Повести И.П. Белкина — история создания, анализ и список произведений


Интересные факты

После написания пяти пушкинских произведений, имеющих разные названия, становится популярным жанр реалистичной прозы. Если кратко, повести отличаются прозрачностью и простотой подачи, в них отчетливо просматриваются суровость и смиренность будничной жизни разных людей. Однако современники не восприняли прозаический опыт писателя. Белинский называл творения вполне сносными и говорил, что они подойдут разве что для прочтения от скуки. Он приравнивал их к сказкам, часто читаемым в семейном кругу, которые по уровню подходили начинающему писателю, а не талантливому Пушкину.

Повести были написаны за короткий промежуток времени. Их авторство писатель отдает Белкину, сам же представляется обычным издателем и сохраняет анонимность. Почему он так поступил, неизвестно. Уже в предисловии становится понятно, что Иван Петрович является выходцем из семейства секунд-майора, его воспитанием занимался деревенский дьячок. Белкин проходил службу в егерском полку. После выхода в отставку он принялся управлять имением, доставшимся ему по наследству, но дела шли не слишком хорошо. Эта личность:

  • честная;
  • стыдливая;
  • ничем сильно не выдающаяся;
  • умеренно относящаяся к излишествам.

В зрелом возрасте у Белкина проявились навыки к сочинительству, дала о себе знать увлеченность словесностью. На первый взгляд может показаться, что повести написаны просто и непринужденно, но их сюжетная линия выстроена довольно сложно. В текстах повествование ведется несколькими рассказчиками, из них выделяются:

  • вымышленный герой в лице Ивана Петровича;
  • ироничный писатель, а по совместительству и издатель;
  • персонажи, поведавшие Белкину жизненные истории.

При подробном изучении произведений у читателя складывается впечатление, что они являются частью реальной жизни и созданы разными авторами. Пушкин воспользовался необычной повествовательной системой, которая полностью смогла сломать привычные литературные подходы с романтичными штампами.

Этим он стремился передать непредсказуемость жизни, реальность которой гораздо интереснее вымышленных и фантазийных приемов. Главным связующим звеном между произведениями выступает именно такая идея. Уже во время публикации был изменен порядок расположения текстов в соответствии с датой их создания.

История создания

Пять повестей, созданных в Болдинский период, открыли новый жанр — реалистическая проза. Пушкин создал особенную систему повествования, которая вошла в конфликт с традиционными штампами и литературными клише. Автор показал, что реальная (непридуманная) жизнь намного интереснее фантазийных сюжетов. Однако критик Белинский не оценил подвижнический жест великого поэта и назвал творение «сказками для семейного чтения».

Повести были задуманы автором еще в 1829 году, но были завершены годом позже. После завершения работы Пушкин написал своему другу Плетневу, что намерен опубликовать произведение под вымышленным именем Белкина, чтобы избежать язвительной критики Булгарина.

История о гробовщике

Повесть «Гробовщик» написана 9 сентября. Ее рассказал автору приказчик Б. В. Писатель подробно повествует о новоселье гробовщика Андриана Прохорова. Герой переехал со своими дочками на Никитскую улицу с Басманной, он сразу же открывает похоронную лавку. Вскоре его приглашает в гости сосед Готлиб Шульц, немец по происхождению. Во время гуляния один из пришедших предлагает поднять бокалы за тех, на ком в процессе работы получается зарабатывать. Прохорову он предлагает «выпить за здоровье мертвецов».

Такое отношение сильно разозлило главного героя. Он пообещал пригласить на свое новоселье мертвецов, которых обслуживал. Через некоторое время Андриан подготавливал к похоронам умершую женщину. По возвращении домой поздней ночью он в калитке увидел человека, которого пригласил в дом. Это был покойный бригадир.

Зайдя в жилище, гробовщик видит людей, которые были им схоронены. Здесь же появляется П. П. Курилкин, от которого к похоронам остался только скелет… В этот момент Прохоров просыпается и понимает, что все случившееся было только страшным сном. История остается незавершенной, у читателя есть возможность самостоятельно закончить ее.

