“С громом выехала бричка на улицу. Не без радости был узрет полосатый шлагбаум, дававший знать, что мостовой, как и всякой другой муке, будет скоро конец; и еще несколько раз ударившись головой в кузов, Чичиков понесся по мягкой земле в путь…”
Знакомые строки? Конечно, с них начинается путешествие гоголевского героя по русским поместьям.
Выбор произведения неслучаен. Характеры героев напрямую связаны с интерьерами. Автор считал, что человек начинает быть похожим на вещи, на то, что им накоплено.
Так ли это? Давайте посмотрим, совершив странствие по помещичьим домам вместе с Чичиковым.
Манилов — “Человек ни то ни се, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан”
Весь интерьер героя неоднороден. Всё в доме (мебель, предметы декора, отделка) имеет какое-то “но”.
“В доме вечно чего-нибудь недоставало: в гостиной стояла прекрасная мебель, обтянутая щегольской шелковой материей, которая верно стоила весьма недешево, но на два кресла ее недостало, и кресла стояли обтянуты рогожею”.
Роскошь и элегантность сочетаются с неопрятностью и запущенностью.
“В иной комнате и вовсе не было мебели. Ввечеру подавался на стол очень щегольской подсвечник из темной бронзы с тремя античными грациями, с перламутным щегольским щитом, и рядом с ним ставился какой-то просто медный инвалид, хромой, свернувшийся на сторону и весь в сале, хотя этого не замечал ни хозяин, ни хозяйка, ни слуги…»
Неопределенность в быту свойственна герою и в жизни. У него нет своего собственного мнения, для него удобнее бездействовать и просто мечтать.
«… Приятная комнатка… Комната была, точно, не без приятности: стены были выкрашены какой-то голубенькой краской вроде серенькой, четыре стула, одно кресло, стол, на котором лежала книжка с заложенною закладкою, несколько исписанных бумаг, но больше всего было табаку. Он был в разных видах: в картузах и в табачнице, и, наконец, насыпан был просто кучею на столе.” Для автора эта претензия на изысканность, декорации, прикрывающие бесхозяйственность, невнимательность, лень Манилова и нежелание доводить все до конца.
“На обоих окнах тоже помещены были горки выбитой из трубки золы, расставленные не без старания очень красивыми рядками. Заметно было, что это иногда доставляло хозяину препровождение времени…»
Таким образом, на всех вещах Манилова лежит отпечаток его личности: в них либо чего-то не хватает, либо есть что-то лишнее (бисерный чехольчик на зубочистку). По сути, в Манилове, как и в его интерьере, нет ничего отрицательного, но и ничего положительного тоже. Они оба пусты.
Коробочка — человек, опутанный “потрясающей силой мелочей”
Интерьер наполнен стариной: все без исключения вещи старые. Многие из них давно изжили свое, но все равно находят у хозяйки применение.
“Чичиков кинул вскользь два взгляда: комната была обвешана старенькими полосатыми обоями…» Коробочка в отличие от Манилова не предается пустым мечтаниям, она расчетлива и занята только накоплением, погружена в мир хозяйственных интересов.
“За зеркала заложены разные старые мелочи: ..за всяким зеркалом заложены были или письмо, или старая колода карт, или чулок…»
Предметы декора существуют в интерьере без какой-либо связи.
“В гостиной Коробочки также есть картины:..картины с какими-то птицами…»
«… на картинах не всё были птицы: между ними висел портрет Кутузова и писанный масляными красками какой-то старик с красными обшлагами на мундире, как нáшивали при Павле Петровиче…”
Гоголь деталями обстановки подчеркивает мелочность, пустоту, чрезмерную бережливость хозяйки. Весь интерьер олицетворяет излишнее накопительство Коробочки.
Поместье героя
Во многом характер героя раскрывается в описании его усадьбы. Гоголь резко противопоставляет Собакевича другим героям поэмы, указывая на то, что он был образцовым помещиком. Все в его имении сделано хорошо и находится в порядке, создавая благоприятное впечатление.
Постройки не очень красивы, но сделаны надежно и крепко из толстых бревен. Дома его крестьян выглядят очень привлекательно, не хуже хозяйской усадьбы. В отличие от Манилова и Плюшкина, он уделяет очень много внимания заботам о хозяйстве в деревне.
