Образ Марьи Болконской в романе «Война и мир» (Л. Н. Толстой)


История персонажа

С помощью череды женских образов в романе «Война и мир» Лев Толстой постарался показать значительность роли прекрасной половины человечества в обществе, а также ценность крепкой семьи в войне 1812 года. Марья Болконская – одна из лучших представительниц дворянства и самых сложных персонажей эпопеи.


Писатель Лев Толстой

Лев Николаевич дает героине характеристику некрасивой женщины, путь к замужеству которой возможен только лишь через ее происхождение и богатство, но наделенной исключительными качествами, редкими для общества того времени. Верность и способность к самопожертвованию – яркие черты девушки.

Образ Марьи Болконской в романе «Война и мир» (Л. Н. Толстой)

Литеровед предлагает вашему вниманию сочинение по литературе на тему «Образ Марьи Болконской в романе Л. Н. Толстого «Война и мир». Княжна Марья относится к любимым героиням Толстого, благодаря своему стремлению к совершенству и вере в бога.

Л. Н. Толстой создал в своих произведениях множество разных женских образов. Есть среди них величественная, холодная аристократка Элен Курагина, страстная Анна Каренина, яркая душевная Наташа Ростова. Особое место в творчестве Толстого занимает героиня романа «Война и мир» княжна Марья Болконская.

Княжна относится к старинному дворянскому роду. Их родословная берет начало с древнего рода Рюриков. Болконским удалось сохранить влияние в светском обществе и финансовую независимость. Главой семьи является старый князь, бывший екатерининский вельможа Николай Андреевич Болконский. Жена его давно умерла, дети выросли. Сын Андрей женат, живет в столице, дочь Марья находится с отцом в родовом имении Лысые Горы.

Невысокого роста, с тяжелой поступью, княжна была крайне непривлекательна. Ее шаги были тяжелы, а тело лишено грации. Единственное, чем она привлекала внимание, это необыкновенной красоты глаза. Глядя в них, люди переставали замечать ее некрасивость. Использование художественной детали в портрете героев является излюбленным приемом Толстого. Глубокие, лучистые глаза неоднократно упоминаются Толстым, подчеркивая красоту внутреннего мира героини.

По меркам светского общества, у нее не было никаких шансов выйти замуж по любви. Некрасивая, неловкая, она не привлекала мужских взглядов. Да и жила она вдали от светского общества, в деревне. Даже отец говорил, что ее возьмут за богатство, за связи. Княжна не глупа и сама понимает настоящее положение вещей. Она не строит воздушных замков, не мечтает о несбыточном, хотя ей хочется быть счастливой и любимой.

Княжна Марья отличается от многих светских красавиц не только внешностью, но и своей образованностью и умом. Она получает домашнее образование. Старый князь видит в людях две добродетели: «деятельность и ум». Руководствуется этим принципом и в воспитании детей. Он развивает ум дочери, занимается с ней серьезными науками, в частности математикой. После математических занятий она музицирует, по несколько раз повторяя сложные пассажи. Французский язык она освоила под руководством своей компаньонки мадемуазель Бурьен.

Отношения между отцом и дочерью складываются непросто. Это происходит по большей части из-за сложного характера отца. Он человек старой закалки, строгий, требовательный, не проявляющий внешне своих настоящих чувств. Он был очень строг с дочерью, словно специально находил в ней недостатки, которыми попрекал ее. Уроки под руководством отца были пыткой. Под его взглядом она забывала все, что знала. Отец выходил из себя, называл ее глупой. Девушке было гораздо легче решать задачи потом в одиночестве.

С братом у Марьи сложились теплые, нежные, дружеские отношения. Они были искренне привязаны друг к другу. Провожая брата на войну, девушка одела ему ладанку на шею, которая, возможно, спасла жизнь князю. Пока Андрей был на войне, при родах умерла его жена, оставив ему наследника Николеньку. Княжна Марья взяла на себя заботы о маленьком племяннике. Самопожертвование характерно для героини, оно проявляется не только в отношении племянника. Толстой отдает дань уважения княжне, говоря об этом.

Героиня обладает чистой душой. Она не умеет обманывать людей, лукавить. Марья очень верующая девушка. Религия, по ее мнению, может утешить и объяснить то, до чего не дошел человеческий разум. Николай Ростов, став случайным свидетелем молитвы княжны Марьи, говорит о том, что ее молитва способна сдвинуть горы. Героиня не только надеется на бога, она сама помогает бедным людям, привечает странников. Толстой отмечает ее идущее от души смирение, он восхищается этим качеством героини. Душа княжны стремилась к вечному, «совершенному и потому никогда не могла быть покойна».

