Анализ стихотворения «Блажен незлобивый поэт» (Н.А. Некрасов)

История создания

Данное стихотворение было написано к годовщине смерти великого человека – Николая Васильевича Гоголя в 1852 году. Некрасов разделял мнение Николая Васильевича о основном предназначении литературного деятеля. Свою точку зрения Николай Васильевич выражает в свое поэме «Мертвые души».

По его мнению, благодаря настоящему, истинному искусству открываются все недостатки общественности, поскольку именно оно раскрывает ту самую «неприятную правду», о которой многие не хотят говорить. Не зависимо от того, что главным прототипом «обличающего толпу» человека должен был стать именно Николай Васильевич, Николай Алексеевич создает обобщенный образ поэта, к которому причисляет, в том числе и самого себя.

Тема

Анализируемое произведение раскрывает вечную проблему поэта и общества, их взаимосвязи. Автор показывает, что личность поэта развивается в общественной среде и если мастер слова воспитывается среди злобы и ожесточенья, то и сам он становится озлобленным. За таким положением вещей Я. Полонский наблюдает с иронией, а иногда и сокрушением.

Лирический герой стихотворения — представитель «детей озлобленного века» . С позиции своего поколения он дает характеристику поэту, пытаясь найти в нем лучшие черты. Блаженным герой считает поэта, который озлобился, даже если при этом была искалечена его нравственность. Такой мастер слова никогда не останавливается, не опускает руки, он постоянно пытается найти выход. Лирический герой считает его сильным, поэтому сравнивает с титаном. Озлобленный поэт не слушается сердца или других людей, руководствуется только своим умом. Он не покоряется даже богам, а своими стихами способен встревожить даже «мужей солидных» .

Идеальный поэт, по мнения Я. Полонского неподкупный, не любит лицемерия. Его сила в отрицанье и непоколебимых идеях, рожденных в любви. Главная же причина, почему народ следует за «озлобленным поэтом» — его крик и пороки сливаются с народными. Вместе с народом он испил яд из общей чаши.

Жанр, размер

Большая часть творческого пути поэта была посвящена гражданской лирике, и тем самым проблемам, которые возникают в обществе. К данному жанру так же относится и произведение «Блажен незлобивый поэт». Что касается направления стихотворения, то это, безусловно, реализм. В нем изображается все современное общество, со всеми своими проблемами. Персонажи, которые встречаются в произведении, полностью реальны, а не вымышлены.

Николай Алексеевич затрагивает тему нелегкой судьбы поэта, а параллельно рассказывает обо всех особенностях его характера. Здесь мы видим «особенного» лирического героя, который умеет «любить ненавидя». Свою любовь к Родине он так же выражает не совсем так, как мы к тому привыкли. Он обличает пороки своего государства, и таким образом, через отрицание, доносит до читателя свое отношение к родной земле.

На протяжении всего стихотворения у лирического героя есть вечно преследующий его спутник – «Карающая лира». Автор немного подражает своим предшественникам, как в выборе темы, так и в использовании стихотворного размера – для написания стихотворения он использует четырехстопный ямб.

Неблагодарная поэтическая правда

Обычно произведения поэтов-бунтарей полны сарказма, кстати, как и стихотворение «Блажен незлобивый поэт». Они отрывают, хоть и горькую, но правду, обращая свое внимание на все человеческие пороки общества. Однако люди вместо того, чтобы работать над собой, анализировать себя и заниматься дальнейшим самоусовершенствованием, начинают озлобляться. Для них травля и ненависть к автору становятся чуть ли не смыслом всей их жизни. Ведь, по их мнению, автор переходит всякие границы дозволенного, нарушая их покой.

Образы и символы

Центральным образом произведения является образ поэта. Для этого автор показывает читателю два разных типа людей искусства. В первой части произведения речь идет о «незлобивом поэте», который добивается призвания, уважения и любви своей «миролюбивой лирой». В нем видят умного человека, который достоин воздвижения памятника при жизни. Но лирический герой считает, что деятельность такого поэта не несет в себе абсолютно никакой пользы.

Блажен незлобливый поэт,

В ком мало желчи, много чувства:

Ему так искренен привет

Друзей спокойного искусства;

Во второй части произведения автор показывает «обличителя толпы». Лирический герой причисляет и себя к данному типу людей. Этот поэт в корне отличается от поэта, о котором идет речь в первой части произведения. Он вооружается сатирой, выплескивает всю скопившуюся желчь на окружающий мир.

Поэта везде преследуют «дикие крики озлобленья», а речь «плодит ему врагов суровых». Именно таким образом поэт проявляет любовь к своей Родине. Он готов всегда помогать процветанию Родины, он постоянно подмечает все слабые места, но при этом не перестает любить и уважать свою родную землю.

