Сочинение Симеонов-Пищик в пьесе Чехова Вишневый сад

  • Сочинения
  • По литературе
  • Чехов
  • Симеонов-Пищик в Вишневом саде

Симеонов-Пищик — яркий комический персонаж, обедневший помещик, у которого нет денег. Персонаж дружит с госпожой Раневской и её братом. Пищик любит заходить к ним в гости.

Читателю известна внешность героя: одет в поддёвку из тонкого сукна и шаровары. Один персонаж подмечает, что в его фигуре есть что-то лошадиное. Симеонов вечно гонится за деньгами, как кот, пытающийся поймать ускользающую ниточку. Читатель находит следующий фрагмент: финансовое положение персонажа настолько бедное, что он в шутку рассматривает вариант о фальшивых купюрах. Триста десять рублей нужно заплатить, а в кармане только сто тридцать.

Все силы уходят на поиски человека, который мог бы занять денег. Петя Трофимов думает, что Пищик зря тратит энергию и время. Если бы он вместо этого занимался делом, то смог бы “перевернуть землю”. Выручают Симеонова Раневская и Лопахин, подкидывая ему материальные средства. Ещё, помимо них, он в долгу перед некоторыми людьми.

Но даже в таком положении этот человек улыбается жизни. Несокрушительный оптимизм. Так, Пищик говорит, что порой катится всё в пропасть, но вдруг появляются деньги. И верит в лучшее, которое когда-нибудь обязательно наступит. Читателю остаётся лишь позавидовать такому качеству.

Героя мучает подагра. Забавный факт: Пищик может уснуть во время беседы, но резко просыпается. Несмотря на перенесённые инсульты, Симеонов хвастается крепким здоровьем. Лопахин называет его чудом природы. Возможно, из-за характера.

Персонаж может шутить над собой. Например, назвать себя лошадью, имея ввиду, конечно, своё здоровье. Он говорит, что когда отправится на тот свет, не поминать лихом эту лошадь. Читатель узнаёт о дочке героя. Во время разговора с Раневской Симеонов сообщает, что его Дашенька передаёт привет.

К счастью, в конце пьесы удача поворачивается лицом к нему: в его участке находится сокровище — месторождения глины. Англичане покупают землю в аренду на целых 24 года. На Симеонова сыплются деньги. Благодаря этому он частично погашает долги, рассчитываясь с Лопахиным и Раневской.

Очень радует, что судьба в конце концов преподнесла подарок этому человеку. Он натерпелся достаточно и заслужил лучшего. Впрочем, Трофимов верно подметил: лучше уже заниматься делом и постепенно накапливать капитал, чем вечно что-то выпрашивать у других. Тем не менее назвать персонажа отрицательным нельзя. Ничего плохого он не сделал, всего лишь добывал себе средства на жизнь.

Образ и характеристика Симеонова-Пищика

Всю пьесу «Вишневый сад» дополняют второстепенные герои. Один из таких второстепенных героев и является Симеонов-Пищик. Несчастный бедный помещик, который живет рядом и является соседом Раневской, постоянно берет в долг деньги у всех людей и соседей. Его небольшое описание, полностью оправдывает его постоянные долги и очень веселый и задорный характер. Персонаж скромно одет, даже для своего такого бедного положения в обществе.

Роль Бориса Борисовича в комедии немного невелика, но и очень понятно, а некоторых людей может заставить задуматься о своей жизни и своих действиях. Борис Борисович постоянно живет в долгах, но абсолютно не беспокоится о том, как ему надо будет их отдавать. Свой огромный потенциал и свою безграничную жизненную энергию он тратит на совсем бессмысленные вещи, он сильно беспокоиться о том, как ему в очередной раз задобрить людей, для того, чтобы в очередной раз получить желанные деньги. Именно этот персонаж олицетворяет слой общества, который ленится что-то сделать, имея при этом огромную энергию. Про таких людей, как Борис Борисович Симеонов-Пищик говорят так: «С его энергией можно планету перевернуть, главное энергию направить в нужное русло». Но никакие слова не заставляют задуматься о своей жизни этого человека.

