«Какое значение имеет образ Фирса в пьесе «Вишнёвый сад»»

Внешность и поведение

Как подобает отлично выдрессированному слуге, Фирс аккуратен и чистоплотен, как и учили его господствующие над ним дворяне. Встречать свою хозяйку Любовь Андреевну Раневскую, вернувшуюся из Парижа, старый лакей ездил одетый в старинную ливрею и высокую шляпу. В доме он ходит в пиджаке, белой жилетке, туфлях. Перед тем, как прислуживать господам за столом он надевает белые перчатки. На балу, устроенном Раневской, Фирс прислуживает во фраке, разносит гостям сельтерскую воду.

Несмотря на то, что Фирс опирается на палочку, ходит он торопливо, стараясь успеть угодить своим господам, позаботиться о них. В свои 87 лет он плохо слышит и что-то тихо бормочет себе под нос. Его ум ещё не помрачён старческим маразмом с прочими «прелестями» преклонного возраста.

Популярные сочинения

  • Сочинение Платон Каратаев в романе Война и мир (Образ и характеристика)
    Платон Каратаев является второстепенным героем произведения. Пятидесятилетний мужчина являлся выходцем из крестьянской семьи. Он добрый, имеет положительный образ в романе
  • Сочинение Роль художественной детали в рассказе Хамелеон Чехова
    А. П. Чехов является мастером короткого рассказа. Обладает умением в небольших, незатейливых рассказах раскрыть сюжет и характер персонажей.
  • Сочинение Характеристика Калиныча в рассказе Хорь и Калиныч
    Образ Калиныча противопоставлен в рассказе рассудительному и хозяйственному Хорю. Калиныч олицетворяет поэтическую сторону русского национального характера

Характер, взгляды на жизнь

Фирс олицетворяет прошлое. Он насквозь пропитан стариной не только физически, а больше по внутреннему ощущению. Фирс родился и первую половину жизни прожил при крепостном праве. Он называет отмену крепостного права несчастьем, до сих пор помнит таинственные приметы, которые, по его мнению, предвещали это несчастье: кричала сова, и беспрерывно гудел самовар. Это знак того, что герой по натуре своей фаталист — целиком поклоняющийся судьбе человек, который верит в то, что ему свыше что-то «предначертали».

Родился слугой? Знай своё место. У природы не бывает плохой погоды. Она делает ровно то, что должна: расставляет живых существ по иерархиям. Рассудительному и рациональному Фирсу кажется справедливым и логичным то, что маленький процент людей господствует, а большинство подчиняется чужой воле лишь на основании эфемерного статуса, избранности Богом и т. д. Его размышления отталкиваются от традиций и принятых в обществе обычаев. По сути, от тех вещей, которые нельзя рационально осмыслить, а нужно только принять, сливаясь с обществом.

Крепостное право для этого старого слуги — воплощение стабильности, надёжности, порядка. В этом он схож с Ипатом, персонажем поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» (глава «Подкидыш»). Оба эти холопа отмену крепостного права не одобряли, хотели и дальше быть верными рабами своих хозяев-дворян.

Отношение Фирса к вишнёвому саду — это символическое отношение его к прежнему времени, старым порядкам. Он вспоминает, как раньше в имении Раневских из вишни делали варенье, мариновали её, мочили, а сушёную отправляли возами в Москву и Харьков, и это приносило большую выгоду. Тогда знали способ, как сушить вишню, чтобы она была сочная, мягкая, душистая, но способ этот уже забыт.

Несмотря на чудность нрава, старый лакей заслуживает уважение за те черты характера, которыми он одарён в избытке — честностью, терпением и трудолюбием. Также он чтит память родителей теперешних хозяев усадьбы.

Фирс

Произведения, созданные Антоном Павловичем Чеховым, заслуженно вписаны в перечень сочинений, составляющих основу классической драматургии. Пьеса «Вишневый сад» присутствует в репертуаре большинства драматических театров и считается одной из часто выбираемых для постановки на сцене.

Произведение представляет читателю характерных персонажей, свойственных философии Чехова. На фоне героев первого плана выделяются и второстепенные действующие лица. К таковым относится камердинер Фирс.

История создания

Писатель Антон Павлович Чехов

Старик служит в доме Раневской более полувека. Он олицетворяет собой прошлое России, так как его биография тесно связана с давно прошедшими временами. Фирс был слугой при дедушке главных героев, когда деревья вишневого сада были молодыми.

Старый уклад жизни формирует взгляды камердинера, потворствующего старым порядкам. Прототипом образа Фирса можно считать Ипата, лакея, описанного Некрасовым в поэме «Кому на Руси жить хорошо».