В стихотворении «Блажен незлобивый поэт» автор создает образ толпы. Лирический герой иронично относится к окружающему обществу. Людям больше нравится «миролюбивая лира», которая не содержит в себе дерзости и сатиры, в ней так же отсутствует резкий и грубый тон. Людям не нравится тот человек, который прямо говорит об их недостатках и несовершенствах. Лирический герой со смехом наблюдает за подобными обывателями. И в этот момент нет никакой разницы между умными и глупыми людьми – все они недовольны поэтом-обличителем.

Блажен незлобивый поэт

Блажен незлобивый поэт, В ком мало желчи, много чувства: Ему так искренен привет Друзей спокойного искусства; Ему сочувствие в толпе, Как ропот волн, ласкает ухо; Он чужд сомнения в себе — Сей пытки творческого духа;

Любя беспечность и покой, Гнушаясь дерзкою сатирой, Он прочно властвует толпой С своей миролюбивой лирой.

Дивясь великому уму, Его не гонят, не злословят, И современники ему При жизни памятник готовят…

Но нет пощады у судьбы Тому, чей благородный гений Стал обличителем толпы, Ее страстей и заблуждений.

Питая ненавистью грудь, Уста вооружив сатирой, Проходит он тернистый путь С своей карающею лирой.

Его преследуют хулы: Он ловит звуки одобренья Не в сладком ропоте хвалы, А в диких криках озлобленья.

И веря и не веря вновь Мечте высокого призванья, Он проповедует любовь Враждебным словом отрицанья, —

И каждый звук его речей Плодит ему врагов суровых, И умных и пустых людей, Равно клеймить его готовых.

Со всех сторон его клянут И, только труп его увидя, Как много сделал он, поймут, И как любил он — ненавидя!

Вероятнее всего, говоря о незлобивом поэте, Некрасов имел в виду поэта Василия Жуковского, который будучи, несомненно, талантливым человеком, прославился романтизмом в русской поэзии. Писал элегии, романсы, баллады. Был любим при дворе и являлся наставником Александра II.


Но был и другой тип поэтов.

Поэтов, сильных духом, пишущих не в угоду существующей власти, умеющих обличить пороки общества и отразить проблемы народа всегда будут восхищать потомков. Такие поэты очень тонко выделяют ложь, фарс, лицемерие. Они не боятся критики и готовы к ней.

Именно об этой правде Некрасов и рассказывает в своем произведении. Негативную реакцию со стороны сильных мира сего, порой можно считать лучше всякой похвалы. Зачастую это и есть признание всевозможных пороков.

Неблагодарная правда

Бунтарство, несогласие, мятежность во все времена воспринимались с неодобрением. Правда не является приоритетом для информативности.

Писателю и поэту намного проще приспособиться к действующему режиму, писать на заказ, то что угодно заказчику. Не волновать народные умы, не выбрасывать полные сарказма лозунги, обходить стороной острые углы. Так многие делают. Таких незлобивых писак и называет Некрасов блаженными.

Но затронута и другая сторона медали. Некрасов в своем произведении пишет, что судьба незлобивых поэтов легка, его везде встречают, он всем нравится, однако, ему стоит задать себе вопрос, ведь после смерти исчезнут все его труды, а за ним придет другой такой же и будет пускать людям пыль в глаза:

«А доволен ли он своей судьбой, приятна ли ему такая людская похвала, которую он заслужил одной только своей покорностью и услужливостью?»

Смерть как награда

В истории искусства бесчисленное множество биографий, когда при жизни, недооценённый гений был гоним. Его либо не понимали, либо не хотели понимать. И это не останавливало талантливого человека. Гении не ставили целью жизни — славу. Жить по-другому такие личности просто не могли. Они творили всю жизнь: писали стихи, пьесы, музыку, картины, делали научные открытия.

Некоторым из них посчастливилось прославиться после смерти. Посчастливилось, не потому, что их имя стало известно, а потому, что они смогли добиться своей цели — донести свои мысли и чувства до общественности.

Возможно, через десятилетия или даже столетия благодарные потомки смогут разглядеть в творчестве поэта поучительные строки, актуальные для любого времени. В этом и есть призвание настоящего литератора.

Темы, проблемы

Основной темой произведения является смысл поэтического ремесла, его необходимость и предназначение. Некрасов больше разделяет гражданскую позицию, которая считает, что «лира» должна быть «миролюбивой» и нести в себе лишь добро. Основной обязанностью поэта Некрасов считает необходимость показать людям те самые слабые места, которые имеются в обществе. Он указывает так же на то, насколько несовершенен сложившийся порядок.

В стихотворении затрагивается тема патриотизма. Он показывает любовь к своей родной земле через негативную сторону, а иногда и через ненависть. Он считает, что именно поэт должен показать «темную» сторону России, но при этом не потерять любви к своему родному государству, оставаться верным и преданным, не смотря ни на что.

Некрасов рассказывает, насколько непросто живется поэту-обличителю. Если вернуться к «незлобивому» поэту, то того при жизни восхваляют, воздвигая ему памятник. То поэта-обличителя постоянно «клянут» и «Преследуют». Его никто не понимает и не признает. Очень трудно творить для тех, кто не ценит твою работу, а именно это ему делать и приходится. И лишь после смерти поэта народ, наконец-то, поймет, как можно «любить ненавидя».

