Образ крестьян в поэме Кому на Руси жить хорошо Некрасова

  • Сочинения
  • По литературе
  • Некрасов
  • Образ крестьян в поэме Кому на Руси жить хорошо

Образ крестьян в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» очень двоякий, сам автор как будто бы делит всех крестьян на тех, кто готов к свободной жизни после отмены крепостного права и на тех, кто настолько привык пресмыкаться перед своими хозяевами, что по-другому и жить не могут.

С самого начала читатель встречает семь главных героев, освободившихся после отмены крепостного права крестьян, которые решили поспорить, кому же на Руси жить хорошо. Отдельно о каждом из них говорить попросту нет смысла, потому что Некрасов вкладывал в их образы частичку истинного русского крестьянина, совокупность их характеров — это и есть один большой образ русского крестьянства.

Мужики эти были рослые, здоровые, богатырские. Исходя из того, что они очень интересуются, как же другим людям живётся, можно сделать вывод об их любознательности. Они добродушные и искренние, неподкупные и ценящие свободу, уставшие от постоянного гнёта.

Однако не стоит преувеличивать положительность образа крестьян, ведь они вовсе не такие уж идеальные: они любят приложиться к стакану, видят счастье в достатке, а не в духовных вещах, они постоянно спорят, а споры их доходят до рукоприкладства. Главные герои также не наделены умением грамотно писать, один лишь из них Демьян способен читать по слогам. Самым упрямым из крестьян является Лука, который был глуп и раньше служил у попа.

Некрасов с помощью других людей, которых главные герои встречают по дороге, рассказывает нам о том, как действительно жилось крестьянам того времени. Например, Яким, который все свои силы и душу вкладывал в землю, жил очень бедно и не имел за душой ни копейки, хотя был очень трудолюбивым крестьянином. Яким потерял последние деньги, когда судился в Питере с купцом и суд проиграл. Некрасов говорит, что в то время таких судов была масса.

Положительные стороны крестьян проявляются также и в двух других повстречавшихся героях — Трофиме и Агапе. Агап не хочет преклоняться перед барином Утятиным и не хочет устраивать для него представление, а когда его всё-таки заставляют это делать, то на следующий день он умирает. Это показывает, что русскому крестьянину легче умереть, чем покориться.

Трофим же выступает квинтэссенцией терпимости и выдержки, он смог перенести четырнадцать пудов, после чего еле живой дополз до дома.

Абсолютной честностью наделен другой герой поэмы, крестьянин Гирин, которого народ избирает бургомистром, но за свою честность и идейность Гирин отплачивает свободой — попадает в тюрьму.

Сочинение Крестьяне в произведении Кому на Руси жить хорошо

Произведение Некрасова стало заключительным этапом в его творчестве. Данную поэму можно по праву назвать романом о жизни народа. Поэт четко и правдиво изобразил картину России до и после реформы 1861 года и произошедшие перемены. Автор создавал поэму в то время, когда перемены были неизбежны, и все понимали, что крестьян ждало разорение и кабала.

В самом начале видно, как мужики начали спорить о том, кому же живется хорошо. Это наводит на мысль, что именно у них, то несладкая судьба. Они же, чтобы еще раз найти ответ на свой вопрос отправляются по деревням. Они хотят посмотреть, где же живется счастливо. Мужики пройдут через Испуганную губернию, поговорят с крестьянами многих деревень, где узнают о том, что тяжело русскому народу. По дороге они встретят батюшку и барина. Именно здесь автор дает противопоставление двух миров — народа и господ. Беспощадность помещиков и их деспотизм, превративших села в «Нееловы» и «Разутовы» дает четкий контраст с широтой и высокой нравственностью крестьян. Клим Лавин, Матрена Тимофеевна, Яким Нагой -эти и другие крестьяне изображены более подробно. Поэт показывает красоту их души и благородство. Но в то же время Некрасов подмечает у них и недостатки.

