Предыстория эпизода
Действие романа охватывает события наполеоновской войны, повлиявшей на судьбы всех героев. И Болконский, и Безухов изначально были увлечены личностью Наполеона, он казался им великим и разумным правителем. И только лишь оказавшись в самой гуще военных событий, оба героя пересмотрели свои взгляды: князь Андрей был ранен, а Пьер оказался в плену.
Безухов — человек, который никакого отношения к военной службе не имеет. Встретил войну Пьер в Москве, занятой французами. Тем удивительнее его решение уйти из дома и, переодевшись, чтобы не быть никем узнанным, пойти воевать. Объяснением этого поступка может послужить разочарование в любви (неудавшийся брак с Элен) и последовавшее за ним одиночество и утрата смысла жизни.
Оказавшись на Бородинском сражении, он вместе с простыми людьми сталкивается с ужасом и животным страхом. Поняв глубину своего заблуждения о личности Наполеона, он решается на дерзкий шаг — убить вражеского императора в осаждённой Москве. Как человек, единожды державший пистолет в руке, он не мог закончить эту авантюру. Хоть и не став доблестным воином на поле сражения, Пьер всё же действовал геройски:
- спас девочку из пожара, когда Москва начала гореть;
- защитил женщину от нападок пьяных французов.
Он и Наташа Ростова в этом плане похожи. Иногда геройство заключается не только в смелости на поле битвы, но и в обычной жизни — заступиться за слабого или, как Наташа, отдать нужные себе подводы раненым.
Значение заточения
Взятого в плен Безухова приговорили к расстрелу за то, чего он не совершал. И именно это событие стало отправной точкой изменения мировоззрения героя. На поле боя он видел настоящее мужество солдат, их героизм и самопожертвование. Бок о бок с ними шла смерть, несправедливо отнимающая жизни этих людей.
Пьера сковывал страх, о котором он в заточении вспоминал: «…Как ужасен страх, и как позорно я отдался ему!» Но он помнил и о том, как простые люди стойко держались и шли в бой, не заботясь о собственной жизни. После этого Пьер и захотел сблизиться с ними, понять их и «проникнуться тем, что делает их такими».
В плену исчезли все противоречия и различия между людьми, стали неважны принадлежность к сословию, уровень богатства, воспитания или образования, русский ты, венесуэлец или француз. У пленников общая беда, сострадание друг к другу и желание помочь. Из заточения Пьер вышел крепким молодым человеком, полнота ушла, пришла сила не только физическая, но и моральная. Его страхи улетучились, он понял, что «на свете нет ничего страшного».
Пьер Безухов в плену (по роману «Война и Мир»)
Пьер Безухов в плену
(по роману «Война и Мир»)
Перед тем, как приступить к вопросу о том, как Пьер провел время в плену, мы должны разобраться, как он туда попал.
У Пьера, как и у Болконского, была мечта походить на Наполеона, всячески ему подрожать и быть, как он. Но каждый из них понял свою ошибку. Так, Болконский увидел Наполеона, когда был ранен при Аустерлицком сражении. Наполеон показался ему «ничтожным человеком в сравнении с тем, что происходило между его душой и этим высоким, бесконечным небом с бегущими по нему облаками». Пьер же возненавидел Наполеона, когда он ушёл из своего дома, переодевшись и вооружившись пистолетом, чтобы принять участие в народной защите Москвы. Пьер вспоминает каббалистическое значение своего имени (число 666 и проч.) в связи с именем Бонапарта и о том, что ему предначертано положить предел власти «зверя». Пьер собирается убить Наполеона, даже если придётся пожертвовать собственной жизнью. По обстоятельствам, он не смог убить Наполеона, он был схвачен французами и посажен в плен на 1 месяц.
