- Сочинения
- По литературе
- Некрасов
- В чем счастье в понимании Матрены Тимофеевны в поэме Кому на Руси жить хорошо
Вопрос тут в том, что, по-моему, для Матрёны Тимофеевны счастье – в отсутствии несчастья. Лишь бы не было беды большой, а так женская жизнь её (да и вообще, женщин, тем более, крестьянок) тяжела. Постоянная работа, каждый год практически дети рождаются… Конечно, им всё отдаёшь, голодная-холодная. Дел по дому полно, спать некогда. А молодая жена, когда приходит в дом к мужу, как раньше положено было, хуже рабы. А ещё если заступника вдруг нет, то любой норовит обидеть (и начальники, и церковники, и соседи).
Так и было, а то и ещё страшней у Матрёны, хотя её прозвали счастливицей – «губернаторшей». И это даже не ирония! Просто ей, действительно, после долгих мучений повезло. Она бросилась в ноги к настоящей губернаторше с просьбой вернуть мужа, которого незаконно забрали от семьи в армию. И его вернули! С тех пор Матрёна только за эту добрую женщину и молится.
А так она вспоминает, что счастливо жила в юности – у родителей, а как вышла замуж… Она даже за стол не садилась, чтоб у детей кусок не отнимать, а ей свекровь говорила, что, мол, наелась уже и спать спешит. Детей посылать приходилось попрошайничать, за них принимать побои. Жизнь в тяжелом труде и несправедливости такая была, что Матрёна упоминает два пожара и сибирскую язву, которые она пережила, так – вскользь. Особенно страшное потрясение она пережила, когда погиб её первенец — Дёма. Ей родственники мужа сказали идти в поле работать, а младенца оставить со старым дедом их. И дед проспал, как ребёнка загрызли свиньи – ужас. И ещё хуже, когда приехала «полиция», а её стали обвинять в намеренном убийстве. И ещё страшней, когда убитого младенца при ней стал резать патологоанатом, которого она называла «нехристем». Какое уж тут счастье?!
Но кстати, был счастливый момент, когда она молилась под звездным небом, просила помощи у Богоматери.
Но пессимистично Матрёна корит странников, что это глупость – искать счастья у женщин. Она даже приводит легенду, что ключи от того самого женского счастья потеряны Б-гом. Уже и для рабов нашли ключи к счастью, а для женщин – тогда ещё нет. Тут она имеет ввиду, видимо, свободу, ведь счастье – это дело личное, нет универсального ключа для каждого. Но со свободой, конечно, проще найти своё счастье.
Что для Матрены Тимофеевны счастье?
Счастье для каждого оно свое. Каждый имеет свое представление о счастье. И не только для женщин оно одно, а для мужчин оно другое. Нет, даже для каждой женщины или мужчины оно строго индивидуально.
Для того чтобы понять определение счастья, странники в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» обошли немало земель и выяснить кто же на Руси счастлив без меры. Да так и не нашли, да оно и не трудно, учитывая те времена отмена крепостного права, боярство, купечество и конечно царство.
Так, будучи проездом в городе Клин. Прослышав о «счастливой губернаторше» решили ее навестить.
Пред ними предстала Корчагина Матрена Тимофеевна во всей своей «красе». Увидев ее семеро странников рассчитывали лицезреть дородную, румяную женщину из высших кругов власти. Ан нет. Матрена Тимофеевна оказалась простой крестьянской женщиной.
И она поведала им каково же оно простое женское счастье.
А оказалось все просто.
Работящий, заботливый и непьющий муж. Здоровые и веселые дети. Это та самая, малая толика которая ей и нужна, а большего и ненадо.
Но тем, ни менее счастливой себя Матрена не считала. Поскольку выйдя замуж, все для нее круто изменилось. Склочная и сварливая свекровь не давала ей прохода, издевалась и корила ее по любому поводу. Она для нее лишний рот. Даже муж не мог ее защитить.
Плюс ко всему череда несчастий настигает семью Матрены, одна за одной. Самое страшное погибает сын. После мужа забирают на войну. Происходят несколько пожаров, совершается самосуд, где защищая своего сына, ее секут розгами.
От всего пережитого, здоровье Матрены Тимофеевны ухудшается, и она для полного «букета счастья» заболевает сибирской язвой.
Так как же счастье-то, которым она славится на всю округу. Выпавшие на ее непростую долю испытания и несчастья Матрена Тимофеевна старается пережить с великим достоинством. Она, не опускала рук ни на минуточку, до последнего борется за свое простое женское счастье, за свою семью. Это говорит о ее стойкости духа присущей русской женщины. Она сумела найти в себе и душевные и физические силы, чтобы сохранить свою семью несмотря ни на что.
