«Некрасовская женщина» — известный образ героической славянки из русской литературы. Та самая, которая «коня на скаку остановит, в горящую избу войдёт». Она всё умеет, работает не покладая рук и, кажется, даже не нуждается в мужчине-защитнике. «Да ведь это лучшие заветы феминизма в действии!» — скажете вы. Но не всё так просто.
Никто не обвиняет Николая Алексеевича в намеренном создании негативного образа или неуважении к женщинам — общество тогда было совсем другим, и мы это понимаем. Но пока «Мороз, Красный нос» изучают в школе, мы считаем важным объяснить, почему не стоит ориентироваться на этот образ сейчас.
Итак, мы перечитали поэму Некрасова и нашли много причин не быть «некрасовскими женщинами».
Концентрация на внешних атрибутах
Есть женщины в русских селеньях
С спокойною важностью лиц,
С красивою силой в движеньях,
С походкой, со взглядом цариц, —
«Красиво ли я сижу?». «А вдруг я кажусь растяпой?». «Я неловко двигаюсь и руки держу странно». Мы думаем об этом на свиданиях, на собеседованиях и когда идём к кулеру за водой через офис. Женщины тратят много усилий на то, чтобы красиво выглядеть со стороны. Нас с детства учат, что нужно грациозно порхать и ровно держать спину.
Что в этом плохого? Постоянная фиксация на внешнем облике мешает нам сосредоточиться на самом действии. Во втором сезоне сериала Sex Education Оливия накрывает голову партнёра подушкой, потому что стесняется того, как выглядит её лицо во время оргазма. И это отличная иллюстрация того, как волнение об оценке не даёт нам погрузиться в процесс.
Философ Мишель Фуко рассуждал о «Паноптикуме» — идеальной тюрьме цилиндрической формы со стеклянными перегородками, где один стражник может наблюдать за всеми одновременно. Заключённые не знают, когда именно на них смотрят, но осознают, что это может происходить в любой момент. Оттого ведут себя идеально всегда. Сейчас эта концепция широко используется в гендерных исследованиях (Gender Studies) — женщины чувствуют себя заключёнными в Паноптикум, где они должны хорошо выглядеть, когда занимаются сексом, тренируются в спортзале, выносят мусор или делают вообще всё что угодно.
Популярные сочинения
- Описание картины Тройка Перова — сочинение для 4 класса
Тройкой называют трех лошадей, запряженных в какую-либо повозку. Тут в качестве тройки выступают трое детей, везущих бочку с водой. - Сочинение по картине Витя-подпасок Пластова 7 класс
Именно Пластов является первоклассным художником и самым ярким. Больше всего на свете ему нравилось описывать пейзажи деревенской жизни. Когда смотришь на его картины - Примеры совести из литературы
Совесть – это качество, которое мучает человека, на протяжении всех лет за поступки, которые ему не стоило делать.
Тотальная идеализация
Красавица, миру на диво,
Румяна, стройна, высока,
Во всякой одежде красива,
Ко всякой работе ловка.
Необходимость всегда хорошо выглядеть — это полбеды. Но мы должны не только быть ослепительными, но и одновременно творить великие дела. Идеализация женщин — нарратив, который формировался столетиями. Классическая литература заложила основу для завышенных ожиданий и романтизировала образ женщины без недостатков. Глянцевые журналы журналы наглядно показали, как это должно выглядеть: идеальное тело, отточенный стиль, головокружительная карьера, крепкая семья и послушные дети. Социальные сети возвели идею в абсолют, показав, что идеальными бывают не только модели и актрисы, но и просто любые женщины вокруг нас.
Женщина должна уметь всё — эта идея так привычна, что фраза «Любящая жена и счастливая мама» в шапке профиля в Instagram вызывает у большинства людей жалость: бедняжка, она не состоялась профессионально. Девушки, которые построили карьеру, но не вышли замуж, тоже вызывают у многих сочувствие. И даже если вы создали семью и запустили свой бизнес, упаси вас боже один раз не покрасить отросшие корни. Вы сразу же перейдёте в другую категорию «бедняжек» — тех, что махнули на себя рукой.
«Русские женщины» — сочинение по поэме Некрасова
«Русские женщины» — сочинение
Поэма Некрасова «Русские женщины» рассказывает о женах декабристов, которые отважно последовали за своими мужьями в Сибирь. Главными героинями поэмы являются княгини Трубецкая и Волконская. Первоначально Некрасов так и планировал назвать произведение — «Декабристки», но позже изменил название. Сделано это было не случайно, ведь автор в поэме не просто рассказывает о прошлом, он еще и соотносит его с настоящим, находит общие черты в характере своих современниц и декабристок. Русские женщины — они ведь всегда были такие: отважные, самоотверженные, любящие, готовые пожертвовать всем ради своей семьи и простого женского счастья. Самоотвержение — это главная черта, которая присуща русским женщинам, не правда ли? Кроме этого, можно назвать и еще несколько характерных черт: верность, чувство долга, щедрость, мужество… Нет, наши женщины действительно достойны того, чтобы им посвящали поэмы! Декабристки приняли отважное решение последовать за своими мужьями, причем сделали они это не только из любви и сострадания, но и из чувства справедливости.