Смерть как награда

После их ухода из жизни за эту смелую правду их будут помнить всегда, и с каждым десятилетием и столетием слава их будет только приумножаться и сиять еще ярче на литературном небосклоне.

На почве бессмертного творчества таких непризнанных гениев, которые, не жалея себя, посредством своей поэзии делали мир чище, и возрастет новое талантливое поколение.

Очень красивыми и точными словами о таких поэтах заканчивает свое стихотворение «Блажен незлобивый поэт» Некрасов. Они говорят о том, как только поэт-мятежник умирает, общество сразу начинает понимать, как много этот человек сделал и как любил, ненавидя.

Основная мысль

Основной мыслью произведения было отразить главную миссию творца-поэта, которая заключается в следующем: поэту необходимо побудить при помощи своей лиры любовь к родной земле; а так же подталкивать народ на борьбу с несправедливостью.

Чистое искусство приходилось по вкусу состоятельным людям, поэтому они мало думали про тяжести судьбы бедного народа, продолжая все так же пользоваться их трудом. Некрасов понимал, что необходимо с помощью творчества донести до богачей всю ту правду, о которой они предпочитают не думать. И вот когда на них она наконец-то обрушится, они смогут уже более объективно смотреть на вещи и саму ситуацию в целом. Данные действия смогут привести к столь желанным переменам.

Некрасов отлично справился с поставленной задачей, поскольку сумел донести всю необходимость «ненавидящей любви». Ведь основная цель искусства – это польза обществу. А какая может быть польза, если постоянно смотреть на мир сквозь розовые очки? «миролюбивая лира» усыпляет, расслабляет, но зачастую необходима именно жесткая сатира, которая позволяет проснуться и смотреть на проблемы трезво. Именно в сатире кроется истинное призвание поэта, его оружие.

Тропы и образы

В стихотворении не только первые строфы противопоставлены последним, всё оно целиком строится на антитезах. Рассматривая творчество незлобивого поэта, Некрасов не просто описывает его выгоды, но и противопоставляет их неудобствам, которых он лишён: мало желчи – много чувства, сочувствие толпы – сомнения в себе, беспечность и покой, миролюбивая лира – дерзкая сатира, памятник при жизни – гонят, злословят

. Некрасов не насмехается над незлобивым поэтом. Кажется, он даже завидует ему. Блажен – значит окружён добром, счастьем. Образ поэта сопровождают положительные эпитеты:
незлобивый поэт, искренний привет, миролюбивая лира, великий ум
. Ирония видна разве что в упоминании привета от друзей
спокойного искусства
(Некрасов негативно относился к «чистому искусству», что видно и из этого стихотворения). С помощью сравнений и метафор Некрасов изображает величие незлобивого поэта:
сочувствие толпы ласкает ухо, как ропот волн, «он прочно властвует толпой своей миролюбивой лирой»
. Сомнения в себе, которым чужд поэт, Некрасов называет
пыткой творческого духа
(метафора). К этой пытке был склонен сам Некрасов.

О незлобивом поэте Некрасов рассказывает на едином дыхании, одним сложным предложением в трёх строфах.

Второй тип поэта тоже описывается с помощью противопоставлений: благородный гений – обличитель страстей и заблуждений толпы, «звуки одобренья не в сладком ропоте хвалы, а в диких криках озлобленья», любовь во враждебном слове отрицанья, любит — ненавидя

. Но антитезы второй части неполные: поэт находит положительное в отрицательном, включает хорошее в плохое.

Рисуя творческий путь поэта во второй части, Некрасов использует метафоры: нет пощады у судьбы, проходит он тернистый путь, его преследуют хулы, звуки его речей плодят суровых врагов, со всех сторон его клянут

. Причина такой тяжёлой жизни – в гражданской обличающей позиции поэта:
благородный гений обличает страсти и заблуждения толпы, он питает грудь ненавистью, вооружает уста сатирой, лира его карающая
(метафоры). Такое противостояние приводит к сомнениям:
он верит и не верит вновь «мечте высокого призванья»
.

Но поэт не может молчать, потому что мотив обличения – любовь: через враждебное отрицание он проповедует любовь, он любит ненавидя

. Казалось бы, это оксюморон, совмещение несовместимого. Но можно любить людей и ненавидеть недостатки в них. Люди потому ругают обличителя, что он затрагивает потаённые струны их душ, открывает правду, которую они скрывали даже от себя.
Суровые враги
плодятся и из
умных, и из пустых людей
(эпитеты), слышащих звуки обличенья. Клеймят и клянут поэта
«со всех сторон»,
то есть даже образованные люди не склонны с радостью принимать обличение. Такова человеческая природа.

Некрасов надеется, что после смерти поэта все

поймут его благородные мотивы, посмотрят на себя со стороны, раскаются и почтят поэта.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]