По мнению Некрасова, в произведении он четко дает понять на примере Матрены Тимофеевны, что счастливым человеком может считаться только свободный человек. Поэтому он так с особой любовью описывает простого человека, которые, несмотря на свою нелегкую судьбу, противостоят любому рабству.
Тяжёлый год. Губернаторша.
За бесконечным терпением, смиренной покорностью Матрёны Тимофеевны скрываются сила характера, решительность и твёрдая воля. Ради детей, чтоб не стали они забитыми и беззащитными сыновьями солдатки, идёт она спасать мужа от рекрутчины. Вмешательство губернаторши кажется чудесным подарком судьбы. Но главная заслуга принадлежит Матрёне Тимофеевне. Наградой становится возвращение мужа, уважение домашних, статус хозяйки дома. Но эти награды не могут изгладить пережитые муки из памяти и сердца. И новые горести поджидают крестьянку: «…Рощу детей… На радость ли?.. / Пять сыновей! Крестьянские / Порядки нескончаемы — / Уж взяли одного!»
Рассказ о судьбе крестьянки исполнен горечи. Судьба «счастливицы» оказывается на поверку историей бесконечных несчастий. Но всё же задумаемся ещё раз, почему выделяют, считают счастливою Матрёну Корчагину.
Зададимся вопросом: удалось ли судьбе сломить крестьянку? Стала ли Матрёна Тимофеевна рабой среди всеобщего рабства?
Автор убедительно показывает, что крестьянка не сломлена житейскими бурями. В них закалилась суровая красота её могучей души. Матрёна Тимофеевна не раба, а хозяйка своей судьбы. Сила её проявляется не в буйной удали, не в разгуле, не в кратком героическом порыве, а в каждодневной борьбе с тяготами жизни, в терпеливом и упорном жизнестроительстве.
Рядом с Матрёной Тимофеевной слабым кажется даже «богатырь святорусский» дед Савелий. Авторское отношение к этому герою двойственно, в нём соединяются восхищение и горестная усмешка. Богатырство Савелия не то чтобы бесполезное, а бесперспективное. Ему не дано повлиять на будущее, как не дано уберечь Дёмушку. Бунтарский порыв корежских мужиков, закопавших живьём немца Фогеля, не решает вопросов русской жизни, а искупается слишком дорогой ценой. «Недотерпеть — пропасть! / Перетерпеть — пропасть…» — это точно знает дедушка, но как определить границу терпения, он не знает. Своим неловким богатырством Савелий выброшен из мирской жизни, лишён в ней места. Потому его сила оборачивается слабостью. Потому и корит себя старик:
Куда ты, сила, делася?
На что ты пригодилася?
Под розгами, под палками
По мелочам ушла!
И тем не менее на фоне многих крестьянских образов дед Савелий выделяется ясностью и силой разума, цельностью натуры, свободой духа. Он, как и Матрена Тимофеевна, до конца не становится рабом, сам строит свою судьбу.
Так на примере этих двух персонажей убеждает нас автор в неисчерпаемости нравственных сил и жизнестойкости народа, что служит залогом его будущего счастья.
Использованы материалы книги: Ю.В. Лебедев, А.Н. Романова. Литература. 10 класс. Поурочные разработки. — М.: 2014
Меню статьи:
Поэма Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» ключевым своим моментом содержит поиск семью мужчинами-крестьянами людей, жизнь которых бы была счастливой. Однажды они знакомятся к некой крестьянкой – Матреной Тимофеевной Корчагиной, которая рассказывает им свою печальную историю жизни.
Сочинение Счастье Матрены Тимофеевны
Россия большая и великая страна, поэтому Некрасов создал такое замечательное произведение, в котором описал русский народ и бескрайние поля и дали страны. В поэме на дороге встречаются мужики, которые решили затеять спор кому на Руси живется хорошо. Николай Алексеевич описал печальную жизнь народа, даже в названиях сел чувствуется бедность русского народа. Мужики из сел Заплатово, Разутова, Неурожайка, Знобишина решают отправиться в путь по стране для того чтобы найти счастливого человека.
Они идут по всей стране и ищут человека, которому на Руси жить хорошо. Мимо них проходит немало людей и каждый из них рассказывает свою историю, из которой понятно, что не так уж и хорошо живется на Руси. Тогда в одной из деревень им встречаются женщины, которые советуют сходить к Матрене Тимофеевне, ведь именно по их меркам она счастливая и живет хорошо.
