Введение
Тема любви в русской литературе всегда занимала одно из первых мест. К ней обращались великие поэты и писатели во все времена. Любовь к Родине, к матери, к женщине, к земле, к семье, – проявление этого чувства очень различно, оно зависит от людей и обстоятельств. Очень ярко показано, какая бывает любовь и что это такое, в романе «Война и мир» Льва Николаевича Толстого. Ведь именно любовь в романе «Война и мир» является основной движущей силой в жизни героев. Они любят и страдают, ненавидят и проявляют заботу, презирают, открывают истины, надеются и ждут, – и все это любовь.
Герои романа-эпопеи Л.Н.Толстого живут полной жизнью, их судьбы переплетаются. Наташа Ростова, Андрей Болконский, Элен Курагина, Пьер Безухов, Марья Болконская, Николай Ростов, Анатоль, Долохов и другие, – все они в большей или меньшей степени испытали чувство любви и прошли путь духовного возрождения или нравственного падения. Поэтому сегодня тема любви в романе «Война и мир» Толстого остается актуальной. Перед нами проносятся целые жизни людей, разных по своему статусу, характеру, смыслу жизни и убеждениям.
Тема любви и долга в творчестве Толстого
Любовь и долг в творчестве Толстого
Творчество и образ жизни Л. Н. Толстого отражали его душевные метания, сомнения, религиозные догмы и личные правила. В произведениях, порой мучительно-длинных, почти нет места юмору, легкости бытия и изящно-небрежным диалогам, как во французских классических романах. Каждая фраза — тщательнейшим образом выверена, неоднократно переписана и неспешно обдумана. Ни одной лишней или случайной детали нет. Описания природы, солнца, дерев — все работает на единый, исполинский и величественный, замысел автора.
О многом писал Л. Н. Толстой: и о военных действиях, и о счастье естественной жизни, но каждая строка его творений незримо проникнута двумя главными темами, в которых он всю свою долгую и неоднозначную жизнь пытался разобраться: «долг» и «любовь». Часто они представали «соперниками» и даже «врагами». Иногда шли «рука об руку» к великому, светлому и чистому, будущему.
Следует подчеркнуть, что в понимании Л. Н. Толстого существует «две любви»: «праведная» и «возвышенная» противопоставляется «грязной», «греховно-порочной», «телесной». Это деление не категорично. Грань между чувствами с положительной и отрицательной коннотацией не похожа на Великую Китайскую Стену. Есть лазейки, переходы, мостики и тайные двери. На «унавоженных» грядках любви плотской могут взрасти и расцвести достойные чувства. Но в большей части произведений Толстой как автор занимает позицию «моралиста». «Неправильная» любовь никогда в его романах не имеет счастливого финала. Она влечет наказание персонажу, вышедшему за рамки. Общественных приличий (которые важны, хотя и не всегда искренни, как в «Анне Карениной») и моральных принципов, которых придерживался сам автор и коих он, по мере возможностей, заставлял придерживаться окружающих.
Внимательные читатели, не спеша смакующие прозу Л. Н. Толстого, непременно заметят, что описания эмоций в его романах очень похожи, местами даже тождественны. Константин Лёвин в «Анне Карениной» и Пьер Безухов в «Войне и мире» переживают абсолютно одинаковые (по отношению к своим возлюбленным) чувства: восторг, восхищение, любование каждым движением, возвышенное счастье, ощущение божественности и безгрешности юного существа. Это в начале истории. После, пройдя психологические испытания, затрагивающие также гордость, ревность и причиняющие обиду, они принимают «телесность» и «земное начало» женщин. И все же остаются любящими, снисходительными (в лучшем смысле этого слова) к недостаткам и капризам невест (после — жен) и, главное, верными им. Имея дело с «чистой» любовью, об интрижках-изменах-флирте не может быть не только речи, но и мысли!
Любовь же «телесная», «незаконная» волновала писателя на протяжении всего многолетнего творчества. Точку для себя в этой теме он так и не поставил. Что делать, если не любишь мужа? Можно ли разбить семью, пойти против устоев светского общества, отдаться чувствам без оглядки на приличия? Анна посмела. И была Толстым жестоко наказана. Кроме нее, главной «грешницы», несчастной и, по сути, невиновной (просто она была искренна и не смогла играть и прятаться, как многие второ-и-третьестепенные персонажи романа), почти все молодые девушки в «Войне и мире» и в «Анне Карениной» оступались. Не сразу смогли рассмотреть настоящую любовь за мишурой военной формы, аксельбантов и бальных свеч. За недальновидность автор оставлял девочек «без сладкого». В итоге они все же доставались тем мужчинам, которым были предназначены.