Ее статус княжны позволяет ей вести активную светскую жизнь, но по характеру она не тяготеет к той искусственной обстановке, которая характеризует атмосферу в светском обществе. Ей было бы одиноко и неуютно в светском обществе, как и ее брату, который сбежал из душных гостиных на войну в поиске славы и новых ощущений. Княжна, тем не менее, находится в курсе светских новостей, которые ей сообщает в письмах подруга Жюли Карагина.

Ее дни в деревне скрашивало общение с мадемуазель Бурьен. Замужество было шансом вырваться из дома из-под отцовского гнета. Когда приехал свататься Анатоль Курагин, Марья испытывает волнение. Отец предупреждает ее о том, что из себя представляет Анатоль. Право принять решение строгий отец все же предоставляет дочери. Но все определил случай. Княжна стала случайной свидетельницей нежностей, которые проявил Анатоль к мадемуазель Бурьен. Неправильно истолковав поведение Курагина, она не захотела мешать счастью подруги и отказала жениху.

Надежду на счастье зажгла в сердце Марьи встреча с Николаем Ростовым. Искру божью заметил в ней и Николай. Он сожалеет, что обручен с Соней. Княжну Марью он сравнивает с ангелом, так светилось ее лицо при встрече с ним. С ним она смогла реализоваться в качестве жены, матери. Став женой ростова, она получила титул графини.

Николай гордится своей женой. Она стала настоящей верной спутницей жизни для Николая, оказывая на него положительное влияние. Марья учит его поступать с людьми по совести, не кичиться своим положением. Толстой с восхищением рассказывает о ней как о матери. Марья вела дневник, записывая достижения своих детей, педагогические наблюдения. Этим она близка писателю, увлекающемуся педагогикой. Дневниковые записи о детях свидетельствуют о гармоничности и богатстве внутреннего мира героини.

Сердце княжны наполнено любовью. Нет человека, который был бы ей ненавистен, она любит всех. Ее мучает то, что кузина мужа Соня, живущая с ними в одном доме, вызывает в ней негативные чувства. Она знала о том, что Николай был обручен с Соней. Несмотря на то, что он просил быть доброй с кузиной, Марья часто испытывала к ней злые чувства. Она всеми силами пыталась полюбить ее, но ей это плохо удавалось.

Благородство и добропорядочность являются жизненными принципами, определяющими поведение героини. Нравственные качества, напряженная духовная работа делают ее одной из любимых героинь Толстого. В ее образе больше человечности, чем литературности. По мнению П. В. Анненского, именно княжна Марья несет на себе идею романа, дает всему смысл и значение.

Внешность и характер

Автор тщательно прорабатывал портреты и биографии героев, в том числе и Марьи Болконской. Образ девушки основан на представлениях Льва Николаевича о собственной матери Марье Николаевне (в девичестве Волконской), которую писатель не помнил. Он признавался, что создал в воображении ее духовный облик. Героиня выглядит болезненно: слабое тело, осунувшееся лицо.

«Бедная девушка, она дьявольски дурна», — думал про нее Анатоль Курагин.

Да и грациозностью она не отличается – Лев Николаевич не уставал отмечать, что у Мари тяжелая неуклюжая походка. Единственной привлекательной частью образа стали грустные большие глаза, которые словно излучали доброту и тепло.


Марья Болконская и Наташа Ростова

Однако за непримечательной внешностью спрятана внутренняя красота. Толстой восхваляет в Мари верность себе и глубоким моральным принципам, высокую образованность и рассудительность, отзывчивость, бескрайнее благородство, которое проявляется в каждом поступке. Девушка лишена хитрости, расчетливости и кокетства, свойственных большинству барышень.

Мари Болконская вместе с Наташей Ростовой противопоставлены в романе алчной эгоистичной распутнице Элен Курагиной. При этом отношения с Наташей поначалу складываются непросто. Избранница брата раздражала княжну живостью характера, непосредственностью и жизнерадостностью, но в дальнейшем девушек сблизила смерть Андрея.


Марья Болконская и ее отец Николай Болконский

Старый князь Николай Болконский воспитывал дочь Мари в такой же строгости, как и сына Андрея. Жесткие педагогические методы отразились на характере девушки – она выросла замкнутой, скромной, даже робкой. Впрочем, хоть Мари и боится домашнего тирана, но сохраняет любовь к отцу до конца его дней.