Поэма состоит из двух частей. Первая часть рассказывает о княгини Трубецкой, показывает ее романтический настрой, подчеркивает красоту ее поступка. Вторая часть, повествующая о княгине Волконской, — это своеобразные семейные воспоминания, бабушкин рассказ, обращенный к внукам. Вторая часть рассказывает о тех же событиях, что и первая, но передает их несколько иначе.
Поэма «Русские женщины» представляет собой воплощение женских образов, которые достойны того, чтобы ими восхищаться и ставить в пример. Произведение доказывает, что образ «русской женщины» — это образ, который принадлежит не какому-то одному социальному слою. Настоящие женщины могут родиться как в крестьянской избе, так и в дворянском особняке. По сути, образы княгинь в поэме Некрасова — это обобщенные образы, которые вобрали в себя лучшие качества женщин. Автор действительно восхищается декабристками их героическим поступком. Целеустремленность, сила духа, стойкость к жизненным невзгодам — вот те качества, которые воспеты в поэме и которые неизменно вызывают уважение у читателей произведения. Могут ли современные женщины похвастаться таким набором качеств характера? Несомненно, могут, ведь изменились только внешние обстоятельства, а внутри русские женщины так и остались — Русскими Женщинами с большой буквы!
Если вам понравилось сочинение по поэме «Русские женщины», обратите внимание на сочинения по другому творчеству Некрасова:
- Образ княгини Волконской в поэме Некрасова «Русские женщины»
- «Русские женщины», краткое содержание по главам поэмы Некрасова
- Образ княгини Трубецкой в поэме «Русские женщины»
- «Душно! Без счастья и воли…», анализ стихотворения Некрасова
- «Прощанье», анализ стихотворения Некрасова
- «Надрывается сердце от муки», анализ стихотворения Некрасова
- «Прости», анализ стихотворения Некрасова
- «Зелёный шум», анализ стихотворения Некрасова
- «Несжатая полоса», анализ стихотворения Некрасова
- «Забытая деревня», анализ стихотворения Некрасова
- Образы помещиков в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
- Образ Савелия в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
- «Саша», краткое содержание поэмы Некрасова
- «Памяти Добролюбова», анализ стихотворения Некрасова
- Образ Гриши Добросклонова в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
По произведению: «Русские женщины»
По писателю: Некрасов Николай
Запрет на жалобы и отстаивание своего мнения
И голод, и холод выносит,
Всегда терпелива, ровна…
Я видывал, как она косит:
Что взмах — то готова копна!
Русская литература пронизана идеей о том, что терпение и покорность — высшая добродетель женщины. В «Анне Карениной» все восхищаются мужеством Долли Облонской, которая смиренно прощает измены мужа и пытается отвлечься заботой о детях. Один из самых нравственных персонажей «Войны и мира» — княжна Марья — терпит все оскорбления отца и не перечит ему.
В «Тихом Доне» Наталья Мелихова терпеливо ждёт мужа, пока он живёт с другой, и довольствуется его прохладной любовью, когда он возвращается. Попытка взбунтоваться сразу же наказывается — она делает аборт и умирает. Мораль ясна: лучше не роптать.
Это не просто истории из книг прошлых столетий. Это наша реальность. Даже сейчас вам могут давать советы вроде «перетерпи — не разрушай семью», «будь мудрее, ты ведь женщина», «уступи мужу». Хорошие девочки не жалуются, не спорят, не отстаивают свою точку зрения. Их задача — быть музами и вдохновлять мужчин.
Умение женщины доносить свою позицию — обстоятельно, чётко, словами через рот — часто воспринимается как придирки или капризы. Зато способность притвориться слабой, манипулировать мужчиной исподтишка, облапошивать его «женскими штучками», похвалами, полутонами и намёками преподносится как житейская мудрость.
Судьба русской женщины в произведениях H. А. Некрасова
Судьба русской женщины в произведениях H. А. Некрасова
1. Судьба русской женщины в творчестве Некрасова.
2. Образы крестьянок в поэмах «Кому на Руси жить хорошо» и «Мороз, Красный нос».
3. Жены декабристов в поэме «Русские женщины».
Ключи от счастья, женского, От нашей вольной волюшки, Заброшены, потеряны У бога самого!
Н. А. Некрасов.