Он пишет о том, что русскому мужику нравится пить, а потом и погулять с размахом. Так, Яким Нагой говорит про себя, что он работает из последних сил, но пьет потом до одурения. Но не все крестьяне терпят издевательства господ. Так, например, Агап Петрову надоело слушать речи барина за каждое его недовольство и он высказывает ему прямо все то, что думает. В итоге он погибает, не перенеся надругательств над его человеческими чувствами. Еще один правдолюбец изображен в поэме особенно четко — это Яким Нагой. Тот живет такой же ничтожной жизнью, как и все крестьяне. Но он намерен вступиться за свои права. Тяжко живет и Матрена Тимофеевна. С малолетства она работала, как проклятая. В браке у нее ничего не изменилось, только стало хуже. Каторжный труд, издевательства мужа и смерть младенца выпали на ее участь. И хотя ее жизнь была полна лишений и невзгод, женщина осталась доброй и великодушной.

Показывая мужика неграмотным и грубоватым, автор отметил, что он не утратил своей сообразительности и находчивости. Одним из таких персонажей является Клим Лавин, сумевший хитростью добиться расположение помещика и занять должность бурмистра, чтобы помочь своим сельчанам. Борцами за права униженных можно с достоинством назвать разбойника Кудеяра и Ермила Гирина, которые оказались в тюрьме, защищая интересы крестьян. В поэме Некрасова показано не только время, когда крестьянам жилось особенно тяжело, но и пути борьбы за народное счастье.

Образ главных героев-странников

Первые крестьяне, с которыми знакомится читатель – это крестьяне-правдоискатели, поспорившие о том, кому хорошо живется на Руси. Для поэмы важны не столько их отдельные образы, сколько в целом та идея, которую они выражают – без них сюжет произведения просто бы развалился. И, тем не менее, Некрасов наделяет каждого из них именем, родной деревней (названия деревень уже сами по себе красноречивы: Горелово, Заплатово…) и определенными чертами характера и внешности: Лука – завзятый спорщик, Пахом – старик. Да и взгляды крестьян, несмотря на целостность их образа, различны, каждый не отступается от своих взглядов вплоть до драки. В целом же образ этих мужиков является групповым, поэтому в нем и выделяются самые основные, характерные почти для любого крестьянина черты. Это крайняя бедность, упрямство и любознательность, желание отыскать правду. Отметим, что описывая дорогих его сердцу крестьян, Некрасов все же не приукрашает их образы. Он показывает и пороки, в основном – всеобщее пьянство.

Крестьянская тема в поэме «Кому на Руси жить хорошо» не единственная – во время своего путешествия мужики встретят и помещика, и попа, услышат о жизни разных сословий – купеческого, дворянского, духовенства. Но все другие образы так или иначе служат для более полного раскрытия основной темы поэмы: жизни крестьян в России сразу после реформы.

В поэму введено несколько массовых сцен – ярмарка, пир, дорога, по которой идет множество людей. Здесь Некрасов изображает крестьянство как единое целое, которое одинаково мыслит, единогласно говорит и даже одновременно вздыхает. Но при этом образы крестьян, изображенные в произведении, можно разделить на две большие группы: честный трудовой народ, ценящий свою свободу и крестьяне-холопы. В первой группе особенно выделяются Яким Нагой, Ермил Гирин, Трофим и Агап.

Последыш

Так прозвали крестьяне последнего своего помещика, князя Утятина, при котором отменено крепостное право. Этот помещик не поверил в отмену крепостного права и так разозлился, что его хватил удар.

Побоявшись, что старик лишит наследства, родные сказали ему, что мужиков велели воротить помещикам, а сами попросили крестьян поиграть эту роль.

Портрет

Последыш – старый старичок, худой, как зайцы зимой, белый, нос клювом, как у ястреба, длинные седые усы. В нём, тяжело больном, сочетается беспомощность слабого зайца и гонор ястреба.

Черты характера

Последыш самодур, «дурит по старому», из-за его прихотей страдают и его семья, и крестьяне. Например, пришлось разметать готовый стог сухого сена только потому, что старику показалось оно влажным.

