«В Швабрине нет ничего русского: все русское вытравлено в нем его воспитанием…»

Одним из важных второстепенных персонажей повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» является молодой офицер Швабрин. Это классический отрицательный герой, в котором автор собрал все мыслимые пороки. Подлый, мстительный и беспринципный, Швабрин выступает в произведении злым гением. Характеристика Швабрина необходима для того, чтобы более полно раскрыть образ главного героя, молодого дворянина Петра Гринева. Автор намеренно сталкивает героев-антагонистов в сложных жизненных ситуациях, чтобы продемонстрировать их характеры и нравственные ценности.

Краткая характеристика

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Капитанская дочка.
Полное имя — Швабрин Алексей Иванович.

Возраст — молодой человек, не старше 30 лет.

Род занятий — боевой офицер.

Семья — не женат.

Социальное положение — дворянин.

Происхождение — родом из знатного дворянского семейства.

Воспитание — характерное для дворянских семейств.

Образование — характерное для дворянских семейств.

Внешность — невысокий молодой мужчина, смуглый, с некрасивым, но выразительным лицом.

Характер — умный, хитрый, подлый, мстительный, эгоистичный, горячий, вспыльчивый, трусливый.

Положительные черты — умный, утончённый, прекрасно воспитанный и образованный.

Отрицательные черты — подлый, расчётливый, мстительный, способный на предательство.

Произведение — «Капитанская дочка».

Автор — Александр Сергеевич Пушкин.

Цитатная характеристика

Описание Швабрина с цитатами позволит раскрыть его образ, продемонстрировать не только внешность, но и черты характера, особенности поведения, отношения к жизни.

Портрет

Художественный портрет Швабрина основан на том, что он является гвардейским офицером, дворянином по происхождению.

«…молодой офицер…»

Источник: Глава III

«…это был офицер, выписанный из гвардии…»

Источник: Глава III

«…Алексей Иваныч, конечно, человек умный, и хорошей фамилии, и имеет состояние…»

Источник: Глава IV

Полное имя героя — Швабрин Алексей Иванович.

«Швабрин Алексей Иваныч…»

Источник: Глава III

Швабрин уже несколько лет находится в Белогорской крепости в качестве наказания за убийство, совершённое во время дуэли.

«Швабрин Алексей Иваныч вот уж пятый год как к нам переведен за смертоубийство. Бог знает, какой грех его попутал; он, изволишь видеть, поехал за город с одним поручиком, да взяли с собою шпаги, да и ну друг в друга пырять; а Алексей Иваныч и заколол поручика, да еще при двух свидетелях!»

Источник: Глава III

Внешность

Швабрин — молодой человек.

«…молодой офицер…»

Источник: Глава III

Внешний вид Алексея Ивановича не вызывает чувства расположения.

«…невысокого роста, с лицом смуглым и отменно некрасивым, но чрезвычайно живым…»

Источник: Глава III

После того как Швабрин присягнул на верность Пугачеву, изменилась его прическа и одежда.

«…увидел я среди мятежных старшин Швабрина, обстриженного в кружок и в казацком кафтане…»

Источник: Глава VII

«Он был одет казаком и отрастил себе бороду».

Источник: Глава ХII

Жизненные испытания серьезно отразились на внешности Швабрина, утратившего свою былую самоуверенность.

«…и вошел — Швабрин. Я изумился его перемене. Он был ужасно худ и бледен. Волоса его, недавно черные как смоль, совершенно поседели; длинная борода была всклокочена. Он повторил обвинения свои слабым, но смелым голосом».

Источник: Глава XIV

Черты характера и поступки

Швабрин — утончённый дворянин, привыкший общаться с людьми своего круга. Жизнь в Белогорской крепости среди необразованных солдат для него невыносима.

«Вчера узнал я о вашем приезде; желание увидеть наконец человеческое лицо так овладело мною, что я не вытерпел. Вы это поймете, когда проживете здесь еще несколько времени…»

Источник: Глава III

Алексей Иванович отличается не только природным умом, но и отменным чувством юмора, остроумием.

«Швабрин был очень не глуп. Разговор его был остер и занимателен. Он с большой веселостию описал мне семейство коменданта, его общество и край, куда завела меня судьба. Я смеялся от чистого сердца…»

Источник: Глава III

«…он такой насмешник!..»

Источник: Глава IV

У Швабрина отсутствуют какие-либо моральные принципы. Он готов распускать самые гнусные сплетни о людях.

«…к Ивану Игнатьичу, кривому гарнизонному поручику, о котором Швабрин выдумал, будто бы он был в непозволительной связи с Василисой Егоровной, что не имело и тени правдоподобия; но Швабрин о том не беспокоился…»

Источник: Глава IV

«…но час от часу беседа его становилась для меня менее приятною. Всегдашние шутки его насчет семьи коменданта мне очень не нравились, особенно колкие замечания о Марье Ивановне».

Источник: Глава IV

Швабрин готов поливать грязью даже Машу Миронову, на которой собирался жениться. Причина тому — уязвлённое самолюбие.

«Бесстыдство Швабрина чуть меня не взбесило; но никто, кроме меня, не понял грубых его обиняков…»

Источник: Глава IV

«Я понял упорное злоречие, которым Швабрин ее преследовал. Вероятно, замечал он нашу взаимную склонность и старался отвлечь нас друг от друга. Слова, подавшие повод к нашей ссоре, показались мне еще более гнусными, когда, вместо грубой и непристойной насмешки, увидел я в них обдуманную клевету».

Источник: Глава IV

«В клевете его видел я досаду оскорбленного самолюбия…»

Источник: Глава IV

Для Швабрина характерно снисходительное поведение, он чувствует себя выше всех обитателей крепости.

«Швабрин, обыкновенно снисходительный…»

Источник: Глава IV

Чувства Гринёва по отношении к Маше Мироновой вызывают в Швабрине ревность, а вместе с тем желание отомстить, уколоть, причинить сопернику боль.

«Тут он взял от меня тетрадку и начал немилосердно разбирать каждый стих и каждое слово, издеваясь надо мной самым колким образом…»

Источник: Глава IV

У Швабрина есть чувство собственного достоинства. При этом он злопамятный и мстительный человек.

«Швабрин переменился в лице. «Это тебе так не пройдет, — сказал он, стиснув мне руку. — Вы мне дадите сатисфакцию…»

Источник: Глава IV

«…вы своею кровью будете отвечать мне за вашу дерзость…»

Источник: Глава IV

Швабрин — искусный фехтовальщик.

«Швабрин был искуснее меня, но я сильнее и смелее… Швабрин не ожидал найти во мне столь опасного противника…»

Источник: Глава IV

Опасаясь за свою судьбу, Швабрин приносит извинение Гринёву, которого ранил на дуэли. На самом же деле все его извинения были сплошным лицемерием.

«Швабрин пришел ко мне; он изъявил глубокое сожаление о том, что случилось между нами; признался, что был кругом виноват, и просил меня забыть о прошедшем».

Источник: Глава V

Ради спасения собственной жизни Швабрин становится предателем и переходит на сторону банды Пугачёва.

«…увидел я среди мятежных старшин Швабрина, обстриженного в кружок и в казацком кафтане».

Источник: Глава VII

«А каков Швабрин, Алексей Иваныч? Ведь остригся в кружок и теперь у нас тут же с ними пирует! Проворен, нечего сказать!»

Источник: Глава VII

Швабрину удалось настолько втереться в доверие к Пугачёву, что тот назначил его новым комендантом крепости.

«Потом обратился он к народу и сказал, указывая на Швабрина: “Вот вам, детушки, новый командир: слушайтесь его во всем, а он отвечает мне за вас и за крепость“».

Источник: Глава IX

Заполучив полную власть в свои руки, Швабрин становится настоящим деспотом по отношению к зависимой от него Марьи. Он держит её под стражей, скудно кормит, угрожает и только затем, чтобы девушка согласилась стать его женой.

«Я живу в нашем доме под караулом. Алексей Иванович принуждает меня выйти за него замуж. Он говорит, что спас мне жизнь…»

Источник: Глава Х

«Он обходится со мною очень жестоко и грозится, коли не одумаюсь и не соглашусь, то привезет меня в лагерь к злодею».

Источник: Глава Х

«Швабрин виноватый, — отвечал я. — Он держит в неволе ту девушку, которую ты видел, больную, у попадьи, и насильно хочет на ней жениться».

Источник: Глава ХI

Швабрин — опытный лжец и лицемер.