Несмотря на сочувствие слабостям своих героев, Л. Н. Толстой все же предпочитает любви долг. Семью надо бережно хранить. Воспитывать детей в приличиях. И непременно быть верным супругу. Ведь именно возможность иметь семью, жить вместе всю жизнь отличает людей от высокоразвитых животных.
Кроме сочинения о любви и долге также смотрите:
- «Детство», анализ повести Льва Толстого
- «После бала», анализ рассказа Льва Толстого
- Образ Левина в романе «Анна Каренина»
- Образ Марьи Болконской в романе «Война и мир», сочинение
- Образ Наполеона в романе «Война и мир»
- Образ Кутузова в романе «Война и мир»
- Образ Вронского в романе «Анна Каренина»
- Сравнительная характеристика Ростовых и Болконских — сочинение
- Жизненные искания Наташи Ростовой — сочинение
- Символика романа Л.Н. Толстого «Анна Каренина»
- Анализ образа Анны Карениной в одноименном романе Толстого
- Анализ «Анны Карениной» — параллелизм в композиции романа
- «Анна Каренина» — история создания
- Жизненные искания Пьера Безухова — сочинение
- Жизненные искания Андрея Болконского — сочинение
По писателю: Толстой Лев Николаевич
Любовь и герои романа
Элен Курагина
Светская красавица Элен имела «несомненную и слишком сильно и победительно действующую красоту». Но вся эта красота присутствовала лишь в её облике. Душа Элен была пуста и безобразна. Для неё любовь – это деньги, богатство и признание в обществе. Элен пользовалась большим успехом у мужчин. Выйдя замуж за Пьера Безухова, она продолжала кокетничать с каждым, кто привлекал её внимание. Статус замужней женщины нисколько не смущал её, она пользовалась добротой Пьера и обманывала его.
Такое же отношение в любви проявляли все члены семьи Курагиных. Князь Василий называл своих детей «дураками» и говорил: «Мои дети – обуза моего существования». Он рассчитывал женить своего «младшего блудного сына» Анатоля на дочери старого графа Болконского – Марье. Вся жизнь их строилась на выгодном расчете, а человеческие отношения были им чужды. Пошлость, подлость, светские развлечения и утехи – вот жизненный идеал семьи Курагиных.
Но не поддерживает такую любовь в «Войне и мире» и автор романа. Л.Н.Толстой показывает нам совсем другую любовь – настоящую, верную, всепрощающую. Любовь, которая прошла испытание временем, испытание войной. Переродившаяся, обновленная, светлая любовь – любовь души.
Андрей Болконский
Этот герой прошел трудный нравственный путь к своей истинной любви, к пониманию собственного предназначения. Женивший на Лизе, он не имел семейного счастья. Общество его не интересовало, сам он говорил: «…эта жизнь, которую я веду здесь, эта жизнь – не по мне!» Андрей собирался на войну, несмотря на то, что жена его была беременна. А в разговоре с Безуховым он сказал: «…чего бы я не дал теперь, чтобы не быть женатым!» Потом война, небо Аустерлица, разочарование в своем кумире, смерть жены и старый дуб… «наша жизнь кончена!» Возрождение его души произойдет после встречи с Наташей Ростовой – «…вино ее прелести ударило ему в голову: он почувствовал себя ожившим и помолодевшим…» Умирая, он простил ей и то, что она отказалась от любви к нему, когда была очарована Анатолем Курагиным. Но именно Наташа заботилась об умирающем Болконском, именно она сидела у его изголовья, именно она приняла его последний взгляд. Не в этом ли было счастье Андрея?
Он умер на руках любимой женщины, и душа его обрела покой. Уже перед кончиною он сказал Наташе: «…я слишком люблю вас. Больше всего на свете». Андрей простил Курагина перед смертью: «Любить ближних, любить врагов своих. Все любить – любить бога во всех проявлениях».
Наташа Ростова
Наташа Ростова встречает нас в романе тринадцатилетней девочкой, которая любит всех вокруг. Вообще, семейство Ростовых отличалось особым радушием, искренней заботой друг к другу. В этой семье царили любовь и гармония, поэтому Наташа и не могла быть иной. Детская влюбленность в Бориса Друбецкого, который обещал ждать её четыре года, искренняя радость и доброе отношение к Денисову, который сделал ей предложение, говорят о чувственности натуры героини. Ее главная потребность жизни – любить. Когда только Наташа увидела Андрея Болконского, чувство любви охватило её полностью. Но Болконский, сделав Наташе предложение, уехал на год. Увлеченность Анатолем Курагиным в отсутствие Андрея дала Наташе сомнение в своей любви. Она даже задумала побег, но раскрывшийся обман Анатоля остановил ее. Душевная пустота, оставшаяся у Наташи после отношений с Курагиным, породила новое чувство к Пьеру Безухову – чувство благодарности, нежности и доброты. Пока Наташа не знала, что это будет любовь.