Повести покойного Ивана Петровича Белкина — Александр Пушкин

Целый день Вла­ди­мир был в разъ­езде. Утром был он у жад­рин­ского свя­щен­ника; насилу с ним уго­во­рился; потом поехал искать сви­де­те­лей между сосед­ними поме­щи­ками. Пер­вый, к кому явился он, отстав­ной соро­ка­лет­ний кор­нет Дра­вин, согла­сился с охо­тою. Это при­клю­че­ние, уве­рял он, напо­ми­нало ему преж­нее время и гусар­ские про­казы. Он уго­во­рил Вла­ди­мира остаться у него ото­бе­дать и уве­рил его, что за дру­гими двумя сви­де­те­лями дело не ста­нет. В самом деле, тот­час после обеда яви­лись зем­ле­мер Шмит, в усах и шпо­рах, и сын капи­тан-исправ­ника, маль­чик лет шест­на­дцати, недавно посту­пив­ший в уланы. Они не только при­няли пред­ло­же­ние Вла­ди­мира, но даже кля­лись ему в готов­но­сти жерт­во­вать для него жиз­нию. Вла­ди­мир обнял их с вос­тор­гом и поехал домой приготовляться.

Уже давно смер­ка­лось. Он отпра­вил сво­его надеж­ного Терешку в Нена­ра­дово с своею трой­кою и с подроб­ным, обсто­я­тель­ным нака­зом, а для себя велел зало­жить малень­кие сани в одну лошадь, и один без кучера отпра­вился в Жад­рино, куда часа через два должна была при­е­хать и Марья Гав­ри­ловна. Дорога была ему зна­кома, а езды всего два­дцать минут.

Но едва Вла­ди­мир выехал за око­лицу в поле, как под­нялся ветер и сде­ла­лась такая метель, что он ничего не взви­дел. В одну минуту дорогу занесло; окрест­ность исчезла во мгле мут­ной и жел­то­ва­той, сквозь кото­рую летели белые хло­пья снегу; небо сли­лося с зем­лею. Вла­ди­мир очу­тился в поле и напрасно хотел снова попасть на дорогу; лошадь сту­пала наудачу и поми­нутно то въез­жала на сугроб, то про­ва­ли­ва­лась в яму; сани поми­нутно опро­ки­ды­ва­лись; Вла­ди­мир ста­рался только не поте­рять насто­я­щего направ­ле­ния. Но ему каза­лось, что уже про­шло более полу­часа, а он не доез­жал еще до Жад­рин­ской рощи. Про­шло еще около десяти минут; рощи все было не видать. Вла­ди­мир ехал полем, пере­се­чен­ным глу­бо­кими овра­гами. Метель не ути­хала, небо не про­яс­ня­лось. Лошадь начи­нала уста­вать, а с него пот катился гра­дом, несмотря на то, что он поми­нутно был по пояс в снегу.

Нако­нец он уви­дел, что едет не в ту сто­рону. Вла­ди­мир оста­но­вился: начал думать, при­по­ми­нать, сооб­ра­жать, и уве­рился, что должно было взять ему вправо. Он поехал вправо. Лошадь его чуть сту­пала. Уже более часа он был в дороге. Жад­рино должно было быть неда­леко. Но он ехал, ехал, а полю не было конца. Все сугробы да овраги; поми­нутно сани опро­ки­ды­ва­лись, поми­нутно он их поды­мал. Время шло; Вла­ди­мир начи­нал сильно беспокоиться.

Нако­нец в сто­роне что-то стало чер­неть. Вла­ди­мир пово­ро­тил туда. При­бли­жа­ясь, уви­дел он рощу. Слава богу, поду­мал он, теперь близко. Он поехал около рощи, наде­ясь тот­час попасть на зна­ко­мую дорогу или объ­е­хать рощу кру­гом: Жад­рино нахо­ди­лось тот­час за нею. Скоро нашел он дорогу и въе­хал во мрак дерев, обна­жен­ных зимою. Ветер не мог тут сви­реп­ство­вать; дорога была глад­кая; лошадь обод­ри­лась, и Вла­ди­мир успокоился.