«Ты лжешь, мерзавец! — вскричал я в бешенстве, — ты лжешь самым бесстыдным образом».

Источник: Глава IV

«Изменник помог Пугачеву вылезть из кибитки, в подлых выражениях изъявляя свою радость и усердие»

Источник: Глава ХII

При всей своей заносчивости Швабрин является трусливым человеком, который ради спасения собственной жизни готов сносить немыслимые для дворянина унижения.

«Он казался сам не свой. При обыкновенной своей сметливости он, конечно, догадался, что Пугачев был им недоволен. Он трусил перед ним, а на меня поглядывал с недоверчивостию».

Источник: Глава ХII

«Швабрин упал на колени… В эту минуту презрение заглушило во мне все чувства ненависти и гнева. С омерзением глядел я на дворянина, валяющегося в ногах беглого казака».

Источник: Глава ХII

Воспитание

Будучи потомственным дворянином, Швабрин получил хорошее образование. Он свободно изъясняется на французском языке, вежлив, знает правила этикета.

«Извините меня, — сказал он мне по-французски, — что я без церемонии прихожу с вами познакомиться».

Источник: Глава III

«У Швабрина было несколько французских книг…»

Источник: Глава IV

Швабрин хорошо разбирается в поэзии, обладает тонким вкусом. Именно ему Пётр Гринёв приносит на суд свои стихотворения.

«…переписав мою песенку, я понес ее к Швабрину, который один во всей крепости мог оценить произведения стихотворца…»

Источник: Глава IV

Враг для собственного государства

Для Швабрина не существует понятия чести и долга перед родиной. Когда Пугачев захватил крепость, он перешел на сторону мятежников. Изменник без капли сожаления смотрит на все бесчинства, совершаемые пугачевской бандой.
Швабрин занимает место, которое принадлежало отцу Марии Мироновой. Машу он держит под замком на хлебе и воде, угрожает ей расправой. Когда предводитель крестьянской войны потребует отпустить девушку, то Швабрин расскажет чья она дочь, подвергнув огромному риску ту, кому недавно объяснялся в любви. Это доказывает, что ему чужды искренние чувства.

Даже спустя время, когда судьба разведет его и Гринева, предатель родины вспомнит о нем, чтобы вновь нанести удар в спину. Он обвинит Петра в пособничестве Пугачеву, когда его самого будут судить за все проступки.

Алексей Швабрин — один из героев повести «Капитанская дочка». В Белогорскую крепость этого молодого офицера сослали за дуэль, на которой противник Швабрина был убит. При знакомстве Швабрина с Гриневым обращает на себя внимание то, что Алексей относится к обитателям крепости с презрением и высокомерием. Швабрин сближается с Гриневым для того, чтобы «увидеть наконец человеческое лицо».

Однако не только высокомерием определяется характер этого героя. Автор характеризует Швабрина как циничного пустого человека, способного оболгать девушку только из-за того, что она отказала ему во взаимности. Швабрин совершает ряд подлых поступков, которые характеризуют его как низкого человека, способного на измену, трусость, предательство. Гринев и Швабрин устраивают дуэль из-за дочери коменданта, и, воспользовавшись невнимательностью Гринева, Швабрин ранит его.

Список дальнейших поступков Алексея венчают сцены штурма и взятия Белогорской крепости. Поняв, что осады плохо укрепленной крепости не выдержать, Швабрин переходит на сторону Пугачева. Когда же лжеимператор учиняет суд, сидя на крыльце комендантского дома, Швабрин оказывается уже среди старшин мятежников. Для того чтобы сохранить свою жизнь, Швабрин пресмыкается перед Пугачевым. По правде говоря, участь Алексея незавидна: он обречен вечно оставаться чужим среди своих, своим среди чужих. Вероятно, Швабрин попросту попытался позабыть о таких важнейших для российского офицера понятиях, как долг перед отечеством, честь» верность данной присяге. Вот один из примеров поведения предателя: «Швабрин упал на колени… В эту минуту презрение заглушило во мне все чувства ненависти и гнева. C омерзением глядел я на дворянина, валяющегося в ногах беглого казака».

Истязаниями и голодом Швабрин пытался принудить Машу стать его женой. Этот эпизод разрешается благополучно благодаря вмешательству самого Пугачева. Алексей Швабрин остается одним из наиболее ярких образов предателя в русской литературе. Тема предательства весьма занимала Пушкина. Недаром герой его другого знаменитого исторического произведения — поэмы «Полтава» — мятежный гетман Иван Мазепа, совершивший предательство по отношению к Петру Первому. Однако Алексей Швабрин — прежде всего воплощение мелкого предателя. Из истории пугачевщины известно, что нередки были переходы офицеров на сторону бунтовщиков. После поражения Пугачева суд над такими людьми был безжалостен и суров.

Предательство имеет множество обличий. Общим для всех разновидностей предательства является злоупотребление доверием другого человека. Алексей Швабрин предал родину, любимую девушку, друга, всех обитателей Белогорской крепости. Этого вполне достаточно для того, чтобы терзаться муками совести до конца своей жизни. Испытал ли их Алексей Швабрин, этот низкий и двоедушный герой, оказавшийся между цельными и верными себе персонажами повести «Капитанская дочка»?

Швабрин дан как прямая противоположность Гриневу. Он образованнее, может быть, даже умнее Гринева. Но в нем нет ни доброты, ни благородства, ни чувства чести и долга. Переход его на службу к Пугачеву вызван не высокими идейными побуждениями, а низкими своекорыстными интересами. Отношение к нему автора «записок» и писателя совершенно ясно, и у читателя он вызывает чувство презрения и негодования. В композиции романа Швабрин играет важную и очень традиционную (см. например, романы В. Скотта) роль антагониста героя в любви и в общественной жизни, без него сюжетную линию Гринева и Маши трудно было бы построить. Кроме того, образ Швабрина — своего рода цензурный «заслон» для Гринева, как бы отделившийся от его образа в ходе работы над романом (сперва был один герой). Под его «прикрытием» легче было писать о Гриневе, порой восторгавшемся Пугачевым.

Алексей Иванович Швабрин — персонаж не только отрицательный, но и антипод Петра Андреевича Гринева, рассказчика, от лица которого ведется повествование в «Капитанской дочке». Гринев и Швабрин не единственные герои в повести, которые так или иначе сопоставлены друг с другом: подобные «пары» образуют практически все главные действующие лица произведения: императрица Екатерина — лже-император Пугачев, Маша Миронова — ее мать Василиса Егоровна, — что позволяет говорить о сравнении как об одном из важнейших композиционных приемов, используемых автором в повести. Интересно, однако, что не все из названных героев абсолютно противопоставлены друг другу. Так, Маша Миронова, скорее, сопоставлена со своей матерью и обнаруживает столько же преданности своему избраннику и мужества в борьбе за него, сколько и капитанша Миронова, не убоявшаяся злодеев и принявшая смерть вместе с мужем. Противопоставление «пары» Екатерина — Пугачев не столь однозначно, как кажется на первый взгляд. У этих враждующих и воюющих друг с другом характеров немало близких черт и сходных поступков. Оба оказываются способны и на жестокость и на проявление милости и справедливости. Именем Екатерины жестоко преследуются и подвергаются зверским пыткам сторонники Пугачева (изувеченный башкирец с отрезанным языком), и Пугачев творит бесчинства и казни вместе со своими товарищами. С другой стороны, и Пугачев и Екатерина проявляют милость в отношении Гринева, спасая его и Марью Ивановну от беды и устраивая в конце концов их счастье. И только между Гриневым и Швабриным не обнаруживается ничего, кроме антагонизма. Обозначен он уже в именах, которыми автор называет своих героев. Гринев носит имя Петра, он тезка великого императора, к которому Пушкин, безусловно, испытывал самые восторженные чувства. Швабрину дано имя предателя отцовского дела- царевича Алексея. Это, конечно, вовсе не означает, что всякий персонаж пушкинского произведения, носящий одно из этих имен, должен быть соотнесен в сознании читателя с названными историческими лицами. Но в контексте повести, где проблема чести и бесчестия, преданности и предательства столь важна, подобное совпадение представляется неслучайным. Известно, как серьезно относился Пушкин к понятию родовой дворянской чести, к тому, что принято называть корнями. Не случайно, конечно, поэтому так подробно и обстоятельно рассказывается в повести о детстве Петруши Гринева, о его семье, в которой свято хранятся традиции векового дворянского воспитания. И пусть эти «привычки милой старины» описаны не без иронии — очевидно, что ирония автора полна теплоты и пони мания. И в итоге именно мысль о невозможности посрамить честь рода, семьи не позволила Гриневу совершить предательства в отношении любимой девушки, нарушить офицерскую присягу. Швабрин же — человек без роду, без племени. Нам ничего не известно о его происхождении, о его родителях. Ничего не сказано о его детстве, о воспитании. За его плечами, похоже, нет того духовного и нравственного багажа. который поддерживает Гринева. Швабрину, судя по всему, никто не дал простого и мудрого наставления: «Береги честь смолоду». А потому он легко пренебрегает ею для спасения собственной жизни да и просто для личного благополучия. При этом заметим, что Швабрин — заядлый дуэлянт: известно, что он был переведен в Белогорскую крепость за какое-то «злодейство», вероятно, за дуэль. Он вызывает на дуэль и Гринева, причем в ситуации, когда сам кругом виноват: оскорбил Марию Ивановну, подло оговорив ее перед влюбленным Петром Андреевичем. Важно, что дуэлей в повести никто из честных героев не одобряет: ни капитан Миронов, который напоминал Гриневу. что «поединки формально запрещены в воинском артикуле». ни Василиса Егоровна, почитавшая их «смертоубийством» и «душегубством», ни Савельич. Гринев принимает вызов, защищая честь любимой девушки. Швабрин же – от того, что его справедливо назвали лжецом и мерзавцем. Последний раз мы видим Швабрина. когда он, арестованный за связьс Пугачевым, закованный в цепи, предпринимает последнюю попытку оговорить и погубить Гринева. Он внешне очень переменился: «волоса его, недавно черные как смоль, совершенно поседели», но душа его попрежнему черна: обвинения свои произносил хотя и «слабым, но смелым голосом» — так велики были его злоба и ненависть к счастью соперника. Швабрин закончит свою жизнь так же бесславно, как жил: никем не любимый и никого не любивший, никому и ничему не служивший, а лишь всю жизнь приспосабливавшийся. Он как перекати-попе, растение без корня, человек без роду, без племени, не жил, а катился вниз, пока не упал в бездну …

