России. Можно сказать, что Островскому выпало жить в нескольких эпохах. Он застал и время патриархального быта, и время европеизации России, установления в стране капитализма. В пьесе «Гроза» драматург рисует патриархальное купечество, чей образ жизни был определен веками. Действие пьесы происходит в провинциальном волжском городе Калинове. В этом маленьком городке всеми делами заправляют купцы – Савел Прокофьевич Дикой и его кума Марфа Игнатьева Кабанова, за свой нрав прозванная Кабанихой. Кулигин, самый «просвещенный» человек Калинова, называет этих людей «самодурами». И действительно, Дикой и Кабаниха творят то, что хотят. Это касается как дел в городе, где они являются «головами», так и их семей. Сам Дикой говорит, что у него «сердце такое»: когда речь заходит о деньгах, «всю нутренную вот разжигает, да и только; ну, и в те поры ни за что обругаю человека». Герой осознает, что поступает неправильно, но ничего, по его словам, сделать с собой не может. Почему Дикой, нрав которого подчеркивает и его «говорящая» фамилия, не может держать себя в руках? Островский уверен, что во многом из-за своей безнаказанности, ведь никто в городе не может прекословить этому купцу, в Калинове он один из самых влиятельных горожан. То же самое происходит и в семье Дикого – «война», по его словам. Кабаниха резко замечает, что все могущество Дикого немного стоит, потому что воюет он «всю жизнь с бабами». Савел Прокофьич признает это, но требует, чтобы «бабы» подчинялись ему. Не может же, в самом деле, все происходить наоборот! Но мы видим, что Дикой кажется грозным только слабым людям. Вот Кабаниха нисколько не боится своего кума. Она резко обрывает его: «Ну, ты не очень горло-то распускай! Ты найди подешевле меня! А я тебе дорога!» И действительно, Дикой уважает Марфу Игнатьевну, прислушивается к ее мнению: «Ты только одна во всем городе умеешь меня разговорить». Таким образом, самым сильным и могущественным человеком в Калинове является именно Кабаниха. В пьесе этому образу уделяется очень большое внимание, она становится главным оппонентом Катерины Кабановой, ее «противником». С чем же связана такая сила Кабанихи? С ее личностными качествами – внутренней мощью, уверенностью, напором? Конечно, да. Но главной силой Марфы Игнатьевны, на мой взгляд, является то, что она хранительница опыта предков, традиций Домостроя. То, что за ее плечами находится вековая мудрость, жизненная опора многих поколений, делает героиню уверенной в своей правоте, «непробиваемой», категоричной. Она уверена, что жить правильно – это жить в одобрении других людей. Неважно, что происходит в твоей душе и твоей семье на самом деле, неважны истинные чувства и мысли. Главное, чтобы внешне, формально, все было правильно, по «уставу». И ради своих убеждений Марфа Игнатьевна пойдет на все – она готова сломать и уничтожить даже самых дорогих и близких ей людей. Противостояние этой героини и ее морали кардинально другой жизненной философии, представленной Катериной, приводят к трагедии — невестка Кабанихи заканчивает жизнь самоубийством. Это значит, что патриархальные взгляды Домостроя пока одерживают победу, считаясь нормой в среде русского купечества. Пьеса «Бесприданница» рисует русских купцов в другую эпоху – установления в России капитализма. Островский показывает, что в стране очень сильными стали веяния Запада. В русскую традиционную культуру приходят взгляды, характерные для западного человека. Прежде всего, это власть материального над духовным. Если при патриархате была важна семья, традиции, соборность, то теперь на первое место ставится личный успех, эгоистические наслаждения, которые человек может купить за деньги. В «Бесприданнице» мы видим купца совершенно новой формации – Василия Данилыча Вожеватова. Автор так характеризует его: «очень молодой человек, один из представителей богатой торговой фирмы; по костюму европеец». Вожеватов получил, по моде, хорошее образование, он живет, следуя законам «нового времени». Чувства не интересуют этого героя. Он считает, что все можно купить. Поэтому, когда Лариса Огудалова просит у «друга детства» сочувствия, он не может ничем помочь девушке –Вожеватов просто не знает, как это делается. Больше того, прельстясь красотой Ларисы, самоуверенный и лощеный Василий Данилыч торгует ее, словно вещь, у другого купца – Кнурова. Мокий Парменыч Кнуров — человек немного другого склада. Это уже довольно пожилойкупец, поэтому в его голове — смесь старых и новых порядков, моральных законов. С виду Кнуров несколько мягче и душевнее Вожеватова, но принцип «купли-продажи» так же вошел в его кровь, стал его сутью. В итоге и Кнуров, и Вожеватов, олицетворяя циничный и бездушный мир денег, стали одной из причин гибели Ларисы, не пожелавшей быть вещью, отстаивающей свое право на чувства и простые человеческие эмоции. Таким образом, героями пьес Островского «Гроза » и «Бесприданница» являются русские купцы. Купечество в «Грозе» живет по старым, патриархальным законам Домостроя. Драматург рисует купцов как очень религиозных, невежественных самодуров, имеющих большую власть и калечащих жизнь всех тех, кто не разделяет их точки зрения. Купцы в «Бесприданнице» более «окультуренные». Они владеют французским языком, знают, как вести себя в «приличных местах», они учились в западных университетах. В период капитализма русские купцы живут по другим законам, однако остаются такими же бездушными, циничными, уничтожающими всю живое на своем пути. С чем это связано? С тем, что в основе купеческой жизни извечно лежал закон «купли — продажи»? С тем, что эти люди были вынуждены быть безжалостными, чтобы иметь успех? С тем, что испокон веков в среде купечества ценились деловые, а не душевные качества? Ответов на этот вопрос может быть множество. Несомненно одно – пьесы Островского предоставляют нам бесценный материал из жизни русских купцов 19 века, их нравов, обычаев и традиций.
Популярные сочинения
- Сочинение Платон Михайлович Горич в комедии Горе от ума (образ и характеристика)
Платон Михайлович Горич — второстепенный герой комедии А.С.Грибоедова Горе от ума. В пьесе Горич впервые появляется в 6 явлении 3 действия. - Паратов в произведении Бесприданница (Образ и характеристика)
Паратов Сергей Сергеевич – один из главных героев пьесы А. Н. Островского «Бесприданница». Это успешный, богатый, уверенный в себе человек около тридцати лет. Он красив собою - Сочинение на тему Свобода
Свобода – достаточно широкое понятие, которое нужно рассматривать с разных сторон. Она бывает разная, и люди по-разному трактуют и понимают смысл свободы. Однако многие согласятся с тем, что человек считается свободным тогда