Суть комедии заключается в нелепых фразах и постоянном веселом настроении этого персонажа. Его вера в счастливое будущее без постоянных долгов и занимании денег кажется бредовой мыслью. А его жизнь насыщена постоянными походами в гости, и новыми знакомствами. Это доказывает сцена в пьесе, когда к только приехавшим людям пришел Симеонов-Пищик и попросил в долг огромную денежную сумму.

Наверное, такие люди, как Борис Борисович, живут своей внутренней надеждой на счастливую жизнь. И скорее всего, в конце пьесы автор решил вознаградить этого персонажа. Приехавшие англичане нашли у него на участке белую глину, и арендовали его участок для добычи на 24 года. Появившиеся большие деньги приносят счастье и полное удовлетворение от жизни. Но, Борис Борисович не готов сразу и полностью разобраться со всеми долгами, он отдает меньше половины нужной суммы Хлестакову, и часть одалживаемой суммы Раневской.

Антон Чехов в своем произведении «Вишневый сад» смог прекрасно описать и передать образ Бориса Борисовича Симеонова-Пищика. Чехов не только сделал его постоянным весельчаком, но и присвоил ему еще одну, очень нужную роль – он постоянно появляется в очень напряженные моменты, и своим позитивом разглаживает обстановку. Тем самым, люди не зацикливаются на конфликте. Его привычный образ жизни останется таким же, даже если он действительно получит огромное количество денег.

Популярные сочинения

  • Чацкий — передовой человек своего времени сочинение
    Произведение Грибоедова «Горе от ума» основано на борьбе человека с современными передовыми идеями со старым миром. Чацкий не скрываясь выражает свое неодобрение старыми
  • Сочинение Варя в пьесе Вишневый сад (Образ и характеристика)
    Варвара Михайловна является одним из главных персонажей рассказа А.П. Чехова «Вишневый сад». Она приемная дочь главной героини произведения Любови Андреевны Раневской.
  • Сочинения по творчеству Распутина
    Сочинения по произведениям Распутина

Характеристика Симеонова-Пищика

На первый взгляд кажется, что характеристика Симеонова-Пищика в пьесе «Вишневый сад» Чехова вполне однозначна: «недотёпа», комический персонаж от и до. Его денежные хлопоты, суетливость, почти крестьянская простоватость позволяют увидеть в нём «сниженного двойника» Лопахина. Шутовской характер образа Симеонова-Пищика подтверждается ещё и тем, что он часто появляется в напряжённый, драматический момент, и его нелепая фраза или выходка тут же снимает остроту ситуации (см. сцену заглатывания разом всех пилюль Раневской и последующая фраза Фирса: «Они были у нас на святой, полведра огурцов скушали…», подчёркивающая комизм ситуации).

Однако нетрудно заметить ещё одну характерную черту этого героя: его подвижность. Он всегда находится в движении, в прямом (ездит по знакомым, одалживая денег) и переносном (ударяется в различные авантюры с целью добыть денег) смыслах. Это движение во многом хаотично и нерационально, и удивительным кажется оптимизм героя в его положении: «Не теряю никогда надежды. Вот, думаю, уж все пропало, погиб, ан глядь, – железная дорога по моей земле прошла, и… мне заплатили. А там, гляди, еще что-нибудь случится не сегодня-завтра». Можно сказать, что суетливый и целеустремлённый Симеонов-Пищик в «Вишневом саде» нужен как раз для движения, оживления сцен, разыгрываемых неподвижными и глубоко растерянными главными героями.