Помещик князь Утятин спесив, считает, что дворяне предали свои вековые права. Его белая шапка – знак помещичьей власти.

Утятин никогда не ценил жизни своих крепостных: купал их в проруби, заставлял играть на скрипке верхом на лошади.

В старости помещик стал требовать ещё больших глупостей: велел женить шестилетнего на семидесятилетней, унимать коров, чтобы не мычали, вместо собаки назначить сторожем глухонемого дурака.

В отличие от Оболдуева, Утятин не узнаёт о своём изменившемся статусе и умирает, «как жил, помещиком».

  • Образ Савелия в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
  • Образ Гриши Добросклонова в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

В поэме “Кому на Руси жить хорошо” Н. А. Некрасов показывает жизнь русского крестьянства в послереформенной России, их тяжелое положение. Главной проблемой этого произведения является поиск ответа на вопрос, “кому живется весело, вольготно на Руси”, кто достоин и не достоин счастья? Автор вводит в поэму образ семерых крестьян-странников, путешествующих по стране в поисках счастливцев. Это групповой портрет, поэтому в образе семерых “временнообязанных” даются лишь общие черты, характерные для русского крестьянина: бедность, любознательность, непритязательность. Мужики не ищут счастья среди трудового народа: крестьян, солдат. Их представление о счастье связано с образами духовенства, купечества, дворянства, царя. Крестьянам-правдоискателям свойственно чувство собственного достоинства. Они глубоко уверены в том, что трудовой народ лучше, выше, умнее помещика. Автор показывает ненависть крестьян к тем, кто живет за их счет. Некрасов также подчеркивает любовь народа к труду, его стремление помочь другим людям. Узнав, что у Матрены Тимофеевны погибает урожай, мужики без колебаний предлагают ей помощь; они также помогают в покосе крестьянам Безграмотной губернии. Путешествуя по России, мужики встречают различных людей. Раскрытие образов встреченных правдоискателями героев позволяет автору охарактеризовать не только положение крестьянства, но и жизнь купечества, духовенства, дворянства… Но главное внимание все же автор уделяет крестьянам. Образы Якима Нагого, Ермилы Гирина, Савелия, Матрены Тимофеевны сочетают в себе как общие, типичные черты крестьянства, как, например, ненависть ко всем “дольщикам”, тянущим с них жизненные силы, так и индивидуальные черты. Яким Нагой, олицетворяющий массу беднейшего крестьянства, “до смерти работает”, но живет бедняком, как и большинство крестьян деревни Босово. Яким опровергает мнение о том, что крестьянин беден оттого, что пьет. Он раскрывает истинную причину такого положения — необходимость работать на “дольщиков”. Судьба Якима типична для крестьян пореформенной Руси: он “живал когда-то в Питере”, но, проиграв тяжбу с купцом, попал в тюрьму, откуда вернулся, “как липочка ободранный” и “за соху взялся”. Другой образ русского крестьянина — это Ермила Гирин. Автор наделяет его неподкупной честностью и природным умом. Пойдя против “мира”, поступившись общественными интересами ради личных, — отдав в солдаты вместо своего брата соседского парня, — Ермила мучается угрызениями совести и доходит до мысли о самоубийстве. Однако он не вешается, а идет каяться к народу. Важен эпизод с покупкой мельницы. Некрасов показывает солидарность крестьянства. Они доверяют Ермиле, и тот выступает на стороне крестьян во время бунта. Важна также мысль автора о том, что русские крестьяне — это богатыри. С этой целью вводится образ Савелия, богатыря святорусского. Несмотря на невыносимо тяжелую жизнь, герой не утратил лучших своих качеств. Он с искренней любовью относится к Матрене Тимофеевне, глубоко переживает смерть Демушки. О себе же он говорит: “Клейменный, да не раб!”. Савелий выступает в роли народного философа. Он размышляет над тем, должен ли народ терпеть и дальше свое бесправие, угнетенное состояние. Савелий приходит к выводу: лучше “недотерпеть”, чем “перетерпеть”, и он призывает к протесту. Сочетание в Савелии чистосердечия, доброты, простоты, сочувствия к угнетенным и ненависти к угнетателям делает этот образ жизненным и типичным. Особое место в поэме, как и во всем творчестве Некрасова, занимает показ “женской доли”. В поэме автор раскрывает ее на примере образа Матрены Тимофеевны. Это сильная и стойкая женщина, борющаяся за свою свободу и свое женское счастье. Но, несмотря на все усилия, героиня говорит: “Не дело между бабами счастливую искать”. Судьба Матрены Тимофеевны типична для русской женщины: после замужества она попала с “девичьей холи в ад”; на нее одно за другим посыпались несчастья… Наконец, Матрена Тимофеевна так же, как и мужики, вынуждена надрываться на работе, чтобы прокормить свою семью.