Равно как и Фирс, Ипат отрекся от личной свободы после отмены крепостного права и предпочел роль слуги, к которой привык за годы работы в доме князя.

Подобно Ипату, Фирс вспоминает юность своих господ, их прихоти и навязчивые идеи. Вопреки сатирической характеристике Ипата, Фирс получает поддержку от автора. Чехов понимает своего героя и благоволит ему. Из уст камердинера вырываются фразы, описывающие мысли драматурга и идею пьесы.

Фирса отличает любовь к порядку, проявляемая в действиях и в быту. В престарелом возрасте он анализирует окружающую его атмосферу в стране и в доме и понимает, что привычный уклад вещей пропал, что все пришло в разрозненное состояние. Нестабильность ощущают и другие герои произведения.

Фирс

Автор устами Фирса называет его и других персонажей «недотепами», людьми, неспособными принять жизнь. Это отчетливо изображается в описании отношения к вишневому саду. Фирс видит его молодым, как в прошлом, Гаев – возможностью козырнуть, а Лопахин вырубает деревья, пытаясь спасти. Аня и Петя задумываются об устройстве новых садов, а не о сохранении старого.

Судьба Фирса крепко связана с усадьбой. Чехов описал его верным слугой. Такой тип героя встречается в произведениях «Недоросль» Фонвизина, «Евгений Онегин» Пушкина, «Обломов» Гончарова. Представитель старой России, ее духа, культуры, традиций и веры, многогранный глубокий персонаж сравнивается с героями, провозглашающими идеалы нового времени.

Пьеса «Вишневый сад»

Иллюстрация к пьесе “Вишневый сад”

Поклонник крепостничества, старый Фирс демонстрирует неразрушимую, веками лелеемую связь слуги и барина. Отмена привычной кабалы разрушает его жизнь, так как теперь он становится лишним и ненужным в обществе, где еще недавно на него опирался весь быт.

Поэтому вокруг мужчины царит непонятный ему хаос. Фирс выступает своеобразным хранителем семейного гнезда, следит за хозяйством, остается нянькой для выросших на его глазах барчуков, продолжая следить за их внешним видом.

Несмотря на отстраненность от жизненных реалий, Фирс сохраняет способность рационально мыслить.

Привязанность к хозяевам связана у героя с искренними переживаниями, так как он потратил на них свою жизнь. Поэтому он трогательно плачет при встрече с Раневской и продолжает оправлять одежду Гаева.

Оставшись в запертом на зиму доме, перед смертью Фирс не думает о своих нуждах, хотя к этому располагает обретенная свобода. Его больше волнует то, как чувствуют себя его подопечные, которые забыли о нем.

Раневская и Гаев

Контрастно выглядит непутевый франт Яша, состоящий при недалекой барышне Раневской, на фоне основательного Фирса. Старик погибает без внимания, потому что до него никому нет дела, хотя окружающие видят его состояние.

Чехов проводит своеобразные параллели между хозяевами и слугами. В сравнении с Дуняшей и Яшей, копирующими нравы господ, Фирс олицетворяет качества, которых не хватает нынешним дворянам. Мудрый, верный своему делу и дорогим людям, преданный и добрый Фирс вызывает уважение автора и читателя.

Экранизации

Пьеса «Вишневый сад» востребована среди театральных постановщиков. Каждый режиссер рано или поздно обращается к творчеству Чехова, таящему в себе идеи, актуальность которых не теряется с течением времени.

Философия драматурга интересна и кинопостановщикам, поэтому произведение часто экранизируют. «Вишневый сад» можно было увидеть на экранах с 1936 года. Первым режиссером, обратившим внимание на пьесу, стал Тиэко Хагиясяма.

Затем коллеги из Британии и Германии предлагали вниманию публики многосерийные телевизионные проекты по мотивам пьесы.

Первые полнометражные работы по мотивам произведения Чехова появились во второй половине 20 века.

Игорь Ильинский в роли Фирса (кадр из фильма “Вишневый сад”)

Актер Игорь Ильинский воплотил образ старого камердинера в картине 1983 года. Он же выступил режиссером фильма. Пол Карран сыграл роль слуги в ленте 1991 года.

Александр Граве выступил в образе Фирса в ленте 1993 года Анны Чернаковой «Вишневый сад. Фантазии на тему». В фильме Михалиса Какояниса 1999 года Фирса сыграл Майкл Гоф.

Игорь Ясулович изобразил камердинера Гаева и Раневской в картине «Сад» Сергея Овчарова, снятой в 2008 году.

Отношение к окружающим

К своим господам Фирс относится с большой любовью, они для него — самые близкие люди. Когда приехала Раневская, которая не была в имении пять лет, Фирс даже плакал от радости. «Барыня моя приехала! Дождался! Теперь хоть и помереть…» — радостно говорит он. Старый слуга старается как можно лучше услужить Любови Андреевне: сам хлопочет около кофейника, когда она захотела кофе, кладёт ей подушечку под ноги, чтобы было удобно.