«Кому на Руси жить хорошо»
Великий русский поэт Н. А. Некрасов в своих произведениях обращался к темам наиболее актуальным и острым для его времени: судьба простого народа, любовь к родной земле, гражданская позиция поэта. Волновала писателя и такая тема, как Судьба русской женщины; она занимает значительное место в творчестве Некрасова. Героини его стихотворений и поэм принадлежат к разным социальным слоям: это и простые крестьянки, и княжны. Их обаятельные черты как бы сливаются в один неповторимый образ некрасовской «величавой славянки», в котором находят воплощение народные представления о настоящей красавице: «Красавица миру на диво, / Румяна, стройна, высока, / Во всякой одежде красива, / Ко всякой работе ловка».
Русская женщина в произведениях Некрасова богато одарена высокими душевными качествами. В образе русской крестьянки поэт показывает человека, не потерявшего веру, не сломленного никакими испытаниями и горестями. Некрасов восхищается ее стойкостью перед лицом невзгод, гордостью и чувством собственного достоинства, ее неустанной заботой о семье и детях.
Ярким примером такой героини может служить Матрена Тимофеевна Корчагина из поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Простая русская женщина искренне и безыскусно рассказывает нам о своей нелегкой судьбе. В ее рассказе правдиво отражены житейские невзгоды всех русских крестьянок того времени: приниженное, зависимое положение, разлука с мужем, боль матери, потерявшей сына, неизбывная нищета. Но она достойно перенесла все это:
«Ходила с гневом на сердце, / А лишнего не молвила / Словечка никому».
Несмотря на все лишения, Матрена Тимофеевна не потеряла уважения к себе, в ее рассказе прорывается и протест: «В груди у них нет душеньки… / На шее — нет креста!» Судьба русской женщины сравнивается у неё с тремя петлями шелку белого, красного и черного и говорит странникам: «Не дело вы затеяли — средь баб счастливую искать!» Подтверждением этих слов является и Судьба русской женщины Дарьи, героини другой поэмы Некрасова — «Мороз, Красный нос». Непосильна доля крестьянки, которая вынуждена взять на себя не только женскую, но и всю мужскую работу, и в конце концов погибает. Ее горестная участь также воспринимается как типичное явление:
«Три тяжкие доли имела Судьба русской женщины, И первая доля : с рабом повенчаться, Вторая — быть матерью сына раба, А третья — до гроба рабу покоряться,
И все эти грозные доли легли на женщину русской земли. Постоянные тревоги о семье, воспитание детей, бесконечные изматывающие хлопоты по дому и в поле — все это лежало на Дарье. Она мужественно борется с житейскими трудностями, но мы видим, что овдовевшей женщине не под силу выполнять работу за двоих. Дарья изнемогает под двойным бременем свалившейся на нее утраты и непосильно труда. Вероятно, поэтому она и впадает в сонное оцепенение в лесу, из-за чего и замерзает.
Некрасов искренне сочувствует своей героине и восхищается ею: в образе Дарьи поэт показывает лучшие качества русской женщины, в которой внешняя привлекательность сочетается с огромным нравственным богатством. Некрасов уверенно утверждает, говоря о русских крестьянках, что «грязь обстановки убогой к ним словно не липнет». Простая русская женщина терпеливо «и голод, и холод выносит»; в ее душе еще остается место состраданию и пониманию. Дарья отправляется пешком за много верст от дома за чудотворной иконой, которая могла бы излечить ее мужа; а Матрена Тимофеевна простила Савелию-богатырю оплошность, приведшую к гибели ее ребенка. Некрасов воспевает женщин, способных на самопожертвование и нравственный подвиг. Образы княгинь Трубецкой и Волконской, героинь поэмы «Русские женщины», очаровывают с первых страниц поэмы. В этом произведении автор рассказывает о женах декабристов, добровольно разделивших трагическую судьбу своих мужей. Все доводы губернатора в разговоре с княгиней Трубецкой не могут поколебать решения мужественной женщины: «Вам наши кажутся права / Правами — не шутя. / Нет! ими я не дорожу, / Возьмите их скорей! / Где отреченье? Подпишу! / И живо — лошадей». Только бы быть рядом с мужем! И никакие лишения, никакие угрозы ее не остановят на избранном ею пути.
То же самое можно сказать и о княгине Волконской, жизнь которой полна «печальных потерь». «Делила с ним радость, делить и тюрьму / Должна я… Так небу угодно!..» — с христианским смирением говорит блистательная княгиня, оказавшаяся ныне женой государственного преступника. В этих ее словах звучит и любовь, и чувство долга, и покорность божьей воле, соединившей ее с этим человеком.
Первоначально Некрасов предполагал назвать свою поэму «Декабристки», но впоследствии сменил это название на «Русские женщины». Высокие нравственные качества, характеризующие героинь этой поэмы, — сила духа, самопожертвование, воля, христианское смирение. Вот лучшие черты русской женщины, к какому бы сословию она ни принадлежала. Поэт преклоняется перед нравственной красотой русской женщины:
И если я наполнил жизнь борьбою За идеал добра и красоты И носит песнь, слагаемая, мною, Живой любви прекрасные черты. О мать моя, подвигнут я тобой, Во мне спасла живую душу ты.