- Сочинения
- По литературе
- Островский
- Женские образы в пьесе Бесприданница
Место женщины в обществе – одна из часто встречающихся проблем русской литературы. Драматическая пьеса «Бесприданница» Александра Островского не сторонится данной темы, а рассматривает ее в лице двух основных героинь: вдовы Хариты Игнатьевны Огудаловой и девушки Ларисы Дмитриевны. Все женские образы в «Бесприданнице» очень разные
Лариса Огудалова
Действия произведения начинается с разговора состоятельных лиц – Кнурова и Вожеватого. Именно они и характеризуют Ларису на протяжении драмы. «Да разве вы не видите, что эта женщина создана для роскоши. Дорогой бриллиант дорогой оправы требует». Слова Мокия Парменыча доносят до читателя кристальную чистоту девушки, которая «мечется» между героем – любовником Паратовым и обычным чиновником Карандышевым. В Ларисе воплощается основная проблема: должна ли она пойти на поводу чувств или стать тихой, примерной женой. Где ее место в этой жизни? А. Островский показывает, что даже «правильные» способны поддаться искушениям, но только в случае поиска истинного счастья. Бесприданница вынуждена выйти замуж за человека, которого «собирается полюбить», ведь такой поступок – спасение от клейма «старой девы». Лариса нехотя следует советам матери, проявляет послушание. Герои пьесы о девушки. Здесь она олицетворяет добрую и по детски наивную душу.
Харита Игнатьевна Огудалова
Мать Ларисы – вдова средних лет – некий антагонист дочери. «Бойкая женщина» стремится устроить выгодную свадьбу Огудаловой младшей. С одной стороны это оправдано, так как по меркам тех лет богатый жених – спасение бедной невесты. С другой – скрытый посыл о расчетливости вдовы, ее «услужливости» и лицемерии. По большей части она ищет именно материальное счастье и делает все для этого. Если Лариса «одета богато, но скромно», то овдовевшая Огудалова – «не по годам». Последняя же наставляет дочь «правильно улыбаться», петь и нравится потенциальным женихам. Она устраивает роскошные обеды, выпрашивая при этом денег у других за вход. Ситуация обстоит так, что читатель невольно задумывается: это любовь матери или попытка продать бесприданницу? И, к сожалению, ответ здесь очевиден.
Ефросинья Потаповна
Третьим женским образом в «Бесприданнице» является Ефросинья Потаповна. В отличии от Хариты Игнатьевны тётка Карандышева простолюдинка. Она жалуется, что повар использует для приготовления блюд всё самое дорогое, а также хвастается покупкой на рынке поддельного вина и дешёвой стерляди. Данный женский образ помогает понять образ Мокия Карандышева. Островский показывает, что для него характерны та же скупость и желание выглядеть богатым, как у его тётки.
Возникает ощущение, что мать и дочь – инь и янь, борьба праведности и лжи. Женские образы в данной пьесе противопоставляются друг другу, показывая различие в поведении при одном действии. Состоятельные люди жалостливо наблюдают за ходом событий, впрочем, как и читатель.