По традиции, Фирс обучает молодёжь, основываясь на своем ценном опыте человека, познавшего много чего в жизни. Господину Гаеву больше пятидесяти лет. Но старому лакею это нисколько не мешает заботиться и быть нужным беззаботному Леониду Андреевичу. Он по-настоящему опекает Гаева: следит, чтобы хозяин во время ложился спать, сам раздевает и одевает его, чистит его одежду щёткой, следит, чтобы одевался по погоде, приносит ему пальто и заставляет надеть, чтобы не простудился. Даже оставшись забытым в заколоченном доме, старый слуга переживает, что недоглядел за Гаевым и тот поехал в лёгком пальто, а не в шубе. О Леониде Андреевиче он часто говорит: «Молодо-зелено!» Фирс так заботится о своём барине и говорит с ним как с ребёнком, наставительно, иногда даже укоризненно, что Гаев как-то сказал ему: «Надоел ты, брат!»

У Фирса сформированное мнение насчёт взаимоотношений людей. Самыми крепкими являются — нет, не родственные и даже не дружеские, — а отношения между рабом и господином. Старый слуга — только за тесные отношения, потому что у него, кроме хозяев, больше никого нет. А как же свобода — неотъемлемое право любого человека? Для кого-то это право, а для Фирса ни с чем несравнимое ощущение несчастья и покинутости. Отмену крепостного права он называет несчастьем и говорит, что «не согласился на волю, остался при господах».

К горничной Дуняше Фирс относится строго. Когда она на балу сообщила, что почтовый чиновник сказал ей комплимент, лакей предупредил её, чтобы она была осторожнее: «Закрутишься ты».

Фирс называет недотёпой Дуняшу, когда она забыла принести для Раневской к кофе сливки, и Яшу, когда он сказал что Фирс надоел ему. И, наконец, в конце пьесы оказавшись запертым в заколоченном доме, он говорит себе: «Эх ты… недотёпа!..»

Сочинение Фирс в пьесе Вишневый сад (Образ и характеристика)

В произведении А.П. Чехова “Вишнёвый сад” есть большое количество второстепенных героев, различных по нраву и миропониманию. Писатель творил эту литературную работу в период радикальных преобразований, протекавших после прекращения рабовладельческого строя. Литератор собирался продемонстрировать отличия между последователями прошлого устройства жизни и новым типом людей, которые нашли в себе силы адаптироваться к новой действительности. В числе первых героев литературной работы оказывается Фирс. Он не просто дополняет общий контраст “Вишнёвого сада”, но и ярко показывает все разногласия произведения.
Фирс — умный старец, всегда работал слугой у землевладелицы Раневской. Ему давно стукнуло 87 год, но идти на покой он совсем не хочет. По внешнему виду персонаж ничем не выделяется от всех людей схожего ранга. Он облечен в ветхую безрукавку, рубаху и пиджак. Внизу у Фирса потертые штаны и сверкающие темные туфли. Слуга пытается смотреть за своей одеждой. Он опрятен и чист. Не обращает внимания на собственную дряхлость, Фирсу сохраняет трезвую голову. Его находчивости и трезвости могут позавидовать даже его господа: Раневская и Гаев. Это действующее лицо пытается заботливо обращаться с имуществом хозяев, зная его стоимость. Но в то же время он позитивно относится к помещичьему землевладению. Старец думает, что подобная действительность делает возможным непрерывное развитие страны. Его даже не шокируют мучения селян и остальных резидентов низших сословий.

Фирс упоминается в небольшом числе событий, из-за чего проверить его межличностные отношения с остальными героями рассказа достаточно затруднительно. Но можно подчеркнуть то, что Фирс почтителен с собственными господами. Даже после ликвидации крепостного права он не покинул их и не прекращал самоотверженно служить. Слуга понимал, что его господа не сумеют протянуть и суток без его поддержки. К примеру, Гаев в собственные 50 лет не может влезть в брюки. 87 летний старец не перестает прислуживать им. Он оказался некоторым благодетелем, который поднимает своих детей с колен. Бояре не видят хлопоты и помощь Фирса и обращаются с ним, как к с движимым имуществом. Они думают, что он не заслуживает их внимания.

