«Пропавшая грамота» — краткое содержание повести Н.В. Гоголя


Начало рассказа дьячка

В основе повести Н. В. Гоголя «Пропавшая грамота» лежит сказка, которую поведал любительницам страшных историй служитель церкви Фома Григорьевич. В сюжет пересказа вошли события, произошедшие с его дедом, которого гетман послал с грамотой к царице. Дед Фомы был храбрым казаком, который не боялся даже волков. Кроме дьяка и его деда, главными героями в «Пропавшей грамоте» являются:

  • Запорожец, продавший душу нечистому.
  • Ведьма, нечестно играющая в карты.
  • Опытный и умный шинкарь (человек, который незаконно хранил и продавал спиртные напитки).

Рассказчик описывал своего деда как довольно умного и начитанного человека, который относился к непростым казакам. Фома говорил, что таких людей в округе можно было в одну горсть уложить. Однажды полковой писарь от имени гетмана передал деду грамоту, которую следовало доставить само́й царице. Так как гонец был человеком ответственным, он быстро зашил документ в шапку, попрощался с женой, детьми, сел на коня и отправился в дорогу.

Читать краткое содержание рассказа Пропавшая грамота Гоголя

Повесть начинается со слов главного героя. Фома Григорьевич скромно отнекивается от просьбы рассказать страшную историю. Он смеется, что молодые просят его постоянно рассказать что-нибудь страшное. А сами после заснуть ночью не могут, дрожат, пугаются любого шороха. Но странные эти люди днем забывают о своих страхах, опять просят историю!

Вот Фома рассказывает о важном поручении, которое дал ему гетьман — отвезти царице грамоту. Попрощавшись с семьей, отправился Фома в дорогу. Пришлось ему ехать мимо ярмарки. Там шум, веселье… да и табак нужен Фоме. Решил заехать на чуть. Заехал и встретился с запорожцем, познакомились, стали отмечать знакомство. Время идет, знакомые пьют. И достаточно выпив, признался новый знакомый, что продал душу нечистому. И сегодня совсем не спокойно запорожцу, так как ночь расплаты пришла. Фома хотел бы ему помочь — он вызвался сторожить пьяного. Но несмотря на все старания, Фома все-таки заснул… утром не обнаружил он ни знакомого с его вещами, ни своих вещей.

Жало коня, но еще страшней потерять ту самую грамоту. Пожаловался трактирщику Фома, что темные силы ограбили его. Поведал ему трактирщик, как их найти…

Пошел Фома в лес, углубился в чащу, вышел на свет костра, вокруг которого страшные «рожи» сидят. Это ведьмы и бесы развлекаются, пируют. Потребовал у них смелый Фома свое обратно. Твари смеются, предложили ему в карты отыграться.

Играют, но человеку никак карта не идет. Решил сам сдать, карты выпали хорошие, козырные, но и это не спасло. Тогда тихонько перекрестил Фома карты и… выиграл!

Вместо коня отдали ему кости. Разозлился Фома, осерчал. Пригрозил всех перекрестить! Тогда вдруг очнулся — очутился дома. Самое главное — грамота при нем. А дома дети напуганы, мать во сне… танцует. Поехал Фома опять к царице, которая золотые вареники ест. Долг выполнил свой. Вот только жена его так каждый год и танцует — поздно хату осветили.

Оцените произведение:

  • 3.3

Голосов: 129
Читать краткое содержание Пропавшая грамота. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Гулянка в Конотопе

Ехал он довольно быстро и рано утром был уже в Конотопе. В то время там проходила ярмарка, поэтому людей было довольно много, но все еще дремали, расположившись кто где. Здесь можно было встретить:

  • хлопца с покрасневшим носом;
  • перекупку, которая спала сидя;
  • цыгана, спящего под телегой;
  • москаля с бородой, лежащего прямо на дороге.

Постепенно народ стал просыпаться, и дед пошел в поисках табака и огнива. Он познакомился с лихим запорожцем, каких, как отмечает рассказчик, сейчас не встретишь. Они пошли вместе, разговаривая на незначащие темы, и гонец забыл про свое задание.

Как полагается, они крепко отметили свое знакомство, швыряя в народ деньгами и разбивая горшки. Ярмарку они покинули и отправились в путь, только когда совсем стемнело.

Исчезновение запорожца

По дороге к ним прибился еще один хлопец, и дальше по полю они поехали вместе. В пути запорожец, не умолкая, развлекал попутчиков, которые решили, что в него вселился бес. От рассказанных им историй и присказок дед постоянно смеялся, надрывая живот.