Характеристика Дуняши

Характеристика Дуняши в пьесе «Вишневый сад» может быть определена как зеркальное отображение Раневской, «сниженный двойник» главной героини — наивная простоватая горничная, вчерашняя крестьянка, при этом говорящая, одевающаяся и ведущая себя «как барышня», с претензией на утончённость. «Нежная стала, такая деликатная, благородная» — говорит она о себе. Своим поведением и репликами она создаёт комический эффект, основанный на несоответствии её действий предписанной роли («Я сейчас упаду… Ах, упаду!»). И хотя этот момент тоже важен, образ Дуняши в пьесе «Вишневый сад» Чехова не сводится исключительно к комической составляющей.

В трёхчастной системе персонажей произведения Дуняша относится к героям, пребывающим в умозрительном будущем. Однако её будущее определено не столь конкретно, как у Ани или Трофимова; это не хронотоп «нового сада», монастыря или Парижа. «Будущее» Дуняши заключено в её мечтаниях; как у многих барышень, к числу которых она себя причисляет, это мечтания любовные. Дуняша живёт в ожидании «принца», и ожидание это становится практически самоцелью. Когда ей делает предложение Епиходов, Дуняша, несмотря на то, что он ей «как будто и нравится», не спешит давать согласие. Ей гораздо важнее умозрительное пространство «идеальной», сказочной любви, отдалённый намёк на которую она находит в «отношениях» с лакеем Яшей. Попытки реализации этих мечтаний приведут к их упрощению, опошлению, вырвут Дуняшу из сферы грёз, находиться в которой ей удобнее всего. Как и практически все герои пьесы, она не только не живёт в настоящем, но и отчаянно не желает иметь с ним ничего общего — и в этом она тоже является «зеркалом» Раневской. Выводя образ Дуняши в «Вишневом саде», автор ещё ярче подчеркнул типичный болезненный разрыв между мировосприятиями героев пьесы и реальностью, в которой они вынуждены действовать.

Характеристика Шарлотты Ивановны

«Это лучшая роль, остальные мне не нравятся» — такую характеристику Шарлотты в пьесе «Вишневый сад» Чехова давал автор в своем письме. Чем же эта эпизодическая героиня была для Чехова столь важна? Нетрудно сказать.

По тексту пьесы Шарлотта не имеет никаких социальных маркеров: ни возраст, ни национальность, ни происхождение её не известны ни зрителю, ни ей самой: «У меня нет настоящего паспорта, я не знаю, сколько мне лет…»; «Кто мои родители, может, они и не венчались… не знаю». Она практически не включена в систему социальных связей, а также в ситуацию, обуславливающую главный конфликт — продажу имения. Точно так же не включена она ни в один умозрительный хронотоп пьесы — прошлого в усадьбе, настоящего на дачах, будущего в «новом прекрасном саду». Она находится вне пространства пьесы и одновременно параллельно ему. Положением аутсайдера обусловлены и две принципиально важных черты Шарлотты Ивановны в «Вишневом саде». — во-первых, абсолютное одиночество («Так хочется поговорить, а не с кем… Никого у меня нет»), а во-вторых — абсолютная свобода. Присмотревшись, можно заметить, что действия Шарлотты не подчинены никаким внешним условиям, но лишь её собственным внутренним импульсам:

«Лопахин. <�…> Шарлотта Ивановна, покажите фокус!

Любовь Андреевна. Шарлотта, покажите фокус!

Шарлотта. Не надо. Я спать желаю. (Уходит)».

Важность образа Шарлотты в пьесе «Вишневый сад» заключается, во-первых, в её роли свободного стороннего наблюдателя с правом непредвзятого суждения (внезапные и алогичные на первый взгляд реплики Шарлотты, не относящиеся к непосредственному контексту) и неподчинения условностям. Во-вторых — в изображении человека, чьё поведение не определено средой — «эссенции» человеческой сути. И с этой точки зрения мы не можем недооценивать этот, на первый взгляд, эпизодический образ в пьесе.