Повесть «Капитанская дочка» можно отнести к одному из вершинных произведений А. С. Пушкина, выполненных в прозе. Не раз даже сам автор данного произведения говорил, что оно историческое, так как в основе лежат крестьянские восстания под предводительством Пугачева. Автор сумел воссоздать атмосферу, которая была характерна для тех времен. Он потрясающе изобразил характеры главных героев и простых людей, которые жили в то тяжелое время.

Произведение является неким повествованием, которое ведется от лица главного героя — П. Гринева. Он стал свидетелем и участником всех описываемых автором событий. Но произведение было бы неполным, если бы в нем не нашлось место для героя, который является полной противоположностью Гринева. Речь идет, конечно же, о Швабрине. С помощью него автору удалось сделать сюжет повести более ярким и захватывающим. Наверное, поэтому образ Швабрина и Гринева рассматриваются только вместе. Но в данном обзоре следует более подробно рассмотреть главного антигероя повести.

Характеристика Швабрина другими героями

Гринёв

В самом начале знакомства Гринёв восхищается умом, сообразительностью и чувством юмора Швабрина.

«Швабрин был очень не глуп. Разговор его был остер и занимателен. Он с большой веселостию описал мне семейство коменданта, его общество и край, куда завела меня судьба. Я смеялся от чистого сердца…»

Источник: Глава III

Гринёва глубоко возмущают бесстыдные шутки и колкости Швабрина в адрес Марьи Мироновой.

«…но час от часу беседа его становилась для меня менее приятною. Всегдашние шутки его насчет семьи коменданта мне очень не нравились, особенно колкие замечания о Марье Ивановне».

Источник: Глава IV

«Бесстыдство Швабрина чуть меня не взбесило; но никто, кроме меня, не понял грубых его обиняков…»

Источник: Глава IV

«…— А потому, — отвечал он с адской усмешкою, — что знаю по опыту ее нрав и обычай.

— Ты лжешь, мерзавец! — вскричал я в бешенстве, — ты лжешь самым бесстыдным образом».

Источник: Глава IV

Швабрин — подлый человек. Именно он написал родителям Петра письмо, в котором поведал им о произошедшей дуэли.

«Подозрения мои остановились на Швабрине. Он один имел выгоду в доносе, коего следствием могло быть удаление мое из крепости и разрыв с комендантским семейством».

Источник: Глава V

Швабрин привык лицемерить. Вместо того, чтобы открыто высказать Петру все претензии, он втихомолку ненавидит его.

«Со Швабриным встречался редко и неохотно, тем более, что замечал в нем скрытую к себе неприязнь…»

Источник: Глава V

Гринёв, который уже отлично представлял себе всю гнусность личности Швабрина, был обеспокоен его назначением на должность коменданта крепости. Отныне Маша находилась в руках подлеца, от которого можно было ждать чего угодно.

«С ужасом услышал я сии слова: Швабрин делался начальником крепости; Марья Ивановна оставалась в его власти! Боже, что с нею будет!»

Источник: Глава IX

«Швабрин, Швабрин пуще всего терзал мое воображение. Облеченный властию от самозванца, предводительствуя в крепости, где оставалась несчастная девушка — невинный предмет его ненависти, он мог решиться на все».

Источник: Глава IX

В глазах Гринёва Швабрин опускается на самое дно, когда на коленях просит пощады у предводителя восставших казаков.

«Швабрин упал на колени… В эту минуту презрение заглушило во мне все чувства ненависти и гнева. С омерзением глядел я на дворянина, валяющегося в ногах беглого казака».

Источник: Глава ХII

На суде Швабрин выступил в роли обвинителя Петра Гринёва. Однако он не мог торжествовать победу над своим соперником — жизненные испытания отразились на нём не самым лучшим образом.

«…Я с живостью обратился к дверям, ожидая появления своего обвинителя. Через несколько минут загремели цепи, двери отворились, и вошел — Швабрин. Я изумился его перемене. Он был ужасно худ и бледен. Волоса его, недавно черные как смоль, совершенно поседели; длинная борода была всклокочена. Он повторил обвинения свои слабым, но смелым голосом».

Источник: Глава XIV

Подробная характеристика Гринёва.

Маша Миронова

Маша Миронова считает Швабрина насмешником и не видит в нём никаких положительных черт.

«…он такой насмешник! Я не люблю Алексея Иваныча. Он очень мне противен…»

Источник: Глава IV

Швабрин настолько неприятен Маше Мироновой, что она с отвращением говорит о нём. Больше всего девушка боится стать его женой, хотя Швабрин считается завидным женихом.

« — А как вы думаете, Марья Ивановна? Нравитесь ли вы ему или нет?

Марья Ивановна заикнулась и покраснела.

— Мне кажется, — сказала она, — я думаю, что нравлюсь.

— Почему же вам так кажется?

— Потому что он за меня сватался».

Источник: Глава IV

«Алексей Иваныч, конечно, человек умный, и хорошей фамилии, и имеет состояние; но как подумаю, что надобно будет под венцом при всех с ним поцеловаться… Ни за что! ни за какие благополучия!»

Источник: Глава IV

Швабрин — подлый человек, который, воспользовавшись беззащитностью Маши Мироновой, всеми доступными способами принуждает её к браку.

«Я живу в нашем доме под караулом. Алексей Иванович принуждает меня выйти за него замуж. Он говорит, что спас мне жизнь…»

Источник: Глава Х

«А мне легче было бы умереть, нежели сделаться женою такого человека, каков Алексей Иванович. Он обходится со мною очень жестоко и грозится, коли не одумаюсь и не соглашусь, то привезет меня в лагерь к злодею…»

Источник: Глава Х

Подробная характеристика Маши Мироновой.

Генерал

Генерал прекрасно знает, каким подлым человеком является Швабрин, и не намерен более давать ему шансы исправиться.

«О, этот Швабрин превеликий Schelm {плут. (Нем.)}, и если попадется ко мне в руки, то я велю его судить в 24 часа, и мы расстреляем его на парапете крепости…»

Источник: Глава Х

Происхождение и род занятий Швабрина

Алексей Иванович Швабрин – человек аристократического происхождения. Его семья была богата и влиятельна в аристократических кругах.

Алексей Иванович подобно всем дворянам получил хорошее образование, он знал несколько иностранных языков и отличался незаурядным умом.