Но он ехал, ехал, а Жад­рина было не видать; роще не было конца. Вла­ди­мир с ужа­сом уви­дел, что он заехал в незна­ко­мый лес. Отча­я­ние овла­дело им. Он уда­рил по лошади; бед­ное живот­ное пошло было рысью, но скоро стало при­ста­вать и через чет­верть часа пошло шагом, несмотря на все уси­лия несчаст­ного Владимира.

Мало-помалу дере­вья начали редеть, и Вла­ди­мир выехал из лесу; Жад­рина было не видать. Должно было быть около полу­ночи. Слезы брыз­нули из глаз его; он поехал наудачу. Погода утихла, тучи рас­хо­ди­лись, перед ним лежала рав­нина, устлан­ная белым вол­ни­стым ков­ром. Ночь была довольно ясна. Он уви­дел невда­леке дере­вушку, состо­я­щую из четы­рех или пяти дво­ров. Вла­ди­мир поехал к ней. У пер­вой избушки он выпрыг­нул из саней, под­бе­жал к окну и стал сту­чаться. Через несколько минут дере­вян­ный ста­вень под­нялся, и ста­рик высу­нул свою седую бороду. «Что те надо?» – «Далеко ли Жад­рино?» – «Жад­рино-то далеко ли?» – «Да, да! Далеко ли?» – «Неда­лече; верст деся­ток будет». При сем ответе Вла­ди­мир схва­тил себя за волосы и остался недви­жим, как чело­век, при­го­во­рен­ный к смерти.

«А отколе ты?» – про­дол­жал ста­рик. Вла­ди­мир не имел духа отве­чать на вопросы. «Можешь ли ты, ста­рик, – ска­зал он, – достать мне лоша­дей до Жад­рина?» – «Каки у нас лошади», – отве­чал мужик. – «Да не могу ли взять хоть про­вод­ника? Я заплачу, сколько ему будет угодно». – «Постой, – ска­зал ста­рик, опус­кая ста­вень, – я те сына вышлю; он те про­во­дит». Вла­ди­мир стал дожи­даться. Не про­шло минуты, он опять начал сту­чаться. Ста­вень под­нялся, борода пока­за­лась. «Что те надо?» – «Что ж твой сын?» – «Сей­час выдет, обу­ва­ется. Али ты про­зяб? – взойди погреться». – «Бла­го­дарю, высы­лай ско­рее сына».

Ворота заскры­пели; парень вышел с дуби­ною и пошел впе­ред, то ука­зы­вая, то отыс­ки­вая дорогу, зане­сен­ную сне­го­выми сугро­бами. «Кото­рый час?» – спро­сил его Вла­ди­мир. «Да уж скоро расс­ве­нет», – отве­чал моло­дой мужик. Вла­ди­мир не гово­рил уже ни слова.

Пели петухи, и было уже светло, как достигли они Жад­рина. Цер­ковь была заперта. Вла­ди­мир запла­тил про­вод­нику и поехал на двор к свя­щен­нику. На дворе тройки его не было. Какое изве­стие ожи­дало его!

Но воз­вра­тимся к доб­рым нена­ра­дов­ским поме­щи­кам и посмот­рим, что-то у них делается.

А ничего.

Ста­рики просну­лись и вышли в гости­ную. Гав­рила Гав­ри­ло­вич в кол­паке и бай­ко­вой куртке, Прас­ко­вья Пет­ровна в шла­форке на вате. Подали само­вар, и Гав­рила Гав­ри­ло­вич послал дев­чонку узнать от Марьи Гав­ри­ловны, каково ее здо­ро­вье и как она почи­вала. Дев­чонка воро­ти­лась, объ­яв­ляя, что барышня почи­вала-де дурно, но что ей-де теперь легче и что она-де сей­час при­дет в гости­ную. В самом деле, дверь отво­ри­лась, и Марья Гав­ри­ловна подо­шла здо­ро­ваться с папень­кой и с маменькой.