Героиня не бывала на балах и на светских вечеринках в гостиной мадам Шерер, потому как отец считал такое времяпрепровождение глупостью. Отсутствие близких друзей (круг общения ограничивался компаньонкой мадмуазель Бурье да приятельницей Жюли Карагиной, с которой тянулась лишь постоянная переписка) компенсировала крайняя религиозность. Частые гости у Марьи – «божьи люди», т.е. странники и верующие, за что над девушкой насмехаются родитель и брат.


Марья Болконская

Марья осознает, что природа пожалела для нее красоты, и не питает иллюзий насчет замужества, хотя в глубине души надеется обрести женское счастье и непременно пойти под венец по любви. Мари Болконская долгое время видит смысл своего существования в верности отцу, любви и заботе о брате и его отпрыске Николушке, но судьба распорядилась иначе, подарив девушке личное счастье.

Сочинение 4

О внешности героини судить достаточно сложно, Л. Н. Толстой не заостряет внимание на описании ее внешности, он лишь отмечает, что у княжны лицо худое, слабое тело, трудная походка, но делает акцент на ее большие и грустные глаза, благодаря которым окружающие не замечали не слишком привлекательные черты.

Характер у Марьи Болконской живой, она хорошо чувствует настроение окружающих, и оно переходит на героиню, из-за чего княжна склонна к частой перемене настроения. Высокодуховная и глубоко верующая в Бога Болконская может пожертвовать своими интересами в угоду другим, писатель также указывает на образованность героини.

Марья выросла без матери, воспитываясь строгим отцом, что несомненно накладывает отпечаток на ее характер. Княжна очень любит и уважает отца, хотя и побаивается его. Героиня сильно привязана к брату, для нее дом и семья- очень важные понятия, которым она предает огромное значение, и она мечтает о своей замужестве, детях и счастливой семье. Как личность глубоко верующая, она не ропщет на судьбу, веря, что всем управляет Бог.

С Натальей Марья по началу не находит общего языка, они, несмотря на то, что в некоторую схожесть в характерах, все еще довольно разные. Они находят общий язык во время ухода за раненым Андреем, к тому времени характер Ростовой терпит большие изменения, и она вырастает как личность.

Несмотря на кажущуюся хрупкость и беспомощность, героиня сильна духом, на что указывает ее способность выдерживать все испытания, которые ей посылаются по ходу романа, за что в конце вознаграждается любовью и семьей, о которых она так мечтала.

Несомненно, Л. Н. Толстой большую симпатию испытывает к образу Наташи Ростовой, княжна Марья несомненно тоже вызывает в нем сильные чувства, писатель уделяет много внимания образу Марьи, делая его интересным и многогранным.

Жизненный путь

В начале романа княжне Марье 20 лет. Она родилась и выросла в родовом поместье под опекой строгого и деспотичного отца, распланировавшего распорядок дня дочери по минутам, которые включают долгие занятия алгеброй и геометрией. В прошлом влиятельный царский вельможа, Николай Андреевич, сосланный в имение Лысые Горы, превратил дочь в служанку. Любимое его занятие – доводить Мари до слез, унижать последними словами. Отец не гнушается запустить в наследницу тетрадью или же назвать дурой.


Марья Болконская и Андрей Болконский

Теплые и доверительные отношения у Мари сложились с братом. После смерти его жены девушка без проблем берет на себя обязанности по воспитанию племянника.

Однажды в переписке с Жюли Карагиной Марья узнает, что свататься к ней едет Василий Курагин с непутевым распутным сыном. Героиня принимает Анатоля Курагина за достойного человека. В душе просыпается надежда обрести женское счастье, мечты о семье и детях овладевают ее рассудком. Толстой, как тонкий психолог, раскрывает все потаенные помыслы любимой героини. Столь смелых мыслей Мари ужасно пугается, но решает подчиниться божьей воле.


Анатоль Курагин

Однако отец быстро раскусил мелочную и расчетливую натуру жениха, тем более, что Анатоль и сам по неосторожности испортил сватовство, затеяв флирт с компаньонкой Мари. Наивная девушка решила во имя счастья француженки, без памяти влюбившейся в ухажера, проститься с единственным шансом на замужество.

Болезнь отца освободила Марью Болконскую от постоянного надзора, и героиня, взяв Николушку, отправилась в Москву. В столице девушка мучилась от того, что посмела ослушаться батюшку, и вдруг ощутила к нему бесконечную любовь и привязанность. После смерти родителя Мари собралась покинуть имение, но оказалась в плену местных мужиков, которые в страхе потерять собственное добро не выпускали ее со двора. Хотя девушка была готова разделить запасы хлеба между голодающими крестьянами, проявив щедрость души.