Характеристика Яши

В пьесе «Вишневый сад» Чехов изображает традиционный быт дворянской усадьбы. Наряду с помещиками туда введена и прислуга – гувернантка, горничная, камердинер и лакей. Условно их можно разделить на две группы. Фирс и Шарлотта больше связаны с имением и по-настоящему преданы хозяевам. Смысл их жизни теряется с вырубкой вишневого сада. А вот Дуняша и Яша представляют собой молодое поколение, чья жизнь только начинается. Особенно ярко жажда новой жизни проступает в образе Яши в пьесе «Вишневый сад».

Яша – молодой лакей, привезенный Раневской из Парижа. Время, проведенное за границей, изменило его. Теперь он по-другому одевается, умеет «деликатно» говорить и представлять себя, как человека, много повидавшего. «Вы образованный, можете обо всем рассуждать» – так восторженно отзывается о Яше влюбившаяся в него Дуняша.

Но за внешним лоском в лакее Яше в пьесе «Вишневый сад» скрывается множество пороков. Уже с первых страниц заметно его невежество и слепое преклонение перед всем заграничным (так, он просит Раневскую, чтобы она снова взяла его в Париж, мотивируя это тем, что в России невозможно оставаться – «страна необразованная, народ безнравственный, притом скука»).

Есть в Яше и еще одна, куда более неприятная черта – душевная черствость. Он не упускает возможности обидеть человека – насмехается над Гаевым, заявляет Фирсу: «Надоел ты, дед. Хоть бы ты поскорее подох», а когда приходит из деревни его мать, не желает к ней выйти. Яша не гнушается воровать у своей хозяйки деньги и пить за ее счет шампанское, хотя отлично знает, что имение разорено. Даже любовью Дуняши Яша пользуется в своих интересах, а в ответ на искреннее признание девушки говорит ей: «Ежели девушка кого любит, то она, значит, безнравственная».

«Безнравственный, невежественный» – вот любимое Яшино высказывание, которое он применяет ко всем подряд. И именно эти слова могут служить наиболее точной характеристикой Яши из «Вишневого сада» Чехова.

Вишневый сад — Антон Чехов

Действие первое Комната, которая до сих пор называется детскою. Одна из дверей ведет в комнату Ани. Рассвет, скоро взойдет солнце. Уже май, цветут вишневые деревья, но в саду холодно, утренник. Окна в комнате закрыты.

Входят Дуняша

со свечой и
Лопахин
с книгой в руке.

Лопахин.

Пришел поезд, слава богу. Который час?

Дуняша.

Скоро два.
(Тушит свечу.)
Уже светло.

Лопахин.

На сколько же это опоздал поезд? Часа на два по крайней мере.
(Зевает и потягивается.)
Я-то хорош, какого дурака свалял! Нарочно приехал сюда, чтобы на станции встретить, и вдруг проспал… Сидя уснул. Досада… Хоть бы ты меня разбудила.

Дуняша.

Я думала, что вы уехали.
(Прислушивается.)
Вот, кажется, уже едут.

Лопахин
(прислушивается)
. Нет… Багаж получить, то да се…

Пауза.

Любовь Андреевна прожила за границей пять лет, не знаю, какая она теперь стала… Хороший она человек. Легкий, простой человек. Помню, когда я был мальчонком лет пятнадцати, отец мой покойный — он тогда здесь на деревне в лавке торговал — ударил меня по лицу кулаком, кровь пошла из носу… Мы тогда вместе пришли зачем-то во двор, и он выпивши был. Любовь Андреевна, как сейчас помню, еще молоденькая, такая худенькая, подвела меня к рукомойнику, вот в этой самой комнате, в детской. «Не плачь, говорит, мужичок, до свадьбы заживет…»

Пауза.

Мужичок… Отец мой, правда, мужик был, а я вот в белой жилетке, желтых башмаках. Со свиным рылом в калашный ряд… Только что вот богатый, денег много, а ежели подумать и разобраться, то мужик мужиком… (Перелистывает книгу.)

Читал вот книгу и ничего не понял. Читал и заснул.

Пауза.

Дуняша.

А собаки всю ночь не спали, чуют, что хозяева едут.

Лопахин.

Что ты, Дуняша, такая…

Дуняша.