Когда уже совсем стемнело, рассказчик притих и стал вздрагивать при малейшем шорохе. Гонец намекнул запорожцу, что наверно тот уже хочет быстрее домой да на печь. На его слова попутчик неожиданно ответил, что его душа давно продана нечистому. Как ни странно, это признание не удивило смелого деда, который заметил, что на своем веку почти каждый знался с нечистым.

Запорожец сказал, что сегодня последний день, когда он может гулять по свету, и попросил друзей спасти его, не поспав одной ночи. Попутчики согласились помочь ему, не дав черту загубить христианскую душу. Между тем стало совсем темно, и троица решила остановиться на ночлег.

По пути они встретили небольшой, правда, весь покосившийся на одну сторону шинок, в котором решили переночевать. Не успели они расположиться втроем в сарае, как дед заметил, что его друзья спят уже крепким сном. Тогда он разбудил приставшего попутчика и напомнил ему про данное запорожцу обещание, но казак только протер глаза и опять уснул.

Пришлось деду караулить друзей одному, а чтобы не уснуть, он пошел прогуляться и проведать коней. Но ближе к утру сил у него практически не осталось и он повалился, словно убитый. Спал он довольно долго и проснулся, когда солнце стало припекать ему голову.

Дед сразу заметил, что запорожец вместе со своим и его конем исчез. Он стал всех расспрашивать, но никто ничего не знал об исчезновении его попутчика. Гонец сильно испугался и задумался о том, как быть дальше.

Помощь шинкаря

Дед никак не мог понять, кому понадобился его конь, так как у запорожца был свой. Он сделал вывод, что нечистая сила приходила пешком, поэтому и стащила коня. Гонец слишком переживал, что ему не удалось сдержать казацкого слова перед запорожцем. Но он еще больше расстроился, когда обнаружил исчезновение своей шапки.

Потерянная грамота не давала ему покоя. Хотя деду и не пришлось читать ее текст, но еще не было такого, чтобы у него что-то важное пропадало, и он начал ругать себя и черта, обзывая его разными прозвищами. Затем казак решил обратиться за помощью к людям, которые на тот момент находились в шинке.

Дед рассказал обо всем, что с ним приключилось, но ему толком никто не помог. Только шинкарь сидел и молчал в углу. Гонец решил подойти к нему, так как почувствовал, что это довольно умный человек, которому что-то известно.

Но продавец был не слишком разговорчив и начал общаться с дедом, только когда получил от него деньги. Он объяснил казаку план дороги к небольшой речке, где обитают те, кто ему нужен. Поговорив с дедом, шинкарь ушел в свою комнатушку.

Игра в карты с ведьмой

Хотя дед был и смелым человеком, но зайдя темной ночью в лес, он почувствовал некоторый страх. Среди деревьев стало так холодно, что путник вспомнил про свой овчинный тулуп. Наконец он добрался до речки, увидел огонь на противоположной стороне и по ненадежному мостику быстро перебрался на другой берег.

Здесь он увидел нечистых, которые сидели вокруг костра. Но делать было нечего, и гонец присоединился к ним. Как ни пытался он завести с ними разговор, ничего не получалось. Тогда, как советовал шинкарь, он бросил им деньги, и вся нечисть приобрела свое истинное обличие. Они подскочили к деду и посадили за огромный стол, который ломился от еды.

Но что бы он ни захотел съесть, попадало мимо его рта. Дед разозлился и потребовал от них свою шапку. Главная ведьма согласилась отдать шапку только после игры в дурака. Причем из трех партий он должен был выиграть хотя бы одну. Казаку деваться было некуда, и он согласился.

Проиграв два кона, дед понял, что ведьма его обманывает, и тогда он незаметно перекрестил свои карты и выиграл третью партию. Тут же прилетела шапка прямо ему в лицо, но дед стал требовать от нечисти вернуть своего коня. Когда казак узнал, что его четвероногий друг съеден, потребовал другого, чтобы побыстрее выбраться из этого пекла.

Ему дали коня, который понес деда, не слушаясь своего седока. Очнулся гонец только на крыше своей хаты, не помня, что с ним произошло. После этого приключения дед, взяв другого коня, поехал без остановок к царице и вручил ей грамоту.

Краткое содержание повести Пропавшая грамота Гоголя Н.В.