«Что твоя голова, Маша?» – спро­сил Гав­рила Гав­ри­ло­вич. «Лучше, папенька», – отве­чала Маша. «Ты, верно, Маша, вче­рась уго­рела», – ска­зала Прас­ко­вья Пет­ровна. «Может быть, маменька», – отве­чала Маша.

День про­шел бла­го­по­лучно, но в ночь Маша зане­могла. Послали в город за лека­рем. Он при­е­хал к вечеру и нашел боль­ную в бреду. Откры­лась силь­ная горячка, и бед­ная боль­ная две недели нахо­ди­лась у края гроба.

Никто в доме не знал о пред­по­ло­жен­ном побеге. Письма, нака­нуне ею напи­сан­ные, были сожжены; ее гор­нич­ная никому ни о чем не гово­рила, опа­са­ясь гнева гос­под. Свя­щен­ник, отстав­ной кор­нет, уса­стый зем­ле­мер и малень­кий улан были скромны, и неда­ром. Терешка-кучер нико­гда ничего лиш­него не выска­зы­вал, даже и во хмелю. Таким обра­зом тайна была сохра­нена более чем полу­дю­жи­ною заго­вор­щи­ков. Но Марья Гав­ри­ловна сама в бес­пре­стан­ном бреду выска­зы­вала свою тайну. Однако ж ее слова были столь несо­об­разны ни с чем, что мать, не отхо­див­шая от ее постели, могла понять из них только то, что дочь ее была смер­тельно влюб­лена во Вла­ди­мира Нико­ла­е­вича и что, веро­ятно, любовь была при­чи­ною ее болезни. Она сове­то­ва­лась со своим мужем, с неко­то­рыми сосе­дями, и нако­нец еди­но­гласно все решили, что, видно, такова была судьба Марьи Гав­ри­ловны, что суже­ного конем не объ­едешь, что бед­ность не порок, что жить не с богат­ством, а с чело­ве­ком, и тому подоб­ное. Нрав­ствен­ные пого­ворки бывают уди­ви­тельно полезны в тех слу­чаях, когда мы от себя мало что можем выду­мать себе в оправдание.

Станционный смотритель

Белкин написал повесть 14 сентября, услышав рассказ советника А. Г. Н. В ней идет речь о жизненных буднях станционного смотрителя Вырина, который лично вел повествование о своей дочке. Читателям изначально может показаться развитие сюжета предельно простым, но он неожиданно изменяется. Все подробно представлено картинками из жизни блудного сына.

Дочка станционного смотрителя Дуня слывет настоящей красавицей. Проезжавший мимо станции состоятельный гусар Минский обращает на нее внимание, притворяется больным, чтобы задержаться и ближе познакомиться с отцом девушки. Позже молодой человек предлагает Дуне проехать вместе в церковь, куда та собралась. Отец отпускает дочь, но через некоторое время узнает, что она увезена в Санкт-Петербург.

Дуня стала содержанкой гусара. Отец Вырин требует отпустить девушку, на что получает отказ. Минский утверждает, что юная красавица успела привыкнуть к роскошной жизни. Убитый горем станционный смотритель возвращается домой и безнадежно спивается.

Спустя время на его могилу приходит приятно одетая женщина с тремя детьми. Она долго и безутешно плачет. Это и была дочь станционного смотрителя.

Барышня-крестьянка

Автор закончил работу над рассказом 20 сентября. С историей, положенной в основу сюжета, его познакомила девушка К. И. Т.