Интерьер дома Собакевича соответствует его характеру — все грубо, просто и без изящества.
Попав в гостиную, Чичиков отмечает, что мебель прочна и удобна, а стены украшают картины с изображенными полководцами, своим видом напоминающих хозяина дома. Рис. 2. Господский дом Собакевича
Ноздрев — человек с своеобразной “широтой натуры”
Интерьер дома не впечатляет красотой и уютом. Автор уделяет внимание деталям, аксессуарам и предметам декора, которые показывают многосторонние увлечения Ноздрева от охоты до игры на шарманке.
“Ноздрев повел их в свой кабинет, в котором, впрочем, не было заметно следов того, что бывает в кабинетах, то есть книг или бумаги…»
«… висели только сабли и два ружья – одно в триста, а другое в восемьсот рублей…Потом были показаны турецкие кинжалы, на одном из которых по ошибке было вырезано: «Мастер Савелий Сибиряков»…»
«… Вслед за тем показалась гостям шарманка…”Как и сам Ноздрев, его дом лишен какой-либо упорядоченности:
«… Потом показались трубки – деревянные, глиняные, пенковые, обкуренные и необкуренные, обтянутые замшею и необтянутые, чубук с янтарным мундштуком, недавно выигранный, кисет*, вышитый какою-то графинею…»
«… вышел он в столовую, там уже стоял на столе чайный прибор с бутылкою рома“В доме неопрятно, никто не следит за чистотой, что, кстати, не мешает Ноздреву.
“В комнате были следы вчерашнего обеда и ужина; кажется, половая щетка не притрогивалась вовсе. На полу валялись хлебные крохи, а табачная зола видна даже была на скатерти…»
Характер героя, его интересы и образ жизни полностью отражены в его интерьере. Беспорядок, ремонт, который никто не доводит до конца, кабинет, который не имеет ни одного предмета относящегося к работе, говорят о непредсказуемости, наглости, лихачестве и неудержимой энергии героя.
Гостиная Собакевича
Интерьер внутреннего убранства дома помещика описан глазами Чичикова. Павел Иванович с интересом рассматривает оформление дома. Он не может с первого взгляда охватить всю комнату: очень крупное, не умещающееся в одном образе. Все в комнатах имело «странное сходство с самим хозяином». В гостиной мебель была прочной и по-особенному неуклюжей. Каждый предмет интерьера как будто гордо произносил: «И я тоже Собакевич!». Спорить с этим было бессмысленно. Описание интерьера Собакевича в поэме «Мертвые души» нельзя назвать полным. Классик описывает только отдельные предметы мебели, те, которые привлекли внимание гостя:
- Бюро. Письменный стол с полками и ящиками – украшение гостиной. Форма стола – пузатое на четырех ногах изделие. Ножки были, по мнению Чичикова, пренелепые. Такое описание напоминает о порядке, с которым ведет хозяйство помещик.
В гостиной стоит клетка с дроздом. Птица не была исключением в интерьере комнаты. Она тоже напоминала внешне Собакевича. Темное оперение, белые крапины и постоянное постукивание клювом. Дрозд собирал хлебные зерна на днище деревянного домика. Его стук прерывает молчание, которое воцаряется в доме после плотных приемов пищи. От птицы никто не ждет пения, только тупой монотонный стук.
Собакевич — “средней величины медведь”
Дом представляет деревянную крепость: простой, крепкий, массивный и не совсем нарядный.
«… Словом, все, на что ни глядел он, было упористо, без пошатки, в каком-то крепком и неуклюжем порядке…»
“Господский дом Собакевича внешне похож на дом из военного поселения — простой и совсем не нарядный:… посреди виднелся деревянный дом с мезонином, красной крышей и темно-серыми или, лучше, дикими стенами, – дом вроде тех, как у нас строят для военных поселений и немецких колонистов…»
Для хозяина главный критерий в интерьере — удобство.