Если рассматривать психологические побуждения, которые происходили в душе Пьера, то можно сказать, что События Отечественной войны позволяют Безухову выйти из той замкнутой, ничтожной сферы установившихся привычек, житейских отношений, которые сковывали, подавляли его. Поездка на поле Бородинского сражения открывает Безухову новый, дотоле незнакомый ему мир, открывает реальный облик простых людей. В день Бородина, на батарее Раевского, Безухов становится свидетелем высокого героизма солдат, их удивительного самообладания, их умения просто и естественно совершать подвиг самоотвержения. На Бородинском поле Пьеру не удалось избежать чувства острого страха. “О, как ужасен страх, и как позорно я отдался ему! А они… они все время до конца были тверды, спокойны”… — подумал он. Они в понятии Пьера были солдаты, те, которые были на батарее, и те, которые кормили его, и те, которые молились на икону… «Они не говорят, но делают”. Безуховым овладевает желание сблизиться с ними, войти “в эту общую жизнь всем существом, проникнуться тем, что делает их такими”.
Оставаясь в Москве во время пленения ее французскими войсками, Безухов сталкивается со множеством неожиданных для него явлений, с противоречивыми фактами и процессами.
Арестованный французами, Пьер переживает трагедию человека, приговоренного к смертной казни за несовершенное им преступление, он испытывает глубочайшее душевное потрясение, наблюдая расстрел ни в чем не повинных жителей Москвы. И это торжество жестокости, аморальности, бесчеловечности подавляет Безухова: “… в душе его как будто вдруг выдернута была та пружина, на которой все держалось…”. Так же как и Андрей, Болконский, Пьер остро воспринимал не только собственное несовершенство, но и несовершенство мира.
В плену Пьеру пришлось пережить все ужасы военного суда, казни русских солдат. Знакомство в плену с Платоном Каратаевым способствует формированию нового взгляда на жизнь. «… Платон Каратаев остался навсегда в душе Пьера самым сильным и дорогим воспоминанием и олицетворением всего «русского, доброго и круглого».
Платон Каратаев кроток, покорен судьбе, незлобив, пассивен и терпелив. Каратаев яркое выражение безвольного приятия добра и зла. Этот образ – первый шаг Толстого на пути к апологии (защита, восхваление, оправдание) патриархального наивного крестьянства, которое исповедовало религию «непротивления злу насилием». Образ Каратаева – показательный пример того, как ложные взгляды могут привести к творческим срывам даже таких гениальных художников. Но ошибочно было бы думать, что Каратаев олицетворяет всё русское крестьянство. Платона невозможно представить с оружием в руках на поле боя. Если бы армия состояла из подобных солдат, она бы не смогла разгромить Наполеона. В плену Платон постоянно чем-то занят – «он всё умел делать, не очень хорошо, но и не дурно. Он пёк, варил, шил, строгал, тачал сапоги. Он всегда был занят, только по ночам позволял себе разговоры, которые он любил, и песни».
В плену обращается к вопросу о небе, который волнует многих в романе Толстова. Он видит «полный месяц» и «бесконечную даль». Как нельзя этот месяц и даль запереть в сарае с пленниками, так нельзя и запереть человеческую душу. Благодаря небу Пьер ощутил себя свободным и полным сил для новой жизни.
В плену он обретет путь к свободе внутренней, приобщится к народной правде и к народной морали. Встреча с Платоном Каратаевым, носителем народной правды – эпоха в жизни Пьера. Как и Баздеев, Каратаев войдет в его жизнь духовным учителем. Но вся внутренняя энергия личности Пьера, весь строй его души таковы, что, с радостью принимая предлагаемый опыт своих учителей, он не подчиняется им, а идет, обогащенный, дальше своим путем. И этот путь, по мнению Толстого, единственно возможен для истинно нравственного человека.
Большое значение в жизни Пьера в плену была казнь заключённых.
«На глазах Пьера расстреливают первых двух пленных, затем ещё двоих. Безухов замечает, что ужас и страдание написаны не только на лицах пленных, но и на лицах французов. Он не понимает, зачем вершится «правосудие», если страдают и «правые» и «виноватые». Пьера же не расстреливают. Казнь прекращена. С той минуты, как Пьер увидал это страшное убийство, совершённое людьми, не хотевшими это делать, в душе его как будто вдруг выдернута была та пружина, на которой всё держалось и представлялось живым, и всё завалилось в кучу бессмысленного сора. В нём, хотя он и не отдавал себе отчёта, уничтожилась вера и благоустройство мира, и в человеческую, и в свою душу, и в бога.