Она чувствовала вину перед Болконским. Ухаживая за раненым Андреем, она знала, что он скоро умрет. Ее забота нужна была ему и ей самой. Для нее это важно было, чтобы именно она была рядом, когда он закроет глаза.
Отчаяние Наташи после всех произошедших событий – бегства из Москвы, смерти Болконского, гибели Пети принял Пьер Безухов. После окончания войны Наташа вышла за него замуж и обрела истинное семейное счастье. «Наташе нужен был муж… И муж дал ей семью…все силы душевные ее были устремлены на то, чтобы служить этому мужу и семье…»
Пьер Безухов
Пьер пришел в роман незаконнорожденным сыном графа Безухова. Его отношение к Элен Курагиной строилось на доверии и любви, но спустя время он понял, что его просто водят за нос: «Ведь это не любовь. Напротив, что-то гадкое есть в том чувстве, которое она возбудила во мне, что-то запрещенное». Начался сложный путь жизненных исканий Пьера Безухова. Он бережно, с нежными чувствами относился к Наташе Ростовой. Но даже в отсутствие Болконского не посмел себе ничего лишнего. Он знал, что Андрей любит её, и Наташа ждет его возвращения. Пьер старался исправить положение Ростовой, когда та увлеклась Курагиным, он истинно верил, что Наташа не такая. И он не ошибся. Его любовь пережила все ожидания и разлуку и обрела счастье. Создав семью с Наташей Ростовой, Пьер был по-человечески счастлив: «После семи лет супружества Пьер чувствовал радостное, твердое сознание того, что не дурной человек, и чувствовал это потому, что был отражен в своей жене».
Марья Болконская
О княжне Марье Болконской Толстой пишет: «…княжне Марье мечталось и семейное счастие, и дети, но главною, сильнейшею и затаенною ее мечтой была любовь земная». В доме отца жить было трудно, князь Болконский держал дочь в строгости. Нельзя сказать, что он не любил ее, только для него любовь эта выражалась в деятельности и разуме. Марья любила отца по-своему, она все понимала и говорила: «Мое призвание – быть счастливой другим счастием, счастием любви и самопожертвования». Она была наивна и чиста и видела во всех доброе и хорошее. Даже Анатоля Курагина, который решил жениться на ней для выгодного положения, она считала добрым человеком. Но счастье свое Марья нашла с Николаем Ростовым, для которого путь к любви оказался тернист и запутан. Так соединились семьи Болконских и Ростовых. Николай и Марья сделали то, чего не смогли сделать Наташа и Андрей.
Популярные сочинения
- Сочинение Фирс в пьесе Вишневый сад (Образ и характеристика)
Фирс — умный старец, всегда работал слугой у землевладелицы Раневской. Ему давно стукнуло 87 год, но идти на покой он совсем не хочет. По внешнему виду персонаж ничем - Автомобиль, машина будущего сочинение
Наверное, каждому интересно, что нас ждет в будущем. Я очень люблю автомобили, поэтому мне интересно, как они будут выглядеть через несколько десятков лет. Автомобили сильно упрощают жизнь человека - Сочинение Желания и мечты
Человек так устроен, что у него постоянно возникают желания и мечты. Эти абстрактные понятия для многих кажутся идентичными на первый взгляд, однако разница между ними есть, и она большая.
Любовь к родине
Судьбы героев, их соприкосновение неотделимы от судьбы страны. Тема любви к родине красной нитью проходит через жизнь каждого персонажа. Нравственные искания Андрея Болконского привели его к мысли, что русский народ победить нельзя. Пьер Безухов прошел путь от «молодого человека, не умеющего жить» до настоящего мужчины, который посмел посмотреть в глаза Наполеону, спасти девочку в пожаре, выдержать плен, жертвовать собой ради других. Наташа Ростова, отдавшая повозки раненым солдатам, умела ждать и верить в силу русского народа. Петя Ростов, погибший в пятнадцать лет за «правое дело», испытывал истинный патриотизм. Платон Каратаев, партизан-крестьянин, голыми руками боровшийся за победу, сумел объяснить простую истину жизни Безухову. Кутузов, отдавший всего себя «за землю русскую», верил до конца в силы и дух русских солдат. Л.Н.Толстой в романе показал мощь русского народа в единстве, вере и непоколебимости России.