Предлагаем ознакомиться с в поэме А.С. Пушкина “Евгений Онегин”

Как и большинство молодых людей, Швабрин выбрал карьеру военного. Свою военную стезю Алексей Иванович начал в элитных войсках – в гвардии. Вначале его служба не была затруднительна, но безрассудство Алексея Ивановича все погубило.

Несмотря на запрет дуэлей, Швабрин все же пренебрегает официальным запретом. Дуэль для него закончилась вполне успешно, чего не скажешь про его оппонента-поручика. Полученная рана привела его к гибели. О факте дуэли стало известно и Швабрина, в качестве наказания, отправили в Белогородскую крепость, где он прослужил уже около пяти лет: «Бог знает, какой грех его попутал; он, изволишь видеть, поехал за город с одним поручиком, да взяли с собою шпаги, да и ну друг в друга пырять; а Алексей Иваныч и заколол поручика, да еще при двух свидетелях».

Внешность Швабрина

Алексей Иванович не отличался приятной внешностью – он был невысокого роста, лицо его было абсолютно некрасивым, трудно было выделить хоть какие-либо приятные черты лица, лицо его отличалось мимической живостью, что еще больше отталкивало. Кожа его имела темный цвет, под стать волосам. Волосы – это, пожалуй, одна из немногих вещей, которые были привлекательны в Швабрине – они были насыщенно черного цвета и красиво обрамляли его лицо.

После захвата Пугачевым крепости внешность Швабрина существенно поменялась – он сменил привычный костюм на казацкую одежду, отпустил бороду.

Арест официальными властями также отразился на его облике – некогда красивые волосы стали седыми, а борода его сбилась и утратила свою привлекательность. « Он был ужасно худ и бледен. Волоса его, недавно черные как смоль, совершенно поседели; длинная борода была всклокочена».

В целом же его внешность соответствовала человеку ожидающему приговора – он был подавлен и обескуражен.

Характеристика личностных качеств

Алексей Иванович обладал крайне вспыльчивым характером, что неоднократно становилась причиной его несчастий. Несдержанность по отношению к поручику лишила его возможности беззаботно служить в элитных войсках. Вспыльчивость по отношению к Гриневу стала причиной перехода на сторона повстанцев и, как следствии, каторги.

В целом же Швабрин – неглупый человек, он наделен сообразительностью и смекалкой, но в моменты эмоциональной нестабильности его умственные способности отходят на задний план – эмоции решают все. «Швабрин был очень не глуп. Разговор его был остер и занимателен».

Алексей Иванович – нечестный человек. В его привычки входит обман людей и клевета. Порой он это делает из-за скуки, порой, чтобы получить какую-либо личную выгоду.

Так или иначе, это отталкивает окружающих от Швабрина – никому неохота общаться с дерзким и коварным человеком.

Швабрин и Гринев

Появление Гринева в крепости привнесло некоторое оживление в ее сонную и скучную жизнь. Служащих здесь было не так уж и много, поэтому проблем с выбором компании для времяпровождения не возникало. Гринев говорит о Швабрине: «Всегдашние шутки его насчет семьи коменданта мне очень не нравились, особенно колкие замечания о Марье Ивановне. Другого общества в крепости не было, но я другого и не желал». Благородный и добрый Гринев сумел расположить к себе всех в крепости, в частности дочку коменданта – Машу. Съедаемый ревностью, Швабрин ту же вызывает молодого противника на дуэль. Швабрин практически был убежден в своей победе – он считал, что человек такого возраста как Гринев не может обладать исключительными способностями к фехтованию, но оказалось все наоборот – случайность решила ход поединка –

Не избавившись от противника на дуэли, Швабрин прибегает к коварству. Он пишет анонимное письмо отцу Гринева о произошедших событиях. Алексей Иванович рассчитывает на то, что разгневанный отец заберет сына из крепости и путь к возлюбленной Маше опять будет свободен, но этого не случается. Швабрину пришлось затаиться и ждать более подходящего случая.

Спустя некоторое время такая возможность возникла – после арестов участников восстания, к которым принадлежал Алексей Иванович, начались судебные разбирательства. Как раз здесь Швабрин и вспоминает о своей давней обиде на Гринева и приписывает ему игру на два фронта. Однако и на сей раз надежды Швабрина не осуществились: благодаря Маше Гринев был помилован императрицей.

Швабрин и Марья Ивановна Миронова

Алексей Иванович Швабрин по своей натуре был человеком влюбчивым. Оказавшись в крепости, он тут же заприметил симпатичную девушку – дочку коменданта крепости. Марья Ивановна не отличалась исключительной красотой, вряд ли она смогла бы конкурировать с первыми красавицами, но все же обладала приятными чертами лица. Со временем Алексей Иванович начинает проявлять к девушке интерес. Ему кажется, что если он и не вызовет симпатию у Марьи, то ее родители убедят девушку ответить взаимностью – семья Швабрина обеспечена, а Мироновых – влачит жалкое существование на грани нищеты.

Скорее всего Швабрин не испытывает истиной любви к девушке – для него это игра, развлечение. Марья осознает это и поэтому сторонится бесчестного и малопривлекательного человека, чем вызывает негодование и раздражение у Швабрина. Появление в крепости Гринева еще больше накалило отношения между Алексеем Ивановичем и Марией Ивановной. Миронова влюбляется в милого и доброго юношу, а Швабрин не в силах порадоваться их взаимному чувству, а все время старается найти способ отстоять свое призрачное право на любовь девушки. Попытки Швабрина ни к чему хорошему не приводят: Маша только сильнее убеждается в его бесчестности и лицемерии.

После захвата крепости повстанцами Швабрин запирает девушку и морит ее голодом – он надеется, что таким способом сможет сломить ее и получить желаемое, но Марье помогают спастись, а Алексей Иванович остается ни с чем.

Швабрин и Пугачев

Переход Швабрина на сторону повстанцев кажется нелогичным и абсурдным. Ему как представителю аристократии, богатому и состоятельному человеку поддержка мятежа – абсолютно ненужное и неоправданно рискованное дело.

Первая объективная мысль, которая объясняет такой поступок – это страх за свою жизнь. Пугачев и повстанцы очень категоричны с людьми, не желающими им служить, но, как показывает дальнейшее развитие событий, Швабриным не только руководствовало желание остаться в живых. Швабрин пренебрежительно относился к чужим жизням, но расставаться со своей не спешил. Увидев, как решительно повстанцы расправляются с непокорными, Швабрин дает присягу верно служить Пугачеву.

Он преданно служит ему и его делу – подстригается на манер казаков и облачается в казацкую одежду. Швабрин ведет в компании с повстанцами себя свободно и не скованно, он настолько вжился в роль, что сложно узнать в нем аристократа.

Вполне вероятно, что такое поведение Швабрина было всего лишь игрой на публику – вряд ли такой человек, как Алексей Иванович, истинно разделял взгляды и желания Пугачева.

На нашем сайте вы можете ознакомиться с в поэме “Евгений Онегин” А. С. Пушкина.

Особого доверия образ Швабрина не вызывал у Пугачева – Алексей Иванович был предателем, перешедшим на его сторону. Факт предательства должен был насторожить Пугачева и поддать сомнению искренность его намерений, но, несмотря ни на что, Пугачев делает Швабрина новым начальником крепости, вполне вероятно, что на этот выбор повлияло военное прошлое Швабрина.

Таким образом, негативный образ Швабрина становится фоном для отображения поступков и характеристик других персонажей. А.С. Пушкин с помощью противопоставления добивается яркого изображения важности моральности и добропорядочности. Алексей Иванович Швабрин все время был бесчестным, алчным человеком и в результате пострадал за свою вспыльчивость, злобу и корысть – за причастность к деятельности мятежников его отправляют на каторгу.

Образ и характеристика Швабрина в романе “Капитанская дочка” Пушкина: описание внешности и характера в цитатах

5 (100%) 1 vote

КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА

Швабрин Алексей Иванович

— дворянин, антагонист главного героя повести Гринева. Задумав роман (повесть) из эпохи пугачевского бунта, связанный жанровой традицией с «шотландскими романами» В. Скотта, где герой оказывается между двумя лагерями, «мятежников» и «покорителей», Пушкин поначалу колебался, кого поставить в центр повествования. То ли, как это было в «Дубровском», дворянина, перешедшего на сторону крестьян (тут прототипом мог стать дворянин-пугачевец Шванвич). То ли пугачевского пленника, сумевшего бежать. В конце концов Пушкин как бы «разделил» исторического героя надвое, распределил на две сюжетные роли. Одна из них досталась Гриневу, другая — Ш. (в чьей фамилии явственно слышатся отзвуки фамилий Шванвича и Башарина).