В образе Матрены Тимофеевны также присутствуют черты богатырского характера русского крестьянства. В поэме “Кому на Руси жить хорошо” автор показал, как крепостное право морально калечит людей. Он проводит перед нами вереницу дворовых людей, слуг, холопов, которые за много лет пресмыкательства перед барином полностью потеряли свое собственное “я” и человеческое достоинство. Это и Яков верный, мстящий барину тем, что убивает себя на его глазах, и Ипат, холоп князей Утятиных, и Клим-Некоторые крестьяне становятся даже угнетателями, получая незначительную власть от помещика. Крестьяне ненавидят этих рабов-холопов еще больше, чем помещиков, они презирают их. Таким образом, Некрасов показал расслоение в среде крестьянства, связанное с проведением реформы 1861 года. В поэме также отмечена такая черта русского крестьянства, как религиозность. Это способ уйти от действительности. Бог — высший судья, у которого крестьяне ищут защиты и справедливости. Вера в Бога — это надежда на лучшую жизнь.

Над своей поэмой Н. А. Некрасов работал в течение долгого времени — начиная с 1860-х годов и вплоть до конца своей жизни. При жизни отдельные главы произведения были опубликованы, однако полностью оно увидело свет только в 1920-м году, когда К. И. Чуковский решил выпустить полное собрание сочинений поэта. Во многом произведение «Кому на Руси жить хорошо» построено на элементах русского народного творчества, язык поэмы близок к тому, который был понятен крестьянам того времени.

Образы Матрены и Савелия

Жизнь крестьян в поэме Некрасова не была бы изображена полностью без образа русской женщины. Для раскрытия «женской доли», которая «горе – не житье!» автор выбрал образ Матрены Тимофеевны. «Красивая, строгая и смуглая», она подробно рассказывает историю своей жизни, в которой только тогда и была счастлива, как жила у родителей в «девичей холе». После же началась тяжелая, наравне с мужчинами, работа, придирки родни, искорежила судьбу смерть первенца. Под эту историю Некрасов выделил в поэме целую часть, девять глав – куда больше, чем занимают рассказы остальных крестьян. Это хорошо передает его особое отношение, любовь к русской женщине. Матрена поражает своей силой и стойкостью. Все удары судьбы она сносит безропотно, но в то же время умеет постоять за своих близких: ложится под розги вместо сына и спасает мужа из солдат. Образ Матрены в поэме сливается с образом народной души – многострадальной и долготерпеливой, оттого речь женщины так богата песнями. Эти песни зачастую – единственная возможность излить свою тоску…

К образу Матрены Тимофеевны примыкает еще один любопытный образ – образ русского богатыря, Савелия. Доживающий свою жизнь в семье Матрены («он жил сто семь годов»), Савелий не раз задумывается: «Куда ты, сила, делася? На что ты пригодилася?». Сила же вся ушла под розгами и палками, растратилась во время непосильного труда на немца и источилась на каторге. В образе Савелия показана трагическая судьба русского крестьянства, богатырей по натуре, ведущих совершенно неподходящую для них жизнь. Несмотря на все тяготы жизни, Савелий не озлобился, он мудр и ласков с бесправными (единственный в семье защищает Матрену). Показана в его образе и глубокая религиозность русского народа, искавшего в вере помощи.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]