Марья Болконская и Николай Ростов

На помощь княжне пришел Николай Ростов – единственный мужчина, сумевший искренне полюбить эту женщину, обнаруживший внутреннюю красоту и богатство души. Но сначала герой не осознавал влюбленности, испытывал к девушке непонятный трепет и даже страх.

Судьба подарила Марье Болконской то, о чем она так мечтала: девушка вышла замуж за Николая и счастливо растила детей. Из героини получилась преданная, мудрая жена, которую ценит и уважает супруг, и замечательная мать – Мари с удовольствием уделяет время воспитанию наследников и даже ведет дневник, куда записывает примечательные эпизоды жизни детей.

Происхождение, воспитание, образование

Княжна Марья была дочерью генерал-аншефа князя Николая Андреевича Болконского. Жила она с ним и своей компаньонкой мадемуазель Бурьен в имении Лысые Горы.

Княжна росла без матери, её и брата Андрея воспитывал отец. Княжна Марья совсем редко покидала Лысые Горы, так как князь считал светские развлечения глупостями и не хотел, чтобы его дочь походила на «глупых барынь». Он сам обучал её геометрии, причём был очень строг и выходил из себя, когда она чего-нибудь не понимала.

Княжна умела играть на клавикордах и должна была это делать с двенадцати до двух часов, в то время, когда отец отдыхал.

Экранизации

Роман «Война и мир» поселился в кинематографе с 1913 года. Сначала произведение Толстого в урезанном виде экранизировали российские пионеры немого кино, а в 1956 году зрители увидели эпопею в цвете. Тогда героев «Войны и мира» оживил американский режиссер Кинг Видор. В роли Мари Болконской выступила Анна-Мария Ферреро.


Анна-Мария Ферреро в роли Марьи Болконской

Заметной работой, получившей «Оскар» и лестные отзывы критиков, стал советский сериал «Война и мир», снятый Сергеем Бондарчуком в 1965 году. Кроткую, запуганную отцом девушку сыграла Антонина Шуранова, а образ Николая Ростова воплотил Олег Табаков.


Антонина Шуранова в роли Марьи Болконской

Яркой экранизацией по праву считается фильм Роберта Дорнхельма, вышедший на экраны в 2007 году. В создании картины участвовали пять европейских стран, в том числе Россия. Трогательная Марья Болконская получилась из итальянской актрисы Валентины Черви.


Валентина Черви в роли Марьи Болконской

Роль будущего мужа девушки исполнил Дмитрий Исаев. В ленте наблюдаются значительные расхождения с первоисточником, однако это не помешало ей завоевать любовь зрителей.


Джесси Бакли в роли Марьи Болконской

Последняя на сегодня киноработа, снятая по роману Льва Толстого, увидела свет в 2021 году. Английский драматический мини-сериал собрал звезд экрана – зрители наслаждаются игрой Пола Дано (Пьер Безухов), Лили Джеймс (Наташа Ростова), Джеймса Нортона (Андрей Болконский). Мари Болконскую и Николая Ростова представили Джесси Бакли и Джек Лауден.

Внешность героини

В характеристике Марьи Болконской следует отметить, что княжна была совсем не красавицей. Напротив, в ней не было ничего примечательного, и некоторые ее даже считали дурнушкой. Даже старания маленькой княгини и ее компаньонки сделать из нее светскую красавицу не принесли результатов.

Самым красивым во внешности княжны были ее глаза: «…Из больших глаз ее светились лучи доброго и робкого света». Этот внутренний свет делал ее некрасивое лицо одухотворенным и возвышенным. И окружающие уже не замечали ее недостатков — ведь «…в прекрасных глазах ее были и любовь, и грусть…». Красота у княжны Марьи была особенная — не внешняя, а внутренняя, которая и делала ее прекраснее.

Цитаты

«У княжны Марьи были две страсти и потому две радости: племянник Николушка и религия».

«Глаза княжны, большие, глубокие и лучистые (как будто лучи теплого света иногда снопами выходили из них), были так хороши, что очень часто, несмотря на некрасивость всего лица, глаза эти делались привлекательнее красоты».

«Чувство это было тем сильнее, чем более она старалась скрывать его от других и даже от самой себя».

«Кто все поймет, тот все и простит».

«Мое призвание другое – быть счастливой другим счастьем, счастьем любви и самопожертвования».

«Прекрасное сердце <…> это то качество, которое я более всего ценю в людях».</…>

«Ах, мой друг, религия, и только одна религия, может нас уже не говорю утешить, но избавить от отчаяния; одна религия может объяснить нам то, чего без ее помощи не может понять человек».