Мужики находят красивую женщину с небольшой проседью в волосах, на вид ей около тридцати осьми. Они затевают разговор с Матреной Тимофеевной и спрашивают на самом ли деле она самая счастливая на Руси. Женщина подумала над вопросом и стала рассказывать путникам свою историю жизни и в чем же все-таки заключается ее счастье.
Она росла в хорошей семье и была счастлива до тех пор, пока не вышла замуж. Семья мужа невзлюбила девушку и заставляла тяжело ее работать. Единственный кто ее защищал, был дед Савелий. Муж был постоянно в командировке и приезжал только зимой. Так она и жила в мучениях, ко всему этому к ней домогался Ситников, и это продолжалось до тех пор, пока он не умер.
Когда родился первенец, Матрена отдала всю себя ребенку, и ее радости не было конца, но случилось несчастье, дед Савелий недосмотрел, и малыша съели свиньи. Матрена долго не могла простить Савелия и не могла забыть своего маленького сына. Вскоре у нее родились еще дети, и она посвятила всю себя им, когда она была беременна третьим ребенком, мужа забирают на войну, и она едет к губернатору, где упрашивает оставить мужа с ней и детьми.
Потом Матрена спасает своего сына от плетей, когда он скармливает чужую овцу волчице. Она берет всю вину на себя за своего сына Федота.
После всех этих событий ее стали в деревне называть счастливой. Сама же Матрена Тимофеевна говорит о том, что жизнь ее не сладкая, но, несмотря на этом она действительно счастлива. Ее счастье заключается в том, что она счастливая мать и жена. Она борется за свое счастье как волчица и именно поэтому считает, что счастье заключается в любви и понимании. Матрена выстояла все беды, спасла Федота от плетей, а мужа от солдатчины и у нее остались силы дарить им любовь и создавать семейный уют.
Почему корчагину матрену тимофеевну народ называет счастливой и считает ли она себя…
«Кому на Руси жить хорошо» — итоговое произведение Н А Некрасова, в котором поэт хотел изложить все, что он знал о народе Вот почему так органично входит в это произведение одна из главных тем некрасовского творчества — судьба русской женщины. Особенно обстоятельно она представлена в главе «Крестьянка» из поэмы «Кому на Руси жить хорошо», где нарисован образ замечательной русской женщины Матрены Тимофеевны Корчагиной. Именно к ней жители окрестных деревень отсылают мужиков-странников, задумавших найти того, «кому живется весело, вольготно на Руси». Почему же именно эту женщину считают счастливой, и подтверждает ли сюжет данной главы такое мнение?
Для ответа на поставленные вопросы необходимо определить авторскую позицию, поскольку именно в соответствии с ней выстраивается все повествование. Русская женщина всегда была для Некрасова воплощением национального характера, главной носительницей самих основ жизни народа. Вот почему так важно было в поэме о народной судьбе показать, каково положение в современной поэту России русской женщины. Ведь счастье матери, жены, хранительницы домашнего очага и вечной труженицы — это и есть залог благополучия любого общества во все времена.
Показательно, что в поэме мы слышим не авторский голос — это рассказ самой Матрены Тимофеевны о своей судьбе. Такая форма позволила добиться особой искренности и достоверности изображения При этом возникает явный контраст в оценке своей жизни самой Корчагиной с мнением окружающих ее людей. Только удачное стечение обстоятельств привело к тому, что она и ее еще не рожденный ребенок не погибли, а жена губернатора удивительным образом становится для них покровительницей — крестной матерью маленького Лиодорушки.
Но это счастье выстрадано всей предшествующей жизнью. В ней были тяжкие испытания: подневольная жизнь невестки в семье мужа «обиды смертные», плетка, бесконечная работа, голод и самое страшное — смерть ребенка. И ужасно то, что это так типично для судьбы русской крестьянки! Недаром в этой главе очень много песен фольклорных образов и мотивов, а в эпизоде, связанном со смертью Демушки, поэт использовал причитания (похоронные плачи) знаменитой сказительницы Ирины Федосовой. Все это позволяет прийти к общему выводу, который особенно горько звучит в устах Матрены Тимофеевны: «Ключи от счастья женского, / От нашей вольной волюшки / Заброшены, потеряны / У Бога самого!».
И все же вопрос о счастье русской женщины не столь однозначен. Ведь многочисленные горести и беды не сломили ее стойкий дух, не подорвали внутреннюю силу и волю к жизни. Она сумела сохранить душевное тепло и красоту, не утраченную даже под гнетом тяжкого труда и забот.
И даже если автор, так замечательно нарисовавший образ Матрены Тимофеевны, хотел подчеркнуть мысль о «страданиях народа», читатель вправе считать такую женщину счастливой.