В заключении можно сказать, что «в плену Пьер узнал не умом, а всем существом своим, жизнью, что человек сотворён для счастья, что счастье в нём самом, в удовлетворении естественных человеческих потребностей, и что всё несчастье происходит не от недостатка, а от излишка; но теперь, в эти последние три недели похода, он узнал ещё новую утешительную истину – он узнал, что на свете нет ничего страшного».
Роль Каратаева в судьбе героя
Так же, как Пьер, попал в плен и Платон Каратаев — простой крестьянский мужик с собственной философией человеческого существования. Никто другой не смог объяснить Безухову, что настоящий смысл жизни — в детях и работе, в благодарности и любви. Простые слова, на которые Пьер посмотрел другими глазами. Не в деньгах счастье — это правда, если понять, что многие проблемы людей не из-за недостатка средств, а из-за их излишества.
Деятельный Каратаев даже в плену всегда занят делом:
- готовит еду;
- постоянно что-то чинит;
- латает порванные вещи;
- развлекает разговорами (например, подсказывает другу, как поберечь своё здоровье).
Поведение Безухова мало объяснимо, когда его друг заболевает: он не хочет лишний раз к нему обращаться, не подходит и не поддерживает, прекрасно понимая, какая участь того ждёт.
Толстой явно симпатизирует этому персонажу. Образ Платона Каратаева отражает жизненную позицию самого автора: никогда не сдаваться, идти своей дорогой, учиться, ошибаться и ещё учиться. Общаясь с Каратаевым, Пьер и сам начинает на жизнь смотреть спокойнее, прислушиваться к себе, своим эмоциям, а не к разуму. В беседах с простым мужиком Безухов успокаивается и понимает, что счастлив здесь и сейчас, зачем лишний раз переживать.
Платон Каратаев и его мудрость
В заточении Безухов знакомится с простым крестьянином Каратаевым Платоном, тот делится своим пониманием жизни. Это очень важный момент в биографии героя: жизнь начинает обретать настоящий смысл. Простой человек даёт герою больше, чем 10 лет, проведённых за границей в роскоши и безмятежности. Каратаев учит Пьера пониманию того, что жизнь дана человеку для того, чтобы приминать то, что она даёт с благодарностью, любить, растить детей, работать. Самые простые истины становятся откровением для Пьера, в том числе и то, что все проблемы от излишества, а не от недостатка денег.
В плену Каратаев постоянно чем-то занят, он чинит вещи, латает то, что рвётся, готовит еду, подсказывает другу-аристократу, как уберечь своё здоровье. Через персонажа из простого народа Толстой делится своей жизненной позицией: человек должен искать, ошибаться и снова искать, получать знания и идти своей дорогой дальше, не оставаясь в подчинении того, кто делится своими знаниями. Пьер учится жить эмоциями, а не разумом, прислушиваться к себе, относиться ко всему просто и спокойно. Разговоры с Каратаевым успокаивают душу героя, он видит свою жизнь другими глазами, понимает, что счастлив здесь и сейчас. Автор так говорит о случайном духовном наставнике Безухова: он был “как бы живой сосуд, наполненный чистейшей народной мудростью”.
Жизнь после пленения
Месяц в неволе сильно изменил характер Пьера Безухова. Он, наконец, перестал искать высший смысл, руководящий его жизнью, для него стало ценным каждый прожитый день, а на смену разочарованию пришло смирение и мудрость. На всю жизнь он запомнил сцену казни пленных в первый день своей неволи, он видел реакцию французов и не мог понять, почему совершается такое зло. Трагичность событий, ужас неизбежности останутся с Безуховым навсегда. Кратко изложенный роман всегда включает в содержание главы, посвящённые Безухову, попадающему в плен, и смысл его пребывания там.
После освобождения из плена Пьер ещё долгое время старается жить, придерживаясь каратаевских принципов. Краткая встреча Безухова с Каратаевым стала знаковой. Однако, его энергичная натура не позволяет просто принимать данность жизни. Он продолжает искать себя, но ко всему происходящему он относится намного проще.
В конце романа герой кардинально отличается от себя самого, но более раннего. Да, он стал заботливым семьянином, но и общественные интересы для него имеют первостепенное значение, что он с присущим ему рвением доказывает и в масонской ложе, и в кругах аристократов.