Ш. смугл, некрасив собою, оживлен; служит в Белогорской крепости пятый год; сюда переведен за «смертоубийство» (на дуэли заколол поручика). Сама по себе эта подробность биографии ни о чем не говорит; равно как ни о чем не говорит презрительность Ш. (во время первой встречи с Гриневым он описывает белогорцев весьма насмешливо). Все это типичные черты романного образа молодого офицера; до поры до времени Ш, не выпадает из традиционной схемы; непривычна для этого типа литературного героя лишь его «интеллектуальность» (Ш., несомненно, умнее Гринева; он был даже связан сВ. К. Тредияков-ским). Даже когда он едко отзывается о стишках влюбленного Гринева, это соответствует стереотипу и не заставляет читателя насторожиться. Лишь когда он с «адской усмешкой» предлагает Гриневу подарить его возлюбленной, дочери здешнего коменданта Марье Ивановне, вместо любовной песенки серьги («знаю по опыту ее нрав и обычай»), это наводит на мысль о его душевном бесчестии. Вскоре становится известно, что Ш. некогда сватался к Марье Ивановне и получил отказ (а значит, его отзывы о ней как о совершенной дурочке суть месть; дворянин, мстящий женщине, подлец).

И далее «готовый» образ Ш. не развивается, но последовательно раскрывается в заданном направлении. Во время дуэли, на которую вызывает его Гринев, оскорбленный отзывом о Маше, Ш. наносит удар шпагой в тот миг, когда противник оглядывается на неожиданный зов слуги (то есть неформально прекращает бой). Формально это удар в грудь, но, по существу, в спину соперника, который не собирается бежать — то есть подлый удар. Затем у читателя появляются самые серьезные основания заподозрить Ш. в тайном доносе родителям Гринева о поединке (благодаря чему отец запрещает сыну и думать о браке с Марьей Ивановной). Полная утрата представлений о чести предопределяет и социальную измену Ш. Как только крепость достается Пугачеву, он переходит на сторону бунтовщиков, становится одним из их командиров и силой пытается склонить к союзу Машу, живущую под видом племянницы у здешней попадьи. Кульминационный пункт «швабринской» линии сюжета — сцена, когда в крепости появляется разгневанный Пугачев, узнавший от Гринева о том, что III. удерживает девушку: дворянин валяется в ногах у беглого казака. Подлость оборачивается позором.

Кончает Ш. тем, что, попав в руки правительственных войск, показывает на Гринева как на пугачевца-изменника; только простодушие главного героя мешает догадаться, что III. умалчивает на допросе о Марье Ивановне лишь потому, что боится ее свидетельства в пользу Гринева, а не потому, что хочет уберечь ее от неприятностей. (Ничто не помешало Ш. в минуту личной опасности открыть Пугачеву ее тайну и поставить под смертельный удар и саму дочь повешенного коменданта, и попадью, укрывшую дворянку.)

Изображать такого «неподвижного» героя (при всей важности его фигуры, оттеняющей и уравновешивающей образ Гринева) неинтересно. Поэтому Пушкин часто прибегает к приему косвенного повествования: сам Ш. остается за рамками рассказа, а читатель узнает о нем из разговоров других персонажей.

Все смешалось в историческом романе Александра Пушкина “Капитанская дочка” – честность, благородство, предательство, подлость, любовь. А Пугачевский бунт, который лег в основу произведения, оказался настоящим испытанием для главных героев – Петра Гринева и Алексея Швабрина.

Жизненные трудности на людей действуют по-разному: одних закаляют, других ломают – все зависит от силы характера, воспитания, моральных устоев.

Биография

Алексей Иванович Швабрин — молодой русский офицер. Он проходил службу в элитных гвардейских войсках, но из-за вспыльчивого характера был вынужден покинуть их. Блестящая военная карьера Швабрина разрушилась после того, как он убил человека на дуэли. В качестве наказания офицер был сослан в Белогорскую крепость, где на момент повествования пребывал уже пять лет в компании малообразованных гарнизонных солдат.

Швабрин — представитель знатного дворянского рода. Он умён, красноречив, прекрасно воспитан и образован. Именно поэтому Швабрин быстро нашел общий язык с Петром Гринёвым, который во всём был ему ровней.

Гарнизонная скука стала причиной того, что Швабрин решил сделать предложение юной дочери капитана Миронова. Привыкший к лёгким победам в свете, он был глубоко оскорблён отказом Маши. В качестве мести он стал распускать самые грязные сплетни о девушке.

Гринев, узнав о подлости Швабрина, не стал молчать. Молодые люди договорились о дуэли, в которой оказались равными по силе противниками. Лишь из-за досадной случайности Гринёв был ранен в плечо. Не желая в очередной раз стать героем скандала, Швабрин был вынужден извиниться перед ненавистным соперником.

Во время взятия Белогорской крепости Швабрин проявил малодушие и присягнул на верность Пугачёву. После казни капитана Миронова он был объявлен новым комендантом крепости. В его власти оказалась Маша Миронова, с которой он обращался очень жестоко, принуждая к замужеству. Этим поступком Швабрин подорвал доверие Пугачёва, который хотел было его повесить за издевательство над беззащитной сиротой.

В итоге Швабрин, переживший за время бунта немало лишений, оказался вместе с Гринёвым в тюрьме. Из чувства мести он оклеветал своего давнего противника, но сам закончил свои дни очень плохо — за пособничество разбойникам его ждала казнь или пожизненная ссылка.

Характеристика героя

Швабрин выступает антагонистом главного героя — Гринёва. Причём во всём. Гринёв образован плохо — Швабрин хорошо. Гринёв совестлив и довольно скромен, Швабрин во всём ищет выгоду и дерзок. Гринёв без капли сомнения верен данному слову и присяге, пусть и ценой жизни. Швабрин же думает только о себе и готов продать-купить хоть родину, хоть любовь, а ради собственной жизни совершит любую подлость и преступление.

Судить о Швабрине можно уже по первым его словам, сказанным Гринёву при встрече: «Вчера узнал я о вашем приезде; желание увидеть наконец человеческое лицо

так овладело мною, что я не вытерпел…» Двумя словами Алексей Иванович выражает своё отношение к обитателям Белогорской крепости и в то же время характеризует себя: человек благородный, сильный, обладающий реально глубоким умом никогда не станет называть всех вокруг животными, а себя человеком. Им владеет мелкий бес самолюбия, но самолюбие его весьма дёшево, это вульгарная подделка под честь и аристократизм.

Что и подтверждается далее, когда Швабрин мстит Маше Мироновой за отказ в сватовстве и очерняет её в глазах Гринёва: «…ежели хочешь, чтоб Маша Миронова ходила к тебе в сумерки, то вместо нежных стишков подари ей пару серег». Ложь его чудовищно отвратительна, потому что Маша — образец скромности, чистоты и верности.

По ходу повести характер героя не меняется, только усугубляя уже известные нам свойства. Швабрин ранит Гринёва на дуэли в тот момент, когда Пётр поворачивается на крик Савельича. Потом доносит отцу Гринёва о дуэли, за что Пётр попадает в жесточайшую немилость у родителя: батюшка настроен перевести Петра в ещё большую глушь. Далее Швабрин присягает Пугачёву и выясняется, что он состоял в предварительной переписке с «разбойником», чтобы сохранить свою жизнь в случае захвата крепости.

Швабрин пытается силой завладеть Машей, запирает её в чулан «на хлеб и воду». Когда и эта попытка проваливается, Швабрин рассказывает Пугачёву, что Маша на самом деле — дочь капитана Миронова и должна быть либо казнена, либо посажена в тюрьму.

Такой отчаянный «парад низости» и бесчестия может показаться надуманным. Разве не учит нас реализм, что в каждом заключено и хорошее, и плохое? Но Пушкин будто назло реальности завершает судьбу Швабрина главным предательством: Швабрин пишет донос уже правительству на Гринёва.

Образ Швабрина

В повести «Капитанская дочка» Алексей Иванович Швабрин является антагонистом Петра Гринёва. В этот образ автор вложил самые худшие качества, которые можно найти в человеке.

Несмотря на знатное происхождение, утончённое воспитание и превосходное образование, Швабрин является подлым, мелким, эгоистичным человеком, способным добиться поставленной цели самыми грязными способами.