Женские образы в пьесах А. Н. Островского “Гроза” и “Бесприданница”
Две драмы А. Н. Островского посвящены одной и той же проблеме – положению женщины в русском обществе. Перед нами проходят судьбы трех молодых женщин: Катерины, Варвары, Ларисы. Три образа, три судьбы. Катерина отличается по складу характера от всех действующих лиц драмы “Гроза”. Честная, искренняя и принципиальная, она не способна на обман и фальшь, на изворотливость и приспособленчество. Поэтому в жестоком мире, где царят дикие и кабанихи, ее жизнь оказывается невыносимой, невозможной и заканчивается так трагично. Протест Катерины
против Кабанихи – это борьба светлого, чистого, человеческого против мрака лжи и жестокости “темного царства”. Недаром Островский, который очень большое внимание уделял именам и фамилиям, дал героине “Грозы” имя Екатерина, что в переводе с греческого означает “вечно чистая”. Катерина – натура поэтическая. В отличие от окружающих ее грубых людей, она чувствует красоту природы и любит ее. Именно красота природы натуральна и искренна. “Встану я, бывало, рано утром; летом, так схожу на ключик, умоюсь принесу с собой водицы и все, все цветы в доме полью. У меня цветов было много, много”, – рассказывает она о своем детстве. Ее душа постоянно тянется к красоте. Сны были наполнены чудесами, сказочными видениями. Часто снилось ей, что она летает как птица. О желании летать она заговаривает несколько раз. Этим Островский подчеркивает романтическую возвышенность души Катерины. Выданная рано замуж, она пытается ужиться со свекровью, полюбить мужа, но в доме Кабановых искренние чувства никому не нужны. Нежность, которая переполняет ее душу, не находит себе применения. Глубокая тоска звучит в ее словах о детях: “Хоть бы дети чьи-нибудь! Эко горе! деток-то у меня нет: все бы я сидела с ними да забавляла их. Люблю очень с детьми разговаривать, – ангелы ведь это”. Какой любящей женой и матерью была бы она в других условиях! Искренняя вера Катерины отличается от религиозности Кабанихи. Для Кабанихи религия – это мрачная сила, подавляющая волю человека, а для Катерины вера – это поэтический мир сказочных образов и высшей справедливости. “… До смерти любила я в церковь ходить! Точно, бывало, я в рай войду, и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда служба кончится”, – вспоминает она. Неволя – главный враг Катерины. Внешние условия ее жизни в Калинове вроде бы ничем не отличаются от обстановки ее детства. Те же мотивы, те же обряды, то есть те же занятия, но “здесь все как будто из-под неволи”, – говорит Катерина. Неволя несовместима со свободолюбивой душой героини. “А горька неволя, ох, как горька”, – говорит она в сцене с ключом, и эти слова, эти мысли подталкивают ее к решению увидеться с Борисом. В поведении Катерины, как говорил Добролюбов, проявился “решительный, цельный русский характер”, который “выдержит себя, несмотря ни на какие препятствия, а когда сил не хватит, то погибнет, но не изменит себе”. Варвара – полная противоположность Катерине. Она не суеверна, не боится грозы, не считает обязательным строгое соблюдение установленных обычаев. По своему положению она не может открыто выступить против матери и поэтому хитрит и обманывает ее. Она надеется, что замужество даст ей возможность уйти из этого дома, вырваться |из “темного царства”. На слова Катерины о том, что она |не умеет ничего скрывать, Варвара отвечает: “Ну, а ведь без этого нельзя! Ты вспомни, где ты живешь! У нас весь |дом на том держится. И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало”. Варвара презирает бесхарактерность брата и возмущается бессердечностью матери, но Катерины ей не понять. Ее интересует и волнует только внешняя сторона жизни. Она смирилась и приспособилась к законам окружающего ее старого мира. Лариса, в отличие от Катерины, выросла и была воспитана в условиях, где слабого унижают, где выживает сильнейший. В ее характере нет той цельности, которая есть в Катерине. Поэтому Лариса не стремится, да и не может воплотить в жизнь свои мечты и желания. Ее имя в переводе с греческого означает “Чайка”. Эта птица ассоциируется с чем-то белым, легким, пронзительно кричащим. И этот образ полностью соответствует Ларисе. У Катерины и Ларисы разное воспитание, разные характеры, разный возраст, но объединяет их желание любить и быть любимыми, найти понимание, одним словом, стать счастливыми. И каждая идет к этой цели, преодолевая препятствия созданные устоями общества. Катерина не может соединиться с любимым человеком и находит выход в смерти. У Ларисы положение более сложное. Она разочаровалась в любимом человеке и перестала верить в существование любви и счастья. Поняв, что ее окружают ложь и обман, Лариса видит два выхода из сложившегося положения: либо поиск материальных ценностей, либо смерть. И при стечении обстоятельств, она выбирает первое. Но автору не хочется видеть в ней заурядную зависимую женщину, и она уходит из жизни.