Дочка помещика Елизавета выдает себя за крестьянку, намереваясь завести дружбу с сыном соседа, который не может найти общего языка с ее отцом. Девушка сразу же понравилась Алексею. Он сближается с ней, тайно встречается, обучает грамоте. На охоте отцы молодых людей встречаются и между ними завязывается дружба. Сблизившись, они намерены обвенчать своих детей, но юноша категорически против, поскольку считает, что влюблен в крестьянку. Он отправляется в дом Муромских, где неожиданно встречается со своей возлюбленной. Алексей прощает Лизе ее шалость и соглашается на ней жениться.

Рассказ о выстреле

Список повестей Белкина содержит рассказ «Выстрел», написанный 14 октября. В истории принимают участие Сильвио, граф и подполковник И. Л. П. Главный персонаж описывает сюжет своей жизненной истории. Она напрямую связана с местью, которую должен понести человек, надменно оскорбивший самолюбие героя. В планы входит нанесение неожиданного удара обидчику в момент, когда тот научится ценить собственную жизнь больше всего.

Однако в самом конце произведения планы резко изменяются, и выстрел, предназначенный графу, направляется в картину. Судьба с главным героем сыграла злую шутку, его настигает гибель в месте, где не велись сражения и не звучали выстрелы. Это был бой под Скулянами, где персонаж сложил голову в рукопашной схватке.

Онлайн чтение книги Повести Белкина От издателя

Взявшись хлопотать об издании Повестей И. П. Белкина, предлагаемых ныне публике, мы желали к оным присовокупить хотя краткое жизнеописание покойного автора и тем отчасти удовлетворить справедливому любопытству любителей отечественной словесности. Для сего обратились было мы к Марье Алексеевне Трафилиной, ближайшей родственнице и наследнице Ивана Петровича Белкина; но, к сожалению, ей невозможно было нам доставить никакого о нем известия, ибо покойник вовсе не был ей знаком. Она советовала нам отнестись по сему предмету к одному почтенному мужу, бывшему другом Ивану Петровичу. Мы последовали сему совету, и на письмо наше получили нижеследующий желаемый ответ. Помещаем его безо всяких перемен и примечаний, как драгоценный памятник благородного образа мнений и трогательного дружества, а вместе с тем, как и весьма достаточное биографическое известие.

Милостивый Государь мой **** !

Почтеннейшее письмо ваше от 15-го сего месяца получить имел я честь 23 сего же месяца, в коем вы изъявляете мне свое желание иметь подробное известие о времени рождения и смерти, о службе, о домашних обстоятельствах, также и о занятиях и нраве покойного Ивана Петровича Белкина, бывшего моего искреннего друга и соседа по поместьям. С великим моим удовольствием исполняю сие ваше желание и препровождаю к вам, милостивый государь мой, все, что из его разговоров, а также из собственных моих наблюдений запомнить могу.

Иван Петрович Белкин родился от честных и благородных родителей в 1798 году в селе Горюхине. Покойный отец его, секунд-майор Петр Иванович Белкин, был женат на девице Пелагее Гавриловне из дому Трафилиных. Он был человек не богатый, но умеренный, и по части хозяйства весьма смышленый. Сын их получил первоначальное образование от деревенского дьячка. Сему-то почтенному мужу был он, кажется, обязан охотою к чтению и занятиям по части русской словесности. В 1815 году вступил он в службу в пехотный егерский полк (числом не упомню), в коем и находился до самого 1823 года. Смерть его родителей, почти в одно время приключившаяся, понудила его подать в отставку и приехать в село Горюхино, свою отчину.

Вступив в управление имения, Иван Петрович, по причине своей неопытности и мягкосердия, в скором времени запустил хозяйство и ослабил строгий порядок, заведенный покойным его родителем. Сменив исправного и расторопного старосту, коим крестьяне его (по их привычке) были недовольны, поручил он управление села старой своей ключнице, приобретшей его доверенность искусством рассказывать истории. Сия глупая старуха не умела никогда различить двадцатипятирублевой ассигнации от пятидесятирублевой; крестьяне, коим она всем была кума, ее вовсе не боялись; ими выбранный староста до того им потворствовал, плутуя заодно, что Иван Петрович принужден был отменить барщину и учредить весьма умеренный оброк; но и тут крестьяне, пользуясь его слабостию, на первый год выпросили себе нарочитую льготу, а в следующие более двух третей оброка платили орехами, брусникою и тому подобным; и тут были недоимки.