Швабрин всячески демонстрирует собственное превосходство и с плохо скрываемым презрением относится даже к Гринёву и чете Мироновых. Он не знает, что такое настоящая дружба, душевная привязанность, любовь. Уязвлённое самолюбие толкает героя на откровенную подлость по отношению к Маше, которая наотрез отказалась выйти за него замуж.

Но наиболее ярко подлая натура Швабрина раскрывается во время взятия Белогорской крепости. Офицер и дворянин, он забывает о чести и достоинстве, когда присягает на верность безжалостному разбойнику Пугачёву. Швабрин готов воевать на стороне повстанца, лишь бы сохранить собственную жизнь. Преследуя корыстные интересы, он нарушает все мыслимые нравственные законы и тем самым обрекает себя на неизбежную справедливую кару.

Посмотрите, что еще у нас есть:

для самых рациональных —

Краткое содержание «Капитанская дочка»

для самых нетерпеливых —

Очень краткое содержание «Капитанская дочка»

для самых компанейских —

Главные герои «Капитанская дочка»

для самых занятых —

Читательский дневник «Капитанская дочка»

для самых крутых —

Читать «Капитанская дочка» полностью

Отношение автора к образу, который был раскрыт в лице Швабрина

Алексей Иванович Швабрин, лишенный каких-либо моральных устоев, показан в повести как развращенный интригами и заговорами, придворными нравами, офицер-гвардеец. Он достаточно сильно презирал отечественную действительность и даже говорил исключительно на французском языке. Но Александр Сергеевич Пушкин не обделил образ Швабрина в повести «Капитанская дочка» и положительными качествами. Автор наделил его острым умом, находчивостью и хорошим образованием.

Со стороны автора к данному герою проявляется отрицательное отношение. Если смотреть на его оценку, то можно с большой точностью сказать, что она достаточно негативная. Это можно увидеть хотя бы в том, что в повести он упоминается только по фамилии. Также в некоторых местах произведения указаны только инициалы данного антигероя.

Вывод

Второстепенный персонаж повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Швабрин играет большое значение в произведение. Именно благодаря ему развиваются отношения между Гринёвым и Машей Мироновой: из-за подлости Швабрина влюблённые вынуждены постоянно преодолевать жизненные преграды, но их чувство от этого только крепнет.

Роль героя заключается в том, чтобы на его фоне продемонстрировать высокие моральные качества Петра Гринёва, основанные на представлениях о долге, чести, достоинстве. Цитатная характеристика Швабрина позволит лучше подготовиться к уроку по литературе в 8 классе, кратко описать персонажа, написать сочинение или доклад на заданную тему.

Собранный материал, включающий в себя цитаты из текста, позволяет самостоятельно дать характеристику герою по плану, поможет составить развернутую письменную работу или написать сочинение на заданную тему.

На страницах романа Алексей Швабрин выступает не только как антипод Петра Гринева, но и как антиэталон поведения дворянина. В нём проявляются все низменные качества личности как образчик того, как ненужно и недостойно себя вести природному дворянину. Поскольку присутствие автора в тексте сливается с сознанием героя-повествователя, то Алексей Швабрин — только часть той картины мира, которая предстаёт перед взором Петра Гринёва во всём многообразии типажей и характеров. Швабрин ― это определённый тип дворянина, являющий недостойный образец поведения; это дворянин формально (по сословной принадлежности), но не по духу и нравственным принципам. Собственно какие-либо принципы в нём абсолютно отсутствуют. Главной чертой его личности становится лишь одно качество ― подлость, которая проявляется во всём, в том числе и речевом поведении. Следует заметить, что в контексте речевого портрета нам важны и экстралингвистические (невербальные) характеристики, такие как мимика, интонация (просодия), паузы, жесты героев и т.п. Они также придают дополнительные особенности описанию языковой личности, отражают её взаимоотношения с миром и ощущение самое себя в мире.

Первое упоминание о пребывании Алексея Швабрина в Белогорской крепости появляется в III главе повести. Со слов Василисы Егоровны мы узнаём, что причина его перевода сюда крайне неблаговидна: «Швабрин Алексей Иваныч вот уж пятый год как к нам переведен за смертоубийство. Бог знает, какой грех его попутал; он, изволишь видеть, поехал за город с одним поручиком, да взяли с собою шпаги, да и ну друг в друга пырять; а Алексей Иваныч и заколол поручика, да еще при двух свидетелях! Что прикажешь делать? На грех мастера нет» [Пушкин, 1987, с. 247-248]. Из уст Василисы Егоровны уже звучит негативная оценка: комендантша набожна и проста, отсюда ― такое обилие в её речи народных пословиц и присказок («На грех мастера нет») и религиозно-оценочной лексики («Бог его знает», «грех попутал»). К тому же само смертоубийство имплицитно определяется как смертный грех. Такое внутритекстовое представление нового героя с «чужих» слов подготавливает читателя к восприятию его образа: за Швабриным идёт нехорошая молва.

Первая речевая ситуация, в которой сталкиваются Гринёв и Швабрин, совпадает с моментом их очного знакомства. Она же весьма примечательна в плане речевых характеристик Алексея Швабрина: «На другой день поутру я только что стал одеваться, как дверь отворилась, и ко мне вошел молодой офицер невысокого роста, с лицом смуглым и отменно некрасивым, но чрезвычайно живым. «Извините меня, — сказал он мне по-французски, — что я без церемонии прихожу с вами познакомиться. Вчера узнал я о вашем приезде; желание увидеть наконец человеческое лицо так овладело мною, что я не вытерпел. Вы это поймете, когда проживете здесь еще несколько времени». Я догадался, что это был офицер, выписанный из гвардии за поединок. Мы тотчас познакомились. Швабрин был очень не глуп. Разговор его был остер и занимателен. Он с большой веселостию описал мне семейство коменданта, его общество и край, куда завела меня судьба. Я смеялся от чистого сердца, как вошел ко мне тот самый инвалид, который чинил мундир в передней коменданта, и от имени Василисы Егоровны позвал меня к ним обедать. Швабрин вызвался идти со мною вместе» [Пушкин, 1987, с. 248 — 249].

Сразу же обращает на себя внимание то, что Швабрин говорит по-французски. Он, конечно, в совершенстве владеет русским как любой носитель языка, но в данном случае употребление иностранного языка как основного разговорного указывает на то, что он делает это демонстративно: хочет подчеркнуть, что по духу он не сопричастен ко всему русскому. Конечно, принимая во внимание культурологический контекст той эпохи, мы помним, что в дворянской среде бытовало увлечение иностранными языками (более всего, французским), а свободное владение ими считалось признаком хорошего тона и обязательным атрибутом хорошего дворянского образования. Однако общение на французском предполагало наличие определенной речевой ситуации. Язык предполагал уместность использования — на нём общались на светских раутах или при ведении интеллектуальной беседы. В противном случае увлечение всем иностранным превращалось в манию — в галломанство. Неумеренное преклонение перед всем французским было признаком дурного вкуса и подобострастия перед иностранной культурой. Это и происходит со Швабриным. Перед нами ― типичный галломан. Во-первых, употребление французского ― это не только позёрство, но и сознательное желание через речь выразить презрение родному языку. Во-вторых, речевая ситуация знакомства — бытовая, повседневная, а значит, и употребление французского языка здесь неуместно и глупо. В-третьих, таким образом, Швабрин хочет продемонстрировать собеседнику, что он не принадлежит к окружению Василисы Егоровны и Ивана Кузмича, которых он почитает себе не равными. Последние, как известно, относятся к категории очень бедных дворян ― выходцев из бывших солдат. Это говорит нам о том, что дворянство их не столбовое, а было пожаловано им за какие-то особые заслуги перед Отечеством. Такая практика была частотна со времен правления Петра I. Об их бедности свидетельствует тот факт, что они имели в прислугах всего одну крепостную душу.

Дальнейшее развитие приветственной фразы Швабрина только укрепляет мнение о его неуважительном и высокомерном отношении к здешним обитателям. Он мнит себя выше, лучше, образованнее их; а их ― недостойным для себя окружением. Удивительная особенность «Капитанской дочки» состоит ещё и в том, что Пушкин может передать всё в немногословности: перед нами всего лишь одна реплика героя, но как много мы через неё узнаём. В ней отражаются все качества характера Швабрина. Он сам себя характеризует и, кажется, понимает свою истинную природу: «Извините меня… что я без церемонии прихожу с вами познакомиться».