Пропавшая грамота Быль, рассказанная дьячком о своём деде. Дед был из простых казаков. Однажды задумалось вельможному гетьма послать царице грамоту. Полковой писарь позвал деда и сказал, что поедет о с той грамотой к царице. Дед зашил грамоту в шапку и поехал. На второй день он уже был в Конотопе, где в то время шла ярмарка, и решил посмотрет вспомнив, что у него нет ни огнива, ни табаку. Встретив там гуляку запорожца, слово за слово, познакомились, и дед совсем уж позабыл про сво путь. Выпили они с запорожцами и решили идти вместе. Стали он замечат что сильно раззадорился гуляка-запорожец, а тот возьми и скажи: — Перед вами нечего таиться. Знаете ли, что душа моя уже давно продан нечистому. — Экая невидальщина! Кто на веку своём не знался с нечистым? — Эх, хлопцы! гулял бы, да в ночь эту срок молодцу! Эй, братцы! — сказ он, хлопнув по рукам их, — эй, не выдайте! не поспите одной ночи, век не забуду вашей дружбы! Решили они помочь человеку, не пустить чёрта понюхать собачьей мордой христианской души. Ехали бы дальше, но поле обволокло тёмной ночь, только огонёк какой-то мерцал вдали. Поехали на огонёк и попали в шинок. Двор у шинка был уставлен чумацкими возами, пришлось спать идти в сарай. Дед не успел повернуться, как все уже заснули мертвецким сном. Нечего делать, пришлось самому караулить. И почудилось деду, что вскорости за соседними возами что-то серое с рогами смотрит. Дед таращил глаза, сколько мог, а потом всё-таки уснул. Проснулся, возов стало меньше, друзья ещё спят, а запорожца нет. Одна только свитка лежит на том месте, где запорожец спал. Пошёл дед посмотреть коней, нет коней его и запорожского. Решил дед, что пойдёт пешком, раз чёрт забрал и коней и знакомого. Хватился шапку, а шапки тоже нет. Вспомнил он, что поменялись они с запорожцем шапками на время. Утащил чёрт гетьманскую грамоту. Все жалели деда, дивились, а помочь ничем не могли. Только шинкарь отвёл его в сторону и сказал, что научит как найти грамоту, потому что видно сразу, что дед — казак. Нужно было деду пойти через лес до речки и ни в коем случае не оглядываться, что бы ни происходило позади него. У речки дед увидит кого нужно, только карманы надо деньгами заполнить, так как и дьявол и люди деньги любят. Дед был не трус, пошёл он в лес, дошёл до речки, увидел очень узкий мостик и проскочил его в один миг. За мостиком на берегу сидела компания у костра, которую сразу дед определил как «нечистое племя». Они не разговаривали с дедом до тех пор, пока он не бросил им в круг деньги, к которым сразу потянулись лапы, и навострились у рож уши. Теперь дед рассмотрел, что это ведьмы и отплясывали теперь они «какого-то чертовского тропака». Они начали лезть целоваться к деду, потом потащили его за свой длинный стол. Стол был у чертей богатый и дед решил пообедать, только каждый раз, отправляя вилку в рот, он попадал не в свой, а чужой. Рассвирепел дед и вскочил: — Что вы, Иродово племя, задумали смеяться, что ли, надо мной? Если не отдадите сей же час моей казацкой шапки, то будь я католик, когда не переворочу свиных рыл ваших на затылок! Все захохотали, а одна ведьма сказала, что вернут ему шапку, если сыграет дед с ними в дурака три раза и, если хоть раз выиграет, то шапка будет его. Деду пришлось согласиться, хоть и позор для казака сесть и играть в карты с бабами, хоть и ведьмы они. Два раза он проиграл, ведьмы, как им и положено, ведьмовали, карты на глазах изменяли масть. Только в третий раз дед догадался и перекрестил втихую под столом свои карты. Тут ведьмы и проиграли ему, гром пошёл по пеклу, а ведьмы стали корчиться, шапка упала деду прямо в лицо. Но дед ещё и коня отобрал у чертей. Конь чертей летал так, что не слушался ни поводьев, ни крику деда. Перед ним мелькали знакомые места, а как очнулся — он лежал на крыше своей хаты. Разбудил дед жену, сказал чтобы освятила хату, отдохнул, достал коня и уже нигде не останавливаясь ни днём, ни ночью доскакал до царицы. Наградила его царица так, что о чертях он и вспоминать забыл, да и рассказывать никому потом не хотел. А из-за того, что жена не освятила, как он сказал, хату, бесовское наказание осталось. Каждый год, в ту самую ночь, бабе делалось диво: ноги сами танцевали по хате чтобы она не делала.