Быв приятель покойному родителю Ивана Петровича, я почитал долгом предлагать и сыну свои советы и неоднократно вызывался восстановить прежний, им упущенный, порядок. Для сего, приехав однажды к нему, потребовал я хозяйственные книги, призвал плута старосту и в присутствии Ивана Петровича занялся рассмотрением оных. Молодой хозяин сначала стал следовать за мною со всевозможным вниманием и прилежностию; но как по счетам оказалось, что в последние два года число крестьян умножилось, число же дворовых птиц и домашнего скота нарочито уменьшилось, то Иван Петрович довольствовался сим первым сведением и далее меня не слушал, и в ту самую минуту, как я своими разысканиями и строгими допросами плута старосту в крайнее замешательство привел и к совершенному безмолвию принудил, с великою моею досадою услышал я Ивана Петровича крепко храпящего на своем стуле. С тех пор перестал я вмешиваться в его хозяйственные распоряжения и предал его дела (как и он сам) распоряжению всевышнего.

Сие дружеских наших сношений нисколько, впрочем, не расстроило; ибо я, соболезнуя его слабости и пагубному нерадению, общему молодым нашим дворянам, искренно любил Ивана Петровича; да нельзя было и не любить молодого человека столь кроткого и честного. С своей стороны Иван Петрович оказывал уважение к моим летам и сердечно был ко мне привержен. До самой кончины своей он почти каждый день со мною виделся, дорожа простою моею беседою, хотя ни привычками, ни образом мыслей, ни нравом мы большею частию друг с другом не сходствовали.

Иван Петрович вел жизнь самую умеренную, избегал всякого рода излишеств; никогда не случалось мне видеть его навеселе (что в краю нашем за неслыханное чудо почесться может); к женскому же полу имел он великую склонность, но стыдливость была в нем истинно девическая.[1]Следует анекдот, коего мы не помещаем, полагая его излишним; впрочем, уверяем читателя, что он ничего предосудительного памяти Ивана Петровича Белкина в себе не заключает. (Прим. А. С. Пушкина.)

Кроме повестей, о которых в письме вашем упоминать изволите, Иван Петрович оставил множество рукописей, которые частию у меня находятся, частию употреблены его ключницею на разные домашние потребы. Таким образом прошлою зимою все окна ее флигеля заклеены были первою частию романа, которого он не кончил. Вышеупомянутые повести были, кажется, первым его опытом. Они, как сказывал Иван Петрович, большею частию справедливы и слышаны им от разных особ.[2]В самом деле, в рукописи г. Белкина над каждой повестию рукою автора надписано: слышано мною от такой-то особы (чин или звание и заглавные буквы имени и фамилии). Выписываем для любопытных изыскателей: «Смотритель» рассказан был ему титулярным советником A. Г. Н., «Выстрел» подполковником И. Л. П., «Гробовщик» приказчиком Б. В., «Метель» и «Барышня» девицею К. И. Т. (Прим. А. С. Пушкина.) Однакож имена в них почти все вымышлены им самим, а названия сел и деревень заимствованы из нашего околодка, отчего и моя деревня где-то упомянута. Сие произошло не от злого какого-либо намерения, но единственно от недостатка воображения.

Иван Петрович осенью 1828 года занемог простудною лихорадкою, обратившеюся в горячку, и умер, несмотря на неусыпные старания уездного нашего лекаря, человека весьма искусного, особенно в лечении закоренелых болезней, как то мозолей и тому подобного. Он скончался на моих руках на тридцатом году от рождения и похоронен в церкви села Горюхина близ покойных его родителей.

Иван Петрович был росту среднего, глаза имел серые, волоса русые, нос прямой; лицом был бел и худощав.