«Без церемонии» — то же самое, что ‘бесцеремонно’. Бесцеремонность, нахальство, наглость, невежливость — ещё одни черты Швабрина. В его речи сквозит снобизм, подчёркнутое неуважение, что проявляется в интонационном и семантическом строе, в интенции высказывания, как то:

— «желание увидеть наконец человеческое лицо так овладело мною» — область значений строится по методу «от противного»: подразумевается, что все остальные ‘имеют лицо нечеловеческое’ (т. е. холопское, тёмное, необразованное, неприятное), формируется злая ирония;

— «вы это поймете, когда проживете здесь еще несколько времени» — апелляция к собеседнику с намерением обрести в его лице единомышленника, поддержку своим взглядам.

На этом «живая» речь Швабрина в этом фрагменте текста заканчивается, переходя в косвенную диалогическую речь собеседников. Гринёв сообщает нам направление того разговора («Швабрин был очень не глуп. Разговор его был остер и занимателен»), его эмоциональный настрой («с большой веселостию») и содержание («описал мне семейство коменданта, его общество и край, куда завела меня судьба»). Как видно, Гринев ещё малоопытен в общении с людьми, так не видит по своей душевной простоте и природной чистоте сердца в этом рассказе насмешку. О неправильном восприятии содержания разговора со Швабриным, неумении анализировать речевые интенции собеседника говорит его простодушная реакция: «Я смеялся от чистого сердца…». Рассказ Швабрина для него — это всего лишь повод посмеяться, а не повод обнаружить подвох в личности собеседника. Гринёв ещё не прозорлив и плохо разбирается в людях. Швабрин же хитёр, остроязычен и циничен.

«Французскость» становится лейтмотивом личности Швабрина. Автор упоминает о ней вторично, и это неслучайно: «У Швабрина было несколько французских книг» [Пушкин, 1987, с. 251]. Это увлечение реализует цепочку смыслов, характеризующих Алексея Ивановича: ‘французскость’ = ‘нерусскость’ → ‘непатриотичность’ → ‘склонность к предательству’. Его настолько поглощает увлечение иностранными языками и культурой, что всё отечественное не представляет для него никакой духовной ценности. Соотечественники тоже вызывают у него негласное презрение. Его взгляды и нутро впоследствии предопределят его судьбу. Не пройдя проверку суровыми испытаниями, он предаст крепость, переметнувшись на сторону мятежников, малодушно присягнёт на верность самозванцу Пугачеву, испугавшись за свою жизнь, деспотично будет держать Машу Миронову взаперти, моря бедную сироту голодом в надежде, что силой заставит выйти за него замуж. Словом, им будут попраны все постулаты дворянского «кодекса чести».

Это ждёт его впереди, как и жестокая расплата за все свои подлости. С течением времени Гринёв приобретает остроту духовного зрения и интуитивно начинает понимать истинную сущность своего приятеля: «Незаметным образом я привязался к доброму семейству, даже к Ивану Игнатьичу, кривому гарнизонному поручику, о котором Швабрин выдумал, будто бы он был в непозволительной связи с Василисой Егоровной, что не имело и тени правдоподобия; но Швабрин о том не беспокоился <�…> С А. И. Швабриным, разумеется, виделся я каждый день; но час от часу беседа его становилась для меня менее приятною. Всегдашние шутки его насчет семьи коменданта мне очень не нравились, особенно колкие замечания о Марье Ивановне» [Пушкин, 1987, с. 251 -252].

Герой-повествователь описательно сообщает нам о том, что Швабрин любит распускать неправдоподобные слухи, а значит, он весьма словоохотлив. Это выдаёт в нём натуру сплетника (гендерный лингвистический аспект: страсть к сплетням ― черта не мужского, но женского речевого поведения) и лжеца, клеветника. Кроме того, его колкие шутки набивают оскомину, надоедают и перестают нравиться собеседнику. Это значит, что они становятся постоянной чертой речевого поведения Швабрина: он скудоумен, потому, как ничем иным не может произвести впечатление. Его речевая деятельность ограничивается затверженным кругом тем, не может быть интересна, потому что выдаёт злонравный характер Швабрина.

Общение Гринёва со Швабриным становится всё более и более напряженным. Вызов на дуэль — вполне закономерный его исход. Повод тоже нашёлся. В надежде найти одобрение приятеля Гринёв неосмотрительно показывает Швабрину свои стихи, адресованные Маше Мироновой. Между ними происходит конфликтный диалог:

— Как ты это находишь? — спросил я Швабрина, ожидая похвалы, как дани, мне непременно следуемой. Но, к великой моей досаде, Швабрин, обыкновенно снисходительный, решительно объявил, что песня моя нехороша.

— Почему так? — спросил я его, скрывая свою досаду.

— Потому, — отвечал он, — что такие стихи достойны учителя моего, Василья Кирилыча Тредьяковского, и очень напоминают мне его любовные куплетцы.

Тут он взял от меня тетрадку и начал немилосердно разбирать каждый стих и каждое слово, издеваясь надо мной самым колким образом. Я не вытерпел, вырвал из рук его мою тетрадку и сказал, что уж отроду не покажу ему своих сочинений. Швабрин посмеялся и над этой угрозою. «Посмотрим, — сказал он, — сдержишь ли ты свое слово: стихотворцам нужен слушатель, как Ивану Кузмичу графинчик водки перед обедом. А кто эта Маша, перед которой изъясняешься в нежной страсти и в любовной напасти? Уж не Марья ль Ивановна?»

— Не твое дело, — отвечал я нахмурясь, — кто бы ни была эта Маша. Не требую ни твоего мнения, ни твоих догадок.

— Ого! Самолюбивый стихотворец и скромный любовник! — продолжал Швабрин, час от часу более раздражая меня, — но послушай дружеского совета: коли ты хочешь успеть, то советую действовать не песенками.

— Что это, сударь, значит? Изволь объясниться.

— С охотою. Это значит, что ежели хочешь, чтоб Маша Миронова ходила к тебе в сумерки, то вместо нежных стишков подари ей пару серег.

Кровь моя закипела.

— А почему ты об ней такого мнения? — спросил я, с трудом удерживая свое негодование.

— А потому, — отвечал он с адской усмешкою,— что знаю по опыту ее нрав и обычай.

— Ты лжешь, мерзавец! — вскричал я в бешенстве, — ты лжешь самым бесстыдным образом.

Швабрин переменился в лице.

— Это тебе так не пройдет, — сказал он, стиснув мне руку. — Вы мне дадите сатисфакцию.

— Изволь; когда хочешь! — отвечал я, обрадовавшись. В эту минуту я готов был растерзать его [Пушкин, 1987, с. 252-253].

Надменной насмешкой Швабрин очерняет не столько наивные, юношеские стихи Гринева, сколько само светлое чувство Петра к Маше. Происходит провал ожидаемой коммуникации в положительном ключе: надеющийся на снисхождение Гринёв получает от Швабрина нравственную пощечину и поэтому в геометрической прогрессии в его душе начинают расти досадливые эмоции, которые подогреваются подлостью Швабрина. Реплики Алексея Ивановича содержат едкий сарказм. Для него не существует никаких авторитетов даже в мире поэзии и искусства: стихи В. К. Тредьяковского он иронично называет любовными куплетцами. Слово «куплетец» (от «куплет») нарочно употребляется уничижительной разговорной форме; оттенок уничижительности ему придаёт суффикс –ец, который имеет здесь семантику чего-то ‘незначительного, мелкого, дешевого, бездарного’. Таким образом, у всей фразы повышаются негативные, насмешливые коннотации.

Далее в диалогической ситуации выступают описательные детали агрессивного характера, выражающегося в импульсивных действиях собеседников, а именно выхватывания друг у друга тетрадки со стихами (экстралингвистические факторы коммуникации): «Тут он взял от меня тетрадку и начал немилосердно разбирать каждый стих и каждое слово, издеваясь надо мной самым колким образом. Я не вытерпел, вырвал из рук его мою тетрадку и сказал, что уж отроду не покажу ему своих сочинений. Швабрин посмеялся и над этой угрозою». Швабрин с нарочитым спокойствием берет у Гринева тетрадку («взял от меня тетрадку и начал немилосердно разбирать каждый стих): глагол «взял» знаменует нейтральное, неинтенсивное действие. Его поведение имеет чётко сформированную цель (интенцию) ― раззадорить, разозлить собеседника своей спокойной въедливостью и придирчивостью («начал немилосердно разбирать»). Но более всего его интересуют истинные мотивы написания лирического стихотворения: Швабрин хочет вывести Гринева на эмоциональный взрыв, заставить обосновать своё сентиментальное настроение любовью к Маше Мироновой. Его речевым орудием становится последовательная издевка с расстановкой нужных ему для реализации целевых установок акцентов. В результате он добивается ответного импульса от слушателя. Гринев выдаёт свои чувства эмоциональным и интенсивным жестом — вырывает у того из рук тетрадку (вырвать ― ‘приложить усилие и выдернуть объект’).