Необычен и трагичен уход из жизни Фирса под конец литературной работы. Остальные действующие лица, избавившись от поместья и сада, покидают дом. Они не вспоминают своего седого слугу. В результате, обездоленный старец оказывается наедине с собой и уходит в мир иной. Данная картина заключает в себе главную ценность произведения. Писатель стремился показать, что Фирс, как приверженец норм и традиций былых времен, перестает жить и угасает. Со смертью этой личности исчезает настоящий век рабства. А эмигрировавшие действующие лица нашли в себе силы принять необычное для них новое мироустройство и отправились навстречу мечте. Несмотря на дружелюбную натуру Фирса, он не смог бы приспособиться к новым реалиям. Из-за чего слуга и был покинут всеми, как пережиток прошлого.

Судьба Фирса

Фирс всю свою долгую жизнь жил в имении Раневских и прислуживал этим дворянам. Он не желал себе иной судьбы, не тяготился своей крепостной зависимостью. Этот человек всей душой любил своих господ. Когда в России отменили крепостное право, Фирс не согласился уйти из имения Раневских, служил своим господам по-прежнему. Был он старшим камердинером, в его подчинении были слуги. Сейчас в имении обедневших дворян Раневских нет многочисленных слуг, и Фирс сетует, что на весь дом он один. Когда Раневская, увидев, что он нездоров, посылает его спать, старый лакей с усмешкой говорит: «…а без меня тут кто подаст, кто распорядится? Один на весь дом».

Фирс считает себя управляющим в доме. Ну и что, что лакей? Любой хозяин счёл бы такого слугу за подарок судьбы. На самом деле Фирс не может чем-то или кем-то управлять, находясь в подчинённом положении.

Фирс в такой степени покорен своим господам, что не способен сам думать о своей дальнейшей жизни после продажи имения Раневской. «Куда прикажете, туда и пойду», — говорит он Любови Андреевне. Барыня решила отправить заболевшего старика в больницу, а где он будет жить потом, не позаботилась.

В итоге, Фирс, в начале пьесы радовавшийся приезду барыни и сказавший: «Дождался! Теперь хоть и помереть…» — действительно, вынужден будет умереть в заколоченном доме. Его господа, которым он служил верой и правдой всю жизнь, не удосужились точно узнать, отправили ли Фирса в больницу.

Старый лакей, поняв, что остался один в заколоченном доме, говорит сам себе: «Жизнь-то прошла, словно и не жил. <�…> Эх ты… недотёпа!..» Он хотел помереть в усадьбе своих горячо любимых господ, и, действительно, господа, хоть и не намеренно, оставляют его умирать в заколоченном доме.

Роль образа Фирса в пьесе состоит в том, что его воспоминания о прежних временах подчёркивают несостоятельность, духовную пустоту нынешних владельцев имения. Судьба Фирса — приговор бездуховности дворянства.

Сочинение про Фирса

Произведения Гоголя всегда были наполнены темами, которые будоражили умы его современников, заставляя их размышлять над тем или иным вопросом, говоря иначе, он заставлял людей мыслить, пытаясь направить их на путь просветления и осознанности, и неважно кто эти люди.

Так в своём произведении “Вишнёвый сад” он обсуждает с читателем тему отмены крепостного права, возможных последствий данного события, и прочих вещей, насчёт которых неплохо было бы поразмышлять вместе. Собственно, он так и сделал в своём произведении. А именно в данном произведении он размышляет через образ Фирса.

Через его образ автор передаёт нам всю ту гамму эмоций, которую испытывало старое поколение, привыкшее к устоявшимся нормам и правам. Через образ Фирса также прослеживается проблема консерватизма, то есть отрицания всего нового и революционного, так как старое общество привыкло к устоявшимся правилам и не хотело их менять, именно этим и объясняется излишний консерватизм Фирса. Он попросту боится потерять ту жизнь, к которой о привык, и которую он полюбил всем сердцем. А в процессе повествования мы узнаём, что эту самую жизнь у него, можно сказать, отняли, из-за чего он очень сильно негодует, так как привык подчиняться, и быть подчиняемым. Единственным оплотом его старой жизни является вишнёвый сад, в котором он чувствует себя как бы в прошлом, переносясь в то время, которое является для него приятным и лучезарным. Исходя из всего этого, образ Фирса становится понятным и максимально ясным.

Фирс человек старой эпохи, не воспринимающий ничего нового, и не желающий перемен в своей жизни, по правде говоря, его с лёгкостью можно назвать человеком весьма консервативного характера и образа жизни. Так как он привык ко всему старому, отмена крепостного права, что само по себе весьма ново для России, заставляет его чувствовать себя очень неуютно даже дома, и только в своём вишнёвом саду он может ощущать полную безопасность и безмятежность.

Также через его образ, автор говорит с читателем, обсуждая вопрос правильности решения власти отмены крепостного права, так как его терзали подобные мысли, и он часто думал о том, что же может произойти в итого после данного события. Куда же повернет вектор развития его родины после отмены столь ужасной вещи как крепостное право.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]