Вот, милостивый государь мой, все, что мог я припомнить касательно образа жизни, занятий, нрава и наружности покойного соседа и приятеля моего. Но в случае, если заблагорассудите сделать из сего моего письма какое-либо употребление, всепокорнейше прошу никак имени моего не упоминать; ибо хотя я весьма уважаю и люблю сочинителей, но в сие звание вступить полагаю излишним и в мои лета неприличным. С истинным моим почтением и проч.

1830 году. Ноября 16.

Село Ненарадово

Почитая долгом уважить волю почтенного друга автора нашего, приносим ему глубочайшую благодарность за доставленные нам известия и надеемся, что публика оценит их искренность и добродушие.
А. П.

Метель и ее краткий обзор

Следующей в списке идет повесть «Метель», она появилась 20 октября. В биографии Белкина указано, что он услышал историю от девушки К. И. Т.

Главными героями придумана жизненная романтическая линия с побегом и проведением тайного венчания, после чего должно быть получено прощение за содеянный проступок от родителей. Но планам не суждено сбыться из-за разбушевавшейся метели. Марье Гавриловне пришлось стать женой незнакомца. Что касается ее жениха, то его в скором времени настигает гибель. Судьба неожиданно предлагает свою интересную развязку повествования.

Мария Гавриловна и Бурмин вынужденным одиночеством и пережитой войной заслужили счастье, поле чего находят истинную и искреннюю любовь.

В истории создания «Повестей Белкина» присутствует много интересных событий. Они изданы в 1831 году, аудиторией были восприняты на уровне цикла увлекательных «анекдотов». Но некоторые критики утверждают, что эти творения простоваты лишь внешне, на самом же деле они скрывают глубокий смысл. Об этом следует упомянуть при подготовке доклада или проекта в старших классах. Сообщение ученика станет более интересным и познавательным, если использовать данные из Википедии, в которой указано, какие повести входят в сборник.

«Повести Белкина»: анализ цикла

Со времен Белинского многие литературоведы относятся к «Повестям Белкина» как к «изящной безделушке, шалости гения», отмечают авторы учебного пособия для филологов «Цикл А.С. Пушкина “Повести Белкина”» В.Е. Хализев и С.В. Шешунова. Однако повести эти не так уж просты: чем больше узнаешь о Пушкине и его эпохе, тем больше нового в них открывается.

Все произведения цикла написаны Пушкиным в считанные дни, легко и стремительно. Анна Ахматова назвала «Повести Белкина» «воздушной громадой»: они выглядят предельно простыми и легкими лишь благодаря мастерству автора. Нельзя забывать, что это тот самый Пушкин, что уже написал «Евгения Онегина».

Проблематика произведений при этом убрана в подтекст: автор не поучает и не читает мораль. Его отношение чаще звучит в форме ненавязчивой шутки. «Повести Белкина» — это «творение одновременно и серьезное по мысли и насквозь шутливое по тону», пишут Хализев и Шешунова.

«Повести Белкина» содержат массу литературных аллюзий: отсылок к Шекспиру, Вальтеру Скотту, Байрону, Грибоедову, Баратынскому, Мериме, Марлинскому. В шутку и всерьез используются приемы романтизма и сентиментализма. Значительный пласт произведения составляет скрытая полемика с современными Пушкину авторами о литературе и российской жизни.

Иван Петрович Белкин: загадка подставного автора

Образ Ивана Петровича Белкина автор придумал уже после того, как написал первые три повести. Однако литературоведы отмечают, что образ рассказчика, не тождественный самому Пушкину, присутствует во всех произведениях цикла. При этом одни считают этот образ крайне важным для понимания повестей, другие — незначительным.

Белкин — фигура загадочная, описанная лишь вскользь. Он сам — отражение «белкинского мира», описанного в повестях: такой же простой и человечный, знакомый с новыми веяниями просвещенной эпохи, при этом не интеллектуал. Пушкин в одном из писем назвал своего Белкина «славным малым».

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]