Швабрин делает всё возможное, чтобы причинить Гринёву как можно большую боль, ударить по его самолюбию, втоптать в грязь светлые, сердечные чувства. Гриневу ещё не известны истоки такого поведения. Позднее выяснится, что Швабрин сам когда-то сватался к Маше Мироновой, но получил отказ. В нем говорит его уязвленное самолюбие, неумение достойно пережить поражение, справиться с собой. Он зол на весь мир, и его душа черна и порочна. Поэтому он цинично называет Гринева «самолюбивым стихотворцем и скромным любовником». Он неосознанно проецирует на собеседника свои собственные качества — самовлюбленность и высокомерие. Это своего рода эмоциональное нападение, речевой раздражитель с установкой на развитие конфликта.

Так и не сумев справиться с былой обидой, Швабрин опорочивает и Машу Миронову, приписывая ей якобы исключительно меркантильные интересы и провоцируя Гринева: «…подари ей пару серег». Серьги ― материальный предмет, предмет роскоши, тогда как стихами никого не удивишь. Таково мнение Швабрина о бывшей возлюбленной. В его глазах это некий «добрый» совет, данный более удачливому сопернику. Столь циничные заявления доводят Гринёва до крайней точки кипения, что выражается в описании эмоционального состояния: «кровь моя закипела», «вскричал я в бешенстве». Слова Швабрина воспринимаются оскорбленным Гриневым как речи дерзкого мерзавца.

Происходит кульминация речевой ситуации — Гринев требует от Швабрина сатисфакции, вызывает его на дуэль. Швабрин явно не ожидает такого поворота событий: он планировал лишь поглумиться, покуражиться над собеседником и полагал, что это легко сойдёт ему с рук. Он полагает, что Гринев ― трусливый юнец (опять же Швабрин оценивает других лишь по себе), не способный на ответный удар. В этом главный просчёт его речевой стратегии: для него окончание диалога — полная неожиданность, именно поэтому он внезапно и «переменился в лице». Таким образом, реализуется обман ожиданий: Гринёв оказывается не тем, за кого его принимал Швабрин. Петр Гринёв ― сильный и доблестный человек. Тогда как Швабрин человек слабый, трусливый и злонамеренный.

Как пишет В. Е. Калганова, до конца XVIII века на поединках не стрелялись, а рубились и кололись. Дуэль на шпагах (такую дуэль А. Пушкин называл «паршивой») или саблях гораздо меньше угрожала жизням соперников, нежели обмен пистолетными выстрелами. При анализе поединка в «Капитанской дочке» становится очевидным иронический оттенок его изображения. Однако повод для дуэли остается серьезным. Гринев отправляется с предложением быть его секундантом к гарнизонному поручику Ивану Игнатьевичу. «Переговоры» с секундантом заканчиваются отказом последнего, и всё дальнейшее повествование выглядит более похожим на пародию, нежели историю дуэли. Этой фабулой Пушкин представил столкновение эпох. Пылкое отношение Гринева к поединку кажется мальчишеским потому, что оно сталкивается с мнением людей из провинции. Провинциальные обыватели воспринимали дуэль как столичную блажь и подходили к ней с позиции здравого смысла [Калганова, с. 35 -43].

Трудно сказать, смог бы сам Гринев объяснить разницу между поединком и вооруженной дракой, но он был человеком иной эпохи, который подспудно ощущал свое право на дуэль. С другой стороны, рыцарские, хотя и неясные, представления Гринёва о поединке совсем не совпадали с гвардейским цинизмом Швабрина, для которого было важно убить противника (что он уже однажды сделал!), а не соблюсти определенные правила чести. Он хладнокровно предлагает обойтись без секундантов, хотя это и было против правил. Может быть, это происходит потому, что Пушкин хотел выставить Швабрина особенным злодеем, а может быть, потому что писатель показывает сложившуюся в то время ситуацию: дуэльный кодекс был размыт и еще не определен.

Так Швабрин и дальше оправдывает звание подлеца и труса. С раболепием прислуживая Пугачеву после осады крепости, он обнаруживает исключительно уничижительное чинопочитание. Беглый каторжник, выходец из народа проявляет гораздо больше благородства, человечности и чести, нежели этот «названный» дворянин. Показательно в этом плане поведение Швабрина по приезде Пугачева вместе с Гриневым с целью вызволения Маши Мироновой в Белогорскую крепость:

«Он казался сам не свой. При обыкновенной своей сметливости он, конечно, догадался, что Пугачев был им недоволен. Он трусил перед ним, а на меня поглядывал с недоверчивости. Пугачев осведомился о состоянии крепости, о слухах про неприятельские войска и тому подобном, и вдруг спросил его неожиданно:

— Скажи, братец, какую девушку держишь ты у себя под караулом? Покажи-ка мне ее.

Швабрин побледнел как мертвый.

— Государь, — сказал он дрожащим голосом… — Государь, она не под караулом… она больна… она в светлице лежит.

…Швабрин остановился на лестнице.

— Государь! — сказал он. — Вы властны требовать от меня, что вам угодно; но не прикажите постороннему входить в спальню к жене моей.

…У дверей светлицы Швабрин опять остановился и сказал прерывающимся голосом:

— Государь, предупреждаю вас, что она в белой горячке и третий день как бредит без умолку» [Пушкин, 1987, с. 303 — 304].

В речи героя-рассказчика, предшествующей диалогу Швабрина с Пугачёвым, описывается внутреннее эмоциональное состояние Алексея Ивановича. Он сам не свой, поскольку его бесчинствам пришёл конец, и теперь единственное, что его интересует — это возможные варианты спасения самого себя. Ему грозит неминуемая кара, и он лихорадочно пытается совладать с ситуацией, ища выход. Он бледнеет, запинается, его голос дрожит, что говорит о крайней степени его волнения. Сослужив службу не тому человеку, не в том месте, не в тот час, он отлично понимает, что попался в свои же собственные сети. Будучи коварным, Швабрин одновременно оказывается крайне недальновидным человеком: сейчас он оказывается во власти лица, чьё повеление ещё имеет силу. Некогда мечтая о собственной выгоде, он перешёл на сторону Пугачева, но так и не снискал его милости, поскольку никогда не обладал природным умом, понятиями о чести и совести.

Синтаксис его речи почти стенографически фиксирует его внутренний страх и трусость: фразы его рваные, прерывистые, будто его собственное обрывающееся дыхание. Это выражается парцеллированным грамматическим строем, графически оформленным множественными многоточиями (фигурами умолчания). В порыве отчаяния с его уст срывается высокопарная фраза: «Государь! Вы властны требовать от меня, что вам угодно; но не прикажите постороннему входить в спальню к жене моей». Он со свойственным ему подобострастием называет Пугачева «государем» (в надежде усмирить его гнев, на этот раз справедливый и праведный), лицемерно заявляет о приверженности власти самозванца.

Наконец, когда его обман раскрыт, Швабрин позорно падает ниц в поисках пощады: «Швабрин упал на колени… В эту минуту презрение заглушило во мне все чувства ненависти и гнева. С омерзением глядел я на дворянина, валяющегося в ногах беглого казака» [Пушкин, 1987, с. 304].

Так со Швабриным было покончено. Он навсегда запятнал совесть и честь дворянина своим непотребным, циничным поведением. Он унижен, растоптан и убит. Ему не ведомы нравственные идеалы по-настоящему доблестного человека: Швабрин труслив, мелочен, коварен, злопамятен. Ни его характер, ни его поступки, ни его слова не являются примером жизни подлинного дворянина по крови. Его мироощущение презентует падение нравов и чести в одной отдельно взятой душе. Это типическое потому и реалистично, что нуждается в искоренении и осуждении, как неугодное и неправильное. Образ Швабрина создавался Пушкиным для выявления и облечения пороков, которые имели место быть в дворянской среде. Однако делалось это с той лишь целью, чтобы через сей отрицательный пример молодому поколению были привиты противоположные нравственные ценности — храбрость, смелость, рассудительность, доблесть, чувство долга, гуманизм, благородные и чистые порывы, достойные пылких и любящих сердец.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]