Руки трясутся. Я в обморок упаду.

Лопахин.

Очень уж ты нежная, Дуняша. И одеваешься, как барышня, и прическа тоже. Так нельзя. Надо себя помнить.

Входит Епиходов

с букетом: он в пиджаке и в ярко вычищенных сапогах, которые сильно скрипят; войдя, он роняет букет.

Епиходов
(поднимает букет)
. Вот садовник прислал, говорит, в столовой поставить.
(Отдает Дуняше букет.)
Лопахин.

И квасу мне принесешь.

Дуняша.

Слушаю.
(Уходит.)
Епиходов.

Сейчас утренник, мороз в три градуса, а вишня вся в цвету. Не могу одобрить нашего климата.
(Вздыхает.)
Не могу. Наш климат не может способствовать в самый раз. Вот, Ермолай Алексеич, позвольте вам присовокупить, купил я себе третьего дня сапоги, а они, смею вас уверить, скрипят так, что нет никакой возможности. Чем бы смазать?

Лопахин.

Отстань. Надоел.

Епиходов.

Каждый день случается со мной какое-нибудь несчастье. И я не ропщу, привык и даже улыбаюсь.

Дуняша

входит, подает Лопахину квас.

Я пойду. (Натыкается на стул, который падает.)

Вот…
(Как бы торжествуя.)
Вот видите, извините за выражение, какое обстоятельство, между прочим… Это просто даже замечательно!
(Уходит.)
Дуняша.

А мне, Ермолай Алексеич, признаться, Епиходов предложение сделал.

Лопахин.

А!

Дуняша.

Не знаю уж как… Человек он смирный, а только иной раз как начнет говорить, ничего не поймешь. И хорошо, и чувствительно, только непонятно. Мне он как будто и нравится. Он меня любит безумно. Человек он несчастливый, каждый день что-нибудь. Его так и дразнят у нас: двадцать два несчастья…

Лопахин
(прислушивается)
. Вот, кажется, едут…

Дуняша.

Едут! Что ж это со мной… похолодела вся.

Лопахин.

Едут, в самом деле. Пойдем встречать. Узнает ли она меня? Пять лет не видались.

Дуняша
(в волнении)
. Я сейчас упаду… Ах, упаду!

Слышно, как к дому подъезжают два экипажа. Лопахин и Дуняша быстро уходят. Сцена пуста. В соседних комнатах начинается шум. Через сцену, опираясь на палочку, торопливо проходит Фирс

, ездивший встречать Любовь Андреевну; он в старинной ливрее и в высокой шляпе; что-то говорит сам с собой, но нельзя разобрать ни одного слова. Шум за сценой все усиливается. Голос: «Вот пройдемте здесь…»
Любовь Андреевна
,
Аня
и
Шарлотта Ивановна
с собачкой на цепочке, одетые по-дорожному.
Варя
в пальто и платке,
Гаев
,
Симеонов-Пищик, Лопахин, Дуняша
с узлом и зонтиком,
прислуга
с вещами — все идут через комнату.

Аня.

Пройдемте здесь. Ты, мама, помнишь, какая это комната?

Любовь Андреевна
(радостно, сквозь слезы)
. Детская!

Варя.

Как холодно, у меня руки закоченели.
(Любови Андреевне.)
Ваши комнаты, белая и фиолетовая, такими же и остались, мамочка.

Любовь Андреевна.

Детская, милая моя, прекрасная комната… Я тут спала, когда была маленькой…
(Плачет.)
И теперь я как маленькая…
(Целует брата, Варю, потом опять брата.)
А Варя по-прежнему все такая же, на монашку похожа. И Дуняшу я узнала…
(Целует Дуняшу.)
Гаев.

Поезд опоздал на два часа. Каково? Каковы порядки?

Шарлотта
(Пищику)
. Моя собака и орехи кушает.

Пищик
(удивленно)
. Вы подумайте!

Уходят все, кроме Ани и Дуняши.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]