«… Было заметно, что при постройке его зодчий беспрестанно боролся со вкусом хозяина. Зодчий был педант и хотел симметрии, хозяин – удобства и, как видно, вследствие того заколотил на одной стороне все отвечающие окна и провертел на место их одно маленькое, вероятно понадобившееся для темного чулана…»
Внутри оформление жилище такое же грубое, неуклюжее, как и сам хозяин. Вся мебель выглядит как-то по “медвежьи”.
«… Чичиков еще раз окинул комнату, и все, что в ней ни было, – все было прочно, неуклюже в высочайшей степени и имело какое-то странное сходство с самим хозяином дома; в углу гостиной стояло пузатое ореховое бюро на пренелепых четырех ногах, совершенный медведь. Стол, кресла, стулья – все было самого тяжелого и беспокойного свойства, – словом, каждый предмет, каждый стул, казалось, говорил: «И я тоже Собакевич!» или: «И я тоже очень похож на Собакевича!»…»
Собакевич мало похож на других помещиков. Он расчетливый хозяин, предприимчивый торгаш и прижимистый кулак. Через прочность, массивность в интерьере Гоголь показывает железный и непоколебимый характер героя, человека полного силы, здоровья и уверенности.
Читайте также
Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормилРассказ Дедушка (Н.А. Некрасов)Песня о Соколе (Максим Горький) Бедные люди (Ф.М. Достоевский)
Автор: · 26.04.2019
(339 слов) Внутреннее убранство помещения играет важную роль в поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души». Обстановка, в которой обитают помещики, предметы интерьера помогают раскрыть характер героев произведения. Поэтому автор неслучайно обращает внимание на каждую деталь в доме помещика. Вместе с Чичиковым мы путешествуем по имениям героев, четвертый по счету – Собакевич.
- Образы и характеристики помещиков в поэме «Мертвые души» в таблице: описание характера, усадьбы, крестьян
Все предметы в доме Собакевича указывают на натуру персонажа. Автор уподобляет его животному – он был внешне похож на «средней величины медведя». Все предметы были «грузными», отражали его грубость, прямолинейность. Так, стены в комнате Собакевича были завешаны картинами полководцев с «толстыми ляжками», которые были похожи на самого помещика. Всё в комнате напоминало Собакевича, даже дрозд. А стулья, стол, кресла были самого «тяжелого и беспокойного свойства» (ореховое бюро, стоявшее в углу гостиной на «пренелепых» ногах, было «совершенным медведем»).
Особая черта героя – бережливое отношение к своему хозяйству. В отличие от имений других помещиков, в усадьбе Собакевича всё отличалось своей прочностью. Например, колодец в имении был сделан из крепкого дуба, из которого сооружали обычно корабли. Даже в комнате его стояла мебель грубая, но прочная, долговечная, практичная.
Прямолинейность героя также отражается в предметах интерьера. Так, в доме Собакевича всегда «симметрия» боролась с «удобством», поэтому некоторые детали обстановки отличаются своей «неуклюжестью», странностью. Персонаж распорядился, чтобы лишние окна были забиты, поэтому в помещении всегда было мало света. По его мнению, во всем следует придерживаться простоты, стремиться к высшему удобству. Ачетвертая колонна, как ни бился архитектор, была снесена, так как хозяин посчитал, что она будет лишняя.
Во время обеда также проявился характер героя. В еде Собакевич предпочитает излишествам простоту и обильность. В столовой у персонажа стоял небольшой стол, однако он всегда был заставлен большими, тяжелыми блюдами. На обеде Чичиков был угощён огромными ватрушками, вареньем из редьки, бараньим желудком и другими яствами. Собакевич, будучи здоровым и крепким, ест всегда много и сытно.
Собакевич – неуклюжий, прямолинейный, грубый персонаж. Н.В.Гоголь уподобляет его животному – медведю. Чтобы лучше раскрыть этот образ, следует обратить особое внимание на детали интерьера его огромного, нелепого дома. Все предметы словно кричат: «И я тоже Собакевич!». Мебель отличается своей прочностью, тяжестью, а детали обстановки показывают стремление героя к простоте и удобству.
Автор: Анастасия Сметанова
Медвежий характер сказался на внутреннем убранстве дома помещика. Интерьер Собакевича выглядит схоже с владельцем. Все в доме по-медвежьи неуклюжее, грубое и крупное.
+