Основная мысль произведения

Сейчас в школе на уроках литературы очень популярны презентации, которые помогают ученикам сделать конспект произведения и лучше понять его смысл. При этом учитель использует компьютерную технику для просмотра слайдов и прослушивания аудиокниги онлайн. При анализе «Пропавшей грамоты» обязательно раскрываются:

  • жанр повести;
  • композиционная структура;
  • суть сюжета;
  • отличительная специфика;
  • смысловая линия.

«Пропавшая грамота», как и весь цикл сказок «Вечера на хуторе близ Диканьки», написана в жанре народного творчества. Дьяк рассказывает необыкновенную историю в украинских традициях с применением элементов фантастики. Вся композиция повести построена на рассказе о жизни отдельных героев, а ее основу составляет исчезновение документа для императрицы.

Линия сюжета раскручивается вокруг путешествия гонца к нечистой силе с намерением вернуть потерянную шапку, а с ней и грамоту. Гоголь описывает эти события в характерном для него юмористическом стиле. Произведение отличается мастерским упоминанием народных традиций, которые создают живые сцены, захватывающие воображение читателя.

Для этого писатель использует яркий пафос, разнообразные зарисовки, разделяющие реалии от вымысла. Весь смысл произведения основывается на описании простого человека, который любит жизнь и свято верит в торжество справедливости. Кроме того, он умеет бороться со злом, поэтому заслуживает уважения, несмотря на некоторые отрицательные качества.

Своеобразность повести придают элементы фантастики, которые автор приблизил к действительности. Лирические и философские отступления применяются писателем, чтобы лучше описать население тех мест.

Для художественной выразительности автор использует разнообразные прибаутки и присказки, которые подчеркивают самобытность и колоритность повести. Это произведение учит читателя, что сначала следует выполнять взятые на себя поручения, а потом заниматься другими делами. Иначе можно нажить себе много неприятностей.

Краткое содержание «Пропавшая грамота»

В четвертой повести, завершающей цикл «Вечера на хуторе близ Диканьки», Гоголь знакомит нас с дедом дьяка Фомы Григорьевича, поборовшим нечистую силу.

Дьяк Фома в один из вечеров поведал собравшимся слушателям о случае, приключившемся с его пращуром (предок, в старину так называли дедов). Рассказ начинается с того, что гетман приказал отправить в Петербург к царскому двору грамоту, и посыльным был выбран дьяков дед. Для надежности вшил дед грамоту себе в шапку, чтоб в дороге ненароком не потерять.

Без происшествий доехав с другими казаками до самого Конотопа, он повстречал в шинке запорожского казака. Отметив бурными возлияниями встречу, уговорились новоиспеченные друзья дальше ехать вместе. С наступлением ночи обуял запорожца необъяснимый страх, и после долгих расспросов попутчиков перепуганный казак объяснил, что душа его продана черту и именно сегодня срок расплаты. Казаки согласились помочь бедолаге, для чего они должны были прободрствовать всю ночь. Однако, колдовское наваждение берет свое, и путников морит сон. На следующие утро обнаруживается пропажа не только запорожского казака и коней, но и шапки с гетманской грамотой.

Расстроенный дед Фомы Григорьевича впадает в отчаяние, виня себя в провале порученной ему миссии. На помощь приходит шинкарь, советует отправиться в лес, ориентируясь на звук кузнечных молотов, ведь ночью в лесу цыгане куют железо. «Выйди к реке, а там, мил человек, ты найдешь того, кто тебе нужен» заключает хозяин шинка.

Следуя совету, молодой казак находит потайное место и видит там сидящих вокруг огня страшных людей. Он бросает им кошелек, набитый деньгами, как советовал ему шинкарь. В тот же миг оказывается молодой мужчина в аду за столом с ведьмами и чертями. Стол ломится от разных яств, пир в самом разгаре. И тут одна из ведьм предлагает деду Фомы Григорьевича сыграть с ней в карты. В случае проигрыша останется в аду, а если выиграет он, то получит назад гетманскую грамоту. Играют они три партии, и первые две выигрывает ведьма, а на третьей он догадывается перекрестить карты. Удача не заставляет себя долго ждать, и казак обыгрывает ведьму. Тотчас перед ним падает шапка со вшитой грамотой. Он уговаривает чертей соблюсти уговор и помочь ему выбраться из пекла. Дарят демоны казаку адского коня взамен потерянного. Чудесным образом оказывается он у себя дома и, немного отдохнув, снова отправляется к царскому двору. Знакомство с нечистой силой не остаётся бесследно: один раз в год происходит в избе диво жена деда пускается в пляс. А все потому, что не освятила глупая баба хату!

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]