«Я не желаю другой жизни, да и не могу желать, потому что не знаю никакой другой жизни».

Отношение к окружающим

Марья Болконская была добра к людям. Она очень любила своего строгого отца, любила брата Андрея, с которым у неё были доверительные отношения. Полюбила она и жену князя Андрея Лизу, а после её смерти старалась заменить своему маленькому племяннику Николеньке мать. Пьера Безухова, которого Марья знала с детства, она очень уважала за его прекрасное сердце (об этом она писала Жюли, отмечая, что это качество более всего ценит в людях). А с Наташей Ростовой и Николаем Ростовым у княжны Марьи были особые отношения.

Наташа Ростова и Марья Болконская

Когда Наташа была невестой князя Андрея Болконского, находившегося за границей, она и её отец зимой 1811 года в Москве приехали сделать визит к князю Николаю Болконскому. Но тот их не принял, приняла только княжна Марья. Ей Наташа не понравилась с первого взгляда, она показалась ей «легкомысленно-весёлой и тщеславной».

Княжна Марья тоже не понравилась Наташе, так как тон её был неестественный (княжна боялась какой-нибудь выходки отца). Так они и расстались, испытывая друг к другу антипатию.

Когда Наташа отказала своему жениху князю Андрею, увлёкшись Анатолем Курагиным, княжна Марья была рада этому и рада тому, что князь Андрей принял это известие спокойно.

Но встретившись в 1812 году в Ярославле, куда приехали из Москвы Ростовы вместе с раненым князем Андреем, обе девушки лучше узнали друг друга и подружились. Их дружба продолжалась и после того, как Наташа вышла замух за Пьера, а Марья — за Николая Ростова.

Николай Ростов и Марья Болконская: отношения

В 1812 году князь Николай Андреевич Болконский умер, и княжна Марья осталась одна. Французы наступали, и нужно было уезжать вместе с крестьянами из Богучарова, но крестьяне в этом селе отличались диким нравом. Они не желали уезжать и не давали лошадей княжне.

В это время Николай Ростов, как заботливый эскадронный командир, хотел раньше французов воспользоваться провиантом, который был в Богучарове. Узнав от управляющего Алпатыча, что здешний народ не даёт госпоже выехать из имения, он припугнул крестьян, назвав их изменниками, и велел связать старосту Дрона, который был потом освобождён по желанию княжны Марьи. Мужики привели лошадей и стали укладывать на подводы господские вещи. Так Николай Ростов подавил бунт в Богучарове и освободил княжну. Княжна Марья была ему очень благодарна и полюбила его. Из-за этого чувства её движения стали грациозны, а голос приобрёл «новые, женские, грудные звуки». На Николая кроткая княжна тоже произвела приятное впечатление, и в его голову стали приходить мысли о женитьбе на ней.

После смерти графа Ростова в 1813 году Николай, бывший с русскими войсками в Париже, подал в отставку и приехал в Москву. Он взял на себя долги старого графа и стал жить очень скромно и бедно, но мысль о женитьбе на богатой наследнице была ему противна. Встретившись с княжной Марьей, Николай вёл себя холодно. Княжна поняла, что это происходит из-за его гордости, и сказала, что ей тяжело от того, что он хочет лишить её прежней дружбы. В итоге, молодые люди поняли, что эта гордость — не препятствие для их счастья.

Осенью 1814 года они поженились и стали жить в Лысых Горах вместе с матерью Николая, Соней и Николенькой, сыном князя Андрея. Графиня Марья была любящей женой и матерью. У Ростовых родились два сына и дочка. Николай считал свою жену ангелом за её нравственную чистоту и красоту души

Сравнение с Наташей Ростовой

Также в характеристику Марьи Болконской можно включить сравнение с главной героиней романа Наташей Ростовой. Различия начинаются с воспитания: княжна жила в деревне, уединенно с отцом, который был строг и часто несправедлив к своей дочери. Детство и юность Наташи прошли в большой семье, в которой она была всеобщей любимицей и которой прощались многие шалости.

Наташа тоже не была красавицей, но ее находили очаровательной и милой. Если Марья всегда старалась руководствоваться разумом и была сдержана в проявлении эмоций, то Наташа всегда была непосредственна в проявлении своих чувств.

Но у героинь было и много общего. Они старались видеть в людях хорошее, и для них самым важным была доброта в человеке. Также Марья и Наташа в дальнейшем посвятили себя семье и сильно любили своих мужей.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]