Счастливая из села Клин
Мужики услышали о женщине, которую в народе называют счастливой, «губернаторшей». В чем счастье в понимании Матрены Тимофеевны и людей, прозвавших ее так, решили узнать странники.
Судьба женщины мало чем отличалась от других русских крестьянок. Хорошая жизнь была только в родной семье, с отцом и матерью. Замужество все меняет. Девушка оказывается среди людей, которые видят в ней лишний рот, того, над кем можно издеваться.
Счастье, если муж будет непьющий, да бить не станет ради своего удовольствия и со злости на нищету. Матрена попала в семью, где злая свекровь решала все, но радостным было то, что муж оказался добрым и заботливым. Но не хватало ему смелости и умения защищать любимую женщину. Трудолюбивая девушка научилась терпеть и радоваться маленьким удачам.
Беды подстерегают крестьянку: гибнет сын, секут розгами за непослушание и своенравный характер, пожары губят дома, сибирская язва отнимает здоровье. Женщина остается сильной, крепкой и уверенной в будущем. Ее не сгибают невзгоды и тяготы судьбы. Чтобы спасти семью от голода, Матрена идет к губернатору. Она просит вернуть мужа, забранного в солдаты. Корчагиной помогает губернаторша, она жалеет женщину, которая ждет ребенка, но думает не о себе, а всей семье. Кормильца возвращают. Матрена молится, просит у Бога добра для отзывчивой женщины. Народ за смелость дает прозвище – «губернаторша».
Счастье в понимании крестьян – в смелости и упорстве, которые даны не всем. Чаще крестьянки остаются одни, не зная как прокормить детей, идут просить милостыню или воровать и грабить на дорогах.
«Кому на Руси жить хорошо»: история создания
Достоверно неизвестно, когда именно Некрасов приступил к созданию поэмы, принесшей ему огромную известность. Считается, что произошло это примерно в начале шестидесятых годов девятнадцатого века, однако задолго до написания произведения писатель начал делать наброски — поэтому о времени замысла поэмы говорить не приходится. Несмотря на то, что в рукописи первой ее части указан 1865 год, часть исследователей склоняется к мнению, что это дата окончания работы, а не начала ее.
Как бы то ни было, пролог первой части был опубликован в «Современнике» в самом начале шестьдесят шестого года, а последующие четыре года с перерывами в журнале выходила и вся первая часть. Печаталась поэма трудно из-за споров с цензурой; впрочем, цензура «накладывала вето» и на многие другие издания Некрасова, и в целом на его деятельность.
Николай Алексеевич, опираясь на собственный опыт и на опыт своих коллег-предшественников, замыслил создать огромный эпический труд о жизни и судьбах различных людей, относящихся к самым разнообразным слоям общества, показать их дифференцированность. При этом он обязательно хотел быть прочтенным, услышанным простым народом — этим и обуславливается язык поэмы и ее композиция — они понятны и доступны самым обыкновенным, самым низшим слоям населения.
По первоначальному замыслу автора, произведение должно было состоять из семи или восьми частей. Путешественники, пройдя через всю свою губернию, должны были дойти до самого Петербурга, встретившись там (в порядке очередности) с чиновником, купцом, министром и царем. Данному замыслу не дано было осуществиться из-за болезни и смерти Некрасова. Однако еще три части писатель создать успел — в начале и середине семидесятых годов. После ухода Николая Алексеевича из жизни не осталось в его бумагах никаких указаний о том, как следует печатать написанное им, (хотя есть версия, что Чуковский нашел в документах Некрасова запись о том, что после «Последыша» идет «Пир на весь мир»). Последняя часть увидела свет только через три года после смерти автора — и то с цензурными помарками.
Все начинается с того, что «на столбовой дороженьке» встретились семь простых деревенских мужиков. Встретились — и завели меж собой разговор о своей жизни, радостях и горестях. Сошлись они в том, что обычному мужику живется отнюдь не весело, а вот кому весело — так и не решили. Высказав различные варианты (от помещика до царя), они решают разобраться в этом вопросе, пообщаться с каждым из озвученных людей и узнать-таки верный ответ. А до тех пор — домой ни шагу.
Отправившись в путь вместе с найденной скатертью-самобранкой, они встречают сначала барское семейство во главе с сошедшим с ума хозяином, а затем — в городе Клину — женщину-крестьянку по имени Матрена Корчагина. Про нее мужикам говорили, что она и добрая, и умная, и счастливая — что главное, но как раз в последнем Матрена Тимофеевна и разубеждает нежданных гостей.